Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
В конце сентября у меня появился отпуск дней на десять. И я решил составить компанию своим друзьям, которые в это время как раз собирались на Алтай. Одно конкретное место было в их планах — турбаза Кок-Коль возле границы с Монголией. Планированием остальных локаций занялся я, благо и планировать особо было нечего — был уже намечен с десяток интересных мест в Кош-Агачинском районе, которые хотелось бы посетить. А на месте уже просто смотреть по ситуации и выбирать, то что удобнее.
Турбаза Кок-Коль находится в приграничной зоне, поэтому заранее был заказан пропуск.
19 сентября.
Сегодня классический технический прогон. Утром выехали из Красноярска. Поехали как обычно, через Кузедеево-Целинное-Бийск. Заночевали в полях возле Целинного.
20 сентября.
Пейзажи возле места ночевки.
Не много побродили и поехали дальше. Один из обязательных элементов программы - пирожки в Сростках.
Ценник немного подрос, но и пирожки большие. Взял в дорогу самсу и она оказалась довольно удачной — мало теста и много курицы. Но это мне повезло. На обратной дороге взял так же, но уже была обычная.
Следуя сложившейся традиции, заехали на бард-фестиваль в Манжероке.
Основная программа была в субботу, но в этом году мы смогли приехать только в воскресенье. Немного пообщались с Борисом Бергером — организатором фестиваля и поехали дальше.
Ненадолго остановились на Семинском перевале. Чике-Таман проехали не останавливаясь, так как все было забито машинами. Планировали заехать к порогу Бегемот, но уже выбивались из графика, поэтому проехали мимо.
Сегодня планировали доехать к видовке напротив Чуйского хребта перед Кураем. Вроде бы и торопились, но на закат опоздали на 20мин.
За въезд на одну из видовок алтайцы берут по 100 руб — с машины или с человека не знаю, так как мы проехали через бесплатный въезд (пока или на тот момент).
21 сентября.
На закат не успели, но восход пропустить было бы совсем не правильно, тем более при такой погоде.
Потом я немного прогулялся по окрестностям.
Северо-Чуйский хребет с трассы.
Так как погода «шепчет», то решаем ехать на гору Сукор.
«Сукор (Суу-Кыр) (2919м) — наиболее высокая вершина одноимённого массива, расположенного в Юго-Восточном Алтае, в восточной оконечности Северо-Чуйских Альп между Курайской и Чуйской степями. Суу-Кыр в буквальном переводе с алтайского — водная гора, мокрая вершина.
На вершине Сукора находится прекрасная обзорная площадка на три хребта Алтая: Южно-Чуйский, Северо-Чуйский и Курайский.
На высоте около 2700 метров находятся ныне заброшенные штольни Чаганузунского месторождения ртути.
16 июля 1972 года на горе Сукор закончено сооружение телевизионного ретранслятора. С этого времени телевизионные передачи из Москвы, Новосибирске, Барнаула могли смотреть жители Кош-Агача, Курая, Чаган-Узуна, Тебелера и ряда других сел. На сегодняшний день он находится в нерабочем, демонтированном состоянии.»
Дорога на Сукор идет от села Чаган-Узун. Тут мы остановились ненадолго — уж больно нравятся нам здешние виды.
На въезде в Чаган-Узун появилась юрта, в которой предлагают различные блюда из баранины и не очень дорого.
Грех было не пообедать.
Отметил некоторое изменение в Чаган-Узуне. Раньше чтобы проехать на «Марс» и далее нужно было не заезжать в деревню, а после моста через Чую уходить налево. Сейчас этот проезд загорожен. Ехать нужно через деревню и через тот проезд, который наоборот раньше был закрыт. Почему так сделали — непонятно, но указатели есть.
Мы тоже сначала едем в сторону Марса, а потом уходим налево. Хоть и дорога отмечена на карте, но мы немного сбились — свернули раньше чем нужно и пришлось немного покорячиться по канавам. Далее дорога просматривается четко, сбиться с пути сложно. По сухой погоде машинам с блокировкой и понижайкой подняться на вершину вполне реально. Я бы отметил два нехороших участка.
Один в начале первого участка подъема. На фото виден только его конец.
На этом участке дорога идет вдоль скалы и не просматривается (кто ездил через бом Комдош — поймет). Участок небольшой, но если будет встречная машина, то разъехаться не получится. Лучше пустить вперед пешком кого-нибудь с рацией.
Далее будет большое плато. Можно остановиться, дать машине отдохнуть и самому вокруг оглядеться.
На заднем плане видна гора Сукор.
Впереди виден самый неприятный участок.
Возможно на фото он и не выглядит таким, но крутизна склона на второй ступени довольно большая и боковой уклон имеется. По крайней мере коммерческие группы чаше всего довозят до первой ступени, а дальше народ идет пешком.
Мы поднялись без проблем. В 13:40 были на полянке возле вершины.
Вершина впереди.
Остатки телевышки.
Внизу виден Чаган-Узун, на заднем плане хребет Чихачева.
Правее виден Южно-Чуйский хребет.
Слева Курайский хребет.
Ну а за спиной Северо-Чуйский хребет.
Начинаем потихоньку спускаться. Слева по ходу видны разноцветные склоны, характерные для пород с содержанием ртути.
Рядом остатки от одного из входов в шахту.
Вскоре выехали на трассу и двинули в сторону запланированного места ночевки — верховья реки Кокоря. Въезжаем в Кош-Агач и перед мостом через Чую уходим налево. Доезжаем до селения Теленгит-Сортогой и там опять уходим налево в степь. Заезжаем в урочище Коксайр. Дорога прижимается к склону, но не сильно и просматривается хорошо.
Преодолеваем небольшой подъем и выезжаем на небольшое плато — урочище Сорогош.
Справа по ходу вдалеке виден массив вершин Сайлюгем и Талдуайр.
С края плато открывается красивый вид на долину Кокоря.
