День 7 – 27 июля 2013 – Почти на месте
На утро – быстрые сборы, завтрак и выезд. Сегодня к обеду нужно быть Чибите, чтобы встретить Андрея и Катю. От них по-прежнему нет новостей, но надежда все еще остается, поэтому лучше не опаздывать.
Найдя сук поувесистей, колдуем на удачу, заливаем костер и трогаемся. Пока дорога идет полого, едется хорошо. Но, с повышением уклона, подниматься все сложнее и сложнее. Улаганский перевал хоть и доступнее Кату-Ярыка, тоже имеет свой характер. С высотой около 2080м над уровнем моря и перепадом в 700 метров со стороны долины р. Кубадру (1306м), перевал требует немалых затрат энергии на подъем.
Крутой уклон быстро съедает силы. Через каких-то 20-30 минут я уже с грустью начинаю смотреть на так легко проезжающие мимо автомобили. После каждого улетевшего вверх Уазика или Газели, про себя думаю: «Ну чего вам стоит остановиться и предложить помощь, подбросить немного, помочь уставшим путникам». С другой стороны понимаю, что гордость велосипедиста-туриста не позволит самому остановить кого-то и попросить подвезти.
Каково же было мое удивление, когда очередная обгонявшая нас Газель, вместо того, чтобы упылить за поворот, начала медленно останавливаться передо мной. Водитель ехал почти пустой, лишь с небольшим грузом овощей и фруктов в кузове. Подоспевшие Олег и Алик не стали отказываться от предложения и через пару минут мы уже весело катили на перевал, благодаря водителя и разглядывая округу. Ну, вернее мы с Аликом разглядывали, а Олег сидел закрытый в кузове и держал велосипеды, не давая им подавить капусту и картошку
Упускать возможность полюбоваться видами с перевала не хотелось. Тем более не хотелось лишать себя удовольствия с этого перевала слететь на велах. Поэтому, попрощавшись с водителем, выгружаемся наверху и идем смотреть округу.
Как бы то ни было, время неумолимо бежит вперед, а до Чибита еще больше 40 км. Отдохнув хорошенько и собравшись с силами, уходим на спуск с перевала. Несмотря на достаточно крутой подъем, спуск с этой стороны относительно пологий. Встречный ветер приводит к тому, что нужно постоянно подкручивать педали, чтобы не остановиться на спуске. Виды вокруг, тем не менее, очень живописные, так что катиться приятно.
Так незаметно, крутя головой по сторонам, доезжаем уже до озера Чейбеккёль или Мертвого озера. То ли из-за названия, то ли из-за пасмурной погоды, желания купаться в этом озере не возникает никакого. Последний раз такое ощущение было около большого озера под Старой Крепостью. Стоишь на берегу, вглядываешься в бездонные темные воды, и как-то хочется уйти подальше, а не нырять туда. Вот и тут, пролетам озеро мимо, даже не остановившись.
По дороге приходят хорошие новости от московских друзей – они уже в Чибите, ждут нас. Ну все, теперь есть еще и цель поднажать.
Еще немного и добираемся до Красных Ворот на реке Чибитке. Это своеобразный выход из горного мира, нетронутого края кочевников и пастухов, в цивилизацию, к крупным городам и, конечно же, Чуйскому тракту.
От Красных ворот начинается, пожалуй, один из самых интересных для велосипедиста отрезков этой дороги. Крутой, со множеством поворотов, спуск к Акташу, не дает ни на секунду расслабиться. А поток легковых и, особенно, грузовых машин навстречу, поднимающих клубы пыли и преграждающих дорогу, добавляет немного азарта и адреналина в кровь.
Спустившись, наконец, в поселок, находим наших торговцев овощами и фруктами, поддержавших в трудную минуту. В качестве благодарности закупаемся продуктами к обеденному столу.
Выбравшись из города, попадаем на отличный асфальт трассы М-52 и через полчаса уже достигаем Чибита. Турбазу «Кочевник» находим не сразу. Свороток на грунтовую дорогу обнаруживается около небольшой АЗС недалеко от моста через Чибитку.
Немного побродив между традиционными юртами и одинаковыми двухэтажными домиками, нашли наконец заветное место. Андрей и Катерина уже вовсю занимались сборами, несмотря на бессонную ночь и несколько суток в дороге. Приехали мы дико голодными и немного уставшими, поэтому ни о каком немедленном выходе не могло быть и речи. Образ дымящейся картошечки с маслом, поселившийся в голове несколько дней назад, не давал покоя. Тут же, как по мановению волшебного посоха, образовались дрова и костер, и уже через полчаса мы сидели за столом и уплетали заветное блюдо. Привезенный ребятами алтайский мед, стал финальным и очень вкусным дополнением к этому чудесному обеду.
