28 апреля. Первый день похода.
В предыдущие 2 дня, пока ехали до Текели, погода всю дорогу стояла очень хорошая, светило солнышко, было очень тепло. Среднеазиатская весна — она как наше сибирское лето.
А ночью погода начала портиться и шел несколько раз дождь. Утром всё так же пасмурно, тучи - то сплошные, то с разрывами. Так что собираем вещи и подготавливаем велосипеды к поездке в перерывах между дождями.
Выехали где-то в 10 утра (по местному это 9 утра, но мы решили в походе не менять привычки и жили по новосибирскому времени).
Уже на выезде из Текели нас накрыла довольно мощная гроза. Что ж, пока не напрягает, да и дождь в дорогу — хорошая примета. Пережидаем под деревом.
Ближайший населенный пункт на нашем пути — аул Жалгызагаш. Местные не очень-то знают такое, но вот посёлок Рудничный и расположение дороги на него, показать могут. Двое опрошенных местных молвили о некоем посёлке Тельман, дескать с шоссе Текели-Талдыкорган нужно на него свернуть, а там пойдёт уже дорога на Рудничный. Но, как оказалось, советские названия ныне помнят только географические карты и сердца людей старой формации. Настали новые времена и теперь всё это носит нативные, казахские имена. Не мудрено, что нужный поворот на Тельмана мы пропустили. А ехалось, кстати, хорошо, ходко, немного под горочку по идеальному асфальту (правда сильно мокрому после грозы), так что наверное тоже повлияло. Вобщем, опомнились мы, что надо бы сворачивать уже проехав километров 8 от Текели, в поселке Жетысу. Возвращаться к «тельмановскому» повороту не хотелось, поэтому был найден альтернативный путь через аул Екпинды.
Вплоть до Жалгызагаша — обычный казахский разбитый асфальт, рельеф типа «качели», но ехать легко, так как больше вниз, чем вверх. За Жалгызагашем становится труднее. Дорога начинает забираться выше и выше на отрог хребта, ветер становится встречным.
Фото 1. Дорога на Жалгызагаш.
Фото 2. На спуске к аулу.
Почти в самом конце подъёма нас нагоняет гроза. Да посильнее утренней. Укрыться негде, ничего не остается, как ехать, мокнуть. То, что уже под горку надо ехать — скорее плохо, чем хорошо, так как без нагрузки на мышцы, да на ветру, да под дождём, остываешь очень быстро.
Но жаловаться по большому счету грех! Мы же туристы, что нам дождь?!. К тому же остановка в пути для замены Артёмом пробитой об камень камеры на заднем колесе совпала с просветом в тучах. Чем мы не преминули воспользоваться для организации быстрого обеда.
Да. Пробил Артём камеру на заднем колесе (ободом об камень — классический пробой типа «укус змеи»). Знать бы тогда, как это повлияет на дальнейший ход нашего путешествия, как аукнется аж во второй половине похода!..
Но, обо всём по порядку.. Тем временем, под горку и по ровному, по участку грейдера и казахского асфальта, минуя по пути посёлки Рудничный и Коксу (а речка Коксу, кстати, офигенно красивая и ущелье её такое манящее в горы!), мы достигли широкой долины и где-то не доезжая посёлка Шубар встали на ночлег на берегу ручья, поставили палатку за какими-то кустами в 100 метрах от дороги.
Дождь тем временем прекратился. Однако под дождём и после фотографировать не очень хотелось, так что за день фотографий совсем мало, уж не обессудьте..
Пройдено за день: 78 км. Из них 68 км асфальт, 10 км грейдер.
29 апреля. Второй день похода.
Ночью хлестал ливень. С утра пасмурно, но дождя нет. Артём восхитился моей палаткой Беркут Универсал 2, что хорошо так выдержала, нигде ни подтёка. Да, палатка действительно отличная, я не устаю ее всем хвалить и рекомендовать к использованию в нематрасных походах в среднегорную местность.
Быстро доезжаем до Шубара по хорошему асфальту (короткий участок свежеотремонтированной дороги). Очень удачно пережидаем небольшой дождь в посёлке, куда заехали в дукен (магазин) за минералкой, пряниками и водочкой.
Фото 3. Пережидаем дождь в Шубаре.
Сегодня у нас по плану перевальный день — съезжаем с асфальта и двигаем в сторону перевала Уйгентас. По пути отмечаю про себя, что воды в речке Кескентерек, мост через которую находится сразу за Шубаром, довольно много. Кручу педали в раздумьях о предстоящем броде через нее — как-то всё получится?..
Далее двигаем на посёлок Онжас. Уже проехав его насквозь, преодолев довольно нудный подъём в гору, решаем посмотреть карту. И тут приходит понимание, что нам, оказывается, не надо было лезть в этот подъём, не надо было вообще проезжать через посёлок — по карте дорога идёт в долине и начинается ещё до Онжаса. Сказать по правде, я не заметил отворотков дороги перед посёлком, пока ехали внизу. А теперь как-то жалко спускаться, терять высоту с трудом набранную, и вообще мчать сквозь посёлок с грязью и собаками совершенно неохота. «Вперёд и вверх — пусть дорога теперь к нам поднимается!» - решаю я, и мы двигаем дальше, сначала по какой-то скотопрогонной тропе, а затем вообще по азимуту. Коровы. Поля. Пастбища. Стала видна внизу дорога. А мы как дураки сайгачим вверх-вниз велопешком без дороги по увалам с прошлогодней жухлой травой..
Фото 4. На пастбище за Онжасом.
В итоге не выдерживаем — решено спускаться таки к дороге. Спустились, выбрались на дорогу, дело пошло побыстрее — уже по крайней мере едем. Хотя, конечно, размокшая грунтовка не способствует быстрому перемещению — ехать приходится по траве между колей или по обочине.
В месте, где заканчивается широкая пойма и начинается длинный подъём на перевал, решили пообедать и возможно переждать надвигающийся дождь — тучи по прежнему гуляют по небу свинцовые.
Фото 5. Здесь начинается подъём на перевал Уйгентас.
Место выбрали хорошее, ровное, на бережку. Я решаю поставить палаточку. На всякий случай — вдруг дождь пойдёт, так переждём тогда..
Но что это происходит?? Всего через 5 минут на этом бережку мы с Артёмом вдруг обнаруживаем на себе и палатке по десятку клещей! Да такие здоровые, звери просто! Срочная эвакуация выше, на край поля у дороги (там трава совсем мелкая, не должно быть этих злыдней — рассудил я), полный осмотр, отряхивание, заправка всей одежды «друг в друга», дабы враг не прошел.
Так и оказалось, на высоком берегу клещей почти нет, но всё же по 1-2 на брата поймались. Кстати, пока снималась предыдущая картинка, я с какой-то травинки-метёлки (не смотря на то, что старался обходить высокую траву) подцепил сразу трёх клещей.
Фото 6. Клещи.
Вроде теперь в безопасности.. Но в любом случае обед был скомкан — пища буквально не лезла в горло, и всё время казалось кто-то полз по телу. Это, говорят, психоз такой. Хорошо ещё дождь так и не начался, прошел стороной, так хоть палатка высохла, а то утром свернули мокрую.
После обеда мы начали медленно подниматься по грунтовке в сторону перевала Уйгентас. Дорога была сначала хорошо накатанной грунтовкой (хотя и очень грязной после дождя), затем постепенно сходила на нет и в конце концов превратилась в скотопрогонную тропу.
Фото 7. Дорога до брода.
По пути было несколько бродов через ручьи, впадающие в Кескентерек. Где-то удавалось перепрыгнуть не замочив ног и провести (или передать друг другу) велосипеды, где-то оказалось возможным даже переехать в седле сходу. Сколько именно бродов — не считал. Один брод довольно большой, вполне сопоставимый по ширине и водности с основной речкой в этой долине — Кескентереком. Так что я уже даже немного успокоился, подумав, что наверное, выше по течению в нем будет значительно меньше воды и мы сможем преодолеть брод.
Фото 8. Брод через приток.
Фото 9. Артём идёт вброд.
Но не тут то было! Дойдя до места, где нужно бродить Кескентерек, а дальнейшая скотопрогонная тропа виднелась на другом берегу, поднимаясь круто в гору, стало понятно, что брод не проходим. Попытались прогуляться вверх-вниз по течению, поискать место, может на разливах реки можно перейти - ну, то есть как оно обычно делается. Но нет. Даже на разливах обязательно есть 1-2 протоки с тугой глубокой струёй, и уклон везде кроме основного места брода сильнее. Вот что значит сильные дожди всего два дня! Речки вспухли. А ведь, в деревне мы спрашивали - до вчерашнего дня погода очень долго стояла сухой, наверняка тогда можно было легко брод пройти. Не повезло!
Фото 10. Кескентерек в месте брода.
Ладно, встаем на ночевку, утром посмотрим, может вода упадёт, попытаем счастье на одном из разливов. Ставлю веточку-метку на урезе воды, чтобы утром посмотреть, упала ли вода в реке.
Артем немного переживает — а что у нас со сроками, не слишком ли медленно мы двигаемся? Ага, лучше бы переживал, что всего одну бутылку водки в перевал взял!. )) О чём думал вообще?? В такой промозглый холодный вечер качественная казахская водка выпилась как вода.. Успокаиваю Артёма тем, что на прохождение перевала у меня запланировано 2 дня, но можно без ущерба задействовать даже ещё дополнительно полдня. С надеждой на будущее ложимся спать.
Пройдено за день: 38 км. Из них 15 км грунт, 5 км бездорожье, 28 км асфальт.
30 апреля. Третий день похода.
Ночью мощная гроза. Вода в реке не только не упала, а даже немного поднялась и приобрела оттенок кофе с молоком. Решение однозначное — отказываемся от брода, ибо слишком опасно, и спускаемся к асфальтовым дорогам, в Шубар.
Утро обещает, что погода наладится. Немного фотографирую, собираемся и двигаем вниз, откуда пришли. Всё в обратном порядке — тропа, броды, грунтовка.
Фото 11. Назад, в Шубар.
Погода налаживается, но пока это никак не сказывается на состоянии дорожного покрытия — ночная гроза основательно промочила грунт, так что он наматывается на колёса, забивает тормоза и переключатели.
Но улучшение погоды явно повлияло на моральный дух. Виды открываются обалденные! Двигаемся относительно бодро, правда, по прежнему стараясь ехать по траве вдоль обочины и между колей, где это удается.
Фото 12. Виды Семиречья.
Возле «клещевого» места устраиваем предварительный отмыв велосипедов, наспех. И вроде бы находимся сейчас не на траве, а на дороге да в воду заходим, но всё равно, кажется, передёргиваясь — клещи здесь, клещи кругом, сейчас они нападут!. ))) Что ни говори, но вчерашняя атака клещей произвела неизгладимое впечатление. Кстати, вчера, уже вечером, на одежде, извлеченной из рюкзаков, были обнаружены ещё 3 клеща..
Фото 13. Дороги мои, дороги..
Потом по грунтовке доехали до Онжаса и устроили уже тщательнейший отмыв велосипедов. Я даже цепь снял, промыл в воде и потом смазал.
Фото 14. Отмываем велы в Онжасе.
Теперь выяснилось, где нужно было сворачивать с асфальта, чтобы ехать по грунтовке в сторону перевала Уйгентас. Это оказывается весьма неприметный свороток, сразу за первыми домами, напротив небольшого кладбища. Вот ни за что не догадался бы вчера — по виду вполне можно принять свороток куда-то во дворы, на ферму или машинотракторную станцию.
Тщательно отмыв велосипеды, двигаем по асфальту в сторону посёлка Алтынемель и одноименного перевала. Асфальт обычный казахстанский. Дорога сначала плавно, почти незаметно набирает метров 200 высоты (примерно до посёлка Кугалы), затем идут «качели», но в основном вниз, так что от Кугалы до посёлка Алтынемель долетаем весьма бодро.
Фото 15. Дорога сразу за Шубаром.
Фото 16. В Тастыозеке.
Фото 17. Тоже Тастыозек.
Сказать по правде, я был уверен, что или в посёлке, или на трассе (за посёлком дорога Шубар — Алтынемель примыкает к федеральной трассе в Китай) будет кафе, где мы поужинаем. Но нас ждал облом. Ни в посёлке, ни на своротке, кафе нет. А местный житель в Тастыозеке (где мы заезжали в дукен), вообще сказал, что до Панфиловского (ныне Жаркент, на границе с Китаем) кафешек не будет.
Вместо кафе, на федеральной китайской трассе нас встретил плавный нудный едва заметный подъём в сторону перевала Алтынэмель, в который мы медленно и печально поплелись. Уже в конце дня усталость-то накопилась ну и моральный фактор не способствовал — немного рассроены тем, что не удалось отведать вкусных блюд национальной кухни.
Вот что хотелось бы особо отметить в отчете! Такие длиннющие, на 15, 20 и даже 30 и более километров тягуны с едва заметным уклоном — характерная особенность местных асфальтовых дорог. Когда сегодня в первой половине дня, по пути из Шубара до Кугалы, мы впервые столкнулись с относительно коротким таким участком дороги, я некоторое время не мог понять что происходит со мной, с моим физическим состоянием. Почему так тяжело едется - ведь плоскачь же и ветра почти нет?. Уклон почти не заметен, но он влияет и ещё как! Ехать становится значительно тяжелее. Уклон не заметен глазу - ты хочешь вкрутить, прибавить, но вел сопротивляется. Я совершенно не привык к такому рельефу! У нас местность более пересеченная — относительно короткий, чаще всего меньше 10 км (в основном 2-3-5 км), но хорошо заметный, порой достаточно крутой взлет, затем вниз, под горку с ветерком.
Казалось бы всё ничего, крути да крути по тягунку, полого же, а ты же готовился, выдержишь!. Но, я оказался абсолютно не готов к таким условиям «с другой стороны» (в буквальном смысле). А именно, со стороны, пардон, жопы! На нашем Сибирском, мелком, но крутом, рельефе моя задница немного болела, когда я сидя вкручивал в горку, однако не успевала «отстегнуться» на подъёме. За время спуска, стоя на педалях, 5 точка успевала полностью отдохнуть, и я был готов к следующей горке. Здесь же, для преодоления тягунка требуется несколько часов непрерывно вкручивать. Сидя. С соответствующими последствиями.. Вобщем, здесь, на пока ещё небольших тягунках между Шубаром и Кугалы, между посёлком Алтынэмель и основным взлётом одноименного перевала, я почувствовал первые проблемы — отдавленность и потёртость. Поход грозил стать неприятным!
Но вернёмся к нашим баранам. Точнее дорогам.. Через километров 8 трассы от своротка, по левую руку открылся вид на большой пруд, а выше него угадывался лог, с которого этот пруд явно снабжался водой. Туда мы и свернули на ночевку. Встать предпочли на ранее выгоревшем участке луга у ручья, но уже зарастающем свежей травой. «Тут совершенно точно нет клещей.», - авторитетно заявил я, - «Все погорели!». Что ни говори, но вчерашние впечатления ещё свежи..
Фото 18. Место ночевки перед перевалом Алтынэмель.
Пройдено за день: 91 км. Из них 20 км грунт, 71 км асфальт.
1 мая. Четвёртый день похода.
Погода хорошая.
Мы неспешно собирались, когда к нам подъехал казах на лошади, пастух.
– Здравствуйте! Лошади не видели куда пошли?
– Нет, - говорим, - не видели.
– Ночевали тут? - спрашивает.
– Ага. - отвечаем.
– А вы в походе или просто на маёвку приехали?
– В походе. Туристы мы. Из России. Новосибирск. Нет конечно, не своим ходом, а на машине. На велосипедах едем из Текели. В Алтынемель. Нет, рыбачить не собираемся, просто отдыхаем. Не, в Китай не поедем...
Последний длинный и многосложный ответ в данном конкретном диалоге, конечно, звучал не именно так. Это я тут в отчете утрировано написал. В этот раз мы кратко рассказали, что мы туристы, идём в поход, на что получили традиционное «Ну, счастливого пути вам, хорошо отдохнуть!» (Вы же ещё помните, что жители Казахстана чрезвычайно доброжелательны?).
Просто в этой строке тут в отчете я собрал ответы на наиболее часто возникающие вопросы (ЧаВо, ага?), которые нам задавали каждый день и не по разу. О, это просто поразительно! Пешие и конные, тракторные и на автомобилях - люди останавливались и проявляли любопытство. Автомобилисты иногда просто сигналили клаксонами (только, блин, делали бы это чуть заранее, чтоб не просто вздрагивать от гудка над ухом, а успевать как-то отреагировать, помахать там в ответ что ли).
Как не трудно догадаться из данного «собирательного» ответа выше, многие спрашивали нас о том, кто мы, откуда, зачем и куда едем. Но были и довольно оригинальные и неожиданные для нас вопросы. Например, пару раз нас спросили, являемся ли мы геологами или рыбаками — то есть альтернатива была именно такой или-или, без вариантов. Раза три или четыре спросили, мы немцы или англичане:
– Так по русски же говорим!.. Русские мы, из России.
– Ну, всяко бывает.
– А что, русских-то нету тут?
– Не. Одни иностранцы! Немцы, англичане, французы. Летом много едут, сейчас пока нет никого, рано ещё..
Таким образом у нас сложился даже некий рейтинг вопросов. И на первое место в рейтинге лично я бы поставил сегодняшний вопрос пастуха (про маёвку). Во-1, больше ничего подобного ни от кого не прозвучало, во-2, если вдуматься, сколько глубокого смысла в вопросе, насколько человек оказался в теме туризма! Признаться, у нас с Артёмом спустя некоторое время, когда мы вспомнили эту встречу, мнения относительно вопроса разошлись. Мне кажется, он спросил именно «Вы в походе, или на маёвку?», а Артем утверждает, что вопрос был «Вы туристы, или на маёвку?». Но и в том и другом случае вопрос поставлен чрезвычайно мудро, со знанием предмета, я считаю! То есть в первом случае стало человеку интересно, в походе мы или это ПВДшка у нас. А во втором случае (туристы или на маёвку) — это мы путешествуем или просто побухать приехали.
Ну да ладно, продолжим маршрут! Сегодня у нас совершенно точно перевальный день, едем в перевал Алтынэмель.
Как оказалось, вчера мы таки имели шанс поужинать в кафе. Оно есть на этой стороне перевала и мы не доехали до него вчера всего километра 4. Обидно, досадно, ну и ладно.
Фото 19. Поднимаемся на перевал Алтынэмель.
Довольно быстро поднимаемся на перевал, немного отдыхаем, фотографируемся, и вниз. В связи с отказом от прохождения перевала Уйгентас, так складывается, что нам совершенно точно предстоит проехать перевал Алтынэмель и в обратную сторону. Отмечаем про себя, что на ту сторону уклон посущественней и перепад больше. Ну да ничего страшного! Просто пытаемся запомнить ключевые точки, характерные места, любуемся видами и наслаждаемся лихим спуском.
Фото 20. На седловине перевала Алтынэмель.
Фото 21. Спуск с перевала Алтынэмель.
Фото 22. Спуск с перевала Алтынэмель.
Затем наслаждаемся свежим домашним айраном и шорпой в придорожном кафе (на этой стороне перевала кафе тоже есть — на сей раз я в этом и не сомневался!)
А потом ещё наслаждаемся немного спуском (до своротка на посёлок Басши), новыми пейзажами и теплой погодой. Природа и климат здесь, за перевалом, отличается. Здесь уже высокие горы окаймляют не влажные чернозёмные степи, как это было в районе Кугалы и Тастыозека, а настоящие пустыни. Дождей здесь бывает явно значительно меньше, всё чаще попадаются сухие русла речек и ручьёв, которые «отработали» своё лишь во время активного таяния снега в горах.
Фото 23. Перевал Алтынэмель позади.
И так бы наслаждаться нам и дальше, но... Подул, зараза, встречный ветерок! И как раз начался тягунок. Я чуть выше рассказывал об их особенностях и к чему они могут привести у неопытных велотуристов..
Тяжко стало ехать! Попа ноет. Причем не только от отдавленности, но и натёртости. Сначала мы с Артёмом пытаемся применять технику попеременной езды на колесе. То есть первый едет непрерывно педалит, а второй сразу же вплотную за ним едет в воздушной «тени» первого, и ему легче, есть возможность снизить обороты, отдохнуть ногам. Через каждый километр смена. Это вполне работает, но только пока ветер несильный. А попа всё равно не отдыхает ни первым ни вторым номером — крутишь и крутишь сидя.
Фото 24. На тягуне по дороге в Коныролен.
Такой «гонкой преследования» мы проехали больше 30 км тягуна и поняли, что езда стала настоящей пыткой! Ну, оно в любом случае было бы пыткой, как ни едь, хоть на колесе, хоть по отдельности.. Встречный ветер усилился. Жопа от непрерывной многочасовой сиделки уже отстёгивается. А тут ещё прокол. У меня. Передним колесом поймал какой-то шип пустынного растения.
Прокол в велопоходе не является какой-то нештатной ситуацией. Это нормально, обычное дело. Обычно как - остановился, поменял камеру (вечером потом на привале дырявую заклеил), накачал, двигай дальше.. Нештатной, вопиющей ситуацией у нас явилось то, что обнаружилось во время замены! Достаю я такой камеру запасную (и я и Артём взяли по 1 запасной камере), думаю, чтоб удобнее вправлять её в покрышку, подкачну немного.. Качаю, и тут смотрю на камеру — что за херня?? Камера какая-то маленькая. Судорожно ищу маркировку, нахожу на коробочке — 20 х 2.1. Мать твою!.. Курица продавщица выдала мне в магазине камеру для bmx-а!. А я перед походом не проверил, просто сложил в ремнабор..
В сердцах зашвыриваю камеру в пустыню. Не хорошо, конечно, так делать.. Но, сказать по правде, местные тоже не очень хорошо относятся к своей природе. Нормальное явление — останавливается авто, выходит человек и ничтоже сумнящеся отшвыривает пустую пластиковую бутылку.. У магазинов и кафе зачастую нет урн. А на вершине перевала Алтынемель так и вообще натуральная помойка!..
В своё оправдание могу сказать, что весь свой мусор, все бумажки и банки мы забирали всегда с собой и выбрасывали в урны в посёлках, действуя по доброму туристическому принципу «после себя чище, чем до меня». Хотя, подозреваю, что урны в посёлках опорожнялись потом куда-нибудь за посёлком в арык. Не удивлюсь, если так..
Ну ладно, это я опять отвлёкся. В общем, достаю велоаптечку, заклеиваю камеру, едем дальше. Что же в итоге? Таким образом у нас остается всего одна запасная камера на двоих - та, которую Артем перед Рудничным об обод пробил. Кстати, на данный момент она лежала в рюкзаке до сих пор не заклеенная — и вчера и позавчера что-то проигнорировали мы ее своим вниманием. Ещё одна безалаберность, конечно, с нашей стороны..
Я сказал едем дальше, да? Ага! Не едем, а мучаемся! Встречный ветер дует, тягунок тянется уже 40 км. Я вообще-то по карте намерял именно столько между Басши и Коныроленом — следующим посёлком на нашем пути, а его, этого Коныролена, всё нет и нет, и даже на горизонте не видно.
Избрали «щадящий» график движения — полтора-два километра вкручиваем (уже без «преследования», каждый в своем темпе), затем отдыхаем, но буквально пару минут, не больше. Иногда просто стоя с велосипедом. В конце концов добрались таки до Коныролена.
На въезде в посёлок набрали воды в колонке, заглянули в дукен, купили по традиции пряников и минералки, и на этот раз пива — день был довольно жаркий, прям летний.
Заехали в кафе. Так как чувствуем себя полностью измученными, ужинаем и отдыхаем долго, неспешно. Манты понравились! Хотя вроде бы они на сей раз были с добавлением тыквы что ли, не смог понять.
После выезда от кафе дорога идёт немного в горку, и это оказалось оочень нелёгким препятствием — так уже расслабились и наелись в кафе после тяжелейшего дня с перевалом и тягуном против ветра. Но настроение после ужина — благостнее некуда..
На окраине посёлка возле дороги пацаны играют в футбол. Увидев нас, бросили играть, встали и наперебой кричат нам, кто «Hello!», кто «Salut!». Решаю подшутить, и в ответ кричу им: «Я не понимаю что вы говорите!». Пацаны чуть не попадали от смеха.. Да, действительно, русская речь в этих местах звучит редко. Туристы приезжают в основном из дальнего зарубежья, местные между собой общаются в основном на нативном языке, в школах русский язык вроде бы не преподают — недалёк тот момент, когда россиянин таки вынужден будет отвечать на приветствия и вопросы, если не на местном языке, то на одном из языков романо-германской группы..
В этот день мы решили «скомпенсировать» загар предыдущего дня на головах — и я и Артём ехали без бандан, которые служили нам головными уборами в походе. А то уж очень морда с лысиной диссонировали в этом плане — разница в загаре была слишком заметна. Что из этого получилось, хорошо видно на фото, которые я вынес в начало этого рассказа, когда представлял участников похода. Носы, уши и лысинки таки обгорели! Потом немного саднили и облазили.. Но у нас было с собой чудодейственное средство — бальзам «Спасатель». Спасает! Кстати, он немного спасал меня в месте, противоположном голове. Ну, вы, наверное, помните о «тягунковой болезни», я чуть выше рассказывал..
Бивак сделали недалеко от поля за деревней, на берегу ручья.
Поскольку ужин готовить не надо, неспешно попиваем пивко и заклеиваем таки пробитую артёмкину камеру (на фото ниже — процесс обезжиривания места склейки).
Фото 25. Планово-профилактические работы.
Фото 26. Перед приклеиванием заплатки, место склейки необходимо обезжирить.
Пройдено за день: 81 км. Асфальт.