Спускаемся в долину и едем дальше. Дорога в общем неплохая, но попалось одна небольшая болотинка в которой мы застряли не меньше, чем на полчаса.
При малой воде здесь наверное вообще проблем нет. Да и в нашем случае машины полегче наверное проехали бы не буксуя.
Потом было озерцо с лебедями (или гусями — плохо их различаю).
Проехали еще с километр и встали на стоянку на правом берегу реки. Дальше начинается ущелье. Можно было подъехать немного поближе, но нас и это место устроило. Еще есть дорога, которая переходит на другой берег и огибает ущелье. Правда там закрытые ворота, а в долине за ущельем кошара, поэтому туда ехать не стоит, по крайней мере, если хозяев нет.
Закат над долиной Кокоря.
Турбаза Кок-Коль находится в приграничной зоне, поэтому заранее был заказан пропуск.
19 сентября.
Сегодня классический технический прогон. Утром выехали из Красноярска. Поехали как обычно, через Кузедеево-Целинное-Бийск. Заночевали в полях возле Целинного.
20 сентября.
Пейзажи возле места ночевки.
Не много побродили и поехали дальше. Один из обязательных элементов программы - пирожки в Сростках.
Ценник немного подрос, но и пирожки большие. Взял в дорогу самсу и она оказалась довольно удачной — мало теста и много курицы. Но это мне повезло. На обратной дороге взял так же, но уже была обычная.
Следуя сложившейся традиции, заехали на бард-фестиваль в Манжероке.
Основная программа была в субботу, но в этом году мы смогли приехать только в воскресенье. Немного пообщались с Борисом Бергером — организатором фестиваля и поехали дальше.
Ненадолго остановились на Семинском перевале. Чике-Таман проехали не останавливаясь, так как все было забито машинами. Планировали заехать к порогу Бегемот, но уже выбивались из графика, поэтому проехали мимо.
Сегодня планировали доехать к видовке напротив Чуйского хребта перед Кураем. Вроде бы и торопились, но на закат опоздали на 20мин.
За въезд на одну из видовок алтайцы берут по 100 руб — с машины или с человека не знаю, так как мы проехали через бесплатный въезд (пока или на тот момент).
21 сентября.
На закат не успели, но восход пропустить было бы совсем не правильно, тем более при такой погоде.
Потом я немного прогулялся по окрестностям.
Северо-Чуйский хребет с трассы.
Так как погода «шепчет», то решаем ехать на гору Сукор.
«Сукор (Суу-Кыр) (2919м) — наиболее высокая вершина одноимённого массива, расположенного в Юго-Восточном Алтае, в восточной оконечности Северо-Чуйских Альп между Курайской и Чуйской степями. Суу-Кыр в буквальном переводе с алтайского — водная гора, мокрая вершина.
На вершине Сукора находится прекрасная обзорная площадка на три хребта Алтая: Южно-Чуйский, Северо-Чуйский и Курайский.
На высоте около 2700 метров находятся ныне заброшенные штольни Чаганузунского месторождения ртути.
16 июля 1972 года на горе Сукор закончено сооружение телевизионного ретранслятора. С этого времени телевизионные передачи из Москвы, Новосибирске, Барнаула могли смотреть жители Кош-Агача, Курая, Чаган-Узуна, Тебелера и ряда других сел. На сегодняшний день он находится в нерабочем, демонтированном состоянии.»
Дорога на Сукор идет от села Чаган-Узун. Тут мы остановились ненадолго — уж больно нравятся нам здешние виды.
На въезде в Чаган-Узун появилась юрта, в которой предлагают различные блюда из баранины и не очень дорого.
Грех было не пообедать.
Отметил некоторое изменение в Чаган-Узуне. Раньше чтобы проехать на «Марс» и далее нужно было не заезжать в деревню, а после моста через Чую уходить налево. Сейчас этот проезд загорожен. Ехать нужно через деревню и через тот проезд, который наоборот раньше был закрыт. Почему так сделали — непонятно, но указатели есть.
Мы тоже сначала едем в сторону Марса, а потом уходим налево. Хоть и дорога отмечена на карте, но мы немного сбились — свернули раньше чем нужно и пришлось немного покорячиться по канавам. Далее дорога просматривается четко, сбиться с пути сложно. По сухой погоде машинам с блокировкой и понижайкой подняться на вершину вполне реально. Я бы отметил два нехороших участка.
Один в начале первого участка подъема. На фото виден только его конец.
На этом участке дорога идет вдоль скалы и не просматривается (кто ездил через бом Комдош — поймет). Участок небольшой, но если будет встречная машина, то разъехаться не получится. Лучше пустить вперед пешком кого-нибудь с рацией.
Далее будет большое плато. Можно остановиться, дать машине отдохнуть и самому вокруг оглядеться.
На заднем плане видна гора Сукор.
Впереди виден самый неприятный участок.
Возможно на фото он и не выглядит таким, но крутизна склона на второй ступени довольно большая и боковой уклон имеется. По крайней мере коммерческие группы чаше всего довозят до первой ступени, а дальше народ идет пешком.
Мы поднялись без проблем. В 13:40 были на полянке возле вершины.
Вершина впереди.
Остатки телевышки.
Внизу виден Чаган-Узун, на заднем плане хребет Чихачева.
Правее виден Южно-Чуйский хребет.
Слева Курайский хребет.
Ну а за спиной Северо-Чуйский хребет.
Начинаем потихоньку спускаться. Слева по ходу видны разноцветные склоны, характерные для пород с содержанием ртути.
Рядом остатки от одного из входов в шахту.
Вскоре выехали на трассу и двинули в сторону запланированного места ночевки — верховья реки Кокоря. Въезжаем в Кош-Агач и перед мостом через Чую уходим налево. Доезжаем до селения Теленгит-Сортогой и там опять уходим налево в степь. Заезжаем в урочище Коксайр. Дорога прижимается к склону, но не сильно и просматривается хорошо.
