Отчёт Михалыча (Поднебесные Зубья 2004 г.)

Отчеты о походах по Кузнецкому Алатау
Ответить
Аватара пользователя
mihalich
Ёжик
Reactions:
Сообщения: 1556
Зарегистрирован: 19.12.2009 14:39
Откуда: Новокузнецк

Отчёт Михалыча (Поднебесные Зубья 2004 г.)

Сообщение mihalich » 07.02.2010 14:25

На ручье Высокогорном.

Чтобы в полной мере получить наслаждение от великолепных ландшафтов Подне-бесных Зубьев совсем не обязательно совершать дальние походы. Не менее красивые места есть на расстоянии переходов в полтора – два дня. Например в амфитеатрах горной вершины Большой Зуб, пика Запсиба и других многочисленных гор района.
И поэтому в августе 2004 года наш очередной маршрут похода был намечен к горе Большой Зуб расположенной на хребте Тигер – Тиш в верховьях ручья Высокогорный. Из участников походов прошлых лет – лишь Олег и я. Впервые с нами работник КМК молчали-вый и рассудительный Александр.
День первый.
Из Новокузнецка до Междуреченска добрались утренней электричкой как обычно безо всяких проблем. Но электропоезд из Междуреченска убыл на полтора часа позже расписания и, выбившись из графика, часто останавливался на разъездах (дорога на Балыксу одно-колейная). В итоге мы прибыли на ст. Лужба только к полудню.
Истомившаяся толпа туристов вывалилась из вагонов и ни за что не хотела терять время в очереди у переправы через реку Томь. Плотная толпа из разноцветных огромных рюкзаков, за которыми едва угадывались люди, резво двинула к переправе. Нам тоже было куда спешить – у реки Малый Казыр предстояла встреча с Андреем, с которым в прошлом году ходили на Верхний Зуб. Он водил группу в Золотую долину и должен был присоеди-ниться к нам.
Двухметровый гигант Олег широкими шагами далеко обогнал нас. Чтобы спрямить себе путь мы с Александром на повороте сошли с тропы и, углубившись в придорожный кустарник, вышли на полянку. И резко встали как вкопанные - тёмно – коричневая змея длиной 60 – 70 см с зигзагообразной полосой на спине лежала почти под ногами. Приподняв голову тварь шевельнула кольцами и неспешно уползла в кусты. Торопиться расхотелось.
Лодочники свой бизнес знали хорошо и, не прошло и часа, как вся толпа оказалась на другом берегу. Дальнейший наш путь зависел только от резвости ног, погоды и удачи. Через час вышли к первой переправе через р. Амзас. Лезть в ледяную воду уже не пришлось – доб-рые люди установили на реке несколько неказистых, но вполне устойчивых металлоконст-рукций, на которые положили несколько стволов деревьев. Ещё через час перешли по тросам вторую переправу. Далее предстоял затяжной подъём на Казырский перевал вдоль ручья Ал-гуй. Тропа довольно широкая и ровная. С обеих сторон над ней крутые склоны, обильно по-росшие смешанным лесом. Несколько раз на тропе встречали ребят из Новосибирска на гор-ных велосипедах – маршрут подходящий. Зимой на этом затяжном спуске катаются лыжни-ки. Но это опасно – на участке возможен сход снежных лавин.
Тяжелее всех на подъёме пришлось Александру. Он в горах впервые и ему труднее рассчитывать свои силы на маршруте. И, как выяснилось, он очень сильно ошибся в определении количества необходимой в походе водки (в большую сторону естественно) и его спине пришлось за это жестоко расплачиваться. Ситуация дурацкая – тащить тяжело, пить рано, а бросить жалко. Советую ему на первом же приюте продать отраву. Уставший Александр согласен на всё – раздал свой запас сигарет всем встречным туристам.
Молва о необыкновенно щедром туристе далеко обогнала нашу группу. И когда мы к вечеру вышли к месту нашей первой ночной стоянки в нижней части курума на ручье Ку-прияновский нас уже ждали. Смотритель приюта, расположенного на Куприяновской поляне ниже по течению ручья, предложил купить водку оптом. Немного отдохнувшего Александра одолевали сомнения. Мне пришлось заняться костром, Олег открыл банку тушёнки. Чёрный ризеншнауцер смотрителя заинтересовано наблюдал за этим процессом. Торг разгорался, и Олег невольно принял в нём участие. Когда мне потребовалась тушёнка для каши, то вместо неё я увидел довольного жизнью и облизывающегося пса. К счастью торг прошёл успешно и рюкзак Александра значительно полегчал.

