Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
Эта поездка для меня получилась внеплановой. Собирался я прогуляться по Кутурчинскому белогорью, но вдруг мне предложили принять участие пассажиром в поездке на Алтай. Отказываться было глупо и я конечно же согласился. Как всегда это бывает собирались ехать порядка 5 машин, но в итоге осталось всего две — Алексей и Маша на Land Cruiser и Сергей на Delica. Первую часть пути я должен был ехать с Сергеем, а потом пересесть к Алексею и Маше, так как Сергей собирался нас покинуть раньше.
В этот раз в маршрут решили добавить два новых для нас участка — проехать маршрутом Абакан — Ортон — Усть-Кабырза и проплыть на пароме через Телецкое озеро. Запасной вариант был поехать Абакан - Ортон — Междуреченск. При хорошей погоде планировались радиалки либо на г. Патын, либо на г. Куйлюм.
На счет парома через Телецкое была некоторая неуверенность — паромщику нужно было забрать людей с южного берега в пятницу 14 сентября, а мы хотели уехать не позже 13-го. Капитан ночевать на южном берегу тоже не очень хотел. В итоге решили ехать, а там будь что будет. В крайнем случае поднимемся на канатке в Шерегеше и там немного пройдемся.
10 сентября. Выехали из Красноярска. С утра выяснилась одна неприятная вещь — Сергей решил поковыряться в Делике перед поездкой и сжег реле накала и одну или несколько свечей накала. Я поехал с Машей и Алексеем, а Сергей решил попытаться отремонтировать машину и догнать нас.
На обед заехали в кафе Шердор (Карчелык). Я начал заезжать в это кафе лет 10 назад и мне оно очень нравилось. Однако последние три года оно становиться все хуже. В этот раз мой плов еще можно было есть, а вот Алексею и Маше с их шурпой явно не повезло. Неким утешением для них могло служить лишь то, что компот нам всем достался гадкий — такое ощущение, что это кастрюлю от компота сполоснули. Ну а цены понятно, что выросли — кризис как-никак.
При подъезде к Абакану появились еще две новости; хорошая и не очень. Хорошая — Сергей машину починил и выехал. Не очень — Алексей и Маша забыли дома свои трекпалки. Ехать за ними в Красноярск было не целесообразно, поэтому решили купить трекпалки в Абакане. Вариантов где купить было не много. Поскольку Алексей довольно требователен к качеству, то поехали в Триал-Спорт. Там Алексей и Маша стали счатсливыми обладателями двух новеньких пар трекпалок, а выручка местного Триал-Спорта в этот день увеличилась на 7000 руб. Дальше решили не торопиться, чтобы Сергей нас догнал. Поэтому заехали в музей в Казановке. Сам музей находится не в самой деревне. Чтобы доехать до него, нужно в Казановке проехать мост через р. Аскиз и через 300м после него свернуть с трассы направо. Потом ехать по грунтовой дороге примерно 3 км. Сначала проезжаем мимо остатков скалы «Иней-Тас». Долгое время эта скала была местом поклонения здешних хакасов, однако в начале 60-х годов прошлого века под предлогом строительства дороги эту скалу взорвали.
Однако до сих пор это место пользуется особым почитанием.
После «Иней-Тас» дорога подходит к берегу реки Аскиз.
Вдалеке виднеются строения музея.
Музейный комплекс представляет собой реконструкцию хакасского аила. Расположен он в живописном месте на берегу реки Аскиз.
В время нашего приезда музей не работал. Рядом с музейным комплексом находится еще один памятник археологии — изваяние «Ах-Тас».
Выполнили процедуру лечения согласно приложенной инструкции и поехали дальше.
Около 6 часов вечера выехали на перевал Аян.
Пора бы уже искать место для ночлега. Сразу после перевала вправо уходит вроде бы неплохая дорога. Пробуем проехать по ней, однако хороших мест для стоянок нет. Похоже, что по ней ездят шишкари, либо охотники. Вернулись обратно и решили проехать в сторону Вершины Тёи.
Проехали развилку Вершина Тёи-Бискамжа
Впереди уже показались отвалы предприятия.
но мест для стоянок не находилось. В итоге вернулись за развилку Вершина Тёи-Бискамжа и встали на краю покоса в месте впадения ручья Аян в речку Тузухсу. Место оказалось довольно уютным, хоть и рядом с дорогой.
Около 9 вечера подъехал Сергей. Без приключений у него и здесь не обошлось. Навигатор загнал его в Кызлас, где он все же понял, что едет не туда. Уже дома, разглядывая карту я понял, что он скорее всего выбрал не Вершину Теи, а Вехнюю Тею, а это разные населенные пункты.
Немного отметили встречу и легли спать.
11 сентября. Ночью моросил дождик, но утро встретило нас голубым небом и радугой.
Длилось это не долго — через час набежали тучи и начал моросить дождик. Самое время выезжать. В 10 утра въехали в Вершину Тёи. В настоящее время это очень депрессивный поселок. Единственное градообразующее предприятие — Тёйский рудник — банкрот с 2015 года. Непонятно чем там люди зарабатывают на жизнь теперь. Ездить куда-то сложно, так как поселок находится очень далеко от крупных населенных пунктов. Видимо кто-то ездит на вахту. Еще в поселке расположена база подготовки лыжников. Благодаря ей жизнь в поселке еще немного теплится, но это направление тоже не развивается, поскольку раньше оно частично поддерживалось рудником.
Каждую зиму здесь коммунальный коллапс, так как коммуналку платят лишь 30% населения. Поэтому местная котельная тоже постоянно банкрот. Вот и сейчас начинается очередная операция по спасению поселка от замерзания.
В поселке одна центральная улица,
которая приводит к местному «Дому культуры и творчества».
Есть в поселке небольшой фонтан.
Карьер рудника.
Здания обогатительного комбината.
На переднем плане — дорога в Балыксу, по которой можно так же доехать и в Кемеровскую область.
На дороге, ведущей в поселок есть камень с надписями:
«Вперед по дороге мужества»
и с обратной стороны «Позор дезертирам стройки»
В Вершине Тёи мы рассчитывали заправиться перед дальней дорогой, так как следующая заправка будет перед Междуреченском. В поселке есть всего одна заправка, однако там был только 92-й бензин. Для Делики нужна была соляра. Да Алексею заправщик искренне посоветовал поискать бензин в другом месте. Решили попытать счастье в Бискамже, но там тоже ничего не оказалось. Местные жители сказали, что и в Балыксе заправок нет. По отчетам вроде бы там была какая-то заправка, но решили судьбу не испытывать и поехали заправляться в Бирикчулю.
Заправились и поехали в сторону Кемеровской области. До прииска Усть-Веселый была нормальная грунтовка. Перед въездом на прииск был пост охраны, но нас пропустили и даже записывать не стали. Потом был участок отсыпанной дороги, но не раскатанной. То есть недавно сделали новую дорогу в объезд прииска, насыпали кучи гравия, но толком не раскатали.
Указатель на Кемерово имеется.
Дальше дорога пошла вверх вдоль ручья Веселого. Она в целом неплохая, только узкая — мало мест для разъезда со встречными машинами, но их и не было.
В половине третьего выехали на перевал Вершина Федоровки, разделяющий Хакассию и Кемеровскую область.
В честь этого съели по груше.
Далее дорога шла вдоль речки Федоровка. Ручьи бежали прямо по дороге.
Была пара бродов. Сами по себе броды не глубокие, но заезды и выезды с них были довольно крутые. Ручьи на дороге исчезли, дорога приняла другой характер — сплошные ямы, заполненные водой.
Больших камней в ямах не было, но поскольку мы этого не знали, то ехали со скоростью 10 км/час.
Более-менее серьезное препятствие — брод через Ортон.
За бродом был еще один указатель.
и дорога на Большой Ортон.
В поселок Большой Ортон приехали приблизительно в 17:30.
Читал, что колонию в поселке закрыли, но как мне показалась, что она все же работает.
Решили ехать в сторону Усть-Кабырзы. Доехали до брода через Базас за Ильинкой. Он оказался на удивление глубоким, хотя в отчетах про этот брод никто особо не упоминал. Крузер проехал, а мы на Делике стали смотреть. Рядом обнаружился второй вариант брода, помельче, но с более сложной траекторией.
Здесь бы мы проехали, но было не понятно, что нас ждет дальше, так как нужно было переехать через перевал Патын, где нас по слухам ждала размытая грунтовка, а потом еще несколько бродов через Кабырзу, тоже не простые, если верить отчетам. Дождь все моросил, поэтому приняли решение выезжать через Междуреченск. Вечер близился, поэтому проехали обратно через Большой Ортон и решили заночевать на ручье Чимеке возле тропы, ведущей на гору Куйлюм. Была слабая надежда, что дождь к утру прекратиться и мы прогуляемся туда. Сначала вдоль ручья шла дорога и метрах в двухстах от основной дороги была небольшая стоянка. Но дорога была всего метров 700 и уперлась в болото. Дальше шла лишь тропа.
Решили отказаться от Куйлюма и ехать дальше. К речке Колос было несколько мест съезда, но везде стояли люди. В итоге заночевали на стрелке ручьев Талых и Манас.
В этот раз в маршрут решили добавить два новых для нас участка — проехать маршрутом Абакан — Ортон — Усть-Кабырза и проплыть на пароме через Телецкое озеро. Запасной вариант был поехать Абакан - Ортон — Междуреченск. При хорошей погоде планировались радиалки либо на г. Патын, либо на г. Куйлюм.
На счет парома через Телецкое была некоторая неуверенность — паромщику нужно было забрать людей с южного берега в пятницу 14 сентября, а мы хотели уехать не позже 13-го. Капитан ночевать на южном берегу тоже не очень хотел. В итоге решили ехать, а там будь что будет. В крайнем случае поднимемся на канатке в Шерегеше и там немного пройдемся.
10 сентября. Выехали из Красноярска. С утра выяснилась одна неприятная вещь — Сергей решил поковыряться в Делике перед поездкой и сжег реле накала и одну или несколько свечей накала. Я поехал с Машей и Алексеем, а Сергей решил попытаться отремонтировать машину и догнать нас.
На обед заехали в кафе Шердор (Карчелык). Я начал заезжать в это кафе лет 10 назад и мне оно очень нравилось. Однако последние три года оно становиться все хуже. В этот раз мой плов еще можно было есть, а вот Алексею и Маше с их шурпой явно не повезло. Неким утешением для них могло служить лишь то, что компот нам всем достался гадкий — такое ощущение, что это кастрюлю от компота сполоснули. Ну а цены понятно, что выросли — кризис как-никак.
При подъезде к Абакану появились еще две новости; хорошая и не очень. Хорошая — Сергей машину починил и выехал. Не очень — Алексей и Маша забыли дома свои трекпалки. Ехать за ними в Красноярск было не целесообразно, поэтому решили купить трекпалки в Абакане. Вариантов где купить было не много. Поскольку Алексей довольно требователен к качеству, то поехали в Триал-Спорт. Там Алексей и Маша стали счатсливыми обладателями двух новеньких пар трекпалок, а выручка местного Триал-Спорта в этот день увеличилась на 7000 руб. Дальше решили не торопиться, чтобы Сергей нас догнал. Поэтому заехали в музей в Казановке. Сам музей находится не в самой деревне. Чтобы доехать до него, нужно в Казановке проехать мост через р. Аскиз и через 300м после него свернуть с трассы направо. Потом ехать по грунтовой дороге примерно 3 км. Сначала проезжаем мимо остатков скалы «Иней-Тас». Долгое время эта скала была местом поклонения здешних хакасов, однако в начале 60-х годов прошлого века под предлогом строительства дороги эту скалу взорвали.
Однако до сих пор это место пользуется особым почитанием.
После «Иней-Тас» дорога подходит к берегу реки Аскиз.
Вдалеке виднеются строения музея.
Музейный комплекс представляет собой реконструкцию хакасского аила. Расположен он в живописном месте на берегу реки Аскиз.
В время нашего приезда музей не работал. Рядом с музейным комплексом находится еще один памятник археологии — изваяние «Ах-Тас».
Выполнили процедуру лечения согласно приложенной инструкции и поехали дальше.
Около 6 часов вечера выехали на перевал Аян.
Пора бы уже искать место для ночлега. Сразу после перевала вправо уходит вроде бы неплохая дорога. Пробуем проехать по ней, однако хороших мест для стоянок нет. Похоже, что по ней ездят шишкари, либо охотники. Вернулись обратно и решили проехать в сторону Вершины Тёи.
Проехали развилку Вершина Тёи-Бискамжа
Впереди уже показались отвалы предприятия.
но мест для стоянок не находилось. В итоге вернулись за развилку Вершина Тёи-Бискамжа и встали на краю покоса в месте впадения ручья Аян в речку Тузухсу. Место оказалось довольно уютным, хоть и рядом с дорогой.
Около 9 вечера подъехал Сергей. Без приключений у него и здесь не обошлось. Навигатор загнал его в Кызлас, где он все же понял, что едет не туда. Уже дома, разглядывая карту я понял, что он скорее всего выбрал не Вершину Теи, а Вехнюю Тею, а это разные населенные пункты.
Немного отметили встречу и легли спать.
11 сентября. Ночью моросил дождик, но утро встретило нас голубым небом и радугой.
Длилось это не долго — через час набежали тучи и начал моросить дождик. Самое время выезжать. В 10 утра въехали в Вершину Тёи. В настоящее время это очень депрессивный поселок. Единственное градообразующее предприятие — Тёйский рудник — банкрот с 2015 года. Непонятно чем там люди зарабатывают на жизнь теперь. Ездить куда-то сложно, так как поселок находится очень далеко от крупных населенных пунктов. Видимо кто-то ездит на вахту. Еще в поселке расположена база подготовки лыжников. Благодаря ей жизнь в поселке еще немного теплится, но это направление тоже не развивается, поскольку раньше оно частично поддерживалось рудником.
Каждую зиму здесь коммунальный коллапс, так как коммуналку платят лишь 30% населения. Поэтому местная котельная тоже постоянно банкрот. Вот и сейчас начинается очередная операция по спасению поселка от замерзания.
В поселке одна центральная улица,
которая приводит к местному «Дому культуры и творчества».
Есть в поселке небольшой фонтан.
Карьер рудника.
Здания обогатительного комбината.
На переднем плане — дорога в Балыксу, по которой можно так же доехать и в Кемеровскую область.
На дороге, ведущей в поселок есть камень с надписями:
«Вперед по дороге мужества»
и с обратной стороны «Позор дезертирам стройки»
В Вершине Тёи мы рассчитывали заправиться перед дальней дорогой, так как следующая заправка будет перед Междуреченском. В поселке есть всего одна заправка, однако там был только 92-й бензин. Для Делики нужна была соляра. Да Алексею заправщик искренне посоветовал поискать бензин в другом месте. Решили попытать счастье в Бискамже, но там тоже ничего не оказалось. Местные жители сказали, что и в Балыксе заправок нет. По отчетам вроде бы там была какая-то заправка, но решили судьбу не испытывать и поехали заправляться в Бирикчулю.
Заправились и поехали в сторону Кемеровской области. До прииска Усть-Веселый была нормальная грунтовка. Перед въездом на прииск был пост охраны, но нас пропустили и даже записывать не стали. Потом был участок отсыпанной дороги, но не раскатанной. То есть недавно сделали новую дорогу в объезд прииска, насыпали кучи гравия, но толком не раскатали.
Указатель на Кемерово имеется.
Дальше дорога пошла вверх вдоль ручья Веселого. Она в целом неплохая, только узкая — мало мест для разъезда со встречными машинами, но их и не было.
В половине третьего выехали на перевал Вершина Федоровки, разделяющий Хакассию и Кемеровскую область.
В честь этого съели по груше.
Далее дорога шла вдоль речки Федоровка. Ручьи бежали прямо по дороге.
Была пара бродов. Сами по себе броды не глубокие, но заезды и выезды с них были довольно крутые. Ручьи на дороге исчезли, дорога приняла другой характер — сплошные ямы, заполненные водой.
Больших камней в ямах не было, но поскольку мы этого не знали, то ехали со скоростью 10 км/час.
Более-менее серьезное препятствие — брод через Ортон.
За бродом был еще один указатель.
и дорога на Большой Ортон.
В поселок Большой Ортон приехали приблизительно в 17:30.
Читал, что колонию в поселке закрыли, но как мне показалась, что она все же работает.
Решили ехать в сторону Усть-Кабырзы. Доехали до брода через Базас за Ильинкой. Он оказался на удивление глубоким, хотя в отчетах про этот брод никто особо не упоминал. Крузер проехал, а мы на Делике стали смотреть. Рядом обнаружился второй вариант брода, помельче, но с более сложной траекторией.
Здесь бы мы проехали, но было не понятно, что нас ждет дальше, так как нужно было переехать через перевал Патын, где нас по слухам ждала размытая грунтовка, а потом еще несколько бродов через Кабырзу, тоже не простые, если верить отчетам. Дождь все моросил, поэтому приняли решение выезжать через Междуреченск. Вечер близился, поэтому проехали обратно через Большой Ортон и решили заночевать на ручье Чимеке возле тропы, ведущей на гору Куйлюм. Была слабая надежда, что дождь к утру прекратиться и мы прогуляемся туда. Сначала вдоль ручья шла дорога и метрах в двухстах от основной дороги была небольшая стоянка. Но дорога была всего метров 700 и уперлась в болото. Дальше шла лишь тропа.
Решили отказаться от Куйлюма и ехать дальше. К речке Колос было несколько мест съезда, но везде стояли люди. В итоге заночевали на стрелке ручьев Талых и Манас.
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
12 сентября. Утром то шел дождь, то снег. Когда поднялись на перевал Изыгаш, то везде был снег.
Когда подъехали к мосту через Майзас, то тучи начали расходиться. Сразу за мостом, возле заводи обнаружилось какое-то культовое место. Есть даже жаровня для обрядов.
Съели арбуз, купленный в Абакане и двинулись дальше.
Проехали Майзас
и пересекли Томь через понтонный мост.
Рядом стоят опоры моста, который когда-то начинали строить, но видимо так никогда и не достроят.
К 17 часам въехали в Таштагол. Торопиться вроде было некуда, поэтому решили погулять по городу. Таштагол сильно понравился.
Скульптура «Золотая Шория» (автор Даши Намдаков)
Напротив нее скульптура нашего красноярца Константина Зинича.
Памятники погибшим в Великой Отечественной войне
в других военных конфликтах
Памятник рабочим, погибшим на различный предприятиях
и памятник участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
Зашли в местный детский парк отдыха.
Прогулялись по улицам города.
Стали размышлять, что делать завтра с утра, но тут позвонил хозяин парома и сказал, что готов нас везти завтра в 8 утра. Пришлось срочно ехать дальше. Заночевали чуть не доезжая Артыбаша на поляне на берегу Бии.
13 сентября. С утра Сергей насобирал рыжиков, которые тут же и засолили.
В сборе рыжиков Сергею помогала кошка, которую то ли забыли здесь, то ли она прибежала из соседнего поселка.
В северо-западной оконечности Телецкого озера находится два населенных пункта Йогач и Артыбаш. Их соединяет между собой мост через реку Бию, которая вытекает из Телецкого озера.
Заехали сначала на пирс в Йогач, посмотрели на местные лодочки, кораблики и плавучую заправку.
А это «Сибирские голубые ели»
Ну в смысле мороженное такое.
А это Артыбаш и нам туда.
Здесь тоже всяких лодочек хватает.
Вот и наш паром подъезжает.
Загрузились и выехали в 8:40.
Сначала озеро было спокойным.
Однако, когда подплыли к тому месту, где Телецкое озеро начинает загибаться на юг, то увидели впереди большие волны.
Два часа пережидали шторм напротив в заливе Ыдып.
На противоположной стороне находится поселок Яйлю
и залив Камга
Пока ждали сын капитана пытался рыбачить и даже поймал не меньше 10 штук хариусков.
Волнение начало стихать, проехало несколько прогулочных катеров, которые по всей видимости везли народ к водопаду Корбу. Вскоре они уже возвращались обратно.
Тут и мы тронулись в путь. Обогнули мыс Куван и впереди показались вершины хребта Корбу, покрытые снегом.
Через два часа подплыли устью реки Б. Чили.
Здесь высадили компанию из трех рыбаков.
Но и без них там было полно народу. Потом справа по ходу пошла куча водопадов.
Слева показался кордон Беле, знаменитый своими яблоневыми садами.
А вот и сами сады.
Один из рыбаков рассказал нам про особо вкусный сорт - Пепин Шафран.
Видна приметная горка на южной оконечности озера
и залив Кыга слева от нее.
Причалили в 17:40. Смысла ехать по долине нет, поэтому решаем остановиться на берегу, на косе.
Озеро за косой.
Кроме того у Сергея начали скрежетать тормозные колодки, которые он поменял перед самой поездкой, но видимо неудачно, поскольку одна из них развалилась. Запасных у Сергея не было, поэтому пришлось взять колодки от Крузера и точить из них. Вечером сделали импровизированный верстак и Сергей точил колодки.
Потом я притащил себе с берега большой трон.
Разожгли костер и устроили посиделки.
Когда подъехали к мосту через Майзас, то тучи начали расходиться. Сразу за мостом, возле заводи обнаружилось какое-то культовое место. Есть даже жаровня для обрядов.
Съели арбуз, купленный в Абакане и двинулись дальше.
Проехали Майзас
и пересекли Томь через понтонный мост.
Рядом стоят опоры моста, который когда-то начинали строить, но видимо так никогда и не достроят.
К 17 часам въехали в Таштагол. Торопиться вроде было некуда, поэтому решили погулять по городу. Таштагол сильно понравился.
Скульптура «Золотая Шория» (автор Даши Намдаков)
Напротив нее скульптура нашего красноярца Константина Зинича.
Памятники погибшим в Великой Отечественной войне
в других военных конфликтах
Памятник рабочим, погибшим на различный предприятиях
и памятник участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
Зашли в местный детский парк отдыха.
Прогулялись по улицам города.
Стали размышлять, что делать завтра с утра, но тут позвонил хозяин парома и сказал, что готов нас везти завтра в 8 утра. Пришлось срочно ехать дальше. Заночевали чуть не доезжая Артыбаша на поляне на берегу Бии.
13 сентября. С утра Сергей насобирал рыжиков, которые тут же и засолили.
В сборе рыжиков Сергею помогала кошка, которую то ли забыли здесь, то ли она прибежала из соседнего поселка.
В северо-западной оконечности Телецкого озера находится два населенных пункта Йогач и Артыбаш. Их соединяет между собой мост через реку Бию, которая вытекает из Телецкого озера.
Заехали сначала на пирс в Йогач, посмотрели на местные лодочки, кораблики и плавучую заправку.
А это «Сибирские голубые ели»
Ну в смысле мороженное такое.
А это Артыбаш и нам туда.
Здесь тоже всяких лодочек хватает.
Вот и наш паром подъезжает.
Загрузились и выехали в 8:40.
Сначала озеро было спокойным.
Однако, когда подплыли к тому месту, где Телецкое озеро начинает загибаться на юг, то увидели впереди большие волны.
Два часа пережидали шторм напротив в заливе Ыдып.
На противоположной стороне находится поселок Яйлю
и залив Камга
Пока ждали сын капитана пытался рыбачить и даже поймал не меньше 10 штук хариусков.
Волнение начало стихать, проехало несколько прогулочных катеров, которые по всей видимости везли народ к водопаду Корбу. Вскоре они уже возвращались обратно.
Тут и мы тронулись в путь. Обогнули мыс Куван и впереди показались вершины хребта Корбу, покрытые снегом.
Через два часа подплыли устью реки Б. Чили.
Здесь высадили компанию из трех рыбаков.
Но и без них там было полно народу. Потом справа по ходу пошла куча водопадов.
Слева показался кордон Беле, знаменитый своими яблоневыми садами.
А вот и сами сады.
Один из рыбаков рассказал нам про особо вкусный сорт - Пепин Шафран.
Видна приметная горка на южной оконечности озера
и залив Кыга слева от нее.
Причалили в 17:40. Смысла ехать по долине нет, поэтому решаем остановиться на берегу, на косе.
Озеро за косой.
Кроме того у Сергея начали скрежетать тормозные колодки, которые он поменял перед самой поездкой, но видимо неудачно, поскольку одна из них развалилась. Запасных у Сергея не было, поэтому пришлось взять колодки от Крузера и точить из них. Вечером сделали импровизированный верстак и Сергей точил колодки.
Потом я притащил себе с берега большой трон.
Разожгли костер и устроили посиделки.
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
14 сентября. Встретили рассвет на Телецком озере.
Выехали в половине десятого. Проехали Балыкчу, пытались купить мясо, но безуспешно — было лишь несколько небольших бараньих лыток.
Проехали мост через Башкаус.
Долина Башкауса возле моста.
Проехали Коо
но и здесь мясо никто не продавал
Каменные грибы в этот раз остались в стороне.
Также в стороне остался водопад Учар.
Вскоре над правым берегом Чулышмана показался приметный водопад,
напротив которого мы и остановились на обед.
Места вокруг очень красивые.
Обратили внимание, что в долине Чулышмана ведутся интенсивные дорожные работы. Дорогу расширяют и засыпают гравием.
Проехали мимо большого подвесного моста.
Приехали на базу «Кату-Ярык» под одноименным перевалом.
Переправились через реку
и пошли смотреть водопад Куркурек.
Виды по дороге.
К сожалению пришли поздно и водопад начала закрывать тень.
Сходил посмотреть верхние каскады.
Вид сверху.
Солнце зашло за горы и в ущелье начал собираться туман.
Ждем лодку.
Подъем в Кату-Ярык.
15 сентября. Утром было ясно.
Собирались долго и выехали только в начале одиннадцатого.
В 10:30 были в верхней части подъема.
Походили по перевалу и пофотографировали.
Проехали мимо красивого лесного озера Учкель.
На самом деле здесь их три, что и соответствует названию. Проехали Балыктуюль
и на горизонте начал появляться Курайский хребет.
Еще 20 минут еды и мы оказались в Улагане.
Пополнили запасы воды из колонки и поехали дальше. Остановились на Улаганском перевале.
Кстати, мне показалось, что на туалете буквы «М» и «Ж» на алтайском перепутаны.
Если есть знатоки алтайского языка, то поправьте пожалуйста.
Проехали мимо озера Киделю.
Потом озеро Узункель.
Потом мертвое, ртутное озеро.
Не доезжая Акташа свернули налево и поехали в сторону Акташского ретранслятора. Проехали мимо Акташаского Горнометаллургического комбината.
Сам комбинат не работает, но въезд перегорожен шлагбаумом — берут по 100 руб с машины за въезд и продают камни из отвалов.
До ретранслятора не доехали остановились на склоне. Хорошие виды на Северо-Чуйский хребет, но погода нас подгоняет.
Виден Купол Трех Озер
Актру
Долина Мажоя
Вдалеке видна Белуха
Немного видно Акташаского
Пытались в Акташе купить мясо, но все так же безуспешно. Пришлось покупать в «Марие-Ра» куриные бедрышки. Заправились и пообедали в Акташе и поехали дальше. Проехали через Курайскую степь,
переехали брод через Тюте
и двинулись в сторону озера Джангыскёль. К озеру подъехали в начале восьмого вечера.
К самому озеру подъезжать не стали, а остановились на пригорке в лесочке.
День получился очень насыщенный, еще и шашлыки пожарить успели.
Выехали в половине десятого. Проехали Балыкчу, пытались купить мясо, но безуспешно — было лишь несколько небольших бараньих лыток.
Проехали мост через Башкаус.
Долина Башкауса возле моста.
Проехали Коо
но и здесь мясо никто не продавал
Каменные грибы в этот раз остались в стороне.
Также в стороне остался водопад Учар.
Вскоре над правым берегом Чулышмана показался приметный водопад,
напротив которого мы и остановились на обед.
Места вокруг очень красивые.
Обратили внимание, что в долине Чулышмана ведутся интенсивные дорожные работы. Дорогу расширяют и засыпают гравием.
Проехали мимо большого подвесного моста.
Приехали на базу «Кату-Ярык» под одноименным перевалом.
Переправились через реку
и пошли смотреть водопад Куркурек.
Виды по дороге.
К сожалению пришли поздно и водопад начала закрывать тень.
Сходил посмотреть верхние каскады.
Вид сверху.
Солнце зашло за горы и в ущелье начал собираться туман.
Ждем лодку.
Подъем в Кату-Ярык.
15 сентября. Утром было ясно.
Собирались долго и выехали только в начале одиннадцатого.
В 10:30 были в верхней части подъема.
Походили по перевалу и пофотографировали.
Проехали мимо красивого лесного озера Учкель.
На самом деле здесь их три, что и соответствует названию. Проехали Балыктуюль
и на горизонте начал появляться Курайский хребет.
Еще 20 минут еды и мы оказались в Улагане.
Пополнили запасы воды из колонки и поехали дальше. Остановились на Улаганском перевале.
Кстати, мне показалось, что на туалете буквы «М» и «Ж» на алтайском перепутаны.
Если есть знатоки алтайского языка, то поправьте пожалуйста.
Проехали мимо озера Киделю.
Потом озеро Узункель.
Потом мертвое, ртутное озеро.
Не доезжая Акташа свернули налево и поехали в сторону Акташского ретранслятора. Проехали мимо Акташаского Горнометаллургического комбината.
Сам комбинат не работает, но въезд перегорожен шлагбаумом — берут по 100 руб с машины за въезд и продают камни из отвалов.
До ретранслятора не доехали остановились на склоне. Хорошие виды на Северо-Чуйский хребет, но погода нас подгоняет.
Виден Купол Трех Озер
Актру
Долина Мажоя
Вдалеке видна Белуха
Немного видно Акташаского
Пытались в Акташе купить мясо, но все так же безуспешно. Пришлось покупать в «Марие-Ра» куриные бедрышки. Заправились и пообедали в Акташе и поехали дальше. Проехали через Курайскую степь,
переехали брод через Тюте
и двинулись в сторону озера Джангыскёль. К озеру подъехали в начале восьмого вечера.
К самому озеру подъезжать не стали, а остановились на пригорке в лесочке.
День получился очень насыщенный, еще и шашлыки пожарить успели.
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
16 сентября. Проснулся в 6 утра, но восхода не было, так как были облака. Поэтому поспал еще час, а потом встал, позавтракал и пошел на прогулку вокруг озера.
Облака начало потихоньку растягивать. Дошел до западной оконечности озера.
Потом решил подняться на вершинку 1908 м. С нее было видно только плато Ештыкель.
Чтобы посмотреть еще на долину Чуи я перешел траверсом на вершинку 1995м.
Озеро Джангыскёль и Северо-Чуйский хребет
Пока шел видел как над долиной Чуи протянуло хорошую снеговую тучу, которая накрыла Курай и Кызылташ.
Нас к счастью она не затронула.
В этом леске расположился лагерь фотографов.
Идти прямо по гребню не всегда получается — иногда встречаются скальные провалы, которые приходится обходить по склону, периодически теряя и опять набирая высоту. Наконец показалась долина Чуи и облака начало потихоньку растягивать.
Но Курайскую степь все равно из-за леса не видно.
В общем погуляв два часа я вернулся обратно в лагерь. Сегодня Сергей нас покидает. Перетаскиваю свои вещи обратно к Алексею с Машей. В начале первого выехали. Подъехали к западной оконечности озера и пофотографировали. К сожалению почти все время дул легкий ветерок, поэтому снимки не очень удачные.
Оказывается фотографы снимают не само озеро Джангыскёль, а толкутся возле небольших лужиц в западной его части и, улучив момент, пытаются снять в них отражение Северо-Чуйского хребта. Рядом на склоне остатки довольно живописной лиственницы.
Поскольку мои приятели на верху не были, то поднялись на машинах в горку и прошли в сторону вешрины 1995, на которой я уже был утром.
Побродив еще два часа двинулись обратно. Распрощались с Сергеем у бродов через Тюте и Чичке
и двинулись в сторону альплагеря Актру. Сначала дорога идет вдоль Чичке. После мостика вроде бы нужно ехать прямо, но есть ответвление вправо и указатель «Перевалка». Решаем ехать по указателю. Дорога в целом неплохая. Лишь перед самой перевалкой есть неприятный перегиб через хребтик. Его вроде бы немного раскатали бульдозером, но не разровняли, поэтому камни все равно торчат. На перевалке никого не было. Стояло около десятка машин.
Сразу за перевалкой начинается суровый участок. Сперва нужно метров 150 проехать по руслу Актру.
Глубина небольшая, но много больших валунов, между которыми сложно лавировать. Приходится смотреть со стороны. Проложен мост, по которому когда-то можно было проехать, но сейчас в самом конце он разрушен и пройти можно только пешеходам. Преодолеваем брод и начинаем потихоньку ехать дальше.
Проезжаем приблизительно 2 км и Алексей, объезжая очередной валун, не замечает пенёк в траве на обочине и отрывает один порог.
Наскоро приматываем его проволокой. В это время с верху подъезжает алтаец на Уазике. Рекомендует нам отказаться от поездки, но мы пока полны решимости. На всякий случай берем у него номер телефона и пытаемся ехать дальше. Тут дорога начинает расходиться. Выхожу из машины пытаюсь контролировать процесс проезда препятствий. Проехали по одному из ответвлений почти до самого конца и уперлись в большие валуны. Теоретически проехать можно, но если стащит, то мы здесь встрянем как минимум на час. Прохожу по параллельной дороге — она кажется лучшей. Решаем развернуться и выехать на неё. Во время маневров машину стягивает на валун и мы заминаем второй порог. Скоро стемнеет, а мы не проехали и трети пути. Начинаем решать, что делать дальше. Тут еще с верху подошли мужчина и женщина. Мужик увидев нас выпучил глаза и чуть не закричал: «Ребята! Возвращайтесь назад! Дальше вообще жопа!». В общем мы решили вернуться.
Обратно доехали без приключений. От перевалки поехали по прямой дороге. Она чуть похуже объездной, но не существенно.
Курайская степь.
А это база Кольки-Курая, если я не ошибаюсь
Когда выехали в Курайскую степь, солнце уже заходило за Северо-Чуйский хребет.
В нескольких отчетах по автопоездки по Алтаю мне попадалось упоминание о речке Тыдтугем, которая пересекает Чуйский тракт в 10 км от Курая. Поскольку других вариантов на тот момент не возникло, то решили остановиться там. Поехали от Курая в сторону Кош-Агача, доехали до моста через Тыдтугем и прямо перед ним свернули с тракта налево. Проехали еще метров 200 и встали на стоянку.
17 сентября. С утра над Курайской степью ясно, лишь на Северо-Чуйским хребтом висят облака.
Поскольку вид от стоянки не очень, то я решил подняться на вершинку 1987 м, что находилась рядом с нашей стоянкой.
Перепад высоты в 400 м меня особо не смущал. Через полчаса я был на вершине.
С вершины открывается неплохой вид на Северо-Чуйский хребет.
Видна также долина Сухого Тыдтугема.
Оставшуюся часть дня занимались кузовными работами выправляли и крепили на место оторванные и замятые пороги.
Наша стоянка
Вечером дозвонились до алтайца, которого встретили по дороге на Актру — кстати его зовут Эмиль, и договорились о заброске до альплагеря на завтра на 11 утра. Заброска стоит 5000 руб, ну и выброска соответственно столько же. Можно договориться, чтобы тебя подождали, но тогда это будет стоить 7000 руб.
К вечеру опять натянуло снеговые тучи.
Облака начало потихоньку растягивать. Дошел до западной оконечности озера.
Потом решил подняться на вершинку 1908 м. С нее было видно только плато Ештыкель.
Чтобы посмотреть еще на долину Чуи я перешел траверсом на вершинку 1995м.
Озеро Джангыскёль и Северо-Чуйский хребет
Пока шел видел как над долиной Чуи протянуло хорошую снеговую тучу, которая накрыла Курай и Кызылташ.
Нас к счастью она не затронула.
В этом леске расположился лагерь фотографов.
Идти прямо по гребню не всегда получается — иногда встречаются скальные провалы, которые приходится обходить по склону, периодически теряя и опять набирая высоту. Наконец показалась долина Чуи и облака начало потихоньку растягивать.
Но Курайскую степь все равно из-за леса не видно.
В общем погуляв два часа я вернулся обратно в лагерь. Сегодня Сергей нас покидает. Перетаскиваю свои вещи обратно к Алексею с Машей. В начале первого выехали. Подъехали к западной оконечности озера и пофотографировали. К сожалению почти все время дул легкий ветерок, поэтому снимки не очень удачные.
Оказывается фотографы снимают не само озеро Джангыскёль, а толкутся возле небольших лужиц в западной его части и, улучив момент, пытаются снять в них отражение Северо-Чуйского хребта. Рядом на склоне остатки довольно живописной лиственницы.
Поскольку мои приятели на верху не были, то поднялись на машинах в горку и прошли в сторону вешрины 1995, на которой я уже был утром.
Побродив еще два часа двинулись обратно. Распрощались с Сергеем у бродов через Тюте и Чичке
и двинулись в сторону альплагеря Актру. Сначала дорога идет вдоль Чичке. После мостика вроде бы нужно ехать прямо, но есть ответвление вправо и указатель «Перевалка». Решаем ехать по указателю. Дорога в целом неплохая. Лишь перед самой перевалкой есть неприятный перегиб через хребтик. Его вроде бы немного раскатали бульдозером, но не разровняли, поэтому камни все равно торчат. На перевалке никого не было. Стояло около десятка машин.
Сразу за перевалкой начинается суровый участок. Сперва нужно метров 150 проехать по руслу Актру.
Глубина небольшая, но много больших валунов, между которыми сложно лавировать. Приходится смотреть со стороны. Проложен мост, по которому когда-то можно было проехать, но сейчас в самом конце он разрушен и пройти можно только пешеходам. Преодолеваем брод и начинаем потихоньку ехать дальше.
Проезжаем приблизительно 2 км и Алексей, объезжая очередной валун, не замечает пенёк в траве на обочине и отрывает один порог.
Наскоро приматываем его проволокой. В это время с верху подъезжает алтаец на Уазике. Рекомендует нам отказаться от поездки, но мы пока полны решимости. На всякий случай берем у него номер телефона и пытаемся ехать дальше. Тут дорога начинает расходиться. Выхожу из машины пытаюсь контролировать процесс проезда препятствий. Проехали по одному из ответвлений почти до самого конца и уперлись в большие валуны. Теоретически проехать можно, но если стащит, то мы здесь встрянем как минимум на час. Прохожу по параллельной дороге — она кажется лучшей. Решаем развернуться и выехать на неё. Во время маневров машину стягивает на валун и мы заминаем второй порог. Скоро стемнеет, а мы не проехали и трети пути. Начинаем решать, что делать дальше. Тут еще с верху подошли мужчина и женщина. Мужик увидев нас выпучил глаза и чуть не закричал: «Ребята! Возвращайтесь назад! Дальше вообще жопа!». В общем мы решили вернуться.
Обратно доехали без приключений. От перевалки поехали по прямой дороге. Она чуть похуже объездной, но не существенно.
Курайская степь.
А это база Кольки-Курая, если я не ошибаюсь
Когда выехали в Курайскую степь, солнце уже заходило за Северо-Чуйский хребет.
В нескольких отчетах по автопоездки по Алтаю мне попадалось упоминание о речке Тыдтугем, которая пересекает Чуйский тракт в 10 км от Курая. Поскольку других вариантов на тот момент не возникло, то решили остановиться там. Поехали от Курая в сторону Кош-Агача, доехали до моста через Тыдтугем и прямо перед ним свернули с тракта налево. Проехали еще метров 200 и встали на стоянку.
17 сентября. С утра над Курайской степью ясно, лишь на Северо-Чуйским хребтом висят облака.
Поскольку вид от стоянки не очень, то я решил подняться на вершинку 1987 м, что находилась рядом с нашей стоянкой.
Перепад высоты в 400 м меня особо не смущал. Через полчаса я был на вершине.
С вершины открывается неплохой вид на Северо-Чуйский хребет.
Видна также долина Сухого Тыдтугема.
Оставшуюся часть дня занимались кузовными работами выправляли и крепили на место оторванные и замятые пороги.
Наша стоянка
Вечером дозвонились до алтайца, которого встретили по дороге на Актру — кстати его зовут Эмиль, и договорились о заброске до альплагеря на завтра на 11 утра. Заброска стоит 5000 руб, ну и выброска соответственно столько же. Можно договориться, чтобы тебя подождали, но тогда это будет стоить 7000 руб.
К вечеру опять натянуло снеговые тучи.
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
18 сентября. Поскольку с утра было немного свободного времени, то решили проехаться вверх по Тыдтугему, чтобы понять, чем он так привлекает народ. Сначала поехали вверх по Сухому Тыдтугему. Вокруг много стоянок. Приблизительно через 5 км с момента старта дорога уперлась в курум.
Дальше вдоль него вверх пошла хорошая топтанная тропа. Видимо народу здесь много ходит.
Развернулись и проехали немного вверх по Сырому Тыдтугему. Дорога из леса выходит в долину. Вдалеке видна кошара.
Где-то недалеко должно быть озеро, в котором по слухам даже рыба есть. Но время поджимает — нам уже нужно выезжать в Курай.
Эмиль с братом содержат базу «Кочкор», которая находится рядом с Чуйским трактом перед въездом в Курай (если ехать со стороны Акташа).
Уазик Эмиля
Перегружаемся в Уазик и выезжаем. Эмиль едет не общепринятым путем. На въезде в Кызыл-Таш он сразу поворачивает направо и переезжает Чую вброд. Вода сейчас относительно небольшая и в такую воду некоторые алтайцы проезжают здесь, сокращая путь. Но брод глубокий (не менее 70 см) и траекторию нужно знать — правда вода прозрачная и ее легко просмотреть.
Пока ехали еще раз убедись, что приняли правильное решение вернуться, так как кроме валунов, в изобилии покрывающих дорогу, обнаружилось еще одно серьезное для нас препятствие. Перед тем как выйти на ровные поля, дорога проходит по грязному косогору над большой грязной луже. Нашу машину могло стащить туда, а это бы оказалось гораздо большей проблемой, чем сесть на валун.
После этого участка выезжаем в ровную речную долину.
Через два с половиной часа после выезда с базы мы были в альплагере. Пока ехали все время шел снег, но как только подъехали к лагерю, он прекратился и начало проглядывать солнце.
Разместились на базе Томского университета — взяли четырехместную комнату в отапливаемом корпусе за 2400 руб в сутки.
Таких корпуса там два.
Кроме них есть еще несколько отдельных VIP-домиков. Можно было остановиться на базе «Актру», что возле озера Сачки. По слухам она по-лучше, чем Томская база, но в эти дни она была вся занята. Еще есть база «Караташ» рядом с метеостанцией, но она еще недостроена. Можно было вообще стоять в палатке, но мои друзья в палатке жить не хотели.
Пообедали и пошли прогуляться в сторону ледника Малый Актру.
Гора Караташ окутана туманом.
Прошли мимо старой гидрометрической будки.
Мимо памятников.
Показался ледник Малый Актру.
Над долиной Курая стоят снеговые тучи.
Впереди показалась морена, на которую ведет тропа.
Вид с морены на долину Актру.
Тропа идет по гребню морены и заканчивается небольшой смотровой площадкой.
В самом начале тропы есть указатель, показывающий кулуар, ведущий к вершине Купол.
База «Актру» и озеро Сачки.
Прошли мимо водопада, но воды почти нет.
Дошли до смотровой площадки. Ледник Малый Актру укрыт свежевыпавшим снегом.
Туман с Караташа ушел.
Но над Большим Актру туман клубится и никуда не уходит.
Иногда в нем появляются просветы, в которых можно разглядеть очертания гор.
Кызылташ
Протоптавшись на смотровой площадке около часа, решили возвращаться назад.
Облака над Курайской степью к этому времени развеялись.
Спустились с морены и подошли к озеру Сачки, в котором отражается Караташ.
Еще несколько фото.
Когда подошли к базе, то уже стемнело.
19 сентября. Сегодня решили прогуляться до Голубого озера. Облака за ночь разбежались и Караташ стоит открытый.
Поскольку мои друзья идут медленно, то я решил сделать крюк сходить еще раз к смотровой площадке под Малый Актру.
Облаков нет и видимость хорошая.
К тропе, ведущей к Голубому озеру, я пошел напрямую. Спустился по кулуару Водопадного ручья в долину Малого Актру,
перебрел через Большой Актру,
поднялся на склон и вышел на тропу.
Хорошо просматривается кулуар, по которому идет тропа на вершину Купол.
Основная тропа идет вдоль реки, но она засыпана снегом. Видны чьи-то следы — кто-то пошел не по основной тропе, а решил подняться повыше на морену. Поскольку торопиться мне некуда, то я пошел по этим следам. Возможно здесь виды будут лучше, а высоту все равно набирать придется.
Слева показался хвост ледника Левый Большой Актру.
Впереди показались «бараньи лбы» - тропа проходит между ними.
Морена примыкает к бараньим лбам — возможно и здесь можно подняться, но я решаю не рисковать и спускаюсь с морены обратно на тропу.
Поднимаюсь на бараньи лбы. Тропа идет по довольно крутой сыпухе - перепад высоты около 100 м, крутизна склона 30-35 градусов.
Кроме того со скалы справа по ходу могут прилететь камни, потому нужно либо прижаться к скале, либо отойти от нее по дальше.
После «бараньих лбов» тропа выходит на прямой участок. Виден ледник Правый Большой Актру и сама вершина. Тропа идет по куруму и засыпана снегом.
Опять иду по чьим-то следам, в надежде что этот человек тропу знает. Но к сожалению это не так и тропу он периодически теряет. Тем не менее через сорок минут хода от «бараньих лбов» я подхожу к домику гляциологов.
Голубое озеро находится под ним.
Возле домика стояла чья-то палатка.
За озером виден путь подъема на перевал Значкистов.На часах 11 утра, погода хорошая, поэтому решаю подняться на перевал Значкистов.
Прохожу мимо Голубого озера и начинаю подъем. С утра кто-то уже прошел туда, поэтому иду по следам.
Постепенно набираю высоту.
Через полтора часа хода от Голубого озера выхожу на перегиб, где встречаю группу людей, спускающихся с вершины Юбилейная.
Решаю тоже дойти до нее, благо после перегиба склон уже не такой крутой. Кажется, что вершина уже вот она, но это еще один перегиб.
Тем не менее через два часа и двадцать минут с момента старта от Голубого озера я на вершине Юбилейная. Высота 3400 м. Препад от озера — 600м. Как только поднялся на вершину по рации со мной связался Алексей — они с Машей подошли к Голубому озеру.
Хорошо виден пик Актру.
Озеро Джангыскёль.
Курайский хребет и Курайская степь.
Внизу видна часть Голубого озера и домик гляциологов.
Подо мой перевал Значкистов.
Прямо за ним пик Стажеров.
Перевал Учитель.
Вершина Снежная (3700м).
Из-за гребня Кызылташа немного видно вершину Купол.
Гребень, ведущий к вершине Кызылташ. Где-то здесь перевал Контейнер (1Б).
Если присмотреться, то можно увидеть поселки Курай и Кызыл-Таш.
Проведя на вершине около часа, я начал спускаться. Снег подтаял и идти стало сложнее. Склон усыпан тонкими плитами. Некоторые из них размером с хороший сноуборд. Если нечаянно встать на такую плитку двумя ногами, то поедешь далеко. Кроме того, кое-где эти плитки торчат вертикально и они очень острые.
Ремешок на одной гамаше у меня срезало как бритвой. В очередной раз убедился, что нужно брать гамаши с тросиками, либо ставить тросики самому.
Спуск до озера занял у меня полтора часа. Попил чаю и пошел дальше. Палатки возле домика уже не было, но в самом домике кто-то был.
Взгляд назад в сторону перевала Стажеров.
Снег на камнях растаял и тропа хорошо просматривается.
Прощальный взгляд на вершину Актру.
Прохожу мимо конструкции для сбора дождевой воды.
Вижу внизу своих друзей, которых вскоре догоняю.
Снег на леднике Малый Актру немного растаял.
Доходим до нашей базы. Заметил забавную инсталяцию, на которую вчера на обратил внимание, так как она была засыпана снегом.
Рядом находится домик Тронова (реконструкция).
И столбики с указателями городов.
Поучительное стихотворение.
На входе в жилое помещение базы встретили старожила этих мест — Елену. Она пригласила нас вечером на беседу.
Когда пришли к своему домику, то выявился один неприятный момент. Все жильцы съехали и комнаты перестали отапливаться. Отопление в комнатах организовано следующим образом — в комнате №1 стоит большая печь с баком воды. В остальных комнатах стоят батареи. Циркуляция воды самотеком, за счет разницы давлений. Поскольку из комнаты №1 все съехали, то отоплением пришлось заняться нам. Особой проблемы не было — чурки и колун были неподалеку. Правда чурки были сырые, но тем не менее печку мы затопили.
Потом пошли к Елене на беседу. Она с детских лет участвовала в экспедициях Троновых. Сначала ее брал отец, который работал там завхозом. Потом она сама там работала медсестрой. В те годы ледник подходил практически к самому лагерю и был единым. Это сейчас он разделился на Большой и Малый. Однако 400 лет назад на Куполе льда не было совсем. Так что процессы наступления и отступания ледников имеют периодический характер.
Также узнали, что на леднике Купола есть трещины. Их немного, но но они есть, поэтому на подходах к Куполу будьте внимательны. По крайней мере подруга Елены проваливалась там в трещину, правда было это лет тридцать назад.
Просмотрели альбомы со старыми фотографиями из тех времен. Узнали почему озеро Сачки так называется. Когда-то на его берегах любили позагорать те, кого не допускали к восхождению на Актру, так называемые «сачки». Поэтому и озеро стали называть озером Сачков или Сачки. Тогда озеро было гораздо больше, так как питалось во многом за счет Водопадного ручья. Однако где-то по дороге росла большая реликтовая сосна. Эта сосна погибла и ее решили исследовать. Саму сосну спилили, но этого исследователям показалось мало и они решили изучить ее корневую систему. Поскольку корни были очень мощные, то ни придумали ничего лучшего, как взорвать корневище. В результате взрыва ручей, питающий озеро, поменял русло. Ситуацию пытались исправить, но безуспешно — теперь озеро питается лишь талыми и грунтовыми водами.
Общались часа полтора, потом пошли спать.
Дальше вдоль него вверх пошла хорошая топтанная тропа. Видимо народу здесь много ходит.
Развернулись и проехали немного вверх по Сырому Тыдтугему. Дорога из леса выходит в долину. Вдалеке видна кошара.
Где-то недалеко должно быть озеро, в котором по слухам даже рыба есть. Но время поджимает — нам уже нужно выезжать в Курай.
Эмиль с братом содержат базу «Кочкор», которая находится рядом с Чуйским трактом перед въездом в Курай (если ехать со стороны Акташа).
Уазик Эмиля
Перегружаемся в Уазик и выезжаем. Эмиль едет не общепринятым путем. На въезде в Кызыл-Таш он сразу поворачивает направо и переезжает Чую вброд. Вода сейчас относительно небольшая и в такую воду некоторые алтайцы проезжают здесь, сокращая путь. Но брод глубокий (не менее 70 см) и траекторию нужно знать — правда вода прозрачная и ее легко просмотреть.
Пока ехали еще раз убедись, что приняли правильное решение вернуться, так как кроме валунов, в изобилии покрывающих дорогу, обнаружилось еще одно серьезное для нас препятствие. Перед тем как выйти на ровные поля, дорога проходит по грязному косогору над большой грязной луже. Нашу машину могло стащить туда, а это бы оказалось гораздо большей проблемой, чем сесть на валун.
После этого участка выезжаем в ровную речную долину.
Через два с половиной часа после выезда с базы мы были в альплагере. Пока ехали все время шел снег, но как только подъехали к лагерю, он прекратился и начало проглядывать солнце.
Разместились на базе Томского университета — взяли четырехместную комнату в отапливаемом корпусе за 2400 руб в сутки.
Таких корпуса там два.
Кроме них есть еще несколько отдельных VIP-домиков. Можно было остановиться на базе «Актру», что возле озера Сачки. По слухам она по-лучше, чем Томская база, но в эти дни она была вся занята. Еще есть база «Караташ» рядом с метеостанцией, но она еще недостроена. Можно было вообще стоять в палатке, но мои друзья в палатке жить не хотели.
Пообедали и пошли прогуляться в сторону ледника Малый Актру.
Гора Караташ окутана туманом.
Прошли мимо старой гидрометрической будки.
Мимо памятников.
Показался ледник Малый Актру.
Над долиной Курая стоят снеговые тучи.
Впереди показалась морена, на которую ведет тропа.
Вид с морены на долину Актру.
Тропа идет по гребню морены и заканчивается небольшой смотровой площадкой.
В самом начале тропы есть указатель, показывающий кулуар, ведущий к вершине Купол.
База «Актру» и озеро Сачки.
Прошли мимо водопада, но воды почти нет.
Дошли до смотровой площадки. Ледник Малый Актру укрыт свежевыпавшим снегом.
Туман с Караташа ушел.
Но над Большим Актру туман клубится и никуда не уходит.
Иногда в нем появляются просветы, в которых можно разглядеть очертания гор.
Кызылташ
Протоптавшись на смотровой площадке около часа, решили возвращаться назад.
Облака над Курайской степью к этому времени развеялись.
Спустились с морены и подошли к озеру Сачки, в котором отражается Караташ.
Еще несколько фото.
Когда подошли к базе, то уже стемнело.
19 сентября. Сегодня решили прогуляться до Голубого озера. Облака за ночь разбежались и Караташ стоит открытый.
Поскольку мои друзья идут медленно, то я решил сделать крюк сходить еще раз к смотровой площадке под Малый Актру.
Облаков нет и видимость хорошая.
К тропе, ведущей к Голубому озеру, я пошел напрямую. Спустился по кулуару Водопадного ручья в долину Малого Актру,
перебрел через Большой Актру,
поднялся на склон и вышел на тропу.
Хорошо просматривается кулуар, по которому идет тропа на вершину Купол.
Основная тропа идет вдоль реки, но она засыпана снегом. Видны чьи-то следы — кто-то пошел не по основной тропе, а решил подняться повыше на морену. Поскольку торопиться мне некуда, то я пошел по этим следам. Возможно здесь виды будут лучше, а высоту все равно набирать придется.
Слева показался хвост ледника Левый Большой Актру.
Впереди показались «бараньи лбы» - тропа проходит между ними.
Морена примыкает к бараньим лбам — возможно и здесь можно подняться, но я решаю не рисковать и спускаюсь с морены обратно на тропу.
Поднимаюсь на бараньи лбы. Тропа идет по довольно крутой сыпухе - перепад высоты около 100 м, крутизна склона 30-35 градусов.
Кроме того со скалы справа по ходу могут прилететь камни, потому нужно либо прижаться к скале, либо отойти от нее по дальше.
После «бараньих лбов» тропа выходит на прямой участок. Виден ледник Правый Большой Актру и сама вершина. Тропа идет по куруму и засыпана снегом.
Опять иду по чьим-то следам, в надежде что этот человек тропу знает. Но к сожалению это не так и тропу он периодически теряет. Тем не менее через сорок минут хода от «бараньих лбов» я подхожу к домику гляциологов.
Голубое озеро находится под ним.
Возле домика стояла чья-то палатка.
За озером виден путь подъема на перевал Значкистов.На часах 11 утра, погода хорошая, поэтому решаю подняться на перевал Значкистов.
Прохожу мимо Голубого озера и начинаю подъем. С утра кто-то уже прошел туда, поэтому иду по следам.
Постепенно набираю высоту.
Через полтора часа хода от Голубого озера выхожу на перегиб, где встречаю группу людей, спускающихся с вершины Юбилейная.
Решаю тоже дойти до нее, благо после перегиба склон уже не такой крутой. Кажется, что вершина уже вот она, но это еще один перегиб.
Тем не менее через два часа и двадцать минут с момента старта от Голубого озера я на вершине Юбилейная. Высота 3400 м. Препад от озера — 600м. Как только поднялся на вершину по рации со мной связался Алексей — они с Машей подошли к Голубому озеру.
Хорошо виден пик Актру.
Озеро Джангыскёль.
Курайский хребет и Курайская степь.
Внизу видна часть Голубого озера и домик гляциологов.
Подо мой перевал Значкистов.
Прямо за ним пик Стажеров.
Перевал Учитель.
Вершина Снежная (3700м).
Из-за гребня Кызылташа немного видно вершину Купол.
Гребень, ведущий к вершине Кызылташ. Где-то здесь перевал Контейнер (1Б).
Если присмотреться, то можно увидеть поселки Курай и Кызыл-Таш.
Проведя на вершине около часа, я начал спускаться. Снег подтаял и идти стало сложнее. Склон усыпан тонкими плитами. Некоторые из них размером с хороший сноуборд. Если нечаянно встать на такую плитку двумя ногами, то поедешь далеко. Кроме того, кое-где эти плитки торчат вертикально и они очень острые.
Ремешок на одной гамаше у меня срезало как бритвой. В очередной раз убедился, что нужно брать гамаши с тросиками, либо ставить тросики самому.
Спуск до озера занял у меня полтора часа. Попил чаю и пошел дальше. Палатки возле домика уже не было, но в самом домике кто-то был.
Взгляд назад в сторону перевала Стажеров.
Снег на камнях растаял и тропа хорошо просматривается.
Прощальный взгляд на вершину Актру.
Прохожу мимо конструкции для сбора дождевой воды.
Вижу внизу своих друзей, которых вскоре догоняю.
Снег на леднике Малый Актру немного растаял.
Доходим до нашей базы. Заметил забавную инсталяцию, на которую вчера на обратил внимание, так как она была засыпана снегом.
Рядом находится домик Тронова (реконструкция).
И столбики с указателями городов.
Поучительное стихотворение.
На входе в жилое помещение базы встретили старожила этих мест — Елену. Она пригласила нас вечером на беседу.
Когда пришли к своему домику, то выявился один неприятный момент. Все жильцы съехали и комнаты перестали отапливаться. Отопление в комнатах организовано следующим образом — в комнате №1 стоит большая печь с баком воды. В остальных комнатах стоят батареи. Циркуляция воды самотеком, за счет разницы давлений. Поскольку из комнаты №1 все съехали, то отоплением пришлось заняться нам. Особой проблемы не было — чурки и колун были неподалеку. Правда чурки были сырые, но тем не менее печку мы затопили.
Потом пошли к Елене на беседу. Она с детских лет участвовала в экспедициях Троновых. Сначала ее брал отец, который работал там завхозом. Потом она сама там работала медсестрой. В те годы ледник подходил практически к самому лагерю и был единым. Это сейчас он разделился на Большой и Малый. Однако 400 лет назад на Куполе льда не было совсем. Так что процессы наступления и отступания ледников имеют периодический характер.
Также узнали, что на леднике Купола есть трещины. Их немного, но но они есть, поэтому на подходах к Куполу будьте внимательны. По крайней мере подруга Елены проваливалась там в трещину, правда было это лет тридцать назад.
Просмотрели альбомы со старыми фотографиями из тех времен. Узнали почему озеро Сачки так называется. Когда-то на его берегах любили позагорать те, кого не допускали к восхождению на Актру, так называемые «сачки». Поэтому и озеро стали называть озером Сачков или Сачки. Тогда озеро было гораздо больше, так как питалось во многом за счет Водопадного ручья. Однако где-то по дороге росла большая реликтовая сосна. Эта сосна погибла и ее решили исследовать. Саму сосну спилили, но этого исследователям показалось мало и они решили изучить ее корневую систему. Поскольку корни были очень мощные, то ни придумали ничего лучшего, как взорвать корневище. В результате взрыва ручей, питающий озеро, поменял русло. Ситуацию пытались исправить, но безуспешно — теперь озеро питается лишь талыми и грунтовыми водами.
Общались часа полтора, потом пошли спать.
Последний раз редактировалось Ermichel 08.01.2019 17:14, всего редактировалось 2 раза.
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
20 сентября. Утро опять ясное. Вышел из домика как раз в тот момент, когда восходящее солнце осветило макушку Караташа.
Приехать за нами должны в 9 утра. Еще полтора часа в запасе, поэтому пошел немного прогуляться вокруг.
Эмиль приехал четко, как договаривались. Обратно ехали полтора часа и уже в половине одиннадцатого были в Курае у него на базе.
Над Северо-Чуйским хребтом вообще ни облачка.
Первый раз такое вижу. Поехали в Кош-Агач заправиться. За одно узнали, что кафе-блинная «У Дарьи» опять работает. Тут и пообедали.
Поскольку у нас остался один день, то решили заехать в урочище Шалтра (Имэле). Урочище находится на плоскогорье в восточной части хребта Талдуринская ограда. Чтобы попасть туда нужно доехать до селения Бельтир, разрушенного землетрясением, проехать сквозь него и на выезде повернуть налево и ехать в сторону Софийского ледника.
На выезде из Бельтира в долине Талдуры обычно пасется стадо верблюдов. Не обошлось без них и в этот раз.
Сначала едем по широкой долине. Справа по ходу серебристо-золотистые скалы.
В некоторых отчетах это место называют «Луной», по аналогии с Чаган-Узуновским «Марсом». К сожалению сейчас освещение было не совсем удачное. А вообще в сети есть снимки этого места, которые смотрятся не хуже, чем снимки с «Марса».
После долины едем мимо многочисленных «бараньих лбов». Они не похожи на моренные валы — их происхождение наверное вулканическое.
Чтобы попасть в урочище Шалтра, небходимо преодолеть довольно крутой серпантин на склоне Талдуринской ограды. По моим ощущениям, серпантин на уровне Кату-Ярыка, правда движение здесь не такое оживленное.
Подъем находится примерно в одном километре перед озером Каракуль, если ехать со стороны Бельтира.
На самом плато находится несколько кошар. В этот раз местные животноводы полностью перешли на разведение яков. По крайней мере коров и верблюдов в этот раз мы не увидели. А яков было не меньше тысячи, причем разных форм, расцветок и размеров.
Подъехали к северному краю Талдуринской ограды, немного прошлись пешком и перед нами открылся великолепный вид на Северо-Чуйский хребет.
Просматривается значительная часть долины Талдуры.
Устье реки Джело.
Подъем на перевал Карагем.
А вот по этому гребню мы планировали зайти на вершину Купол, но опять не в этот раз.
Прогуливаясь по полю наткнулись на одиноко торчащий белый камень интересной формы.
Вдоволь налюбовавшись Северо-Чуйским хребтом переехали на Южный склон Талдуринской ограды.
Виды отсюда тоже интересные.
Стрелка Караоюка и Аккола.
Сливаясь они дают начало реке Чаган.
Озера Аккуль и Каракуль.
Нетрудно понять где из них какое.
Внизу под нами видно поле со сложной оросительной системой.
К сожалению, это видно только сверху и издалека, а когда едешь рядом то это кажется обычным ровным полем. И некоторые туристы начинают ездить по этим полям, а потом удивляются, почему алтайцы на них кидаются. Поэтому по возможности старайтесь ездить по дорогам.
К сожалению день солнце уже начало садиться, поэтому хороших снимков с этого склона мы сделать не успели.
Долина Аккола.
Верховья Караоюка.
На ночевку остановились еще в одном интересном месте — на устье реки Тыдтуярык неподалеку от Чуйского тракта. Примерно в километре выше по течению находится довольно популярная база с одноименным названием. Рядом с устьем тоже были какие-то домики, но они были закрыты.
21 сентября. Проспал до 8 утра, а потом пошел осмотреться.
Моя палатка.
Устье Тыдтуярыка.
Окрестности стоянки.
Перешел через дорогу и поднялся на небольшой пригорок. С него виды были получше. Примерно в километре находится озеро Красногорское.
Вид сверху на нашу стоянку.
Чуйский тракт.
База «Тыдтуярык».
Сам пригорок.
Выехали в половине двенадцатого. Проезжая Курайскую степь, в очередной раз полюбовались Северо-Чуйским хребтом.
Обедали в кафе «Чуй-Оозы».
В этот раз там даже были алтайские блюда. Хотел сразу взять куурдак и конскую колбасу. Но к сожалению передо мной стоял какой-то дебил, да еще и с компанией, он долго размышлял типа: «Хочу говна, не хочу говна». В итоге работникам кафе это надоело и они решили ограничить выбор, сказав, что все закончилось. 100% конская колбаса была, но из-за него мне пришлось есть шурпу и плов. Но возможно это и к лучшему, поскольку моим друзьям куурдак достался, но он был гораздо хуже, чем в кафе «М-52» в Акташе.
Дальше просто фотографировали Чуйский тракт по ходу движения.
«Золотая» скала в Малом Яломане.
Долина Катуни.
Заехали на перевал Чике-Таман.
Здесь произошли изменения. С площадки убрали всех торговцев — перенесли все лотки в проход, который вел к старому варианту тракта.
На самой площадке появилась инсталляция, посвященная строителям Чуйского тракта.
Побродили немного и поехали дальше.
Переехали через Семинский перевал и природа вокруг поменялась.
Горный Алтай закончился.
В начале восьмого приехали на базу «Любава» в Манжероке. Дальше нас ждал бард-фестиваль «Манжерок-2018. Под занавес лета», но это уже отдельная история.
Приехать за нами должны в 9 утра. Еще полтора часа в запасе, поэтому пошел немного прогуляться вокруг.
Эмиль приехал четко, как договаривались. Обратно ехали полтора часа и уже в половине одиннадцатого были в Курае у него на базе.
Над Северо-Чуйским хребтом вообще ни облачка.
Первый раз такое вижу. Поехали в Кош-Агач заправиться. За одно узнали, что кафе-блинная «У Дарьи» опять работает. Тут и пообедали.
Поскольку у нас остался один день, то решили заехать в урочище Шалтра (Имэле). Урочище находится на плоскогорье в восточной части хребта Талдуринская ограда. Чтобы попасть туда нужно доехать до селения Бельтир, разрушенного землетрясением, проехать сквозь него и на выезде повернуть налево и ехать в сторону Софийского ледника.
На выезде из Бельтира в долине Талдуры обычно пасется стадо верблюдов. Не обошлось без них и в этот раз.
Сначала едем по широкой долине. Справа по ходу серебристо-золотистые скалы.
В некоторых отчетах это место называют «Луной», по аналогии с Чаган-Узуновским «Марсом». К сожалению сейчас освещение было не совсем удачное. А вообще в сети есть снимки этого места, которые смотрятся не хуже, чем снимки с «Марса».
После долины едем мимо многочисленных «бараньих лбов». Они не похожи на моренные валы — их происхождение наверное вулканическое.
Чтобы попасть в урочище Шалтра, небходимо преодолеть довольно крутой серпантин на склоне Талдуринской ограды. По моим ощущениям, серпантин на уровне Кату-Ярыка, правда движение здесь не такое оживленное.
Подъем находится примерно в одном километре перед озером Каракуль, если ехать со стороны Бельтира.
На самом плато находится несколько кошар. В этот раз местные животноводы полностью перешли на разведение яков. По крайней мере коров и верблюдов в этот раз мы не увидели. А яков было не меньше тысячи, причем разных форм, расцветок и размеров.
Подъехали к северному краю Талдуринской ограды, немного прошлись пешком и перед нами открылся великолепный вид на Северо-Чуйский хребет.
Просматривается значительная часть долины Талдуры.
Устье реки Джело.
Подъем на перевал Карагем.
А вот по этому гребню мы планировали зайти на вершину Купол, но опять не в этот раз.
Прогуливаясь по полю наткнулись на одиноко торчащий белый камень интересной формы.
Вдоволь налюбовавшись Северо-Чуйским хребтом переехали на Южный склон Талдуринской ограды.
Виды отсюда тоже интересные.
Стрелка Караоюка и Аккола.
Сливаясь они дают начало реке Чаган.
Озера Аккуль и Каракуль.
Нетрудно понять где из них какое.
Внизу под нами видно поле со сложной оросительной системой.
К сожалению, это видно только сверху и издалека, а когда едешь рядом то это кажется обычным ровным полем. И некоторые туристы начинают ездить по этим полям, а потом удивляются, почему алтайцы на них кидаются. Поэтому по возможности старайтесь ездить по дорогам.
К сожалению день солнце уже начало садиться, поэтому хороших снимков с этого склона мы сделать не успели.
Долина Аккола.
Верховья Караоюка.
На ночевку остановились еще в одном интересном месте — на устье реки Тыдтуярык неподалеку от Чуйского тракта. Примерно в километре выше по течению находится довольно популярная база с одноименным названием. Рядом с устьем тоже были какие-то домики, но они были закрыты.
21 сентября. Проспал до 8 утра, а потом пошел осмотреться.
Моя палатка.
Устье Тыдтуярыка.
Окрестности стоянки.
Перешел через дорогу и поднялся на небольшой пригорок. С него виды были получше. Примерно в километре находится озеро Красногорское.
Вид сверху на нашу стоянку.
Чуйский тракт.
База «Тыдтуярык».
Сам пригорок.
Выехали в половине двенадцатого. Проезжая Курайскую степь, в очередной раз полюбовались Северо-Чуйским хребтом.
Обедали в кафе «Чуй-Оозы».
В этот раз там даже были алтайские блюда. Хотел сразу взять куурдак и конскую колбасу. Но к сожалению передо мной стоял какой-то дебил, да еще и с компанией, он долго размышлял типа: «Хочу говна, не хочу говна». В итоге работникам кафе это надоело и они решили ограничить выбор, сказав, что все закончилось. 100% конская колбаса была, но из-за него мне пришлось есть шурпу и плов. Но возможно это и к лучшему, поскольку моим друзьям куурдак достался, но он был гораздо хуже, чем в кафе «М-52» в Акташе.
Дальше просто фотографировали Чуйский тракт по ходу движения.
«Золотая» скала в Малом Яломане.
Долина Катуни.
Заехали на перевал Чике-Таман.
Здесь произошли изменения. С площадки убрали всех торговцев — перенесли все лотки в проход, который вел к старому варианту тракта.
На самой площадке появилась инсталляция, посвященная строителям Чуйского тракта.
Побродили немного и поехали дальше.
Переехали через Семинский перевал и природа вокруг поменялась.
Горный Алтай закончился.
В начале восьмого приехали на базу «Любава» в Манжероке. Дальше нас ждал бард-фестиваль «Манжерок-2018. Под занавес лета», но это уже отдельная история.
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
Спасибо, интересно.
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
Отличный отчет. Очень понравился.
- DomNK
- Ёжик
- Reactions:
- Сообщения: 16643
- Зарегистрирован: 24.04.2007 16:11
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
Спасибо за отчет. Места вроде знакомые, но все-таки много нового узнал и будущие поездки на Алтай буду корректировать по этому отчету.
Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Но не каждый человек правильно понимает смысл этого правила.
Но не каждый человек правильно понимает смысл этого правила.
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
Сами в каждой поездке на Алтай что-то новое находим и на следующие разы остается.
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
"Ermichel" Ваши отчеты всегда читать и смотреть интересно.
Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
В этот раз что-то не писалось. Только на новогодних выходных и осилил отчет, да и тот больше картинками интересен. Обычно под впечатлениями пишется легче. В этот раз вроде и впечатлений хватало, а что-то вдохновения для отчета не было. Но писать нужно - пусть кому-то пригодится.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя