Название сразу насторожило.
Солёных озёр на Алтае порядком, и в Хакасии имеются.
Читаю и вот пожалуйста...
"Соловьевские горы в тайге да еще Соловьевский «Поднебесный зуб» – скала в тайге, где располагался его отряд..."
"Поднебесный зуб" - сразу провоцирует поиск по карте. Точно - Хакасия, Ширинский район, к северо-западу от Абакана, впрямь - вершина высотой 846 метров с названием "Соловьёвская".
Ареал действий совпадает и дальше по тексту...
"ТЕЛЕГРАММА Красноярска.
Данными начтачотуба Томской 5 апреля боеотрядом ЧОН Кузнецкого уезда верховьях реки Средней Терси 90 верст севере– восточнее Кузнецка в двух бараках обнаружена стоянка банды Соловьева тчк. Результате гранатного боя захвачены дв.тчк. отец Соловьева, девять женщин в том числе мать Соловьева, четверо детей тчк. Бараки продовольствия сожжены".
Ну кто же не знает Терсь, кто не пробовал Терсинку местного разлива?
Тогда и сюжет любопытен - нас касается...
А сюжет книги - гражданская война, кулаки и продразвёрстка. Голиков, молодой командир отряда красноармейцев ищет отряд местного партизана Соловьёва. Преследует жёстко и решительно.
Такая его напористость Владимиром Солоухиным осуждается.
---
Голиков стал исторически знаменитым Аркадием Гайдаром, написав прекрасные книги для детского возраста (его произведения https://royallib.com/author/gaydar_arkadiy.html ).
Не менее знаменит и "почвенник" Владимир Солоухин, публицист времён перестройки. (его книги https://royallib.com/author/solouhin_vladimir.html ).
Цель у обоих общая - жила бы страна родная, других забот быть не может. Но принципы отстаивают, разных масштабов и горизонтов. Потенциалы искрят, соприкасаясь.
И способы достижения цели писатели воспринимают по разному.
Если ощутить их точки зрения, исходя из необходимости гармонии - Владимир энергично осудил то, что происходило в минорной тональности. Аркадий, сложившиеся минорные обстоятельства, пробивал чересчур мажорно.
В книге, таким образом - мировоззренческий диспут однонаправленных писателей.
Ну как тут не припомнить резонансом, по аналогии, совмещение бытия ещё более дальних, уже музыкальных гигантов - Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери. Выдвинутое, как гипотеза, через "Маленькую трагедию" нашего Александра Сергеевича.
Там по либретто, если обще, кропотливый труженник нот Сальери, завидуя играюче-гремучему таланту младого Моцарта...
"- Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?
- Не думаю: он слишком был смешон для ремесла такого.
- Он же гений, Как ты да я.
А гений и злодейство — две вещи несовместные. Не правда ль?
- Ты думаешь?
(тайком подсыпал ему яд в стакан)
Ну, пей же.
- Здоровье, друг, за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери...
Текст - https://ilibrary.ru/text/467/p.1/index.html
Взял, да и выпил. Молодые любят вино, хотя молва идёт, что организму оно - вред.
Отчего слёг, точно не установлено. Врачи говорят - Моцарт и до того тяжело болел, свидетели клянутся - Сальери его по учительски уважал, да и талантлив был ничуть не менее.
Талантливость, это весомо. Чего тогда морочиться предположениями, пусть музыка сама проявит правду.
Послушал на Ютубе реквием Сальери...
https://youtu.be/AO7xz7qTrlI
И следом ещё несколько произведений.
Нет, не созвучна мне мажорная тональность, а у Сальери всё, что - после реквиема, как раз в оптимистичном мажоре. Не припекло.
Зато у Вольфганга Амадея, его реквием, по Пушкинской легенде - выпрошенный каким-то неизвестым - ночью, одетым в чёрное... предполагают, что - эпитафия самому композитору... звучит в сопровождении волнующих душу минорных аккордов.
И если так же, эмоционально оценить спор двух писателей, то - приму-ка я сторону Владимира, а не Аркадия.
Ибо слово в тему - Григорий Померанц - "Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Всё превращается в прах - и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе (даже) за правое дело. И благодаря ему зло на земле не имеет конца".
Хотя - ну кто, по большому счёту, всю-то, диалектическую-то, истину-то, знает?
Но раз уж речь о Кузбассе, то добавлю из туристических реалий.
В которых феноменальная стена Куйлюма внушила тектонический реквием...
"Из базальтовых развалов, из натёков застывшей лавы... из кипени островерхого зелёного пихтача и разлапистого кедровника... из корневых когтей сгоревших и павших лесных титанов... прорываются, возносятся к мечтательным облакам, тысячелетние стены.
Вид величавой тайны бередит и оглушает.
Эхом горной мистерии, всего каменного строительства и побоища... нарастает в ошарашенном сердце игра струнных инструментов - низкий гул контрабаса, ритмичное шествие виолончелей. Скрипичные причитания... словно плачущим угрожают, словно пытают кого-то, где-то.
Болевое нарастание громкости хора, и откаты в сумрачное контрабасное онемение, в за-звук, в почти-молчание.
И ритм, возникающий снова, неумолимой поступью, внутренней неутолённой потребностью.
По человечески мягкие голоса инструментов плетут жестокую вязь драмы...
Нет-нет, здесь не каменно-технологическое, здесь изначально-символическое.
Здесь Горнее Предание.
Побоище здешнее осыпалось и заросло лесом. Укрылось расстоянием, временем, медведями и местными жрецами.
Оно сохранилось погостом.
Над штормовым волнением горной страны, мегалиты восстали предупреждающим знаком. Пророчеством для начинающегося народа, констатацией для народов запыхавшихся. Для потомков, траурными фанфарами предков.
Сделавшись "местом потусторонней силы".
Силовым накалом былого.
И разогревом выводов...
Это шаг от животности к человечности. Ступенька тысячелетней крутой, общей лестницы...
Общество движется шаг за шагом, ступень за ступенью, века за веками.
Зарождая и укрепляя во всечеловеческом теле.
Духовность, сердечность, душу.
Возводя храм, отличный от каменных.
Строение невидимое, но - как подсказал мегалит, более прочное, важное".
А ведь с вершины Куйлюмского пика... уж ежели свыше, то значит - по родительски... однонаправленно с мегалитом, вполне возможно оглядеть всю арену того исторического момента - той реальной схватки Голикова с Васильевым... и народных сил, пошедщих за ними... и Солоухина с Гайдаром тоже.
И - родители, разве могут они принять сторону лишь одного из двух своих детишек, поссорившихся братьев? Родители ведают смысл, превышающий временные разногласия.
Скорее обоих и пожалеют, и отругают.
Вот, оказывается, по каким легендарным краям, по следам чьих подвигов, мы бродим, с примусами да походными рюкзаками.
---