В городе после такого шикарного «застолья» непременно бы потянуло прилечь, вздремнуть, отдохнуть «пару минут-часов». Промелькнуло даже предложение остаться и попробовать местную баньку. Но время как всегда было жутко ограничено, все и так выверено до дня и расслабляться абсолютно некогда.
Превозмогая послеобеденную негу, разбираем багажники своих железных коней, делим все продукты поровну и пакуем рюкзаки. Андрей решил отдуваться за двоих, поэтому привез с собой станковый рюкзак, который выглядел литров на 150-160. При этом было ощущение, что рама у него вообще стальная. Отчаянный парень этот Андрей, однако
Наконец, сборы окончены и мы, оставив верных коней под ответственное хранение хозяина базы, покидаем гостеприимный лагерь и выдвигаемся в направлении Оройского моста. После целой недели «в седле» ноги радуются привычным движениям, а плечи, наоборот, возмущены внезапно возросшей нагрузкой.
Первый подъем дается тяжко, народ только втягивается. Делаем привал, пьем водичку, надеемся на чудо. И тут из-за поворота сначала раздается гул двигателя, а затем появляется и белая «Нива», карабкающаяся в гору. Мест на всех внутри все равно нет, так что договариваемся только на одного человека и рюкзаки.
Избавившись от ненужной поклажи, весело продолжаем путь к мосту. Виды сверху просто чудесные; снизу, из ущелья, доносится рокот Чуи, протискивающейся между каменными стенами и прорывающейся через нагромождения камней в русле. Порой, дорога приближается к краю ущелья и на пару минут взгляду открывается бушующая река. Очередной поворот открывает небольшую дорогу, спускающуюся в ущелье и хлипкий с виду мостик, соединяющий два берега между собой.
Переход через мост платный, что-то около 100р за человека в одну сторону, но, похоже еще не сезон, и никто не караулит проход. Как партизаны проскакиваем его не задерживаясь и устремляемся вверх по тропе. После первого крутого взлета из долины реки тропа выходит к широкой поляне-урочищу, где живет и трудится «хранитель» моста с семейством. Решаем не мозолить им лишний раз глаза, быстро пробегаем мимо и делаем привал у подножья утеса. Безжалостный GPS показывает, что самое "веселье" еще впереди и сегодня предстоит одолеть еще около 350-400м вертикального подъема.
Подъем этот, хоть и тяжелый, но чрезвычайно интересный. По крайней мере, на мой взгляд (да простят меня остальные члены группы). Тропа то устремляется вверх, сбивая дыхание и наполняя ноги усталостью; то идет почти ровно, давая возможность восстановить силы и перевести дух. Иногда путь преграждают скальные выступы и тогда она, извиваясь, обходит их и, делая очередную петлю, уходит дальше, вверх.
Стараемся идти по графику – 30-40 минут ходу, 5 минут отдыха. Помогает держать ритм. Добравшись, наконец, до ручья, устраиваем хороший отдых и набираемся сил. По описанию, выше по ручью еще есть хорошие стоянки, так что останавливаться пока не собираемся.
Далее подъем уже не такой тяжелый, тропа идет вверх с постоянным, но не сильно большим уклоном, в какой-то момент перебираясь с правого на левый берег ручья. Подтверждая всемирно известный «Закон Мерфи», дождь начинает накрапывать как раз в тот момент, когда мы покидаем зону леса. Через некоторое время он уже поливает вовсю, превращая глиняную тропу в достаточно скользкую поверхность, не слишком пригодную для уставших путников с грузом.
Понемногу вечереет, силы уже на исходе, дождь даже и не думает останавливаться. Через некоторое время начинают попадаться первые стоянки, и соблазн прекратить собственные мучения на сегодня становится все больше и больше. Для каждой из них у меня находится какая-то придирка – то место болотистое, то палатки не входят, то деревьев нет… На самом деле это просто отговорки, я прекрасно понимаю, что чем выше мы заберемся сегодня, тем больше шансов оказаться на Н. Шавлинском завтра.
Когда кажется, что сил уже совсем не осталось, справа попадается чудесная стоянка в тени деревьев, с отличным костровищем, лавочками из бревен и ручьем неподалеку. Тут же происходит переключение из режима «плетусь в гору из последних сил» в режим «ставлю лагерь, кушаю и спать». Подключается оставленный в резерве запас сил и вскоре в лагере уже стоят палатки и горит костер, а в котелках что-то потихоньку бурлит и очень вкусно пахнет.
Уже засыпая, вспоминаем, как этим утром просыпались где-то на р.Кубадру и готовились к подъему на Улаганский перевал. Раньше бы даже не поверил, что такое возможно.
Пройденный за сегодня путь.