День второй.
Встали рано, так как значительно отстали от планируемого графика. Через час пути вниз по ручью Куприяновский вышли к приюту на р. Малый Казыр. Вчерашний знакомый смотритель из благодарности обещал приготовить нам шикарную баню на обратном пути.
Далее наш путь лежал вверх по реке.
Изображение
Александр быстро втянулся в общий ритм дви-жения и иногда даже значительно опережал нас. Малый Казыр зажат двумя хребтами – Ти-гер – Тиш и Междуказырским, он извилист и порожист. Таёжная тропа идёт по его берегу и часто круто подымается в лесистые горы чтобы на очередной извилине спуститься на берег.
Изображение
Группы туристов в встречаются довольно часто, в основном молодежь, иногда с детьми среднего школьного возраста. Однажды встретили в составе группы 2-х женщин в возрасте явно за шестьдесят.
На очередном спуске делаем короткий привал на берегу. Внимание привлекли не-обычные прибрежные скалы – какой-то остекленевший полупрозрачный минерал красно-коричневого цвета и очень гладкий на ощупь. Как будто застыл из расплава.
На одном из привалов сделали «заначку» продуктов в расчёте вернутся по этому же маршруту. Обычно туристы делают «заначки» на расстояниях одного дневного перехода чем значительно облегчают себе путь. Андрея на тропе мы так и не встретили, возможно он ещё в Золотой долине. В полдень вышли к приюту на ручье Высокогорный – правому притоку Казыра. Здесь мы встанем лагерем и, в ближайшие дни, будем совершать радиальные выхо-ды в окружающие горы.
В это время года на ручье Высокогорном довольно много туристов. Нам встретились группы из Кемерова, Екатеринбурга, Тюмени и Новосибирска. Со слов смотрителя приюта самые бесшабашные туристы из Новокузнецка – считают себя местными и создают много проблем себе и отряду спасателей из Лужбы. Спросил у смотрителя об Андрее – нет, такой не проходил.
Не без труда нашли свободную поляну у реки и встали лагерем. Не хочу тесниться в двухместной палатке. Поэтому от ближайшего ствола дерева натягиваю бечевку, нанизываю на неё полиэтиленовую плёнку – «трубу», а свободный конец раскрепляю треногой из палок и оттяжки. Окатанные рекой камни, прижав изнутри края плёнки, придают моему жилищу треугольную форму палатки. Подвернул во внутрь и подвязав к бечеве нижние части торцов от возможного дождя и жилище готово.
Изображение
От приюта открывается прекрасный вид на Большой Зуб, он ярко освещён лучами за-ходящего солнца, в то время как соседние вершины уже в тени.
Нет ничего лучше каши с дымком у таёжного костра на берегу порожистой реки с кристально чистой студёной водой! В отдалении горят костры соседей, слышится смех и песни под гитару.

День третий.
Погода нас балует, тепло и солнечно. Решаем разведать тропу на Большой зуб и, если повезёт, дойти до него. Александр немного приболел, будет ждать нас в лагере и сторожить походные вещи. С ветвей окружающих хвойных деревьев кое – где свисают пучки заплесне-велого мха. Говорят, что его отвар помогает при простуде, но Александр решительно отвер-гает народное средство.
После скорого завтрака выходим с Олегом на тропу ведущую на гору Большой зуб. В рюкзаках только самое необходимое – сухой паёк, спички, дождевые плащи и фотоаппараты. Никто из нас там ещё не был, тропа не знакомая, но надеемся на свой опыт. Через 10 минут пути спохватываюсь, что не взял лыжную палку – посох, без неё на крутых тропах тяжело. Не слушая ворчание Олега, что пути теперь не будет - возвращаюсь. Александр задумчиво стоит на крутом берегу устремив взгляд в бурлящий Казыр. Не смея мешать его мыслям, за-бираю свою палку в полуметре за его спиной и удаляюсь. Реакции никакой.
Продолжаем путь вверх по правому берегу ручья Высокогорный. Ручей берёт начало со снежников Большого Зуба и должен привести нас туда. Тропа гораздо менее широкая, чем вдоль Казыра но так же часто уходит вверх и падает круто вниз к ручью. Часто тропу пере-гораживают огромные валуны, и она по немыслимой траектории преодолевает препятствия. Внимание привлекла выступающая из крутого склона скала, под ней – обширный грот в ко-тором могли бы с успехом разместиться человек тридцать. Свежее кострище у входа под-твердило догадку об частом использовании грота. Через 2 часа пути выходим к бурному ру-чью – правому притоку Высокогорного. Тропа раздваивается – левая ведёт круто вверх вдоль притока, правая – поперёк притока в какой то бурелом. В бурелом идти не хочется, и подни-маемся вверх по левой тропе. Зона леса кончилась, и начались кустарники. Тропа становится всё круче и круче и приходится уже не идти а лезть вверх по корням кустарников. Сверху слышится какой то сильный шум и через полчаса выходим к великолепному водопаду. Вода с рёвом падает с высоты 12-ти этажного дома. Мокрая скала вибрирует, над водопадом в мелких брызгах – радуга. Рискуя упасть с мокрой скалы, не можем удержаться от желания сделать несколько фотоснимков.
Выше водопада зона кустарников закончилась и через час тропа выводит нас на за-тяжной курум ведущий в амфитеатр какой-то вершины. По карте определили, что это пик Запсиба.
Всё стало ясно. Пророчество Олега сбылось! Обходя бурелом мы сильно отклони-лись от маршрута и ушли за хребет в сторону от Большого Зуба. Возвращаться было поздно и мы продолжили движение. Вскоре навстречу нам повстречалась группа в составе четырёх девушек из Екатеринбурга. Девушки не новички в горах, прекрасно экипированы и перего-варивались с помощью портативных радиостанций с группой ребят идущей по гребню хреб-та.
Перед нами пик Запсиба.
Изображение
Пробираемся как можно ближе к нему по расположенному на левом склоне амфитеатра (цирка) куруму. В амфитеатре пика несколько небольших озер-ков и ручей в окружении кустарника вперемежку с ярко – зелёными полянками. Под пиком – снежник, над пиком подозрительные кучевые облачка. Решаем не рисковать и возвращаться. У водопада встретили молодого человека – туриста одиночку из Новосибирска. На вопрос «почему без сопровождения друзей?» ответил кратко: «Слабо!»

День четвёртый.
Самый ленивый день – с «зализыванием ран», «постирушкой» и водными процедура-ми в ледяной воде Казыра с последующим «сугревом» запасами Александра. Полдня проле-жали в тени деревьев на гидротеплоизолирующих ковриках - «пенках» с разговорами «за жизнь». Тень двигалась, и мы послушно переползали вслед.

День пятый.
С утра погода ясная и солнечная. Мы решительно настроены найти тропу и дойти до Большого зуба. В разгар сбора пришёл смотритель приюта и сообщил, что похожий на Анд-рея турист полчаса назад прошёл с группой вниз по Казыру. Передал с группой, прошедшей в попутном направлении записку и остался ждать. Олег ушёл на Большой Зуб в одиночку.
Прошло 2 часа, а Андрея всё не было. Решив, что смотритель ошибся, быстро собрал-ся и ушёл вслед Олегу в надежде его догнать. На этот раз смело лезу в бурелом, преодолеваю по стволам поваленных деревьев и валунам порожистый ручей и неожиданно выхожу на хо-рошо набитую тропу. Догадываюсь что бурелом устроил ручей, который весной многократ-но увеличивает свою силу. Через 2 часа преодолев зону леса, вышел по покрытому редким кустарником куруму к очередному водопаду.
Изображение
Если продолжу путь, то до наступления темно-ты не успею вернуться в лагерь. Завидуя Олегу (он уже на Зубе!) возвращаюсь.
В сумерках в лагерь вернулся великан Олег, усталый и полный впечатлений. Как вы-яснилось, он неожиданно встретил вчерашних знакомых – девушек из Екатеринбурга заго-равших нагишом на озере в амфитеатре Большого Зуба.

День шестой.
Проснулся от монотонного стука дождевых капель по плёнке. Сумрак, низкие облака скрыли вершины гор, природа словно замерла. Что же, не всё коту масленица! Пока дождь не разошёлся разожгли костёр и позавтракали. Туристы на соседних полянах собирали па-латки. Нужно спускаться по Казыру пока дождём не развезло тропу. Надёжно упаковали тё-плые вещи в полиэтиленовые пакеты и, оставшись в самой лёгкой одежде, вышли на тропу.
Дождь постепенно усилился и, через полчаса, начался настоящий ливень. Но нам бы-ло уже всё равно – на нас не осталось сухой нитки. При такой погоде важно не останавли-ваться в пути – замёрзнешь. Поэтому забыв про привалы мы в течение 4 часов старались продвигаться настолько быстро, насколько позволяла раскисшая тропа. Несколько раз встре-чали идущих к Высокогорному мокрых туристов (некоторые из них были обуты в полуке-ды???!!) – им сложнее, они поднимаются по тропе. Удивительный народ туристы – даже в такой нелёгкой ситуации слышатся шутки и смех. И обязательные в этих краях «Здравствуй-те!» и «Удачи!»
Наконец выходим к долгожданному приюту в устье Куприяновского ручья. Дождь всё продолжается. Решаем заночевать на приюте. Переодевшись в сухую одежду, расположи-лись на «пенках» обедать. И только испив от запасов Александра, поняли насколько мы ус-тали. Сил на баню уже не оставалось. Вместе с долгожданным теплом по телу разлилось гордое осознание «Дошли!» Из окна приюта открывался замечательный вид на бурлящие по-роги Казыра. Именно такие минуты чаще всего вспоминаются долгими зимними вечерами в домашнем уюте.
Тяжелее в горах тому кто, следуя известной песне, идёт туда «как в бой», легче тем кто идёт в горы «домой». Тогда все неизбежные трудности воспринимаются естественно и легко преодолимы.
К вечеру приют был полон мокрых туристов, пришедших со всех возможных направ-лений. В основном молодёжь до 30 лет, но подошли из Золотой долины и два деда лет 70-ти, запасших «золотой корень». Неплохая прогулка по горам в 50 км в одну сторону!

День седьмой и последний.

Если выйти с Куприяновского приюта не позднее 8 часов утра, то в тот же день мож-но успеть на электричку до Междуреченска. Что мы и сделали. Небо за ночь расчистилось от облаков и засияло солнце. О дожде напоминали только мокрые ветви кустарника на тропе, но с каждым часом они становились всё суше. Александр со значительно облегчённым рюк-заком шёл впереди нас. Вскарабкались по проходящей у курума крутой тропе на Казырский перевал и по затяжному спуску вдоль ручья Алгуй вышли к 3-м часам дня на станцию Луж-ба. Андрея мы так и не встретили, как выяснилось – разминулись на одной из развилок троп. Поход завершён – до следующего года.

Ответить

Вернуться в «Зубья»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей