По следам Мурчисона (Урал).
Добавлено: 24.01.2015 22:35
Разгар зимы. За окном мороз. Снег. И вдруг так захотелось весеннего тепла. Вспомнился прошлогодний сплав. И вот решил освежить воспоминания и заодно поделиться ими с форумчанами. Авось немного приблизится новое открытие летнего сезона очередным весенним сплавом.
По следам Мурчисона.
Сплав по рекам Серебряная и Чусовая от деревни Серебрянка до города Чусовой. Весна 2014.
Идея сплава по Серебряной зрела во мне достаточно давно. И хотя река не представляет особой трудности для сплава (если не считать обводного канала, завалов и «расчесок» в верхнем течении, но это удовольствие на любителя), однако, честно говоря, после Вильвы хотелось чего-нибудь спокойного и отдыхательного.
К тому же интерес подогревала и история реки. Ведь именно по ней шел в Сибирь Ермак и именно на ней хапнул лиха знаменитый в свое время товарищ, о котором расскажу позже. Но обо всем по порядку.
Вообще-то мы еще в прошлом году туда собирались, но как-то не сложилось. Пришлось пешком с сыном по окрестностям лазить. Тоже ничего вышло (подробнее об этом в http://egiki.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=4412 ). И вот новый паводок и новый сплав.
А теперь как всегда немного истории.
«Серебрянка начало получаетъ изъ Уральскаго хребта Пермскаго уђзда, по которому течетъ верстъ 20, далђе при дер. Кедровкђ вступаетъ въ Кунгурскій уђздъ и верстъ черезъ 100 впадаетъ въ Чусовую при Усть-Серебрянкђ. Верстахъ въ 25 выше устья на ней находится Серебряискiй заводъ, отъ коего рђка удобна для судоходства. По Серебрянкђ въ XVI столђтіи шелъ Ермакъ на р. Туру; до настоящаго времени при устьђ рч. Кокуя сохранились остатки Ермакова городища и одинъ изъ острововъ носитъ названіе Ермакова. Названіе рђкђ дано не по нахожденію здђсь серебра, а за прозрачность и чистоту воды». «Список населенных мест» 1869 год. (Здесь и далее, кроме отдельно оговоренных, цитаты из книги И.Д. Кабанова – Путевые заметки. Часть вторая. Река Серебряная от Серебрянки до Усть-Серебряной.)
Вот так вот. Опять идем дорогой Ермака. Только если по реке Тагил мы шли по его пути, то теперь пойдем навстречу. Но про Ермака я уже немного писал в прошлом, так, что останавливаться на нем не буду. Тем более, что с рекой Серебряной (Серебрянкой) связано немало и других по-своему примечательных имен и историй.
На реке было три основных поселения: пос. Кедровка, село Серебрянка и село Усть Серебрянка. Первый и последний до настоящего времени дожили в сильно урезанном виде. Вернее они практически исчезли, но в последнее время понемногу оживают. А вот село Серебрянка и в настоящее время живет и работает, имея по последней переписи более 1000 жителей, хотя, судя по дошедшим до нас документам, в прошлом знавало и лучшие времена.
Село Серебрянка. «Серебрянскiй заводъ, Кунгурскаго уђзда, Пермской губернiи. Находится въ 152 верстахъ отъ уђзднаго города, при рђке Серебряной. Церковь православная 1. Часовня православная 1. Волосное управление. Желђзодђлательный заводъ 1. Лђсопильня 1. Дворовъ 745, мужескаго полу 2068, женскаго 2337». «Список населенных мест» 1869 год.
«СЕРЕБРЯНСКОЙ, казенной желђзной заводъ въ Сибири , принадлежащій къ Гороблагадатскимъ заводамъ, лежитъ на рђчкђ Серебренкђ; построенъ въ 1755 году; на ономъ 12 молотовъ для выковки привозимаго с Гороблагодатскихъ заводов чугуна». «Новый и полный географический словарь» 1788 год.
« Завод Серебрянский, построенный в 1740 году, находится на западном склоне Урала в пределах Кунгурского уезда, он лежит под 57°59' северн. широты и 28°37' восточной долготы, в 60-ти верстах на юго-запад от Кушвы, на р. Серебряной. В заводе имеется: 1 доменная печь с воздуходувной машиной и 2 воздухонагревателями типа Бессеж, 15 углевыжигательных, 8 пудлинговых, и 4 сварочных печи, 12 кричных и 10 кузнечных горнов, 2 паровых машины, 3 тюрбины и 14 вододействующих колес, 10 разного рода станков для обработки железа, 3 прокатных стана, 2 паровых и 10 водяных молотов, 3 ножницы и 2 пилы для обрезки железа.
Жителей в Серебрянке до 6 т. челов. В селении православная церковь, заводское управление, волостное правление, два училища, больница, аптека и горнозаводское товарищество, капитал которого достигает ныне 55.042 р. На Илимской пристани такое же товарищество с капиталом в 22.930 р. и общественная лавка.
В 1900 году рабочих на заводе было 158 челов. За то же время завод выплавил 366.176 п. 5 ф. чугуна и выделал продажного железа 158.272 пуда.» «Путеводитель по Уралу.» Начало 20 века.
«Уральские горные заводы были «похожи один на другой как две капли воды: заводский пруд, фабрика, контора, господский дом, базар, дровяная площадь, угольные валы, а там ряд улиц с обывательскими строениями» писал Д.Н. Мамин-Сибиряк. Он забыл упомянуть главное, то вокруг чего вращалась вся поселковая жизнь - церковь. Не могли, в то время, люди жить без Бога и того места, где можно было бы поговорить с ним о своем, наболевшем, попросить совета и прощения. Церквей здесь было две: Церковь православная, во имя Преображения Господня и православная часовня. Кроме этого здесь находилось Волосное управление, госпиталь на 40 коек, школа. По сведеньям П.Е. Томилова, в селе насчитывалось 290 «мастерских», 4 казенных жилых строения, разделенных на два квартала и две «ветхие» казармы, предназначенные «к сломке». В проектировании застройки села принимал участие Комаров Александр Зиновьевич, выпускник Петербургской академии художеств. Он был назначен после окончания академии архитектором Гороблагодатских казенных заводов. Именно Александр Зиновьевич разработал целый альбом проектов промышленных, административных и жилых объектов для Серебрянского завода. До сих пор, полуразрушенные останки этих былых красавцев, как кладбищенские памятники, то тут, то там возвышаются над остальными строениями…»
Кабанов пишет, что село умирает, впрочем высказывая надежду на его возрождение. Судя по увиденному нами, его надежды оправдываются и в последние годы наметился некоторый прогресс в развитии села.
А еще имеем некоторое расхождение в датах. Уже упомянутый выше автор, в своем высокохудожественном (говорю без тени иронии) и наполненом большим количеством исторических ссылок (работа им проведена просто гигантская, за что респект) повествовании, пишет. «История села началась в далеком 1755 году, когда граф Шувалов на живописном берегу небольшой речки с чистейшей водой и, колокольцем звенящим названием Серебряная, построил и запустил в работу железоделательный завод.» и далее «…в январе 1755 года, во время раздачи государственной собственности в частные руки, Сенат, без конкурса, передал «многолюднђйшiе и на великомъ пространствђ лежащiе» Гороблагодатские заводы Шувалову, «яко къ тому содержанію и размноженію оныхъ заводовъ надежной персонђ». Понятно и второе, почему 12 февраля 1761 года эти заводы у него вновь, но уже не за 179 а за 680 тысяч рублей, выкупило государство.» Там же еще много всего о противоречивой и многогранной фигуре графа Шувалова.
В имеющейся же в моем распоряжении книге «Урал северный, средний, южный (Питер. 1917г.)» читаем следующее. После «…1742 г., когда, наконецъ, заводы от него (Шемберга) были отобраны и возвращены въ казну. Состояние ихъ было самое плачевное. Въ казенномъ управлении, продолжавшемся 11 летъ. они были приведены въ некоторый порядокъ, а затемъ въ 1754 г. были переданы известному временщику царствования Елизаветы, Петру Ивановичу Шувалову, «яко къ тому содержанію и размноженію оныхъ заводовъ надежной персонђ». Уплата денегъ за заводы была разсрочена на 10 летъ, а на действие заводовъ тотчасъ же была выдана полностью годичная сумма. Время шло, а «надежная персона» денегъ не платила, так что за заводами образовался огромный долгъ. Такъ или иначе его нужно было ликвидировать. И Шуваловъ нашел выходъ: онъ въ 1763 г. продаетъ заводы казне.Получилъ он ихъ за 179 тысячъ рублей, а сдалъ обратно въ казну за 680 тыс.рублей.»
Как видим даты несколько разнятся, как и отношение разных авторов и в разное время к определенным персонам, и только денежные суммы (которые, как мы знаем, любят счет) остаются неизменными.
Из всего вышеперечисленного делаю вывод, что, скорее всего все-таки завод был построен в 1740 году казной. А поселение, возможно, возникло в еще более ранние сроки. Но это все дела минувших дней и нас интересуют постольку поскольку. Гораздо больший интерес в связи со сплавом вызывает еще одна яркая страница в истории села и реки – визит сюда известного в 19 веке британского геолога Мурчисона. Именно его я имел в виду в начале этих записок, когда пытался заинтриговать вас. И именно после прочтения о нем в книге Кабанова, я окончательно решил посетить сию реку.
По Мурчисону тоже можно было бы покопаться в архивах, но мне это делать лень. Поэтому опять отошлю вас к Кабанову. И процитирую полностью отрывок из его книги посвященный этому событию.
«19 февраля 1792 г. в Таррадейле, в графстве Россшире, расположенном в диком горном районе северо-западной Шотландии родился Родерик Импей Мурчисон, ставший впоследствии старшим сыном (вот тут не зная доподлинно истории, я не понял Кабанова, как он (Мурчисон) впоследствии стал старшим сыном, разве что брат умер или пол сменил???) в старинной зажиточной семье, ведущей свое начало от древнего клана шотландских горцев Мурчисонов (Здесь мне тоже не ясно как скандинавы (судя по фамилии) превратились в горцев). Именно он, выйдя в отставку после военной службы, с головой уйдет в изучение новой для того времени науки геологии.
Начиная с 1825 года, Мурчисон с экспедициями исколесит родную Шотландию, Англию, переберется на материк и за 15 лет, на карте Европы не останется места, где не ступала бы его нога. А дальше, как и следовало ожидать, потянуло его в необъятную Россию, на Урал. Вот где простор, вот где раздолье! Это вам не туманный Альбион и не старушка Европа! Есть где разгуляться потомку старинного горского рода! В первое свое путешествие 1840 года он, получивший военное образование и даже повоевавший с Наполеоном, на практике отрабатывал свою новую стратегию и тактику полевой работы. В общих чертах она заключалась в следующем: за минимальное время охватить максимально большую территорию. Состав экспедиции делился надвое и обе группы дви-гались на встречу друг другу. Для большей скорости передвижения по местам, не имеющим выходов коренной породы, использовались легкие брички, хитро, не по-русски запряженные пятеркой либо шестеркой лошадей. Назывался этот способ цугом, т.е. две лошади шли впереди, а четыре сзади. Ну не геологическая экспедиция, а конный экспедиционный корпус какой-то с тачаночным прорывом, взятием в «клещи» и последующим полным окружением неприятеля. Поспешил он родиться, однако. Ему бы в гражданскую, впереди, да на лихом коне..!
Надо отдать должное, военная тактика прорывов и охватов себя полностью оправдала. За один сезон они прошли весь северо-запад и большой кусок центральной России, т.е. «разведка боем», как говорят наши генералы, (хотя какая к черту может быть - «разведка боем»), закончилась успешно. Впереди было генеральное сражение за историю Российских недр.
И уже в следующем 1841 году основательно подготовившись и учтя ошибки предыдущей, экспедиции Родерик Импей Мурчисон с сотоварищами двинулся в наступление на Урал. В общей сложности протяженность их пятимесячного маршрута составила огромную даже для России цифру, аж 20 000 км, только Урал они переваливали семь раз! И, как вы уже, наверное, догадались, одно из мест пересечения пришлось именно на нашу речку Серебрянку. По свидетельствам окружения именно этот небольшой отрезок маршрута Мурчисон вспоминал до конца своей жизни.
А случилось следующее. Мурчисон, учтя недочеты первой Российской экспедиции, ко второй подготовился более чем основательно. Запасся оборудованием, инструментом, а главное поддержкой высоких правительственных чиновников, например, таких как министр финансов Граф Канкригг. Вот здесь то и была зарыта та самая собака. Рекомендательные письма в России это всегда хорошо, но правильно пользоваться ими может только русский, иностранец, меряющий Россию с ее нестандартным менталитетом европейской меркой, обязательно попадет впросак. Нет, а как бы поступили вы, житель глухой провинции, больше того, непроходимой уральской тайги, окажись вдруг перед вами иностранец, размахивающий государственной бумагой с вензелями и требующий немедленно предоставить ему транспорт для скорейшего пересечения Уральского хребта? Англичанин, что с него взять, за долгое путешествие привык к тому, что при одном виде его бумаг провиант, ночлег и транспорт появляются незамедлительно. Прибыв же на Серебрянский завод, где на карте нарисована река, пересекающая Камень с востока на запад естественно решил сплавиться по ней и приказал немедля подать лодки. Глупый, в России не надо верить всему, на заборах тоже много чего пишут, гораздо правильнее самому посмотреть, а есть ли вода в той самой нарисованной речке? Так вот, местный начальник прекрасно знает, что воды в реке нет с самой весны, потому что заперта она плотиной в пруду для заводских нужд. Но этот нерусский с гербовой грамотой, требует, чтоб в сей момент и без разговоров! Решение естественно простое, если надо – значит будет. Интересно, о чем думала та английская ученая голова, садясь в лодку стоящую на дне высохшей реки? Ну, а после того как уселись, думать уже было некогда. Из описания того скоростного заплыва.
«… желая всеми мерами способствовать путешествию особо покровительствуемых иностранцев, местное горное начальство решило открыть плотины, на время их сплава вниз по реке, что и было сделано. Пересохшее ложе речки Серебрянки быстро наполнилось водой, но путешествие по этому бурному, не установившемуся потоку впервые же часы закончилось тем, что одна из лодок опрокинулась и геологи испытали неприятность неожиданного и невольного купанья в быстром потоке; ближе к устью лодки «нередко переталкивали через стремнины, наконец, от ударов и трения о выдающиеся со дна камни они стали ненадежными для употребления, и пришлось отказаться от дальнейшего передвижения по воде, закончить маршрут уже ночью, пешком по трудно проходимой скалистой тайге».
Серебрянку за один световой день, да запросто! Ведь можем, когда захотим! Взгляните на карту этой речки, чем не трасса формулы I. Наверное, именно после таких путешествий за границей появились знаменитые «Русские горки». И последнее, подходя ближе к устью, попробуйте представить себя, после столь великолепного заезда, бодро шагающим ночью по лесу в сторону Чусовой. Допустим меня, от одной мысли о возможности такого путешествия, начинает бить крупная дрожь.
Такое приключение шотландца, как я и говорил, очень стимулировало повторить его сплав. Мужик конечно учудил. Но справедливости ради стоит заметить, что за один день им пройдена была только часть Серебрянки. И, забегая вперед, замечу, что, в общем-то, мы, прошли этот отрезок также примерно за световой день. Правда, весной. Но тут опять же и день короче. Вот так незаметно мы перешли от истории места начала сплава и реки, собственно к самой реке.
А теперь краткая географическая справка. «Серебрянка, река на Среднем Урале, главным образом в Свердловской области РСФСР, правый приток р. Чусовой (бассейн Камы). Длина 147 км, площадь бассейна 1240 км2. Питание снеговое и дождевое. Средний расход воды 12,4 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Сплавная». «Гидрологический справочник» 1964 год.
А если без всяких справок, это просто достаточно спокойная, приятная для сплава речка. Не обремененная экстремальными участками и не перегруженная излишне достопримечательностями. Или лучше сказать известными мне на сегодняшний момент достопримечательностями. Но зато имеющая свое особое очарование и радующая своими пейзажами туристов, как весной, так и в другие времена года. А еще она сравнительно рано вскрывается и сравнительно резво несет свои воды в Чусовую. А в нижнем течении на берегах появляются скалы, и некоторые из них по красоте и живописности не уступают Чусовским.
Серебрянка долго оставалась вне поля нашего зрения при планировании весенних маршрутов. Но вот настало и ее время. Ниже объясню почему.
Как я уже писал, хотелось чего-нибудь спокойного и отдыхательного. И в этом ракурсе Серебрянка вместе с Чусовой подходят как нельзя более. Еще желательно было прикоснуться к историко-географическим достопримечательностям. В этом плане наш сплав также способен удовлетворить самый взыскательный вкус. Ну и погода… Весна в этом году немного странная. То оттепель, то снова снегопады. Непонятна и на реках обстановка. Но Чусовая вскрылась. Значит, скоро и притоки вскроются. И тут у Серебрянки опять большой плюс. Если на других притоках Чусовой вы, приехав, обнаружите лед, то можно либо подождать, либо убраться восвояси. А от нашего места старта до Чусовой по реке более 50, а по прямой всего десячток. Так что в случае чего доплатим водиле, и забросимся сразу на великую уральскую реку. В общем, куда не кинь везде одни ништяки (ну если конечно погода не подведет). Вот так и порешили.
Подготовку начал загодя. Набросал меню. Сделал исходя из этого раскладку продуктов. Получилось «жирновато» по весу, но по цене вполне бюджетно. Соответственно примерно по 1,3 кг на человека в день и примерно по 100 рублей на тот же срок, и это включая копченую колбаску и другие вкусности!
Не спеша, проверил и упаковал «кат», костровое, палатки и прочую необходимую в походе снарягу. Даже карту заранее подготовил и в навигатор залил. И хорошо, что не в самый последний день этим занялся, потому, что вылез неожиданный косяк. Русские буквы названий превратились в кракозяблы. Быстрое судорожное шаманство не помогло и пришлось действовать более радикально. Сделав транслитерацию, более-менее справился с проблемой.
Таким образом, к концу апреля большая часть вещей была собрана и подготовлена. К тому же выход назначили на второе мая. И значит, имеем еще один свободный день, который можно посвятить сборам. Так что, проверяя и перепроверяя все, умудряемся практически ничего не забыть. Даже поварешку. И спать накануне ложимся достаточно рано, что в принципе нехарактерно для обычного последнего дня наших сборов.
2.05.2014.
Встаем на расслабоне, где-то в половине седьмого и начинаем неспешный моцион. Ближе к восьми одеваемся и звоним Юре (за ним первым заезжает заранее заказанная газель). А он то, оказывается, уже в пути. Так что, не мешкая, начинаем спускать вниз вещи и к приходу транспорта у нас уже вырастает приличных размеров куча перед подъездом. Оперативно загружаемся и рассаживаемся по местам. Все. Поехали!
На часах еще только 8:30. Похоже, на реке будем раньше, чем планировали. Эх, зря я так сказал! Дорога в черте города и еще несколько километров после вполне приличная, резко ухудшается. Мы медленно плетемся то вверх, то вниз. В этой связи изощренной издевкой выглядят стоящие тут и там знаки ограничения скорости в 40 км. Да мы бы и рады до 40 разогнаться, вот только машина делает от 15 до 35 км в час. Рытвины, лужи и грязь не позволяют сколько-нибудь серьезно увеличить скорость. Шофер заметно нервничает. Я думаю, он, как и мы рассчитывал на легкую поездку. Ведь летом после профилирования дороги машины тут просто летают (скорость в 60 км кажется нам сейчас немыслимо высокой). Но сегодня мы обогнали вереницу техники, которая видимо только готовится приступить к поправке дороги. Спокоен только кот. По крайней мере, весь его вид говорит, что если будет еда, он и не такое стерпит.
Наконец газель вползает на хребет, по которому проходит граница Европы и Азии. Ненадолго выходим, чтобы размять ноги и сняться стоя в обеих частях света.
Позади уже полпути. Но и впереди, за раскинувшемся внизу селом Синегорское,
еще столько же, а качество дороги не спешит улучшиться. Занимаем места «согласно купленным билетам» и продолжаем свой затянувшийся путь к реке. Потихоньку заканчиваются шутки. Стихают разговоры. Кот совсем притих в своей переноске.
Как не странно, но хребтик, на котором стоит знак Европа-Азия не самый высокий здесь. Следующий, получивший название гора Синяя и выше и красивее. Вдоль всей его вершины высятся причудливые останцы. Тут и Чертов Палец, и Кораблик и много других. К своему стыду, вынужден заметить, что так и не добрался пока до них. Так что знакомство с этими достопримечательностями пока еще впереди. Вот и сейчас наша машина медленно катится мимо, делая крюк вокруг самого крутого участка. Скал не видно из-за леса, а еще видимость ухудшают клочья облаков, лениво переползающие через дорогу.
Дальше какое-то время путь разнообразят только лихо обгоняющие нас, вздымая при этом тучи грязи, внедорожники. Их заляпанные кузова резко контрастируют с белизной снега на обочинах.
Кстати на встретившихся прудах еще стоит лед, и даже рыбаки попадаются. Правда речки и ручьи все вскрылись, и бодро несут свои мутные воды куда-то в светлую (хотя кого я обманываю, в довольно таки хмурую на самом деле сегодня) даль.
И вот последний, пардон, крайний подъем и нашему вниманию предстает окраина села Серебрянка и мост над одноименной рекой. Спускаемся к мосту. Ниже его на левом берегу не то лесопилка, не то просто склад ее готовой продукции, а на правом большая поляна на которой стапелятся несколько групп. Мы решаем не мешать им и, остановившись после моста, выгружаемся на небольшой мысок выше его.
Там кстати лежат несколько хлыстов обрези. Это очень кстати, потому, что палубы у нас нет, а ничего более подходящего поблизости не наблюдается.
Расплачиваюсь с водителем. Он уже выражал в дороге сожаление по поводу нашей поездки, ибо не ожидал подобной дороги. Но цену назвал он сам, поэтому, несмотря на предложения группы немного увеличить гонорар, решаю не менять оговоренную плату. А шоферу в качестве бонуса рассказываю анекдот как проститутка чуть 100 долларов не нашла, а на вопрос подруги как так, ответила, что, увидев на земле денежку и не заметив никого вокруг, наклонилась ее поднять и в этот момент почувствовала, что зарабатывает. Конечно, немного пошло, зато жизненно и водитель улыбнулся, хотя и кривенько так. Потом мы простились с ним и потащили последние оставшиеся вещи к месту сборки. А он, грустно, пошел собирать какие-то досочки (в трудных местах под колеса подкладывать). Еще раз посочувствовали ему, но нас уже звала река, и мы сосредоточились на сплаве.
Девчонки, разложив столик, занимаются перекусом,
а мы собираем кат. Дорога заняла много больше времени, чем я рассчитывал и мы спешим.
В это время на берегу вновь появляются приветствовавшие нас по приезду персонажи. Трое полу местных пацанов, лет 12-13. Парни оказались удивительно приветливыми и непосредственными. Угостили их конфетами и дали GPSом побаловаться. Ребятки подозрительно быстро разобрались как с устройством так и с картой в нем. И вскоре весело носились вдоль берега, определяя свою скорость. Впрочем, злоупотреблять моим доверием они не стали , а вернув прибор всячески старались помочь со сборкой. К тому же они понарассказывали местных новостей, да и насчет окрестностей в меру своих возможностей просветили.
Так за перекусами, беседами и немного работой мы незаметно собрали свое плавсредство и приступили к погрузке. В этот момент из-за поворота (вверх по течению реки) показался катамаран шестерка с российским флагом. Да, похоже, в этом году Серебряная очень популярна. Здороваемся. Узнаем откуда. Так и есть идут с верховьев, с Кедровки.
Подкатывает Нива. Вылезшие рыбаки надули четыре лодки и пошли в деревню. То ли в церковь, то ли в магазин.
Но вот и мы полностью готовы. Отчаливаем. Пацаны машут. Мы машем, но недолго. Потому, что нам сейчас под мост идти. Преодолевать антропогенное препятствие.
Преодолели, и вырвались на простор реки. И пошли. Или как говорили во времена Демидова и Мамина Сибиряка – побежали.
День 1. По реке Серебряной от д. Серебрянка до Темного лога.
Расстояние - 31,7 км. Время движения 5 часов.
На часах 13:30. Это нормально. Довольно резво собрались. Однако оказалось, что пока мы стапелились, народ, собиравшийся ниже моста, тоже закончил сборы и уже снялся. Значит, теперь впереди нас идут несколько групп спешащих занять НАШУ стоянку. Я, правда, еще не знаю где она будет, но чувствую, что они тоже стремятся туда. Так что и мы не мешкая «устремляемся в погоню», оставляя за спиной, кажется, ничуть не изменившиеся со времен Мамина Сибиряка, жилые дома Серебрянки.
Скорость течения невысока и в среднем держится на уровне 6 км/ч. Хотя, что значит невысока? Летом это недостижимая мечта. А мы, просто слегка избалованы весенними сплавами. Берега живописны, но скалы пока почти отсутствуют.
Достаем Кабановское описание Серебрянки. Очень надо сказать познавательное в историческом плане и довольно таки романтичное.
Но ориентироваться по нему да еще весной довольно тяжело. Это отнюдь не лоция. Ну и с расстояниями немножко напутано. Так что отслеживать себя по этому описанию получается плохо. К счастью есть навигатор, который снимает большую часть проблем. Хотя и расслабляет. Так что для тренировки пользуемся обычными картами и компасом. Впрочем, мы еще близко к деревне и пока особо ориентироваться и ни к чему, и не по чему. По берегам тянутся зарастающие молодым лесом поляны. Но впереди виден первый высокий берег, со сбегающим к реке пенным ручьем.
Невдалеке, на «полке» первая стоянка. Народ кочегарит баню. Накрыт стол. Зовут к себе. Вежливо отказываемся и желаем им приятного отдыха. Плавсредств у них не видать, зато рядом стоит машина. Так что это не сплавщики, а отдыхающие.
Вскоре нагнали шестерку давешнюю. Но пришлось ненадолго причалить к берегу, так что снова их «отпустили» вперед. Мурзик, почуяв изменение в ритме движения, тоже решил прогуляться, но только по катамарану.
Снова двинувшись вперед, на длинном спокойном участке, «бросаем» весла и перекусываем.
Жить становится веселее, и с новыми силами, мы догоняем группу стапелившуюся ниже моста. Они причалили то ли пообедать, то ли уже на ночевку. У них примечательный катамаран. Вернее даже не сам кат, а стол, установленный на палубе и накрытый всякой снедью и «запивкой».
Да, вдоль всего пути встречаем еще дымящиеся костры??? Видимо вчера и впрямь много групп стартовало. Берега хотя и живописные, но ничего экстраординарного пока нет. Кроме, разве что, водопадиков, тут и там выскакивающих из под густых елей, а иногда прямо из крутого берега. Но вот выглядывает солнце, небо потихоньку очищается от облаков и все вокруг преображается. Обрывистые, заросшие сосной склоны источают аромат хвои и смолы и греют душу.
И даже там где берега еще заснежены, солнечные зайчики на волнах играют с нами в догонялки и вселяют надежду на скорое тепло.
Однако, судя по описанию, вскоре должна показаться так называемая «поляна с кирпичами» торчащими из обрыва. Воображение рисует древнюю пристань, или остатки усадьбы. На деле, проходим всю поляну, так ничего и не заметив. Наверное, водой весенней скрыто все. Зато кат шестерку наконец обошли. Теперь еще одним конкурентом меньше. Мимо проносятся моторки. Как навстречу, так и в попутном направлении. В некоторых люди не только в камуфляже, а еще и с какими-то знаками различия и кокардами на головных уборах. Впрочем, народ не суровый. На приветствия отвечают и уносятся по своим таинственным делам. Прошли еще одну группу. Тоже приветственно машут в ответ и на пиво водку приглашают. Но мы идем до Темного лога. Поэтому тут не останавливаемся. Там нас встречает большая и вопреки названию местности светлая, озаренная вечерним солнцем поляна. Однако, уже занятая большущей группой с несколькими катамаранами.
А может даже несколькими группами.
Так что поневоле перевыполняем план. И движемся еще метров 700, пока на левом повороте, на мысу против невысокой темной скалки, не замечаем неплохую, хотя и находящуюся в тени стояночку. Скорость реки тут высока, но берег удобен для высадки. Вылезаем, осматриваемся. Место действительно тенистое, но зато ровненькое и с дровами проблем нет. Так что, несмотря, на то, сто дальше просвечивает очередная поляна, решаем вставать тут.
Тем более, что тут и костровище, и стол есть, и навес смастырен и даже табличка импровизированная прибита.
Ну, а то, что под густыми кронами сосен темновато… Зато уютно! Поставили палаточки и суп поставили вариться. И тут Юрчик достал свой «сурприз» - пельмешки! Благодаря тщательной упаковке они все еще оставались замерзшими, так что мы смогли, не спеша, покушать супчика и только потом сварить второе. Получилось очень сытно и вкусно. И от избытка впечатлений радостно.
Юра забрав кружку чая устроился на пеньке на берегу, как писал поэт «… дум глубоких полн».
Но особо скучать ему не давали. Мимо все шли и шли отставшие группы. Люди спешили отыскать стояночное место. А некоторые говорили, что у них завтра дневка с баней и приглашали присоединяться, но нам и так было хорошо.
Кстати во время оборудования лагеря кот преподнес нам первый сюрприз. Я решил дать ему шанс привыкнуть к свободе и показать себя с хорошей стороны. И Мурзик был освобожден от явно тяготившей его шлейки и поводка и отпущен на волю. Сначала он робко прошелся по округе. Потом пристроился возле Юриной палатки стоящей пока без тента. А через некоторое время, усыпив нашу бдительность, вдруг просто исчез. Быстрые поиски ничего не дали. И мы уже готовы были предаться панике, но в это время Юра решил слегка передвинуть палатку, и тут пропажа была обнаружена. Котяра просто забрался под нее (палатку) и сидел там тихо-тихо как партизан.
Радость от находки смягчила строгость наказания, тем не менее, кот был ограничен в свободе перемещения путем водворения в переноску и пристегивания к оной.
Хорошо, что все закончилось удачно! Так что мы спокойно попили чай и разошлись по палаткам. Ну и кот с нами заодно отправился спать.
По следам Мурчисона.
Сплав по рекам Серебряная и Чусовая от деревни Серебрянка до города Чусовой. Весна 2014.
Идея сплава по Серебряной зрела во мне достаточно давно. И хотя река не представляет особой трудности для сплава (если не считать обводного канала, завалов и «расчесок» в верхнем течении, но это удовольствие на любителя), однако, честно говоря, после Вильвы хотелось чего-нибудь спокойного и отдыхательного.
К тому же интерес подогревала и история реки. Ведь именно по ней шел в Сибирь Ермак и именно на ней хапнул лиха знаменитый в свое время товарищ, о котором расскажу позже. Но обо всем по порядку.
Вообще-то мы еще в прошлом году туда собирались, но как-то не сложилось. Пришлось пешком с сыном по окрестностям лазить. Тоже ничего вышло (подробнее об этом в http://egiki.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=4412 ). И вот новый паводок и новый сплав.
А теперь как всегда немного истории.
«Серебрянка начало получаетъ изъ Уральскаго хребта Пермскаго уђзда, по которому течетъ верстъ 20, далђе при дер. Кедровкђ вступаетъ въ Кунгурскій уђздъ и верстъ черезъ 100 впадаетъ въ Чусовую при Усть-Серебрянкђ. Верстахъ въ 25 выше устья на ней находится Серебряискiй заводъ, отъ коего рђка удобна для судоходства. По Серебрянкђ въ XVI столђтіи шелъ Ермакъ на р. Туру; до настоящаго времени при устьђ рч. Кокуя сохранились остатки Ермакова городища и одинъ изъ острововъ носитъ названіе Ермакова. Названіе рђкђ дано не по нахожденію здђсь серебра, а за прозрачность и чистоту воды». «Список населенных мест» 1869 год. (Здесь и далее, кроме отдельно оговоренных, цитаты из книги И.Д. Кабанова – Путевые заметки. Часть вторая. Река Серебряная от Серебрянки до Усть-Серебряной.)
Вот так вот. Опять идем дорогой Ермака. Только если по реке Тагил мы шли по его пути, то теперь пойдем навстречу. Но про Ермака я уже немного писал в прошлом, так, что останавливаться на нем не буду. Тем более, что с рекой Серебряной (Серебрянкой) связано немало и других по-своему примечательных имен и историй.
На реке было три основных поселения: пос. Кедровка, село Серебрянка и село Усть Серебрянка. Первый и последний до настоящего времени дожили в сильно урезанном виде. Вернее они практически исчезли, но в последнее время понемногу оживают. А вот село Серебрянка и в настоящее время живет и работает, имея по последней переписи более 1000 жителей, хотя, судя по дошедшим до нас документам, в прошлом знавало и лучшие времена.
Село Серебрянка. «Серебрянскiй заводъ, Кунгурскаго уђзда, Пермской губернiи. Находится въ 152 верстахъ отъ уђзднаго города, при рђке Серебряной. Церковь православная 1. Часовня православная 1. Волосное управление. Желђзодђлательный заводъ 1. Лђсопильня 1. Дворовъ 745, мужескаго полу 2068, женскаго 2337». «Список населенных мест» 1869 год.
«СЕРЕБРЯНСКОЙ, казенной желђзной заводъ въ Сибири , принадлежащій къ Гороблагадатскимъ заводамъ, лежитъ на рђчкђ Серебренкђ; построенъ въ 1755 году; на ономъ 12 молотовъ для выковки привозимаго с Гороблагодатскихъ заводов чугуна». «Новый и полный географический словарь» 1788 год.
« Завод Серебрянский, построенный в 1740 году, находится на западном склоне Урала в пределах Кунгурского уезда, он лежит под 57°59' северн. широты и 28°37' восточной долготы, в 60-ти верстах на юго-запад от Кушвы, на р. Серебряной. В заводе имеется: 1 доменная печь с воздуходувной машиной и 2 воздухонагревателями типа Бессеж, 15 углевыжигательных, 8 пудлинговых, и 4 сварочных печи, 12 кричных и 10 кузнечных горнов, 2 паровых машины, 3 тюрбины и 14 вододействующих колес, 10 разного рода станков для обработки железа, 3 прокатных стана, 2 паровых и 10 водяных молотов, 3 ножницы и 2 пилы для обрезки железа.
Жителей в Серебрянке до 6 т. челов. В селении православная церковь, заводское управление, волостное правление, два училища, больница, аптека и горнозаводское товарищество, капитал которого достигает ныне 55.042 р. На Илимской пристани такое же товарищество с капиталом в 22.930 р. и общественная лавка.
В 1900 году рабочих на заводе было 158 челов. За то же время завод выплавил 366.176 п. 5 ф. чугуна и выделал продажного железа 158.272 пуда.» «Путеводитель по Уралу.» Начало 20 века.
«Уральские горные заводы были «похожи один на другой как две капли воды: заводский пруд, фабрика, контора, господский дом, базар, дровяная площадь, угольные валы, а там ряд улиц с обывательскими строениями» писал Д.Н. Мамин-Сибиряк. Он забыл упомянуть главное, то вокруг чего вращалась вся поселковая жизнь - церковь. Не могли, в то время, люди жить без Бога и того места, где можно было бы поговорить с ним о своем, наболевшем, попросить совета и прощения. Церквей здесь было две: Церковь православная, во имя Преображения Господня и православная часовня. Кроме этого здесь находилось Волосное управление, госпиталь на 40 коек, школа. По сведеньям П.Е. Томилова, в селе насчитывалось 290 «мастерских», 4 казенных жилых строения, разделенных на два квартала и две «ветхие» казармы, предназначенные «к сломке». В проектировании застройки села принимал участие Комаров Александр Зиновьевич, выпускник Петербургской академии художеств. Он был назначен после окончания академии архитектором Гороблагодатских казенных заводов. Именно Александр Зиновьевич разработал целый альбом проектов промышленных, административных и жилых объектов для Серебрянского завода. До сих пор, полуразрушенные останки этих былых красавцев, как кладбищенские памятники, то тут, то там возвышаются над остальными строениями…»
Кабанов пишет, что село умирает, впрочем высказывая надежду на его возрождение. Судя по увиденному нами, его надежды оправдываются и в последние годы наметился некоторый прогресс в развитии села.
А еще имеем некоторое расхождение в датах. Уже упомянутый выше автор, в своем высокохудожественном (говорю без тени иронии) и наполненом большим количеством исторических ссылок (работа им проведена просто гигантская, за что респект) повествовании, пишет. «История села началась в далеком 1755 году, когда граф Шувалов на живописном берегу небольшой речки с чистейшей водой и, колокольцем звенящим названием Серебряная, построил и запустил в работу железоделательный завод.» и далее «…в январе 1755 года, во время раздачи государственной собственности в частные руки, Сенат, без конкурса, передал «многолюднђйшiе и на великомъ пространствђ лежащiе» Гороблагодатские заводы Шувалову, «яко къ тому содержанію и размноженію оныхъ заводовъ надежной персонђ». Понятно и второе, почему 12 февраля 1761 года эти заводы у него вновь, но уже не за 179 а за 680 тысяч рублей, выкупило государство.» Там же еще много всего о противоречивой и многогранной фигуре графа Шувалова.
В имеющейся же в моем распоряжении книге «Урал северный, средний, южный (Питер. 1917г.)» читаем следующее. После «…1742 г., когда, наконецъ, заводы от него (Шемберга) были отобраны и возвращены въ казну. Состояние ихъ было самое плачевное. Въ казенномъ управлении, продолжавшемся 11 летъ. они были приведены въ некоторый порядокъ, а затемъ въ 1754 г. были переданы известному временщику царствования Елизаветы, Петру Ивановичу Шувалову, «яко къ тому содержанію и размноженію оныхъ заводовъ надежной персонђ». Уплата денегъ за заводы была разсрочена на 10 летъ, а на действие заводовъ тотчасъ же была выдана полностью годичная сумма. Время шло, а «надежная персона» денегъ не платила, так что за заводами образовался огромный долгъ. Такъ или иначе его нужно было ликвидировать. И Шуваловъ нашел выходъ: онъ въ 1763 г. продаетъ заводы казне.Получилъ он ихъ за 179 тысячъ рублей, а сдалъ обратно въ казну за 680 тыс.рублей.»
Как видим даты несколько разнятся, как и отношение разных авторов и в разное время к определенным персонам, и только денежные суммы (которые, как мы знаем, любят счет) остаются неизменными.
Из всего вышеперечисленного делаю вывод, что, скорее всего все-таки завод был построен в 1740 году казной. А поселение, возможно, возникло в еще более ранние сроки. Но это все дела минувших дней и нас интересуют постольку поскольку. Гораздо больший интерес в связи со сплавом вызывает еще одна яркая страница в истории села и реки – визит сюда известного в 19 веке британского геолога Мурчисона. Именно его я имел в виду в начале этих записок, когда пытался заинтриговать вас. И именно после прочтения о нем в книге Кабанова, я окончательно решил посетить сию реку.
По Мурчисону тоже можно было бы покопаться в архивах, но мне это делать лень. Поэтому опять отошлю вас к Кабанову. И процитирую полностью отрывок из его книги посвященный этому событию.
«19 февраля 1792 г. в Таррадейле, в графстве Россшире, расположенном в диком горном районе северо-западной Шотландии родился Родерик Импей Мурчисон, ставший впоследствии старшим сыном (вот тут не зная доподлинно истории, я не понял Кабанова, как он (Мурчисон) впоследствии стал старшим сыном, разве что брат умер или пол сменил???) в старинной зажиточной семье, ведущей свое начало от древнего клана шотландских горцев Мурчисонов (Здесь мне тоже не ясно как скандинавы (судя по фамилии) превратились в горцев). Именно он, выйдя в отставку после военной службы, с головой уйдет в изучение новой для того времени науки геологии.
Начиная с 1825 года, Мурчисон с экспедициями исколесит родную Шотландию, Англию, переберется на материк и за 15 лет, на карте Европы не останется места, где не ступала бы его нога. А дальше, как и следовало ожидать, потянуло его в необъятную Россию, на Урал. Вот где простор, вот где раздолье! Это вам не туманный Альбион и не старушка Европа! Есть где разгуляться потомку старинного горского рода! В первое свое путешествие 1840 года он, получивший военное образование и даже повоевавший с Наполеоном, на практике отрабатывал свою новую стратегию и тактику полевой работы. В общих чертах она заключалась в следующем: за минимальное время охватить максимально большую территорию. Состав экспедиции делился надвое и обе группы дви-гались на встречу друг другу. Для большей скорости передвижения по местам, не имеющим выходов коренной породы, использовались легкие брички, хитро, не по-русски запряженные пятеркой либо шестеркой лошадей. Назывался этот способ цугом, т.е. две лошади шли впереди, а четыре сзади. Ну не геологическая экспедиция, а конный экспедиционный корпус какой-то с тачаночным прорывом, взятием в «клещи» и последующим полным окружением неприятеля. Поспешил он родиться, однако. Ему бы в гражданскую, впереди, да на лихом коне..!
Надо отдать должное, военная тактика прорывов и охватов себя полностью оправдала. За один сезон они прошли весь северо-запад и большой кусок центральной России, т.е. «разведка боем», как говорят наши генералы, (хотя какая к черту может быть - «разведка боем»), закончилась успешно. Впереди было генеральное сражение за историю Российских недр.
И уже в следующем 1841 году основательно подготовившись и учтя ошибки предыдущей, экспедиции Родерик Импей Мурчисон с сотоварищами двинулся в наступление на Урал. В общей сложности протяженность их пятимесячного маршрута составила огромную даже для России цифру, аж 20 000 км, только Урал они переваливали семь раз! И, как вы уже, наверное, догадались, одно из мест пересечения пришлось именно на нашу речку Серебрянку. По свидетельствам окружения именно этот небольшой отрезок маршрута Мурчисон вспоминал до конца своей жизни.
А случилось следующее. Мурчисон, учтя недочеты первой Российской экспедиции, ко второй подготовился более чем основательно. Запасся оборудованием, инструментом, а главное поддержкой высоких правительственных чиновников, например, таких как министр финансов Граф Канкригг. Вот здесь то и была зарыта та самая собака. Рекомендательные письма в России это всегда хорошо, но правильно пользоваться ими может только русский, иностранец, меряющий Россию с ее нестандартным менталитетом европейской меркой, обязательно попадет впросак. Нет, а как бы поступили вы, житель глухой провинции, больше того, непроходимой уральской тайги, окажись вдруг перед вами иностранец, размахивающий государственной бумагой с вензелями и требующий немедленно предоставить ему транспорт для скорейшего пересечения Уральского хребта? Англичанин, что с него взять, за долгое путешествие привык к тому, что при одном виде его бумаг провиант, ночлег и транспорт появляются незамедлительно. Прибыв же на Серебрянский завод, где на карте нарисована река, пересекающая Камень с востока на запад естественно решил сплавиться по ней и приказал немедля подать лодки. Глупый, в России не надо верить всему, на заборах тоже много чего пишут, гораздо правильнее самому посмотреть, а есть ли вода в той самой нарисованной речке? Так вот, местный начальник прекрасно знает, что воды в реке нет с самой весны, потому что заперта она плотиной в пруду для заводских нужд. Но этот нерусский с гербовой грамотой, требует, чтоб в сей момент и без разговоров! Решение естественно простое, если надо – значит будет. Интересно, о чем думала та английская ученая голова, садясь в лодку стоящую на дне высохшей реки? Ну, а после того как уселись, думать уже было некогда. Из описания того скоростного заплыва.
«… желая всеми мерами способствовать путешествию особо покровительствуемых иностранцев, местное горное начальство решило открыть плотины, на время их сплава вниз по реке, что и было сделано. Пересохшее ложе речки Серебрянки быстро наполнилось водой, но путешествие по этому бурному, не установившемуся потоку впервые же часы закончилось тем, что одна из лодок опрокинулась и геологи испытали неприятность неожиданного и невольного купанья в быстром потоке; ближе к устью лодки «нередко переталкивали через стремнины, наконец, от ударов и трения о выдающиеся со дна камни они стали ненадежными для употребления, и пришлось отказаться от дальнейшего передвижения по воде, закончить маршрут уже ночью, пешком по трудно проходимой скалистой тайге».
Серебрянку за один световой день, да запросто! Ведь можем, когда захотим! Взгляните на карту этой речки, чем не трасса формулы I. Наверное, именно после таких путешествий за границей появились знаменитые «Русские горки». И последнее, подходя ближе к устью, попробуйте представить себя, после столь великолепного заезда, бодро шагающим ночью по лесу в сторону Чусовой. Допустим меня, от одной мысли о возможности такого путешествия, начинает бить крупная дрожь.
Такое приключение шотландца, как я и говорил, очень стимулировало повторить его сплав. Мужик конечно учудил. Но справедливости ради стоит заметить, что за один день им пройдена была только часть Серебрянки. И, забегая вперед, замечу, что, в общем-то, мы, прошли этот отрезок также примерно за световой день. Правда, весной. Но тут опять же и день короче. Вот так незаметно мы перешли от истории места начала сплава и реки, собственно к самой реке.
А теперь краткая географическая справка. «Серебрянка, река на Среднем Урале, главным образом в Свердловской области РСФСР, правый приток р. Чусовой (бассейн Камы). Длина 147 км, площадь бассейна 1240 км2. Питание снеговое и дождевое. Средний расход воды 12,4 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Сплавная». «Гидрологический справочник» 1964 год.
А если без всяких справок, это просто достаточно спокойная, приятная для сплава речка. Не обремененная экстремальными участками и не перегруженная излишне достопримечательностями. Или лучше сказать известными мне на сегодняшний момент достопримечательностями. Но зато имеющая свое особое очарование и радующая своими пейзажами туристов, как весной, так и в другие времена года. А еще она сравнительно рано вскрывается и сравнительно резво несет свои воды в Чусовую. А в нижнем течении на берегах появляются скалы, и некоторые из них по красоте и живописности не уступают Чусовским.
Серебрянка долго оставалась вне поля нашего зрения при планировании весенних маршрутов. Но вот настало и ее время. Ниже объясню почему.
Как я уже писал, хотелось чего-нибудь спокойного и отдыхательного. И в этом ракурсе Серебрянка вместе с Чусовой подходят как нельзя более. Еще желательно было прикоснуться к историко-географическим достопримечательностям. В этом плане наш сплав также способен удовлетворить самый взыскательный вкус. Ну и погода… Весна в этом году немного странная. То оттепель, то снова снегопады. Непонятна и на реках обстановка. Но Чусовая вскрылась. Значит, скоро и притоки вскроются. И тут у Серебрянки опять большой плюс. Если на других притоках Чусовой вы, приехав, обнаружите лед, то можно либо подождать, либо убраться восвояси. А от нашего места старта до Чусовой по реке более 50, а по прямой всего десячток. Так что в случае чего доплатим водиле, и забросимся сразу на великую уральскую реку. В общем, куда не кинь везде одни ништяки (ну если конечно погода не подведет). Вот так и порешили.
Подготовку начал загодя. Набросал меню. Сделал исходя из этого раскладку продуктов. Получилось «жирновато» по весу, но по цене вполне бюджетно. Соответственно примерно по 1,3 кг на человека в день и примерно по 100 рублей на тот же срок, и это включая копченую колбаску и другие вкусности!
Не спеша, проверил и упаковал «кат», костровое, палатки и прочую необходимую в походе снарягу. Даже карту заранее подготовил и в навигатор залил. И хорошо, что не в самый последний день этим занялся, потому, что вылез неожиданный косяк. Русские буквы названий превратились в кракозяблы. Быстрое судорожное шаманство не помогло и пришлось действовать более радикально. Сделав транслитерацию, более-менее справился с проблемой.
Таким образом, к концу апреля большая часть вещей была собрана и подготовлена. К тому же выход назначили на второе мая. И значит, имеем еще один свободный день, который можно посвятить сборам. Так что, проверяя и перепроверяя все, умудряемся практически ничего не забыть. Даже поварешку. И спать накануне ложимся достаточно рано, что в принципе нехарактерно для обычного последнего дня наших сборов.
2.05.2014.
Встаем на расслабоне, где-то в половине седьмого и начинаем неспешный моцион. Ближе к восьми одеваемся и звоним Юре (за ним первым заезжает заранее заказанная газель). А он то, оказывается, уже в пути. Так что, не мешкая, начинаем спускать вниз вещи и к приходу транспорта у нас уже вырастает приличных размеров куча перед подъездом. Оперативно загружаемся и рассаживаемся по местам. Все. Поехали!
На часах еще только 8:30. Похоже, на реке будем раньше, чем планировали. Эх, зря я так сказал! Дорога в черте города и еще несколько километров после вполне приличная, резко ухудшается. Мы медленно плетемся то вверх, то вниз. В этой связи изощренной издевкой выглядят стоящие тут и там знаки ограничения скорости в 40 км. Да мы бы и рады до 40 разогнаться, вот только машина делает от 15 до 35 км в час. Рытвины, лужи и грязь не позволяют сколько-нибудь серьезно увеличить скорость. Шофер заметно нервничает. Я думаю, он, как и мы рассчитывал на легкую поездку. Ведь летом после профилирования дороги машины тут просто летают (скорость в 60 км кажется нам сейчас немыслимо высокой). Но сегодня мы обогнали вереницу техники, которая видимо только готовится приступить к поправке дороги. Спокоен только кот. По крайней мере, весь его вид говорит, что если будет еда, он и не такое стерпит.
Наконец газель вползает на хребет, по которому проходит граница Европы и Азии. Ненадолго выходим, чтобы размять ноги и сняться стоя в обеих частях света.
Позади уже полпути. Но и впереди, за раскинувшемся внизу селом Синегорское,
еще столько же, а качество дороги не спешит улучшиться. Занимаем места «согласно купленным билетам» и продолжаем свой затянувшийся путь к реке. Потихоньку заканчиваются шутки. Стихают разговоры. Кот совсем притих в своей переноске.
Как не странно, но хребтик, на котором стоит знак Европа-Азия не самый высокий здесь. Следующий, получивший название гора Синяя и выше и красивее. Вдоль всей его вершины высятся причудливые останцы. Тут и Чертов Палец, и Кораблик и много других. К своему стыду, вынужден заметить, что так и не добрался пока до них. Так что знакомство с этими достопримечательностями пока еще впереди. Вот и сейчас наша машина медленно катится мимо, делая крюк вокруг самого крутого участка. Скал не видно из-за леса, а еще видимость ухудшают клочья облаков, лениво переползающие через дорогу.
Дальше какое-то время путь разнообразят только лихо обгоняющие нас, вздымая при этом тучи грязи, внедорожники. Их заляпанные кузова резко контрастируют с белизной снега на обочинах.
Кстати на встретившихся прудах еще стоит лед, и даже рыбаки попадаются. Правда речки и ручьи все вскрылись, и бодро несут свои мутные воды куда-то в светлую (хотя кого я обманываю, в довольно таки хмурую на самом деле сегодня) даль.
И вот последний, пардон, крайний подъем и нашему вниманию предстает окраина села Серебрянка и мост над одноименной рекой. Спускаемся к мосту. Ниже его на левом берегу не то лесопилка, не то просто склад ее готовой продукции, а на правом большая поляна на которой стапелятся несколько групп. Мы решаем не мешать им и, остановившись после моста, выгружаемся на небольшой мысок выше его.
Там кстати лежат несколько хлыстов обрези. Это очень кстати, потому, что палубы у нас нет, а ничего более подходящего поблизости не наблюдается.
Расплачиваюсь с водителем. Он уже выражал в дороге сожаление по поводу нашей поездки, ибо не ожидал подобной дороги. Но цену назвал он сам, поэтому, несмотря на предложения группы немного увеличить гонорар, решаю не менять оговоренную плату. А шоферу в качестве бонуса рассказываю анекдот как проститутка чуть 100 долларов не нашла, а на вопрос подруги как так, ответила, что, увидев на земле денежку и не заметив никого вокруг, наклонилась ее поднять и в этот момент почувствовала, что зарабатывает. Конечно, немного пошло, зато жизненно и водитель улыбнулся, хотя и кривенько так. Потом мы простились с ним и потащили последние оставшиеся вещи к месту сборки. А он, грустно, пошел собирать какие-то досочки (в трудных местах под колеса подкладывать). Еще раз посочувствовали ему, но нас уже звала река, и мы сосредоточились на сплаве.
Девчонки, разложив столик, занимаются перекусом,
а мы собираем кат. Дорога заняла много больше времени, чем я рассчитывал и мы спешим.
