Обь. Четыре дня одиночества на воде.
- Макс
- Ёжик с избушкой
- Reactions:
- Сообщения: 7604
- Зарегистрирован: 03.05.2008 19:52
- Откуда: Барнаул
- Контактная информация:
В сети
Обь. Четыре дня одиночества на воде.
Предыстория.
Как я уже писал в теме «Ушел в поход», сборы на воду в этом году получились сложными. На сплав по Бии работа не отпустила, всегда оставался запасной вариант – Аламбай, по которому я с удовольствием прошел в прошлом году. Но уровень воды в этом году там упал очень быстро, на малой воде сплав по Аламбаю – сомнительное удовольствие… В итоге начал созревать план сплава от Бийска до Барнаула по Оби на рафте. Дистанция чуть больше 200 км, красивая природа. Но как это часто бывает, у одного предполагаемого попутчика возникли проблемы со здоровьем, двух не отпустили дела. В итоге я остался один, но после прошлогоднего соло-сплава по Аламбаю, я начал получать от таких одиночных путешествий какие-то особенные эмоции. Итак, решение было принято – одиночный сплав по Оби. Перечитал несколько отчетов на тему Обских сплавов, оказалось, что не так много водников это практикует, а отчет про одиночный сплав нашелся всего один. Некоторые отчеты были достаточно серьезны, некоторые чрезмерно оптимистическими – кто-то писал, что проходил эту дистанцию за 4 дня. Не поверил, и как оказалось, правильно сделал. Так как время сплава было ограниченно, решил сократить дистанция сплава и стартовать в селе Усть-Чарышская пристань. Дистанция составила 155 км. Собрался, взял свою, проверенную на Аламбае, «Уфимку-22» и пошел. Единственный апгрейд, сделанный перед этим сплавом – приобретение новых весел фирмы «Тонар». Дюралевые, легкие, они прекрасно показали себя в этом сплаве и, в отличии от прежних деревянных, не ломались в самый неподходящий момент.
День первый, 7 мая.
Собравшись и посмотрев со вздохом на два забитых рюкзака с вещами и с лодкой, решил для начала позволить себе немного лени. Заказал такси и уехал на автовокзал. Вокзал встретил суетой и огромными очередями в кассах. Ну да, праздники. Все куда-то едут…. Отстояв очередь, попросил у задерганной кассирши один билет до Усть-Чарышского и два багажных, назвал время рейса и стал ждать результат. В ответ она заявила , что этот рейс отправляется на час с лишним позже и озвучила мне сумму, несколько превышающую запланированную мной. Особенно не удивился, так как в командировки езжу постоянно и привык к любым дурацким реформам в области транспорта, да и во многих других областях… Немного позже, изучая билеты, обнаружил в них пункт назначения – Чарышское. Различие в принципе небольшое – четыре буквы в названии и более 194 км разницы в расстоянии. Чарышское – красивое село, уже в горах. Мы там финишировали после сплава по Чарышу. Но если бы я ушел на сплав оттуда, сейчас бы только подходил к намеченной точки старта – Усть-Чарышское. Заработался кассир, бывает. Обменял билет и стал ждать свой автобус. В дороге ничего интересного не случилось. Немного порадовал попутчик, узнавший о моих планах и долго и с увлечением рассказывающий о гадюках, преследующих всех путешественников в тех местах. А еще с удивлением узнал о маленькой змейке – горлянке, которая очень любит заползать спящему человеку в горло и выедать его изнутри. Ну вот откуда берутся такие байки? )) Мужик вроде взрослый… В качестве универсального оружия от гадюк и горлянок он предложил приручить мне ужа. Уж, с его слов, не терпит конкурентов на своей территории и прогоняет всех прочих пресмыкающихся. А для этого нужно было всего лишь купить молоко в местном магазине (может у него там родственница работает?... ) и налить его в блюдечко. Все окрестные ужи просто обязаны сползтись на этот деликатес. Я представил себя , гребущим в лодке с блюдечком молока на корме и лихорадочно догоняющих меня ужей, и как-то забраковал эту идею. Ужей жалко…
Дальше все пошло без приключений: расстояние от автостанции до реки – метров пятьсот. Дошел, подготовил лодку и в районе 16 часов стартовал.