Преодолеваем небольшой подъем и выезжаем на небольшое плато — урочище Сорогош.
Справа по ходу вдалеке виден массив вершин Сайлюгем и Талдуайр.
С края плато открывается красивый вид на долину Кокоря.
Спускаемся в долину и едем дальше. Дорога в общем неплохая, но попалось одна небольшая болотинка в которой мы застряли не меньше, чем на полчаса.
При малой воде здесь наверное вообще проблем нет. Да и в нашем случае машины полегче наверное проехали бы не буксуя.
Потом было озерцо с лебедями (или гусями — плохо их различаю).
Проехали еще с километр и встали на стоянку на правом берегу реки. Дальше начинается ущелье. Можно было подъехать немного поближе, но нас и это место устроило. Еще есть дорога, которая переходит на другой берег и огибает ущелье. Правда там закрытые ворота, а в долине за ущельем кошара, поэтому туда ехать не стоит, по крайней мере, если хозяев нет.
Закат над долиной Кокоря.
Последний раз редактировалось Ermichel 17.04.2021 9:05, всего редактировалось 3 раза.
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
22 сентября.
С утра прогулялся возле места стоянки.
Вид сверху на наш табор.
Выше по течению начинается ущелье.
Еще одно возможное место для стоянки прямо возле ущелья.
Верховья реки Кокоря славятся своим красивым каньоном. Поэтому после завтрака пошли его смотреть. Длина каньона около 1км. При ограничении по времени можно ограничиться только осмотром каньона.
У нас тоже на прогулку было заложено около 2-х часов. Поэтому мы разделились. Друзья пошли не спеша, а решил дойти до озера Кокуль (Олосу) на правом притоке Кокоря, чтобы получить более полное представление о верховьях.
Пошли мы по правому берегу. Вид отсюда хуже — возможно во второй половине дня будет по-другому, но в первой половине дня каньон лучше смотрится с левого берега. Зато на правом берегу есть неплохая обзорная горка, правда мои друзья туда пошли, но так и не дошли до верху.
Каньон с правого берега.
Каньон с правого берега.
Тропа выводит на полку и идет примерно с 1 км вдоль каньона. Потом можно спусться в долину или траверсировать склон. Мне что-то лень было спускаться и я пошел вдоль склона. Так делать не нужно — лучше спуститься в долину и потом подняться по кулуару к озеру. Каких-либо проблем в траверсе склона нет, но минут 20 я потерял.
Долина за каньоном.
В кулуаре, ведущем к озеру.
Моя конечная цель — озеро КокКуль.
Долго рассиживаться не получилось — посмотрел на озеро и пошел обратно. Вся прогулка составила 7,2 км.
Задержались больше планируемого, а нам нужно было еще до 16:00 успеть на заставу в Кош-Агач за пропуском в погранзону. Болотину проехали быстро — Андрей совершил рискованный маневр и объехал её по косогору (не нужно так делать). Алексей проехал на спущенных колесах и ни разу не буксанул. Такой способ однозначно имеет право на жизнь.
Кстати, обнаружили в долине Кокоря остатки интересного сооружения.
Может кто-нибудь подскажет, что это такое.
На заставу приехали в 5 минут пятого, но оказалось, что она работает до 17:00 (повезло).
После получения пропуска поехали на турбазу Кокколь. Турбаза принадлежит ООО «Расул», которому также принадлежат несколько заправок и гостиниц в Кош-Агачском и Улаганском районах. Расположена около хребта Чихачева, на озере на реке Нарин-Гол, в 6 км от границы с Монголией, на высоте 2650м. Озеро зарыблено, возможна платная рыбалка. От трассы есть сворот с указателем примерно в 3 км от селения Жанна-Аул. Далее по долине Юстыт около 50 км по грунтовой дороге. Легковушке проехать проблематично. В нашем случае скорее всего вообще нереально, так как болотины были сильно сырые. В более сухой год наверное реально, но я бы не рисковал. Есть платный трансфер на буханке из Кош-Агача.
Нашил в Кош-Агаче еще одно неплохое место в плане покушать — кафе Юлдуз. Расположено на выезде из Кош-Агача в сторону Ташанты слева от дороги.
Ели там два раза и оба раза неплохо.
Виды в Чуйской степи и долине Юстыт.
Пока любовались закатом, Андрей успел упилить вперед и мы его потеряли. На турбазу по степи ведет много дорог. Вроде бы основная размечена указателями, похоже кто-то напакостил, потому что показывали они в разные стороны. Выявилась еще одна проблема, связанная с автомобилем Андрея. Рация в его машине переставала ловить, как только он отъезжал метров на 500. Если выходил из машины , то связь была на расстоянии 1,5-2 км и более. Причину мы так и не выявили — рации и диапазон были те же, что и всегда, да и другой комплект раций попробовали. Тогда мы об этом не знали и примерно час потратили на поиски друг друга. Хорошо хоть сотовая связь местами работала. На базу приехали после десяти вечера. Тут еще выяснилось, что занят забронированный нами домик, хотя мы несколько раз связывались с администратором «Расула» и подтверждали, что мы едем. Как я понял, база не совсем Расуловская, видимо в совладельцах хозяин участка и он сам по себе что-то рулит. По крайней мере мне так показалось. Но в итоге нашелся другой домик, так что все решилось благополучно.
На всякий случай приведу расценки на базе — возможно кому-нибудь пригодятся.
23 сентября.
В окрестностях базы «Кок-Коль» можно совершать радиальные прогулки разной сложности и продолжительности. Времени у нас было немного, но какую-то часть этих маршрутов мне удалось пройти. Был один неприятный момент, что пропуск у нас был коллективный и перемещаться мы должны были одной группой, но поскольку мои друзья не были настроены на активное времяпровождение, то мне пришлось от них отделиться. Лучше так не делать, а всегда заказывать индивидуальные пропуска.
