Изначально идея путешествия была такой: на машине (Grand Vitara III) доехать до перевалки на Актру, и дальше пройти пешком до Мажоя через урочище Ештыкёль, которое ещё называют "плато Укок в миниатюре". Но погода и жизнь внесли свои коррективы.
30 апреля после обеда мы выехали из Новокузнецка и к вечеру встали на ночевку на бесплатной стоянке где-то под Топучей. Благо OsmAnd подсказывает, где есть «место для лагеря».
Вечерком поиграли в волейбол.
И под ржание коней легли спать.
Пробег 480 км по асфальту. Высота над уровнем моря 1120 м.
1 мая после обеда мы были на своей любимой стоянке за Акташем и разбили лагерь.
Забрались на соседнюю вершинку,
медитировали под глюкофон,
любовались видами Северочуйского хребта и меандр Чуи.
Пробег 234 км по асфальту. Подъем 2534 м, спуск 2200 м. Высота над уровнем моря 1467 м.
2 мая выдвинулись через Курайскую степь в сторону урочища Ештыкёль. По дороге к реке Актру встретили Дениса из Томска. Выяснилось, что он с семьей тоже направляется на озеро Джангысколь. На двух машинах (у Дениса Nissan X-Trail) уже веселее! Тем более что в этом году зима была малоснежная, а весна холодная и маловодная. Я помог Денису вытащить из снега его застрявший автомобиль. Мы нашли брод через реку Актру и двинулись на штурм плато Ештыкёль.
Старик на кошаре критически оценил наши автомобили и посоветовал держаться по дороге правее, ехать на озеро Джангысколь высоким восточным берегом и не соваться в болота.
phpBB [media]
Благодаря навигатору на смартфоне мы нашли мост через реку Куркурек. ,
phpBB [media]
Далее – крутой подъем и заледенелый спуск и мы на озере Джангысколь. Здесь наши пути с Денисом разошлись. Он выполнил свою программу и возвращался на ночевку в кемпинг в Акташе.
А у нас другие планы: Мы пообедали на озере и двинулись дальше.
Дорога вокруг озера вполне проезжабельна и мы почти доехали до озера Караколь. Засада ждала на подходе к озеру – северный спуск с перевала между озерами был ещё в снегу. Посмотрев, на колею штурмовавшего этот снежник Урала я решил не рисковать.
Мы нашли ровную полянку в лесу, поставили лагерь и пошли гулять вокруг озер.
На озерах ещё лед , но в проталинах и на берегу уже встречаются журавли, утки и белые лебеди.
Надо заметить, что на Ештыкёль было довольно людно. Около Джангысколь проезжал джип с кузбасскими номерами, потом алтайский УАЗ, а на Караколе мимо нас вокруг озера проехал Урал с пиломатериалом. Там же мы встретили двух туристов, которые поведали нам, что идут из Акташа в Актру, причем переходили через Чую по мосту в районе заброшенной ГЭС.
Ещё одной из задач майского похода было испытание в боевых условиях туристической печки и дополнительного тамбура для неё.
Титановая печь (весом в 1,5 кг) и самошитый брезентовый тамбур (ещё 1,5 кг) удвоили вес трехместной палатки BlackDeer Archeos 4 season. Но оно того стоило!
Дополнительный тамбур с печкой трансформирует палатку в миниатюрный двухкомнатный домик: у «спальни» (2х2 м) появилась хозяйственная пристройка (ещё 2х2 м), которая не только была отопительным блоком и сушилкой для мокрой одежды ,но ещё и кухней – столовой,
а при желании и мини «баней».
В эту пожароопасную весну мы принципиально не жгли костры, и печь со стеклом в дверке вечерами создавала уютную атмосферу в палатке.
Выявилась и проблемная сторона – ночью был сильный ветер и в дымовую трубу провалился искрогаситель. За ночь труба закоксовалась и утром печь отказалась гореть. Было исправлено чисткой трубы.
Пробег 64 км, в т.ч. 24 км по асфальту и 40 км по грунту, 2 моста и 2 брода 40см. Подъем 90 м, спуск 460 м. Высота над уровнем моря 1900 м.
3 мая отправились в радиалку по Мажою.
Серпантин дороги на спуске к реке ещё во льду.
Через реку Маашей вполне приличный мост.
На базах алтайцев висят аншлаги: «частная территория, установка палаток запрещении, цена на услуги…».
Но на базах никого не было, кроме того полно стоянок вне этих баз.
Дорога по Мажою часто идет по ледяным полям промерзших ручьев.
До погибшего озера Маашей мы не дошли. Пообедали на полянке с красивым видом на Маашей-Баши.
Ольга как всегда пошла купаться на реку.
Программу по Мажою мы выполнили досрочно, но это категорически не устраивало Анну. И мы наметили ещё пару радиальных выходов в других местах.
Маршрут 7,5+7,5 км, по грунту. Подъем 212+278 м, спуск 278+212 м. 1 мост. Высота над уровнем моря 1830 м.
4 мая мы попрощались с урочищем Ештыкёль и решили перебраться на Перевалку Актру.
Здесь надо заметить, что у навигаторов какая-то своеобразная логика прокладки маршрута - есть на реке Куркурек мост, но он прокладывает путь через брод в полукилометре от моста. Вот и на перевале от Джангысколь навигатор увел нас с дороги через вершину на седловину, где «сто дорог через одну большую болотину».
У меня в запасе на этот случай были цепи-браслеты на передние колеса, и болотину мы проскочили практически без потерь.
phpBB [media]
Только на перевалке я обнаружил, что где-то на кочке чуть не потерял задний номер.
phpBB [media]
По крайней мере, часть бампера под номером была разорвана. Пришлось сделать небольшой ремонт проволочной скруткой. Дорога перед самой Перевалкой тоже местами ещё во льду и на подъеме хорошо выручали зимние шипованые шины, а также незаменимые помошники-штурманы Оля и Аня
phpBB [media]
Герман, смотритель на Перевалке, любезно предложил пироги (120 руб.), беляши (150 руб.), чай (40 руб.), домики, места под палатку (150 руб./чел.) и парковку для машины (150 руб.).
От беляшей и чая мы не отказались, а остальное – по возвращении.
Времени было ещё около 11-30 и мы отправились в пешую радиалку до альплагеря.
В отличие от заповедного Мажоя, Актру выглядел разухабисто грязным.
По дороге туда – сюда носятся УАЗы и вахтовки. Мосты и дороги – разбиты в хлам. Льда на дороге нет, но тропы в глубоком снегу.
Дорога от Перевалки до Альплагеря заняла около трех часов. Весь альплагерь также покрыт глубоким снегом в окружении величественных гор. Мы осмотрели местные достопримечательности.
В кафе можно получить интернет по wifi.
Но в целом обстановка в лагере нам не понравилась. Все какие –то озабоченно-деловые: экскурсанты из вахтовки побежали дружно на обед в кафе и туалет. Студенты ТГУ что то озабоченно разглядывают в русле реки. Альпинисты под тентом около палатки что то потягивают из кружек… Все заняты своими делами и до других им дела нет.
Мы отошли от альплагеря на солнечную полянку.
Поболтали с одиноко бредущим по дороге альпинистом из Екатеринбурга, который рассказал нам о планируемом восхождении на Учитель и благотворном влиянии высокогорья на здоровье. Пока мы обедали с близких снегов потянул ледяной ветер. Сидеть в мокрых ботинках довольно зябко и мы побежали на Перевалку.
Ночевать за плату в палатке на косогоре на Перевалке нам показалось как то стремно. Мы отъехали примерно на 1 километр и поставили лагерь около дороги на чудесной ровной площадке у кромки леса недалеко от края обрыва над Актру.
Пробег 19 км по грунту, 1 мост и 1 брод 40см. Подъем 286 м, спуск 410 м. Высота над уровнем моря 1775 м.
Маршрут 8,5+8,5 км, по грязи. Подъем 365 м, спуск 365м. 1 мост. Высота над уровнем моря 2140 м.
5 мая мы попрощались с Курайской степью. В какой-то момент показалось, что в броде через реку Тюте поднялась вода, но в целом все прошло благополучно.
phpBB [media]
На прощанье мы заехали на смотровую площадку над Кураем.
И поехали в Инегень. По дороге есть интересное место перед серпантином подъема – слияние Чуи и Катуни.
Лагерь мы поставили на стоянке «тупик Инегень». Перед спуском к реке есть заезд на красивую смотровую площадку на вершине 986,
возле которой заканчивается строительство кемпинга из двух аилов.
Сам спуск к Катуни очень крут и окружен глубокими промоинами. В этом году на стоянке появились оборудованные беседки и вероятно летом места под палатки будут платными.
Пробег 165 км в том числе 113 км асфальт, 52 км по грунту, 1 мост и 1 брод 40см. Подъем 1206 м, спуск 2200 м. Высота над уровнем моря 770 м.
6 мая - День рождения Анны мы отметили радиальным выходом по тропе Иня – Тюнгур.
Тропа проходит через территорию тур базы «Охотник». Смотрители предложили нам остановиться у них. Плата за услуги умеренная: домик на троих 2500 руб., баня 1000 руб./час, место под палатку 300 руб. Только нам это было не особо интересно…
Тропа Иня – Тюнгур – хорошее место для неспешного «европейского» трекинга. Расчищенная, более – менее ровная дорожка с красивыми видами и доступным ненавязчивым сервисом.
Тропа проходит по обрыву над Катунью в местах, где в середине прошлого века пытались построить дорогу до Тюнгура, но не достроили и сейчас она проходима пешком или на велосипеде/кроссовом мотоцикле.
Кстати по дороге мы встречали и пешие группы, и велосипедистов и мотоциклистов из Новокузнецка (тесен мир).
Есть на тропе надпись о том, что первый мотопробег по ней совершили мотоциклисты из Барнаула в 16967 году
Мы прошли по тропе около 10 км до зимовья на р. Казнахта.
По дороге осматривая все видовые точки и местные достопримечательности.
Слияние Аргута и Катуни.
Мостик над обрывом на тропе.
Скала над тропой.
И даже залезли в грот расположенный в 140 метрах от тропы в 60 метрах над ней.
Маршрут 9+9 км, по грунту. Подъем 270+208 м, спуск 208+2705м. 1 мост. Высота над уровнем моря 950 м.
7 мая мы уехали с Инегеня до полянки на берегу р. Курота. Погода жаркая.
Все склоны гор расцвечены цветущим маральником.
Анна сказала, что год в Москве не ела шашлыки, предложила воспользоваться печкой как мангалом. Заехали в магазин за мясом и овощами. Печь прекрасно справилась с шашлыками, они удались на славу. Вечером еще немного поиграли в волейбол.
Потом Аня исполнила соло на глюкофоне
Едва мы приготовили ужин, как подул холодный снежный ветер.
Пробег 110 км по асфальту. Подъем 1480 м, спуск 1370 м. Высота над уровнем моря (пер. Чике Таман) 1268 м.
8 мая
После обеда мы были уже дома в Новокузнецке.
Пробег 535 км по асфальту. Подъем 3482 м, спуск 4146 м. Высота над уровнем моря (пер. Семинский) 1710 м.