Воды в Оби было очень много.
После прохода по фарватеру, ушел под правый берег, т.к. он был практически необитаем. Почти все деревни, расположенные вдоль Оби, находятся на левом берегу. А, впрочем, не так уж их там и много… (Карта будет в конце отчета). Да и волна под берегом была немного меньше.
Суровые Обские «расчески»:
Так как стартовал в этот день я уже поздно, пройти удалось не очень далеко. Ближе к вечеру начал присматривать место под стоянку и где-то в районе села Вяткино встретил вот такой «шлагбаум»:
Вечерело:
Вскоре попалось вполне уютная полянка, и я встал на ночлег.
День второй, 8 мая.
Ночь прошла без приключений, проснулся я в районе 6 утра от сильных порывов ветра. Погода не радовала, на небе собирались тучи, ветер усиливался. Вскоре палатку стало просто сдувать, несмотря на оставленные в ней вещи.
Ветер поднимал в воздух огромное количество песка и он был везде – среди вещей, в палатке, в завтраке, в чае….
Песок – это вообще один из отличительных моментов сплава по Оби. Его очень много и он обладает удивительной способностью проникать куда угодно, даже в закрытую палатку. А что касается еды, на второй день песок просто органично встроился в мой метаболизм и его хрустение на зубах уже не напрягало. Собирался дождь и на этот раз я более серьезно упаковал рюкзаки. В районе 8 утра ушел на воду.
Отдельно хочется коснуться темы дров. Так вот: их на Оби не просто много, их там огромнейшее количество всех размеров и калибров, просушенных до белизны и горящих как порох.
Топор с собой можно не брать.
Ветер усиливался , увеличивались волнение.
Для резиновой лодки волны в районе 50 см уже представляют некоторую проблему. Даже груженная, она подпрыгивает на них как баскетбольный мячик. Бортовые волны сразу начинают захлестывать лодку и вместо прямолинейного движения приходиться двигаться галсом, что ощутимо увеличивает время движения. При смене галса я всегда получал дежурные полведра воду в лодку. Приходилось держать под рукой свою кружку и периодически выливать воду из лодки.
К вечеру ветер стал стихать, темнело, и я стал присматривать место под вторую ночевку.
Поставил лагерь, закат совсем не обнадеживал по поводу хорошей погоды на завтрашний день.
День третий, 9 мая.
Утро было на удивление спокойным и тихим.
Но радовался я рано, как только в районе 9 утра у ушел на воду, ветер снова резко усилился и через некоторое время я понял, что вчерашний день по сравнению с сегодняшним мне покажется лентяйским праздником. Лодку болтало очень сильно.
В это утро меня догнал первый буксир с баржей, груженой щебенкой. Они регулярно совершают рейсы Барнаул – Шульгинский карьер (низовья Катуни) – Барнаул.
Из-за этих буксиров мной была отвергнута идея удлинить дневную дистанцию сплава за счет части ночи. Буксиры с груженными баржами очень инерционны, и было несколько случаев, когда эти баржи топили моторные лодки, попавшиеся им на фарватере, а лет 10 назад в районе Невестинского острова под таким тандемом погиб прогулочный катер. Достать его смогли только через пару месяцев, сильное течение и большая вода создавали непреодолимые проблемы. Резиновую лодку, думаю, буксир бы даже не заметил. Поэтому при намечающихся сумерках, я всегда начинал присматривать место для ночевки. В этот раз с поиском места возникли проблемы: берег представлял собой достаточно крутой яр с сильным течением и прибрежными корягами. Перебраться на левый пологий берег желания не было, так как днем я уже предпринимал такую попытку, увидев на другом берегу какую-то базу отдыха. Карта моя была далека от совершенства и время от времени возникала необходимость сделать привязку к местности. Я затратил на переход к другому берегу почти час и очень много сил. Ширина реки была там примерно километр и на воде бушевал настоящий маленький шторм. Зато узнал название ближайшей деревни – Усть-Алейка. Что впрочем говорило мне, что до финиша мне еще ой как далеко. Найдя более-менее пологое место на крутом берегу, решил остановиться там. Место не очень вдохновляло, но выбора не было – яр продолжал тянуться дальше и быстро темнело.
Как обычно к вечеру ветер стих, погода установилась довольно приятная, но очень холодная.
Сидя вечером на бревне возле костра, поймал себе на ощущении, что меня продолжает качать как и в лодке. Я понимал, что этого физически быть не может, я сидел на твердом берегу, но два дня непрерывной качки по 12 часов, похоже, победили мой мозг. Ощущение качки не исчезало. Быстро поужинал и ушел в палатку спать.
День четвертый, 10 мая.
Проснулся в четыре часа утра от жуткого холода. Набросил на себя поверх спальника куртку, но это мало помогло. Проворочался до шести утра. Где-то рядом кричали гуси, шуршали какие-то мелкие животные, где-то слышался рев лося. Встал в шесть и пошел разводить костер. Вся земля вокруг была покрыта изморозью. Тент палатки местами сменил свой цвет на белый.
На замороженном песке был хорошо заметен след норки
Норкины следы – слева.))
А еще ночью приходил лось.
Хорошо, что ему не пришла в голову идея пройти по моей палатке, место для движения там ограниченно, бурелом.
Встало солнце, понемногу теплело.
Я решил в этот день встать пораньше и , пока не задул дежурный ветер, уйти на воду. Собрался и в 7 утра уже был в лодке. Обь в этом месте разбивается на большое количество проток.
Темп движения резко замедлился, я понял, что до города мне идти еще минимум два дня. А сегодня был уже первый рабочий день. Принял решение финишировать не в городе, а в Калиновке – небольшом дачном поселке, от которого уже начинается пассажирское теплоходное сообщение. Пришлось снова активно работать веслами. В некоторых местах судовой ход проходит практически под берегом.
Очень бы не хотелось в таком месте встретиться с буксиром, но как-то обошлось…
После пяти часов интенсивной гребли вдалеке услышал шум дизеля пассажирской «Москвы-176». Метрах в трехстах ниже она торжественно вышла из потоки и двинулась вниз по течению. Калиновка… Зашел в протоку, зачалился и пошел узнавать расписание. Местные жителя меня порадовали, что следующий катер будет только в 21 час. Итак у меня впереди почти девять часов свободного времени. Не спеша отмыл лодку от Обского песка и глины, бросил ее на просушку, а сам искупался и завалился на каремат с книжкой. Несмотря на прохладный ветер, солнце припекало очень ощутимо и я получил то, чего мне так не хватало в предыдущие три дня – нормального отдыха. Купался, загорал, матрасничал. Солнце стало клониться к горизонту, снова ощутимо похолодало. Оделся, собрался и пошел в сторону стоянки теплохода.
Где-то вдалеке уже слышался рокот приближающейся «Москвы». Ближе к 12 ночи я уже был дома.
Карта маршрута:
Общее время, проведенное непосредственно на воде - примерно 36 часов.
Как я уже писал в теме «Ушел в поход», сборы на воду в этом году получились сложными. На сплав по Бии работа не отпустила, всегда оставался запасной вариант – Аламбай, по которому я с удовольствием прошел в прошлом году. Но уровень воды в этом году там упал очень быстро, на малой воде сплав по Аламбаю – сомнительное удовольствие… В итоге начал созревать план сплава от Бийска до Барнаула по Оби на рафте. Дистанция чуть больше 200 км, красивая природа. Но как это часто бывает, у одного предполагаемого попутчика возникли проблемы со здоровьем, двух не отпустили дела. В итоге я остался один, но после прошлогоднего соло-сплава по Аламбаю, я начал получать от таких одиночных путешествий какие-то особенные эмоции. Итак, решение было принято – одиночный сплав по Оби. Перечитал несколько отчетов на тему Обских сплавов, оказалось, что не так много водников это практикует, а отчет про одиночный сплав нашелся всего один. Некоторые отчеты были достаточно серьезны, некоторые чрезмерно оптимистическими – кто-то писал, что проходил эту дистанцию за 4 дня. Не поверил, и как оказалось, правильно сделал. Так как время сплава было ограниченно, решил сократить дистанция сплава и стартовать в селе Усть-Чарышская пристань. Дистанция составила 155 км. Собрался, взял свою, проверенную на Аламбае, «Уфимку-22» и пошел. Единственный апгрейд, сделанный перед этим сплавом – приобретение новых весел фирмы «Тонар». Дюралевые, легкие, они прекрасно показали себя в этом сплаве и, в отличии от прежних деревянных, не ломались в самый неподходящий момент.
День первый, 7 мая.
Собравшись и посмотрев со вздохом на два забитых рюкзака с вещами и с лодкой, решил для начала позволить себе немного лени. Заказал такси и уехал на автовокзал. Вокзал встретил суетой и огромными очередями в кассах. Ну да, праздники. Все куда-то едут…. Отстояв очередь, попросил у задерганной кассирши один билет до Усть-Чарышского и два багажных, назвал время рейса и стал ждать результат. В ответ она заявила , что этот рейс отправляется на час с лишним позже и озвучила мне сумму, несколько превышающую запланированную мной. Особенно не удивился, так как в командировки езжу постоянно и привык к любым дурацким реформам в области транспорта, да и во многих других областях… Немного позже, изучая билеты, обнаружил в них пункт назначения – Чарышское. Различие в принципе небольшое – четыре буквы в названии и более 194 км разницы в расстоянии. Чарышское – красивое село, уже в горах. Мы там финишировали после сплава по Чарышу. Но если бы я ушел на сплав оттуда, сейчас бы только подходил к намеченной точки старта – Усть-Чарышское. Заработался кассир, бывает. Обменял билет и стал ждать свой автобус. В дороге ничего интересного не случилось. Немного порадовал попутчик, узнавший о моих планах и долго и с увлечением рассказывающий о гадюках, преследующих всех путешественников в тех местах. А еще с удивлением узнал о маленькой змейке – горлянке, которая очень любит заползать спящему человеку в горло и выедать его изнутри. Ну вот откуда берутся такие байки? )) Мужик вроде взрослый… В качестве универсального оружия от гадюк и горлянок он предложил приручить мне ужа. Уж, с его слов, не терпит конкурентов на своей территории и прогоняет всех прочих пресмыкающихся. А для этого нужно было всего лишь купить молоко в местном магазине (может у него там родственница работает?... ) и налить его в блюдечко. Все окрестные ужи просто обязаны сползтись на этот деликатес. Я представил себя , гребущим в лодке с блюдечком молока на корме и лихорадочно догоняющих меня ужей, и как-то забраковал эту идею. Ужей жалко…
Дальше все пошло без приключений: расстояние от автостанции до реки – метров пятьсот. Дошел, подготовил лодку и в районе 16 часов стартовал.
Воды в Оби было очень много.
После прохода по фарватеру, ушел под правый берег, т.к. он был практически необитаем. Почти все деревни, расположенные вдоль Оби, находятся на левом берегу. А, впрочем, не так уж их там и много… (Карта будет в конце отчета). Да и волна под берегом была немного меньше.
Суровые Обские «расчески»:
Так как стартовал в этот день я уже поздно, пройти удалось не очень далеко. Ближе к вечеру начал присматривать место под стоянку и где-то в районе села Вяткино встретил вот такой «шлагбаум»:
Вечерело:
Вскоре попалось вполне уютная полянка, и я встал на ночлег.
День второй, 8 мая.
Ночь прошла без приключений, проснулся я в районе 6 утра от сильных порывов ветра. Погода не радовала, на небе собирались тучи, ветер усиливался. Вскоре палатку стало просто сдувать, несмотря на оставленные в ней вещи.
Ветер поднимал в воздух огромное количество песка и он был везде – среди вещей, в палатке, в завтраке, в чае….
Песок – это вообще один из отличительных моментов сплава по Оби. Его очень много и он обладает удивительной способностью проникать куда угодно, даже в закрытую палатку. А что касается еды, на второй день песок просто органично встроился в мой метаболизм и его хрустение на зубах уже не напрягало. Собирался дождь и на этот раз я более серьезно упаковал рюкзаки. В районе 8 утра ушел на воду.
Отдельно хочется коснуться темы дров. Так вот: их на Оби не просто много, их там огромнейшее количество всех размеров и калибров, просушенных до белизны и горящих как порох.
Топор с собой можно не брать.
Ветер усиливался , увеличивались волнение.
Для резиновой лодки волны в районе 50 см уже представляют некоторую проблему. Даже груженная, она подпрыгивает на них как баскетбольный мячик. Бортовые волны сразу начинают захлестывать лодку и вместо прямолинейного движения приходиться двигаться галсом, что ощутимо увеличивает время движения. При смене галса я всегда получал дежурные полведра воду в лодку. Приходилось держать под рукой свою кружку и периодически выливать воду из лодки.
К вечеру ветер стал стихать, темнело, и я стал присматривать место под вторую ночевку.
Поставил лагерь, закат совсем не обнадеживал по поводу хорошей погоды на завтрашний день.
День третий, 9 мая.
Утро было на удивление спокойным и тихим.
Но радовался я рано, как только в районе 9 утра у ушел на воду, ветер снова резко усилился и через некоторое время я понял, что вчерашний день по сравнению с сегодняшним мне покажется лентяйским праздником. Лодку болтало очень сильно.
В это утро меня догнал первый буксир с баржей, груженой щебенкой. Они регулярно совершают рейсы Барнаул – Шульгинский карьер (низовья Катуни) – Барнаул.
Из-за этих буксиров мной была отвергнута идея удлинить дневную дистанцию сплава за счет части ночи. Буксиры с груженными баржами очень инерционны, и было несколько случаев, когда эти баржи топили моторные лодки, попавшиеся им на фарватере, а лет 10 назад в районе Невестинского острова под таким тандемом погиб прогулочный катер. Достать его смогли только через пару месяцев, сильное течение и большая вода создавали непреодолимые проблемы. Резиновую лодку, думаю, буксир бы даже не заметил. Поэтому при намечающихся сумерках, я всегда начинал присматривать место для ночевки. В этот раз с поиском места возникли проблемы: берег представлял собой достаточно крутой яр с сильным течением и прибрежными корягами. Перебраться на левый пологий берег желания не было, так как днем я уже предпринимал такую попытку, увидев на другом берегу какую-то базу отдыха. Карта моя была далека от совершенства и время от времени возникала необходимость сделать привязку к местности. Я затратил на переход к другому берегу почти час и очень много сил. Ширина реки была там примерно километр и на воде бушевал настоящий маленький шторм. Зато узнал название ближайшей деревни – Усть-Алейка. Что впрочем говорило мне, что до финиша мне еще ой как далеко. Найдя более-менее пологое место на крутом берегу, решил остановиться там. Место не очень вдохновляло, но выбора не было – яр продолжал тянуться дальше и быстро темнело.
Как обычно к вечеру ветер стих, погода установилась довольно приятная, но очень холодная.
Сидя вечером на бревне возле костра, поймал себе на ощущении, что меня продолжает качать как и в лодке. Я понимал, что этого физически быть не может, я сидел на твердом берегу, но два дня непрерывной качки по 12 часов, похоже, победили мой мозг. Ощущение качки не исчезало. Быстро поужинал и ушел в палатку спать.
День четвертый, 10 мая.
Проснулся в четыре часа утра от жуткого холода. Набросил на себя поверх спальника куртку, но это мало помогло. Проворочался до шести утра. Где-то рядом кричали гуси, шуршали какие-то мелкие животные, где-то слышался рев лося. Встал в шесть и пошел разводить костер. Вся земля вокруг была покрыта изморозью. Тент палатки местами сменил свой цвет на белый.
На замороженном песке был хорошо заметен след норки
Норкины следы – слева.))
А еще ночью приходил лось.
Хорошо, что ему не пришла в голову идея пройти по моей палатке, место для движения там ограниченно, бурелом.
Встало солнце, понемногу теплело.
Я решил в этот день встать пораньше и , пока не задул дежурный ветер, уйти на воду. Собрался и в 7 утра уже был в лодке. Обь в этом месте разбивается на большое количество проток.
Темп движения резко замедлился, я понял, что до города мне идти еще минимум два дня. А сегодня был уже первый рабочий день. Принял решение финишировать не в городе, а в Калиновке – небольшом дачном поселке, от которого уже начинается пассажирское теплоходное сообщение. Пришлось снова активно работать веслами. В некоторых местах судовой ход проходит практически под берегом.
Очень бы не хотелось в таком месте встретиться с буксиром, но как-то обошлось…
После пяти часов интенсивной гребли вдалеке услышал шум дизеля пассажирской «Москвы-176». Метрах в трехстах ниже она торжественно вышла из потоки и двинулась вниз по течению. Калиновка… Зашел в протоку, зачалился и пошел узнавать расписание. Местные жителя меня порадовали, что следующий катер будет только в 21 час. Итак у меня впереди почти девять часов свободного времени. Не спеша отмыл лодку от Обского песка и глины, бросил ее на просушку, а сам искупался и завалился на каремат с книжкой. Несмотря на прохладный ветер, солнце припекало очень ощутимо и я получил то, чего мне так не хватало в предыдущие три дня – нормального отдыха. Купался, загорал, матрасничал. Солнце стало клониться к горизонту, снова ощутимо похолодало. Оделся, собрался и пошел в сторону стоянки теплохода.
Где-то вдалеке уже слышался рокот приближающейся «Москвы». Ближе к 12 ночи я уже был дома.
Карта маршрута:
Общее время, проведенное непосредственно на воде - примерно 36 часов.
Последний раз редактировалось Макс 12.05.2011 6:30, всего редактировалось 4 раза.
Мой финиш - горизонт....
- Андрей Лойченко
- Ёжик-Мамонт
- Reactions:
- Сообщения: 1314
- Зарегистрирован: 17.11.2008 21:03
- Откуда: Кемерово
- Контактная информация:
Класс!
Коллега, однако У меня тоже Уфимка. Уже лет 15 служит мне верой и правдой, хотя чего только с ней ни приключалось: и простреливали ее мне, и дно я резал...
Только вот весла все-таки предпочитаю деревянные. С некоторых пор. Знакомые как-то утопили весло в самом начале похода - намаялись; а деревянные все-таки не тонут
Сольный сплав - дело прикольное. Главное - спокойное, умиротворяющее. Тут в одном из соседних топиков говорили на эту тему; коллеги мне возражали - мол, скукота. Мне ж наоборот, веслом махать не в прикол.
А чего не рыбачил? Не любитель этого дела?
Коллега, однако У меня тоже Уфимка. Уже лет 15 служит мне верой и правдой, хотя чего только с ней ни приключалось: и простреливали ее мне, и дно я резал...
Только вот весла все-таки предпочитаю деревянные. С некоторых пор. Знакомые как-то утопили весло в самом начале похода - намаялись; а деревянные все-таки не тонут
Сольный сплав - дело прикольное. Главное - спокойное, умиротворяющее. Тут в одном из соседних топиков говорили на эту тему; коллеги мне возражали - мол, скукота. Мне ж наоборот, веслом махать не в прикол.
А чего не рыбачил? Не любитель этого дела?
- Макс
- Ёжик с избушкой
- Reactions:
- Сообщения: 7604
- Зарегистрирован: 03.05.2008 19:52
- Откуда: Барнаул
- Контактная информация:
В сети
Рыбалку люблю. Спиннинг брал, но просто не было времени. Утром пораньше уходил на воду, а вечером, после 12-ти часов на воде, лишние движения руками делать уже не хотелось. Да и вставал я на ночевки уже в сумерках, пока ставил палатку и готовил ужин, уже совсем темнело. В Калиновке была возможность спиннинг покидать, но там концентрация сетей на каждые 10 метров реки просто запредельная. Смысла не было.Андрей Лойченко писал(а):А чего не рыбачил? Не любитель этого дела?
Последний раз редактировалось Макс 11.05.2011 17:08, всего редактировалось 1 раз.
- Андрей Лойченко
- Ёжик-Мамонт
- Reactions:
- Сообщения: 1314
- Зарегистрирован: 17.11.2008 21:03
- Откуда: Кемерово
- Контактная информация:
- Андрей Лойченко
- Ёжик-Мамонт
- Reactions:
- Сообщения: 1314
- Зарегистрирован: 17.11.2008 21:03
- Откуда: Кемерово
- Контактная информация:
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей