Чизма - приток Чусовой (май 2021).
Добавлено: 14.06.2021 22:20
Коротенький сплав по весенней Чизме.
Или, почти идеально спланированный поход.
Неожиданно пришла весна. И в очередной раз встал вопрос открытия летнего туристического сезона. Обычно он начинается у нас с весеннего сплава, хотя бывали и исключения. В частности в прошлом году, из-за «Ковида», наша компания так и не собралась, так что пришлось нам с Юрой пешочком пройтись.
Но в этом году, вроде, все должно было получиться. Большинство наших - привилось и уже не опасалось так, как в начале пандемии. Да еще и отпуска взяли на промежуток между праздниками (не зная про президентский сюрприз), поэтому, по времени нас также ничто не ограничивало. Исходя из этого, выбрали для сплава серьезную (по Уральским меркам, конечно) реку – Вильву. Ну, мы уже сплавлялись по ней, но в силу ряда обстоятельств ни отчета, ни фильма по этому сплаву не получилось сделать. Короче, решили наверстать. Но тут судьба начала играть с нами злые шутки. Сначала жена серьезно сломала руку и сплав подвис. Ну, куда я уеду, когда ей даже хлеб отрезать – проблема. Потом у Юрчика папа заболел. Дальше, соседи отпали. Казалось на горизонте замаячил медный таз, но к концу апреля ситуация начала выправляться. С жены сняли надоевший гипс. Папа Юры пошел на поправку и отправился для восстановления в санаторий. Начали собирать команду по новой. Трое – Саня Хороших, Юра и я были готовы пойти точно. Но Саня только на три первых дня мая. Учеба. Младший сын колебался. У него диплом, его можно понять. Хотели начальника зазвать, который давно просился, но он некстати заболел. В итоге, перефразируя БГ - нас осталось только три.
В общем, в силу всего выше перечисленного, пришлось менять реку с целью укоротить время сплава. И тут, следуя поговорке, не было бы счастья, да несчастье помогло, появилась возможность реализовать, давно лелеемый Юрой, проект сплавов по малым притокам Чусовой. На сей раз речь зашла о Чизме. Доступные справочники по этимологии названия возводят его к башкирско-татарскому Чишма или Шишма – источник. Немного странное название для довольно большой речки. Тем более, что на старинных картах (в частности на картах Стрельбицкого) на этом месте «течет» речка Низма.
Такие топонимы встречаются в финно-угорском, а также еще и в хантыйском языках. Там даже имеются гидрографические объекты с таким именем. Правда, объяснения этому названию и там нет. С другой стороны, даже если это и Чизма, как явствует из других и менее, и даже более старинных карт (в конце концов, это не единственный косяк в картах Стрельбицкого, взять к примеру речку Кашка откуда начнется наша пешка, здесь она поименована – Талица, по названию притока), то мне ближе другое толкование этого названия. Оно предложено в 1996 году Московским топонимистом А.Л. Шиловым
в отношении происхождения целой группы близких финно-угорских названий рек на Русском Севере:
Сизьма, Сюзьма, Шешма, Шижма, Жижма, Чежма, Чизма, Тозьма, Тюзьма, Тюдьма и Тотьма.
По мнению учёного, этот топонимический ряд представляет собой позднейшие варианты исходного названия, в основе которого лежал корень из вымершего финно-угорского языка *tšiežm в значении «лесная глушь». В настоящее время имеется родственное ему финское sysmä – «тайга, дремучий лес» и русский диалектный термин сузём с тем же значением.
Ну, тут, как говорится, на трех топонимистов, пять мнений, а то больше. Мне нравится читать книги по топонимике. Но если честно, то названия в этих справочниках иногда толкуются довольно странно и совсем неоднозначно. Впрочем, для нас толкование особого значения не имеет. Гораздо важнее, что у речки достаточный уклон и судя по космоснимкам, она не слишком завалена деревьями. Никаких описаний естественно не было. Мы нашли только упоминания того, что в нижнем течении берега украшают скалы. Ну и то хлеб.
Вся длина реки километров 20, но для сплава мы выбрали последние 11 километров, как наиболее перспективные.
В общем, подготовка много времени не заняла. Катамаран был готов еще к прошлому году. Нужно только его проверить, что я и сделал. Продукты на три дня, на троих вообще не проблема. Снаряга - тоже. Оставалось карту для навигатора состряпать, чем я и занялся. Но памятую прошлогодний конфуз, решил проверить результат заранее. Ситуация с неотображением нулевого слоя повторилась. Это было очень обидно. Пару ночей поэкспериментировал, но ничего путного не получилось. Плюнув, нарисовал по космоснимкам треки предполагаемого пути и сплава, а нарисованную карту сохранил как рисунок и распечатал. И то и другое, вышло довольно неплохо. Забегая вперед, могу сказать, что наш реальный трек практически совпал с запланированным и это было замечательно.
Ехать решили на Сашкином Форде Фьюжине. 30 апреля собрались у нас дома, чтобы не терять утром 1 мая времени на сбор команды и переукладку рюкзаков. Поужинали, чем Бог послал и отбились.
01.05.2021. День первый.
Наутро встал в семь. Пожарил картохи и чайник согрел. Народ тем временем умылся и собрался на кухне. Быстренько завтракаем и проверяем, не забыли ли чего. Кажется, нет. Вроде все самое главное взяли. Остальное неважно.
Выбираемся из подъезда. Утро встречает солнцем и прохладой. Грузимся и выезжаем. На часах 8:50.
Дорога до Черноисточинска вполне сносная. Дальше разнообразного качества. На короткий момент впереди встает воспетая Маминым Сибиряком гора Белая. Кажется, там еще снег лежит.
Ладно, подберемся поближе, увидим. А пока, минуем речку Чернушка, Ушковскую Канаву, Чауж и попадаем на небезопасный извилистый участок трассы, впрочем, не слишком длинный. Проезжаем своротку на лагерь Чайка, откуда начиналось немало наших путешествий и продолжаем набирать высоту, подбираясь к проходящей по невысокому в этом месте Уральскому хребту, границе Европы и Азии. А вот и она. Зоркий глаз юного натуралиста Александра сразу же углядел проходящий точно по границе частей сета тектонический разлом.
Мда. Памятная стела заметно обветшала за последние годы.
Рядом плакат с неправильными расстояниями. После пары дежурных фото, снимаем коротенькое видео и мчимся дальше. Вот впереди открывается поселок Уралец, с прудом по левую руку от нас. Оглянувшись назад, заворожено глядим сквозь заляпанные стекла на, действительно, все еще заснеженные трассы на склонах горы Белой.
Небо постепенно затягивают облака, но дождя пока нет, и это радует.
За Уральцем следуют Висим, с оленеводческой и страусиной фермами, и Висимо-Уткинск с переливной плотиной и рукотворным водопадом. Не можем отказать себе в удовольствии полюбоваться этим буйством стихии.
Воды в пруду много и в узкий канал, вода врывается этаким языком
- выпуклым валом цветом и консистенцией напоминающим скорее нефть чем воду,
разгоняется на прямом участке
и с ревом ухает вниз вздымая при этом снопы белых кипящих брызг и окутывая все мельчайшей водяной пылью.
Эх, было бы солнце не скрыто тучами, наверняка и радуга бы над водопадом висела.
Мы спускаемся вниз и пытаемся найти ракурс повыгоднее, чтобы передать всю мощь и красоту стихии.
Как всегда, выходит не очень. Но, что вышло, то и вышло. По крайней мере, Санька прекрасно получился. Ночные заморозки превращают водяную пыль, оседающую на камнях и траве в сверкающий хрусталь.
А парни пытаются найти в прибрежных скалах настоящие кристаллы, ну или хотя бы минералы интересные, благо Санька без пяти лет геолог.
Ну а я тем временем, решаю немного вернуться назад по дороге, чтобы заснять, еще скованный льдом, пруд на Грязнушке. Сквозь цветущую вербу, на фоне темнохвойной тайги пруд выглядит довольно живописно.
Не успеваю вернуться к машине, потому, что ребята сдают задним ходом, благо дорога пустая. Сажусь, пристегиваюсь и снова в путь.
Да, а в детстве, мы долго ехали до Висимо-Уткинска в маленьких вагончиках по узкоколейке, а потом топали до Усть Утки пешком, а если повезет, то ехали на грузовой попутке. Но мы были молоды, дружны, бодры и веселы, и такая дорога не напрягала.
Проезжаем своротку на Таны и пересекаем ручьи с красивыми названиями Малая Лебедь и Большой Лебедь. Смешно, но впадают они в Утку. Точнее в Межевую Утку – реку, делившую когда-то владения Демидова и Строганова.
Лес перемежается полями. Горы остаются позади. Еще немного и впереди открывается долина Чусовой.
Самой реки еще не видно, но мы-то знаем, что почти добрались до Усть Утки. А вот и она. Объезжаем ее по правому, дальнему от Чусовой краю. Пересекши по мосту Межевую Утку, оставляем за спиной асфальт и, проехав Баронскую, начинаем довольно крутой подъем на перевал между г. Желтой и вершиной 284,3 м, чтобы по еще более крутому склону спуститься, сначала в Ельничный лог, а после и до деревни Харенки добраться. Хорошо, что сегодня сухо и машина под управлением Саньки очень уверенно справляется с трассой.
В Харенках мы немного тупанули. Свернули на левую дорогу, ведущую прямо к мосту. И сразу встретили такое… На берегу Чусовой суетился народ. На воде плавно покачивался громадный плот весь укрытый навесом.
Играла музыка. Заканчивалась погрузка. Вот это я понимаю – отдых. Вернее не так. Не понимаю, а принимаю. Это немного удивляет, но желания отдохнуть на природе именно так, не вызывает. Как-то я привык по старинке. А тут, будто и не уезжаешь никуда. Словно в ресторан Поплавок на городском пруду отправился. Да еще мотор постоянно пыхтит и попахивает. Ну и главное, не выпью уже столько. Впрочем, как говорили древние - Suum cuique. Т.е. каждому свое.
Заглядевшись на эту халабуду, не сразу заметили, что дорога перед мостом уходит под воду
и это несмотря на то, что вода в Чусовой заметно спала (наверное на метр, а то и на полтора). Пришлось разворачиваться и возвращаться назад, чтобы выехать на мост по гостевому объезду. При развороте сзади что-то громко хрустнуло. Выглянув, Санька сказал, что на выброшенную паводком деревяху наехали. Позже заметили отсутствие правого заднего катафота. Печалька.
Выбравшись на мост, еще раз поглядели на только что отчалившее плавсредство. Да, таки внушает.
На другом берегу договорились с одним дедушкой на Набережной Вадима Пестова, что оставим транспорт на пару дней у его дома, а сами поехали в сторону Кашкинского Урочища, чтобы сократить пеший переход с грузом на пару километров. Это мы придумали уже в дороге. Задумка удалась. Саня довез нас почти до речки.
Они с Юрой поехали ставить машину, а я как самый инвалид занялся поиском переправы и перетаскиванием к этому месту вещей.
Местечко тут живописное и с богатой историей.
В начале XVIII века переселенцы из деревни Алапаевки основали здесь деревню, которую назвали по названию впадавшей здесь в Чусовую реке Кашкой. Однозначной трактовки этого топонима на данный момент нет. Здесь образовалась деревня, на реке Кашка была возведена плотина, на которой построили пильную мельницу. В 1722 году тут была построена Кашкинская пристань.
Жители Кашки занимались рубкой леса, постройкой барок и погрузкой на них железа. Также многие участвовали в самом сплаве барок до Перми.
За зиму на Кашкинской пристани изготовляли до 60 барок. Также в течение зимы сюда свозили железо с Алапаевских заводов, которое весной грузили в барки и отправляли вниз по реке. Также жители рубили лес выше по течению Кашки, который по большой воде в плотах сплавляли к плотине, затем выпускали в Чусовую.
Деревня Кашка относилась к Кыновской волости.
В 1912 году деревню Кашка сфотографировал плывший вверх по Чусовой фотограф С.М. Прокудин-Горский.
Остатки Кашкинской плотины можно увидеть и в наши дни. Здесь сохранились старинные лиственничные бревна, которым уже несколько веков, насыпь и т.д. Вода в реке Кашка очень чистая, прозрачная и холодная. Длина этой горной реки примерно 30 километров. (взято с сайта Чусовая России, пунктуация и орфография оригинала)
Вообще-то, Юра сказал, что мы и до этой речки со своими сплавами по притокам доберемся, но пока у нас другая цель, а для этого нужно как-то на левый берег перебраться. Я подошел к реке в районе остатков плотины. Все как в описании. И бревна и насыпь.
В принципе, переход тут был возможен, но обрывистый склон левого берега ставил жирный крест на этой затее. Ниже по течению река делилась на два рукава. Правый я одолел легко, а вот на левом застопорился. Быстрое течение и довольно большая глубина не позволили мне преодолеть его несмотря на достаточно твердое каменистое дно. Оставалась еще летняя переправа – несколько бревен зажатых камнями метрах в 80 выше плотины.
Летом по ним, наверное, весело перебегать эту речушку, а сейчас вода полностью скрывает их, кое-где достигая глубины в полметра.
Взял в качестве альпенштока половинку весла и пошел пробовать. Сначала было жутковато. Ноженки предательски дрожали. Спина вспотела. Адреналин зашкаливал. Очень хотелось вернуться. Но это казалось еще страшнее. Наконец я выбрался на противоположный берег. Отдышался. И обреченно пополз назад. Как ни странно, вышло намного быстрее. Привык что ли. Сходил за рюкзаком нацепил на шею кофр с фототехникой и снова отправился преодолевать водную преграду. Немного мандражировал, как получится идти с грузом. Получилось хорошо, и мандраж почти сразу прошел. Вернулся за следующей порцией груза. И Санькин рюкзак перенес просто на раз, удивляясь при этом, что меня так пугало вначале.
Вернулся за Юркиным рюкзаком, но его переносить не стал, подумал, что дождусь ребят. Все равно придется им показывать, как это делать.
Пока ждал пофоткал округу на телефон (камера то и фотик на том берегу уже).
Цветочки Ветреницы на фоне Камня Дождевого смотрелись очаровательно.
Сам камень тоже очень примечателен. В нем была обнаружена в восьмидесятых годах прошлого века небольшая пещера с захоронением, получившая название Пещера Шамана, но это отдельная история.
Наконец подошли наши.
Сказал им, что переправу нашел и сейчас покажу. Надел Юркин рюкзак и пошел первым. Быстренько перебежал на левый берег и стал подсказывать, как лучше переправляться. Удивительно, но мой пример не слишком вдохновил парней, и они перебирались ко мне очень неспешно, почти как я в первый раз.
Но главное, все прошло благополучно и вскоре мы дружно уплетали взятый с собой перекус, сидя на рюкзаках рядом с дорогой, по которой нам предстояло идти к Чизме.
Вышли в путь в 13:10. Дорога оказалась весьма сносной с явными, хотя и не очень свежими, следами больших колес. Вот только вела она довольно круто вверх, так что пришлось попыхтеть, набирая высоту. Впрочем, далеко не в последний раз за этот весьма необычный сплав. Зато сверху, оглянувшись, можно было увидеть Чусовую, Камень Дождевой и поле где располагалась бывшая деревня.
По обочинам поднимались удивительно густые и пышные ели.
Пели птицы, и душа радовалась и тихонько подпевала их трелям.
Перевалили высшую точку подъема и через некоторое время вышли к развилке. Пришлось даже карту достать.
Но сориентировались быстро и двинулись по левой, гораздо менее наезженной, дорожке. Слева тайга, справа невысокая поросль, затягивающая старый выруб. Немного пройдя, заметили на сосне что-то необычное. Подойдя поближе, опознали борть.
Вот так вот. Оказывается, не только в Башкирии диким пчеловодством промышляют. Пара поворотов и перед нами охотничья засидка.
Видать район не очень то и заброшен. Тайга, кстати, тут довольно чистая, по нашим меркам. Упавших стволов не слишком много, как и подроста. Но пока есть дорога, мы не спешим соваться в лес. Наконец добираемся до правого поворота. Наша дорога сворачивает на выруб. Можно было бы и дальше по ней идти, но сверху непонятно было, как там выбираться на нужную просеку, так что сворачиваем с нее, следуя намеченному треку. Первые 50-80 метров идем по старому вырубу между невысоких кривеньких сосен буквально по продуктам жизнедеятельности лосей. Похоже, их тут целые стада пасутся. Но вот выруб заканчивается, и мы входим в нормальный коренной лес. Тут было бы легче идти, если бы не лога с ручьями. Но нам ли покорителям Кашки бояться ручьев. Преодолеваем преграды, где по поваленному дереву, где просто так и через несколько десятков метров оказываемся на дороге. Да, это та самая дорога, что выведет нас на просеку. Идем по ней по следам множества лосей, также использующих ее для своих перемещений. Еще немного и мы на просеке.
Отдыхаем. Несмотря на усталость - довольные жизнью.
Пьем водичку, витамины кушаем.
Просека, вопреки опасениям чистая и широкая. Как будто мы не в дебрях тайги, а в пригородном парке. Идти по такой, - одно удовольствие. Ощущая легкую эйфорию, понимаю, что в голове все смешалось. Песня Митяева где "...хотел в Тамбов Державин" постепенно трансформируется в дичайшую - "Державин хочет в Тамбов, ты знаешь чики-чики-чики-та..." Похоже переизбыток кислорода дает о себе знать. Иду пританцовывая и не стесняясь этого. Дурацкое настроение похоже заразно. И мы, весело, с шутками и прибаутками, однако четко придерживаясь графика, приближаемся к цели.
Но вообще-то, тут не только воздух чистый. Отрадно, также, что практически нет мусора под ногами, лишь в одном месте на обочине из-под земли торчит ржавая петля толстого троса, но и ей, очевидно, не слишком долго осталось. А еще периодически попадаются столбики Нижнее Сосновского лесничества с предупреждением о необходимости разрешений на охоту.
По этой просеке, также проходит граница парка река Чусовая. Через некоторое время, просека переходит в дорогу, по которой мы мимо затянутых лесом и временем следов непонятной человеческой деятельности (какие-то не то дамбы, не то насыпи), выбираемся к ручью, в котором начинающий геолог Саня, опознает перспективное место добычи золота, и вдоль него выходим к Чизме, метрах в восьмистах ниже заимки.
Кто там обитает и как туда добирается, мы не знаем, да оно нам и не особо интересно.
К сожалению, точно выдержать график не удалось. Хотели придти к 17:00, а добрались до места начала сплава без двадцати пять.
Оставив мешки, ищем место для стоянки. На берегу кочковато, плохо с дровами, но самое главное на Сане находим трех клещей. Не знаю, что тому причина, брезентовый костюм или молодая кровь, но на нас с Юрой эти кровососы не нападают. Возвращаюсь по дороге метров на сто назад и на террасе нахожу ровную площадку. Идем туда. На часах ровно пять. Ну вот, теперь все по плану.
Небо все больше хмурится, поэтому торопимся. Юра заготавливает жерди для рамы,
мы с Саней занимаемся бивуаком. Костер разводим прямо в колее, дабы не подвергать лес опасности.
Когда вода закипает, возникает ощущение, что вот-вот начнется дождь. Торопливо ставлю палатку. С последним колышком начинает накрапывать. Санька идет помогать Юре собирать раму,
а я возвращаюсь к готовке. Оказывается, трудно сварить 400 грамм макаронных изделий в маленькой кастрюльке. Тем не менее, удается сделать это без пригара. Вот только тушенка входит в котелок с трудом. Приходится даже пару ложек, нет-нет, не тушенки, конечно же, а – рожек, отъесть. Кипячу чай, под усиливающимся дождем, а ребята тем временем уже половину работы закончили. Прерываемся на ужин. Тем более, что дождь тоже делает передышку, и едим мы не в палатке, а под открытым небом. Голод лучшая приправа, так что сметаем все мгновенно. Потом пьем чай, а после, продолжаем собирать катамаран. Пока ребята заканчивают раму, я надуваю обе гондолы и мы быстренько привязываем раму к ним. Крепим палубу. Так как Юра делал раму под ее размер и рассчитал все идеально, получается отлично.
Небольшую заминку вызывает неправильное расположение гондол в чехле. Почему-то загнулись кончики и не достают до конца чехла, но опытный Юра быстро справляется с ситуацией. Вторая проблема серьезнее. Выясняется, что в наших веслах нет замков. Похоже, потеряли при форсировании Кашки. Теперь лопасти не держатся на рукоятках. Решаем вопрос с помощью стальных колечек от сумки с ремнабором, медной проволоки и деревянных чопиков. Ну вот, вроде все закончили. Запиваем это дело чаем с печеньками. Укрываем вещи под елкой и, накрыв от дождя плащами, лезем в палатку.
Быстренько переодеваемся и, забиваемся в спальники, под мерный стук капель и громкий птичий гомон. Видимо таков закон природы и жажда жизни у этих пичуг, что, несмотря на непогоду и позднее время, они, выводя причудливые рулады, продолжают плести из них, словно из волшебной золотой и серебряной канители, невидимые невесомые звенящие кружева, будто прогоняя остатки зимы.
Под этот гимн весны, потихоньку проваливаемся в сон, представляя, как завтра начнем свой сплав, и заново переживая события дня сегодняшнего. Это был трудный, но плодотворный день.
В пассив относим потерянные катафот и замки от весел, забытые мной и Санькой фонарики (Юра то свой взял) ну и, пожалуй, все. В актив все остальное. Удачную переправу. Грамотное ориентирование. Движение по графику, Отличную дорогу. Ну и главный плюс - готовый катамаран. Минусы несущественны, плюсы явно перевешивают.
Или, почти идеально спланированный поход.
Неожиданно пришла весна. И в очередной раз встал вопрос открытия летнего туристического сезона. Обычно он начинается у нас с весеннего сплава, хотя бывали и исключения. В частности в прошлом году, из-за «Ковида», наша компания так и не собралась, так что пришлось нам с Юрой пешочком пройтись.
Но в этом году, вроде, все должно было получиться. Большинство наших - привилось и уже не опасалось так, как в начале пандемии. Да еще и отпуска взяли на промежуток между праздниками (не зная про президентский сюрприз), поэтому, по времени нас также ничто не ограничивало. Исходя из этого, выбрали для сплава серьезную (по Уральским меркам, конечно) реку – Вильву. Ну, мы уже сплавлялись по ней, но в силу ряда обстоятельств ни отчета, ни фильма по этому сплаву не получилось сделать. Короче, решили наверстать. Но тут судьба начала играть с нами злые шутки. Сначала жена серьезно сломала руку и сплав подвис. Ну, куда я уеду, когда ей даже хлеб отрезать – проблема. Потом у Юрчика папа заболел. Дальше, соседи отпали. Казалось на горизонте замаячил медный таз, но к концу апреля ситуация начала выправляться. С жены сняли надоевший гипс. Папа Юры пошел на поправку и отправился для восстановления в санаторий. Начали собирать команду по новой. Трое – Саня Хороших, Юра и я были готовы пойти точно. Но Саня только на три первых дня мая. Учеба. Младший сын колебался. У него диплом, его можно понять. Хотели начальника зазвать, который давно просился, но он некстати заболел. В итоге, перефразируя БГ - нас осталось только три.
В общем, в силу всего выше перечисленного, пришлось менять реку с целью укоротить время сплава. И тут, следуя поговорке, не было бы счастья, да несчастье помогло, появилась возможность реализовать, давно лелеемый Юрой, проект сплавов по малым притокам Чусовой. На сей раз речь зашла о Чизме. Доступные справочники по этимологии названия возводят его к башкирско-татарскому Чишма или Шишма – источник. Немного странное название для довольно большой речки. Тем более, что на старинных картах (в частности на картах Стрельбицкого) на этом месте «течет» речка Низма.
Такие топонимы встречаются в финно-угорском, а также еще и в хантыйском языках. Там даже имеются гидрографические объекты с таким именем. Правда, объяснения этому названию и там нет. С другой стороны, даже если это и Чизма, как явствует из других и менее, и даже более старинных карт (в конце концов, это не единственный косяк в картах Стрельбицкого, взять к примеру речку Кашка откуда начнется наша пешка, здесь она поименована – Талица, по названию притока), то мне ближе другое толкование этого названия. Оно предложено в 1996 году Московским топонимистом А.Л. Шиловым
в отношении происхождения целой группы близких финно-угорских названий рек на Русском Севере:
Сизьма, Сюзьма, Шешма, Шижма, Жижма, Чежма, Чизма, Тозьма, Тюзьма, Тюдьма и Тотьма.
По мнению учёного, этот топонимический ряд представляет собой позднейшие варианты исходного названия, в основе которого лежал корень из вымершего финно-угорского языка *tšiežm в значении «лесная глушь». В настоящее время имеется родственное ему финское sysmä – «тайга, дремучий лес» и русский диалектный термин сузём с тем же значением.
Ну, тут, как говорится, на трех топонимистов, пять мнений, а то больше. Мне нравится читать книги по топонимике. Но если честно, то названия в этих справочниках иногда толкуются довольно странно и совсем неоднозначно. Впрочем, для нас толкование особого значения не имеет. Гораздо важнее, что у речки достаточный уклон и судя по космоснимкам, она не слишком завалена деревьями. Никаких описаний естественно не было. Мы нашли только упоминания того, что в нижнем течении берега украшают скалы. Ну и то хлеб.
Вся длина реки километров 20, но для сплава мы выбрали последние 11 километров, как наиболее перспективные.
В общем, подготовка много времени не заняла. Катамаран был готов еще к прошлому году. Нужно только его проверить, что я и сделал. Продукты на три дня, на троих вообще не проблема. Снаряга - тоже. Оставалось карту для навигатора состряпать, чем я и занялся. Но памятую прошлогодний конфуз, решил проверить результат заранее. Ситуация с неотображением нулевого слоя повторилась. Это было очень обидно. Пару ночей поэкспериментировал, но ничего путного не получилось. Плюнув, нарисовал по космоснимкам треки предполагаемого пути и сплава, а нарисованную карту сохранил как рисунок и распечатал. И то и другое, вышло довольно неплохо. Забегая вперед, могу сказать, что наш реальный трек практически совпал с запланированным и это было замечательно.
Ехать решили на Сашкином Форде Фьюжине. 30 апреля собрались у нас дома, чтобы не терять утром 1 мая времени на сбор команды и переукладку рюкзаков. Поужинали, чем Бог послал и отбились.
01.05.2021. День первый.
Наутро встал в семь. Пожарил картохи и чайник согрел. Народ тем временем умылся и собрался на кухне. Быстренько завтракаем и проверяем, не забыли ли чего. Кажется, нет. Вроде все самое главное взяли. Остальное неважно.
Выбираемся из подъезда. Утро встречает солнцем и прохладой. Грузимся и выезжаем. На часах 8:50.
Дорога до Черноисточинска вполне сносная. Дальше разнообразного качества. На короткий момент впереди встает воспетая Маминым Сибиряком гора Белая. Кажется, там еще снег лежит.
Ладно, подберемся поближе, увидим. А пока, минуем речку Чернушка, Ушковскую Канаву, Чауж и попадаем на небезопасный извилистый участок трассы, впрочем, не слишком длинный. Проезжаем своротку на лагерь Чайка, откуда начиналось немало наших путешествий и продолжаем набирать высоту, подбираясь к проходящей по невысокому в этом месте Уральскому хребту, границе Европы и Азии. А вот и она. Зоркий глаз юного натуралиста Александра сразу же углядел проходящий точно по границе частей сета тектонический разлом.
Мда. Памятная стела заметно обветшала за последние годы.
Рядом плакат с неправильными расстояниями. После пары дежурных фото, снимаем коротенькое видео и мчимся дальше. Вот впереди открывается поселок Уралец, с прудом по левую руку от нас. Оглянувшись назад, заворожено глядим сквозь заляпанные стекла на, действительно, все еще заснеженные трассы на склонах горы Белой.
Небо постепенно затягивают облака, но дождя пока нет, и это радует.
За Уральцем следуют Висим, с оленеводческой и страусиной фермами, и Висимо-Уткинск с переливной плотиной и рукотворным водопадом. Не можем отказать себе в удовольствии полюбоваться этим буйством стихии.
Воды в пруду много и в узкий канал, вода врывается этаким языком
- выпуклым валом цветом и консистенцией напоминающим скорее нефть чем воду,
разгоняется на прямом участке
и с ревом ухает вниз вздымая при этом снопы белых кипящих брызг и окутывая все мельчайшей водяной пылью.
Эх, было бы солнце не скрыто тучами, наверняка и радуга бы над водопадом висела.
Мы спускаемся вниз и пытаемся найти ракурс повыгоднее, чтобы передать всю мощь и красоту стихии.
Как всегда, выходит не очень. Но, что вышло, то и вышло. По крайней мере, Санька прекрасно получился. Ночные заморозки превращают водяную пыль, оседающую на камнях и траве в сверкающий хрусталь.
А парни пытаются найти в прибрежных скалах настоящие кристаллы, ну или хотя бы минералы интересные, благо Санька без пяти лет геолог.
Ну а я тем временем, решаю немного вернуться назад по дороге, чтобы заснять, еще скованный льдом, пруд на Грязнушке. Сквозь цветущую вербу, на фоне темнохвойной тайги пруд выглядит довольно живописно.
Не успеваю вернуться к машине, потому, что ребята сдают задним ходом, благо дорога пустая. Сажусь, пристегиваюсь и снова в путь.
Да, а в детстве, мы долго ехали до Висимо-Уткинска в маленьких вагончиках по узкоколейке, а потом топали до Усть Утки пешком, а если повезет, то ехали на грузовой попутке. Но мы были молоды, дружны, бодры и веселы, и такая дорога не напрягала.
Проезжаем своротку на Таны и пересекаем ручьи с красивыми названиями Малая Лебедь и Большой Лебедь. Смешно, но впадают они в Утку. Точнее в Межевую Утку – реку, делившую когда-то владения Демидова и Строганова.
Лес перемежается полями. Горы остаются позади. Еще немного и впереди открывается долина Чусовой.
Самой реки еще не видно, но мы-то знаем, что почти добрались до Усть Утки. А вот и она. Объезжаем ее по правому, дальнему от Чусовой краю. Пересекши по мосту Межевую Утку, оставляем за спиной асфальт и, проехав Баронскую, начинаем довольно крутой подъем на перевал между г. Желтой и вершиной 284,3 м, чтобы по еще более крутому склону спуститься, сначала в Ельничный лог, а после и до деревни Харенки добраться. Хорошо, что сегодня сухо и машина под управлением Саньки очень уверенно справляется с трассой.
В Харенках мы немного тупанули. Свернули на левую дорогу, ведущую прямо к мосту. И сразу встретили такое… На берегу Чусовой суетился народ. На воде плавно покачивался громадный плот весь укрытый навесом.
Играла музыка. Заканчивалась погрузка. Вот это я понимаю – отдых. Вернее не так. Не понимаю, а принимаю. Это немного удивляет, но желания отдохнуть на природе именно так, не вызывает. Как-то я привык по старинке. А тут, будто и не уезжаешь никуда. Словно в ресторан Поплавок на городском пруду отправился. Да еще мотор постоянно пыхтит и попахивает. Ну и главное, не выпью уже столько. Впрочем, как говорили древние - Suum cuique. Т.е. каждому свое.
Заглядевшись на эту халабуду, не сразу заметили, что дорога перед мостом уходит под воду
и это несмотря на то, что вода в Чусовой заметно спала (наверное на метр, а то и на полтора). Пришлось разворачиваться и возвращаться назад, чтобы выехать на мост по гостевому объезду. При развороте сзади что-то громко хрустнуло. Выглянув, Санька сказал, что на выброшенную паводком деревяху наехали. Позже заметили отсутствие правого заднего катафота. Печалька.
Выбравшись на мост, еще раз поглядели на только что отчалившее плавсредство. Да, таки внушает.
На другом берегу договорились с одним дедушкой на Набережной Вадима Пестова, что оставим транспорт на пару дней у его дома, а сами поехали в сторону Кашкинского Урочища, чтобы сократить пеший переход с грузом на пару километров. Это мы придумали уже в дороге. Задумка удалась. Саня довез нас почти до речки.
Они с Юрой поехали ставить машину, а я как самый инвалид занялся поиском переправы и перетаскиванием к этому месту вещей.
Местечко тут живописное и с богатой историей.
В начале XVIII века переселенцы из деревни Алапаевки основали здесь деревню, которую назвали по названию впадавшей здесь в Чусовую реке Кашкой. Однозначной трактовки этого топонима на данный момент нет. Здесь образовалась деревня, на реке Кашка была возведена плотина, на которой построили пильную мельницу. В 1722 году тут была построена Кашкинская пристань.
Жители Кашки занимались рубкой леса, постройкой барок и погрузкой на них железа. Также многие участвовали в самом сплаве барок до Перми.
За зиму на Кашкинской пристани изготовляли до 60 барок. Также в течение зимы сюда свозили железо с Алапаевских заводов, которое весной грузили в барки и отправляли вниз по реке. Также жители рубили лес выше по течению Кашки, который по большой воде в плотах сплавляли к плотине, затем выпускали в Чусовую.
Деревня Кашка относилась к Кыновской волости.
В 1912 году деревню Кашка сфотографировал плывший вверх по Чусовой фотограф С.М. Прокудин-Горский.
Остатки Кашкинской плотины можно увидеть и в наши дни. Здесь сохранились старинные лиственничные бревна, которым уже несколько веков, насыпь и т.д. Вода в реке Кашка очень чистая, прозрачная и холодная. Длина этой горной реки примерно 30 километров. (взято с сайта Чусовая России, пунктуация и орфография оригинала)
Вообще-то, Юра сказал, что мы и до этой речки со своими сплавами по притокам доберемся, но пока у нас другая цель, а для этого нужно как-то на левый берег перебраться. Я подошел к реке в районе остатков плотины. Все как в описании. И бревна и насыпь.
В принципе, переход тут был возможен, но обрывистый склон левого берега ставил жирный крест на этой затее. Ниже по течению река делилась на два рукава. Правый я одолел легко, а вот на левом застопорился. Быстрое течение и довольно большая глубина не позволили мне преодолеть его несмотря на достаточно твердое каменистое дно. Оставалась еще летняя переправа – несколько бревен зажатых камнями метрах в 80 выше плотины.
Летом по ним, наверное, весело перебегать эту речушку, а сейчас вода полностью скрывает их, кое-где достигая глубины в полметра.
Взял в качестве альпенштока половинку весла и пошел пробовать. Сначала было жутковато. Ноженки предательски дрожали. Спина вспотела. Адреналин зашкаливал. Очень хотелось вернуться. Но это казалось еще страшнее. Наконец я выбрался на противоположный берег. Отдышался. И обреченно пополз назад. Как ни странно, вышло намного быстрее. Привык что ли. Сходил за рюкзаком нацепил на шею кофр с фототехникой и снова отправился преодолевать водную преграду. Немного мандражировал, как получится идти с грузом. Получилось хорошо, и мандраж почти сразу прошел. Вернулся за следующей порцией груза. И Санькин рюкзак перенес просто на раз, удивляясь при этом, что меня так пугало вначале.
Вернулся за Юркиным рюкзаком, но его переносить не стал, подумал, что дождусь ребят. Все равно придется им показывать, как это делать.
Пока ждал пофоткал округу на телефон (камера то и фотик на том берегу уже).
Цветочки Ветреницы на фоне Камня Дождевого смотрелись очаровательно.
Сам камень тоже очень примечателен. В нем была обнаружена в восьмидесятых годах прошлого века небольшая пещера с захоронением, получившая название Пещера Шамана, но это отдельная история.
Наконец подошли наши.
Сказал им, что переправу нашел и сейчас покажу. Надел Юркин рюкзак и пошел первым. Быстренько перебежал на левый берег и стал подсказывать, как лучше переправляться. Удивительно, но мой пример не слишком вдохновил парней, и они перебирались ко мне очень неспешно, почти как я в первый раз.
Но главное, все прошло благополучно и вскоре мы дружно уплетали взятый с собой перекус, сидя на рюкзаках рядом с дорогой, по которой нам предстояло идти к Чизме.
Вышли в путь в 13:10. Дорога оказалась весьма сносной с явными, хотя и не очень свежими, следами больших колес. Вот только вела она довольно круто вверх, так что пришлось попыхтеть, набирая высоту. Впрочем, далеко не в последний раз за этот весьма необычный сплав. Зато сверху, оглянувшись, можно было увидеть Чусовую, Камень Дождевой и поле где располагалась бывшая деревня.
По обочинам поднимались удивительно густые и пышные ели.
Пели птицы, и душа радовалась и тихонько подпевала их трелям.
Перевалили высшую точку подъема и через некоторое время вышли к развилке. Пришлось даже карту достать.
Но сориентировались быстро и двинулись по левой, гораздо менее наезженной, дорожке. Слева тайга, справа невысокая поросль, затягивающая старый выруб. Немного пройдя, заметили на сосне что-то необычное. Подойдя поближе, опознали борть.
Вот так вот. Оказывается, не только в Башкирии диким пчеловодством промышляют. Пара поворотов и перед нами охотничья засидка.
Видать район не очень то и заброшен. Тайга, кстати, тут довольно чистая, по нашим меркам. Упавших стволов не слишком много, как и подроста. Но пока есть дорога, мы не спешим соваться в лес. Наконец добираемся до правого поворота. Наша дорога сворачивает на выруб. Можно было бы и дальше по ней идти, но сверху непонятно было, как там выбираться на нужную просеку, так что сворачиваем с нее, следуя намеченному треку. Первые 50-80 метров идем по старому вырубу между невысоких кривеньких сосен буквально по продуктам жизнедеятельности лосей. Похоже, их тут целые стада пасутся. Но вот выруб заканчивается, и мы входим в нормальный коренной лес. Тут было бы легче идти, если бы не лога с ручьями. Но нам ли покорителям Кашки бояться ручьев. Преодолеваем преграды, где по поваленному дереву, где просто так и через несколько десятков метров оказываемся на дороге. Да, это та самая дорога, что выведет нас на просеку. Идем по ней по следам множества лосей, также использующих ее для своих перемещений. Еще немного и мы на просеке.
Отдыхаем. Несмотря на усталость - довольные жизнью.
Пьем водичку, витамины кушаем.
Просека, вопреки опасениям чистая и широкая. Как будто мы не в дебрях тайги, а в пригородном парке. Идти по такой, - одно удовольствие. Ощущая легкую эйфорию, понимаю, что в голове все смешалось. Песня Митяева где "...хотел в Тамбов Державин" постепенно трансформируется в дичайшую - "Державин хочет в Тамбов, ты знаешь чики-чики-чики-та..." Похоже переизбыток кислорода дает о себе знать. Иду пританцовывая и не стесняясь этого. Дурацкое настроение похоже заразно. И мы, весело, с шутками и прибаутками, однако четко придерживаясь графика, приближаемся к цели.
Но вообще-то, тут не только воздух чистый. Отрадно, также, что практически нет мусора под ногами, лишь в одном месте на обочине из-под земли торчит ржавая петля толстого троса, но и ей, очевидно, не слишком долго осталось. А еще периодически попадаются столбики Нижнее Сосновского лесничества с предупреждением о необходимости разрешений на охоту.
По этой просеке, также проходит граница парка река Чусовая. Через некоторое время, просека переходит в дорогу, по которой мы мимо затянутых лесом и временем следов непонятной человеческой деятельности (какие-то не то дамбы, не то насыпи), выбираемся к ручью, в котором начинающий геолог Саня, опознает перспективное место добычи золота, и вдоль него выходим к Чизме, метрах в восьмистах ниже заимки.
Кто там обитает и как туда добирается, мы не знаем, да оно нам и не особо интересно.
К сожалению, точно выдержать график не удалось. Хотели придти к 17:00, а добрались до места начала сплава без двадцати пять.
Оставив мешки, ищем место для стоянки. На берегу кочковато, плохо с дровами, но самое главное на Сане находим трех клещей. Не знаю, что тому причина, брезентовый костюм или молодая кровь, но на нас с Юрой эти кровососы не нападают. Возвращаюсь по дороге метров на сто назад и на террасе нахожу ровную площадку. Идем туда. На часах ровно пять. Ну вот, теперь все по плану.
Небо все больше хмурится, поэтому торопимся. Юра заготавливает жерди для рамы,
мы с Саней занимаемся бивуаком. Костер разводим прямо в колее, дабы не подвергать лес опасности.
Когда вода закипает, возникает ощущение, что вот-вот начнется дождь. Торопливо ставлю палатку. С последним колышком начинает накрапывать. Санька идет помогать Юре собирать раму,
а я возвращаюсь к готовке. Оказывается, трудно сварить 400 грамм макаронных изделий в маленькой кастрюльке. Тем не менее, удается сделать это без пригара. Вот только тушенка входит в котелок с трудом. Приходится даже пару ложек, нет-нет, не тушенки, конечно же, а – рожек, отъесть. Кипячу чай, под усиливающимся дождем, а ребята тем временем уже половину работы закончили. Прерываемся на ужин. Тем более, что дождь тоже делает передышку, и едим мы не в палатке, а под открытым небом. Голод лучшая приправа, так что сметаем все мгновенно. Потом пьем чай, а после, продолжаем собирать катамаран. Пока ребята заканчивают раму, я надуваю обе гондолы и мы быстренько привязываем раму к ним. Крепим палубу. Так как Юра делал раму под ее размер и рассчитал все идеально, получается отлично.
Небольшую заминку вызывает неправильное расположение гондол в чехле. Почему-то загнулись кончики и не достают до конца чехла, но опытный Юра быстро справляется с ситуацией. Вторая проблема серьезнее. Выясняется, что в наших веслах нет замков. Похоже, потеряли при форсировании Кашки. Теперь лопасти не держатся на рукоятках. Решаем вопрос с помощью стальных колечек от сумки с ремнабором, медной проволоки и деревянных чопиков. Ну вот, вроде все закончили. Запиваем это дело чаем с печеньками. Укрываем вещи под елкой и, накрыв от дождя плащами, лезем в палатку.
Быстренько переодеваемся и, забиваемся в спальники, под мерный стук капель и громкий птичий гомон. Видимо таков закон природы и жажда жизни у этих пичуг, что, несмотря на непогоду и позднее время, они, выводя причудливые рулады, продолжают плести из них, словно из волшебной золотой и серебряной канители, невидимые невесомые звенящие кружева, будто прогоняя остатки зимы.
Под этот гимн весны, потихоньку проваливаемся в сон, представляя, как завтра начнем свой сплав, и заново переживая события дня сегодняшнего. Это был трудный, но плодотворный день.
В пассив относим потерянные катафот и замки от весел, забытые мной и Санькой фонарики (Юра то свой взял) ну и, пожалуй, все. В актив все остальное. Удачную переправу. Грамотное ориентирование. Движение по графику, Отличную дорогу. Ну и главный плюс - готовый катамаран. Минусы несущественны, плюсы явно перевешивают.