Предвидя худший вариант развития событий, финнами, для укрепления собственных границ, был возведен мощный комплекс оборонительных сооружений, названный «Линией Маннергейма».
Так, в конце ноября 1939 года началась захватничекая война, развязанная СССР против Финляндии. Планировалось завершить военную компанию в кратчайшие сроки, и ко дню рождения Вождя провести военный парад в Хельсинки. Времени оставалось настолько мало, что бойцам, идущим в бой, сразу выдали парадную форму.
Однако первый этап военной компании оказался провальным. Советские войска несли тяжелейшие потери. О строительстве ДОТов (долговременных огневых точек) на Линии Маннергейма было известно и до начала боевых действий. Но никто не ожидал столь плотных оборонительных сооружений. Финнами в срочном порядке было возведено множество ДОТов, проволочных и противотанковых заграждений из гранитных блоков.
Развязка короткой, но страшной советско-финской войны наступила только в марте 1940 года. Но какой ценой! За время компании потери советских войск составили порядка 200 тысяч человек убитыми. Потери с финской стороны – 12 тысяч убитых.
Подробнее со советско-финской войне и Линии Маннергейма можно почитать в Википедии и разных других источниках.. Я же хочу рассказать вам о нашей однодневной поездке на один из участков Линии Маннергейма – укрепрайон Мялкеля (индекс “Ma” на картах военного времени), или в дальнейшем получившим название Салменкайта, по имени протекающей по тогдашней границе реки. Теперь это речка Булатная.
Из более чем 2 десятков имеющихся в укрепрайоне ДОТов, мы осмотрели 3. Предполагалось найти 4, или 5. Но один ДОТ так и не нашли, а больше смотреть уже времени не было – начало темнеть.
Добирались до места на машине. Затем кружочек пешком, без троп.
Первые на нашем пути - доты Ма-16 и Ма-38. Территория, на которой они находятся, за 75 лет плотно заросла лесом. Поэтому найти их очень трудно.
Недолго плутаем, прочесываем туда-сюда лес, и, удача – нашли Ма-16.
Вообще, все ДОТы на линии Маннергейма взорваны. Их целенаправленно взрывали летом 1940 года. Какие-то пострадали очень сильно, какие-то меньше. Ма-16 как раз довольно сильно разрушен. Внутрь залезть при желании можно, но смысла большого нет. Поэтому осматриваем не долго и двигаем дальше, на поиски Ма-38.
По пути попадаются окопы, воронки..
Ма-38 так и не нашли.. Поиски в Интернете какой-либо информации о нем тоже не принесли успеха. Вполне возможно, что ДОТ и не существует. Дело в том, что на финские военные карты были нанесены даже строящиеся и планируемые ДОТы. Возможно Ма-38 как раз относится к таким – планируемым, но так и не построенным.
Следующий, Ма-28, хотелось обязательно найти. Мы прилично поплутали в его поисках. В какой-то момент путь преградил котлован с водой и болото. Решили выйти на дорогу, которая нанесена на всех картах – видимо, очень старая дорога. Тут наткнулись на остатки финского хутора..
Финны как правило жили не большими поселениями, а маленькими хуторами, по 1-2 строения. Занимались земледелием, животноводством. Жили тихо и уединенно. Определённо, тогда, в ту войну, им было что защищать..
В конце концов нашли Ма-28. Как и предыдущий, это ДОТ типа капонир. Интересно, что, в сторону фронта у финских ДОТов – ни одной амбразуры. Вместо этого, перекрестный огонь открывался по уже прошедшему линию заграждений противнику с тыла и флангов.
ДОТ довольно сильно разрушен, но часть внутренних помещений уцелела.
Всюду торчит очень много арматуры.
Валяется бочка и ржавый цинк от патронов.
Провели тут довольно много времени.. Когда уходили, стала ясна причина разлива и полноводного котлована – бобры постарались.
Дальше на нашем пути Ма-53. Идем по дороге до перекрестка. Здесь когда-то проходила железная дорога. Теперь это просто дорога, по которой местные ездят на рыбалку.
Ма-53, пожалуй, один из самых часто посещаемых ДОТов, располагается совсем рядом с дорогой. И он практически целый. Взорваны только амбразуры, а внутренние помещения почти целые. Этот ДОТ отличается от предыдущих своей конструкцией. Это было убежище, способное разместить до взвода солдат.
Внутри есть колодец. Дырка в полу полметра на полметра, а глубина приличная, метров 5. Как видим, ходить по помещениям ДОТа без фонарей опасно..
Тем временем солнце уже почти закатилось и мы двигаем в обратный путь. Решили воспользоваться дорожкой, которая, судя по карте, выводила в нужном нам направлении. Но, как оказалось, она шла до большой поляны, постепенно становилась хуже, и в районе ДОТа Ма-28 почти сходила на нет. Таким образом мы ещё раз оказались возле уже осмотренного ДОТа, решили напрямую через лес идти в сторону машины, так как местность уже знакомая.
По пути пришлось форсировать траншею с водой или канал.
Попался участок противотанковых заграждений, так называемые «Зубы дракона». Большие гранитные глыбы ставились вертикально таким образом, чтобы танк, если попытается проехать, сел на них днищем.
Тем временем солнце закатилось за горизонт. Мы попили чайку из термоса и двинули в обратный путь.
Проезжали мимо дач. Территория Ленинградской области всё больше и больше застраивается коттеджами. Вот и здесь тоже люди возводят загородную недвижимость. Говорят даже один ДОТ уже попал на территорию, размеченную под дачи, на чей-то участок.
На этом всё.
Наш трек.
phpBB [media]