Вот, про лыжи – поделюсь сначала мыслями какие были бы идеальными для длительных и не очень (ну не 1-2 дня) походов (а не матрасничанья на приютах) по горно-таежной местности:
- Не слишком длинные (скажем, 155 - 165) - если длиннее - на подъемах при смене направления при подъеме лесенкой, и где елочкой - чтобы себе на пятки не наступать. Да и в прочих случаях короткие разворотливей.
- Не слишком широкие, не беговушки конечно, cкажем, 8 - 10 см. 11 - уже край, как уже здесь говорили широкие не закантуешь. Но и 7 – узковаты.
- По геометрии - (вот тут интересней!) - они должны быть несколько шире в районе грузовой! Мне случалось когда-то ходить на таких - были обычные лесные, да естественным образом пообщипались/поскололись именно до такой формы. Так потом года два это были самые удобные мои лыжи! Пока совсем уже не порасщепились. И были лет сколько-то назад в продаже пластиковые туристы (аднака, где-то с конца 80-х, когда пластиковые вообще только стали появляться), они были именно с такой геометрией, но я на них не ходил.
Так вот, рулить на спусках на таких гораздо легче, чем напрямых, а тем более приталенных! Имея в виду, конечно, что спуск с третью а то и половиной своего веса за плечами. Что еще важнее - закантовываться на траверсах, или просто стоять боком на склоне на них легче – они не цепляют его где-то носком и где-то пяткой, а врезаются сразу жестко грузовой. Да и просто в лыжне они лучше «рыскают» - сами ее находят, это когда по заметенной уже лыжне идешь, или ночью с Абаканского - ноги пускаешь на автомате. Про лыжню сейчас, я понимаю, можно забыть
- или тропи сам, или буранка, (чоб она пропала!). Но помечтать-то можно?
Да и на пухляке такие лучше себя ведут – меньше прогибаются, особенно в гору это заметно. В общем, пока сейчас писал - решил что свои деревянные точно так подстрогаю.
- По прочности – чтобы как горные (отсюда и конструкция/технология). Потому как деревяшек не скажу чтобы много наломал, хотя бывало, но это всегда фактор риска. А риск - это гораздо важнее чем его реализовавшийся случай, потому что заранее влияет на все планы и возможности: на возможность уйти дальше от существующих путей (какими бы они ни были: лыжня/буранка/дорога…), на манеру движения (на прочных можно выбирать более прямые пути не осторожничая). Ремнабор всегда есть конечно, но без поломок, ежу понятно(?), лучше. Если группа побольше – есть резон тащить запаску. А если поменьше – то вероятностная целесообразность такой страховки сомнительна.
- По весу – ну понятно, чем легче тем лучше. Уже из фактически реальных вариантов, скажем, чтобы не тяжелее 2,5 кг. пара были.
- Скользящая… зимой деревяшку я вполне уважаю, в зимние месяцы в целом деревяшка выигрывает. На подлип можно нарваться всегда, но именно в среднем – выигрывает. Кроме того, деревяшки я обычно промазываю эпоксидкой носовую и пяточную часть (меньше подлипу место), и на сантиметр от канта (дольше не стирается кант).
К весне, март – начало апреля, все-таки лучше пластик. Вроде всего полтора месяца, но самые кайфовые конечно, главным образом из-за светового дня. В чем выигрыш - про подлип все понятно. Но есть еще нюанс на спусках – пластиковые меньше реагируют на разные состояния снега, и «глаже» проезжают участки с чередующимся покровом, типа: доска – просто наметено – пухляк - … Так на пластике не так резко подтормаживает при въезде с доски в пухляк, или с солнца в тень когда тепло и подлип. Но тут же и обратная сторона медали – несет вниз конечно сильно, что (под рюкзаком же!) чаще нежелательно. Приходится или закладывать более пологий серпантин на спуске, или уже что-то придумывать на скользячку.
- Вот теперь - что делать с пластиковой скользячкой, чтобы и отдачи не было, и вниз меньше несло, и "плавноходность" сохранялась. Шнуром капроновым пробовал когда-то обвязывать, многие так делают. Но у меня он за 10 минут кантами резался, так что это не прижилось. Мазать пробовал, и слышал как многие пробовали… По геморройности общий результат приближается к намазыванию деревяшек. Камус синтетический – сам не пробовал, как-то сдается мне что в многодневном походе он не прижился бы: вот утром наклеить (на ски-тур лыжи), подняться, скатиться, по хорошей погоде может и еще нацепить подняться разок-другой, а к вечеру в избу – это да. А вот когда в пургу по ходу надо то вверх то вниз, да несколько дней в палатке / пещерах – чо-то мне подсказывет… Да и пишут кто пробовал – вот уже давали выше ссылку на «телемаркиста».
Последние годы я уже как-то здесь писал - приспособился клеить под грузовую кусок лейкопластыря, классического, белого - сантиметров 5 шириной и сантиметров 10 полоску, углы скруглены. Если он нормального качества, и наклеен в тепле на сухую лыжу (в палатке над примусом), то держится на тефлоне отлично - хватает на несколько дней, и при этом в процессе он просто стирается в ноль, но не отклеивается. Так этого достаточно чтобы лыжи и не отдавали назад, и не сильно несло на спуске. Но вот какой попадет лейкопластырь - это лотерея, и в позапрошлом году мне дрянь попалась - с виду что надо, но от рулона не оторвешь - аж сама ткань рвется. А в то же время к лыже адгезия плохая – намокал и отклеивался через 5 минут, в общем дрянь. Как раз на 2013 новый год это и было. Так после этого я всерьез так стамесочкой посек скользячку, и результат вот этого мне уже очень понравился! Тогда же в марте (
forum/viewtopic.php?f=83&t=4250) лыжики себя просто отлично показали. Вверх шли вообще просто отлично почти без серпантинов в лоб, ну и вниз ограничивалась несколько скорость, но не сильно. Так что на данный момент думаю это лучший вариант. Ничего пока не ободралось и не стерлось, но конечно в таком варианте немного еще на них походил – прошлый сезон вообще пропустить по обстоятельствам пришлось, так что на сколько хватит не знаю. И годится этот способ для нормальной толстой скользячки как на горных, а не для тоненького покрытия на деревяшках, что сейчас продавать пытаются. А вообще думаю какой-то из вариантов механических стоперов, коих уже море конструкций предложено, может найти применение.
Сейчас у меня пара лыж, одни деревяшки 175 см, ширина 11 - на тропежку - им 3 года только. Все хорошо, для зимы, но... деревяшки (=> ? прочность), да еще и тяжеловатые - 3200 без креплений, и чуть длинноваты. Но вот я их подстрогаю, чуть-чуть заузив носок и пятку! Да и укорочу до 165. Будут уже ближе к лучше.
И вторые - горные, 157 (на самом деле рабочая длина 150), очень легкие! (2900 вместе с универсальными креплениями). Это им я скользячку посек. И быть бы им как раз идеальными – по всему подходят! Но - геометрия, блин! Приталенные они
- довольно сильно чувствуется насколько это неудобно для тяжело-груженного состава.
Заодно про крепления: - походил я немного на качающихся щечках, да и свинтил их. Претензий нет, вот только выигрыша от них как-то никакого не чувствуется, зато вес – да ну его нафиг - 1.35 кг. Так что вернулся к самому простому варианту - можно традиционные «универсальные» с подстраиваемыми щечками, но даже лучше простые скобы – легче и меньше люфтов. Кстати, если тросик от «универсальных» лопается – абсолютно пофиг – на раз связывается вставкой капронового шнурка на схватывающих, и так служит уже вечно
. (Несколько шнурков зимой всегда наготове в кармане! - самая первая «доврачебная рем-помощь»).
И про натяжение: с закреплением лягушки сбоку на тросе (вот как у Дениса), а не впереди на лыже как у классических "универсальных" - тоже ходил. И остались лучшие воспоминания, - вариант точно лучше тем что тросик не прегибается/вылетает/выщелкивается на боках щечек, не падает в снег, не теряется (он просто на щечках всегда закреплен). Сейчас у меня самого не так - классика, но думаю к этому вернуться.
Тут я несколько раз про вес толковал, так я про него последнее время только думать стал, я тяжеловоз - всегда как-то пофиг было. А сейчас просто спортивно-инженерный интерес в самом процессе облегчения снаряжения появился, + сделал для себя открытие, что легче-то - лучше оказывается
!
! Так вот по Зубьям-то лыжи часто наверху уже не на ногах, а на рюкзаке едут, поэтому о весе больше думать вполне есть смысл.
Вот эт-т-т-то я написал! Сколько слов оказывается знаю!