В это время на берегу вновь появляются приветствовавшие нас по приезду персонажи. Трое полу местных пацанов, лет 12-13. Парни оказались удивительно приветливыми и непосредственными. Угостили их конфетами и дали GPSом побаловаться. Ребятки подозрительно быстро разобрались как с устройством так и с картой в нем. И вскоре весело носились вдоль берега, определяя свою скорость. Впрочем, злоупотреблять моим доверием они не стали , а вернув прибор всячески старались помочь со сборкой. К тому же они понарассказывали местных новостей, да и насчет окрестностей в меру своих возможностей просветили.
Так за перекусами, беседами и немного работой мы незаметно собрали свое плавсредство и приступили к погрузке. В этот момент из-за поворота (вверх по течению реки) показался катамаран шестерка с российским флагом. Да, похоже, в этом году Серебряная очень популярна. Здороваемся. Узнаем откуда. Так и есть идут с верховьев, с Кедровки.
Подкатывает Нива. Вылезшие рыбаки надули четыре лодки и пошли в деревню. То ли в церковь, то ли в магазин.
Но вот и мы полностью готовы. Отчаливаем. Пацаны машут. Мы машем, но недолго. Потому, что нам сейчас под мост идти. Преодолевать антропогенное препятствие.
Преодолели, и вырвались на простор реки. И пошли. Или как говорили во времена Демидова и Мамина Сибиряка – побежали.
День 1. По реке Серебряной от д. Серебрянка до Темного лога.
Расстояние - 31,7 км. Время движения 5 часов.
На часах 13:30. Это нормально. Довольно резво собрались. Однако оказалось, что пока мы стапелились, народ, собиравшийся ниже моста, тоже закончил сборы и уже снялся. Значит, теперь впереди нас идут несколько групп спешащих занять НАШУ стоянку. Я, правда, еще не знаю где она будет, но чувствую, что они тоже стремятся туда. Так что и мы не мешкая «устремляемся в погоню», оставляя за спиной, кажется, ничуть не изменившиеся со времен Мамина Сибиряка, жилые дома Серебрянки.
Скорость течения невысока и в среднем держится на уровне 6 км/ч. Хотя, что значит невысока? Летом это недостижимая мечта. А мы, просто слегка избалованы весенними сплавами. Берега живописны, но скалы пока почти отсутствуют.
Достаем Кабановское описание Серебрянки. Очень надо сказать познавательное в историческом плане и довольно таки романтичное.
Но ориентироваться по нему да еще весной довольно тяжело. Это отнюдь не лоция. Ну и с расстояниями немножко напутано. Так что отслеживать себя по этому описанию получается плохо. К счастью есть навигатор, который снимает большую часть проблем. Хотя и расслабляет. Так что для тренировки пользуемся обычными картами и компасом. Впрочем, мы еще близко к деревне и пока особо ориентироваться и ни к чему, и не по чему. По берегам тянутся зарастающие молодым лесом поляны. Но впереди виден первый высокий берег, со сбегающим к реке пенным ручьем.
Невдалеке, на «полке» первая стоянка. Народ кочегарит баню. Накрыт стол. Зовут к себе. Вежливо отказываемся и желаем им приятного отдыха. Плавсредств у них не видать, зато рядом стоит машина. Так что это не сплавщики, а отдыхающие.
Вскоре нагнали шестерку давешнюю. Но пришлось ненадолго причалить к берегу, так что снова их «отпустили» вперед. Мурзик, почуяв изменение в ритме движения, тоже решил прогуляться, но только по катамарану.
Снова двинувшись вперед, на длинном спокойном участке, «бросаем» весла и перекусываем.
Жить становится веселее, и с новыми силами, мы догоняем группу стапелившуюся ниже моста. Они причалили то ли пообедать, то ли уже на ночевку. У них примечательный катамаран. Вернее даже не сам кат, а стол, установленный на палубе и накрытый всякой снедью и «запивкой».
Да, вдоль всего пути встречаем еще дымящиеся костры??? Видимо вчера и впрямь много групп стартовало. Берега хотя и живописные, но ничего экстраординарного пока нет. Кроме, разве что, водопадиков, тут и там выскакивающих из под густых елей, а иногда прямо из крутого берега. Но вот выглядывает солнце, небо потихоньку очищается от облаков и все вокруг преображается. Обрывистые, заросшие сосной склоны источают аромат хвои и смолы и греют душу.
И даже там где берега еще заснежены, солнечные зайчики на волнах играют с нами в догонялки и вселяют надежду на скорое тепло.
Однако, судя по описанию, вскоре должна показаться так называемая «поляна с кирпичами» торчащими из обрыва. Воображение рисует древнюю пристань, или остатки усадьбы. На деле, проходим всю поляну, так ничего и не заметив. Наверное, водой весенней скрыто все. Зато кат шестерку наконец обошли. Теперь еще одним конкурентом меньше. Мимо проносятся моторки. Как навстречу, так и в попутном направлении. В некоторых люди не только в камуфляже, а еще и с какими-то знаками различия и кокардами на головных уборах. Впрочем, народ не суровый. На приветствия отвечают и уносятся по своим таинственным делам. Прошли еще одну группу. Тоже приветственно машут в ответ и на пиво водку приглашают. Но мы идем до Темного лога. Поэтому тут не останавливаемся. Там нас встречает большая и вопреки названию местности светлая, озаренная вечерним солнцем поляна. Однако, уже занятая большущей группой с несколькими катамаранами.
А может даже несколькими группами.
Так что поневоле перевыполняем план. И движемся еще метров 700, пока на левом повороте, на мысу против невысокой темной скалки, не замечаем неплохую, хотя и находящуюся в тени стояночку. Скорость реки тут высока, но берег удобен для высадки. Вылезаем, осматриваемся. Место действительно тенистое, но зато ровненькое и с дровами проблем нет. Так что, несмотря, на то, сто дальше просвечивает очередная поляна, решаем вставать тут.
Тем более, что тут и костровище, и стол есть, и навес смастырен и даже табличка импровизированная прибита.
Ну, а то, что под густыми кронами сосен темновато… Зато уютно! Поставили палаточки и суп поставили вариться. И тут Юрчик достал свой «сурприз» - пельмешки! Благодаря тщательной упаковке они все еще оставались замерзшими, так что мы смогли, не спеша, покушать супчика и только потом сварить второе. Получилось очень сытно и вкусно. И от избытка впечатлений радостно.
Юра забрав кружку чая устроился на пеньке на берегу, как писал поэт «… дум глубоких полн».
Но особо скучать ему не давали. Мимо все шли и шли отставшие группы. Люди спешили отыскать стояночное место. А некоторые говорили, что у них завтра дневка с баней и приглашали присоединяться, но нам и так было хорошо.
Кстати во время оборудования лагеря кот преподнес нам первый сюрприз. Я решил дать ему шанс привыкнуть к свободе и показать себя с хорошей стороны. И Мурзик был освобожден от явно тяготившей его шлейки и поводка и отпущен на волю. Сначала он робко прошелся по округе. Потом пристроился возле Юриной палатки стоящей пока без тента. А через некоторое время, усыпив нашу бдительность, вдруг просто исчез. Быстрые поиски ничего не дали. И мы уже готовы были предаться панике, но в это время Юра решил слегка передвинуть палатку, и тут пропажа была обнаружена. Котяра просто забрался под нее (палатку) и сидел там тихо-тихо как партизан.
Радость от находки смягчила строгость наказания, тем не менее, кот был ограничен в свободе перемещения путем водворения в переноску и пристегивания к оной.
Хорошо, что все закончилось удачно! Так что мы спокойно попили чай и разошлись по палаткам. Ну и кот с нами заодно отправился спать.