Самый активные и продолжительный маршрут носит название «По следам снежного барса». Представляет собой прогулку к леднику под вершинкой 3396 возле границы с Монголией. Примерно 7 км в одну сторону и набор высоты около 650м. Но не все там так просто, о чем далее.
Сначала тропа идет по широкой долине с плавным набором высоты. Есть несколько указателей.
Барса пока не видать, но кушать ему есть чего.
Слева по ходу остается ручей с водопадами, вытекающий из озера Небесного.
Это тоже один из вариантов для прогулки.
Примерно через 2,5 км долина упирается в моренные выносы, которые проходятся по кулуару, заваленному камнями.
Небольшой подъемчик и выходим на небольшую поляну с почти пересохшим озерцом.
Далее небольшой подъем по широкому кулуару. Справа по ходу небольшой водопад.
Он тоже является местной достопримечательностью, но видимо не в это время года.
Взгляд назад на долину.
Преодолев этот подъем, попадаем на небольшое плато, заваленное камнями.
За плато — небольшая морена.
Здесь уже приходится немного покорячиться при подъеме. За мореной два небольших озерца, разделенных перемычкой.
Нормального прохода вдоль них нет — приходится прыгать по камням.
А вот и следы снежного барса.
Впереди видна еще одна морена.
Залезаю на неё — там еще одно озеро, за которым уже виден ледник.
До ледника немногим более 1 км, но дойти до него не получилось. Пошел ледяной дождь и видимость начала резко падать.
Камни начали покрываться ледяной коркой. Кошки у меня с собой были, но толку от них на камнях было мало. Здесь помогли бы ледоступы, но их взять с собой я не догадался. Пришлось возвращаться. Долго пробирался вдоль озер и полз по моренам. Их прошел удачно, вышел на плато и утратил бдительность. Был слегка наказан за это - на почти горизонтальной каменной плите подскользнулся и грохнулся на спину. Но без последствий — может только пукнул со страху.
Поскольку время еще оставалось, то я решил подняться к озеру Небесному. Поднимался вдоль ручья, вытекающего из озера. Перепад высоты от долины до озера порядка 150м. На ручье есть пара красивых водопадов.
Возле озера встретил Машу и Алексея. Озеро Небесное.
С пригорка возле озера видны озера Кок-Коль и Киндиктык-Коль.
Попили чайку и вернулись на базу. Днем погода нас не особо баловала, но вечером был шикарный закат.
Чтобы закрепить положительное впечатление вечером еще попарились в бане.
24 сентября.
С утра было немного времени и я решил подняться на вершинку 2998м. Перепад высоты от базы более 400м. Виды должны были быть шикарными, но с погодой не повезло — все было затянуто облаками.
Вид базы сверху.
Вылез на гребень, но тут меня чуть не сдуло ураганным ветром. До вершины было всего метров 300.
Но дойти до неё было нереально. Уползал с гребня на карачках, так как стоять в полный рост было невозможно. Спустился на базу, расселись по машинам и двинули дальше.
Оказалось, рядом с базой есть вход в штольню, которую в темноте мы не заметили.
Выезжаем на бугор, бросаем прощальный взгляд на хребет Чихачева.
Справа видна долина второго истока Юстыт — реки Богуты.
Спустились в долину Юстыт, подъехали к последней лиственнице из сотни.
Сегодня по плану нам нужно подъехать по вершины Сайлюгем и Талдуайр. Неплохая дорога к ним идет от села Кокоря. Можно было сделать крюк и проехать по трассе, но делать это абсолютно незачем — и по долине Юстыт дорога неплохая. Болотины закончились. Одно препятствие — брод через реку Бар-Бургазы. Но даже и при таком уровне воды он был не глубоким — примерно полметра.
Вид вверх по долине Бар-Бургазы.
Выезжаем в урочище Джилытал. Здесь проходит дорога, ведущая к перевалу Бугузун и далее в Тыву. Нам бы и поехать по ней, но мы решили сократить дорогу и поехали вдоль хребта. Пару раз уперлись в каменные русла ручьев, довольно сложные для их преодоления.
В итоге отъехали от хребта подальше и ехали уже до конкретно нужно нам отворота в долину реки Саюлюгем.
На въезде находится кошара. По информации из отчетов, там живет семья алтайцев, но про какие-либо конфликты с туристами не говорилось. В момент нашего приезда там никого не было. Проехали еще примерно 1 км вверх по Сайлюгему и уперлись в его правый приток. При желании конечно можно было его переехать, но впереди хороших мест для стоянки не было. А в леске перед притоком было несколько хороших полянок прямо на берегу реки. Решили остановиться здесь.
В этот день больше никуда не ходили, но возле стоянки я обнаружил забавную бабку-ёжку.
С утра прогулялся возле места стоянки.
Вид сверху на наш табор.
Выше по течению начинается ущелье.
Еще одно возможное место для стоянки прямо возле ущелья.
Верховья реки Кокоря славятся своим красивым каньоном. Поэтому после завтрака пошли его смотреть. Длина каньона около 1км. При ограничении по времени можно ограничиться только осмотром каньона.
У нас тоже на прогулку было заложено около 2-х часов. Поэтому мы разделились. Друзья пошли не спеша, а решил дойти до озера Кокуль (Олосу) на правом притоке Кокоря, чтобы получить более полное представление о верховьях.
Пошли мы по правому берегу. Вид отсюда хуже — возможно во второй половине дня будет по-другому, но в первой половине дня каньон лучше смотрится с левого берега. Зато на правом берегу есть неплохая обзорная горка, правда мои друзья туда пошли, но так и не дошли до верху.
Каньон с правого берега.
Каньон с правого берега.
Тропа выводит на полку и идет примерно с 1 км вдоль каньона. Потом можно спусться в долину или траверсировать склон. Мне что-то лень было спускаться и я пошел вдоль склона. Так делать не нужно — лучше спуститься в долину и потом подняться по кулуару к озеру. Каких-либо проблем в траверсе склона нет, но минут 20 я потерял.
Долина за каньоном.
В кулуаре, ведущем к озеру.
Моя конечная цель — озеро КокКуль.
Долго рассиживаться не получилось — посмотрел на озеро и пошел обратно. Вся прогулка составила 7,2 км.
Задержались больше планируемого, а нам нужно было еще до 16:00 успеть на заставу в Кош-Агач за пропуском в погранзону. Болотину проехали быстро — Андрей совершил рискованный маневр и объехал её по косогору (не нужно так делать). Алексей проехал на спущенных колесах и ни разу не буксанул. Такой способ однозначно имеет право на жизнь.
Кстати, обнаружили в долине Кокоря остатки интересного сооружения.
Может кто-нибудь подскажет, что это такое.
На заставу приехали в 5 минут пятого, но оказалось, что она работает до 17:00 (повезло).
После получения пропуска поехали на турбазу Кокколь. Турбаза принадлежит ООО «Расул», которому также принадлежат несколько заправок и гостиниц в Кош-Агачском и Улаганском районах. Расположена около хребта Чихачева, на озере на реке Нарин-Гол, в 6 км от границы с Монголией, на высоте 2650м. Озеро зарыблено, возможна платная рыбалка. От трассы есть сворот с указателем примерно в 3 км от селения Жанна-Аул. Далее по долине Юстыт около 50 км по грунтовой дороге. Легковушке проехать проблематично. В нашем случае скорее всего вообще нереально, так как болотины были сильно сырые. В более сухой год наверное реально, но я бы не рисковал. Есть платный трансфер на буханке из Кош-Агача.
Нашил в Кош-Агаче еще одно неплохое место в плане покушать — кафе Юлдуз. Расположено на выезде из Кош-Агача в сторону Ташанты слева от дороги.
Ели там два раза и оба раза неплохо.
Виды в Чуйской степи и долине Юстыт.
Пока любовались закатом, Андрей успел упилить вперед и мы его потеряли. На турбазу по степи ведет много дорог. Вроде бы основная размечена указателями, похоже кто-то напакостил, потому что показывали они в разные стороны. Выявилась еще одна проблема, связанная с автомобилем Андрея. Рация в его машине переставала ловить, как только он отъезжал метров на 500. Если выходил из машины , то связь была на расстоянии 1,5-2 км и более. Причину мы так и не выявили — рации и диапазон были те же, что и всегда, да и другой комплект раций попробовали. Тогда мы об этом не знали и примерно час потратили на поиски друг друга. Хорошо хоть сотовая связь местами работала. На базу приехали после десяти вечера. Тут еще выяснилось, что занят забронированный нами домик, хотя мы несколько раз связывались с администратором «Расула» и подтверждали, что мы едем. Как я понял, база не совсем Расуловская, видимо в совладельцах хозяин участка и он сам по себе что-то рулит. По крайней мере мне так показалось. Но в итоге нашелся другой домик, так что все решилось благополучно.
На всякий случай приведу расценки на базе — возможно кому-нибудь пригодятся.
23 сентября.
В окрестностях базы «Кок-Коль» можно совершать радиальные прогулки разной сложности и продолжительности. Времени у нас было немного, но какую-то часть этих маршрутов мне удалось пройти. Был один неприятный момент, что пропуск у нас был коллективный и перемещаться мы должны были одной группой, но поскольку мои друзья не были настроены на активное времяпровождение, то мне пришлось от них отделиться. Лучше так не делать, а всегда заказывать индивидуальные пропуска.
Самый активные и продолжительный маршрут носит название «По следам снежного барса». Представляет собой прогулку к леднику под вершинкой 3396 возле границы с Монголией. Примерно 7 км в одну сторону и набор высоты около 650м. Но не все там так просто, о чем далее.
Сначала тропа идет по широкой долине с плавным набором высоты. Есть несколько указателей.
Барса пока не видать, но кушать ему есть чего.
Слева по ходу остается ручей с водопадами, вытекающий из озера Небесного.
Это тоже один из вариантов для прогулки.
Примерно через 2,5 км долина упирается в моренные выносы, которые проходятся по кулуару, заваленному камнями.
Небольшой подъемчик и выходим на небольшую поляну с почти пересохшим озерцом.
Далее небольшой подъем по широкому кулуару. Справа по ходу небольшой водопад.
Он тоже является местной достопримечательностью, но видимо не в это время года.
Взгляд назад на долину.
Преодолев этот подъем, попадаем на небольшое плато, заваленное камнями.
За плато — небольшая морена.
Здесь уже приходится немного покорячиться при подъеме. За мореной два небольших озерца, разделенных перемычкой.
Нормального прохода вдоль них нет — приходится прыгать по камням.
А вот и следы снежного барса.
Впереди видна еще одна морена.
Залезаю на неё — там еще одно озеро, за которым уже виден ледник.
До ледника немногим более 1 км, но дойти до него не получилось. Пошел ледяной дождь и видимость начала резко падать.
Камни начали покрываться ледяной коркой. Кошки у меня с собой были, но толку от них на камнях было мало. Здесь помогли бы ледоступы, но их взять с собой я не догадался. Пришлось возвращаться. Долго пробирался вдоль озер и полз по моренам. Их прошел удачно, вышел на плато и утратил бдительность. Был слегка наказан за это - на почти горизонтальной каменной плите подскользнулся и грохнулся на спину. Но без последствий — может только пукнул со страху.
Поскольку время еще оставалось, то я решил подняться к озеру Небесному. Поднимался вдоль ручья, вытекающего из озера. Перепад высоты от долины до озера порядка 150м. На ручье есть пара красивых водопадов.
Возле озера встретил Машу и Алексея. Озеро Небесное.
С пригорка возле озера видны озера Кок-Коль и Киндиктык-Коль.
Попили чайку и вернулись на базу. Днем погода нас не особо баловала, но вечером был шикарный закат.
Чтобы закрепить положительное впечатление вечером еще попарились в бане.
24 сентября.
С утра было немного времени и я решил подняться на вершинку 2998м. Перепад высоты от базы более 400м. Виды должны были быть шикарными, но с погодой не повезло — все было затянуто облаками.
Вид базы сверху.
Вылез на гребень, но тут меня чуть не сдуло ураганным ветром. До вершины было всего метров 300.
Но дойти до неё было нереально. Уползал с гребня на карачках, так как стоять в полный рост было невозможно. Спустился на базу, расселись по машинам и двинули дальше.
Оказалось, рядом с базой есть вход в штольню, которую в темноте мы не заметили.
Выезжаем на бугор, бросаем прощальный взгляд на хребет Чихачева.
Справа видна долина второго истока Юстыт — реки Богуты.
Спустились в долину Юстыт, подъехали к последней лиственнице из сотни.
Сегодня по плану нам нужно подъехать по вершины Сайлюгем и Талдуайр. Неплохая дорога к ним идет от села Кокоря. Можно было сделать крюк и проехать по трассе, но делать это абсолютно незачем — и по долине Юстыт дорога неплохая. Болотины закончились. Одно препятствие — брод через реку Бар-Бургазы. Но даже и при таком уровне воды он был не глубоким — примерно полметра.
Вид вверх по долине Бар-Бургазы.
Выезжаем в урочище Джилытал. Здесь проходит дорога, ведущая к перевалу Бугузун и далее в Тыву. Нам бы и поехать по ней, но мы решили сократить дорогу и поехали вдоль хребта. Пару раз уперлись в каменные русла ручьев, довольно сложные для их преодоления.
В итоге отъехали от хребта подальше и ехали уже до конкретно нужно нам отворота в долину реки Саюлюгем.
На въезде находится кошара. По информации из отчетов, там живет семья алтайцев, но про какие-либо конфликты с туристами не говорилось. В момент нашего приезда там никого не было. Проехали еще примерно 1 км вверх по Сайлюгему и уперлись в его правый приток. При желании конечно можно было его переехать, но впереди хороших мест для стоянки не было. А в леске перед притоком было несколько хороших полянок прямо на берегу реки. Решили остановиться здесь.
В этот день больше никуда не ходили, но возле стоянки я обнаружил забавную бабку-ёжку.
Последний раз редактировалось Ermichel 17.04.2021 9:13, всего редактировалось 3 раза.
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
25 сентября.
С утра немного приморозило и выпал снежок.
Друзья мои еще спали и я решил подняться на пригорок рядом со стоянкой, чтобы немного осмотреться. Дошел до пупырька 2626м (примерно 400м по высоте от места стоянки). Видимость была хорошей.
Долины рек Кокоря и Бугузун.
Где-то там вдалеке перевал Бугузун.
Если горка по середине — гора Черная (3280,7м), то перевал должен быть левее (из-пригорка его не видно).
Гора Черная (не уверен, но зато красиво).
А это гора Сайлюгем (3405м).
Был замысел подняться туда, но ветер был довольно сильный на 2600 м, да и облака не внушали оптимизма. Ну хотя бы просмотрел путь подъема на будущее.
Еще был план пройти траверсом по хребту через вершины Сайлюгем и Талдуайр, но это очень смелый замысел. За день сделать это довольно напряжно. По крайней мере в тех отчетах, что я читал, народ ходил на эти вершины в два захода.
Вершина Талдуайр (3505,7м) и долина реки Сайлюгем.
Кошара возле Сайлюгема.
После завтрака пошли прогуляться. Я пошел вверх по реке. Есть неплохая тропа вдоль правого берега.
Километра два тропа идет в зоне леса, потом приводит к галечным отмелям (Сайлюгем — в переводе река из гальки).
Под этой скалой обычно и останавливается народ, который гуляет по окрестным горкам.
За этим взлетом должна быть красивая висячая долинка с озерцом.
Но туда лезть мне не хотелось. Перекусил, да и пошел обратно. Пока обедал, вокруг порхала какая-то птичка, похожая на снегиря, но видимо не снегирь.
Когда пришел на стоянку, то еще раз поднялся на пригорок поснимать. Как раз к закату.
26 сентября.
С утра опять было прохладно.
Подумал, что бог троицу любит и решил еще раз подняться на пригорок. К кошаре пришло стадо.
Сегодня немного разъяснилось. Стал виден Южно-Чуйский хребет.
Если не ошибаюсь, видны Ирбисту, Тесьтёй и Джаникту. Позавтракали, собрались и выехали.
Немного видов в урочище Джилытал.
Ранее мы уже были наслышаны про урочище Кызылшин, что находится возле села Кокоря, поэтому грех было не заехать, поскольку просто проезжали мимо. Иногда это место путают с Кызылчином, что возле Чаган-Узуна (Марс).
Сначала заехали на обзорную площадку, которая находится на горе Чиворлу. Виды шикарные.
Возникла мысль — а не заночевать ли где-нибудь здесь? На горке ночевать не хотелось, поэтому решили поискать место возле реки. Прикинули по карте — вроде бы есть дорога из села Кокоря, идущая в ущелье вдоль берега. При въезде в село со стороны Бугузуна, нужно сразу перед мостом через реку свернуть направо. Дорога идет вдоль берега реки. Есть какой-то шлагбаум, но он был разломан. Далее выехали к брошенной базе, которая похоже была организована на базе пионерлагеря. Далее была большая поляна.
Можно было встать здесь, но место показалось нам неуютным, да и село совсем рядом. Решили ехать дальше, куда-нибудь в Курайскую степь.
Чуйская степь в районе Кош-Агача опять порадовала глаз своими атмосферными метаморфозами.
Так же решили заехать на обзорную горку возле кемпинга Тыдтуярык. Иногда её называют Красной горкой, но на самом деле Красная горка находится рядом, на противоположном берегу реки.
Чуйский тракт.
Появилась перемычка между озером Красногорским и рекой Чуей.
Почти-что Марс.
Кемпинг ТыдТуярык.
Решили проехать через кемпинг — забавное место.
И верблюды рядом бродят.
Хорошо здесь, но ветер дует сильный — едем дальше. На въезде в Курайскую степь попадаем в снежно-градовый фронт.
Решили ехать к озеру Джангыскель. Едем и любуемся видами.
К озеру подъехали уже в темноте.
С утра немного приморозило и выпал снежок.
Друзья мои еще спали и я решил подняться на пригорок рядом со стоянкой, чтобы немного осмотреться. Дошел до пупырька 2626м (примерно 400м по высоте от места стоянки). Видимость была хорошей.
Долины рек Кокоря и Бугузун.
Где-то там вдалеке перевал Бугузун.
Если горка по середине — гора Черная (3280,7м), то перевал должен быть левее (из-пригорка его не видно).
Гора Черная (не уверен, но зато красиво).
А это гора Сайлюгем (3405м).
Был замысел подняться туда, но ветер был довольно сильный на 2600 м, да и облака не внушали оптимизма. Ну хотя бы просмотрел путь подъема на будущее.
Еще был план пройти траверсом по хребту через вершины Сайлюгем и Талдуайр, но это очень смелый замысел. За день сделать это довольно напряжно. По крайней мере в тех отчетах, что я читал, народ ходил на эти вершины в два захода.
Вершина Талдуайр (3505,7м) и долина реки Сайлюгем.
Кошара возле Сайлюгема.
После завтрака пошли прогуляться. Я пошел вверх по реке. Есть неплохая тропа вдоль правого берега.
Километра два тропа идет в зоне леса, потом приводит к галечным отмелям (Сайлюгем — в переводе река из гальки).
Под этой скалой обычно и останавливается народ, который гуляет по окрестным горкам.
За этим взлетом должна быть красивая висячая долинка с озерцом.
Но туда лезть мне не хотелось. Перекусил, да и пошел обратно. Пока обедал, вокруг порхала какая-то птичка, похожая на снегиря, но видимо не снегирь.
Когда пришел на стоянку, то еще раз поднялся на пригорок поснимать. Как раз к закату.
26 сентября.
С утра опять было прохладно.
Подумал, что бог троицу любит и решил еще раз подняться на пригорок. К кошаре пришло стадо.
Сегодня немного разъяснилось. Стал виден Южно-Чуйский хребет.
Если не ошибаюсь, видны Ирбисту, Тесьтёй и Джаникту. Позавтракали, собрались и выехали.
Немного видов в урочище Джилытал.
Ранее мы уже были наслышаны про урочище Кызылшин, что находится возле села Кокоря, поэтому грех было не заехать, поскольку просто проезжали мимо. Иногда это место путают с Кызылчином, что возле Чаган-Узуна (Марс).
Сначала заехали на обзорную площадку, которая находится на горе Чиворлу. Виды шикарные.
Возникла мысль — а не заночевать ли где-нибудь здесь? На горке ночевать не хотелось, поэтому решили поискать место возле реки. Прикинули по карте — вроде бы есть дорога из села Кокоря, идущая в ущелье вдоль берега. При въезде в село со стороны Бугузуна, нужно сразу перед мостом через реку свернуть направо. Дорога идет вдоль берега реки. Есть какой-то шлагбаум, но он был разломан. Далее выехали к брошенной базе, которая похоже была организована на базе пионерлагеря. Далее была большая поляна.
Можно было встать здесь, но место показалось нам неуютным, да и село совсем рядом. Решили ехать дальше, куда-нибудь в Курайскую степь.
Чуйская степь в районе Кош-Агача опять порадовала глаз своими атмосферными метаморфозами.
Так же решили заехать на обзорную горку возле кемпинга Тыдтуярык. Иногда её называют Красной горкой, но на самом деле Красная горка находится рядом, на противоположном берегу реки.
Чуйский тракт.
Появилась перемычка между озером Красногорским и рекой Чуей.
Почти-что Марс.
Кемпинг ТыдТуярык.
Решили проехать через кемпинг — забавное место.
И верблюды рядом бродят.
Хорошо здесь, но ветер дует сильный — едем дальше. На въезде в Курайскую степь попадаем в снежно-градовый фронт.
Решили ехать к озеру Джангыскель. Едем и любуемся видами.
К озеру подъехали уже в темноте.
Последний раз редактировалось Ermichel 17.04.2021 9:19, всего редактировалось 2 раза.
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
27 сентября.
Ночью было -12. Восход я проспал, но немного видов выхватить удалось.
Подошел глянуть на Чуйский тракт, но он был в легкой дымке.
Решил спуститься к озеру и пофотать Северо-Чуйский хребет в отражениях, но лед еще не растаял.
Пошел снимать по-классике — с центра озера.
Теперь можно и позавтракать.
Пошли облачка.
Но рассиживаться некогда — нужно помаленьку двигаться в сторону дома.
Заехали посмотреть пороги Турбинный
и Турклуба «Горизонт»
Возле Онгудайского мясокомбината.
Заночевали на берегу Катуни напротив Элекмонара. Подвесной мост через Зубья Дракона заимел красивую подсветку.
Лошадки пришли на водопой.
Маральник зацвел во второй раз.
Далее все было обыденно. Пирожки в Сростках.
Друзьям нужно было заехать в Кемерово. Высадили меня на вокзале в Бийске.
Вокзал в Новосибирске.
Вокзал в Красноярске.
Я дома.
Надеюсь немного отвлек вас от всяких санкций, олигархов, коррупционеров, ковидов и прочих жизненных неурядиц. Мы же вроде немного туристы все-таки.
Ночью было -12. Восход я проспал, но немного видов выхватить удалось.
Подошел глянуть на Чуйский тракт, но он был в легкой дымке.
Решил спуститься к озеру и пофотать Северо-Чуйский хребет в отражениях, но лед еще не растаял.
Пошел снимать по-классике — с центра озера.
Теперь можно и позавтракать.
Пошли облачка.
Но рассиживаться некогда — нужно помаленьку двигаться в сторону дома.
Заехали посмотреть пороги Турбинный
и Турклуба «Горизонт»
Возле Онгудайского мясокомбината.
Заночевали на берегу Катуни напротив Элекмонара. Подвесной мост через Зубья Дракона заимел красивую подсветку.
Лошадки пришли на водопой.
Маральник зацвел во второй раз.
Далее все было обыденно. Пирожки в Сростках.
Друзьям нужно было заехать в Кемерово. Высадили меня на вокзале в Бийске.
Вокзал в Новосибирске.
Вокзал в Красноярске.
Я дома.
Надеюсь немного отвлек вас от всяких санкций, олигархов, коррупционеров, ковидов и прочих жизненных неурядиц. Мы же вроде немного туристы все-таки.
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Отличная поездка и время года, летом были бы совсем другие впечатления, плюс парочку солнечных дней конечно не помешали бы. Сам на сезон планирую ознакомиться с районом Кокори и Сайлюгема, ну и Сукор. Посмотрев фото понял, что планы стоящие.
youtube.com/c/SkogarMyrkr
- algair
- Ёжик
- Reactions:
- Сообщения: 3440
- Зарегистрирован: 03.07.2011 11:22
- Откуда: Горно-Алтайск
- Контактная информация:
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Хорошие фотографии. Спасибо.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Мы уже давно решили, что для автопутешествий по Алтаю вторая половина сентября - самое время. В этот раз мало времени у нас было, поэтому многое очень быстро проскакали. Верховья Кокоря, Сайлюгем и Кок-Коль требуют как минимум еще одного дня и хорошей погоды. Еще есть желание проехать вверх по Бугузуну, не до перевала, а до Бугузунского родника. Еще в планах была гора Кулунбажи, но времени не было совсем.
Еще планируем как-нибудь заехать в урочище Куюктунар, что немного не доезжая Чаган-Узуна. Там тоже есть где походить.
В Шалтре заночевать тоже неплохо было бы.
Буду рад, если еще про какие-нибудь места расскажите. Как по мне так гораздо позитивнее это обсуждать, а не во флудилке тереть одно да потому, про то как все плохо и будет ещё хуже.
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
И еще немного не в тему, но мне всегда было интересно, где народ переезжает через р. Тюте на легковушках, когда едет на перевалку Актру.
Мы всегда переезжали здесь.
Но тут брод в полметра и глубже. У меня два варианта - либо народ эти лужи как-то краем проезжает, либо переезжает где-то в другом месте. И если в другом, то где?
Мы всегда переезжали здесь.
Но тут брод в полметра и глубже. У меня два варианта - либо народ эти лужи как-то краем проезжает, либо переезжает где-то в другом месте. И если в другом, то где?
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Очень приятный и хороший рассказ. Очень интересное путешествие. Замечательные фотографии... 3 дня с наслаждением читал и рассматривал фотографии, очень понравилось.
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Мне всегда было интересно почему Горный Алтай (его южную часть) часто посещают. А подобный район республики Тыва нет. А там много не менее интересных мест...
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Ответ очевиден - все интересные места в Кош-Агачском районе (кроме плато Укок) не далее 50 км от Чуйского тракта. Все зависит от возможностей машины. Так же можно ездить на легковушке, а в какие-то места просто нанимать транспорт повышенной проходимости. Предложений полно. Для компании из 3-4-х человек это выгоднее, чем содержать внедорожник для разовых поездок. Население в целом более дружелюбное.
Про Тыву много пугалок про агрессивность и вороватость местного населения. Частично так и есть, но это все основном вокруг трассы Кызыл - Ак-Довурак и немного вдоль трассы на Эрзин. А вот с заправками и техобслуживанием, там реально плохо. Про Мугур-Аксы я писал в соответствующем отчете. Чтобы ехать в те места, нужно готовится основательнее.
Ну и в отдаленных районах населению не нужны туристы - они живут своим укладом и нечего менять не хотят. Поэтому чаще всего приезжих встречают прохладно, а когда те еще и пакостить начинают или ведут себя заносчиво, то тут и до прямой агрессии недалеко.
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Ermichel, а на Укоке были?
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Да, туризм становится все более механизированным - с заброской на самолетах в другие страны, на авто, на надувных водно моторных лодках по горным рекам, мотоциклах и прочей технике. Минимум физических затрат и максимум впечатлений от природы и ландшафтов. Что и подтверждает данный отчет.
Эх, скоро забудем о рюкзаках, мозолях на ногах и прочих чудесах туризма по безтропью, когда нужно выбрать место для лагеря, разбить бивуак. разжечь костер в условиях трехдневного непрерывного дождя и прочие заботы по выживанию в диком горно-таежном месте.
Спасибо за показанные красоты нашей страны.
Пора сдавать на права и покупать авто.
Эх, скоро забудем о рюкзаках, мозолях на ногах и прочих чудесах туризма по безтропью, когда нужно выбрать место для лагеря, разбить бивуак. разжечь костер в условиях трехдневного непрерывного дождя и прочие заботы по выживанию в диком горно-таежном месте.
Спасибо за показанные красоты нашей страны.
Пора сдавать на права и покупать авто.
Все проходит
.
.
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Да, были один раз, но не так, как планировали. Писал в отчете: viewtopic.php?t=6870
Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
С такими темпами развития сети автомобильных дорог в нашей стране долгое время будет еще куча интересных мест, куда попасть за можно как раз только так, как вы и пишете.
Вертолетная в нашей стране тоже пока синих денег стоит. Так что и пешочком иногда ходим:
viewtopic.php?f=88&t=7006
viewtopic.php?f=88&t=6881
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость