Состав :
Дядя Вася -Кемерово
Артем- Ленинград
Даниэль- Милан
Фото сделаны на камеру Гоу-Про, которая периодически погружалась в воду для подводной съёмки.
Зимой 2010-2011 года зима была малоснежной, в болотах Томской области весной было мало воды, поэтому таёжные реки были маловодны.
Зимой 2011-2012 года снега выпало столько, что зима прошлого года выглядела как заваленная сугробами.
И вот летом 2012 года мы и отправились в поход.
ОБЬ-ЕНИСЕЙСКИЙ КАНАЛ 2012
( или как мы не прошли даже томскую сторону)
Бесполезная нация!
( дядя Вася )
6 Июля
Идея, зревшая 2 года начала воплощаться в жизнь. Год переписки с итальянцем , и вот он сидит у меня дома.
Всё происходит как-то обыденно, как будто и не готовился столько времени.
Сачала я очень удивился, увидев количество сумок у Даниэля. Пришлось ограничить его «аппетит» одним 70-литрвым рюкзаком. Туда вошли лишь его вещи, и ничего более.
Пришлось настоятельно рекомендовать засунуть туда ещё и общественное снаряжение. Кое-как оно поместилось, но теперь часть личных вещей оказалось снаружи. Вот уж точно, хвост вытащил - клюв застрял. Начинаю понимать, что в мягкий рюкзак 80 литров остатки груза не войдут. Перекладываю всё в старый «Ермак». Получается килограмм 40 – 45. Пожалуй тяжеловато, но деваться уже некуда, да и планируется «с колёс на воду».
Итак, расклад: «Ермак», 2 рюкзака с лодками, рюкзак Даниэля, мешок с вёслами и мешок с разными шмотками не вместившимися никуда. Ещё будет рюкзак Артёма, но в него кое-что войдёт из общественных вещей и купленные им продукты.
Спокойно загрузили это всё в машину, и поехали в Томск. Сразу за городом повис довольно приличный смог от лесных пожаров, тянувшийся затем до Асино.
Добрались без происшествий, правда на Иркутском тракте строится развязка и пришлось слегка поплутать в поисках вокзала Томск-2. Нам нужен поезд "Томск-Белый Яр".
Ждём Артёма. От него никаких известий, телефон молчит, а по времени он уже должен быть с нами.
И здесь слышу радио, передающее местные новости. А радио говорит, что самолеты, прибывшие в Томск задержались на 5 часов из-за дыма над городом. Мне бы задуматься, а я почти не обратил на это внимания.
Прошёл по улице Вокзальной, нашёл магазины, где продукты надо докупить. Артёма всё ещё нет, и это начинает настораживать.
Телефон молчит, и вот когда до отправления остался час, до меня дошло, что и новосибирские самолёты задержали тоже. Наконец смс: «Буду через час». Здорово! До отправления 50 минут. Что ж, Артём, поедешь на такси до Асино.
Пошёл, докупил продукты сам, стою, продумываю варианты. Если опоздает не на много, то доедет на такси до Асино и нагонит поезд , если надолго, то будем ждать уже в Катайге.
40 минут до отправления. Непонятно из какой машины выходит Артём. А оно так и случилось, самолёт посадили из-за смога не в Новосибирске, а в Барнауле. Вот и ехал лишние 4 часа.
Грузимся в вагон. Рюкзак у Артёма замечательный, 70 литров, и лежат в нём только личные вещи, а всё общественное и продукты не вмещается! Так и остался мешок в руках. Хорошо, что у нас 3 места в купе, рюкзаки лежат везде, где только можно. Ехать 6 часов, можно и вздремнуть.
А вот транспортная мили-, ой нет, полиция. Проверяют документы, интересуются наличием оружия. Отвечаю, что это туристский поход, оружия нет, на всём маршруте егеря, т.к. это заказник. Посмотрели паспорта и отстали.
Ужинаем пирожками, спасибо тебе, Таня, за них! Тут же в поезде назвали Даниэля более привычным для русского уха именем Данила.

В поезде "Томск-Белый Яр"
Прибываем в 23-45 в Белый Яр. Мгновенно перегружаемся в «Ниву» к Валере Решетову и едем в Катайгу.
Дорога сплошь песок, дождей нет 1.5 месяца, и печёт как в Крыму.
7 июля
В 5-30 мы у реки Кеть.
Переправа на ней только паромная, паром будет в 6-00. У паромщика выходной, но согласился нас перевезти. А иначе нужно согласовывать день приезда, чтобы сутки не сидеть на берегу.
Благополучно минуем реку и вот мы у егеря, Дубинца Александра Васильевича, на пороге. Интересуется оружием, на отрицательный ответ говорит, что медведи здесь шалят. Хотя почти в любом месте тебе про медведей обязательно расскажут какую-нибудь историю.
Просит расписаться в журнале посещений, поясняя, что хотя это формальность, а для него память обо всех, прошедших здесь. Говорит, что по такой воде мы Водораздельное не пройдём, да и не поднимемся выше Красного Яра.
И предлагает за 15 000 рублей довезти нас до Генерального шлюза, где мы попробуем дойти до «Николаевского» и проскочить через озеро, а если не проскочим, то спокойно, вниз по течению, пройдём томскую сторону.
Вежливо отказались, сказали, что попробуем сами. На что Дубинец заметил, что завтра в 14-00 будет всё равно нас, тёпленьких, ждать у моста. Ну а если дойдём до шлюза "Красного Яр", чтобы оттуда обязательно ему позвонили, там оказывается берет местная связь. Все документы отсканировал и поудивлялся Данилиной национальности. Сказал, что это первый итальянец за всю историю канала.
Формальности улажены, и опять в машину, 30 км и мы будем у моста. Дорога идёт через сосновый бор, тянущийся с небольшими промежутками всю дорогу.
Вот и прибыли! Картина пока безрадостная. Разрушенный мост, река кофейного цвета, и невероятное количество мошки и комаров. Пока разгружались и переодевались, меня успели в уши накусать совсем хорошо, уши быстро опухли, и ходил потом 2 дня ушами похожий на слонёнка.
С берега смотрю, как плывёт пена по воде и начинаю отчётливо осознавать как нелегко будет вверх выгребать.
Данила пока ещё не видит будущих трудностей, Артём готов поработать веслом, а я уже хочу с первых минут сдаться и ехать до шлюза «Новый» с Дубинцом. Озвучил эту мысль, но Артём сказал, что пойдём, попробуем, чего сразу-то отступать.
Начали стапель. Лодку накачали быстро, а вот из катамарана пришлось городить «каталодку» по байкальскому варианту. Получилось как-то коряво, но идти конструкция позволяла.
Быстро увязали вещи, погрузились, причём грузиться пришлось с обрывистого берега, в непролазной грязи, и в путь. Бессонная ночь, комары, и уже 3 месяца не отпускающее внутреннее напряжение, по неведомой мне самому причине свели торжественный старт к простому отталкиванию от берега, даже не сфотографировались.
Артём идёт с Даниэлем на байдарке под почти гордым именем «Светофорка», я на «каталодке» под ещё более гордым именем «Светофор».

Шлюз "Ломоватый"
И вот тут то и началось! Артём сидит сзади, капитаном, Даниэль впереди- матросом и пытается управлять байдаркой. В результате байда идёт наискось от берега до берега.
Идти против течения тяжело, не расслабишься ни на минуту, мгновенно несёт назад. Течение не очень быстрое, но метры отбирает хорошо, и одновременно нужно пытаться научить Даниэля правильно грести. Гребок у него отличный, есть навыки хождения на байдарке в Италии, но сидящий впереди это «винт», но никак не «руль».
Невозможно ему это доказать, пытается рулить, байда рыскает из стороны в сторону, вместо километра они проходят почти два. Литературный русский язык не помогает, применили более могучие выражения. И они не помогли. Причём Даниэль их хорошо понимает и употребляет точно к месту. Его в прошлом году в Бурятской тайге его ругаться матом научили.
Пообещали причалить и набить морду, после этого буржуй сдался и сказал:- Я не могу идти, здесь другая техника, я её никак не пойму. Я для вас обуза, вы вдвоём пройдёте, а я отдам вам деньги и поеду домой.
Ага, посреди тайги мы его бросим. Пришлось объяснить, что раз вышли втроём,то и вернемся тоже вместе .
И что морду мы ему набьём и сегодня и завтра , если не поймёт как грести, а после этого всё равно не отпустим, а так и будем днём материть, а вечером колотить, но идти вперёд будем только втроём.
Впереди показались две протоки. Причина неизвестна, почему Артём выбрал левую протоку, но по ней мы довольно бодро дошли до обводного канала шлюза Весёлый.
Какал узкий , воды в нём мало, кругом сваи и топляки. Но всё равно радостно, вот он, второй шлюз! Первый, Ломоватый, я в суматохе старта и покрытия Даниэля мощными русскими словами даже не заметил.
Скоро восторг заметно охладел, причём в прямом смысле. Узкие протоки между сваями, и мелководье заставили нас суда тащить волоком.
А вот и глубина по пояс, остынь, Васёк! С трудом поднялись вверх, и прямо перед нами приличный завал . Тут поможет только обнос. Тогда мы ещё не знали, что всё нужно тащить на верх, и по верху, по тропе ( там над завалами по берегу везде тропы) тащить всё выше завала.
Ну а мы решили перенести всё по брёвнам. Оказалось, что каждое бревно ненадёжно, в любой момент может уйти из-под ног, и ты можешь оказаться под завалом. Под завалом мы не оказались, но попеременно с Данилой вымокли с ног до головы, причем Данила нырнул в болотных сапогах, и собственными силами с полными воды сапогами вылез на бревно. Крепкий парень! Как мы его вечером бить будем, непонятно. А ещё я умудрился перевернуть кат и не поместившиеся в герму вещи Даниэля стали мокрыми-премокрыми.
Прыгали по завалу мы часа три, устали, я сказал, что иду вперёд искать место для ночлега. Место нашлось метров через 300-400. Это была поляна на высоком берегу, открытая и продуваемая. Правда выходить не совсем удобно, крутой берег, но три вырытые в берегу ступени сделали высадку вполне сносной. Пока ждал походников, развесил мокрые вещи на верёвке, собрал немного дров.

Место первого ночлега
Потом были обычные бивачные хлопоты, поразил на которых Даниэль.
Попросил его собрать немного дров, так он принёс берёзовых гнилушек. За 1.5 месяца они основательно высохли, но всё равно это были плохие дрова.
После ужина захотелось забросить спиннинг. Вертушка Блю Фокс №5. Сразу, с первого заброса довольно мощный удар, подсечка, пусто! Но начало, несмотря на усталость изрядно вдохновило. Спустился чуть ниже по течению, подошёл Артём. Раза три или четыре забросил и вот уже щука 1.5 кг бьётся на крючке.
Выводил через какие-то коряги, но не ушла, выволок на берег! Решили, что съедим для разнообразия походной пищи. Всё, рыбалка сегодня закончена, больше не надо. Показали добычу Даниэлю, он сказал, что это не рыба, а корова и хотя рыбу любит, есть её не будет.
Почистил, посолил и занялся катом. Нарубил осинок, сделал раму и перевязал его по катамаранной схеме но между баллонов сделал узко, примерно 300 миллиметров и получилась конструкция всё равно как «каталодка».
Потом жарил рыбу, а «дети» мои, так я их как-то случайно назвал и звал впоследствии весь поход, пошли спать. И правда пора уже, ведь на часах 8 вечера. В Питере 16-00, а в Милане 14-00. Провозился со всеми делами до 10 часов.
Спал беспокойно. Кто-то плескался в воде, разговаривал во сне Артём и сон от усталости никак не шёл.
8 Июля.
Утром проснулся как обычно, примерно в 7-30. И дальше всё как обычно, завтрак, сборы.
И зачем я собираться начал до завтрака! Обнаружилась пропажа насоса. Очень «хорошо»!
Начало похода, и перспектива качать лодки ртом мало радовала. Почему-то это меня сильно задело, завтракал без аппетита, а ведь по плану сегодня нужно дойти до шлюза «Ильинский», а это 20 километров вверх по реке.
Решили с Артёмом налегке спуститься до «Весёлого» и посмотреть на тропе, вдруг выпал. Насоса и там не было. Вернулись обратно, стали паковаться, и под грудой вещей обнаружилась «пропажа». Сразу полегчало, но калорий это не прибавило.
Упаковались, привязались, причём на Данилином рюкзаке висят, как попало привязанные, спасжилет и коврик. Вещи эти впоследствии так и болтались, едва привязанные, весь поход и весь обратный путь до Кемерово.
Договорились, что Артём будет главным штурманом. Так оно потом и было. Весь путь вверх мы знали сколько километров прошли, с какой скоростью и сколько сейчас местного времени. GPS навигатор очень хорошо помогал весь поход.

Обь-Енисейский канал
Перераспределили экипажи. Теперь в лодке я и Артём, в «каталодке» Даниэль. До обеда втягивались в ритм. У нас как-то легко гребля пошла, сразу друг друга поняли, а вот Данил всё равно идёт зигзагом. Опять пытались рассказать как грести, ругались матом, ничего не помогает.
Сел впереди на каталодку. Всё равно ничего не получается, идём зигзагом и всё тут! Идти тяжело, ещё не втянулись, солнце жарит ,раздеться нельзя комаров и мошкары тучи, сразу становишься дырявым .Так и промучились до обеда.

Обед
Обедали на хорошей песчаной косе, если бы воды было больше, то никаких песков бы не было, всё скрывала вода. Место позволяло развести костёр, на нём и вскипятили чай. На обеды я планировал перекусы калорийные, и тут слегка вышла промашка.
Оказывается не ест Артём паштеты. Да, на вкус они так себе, но больше нет ничего другого. Правда в этот раз обошлись полукопчёной колбасой и вчерашней рыбой.
Причём буржуй ( а между собой мы Даниэля ещё и так звали, хотя до буржуя он пока не дотягивает, работает в больнице медбратом ) тоже от рыбы не отказался. Напомнили о вчерашних словах и получили в ответ, что он такого не говорил. Ладно, не говорил, так не говорил. Всё равно всю рыбу не доели, пришлось пару кусков оставить, очень жарко, боялся, что прокиснет.
«Дети» подремали, я спиннингом побаловался. Белая рыба собирает насекомых с воды. Мне удочку разматывать лень, а на спиннинг нет поклёвок.

Перед шлюзом "Красный Яр"
После обеда те же беды: идём с Данилой зигзагом, и нет такому движению конца. И вдруг он говорит что понял, что если он делает что-то неверно, то исправление ошибки требует в 2 раза больше сил. Тут вижу что у Артёма силы начали иссякать, лодка тоже зигзагом пошла. Пересел в лодку, так и дошли до шлюза «Красный Яр».

Шлюз "Красный Яр"
Подошли к шлюзовой камере, вылез на берег. По описаниям здесь база отдыха. Иду по тропинке вверх , вижу домики. Вот мостик через обводной канал, вот мостик через шлюз. С мостов видно хороший завал перед шлюзом, пройти проблематично. А обводной канал чистый. Вот по нему то и пойдём.
Пошёл искать сторожа, вооружившись солидной палкой от собак. Иду, кричу, никого нет, и вот и лайка выбегает. Лает на меня, пытается кинуться, но палки опасается. Правда лает как-то без злости, и как-то незаметно для себя взял и подружился с собакой.

Обводной канал шлюза " Красный Яр"
Сторожа нигде не видно, возвращаюсь к лодке. Проходим по левой протоке до моста. Под мостом сильное течение, не выгребем ни при каких условиях. Причаливаем с «пирсу», идём искать кого-нибудь из людей. Выходит маленького роста человек, по интернетовским описаниям узнаю в нём Геннадия.
Попытка позвонить егерю по радиотелефону оказалась безуспешной. Угостил он нас чаем с пряниками, показал, где можно после обноса лодки на воду спустить, место оказалось и неудобным и глубоким. Артём побежал на вышку делать фото, а потом и я туда пошёл попытаться позвонить с сотового. Билайн не берёт.
Потом осмотрелись на базе, нашли репер МПС, а время уже 17-00. Но до 21 часа смело можно идти, по плану сегодня ночёвка на «Ильинском». Генка показал ещё одно место пригодное для старта после обноса, вот на нём реально и погрузиться и стартануть.

Репер МПС
В конечном итоге всё закончилось стоянкой на «Красном Яре». Причина была в температуре 39 градусов, только не на улице, а у Артёма. Геннадий разрешил ночевать в любом месте, мы вдвоём легли в палатку, Данила ушёл в домик, сказав, что палатке ему неудобно.
За простуду я не переживал, в группе 2 медика, а вот из графика начинаем выходить, хотя пока не критично. Решили выйти завтра часов в 12 дня.
Потом была баня, ныряние в канал с причала, ужин у Геннадия в домике с распитием водки, а к водке была редиска с собственного Генкиного огорода. Мы с Артёмом почти не пили, а вот Данила с хозяином хорошо стаканы поподнимали. Даниле то хоть бы что , а вот Генка поднабрался.
9 июля
Утром пришлось принять решение остановиться на днёвку. Всё-таки температура была высокой, нужно отлежаться. «Лучше день потерять, зато потом за 5 минут долететь».
Днем занимались кто чем мог. Данила ушёл гулять по протоптанным лесным дорожкам, Артём пассивно выздоравливал, я пошёл махать спиннингом. Как и предсказал Геннадий, ничего не поймал, зато на озерке видел 4 уток, и ещё перья от одной на берегу.
Уже за ужином попросил Геннадия рассказать, как он уток добывает, стреляет или в силки ловит, а но отговорился, сказав что это прошлогодние. Ну уж прошлогоднее перо отличается от свежего.
После обеда удлиняли Даниле весло. Просто на место стыка поставили промежуточную деревяшку. Для этого попросил Данилу срубить небольшую березку. Припёр 4 дерева. Осину, ольху, ёлку ,березу и все подгнившие . Бесполезная нация!
Поставил осиновую вставку, удивив при этом итальянца наличием ремнабора и количеством всякой всячины в нём. Особенно шурупами.
Затем таскали лодки и часть ненужных на биваке вещей на место завтрашнего старта.
Поизучал карту. На ней написано, что после «Красного Яра» течение реки замедляется и становится 0.4 м/с против 0.6 м/с до шлюза. Поделился наблюдением со всеми. Решили что идти будет слегка полегче.
Весь день собака по кличке Сокол бегала за нами, и я совершил непростительную ошибку, 2 раза накормив её остатками нашей еды.

Собака Сокол
Вечером опять было водкопение, несмотря на то, что с утра Генка ходил с ободранным лицом. Пошел до ветру и упал.