Затерянные в Затирлянье (Ю. Урал 2022)
Добавлено: 04.06.2022 19:30
Затерянные в Затирлянье.
Дневник майского авто-пеше-водного путешествия туда и обратно.
В прошлом году уже попробовали сплав по малому притоку Чусовой. В этом решили продолжить эксперименты с малыми реками. Тем более, что и претендент на сплав был найден. Им оказался приток Белой – Тирлян. Речка перспективная, т.к. на 10 км. теряет больше 100 метров, а всего на 25 километровом участке нашего сплава – более 170.
Думали стать первопроходцами, но нашли отчет товарища Пакина в «Походах деда Щукаря» . Это одновременно и радовало, т.к. означало, что река проходима, пусть и для Щуки, и немного разочаровывало. Во первых, тем, что не мы первые, во вторых, отмеченным автором маловодьем. Впрочем, он ходил туда в середине мая, мы же отправились в конце апреля, так что рассчитывали на большее. Юра даже каски по этому случаю приобрел, и свой спасик подшаманил.
Стали готовиться.
Для начала, освежили свои знания о районе в чем помогли материалы с сайта «По тропам Южного Урала» в частности статья подготовленная Борисом Прохоровым из Магнитогорска.
«Затирлянье - так условно называю район Южного Урала, ограниченный с севера линией Верхнеаршинск - Николаевка, с востока - рекой Белая, с юга Белорецком и железной дорогой Белорецк - Инзер,с запада - рекой Бол. Инзер. Здесь расположены хребты и горы: Ялангас, Малиновая, Кирель, Аурсяк, Баш-Маярдак, Инзерские Зубчатки, урочища Журболото, Миселя и многое другое.
Район этот ландшафтно и ещё чем-то неуловимым отличается от, скажем, высокой части Южного Урала (хребты Нары, Машак, Кумардак, Ямантау) или Северного Нургуша и, я бы сказал, имеет свой особый "менталитет".» (ознакомиться с полным текстом можно тут - https://www.southural.ru/articles/355)
Дальше, с командой определились. На этот раз готовы пойти были четверо. Я, мой младший сын - Миха, Юра и Санька Хороших. Короче, состав был тот же, что и на Зубьях в 2017 году (Мокрые Ежики). Только дети изрядно подросли. Можно сказать возмужали. А Санька даже жениться успел и сменил своего «Форда» на отечественный Ларгус. Кстати на этом Ларгусе и решили ехать.
Кроме того, я таки приобрел новую шкурку для катамарана. Ну, про каски я уже говорил.
В третьих дорисовал кусочек карты Южного Урала и разобрался почему навигатор не хотел ее хавать. Бумажную тоже распечатал на работе, но взглянув на результат, решил отказаться от нее из-за качества, а в виде запаски взял свой смартфон с установленной Альпиной. И не разочаровался. Конечно в большое путешествие, без бумажной карты не пойду. Не просите. Но на таком маленьком участке, где все и так в голове – можно и не запариваться. В целом, смарт, даже без отключения всех лишних программ, только с переводом в авиарежим и включенной навигацией и записью трека, плюс нечастые фото, жрал процентов 15-20 емкости своей 5000 мА батарейки в день. Мне даже заряжать его не пришлось в походе!
В четвертых закупил еду по списку, причем не менее половины продуктов взял в дешевом «Светофоре». Не скажу, что там все стоит покупать, но кое-что можно. Впрочем, как и везде. Особенно порадовала Алтайская тушенка в черно-белых банках за 120 р. Продавцы утверждали, что из росрезерва. И правда срок годности у нее заканчивался в октябре. Могли и выбросить на прилавок. Пришлось попробовать. Оказалась очень даже приличного качества. Немного жира, мясо и ни каких субпродуктов.
Юра, тем временем, собрал ремнабор и забронировал нам номер в гостинице поселка Тирлянский, откуда мы должны были начать насыщенную пешую часть нашего «сплава».
Осталось только договориться откуда поедем. Решили от нас. Поэтому все прибыли к вечеру 28 апреля в нашу квартиру и начали, по возможности, распихивать вещи по рюкзакам. Как обычно, чем короче поход, тем вещей больше, так что все упаковать не удалось. Ну и ладно. Утро вечера мудренее решили мы и, поужинав чем бог послал, легли спать. Долго ворочаюсь с напряжением пытаясь вспомнить, что позабыл приготовить. Наконец засыпаю, но сон тревожный.
Выезжать решили в 6:32, так что я встал пораньше, чтобы приготовить завтрак. Потом разбудил остальную команду. Поев и приведя себя в порядок, начали таскать вещи к машине. Постепенно большой багажник почти заполнился. Но тут и вещи закончились.
Итак, заброска. Автомобилем примерно 610 км. Общее время в пути 12 часов со всеми остановками.
Расселись по местам и тронулись в путь. Глянув на часы, заметили, что в намеченное время не уложились. Часы показывали уже 6:42. Ну что ж, придется нагонять.
Впрочем, впереди еще более 600 км. Авось нагоним. Перебрав в памяти все взятое, наконец, вспоминаю, что оставил дома. Это специально купленная зажигалка и свисток - медведей отгонять . Придется учиться свистеть без приспособлений и пользоваться спичками. А что делать…
За окном мелькали сначала домики пригорода, потом лес, изредка перемежаемый городками и поселками. Наконец подобрались к Екатеринбургу и свернули на Екад. Тут из примечательного – мост сразу через две речки Пышма и Камышенка и слабое подобие пробки. Еще немного и мы выезжаем на М5. Тут к деревням и перелескам добавляются поля, озера и красивенькие коттеджные комплексы с некрасивой историей возникновения. За спиной уже треть пути, но мы не торопимся к основной цели. Вы спросите почему? А я отвечу. Потому, что мы решили заехать в Аллаки – Уральский Стоунстайл. Это, не то древнее святилище, не то какое-то церемониальное место древних людей населявших эти края. Чтобы не набивать уже многажды написанное, скопипащу описание с сайта Наш Урал – «Святилище Большие Аллаки, имеет и два других названия – Большие каменные палатки или Бей-таш. Находится оно на юго-восточном берегу озера Большие Аллаки. Всего в составе Аллакских каменных палаток насчитывается 14 скал, стоящих на небольшой возвышенности. Форма скал очень причудливая. Одна из скал напоминает лицо человека. Эта так называемая личина находится на боковой (восточной) поверхности скалы в северной группе скал. Она отчетливо видна лишь при определенном боковом освещении.
Археологический памятник на Больших Аллаках открыт и впервые описан в 1914 году уральским археологом Владимиром Яковлевичем Толмачевым. Он же нашел здесь и зарисовал древние наскальные рисунки. Они сохранились до наших дней, но частично пострадали от вандалов, любящих уродовать скалы краской.»
Раньше там стоял шлагбаум и будка. Какой-то заборчик вроде был. Не знаем, как теперь все обустроено, но хочется взглянуть на это чудо эпохи неолита.
Проезжаем своротку на Тюбук, потом поворот на Кыштым и сворачиваем в поселок Аллаки. Глядим в карту, похоже, рано свернули. Нам нужен Красный Партизан. Ну да ничего. Туда ведет старенькая бетонка. Скачем по плитам нещадно нагружая на стыках шаровые. Сворачиваем на т образном перекрестке направо.
Вот и наш поселок. Едем по крайним правым улицам мимо монументальных руин цеха по производству малосольной продукции для царского двора. Не сразу соображаем, что это тоже древность и потому не снимаем его. Придется, видно, на обратке притормозить. А пока поворачиваем направо и выбираемся на простор пастбищ. Там кучкуются представители разных пород крупного и мелкого рогатого скота. Небо синее-синее. Облачка не закрывают солнце, а лиш оттеняют глубину небесного свода. Проселок сухой и мы почти беспрепятственно приближаемся к холму с каменными останцами.
Там уже есть несколько посетителей. Стоят две машины. Но никакой инфраструктурой и не пахнет. И это хорошо.
Оставив машину рядом с холмом,
какое-то время дивимся на «личину» (по крайней мере, я думаю, что это именно она).
А ведь и вправду похоже. Аж до мурашек.
Сбросив оцепенение, поднимаемся и идем осматривать этот памятник древних цивилизаций. Останцы действительно располагаются этаким кольцом. Стоим в центре, проникнувшись величием древних камней.
Спохватившись, хватаемся за камеры.
И только потом начинаем замечать следы оставленные манкуртами. Тут и там виднеются надписи и копоть от костров.
Старые писаницы можно разглядеть только зная хотя, бы примерно, где искать и то с трудом.
Зато прекрасно видны работы современных вандалов
и даже подражателей.
Как говорится и смех и грех.
И все же, что-то такое в этих камнях еще есть. Какая-то неуловимая и неистребимая аура. То величие, которое нельзя унизить, плюнув в него.
Обходим по очереди все камни.
Залезаем в щели.
Заглядываем в «окошки».
Взбираемся на некоторые из скал.
Сверху прекрасно видно озеро Большие Аллаки, по которому комплекс получил свое название.
Оно почти все покрыто льдом и лишь у нашего берега - большая полынья. На кромке льда сидят, отражаясь в воде две чайки.
Подхожу поближе, чтобы заснять их покрупнее.
Успеваю сделать кадр
и чайки, заметив незваного гостя, взмахнув крыльями, уносятся в только им ведомые дали. А мне остаются лишь желтые камушки в песке просвечивающие сквозь прозрачную воду, и красиво оттеняющие темно аквамариновый лед и небо отражающееся в хрустальной глубине.
Решаем, не теряя времени перекусить в этом, несмотря ни на что, чудесном месте. Достаем термос и сумку с едой. Сидя на теплых камнях, не торопясь, смакуем скромный (на самом деле не очень скромный) перекус,
а потом, собрав с собой остатки, устремляемся обратно на трассу, на этот раз не забывая сфоткать руины древнего производства.
Минуем поселок и, проехав пару сотен метров, останавливаемся. Зачем? А просто мне надо найти место закладки тайника посвященного Аллакам. Раньше он был пошаговым, а теперь остался только последний шаг.
Нахожу тайник довольно легко. Координаты бьют, да и описание точное. Оставляю запись в блокноте и к машине. С момента старта прошло уже пять часов. Это довольно много, ведь нам еще больше половины пути преодолеть надо.
И снова километры асфальта наматываются на колеса нашего Ларгуса. Дорога петляет буквально между озер по узенькой полоске суши. Справа в просветах виднеются пусть и не очень высокие, но настоящие горы.
Проезжаем окраины Каслей и Кыштыма. Впереди Карабаш. По многочисленным, но ничем не подтвержденным данным, Юнеско признала его самым загрязненным городом земли. Конечно же это не так, хотя добыча и переработка полезных ископаемых, начиная еще с позапрошлого века, оставили неизгладимый след на местной природе.(фото из сети)
К счастью, в последнее время ведутся большие работы по приведению ситуации в порядок, хотя до полной победы еще ох как далеко. К тому же, похоже, тут работает федеральная программа «Обнови забор» , потому, что дома у трассы, которые, по слухам, подлежали расселению, массово обзаводятся новенькими изгородями.
Над городком, слева возвышается массив Золотой горы. Ее страшный, и в этом даже извращенно прекрасный, безжизненно-космический облик с, изрезанными глубокими оврагами, голыми, словно обожженными до черноты склонами (фото из сети),
понемногу возвращается к жизни. Тут и молодые посадки деревьев, наступающие на горы с севера, и тянущиеся все ближе к комбинату травяные языки. Не удивлюсь, если лет через тридцать-сорок, гору будет не узнать. Особенно, если люди приложат некоторые усилия и помогут природе взять свое.
Северная оконечность массива – называется Лысой или Поклонной горой. Связано это с установленным на ней 12 метровым Поклонным Крестом. Путь к нему от трассы занимает 30-40 минут быстрым шагом. Вдоль дороги установлены камни с цитатами из священного писания. Ниже креста выложена гигантская надпись, видимая и с дороги (фото из сети)
и из космоса –
«Спаси и сохрани».
Там тоже есть геокешерский тайник. Я даже склонялся к посещению смотровой площадки у креста на этой горе. Но, почитав отзывы и примерно рассчитав положение самого тайника (около 2,5 км от вершины по каменным осыпям), понял, что по времени мы никак не уложимся, поэтому, мы предпочли Аллаки и не ошиблись.
Страшный Карабаш-барабаш, запомнился дешевыми заправками (цена газа на которых опускалась до 15 р. За литр). Но вот и он остался позади. Справа вдалеке, над темными хвойными склонами гор, сияли остатками снега наиболее высокие вершины Таганная, слева зеленел Ильменский хребет. Дорога привела нас в вытянутый с севера на юг Миасс. Миновали окутанный тайнами Тургояк. Ядекс навигатор уверенно провел по старому городу с красивыми домиками дореволюционной застройки. Проехали по берегу Миасского пруда где до сих пор работает драга, пересекли М5 и через некоторое время въехали в башкирию.
Дорога как бусины нанизывает на себя большие и малые поселки. А вот и целый городок – Учалы со своей собственной Барвихой. Где то за ним своротка на Иремель. Вьезжаем в Ильтебаново. Справа горка с вышкой связи. На картах она называется Балкбика. Тут же возникает мысль устроить на ней привал с перекусом. Саня лихо крутит руль, и мы уверенно взбираемся практически на самый верх.
Мы не ошиблись с выбором. Вид с горки отменный. Под нами – водохранилище на реке Урал. Узкая полоска дороги отрезающей верхнюю часть от основной акватории, запружена машинами. Видать рыба клюет. Впереди горная цепь хребта Уралтау, дальше - Аваляк, и снежные вершины массива Иремеля, царящие над ними.
Практически как у Визбора – «Завтрак с видом на Эльбрус». Едим,
фоткаем,
любуемся.
Класс!
Дальше без остановок до Белорецка, над которым возвышается трезубец горы Малиновой и гора Кирель.
Минуем город почти по окраинам, проезжаем мимо горнолыжки (в остатках снега) курорта «Мраткино», и - в Тирлянский. До него недалеко, но дорога не очень хорошая. На въезде штабеля бревен большого лесозаготовительного предприятия «Башкирской лесопромышленной компании» на правом берегу Белой. Подъезжаем к мосту, пересекаем реку и по ул. Советской добираемся до недорогой и очень уютной гостиницы «Судовая гора».
Мы приехали рано, гостей почти нет. Звоним администратору и вскоре размещаемся в уютном четырехместном номере. Отдельно хочется отметить отношение персонала. Заметив наше снаряжение, уточнили, куда и на какой срок мы идем и обговорили время возвращения, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств можно было начать бить тревогу и направить спасателей для оказания помощи в нужное место. Этакий аналог регистрации.
Оставив вещи, идем глазеть на достопримечательности. А именно – развалины металлургического завода, павшего жертвой страшного наводнения 1994 года.
120 тонное колесо-маховика листопрокатного стана и памятник металлургу.
Тирлянский пруд и новую плотину на нем
и выемку в скале вручную выбранную при строительстве южно-уральской узкоколейки.
О каждой можно написать много интересного, но тогда повествование затянется. Поэтому упомяну только прекрасный вид открывающийся на пруд на выходе из скального коридора.
Солнце как видите, практически село, но еще освещает западные склоны невысоких гор за поселком, окрашивая их в малиновый цвет.
Но, несмотря на огромное количество объектов для съемки, мы возвращаемся в гостиницу. У нас же еще вещи по рюкзакам не уложены. В ход идет безмен. Перевешиваем общак. Мда. Вместе с катамараном килограмм 45 получается. Не считая всяких мелочей. «Детям» даем по 10,5 кг себе оставляем по 12. К этому плюсуются остатки дорожного перекуса, весла, каски, спасики, питьевая вода и другие «мелочи» в общей сложности добавляющие приличный вес. В итоге рюкзаки тянут на 26-28 кг. Не критично, но существенно.
Кухни в гостинице нет. Ужин готовим в номере. Для этого, взяли с собой чайник. Пока он закипает, в котел бросаем четыре больших порции быстрой лапши и, гулять так гулять, банку тушенки! Заливаем кипятком. Даем настояться. Запах… Пальчики оближешь! Вкус тоже! Три литра на четверых уходят влет.
Хотели чайком побаловаться,
но в этот момент нас ангажировала на чай смешанная группа, вселившаяся в гостиницу после нас. Там преимущественно женщины. Видимо сторонники теории древних цивилизаций и другой эзотерики. Просят рассказать, что мы знаем о местных горах и камнях. Рассказали им про Гребни (Марюткин Камень) и связанную с ним легенду, про Столбы и Столбища. Показали фото Зубчаток. Они еще про теплые и холодные камни нас расспросили. Подставили для ответа нашего штатного геолога Саню. В конце концов, он же в горном университете учится. Было видно, что их не очень удовлетворяют наши сугубо материалистические ответы, но, как говорится, все что могли. Спросили их, куда они собираются? Ответили, что на главную вершину и все выспрашивали про какую-то лавочку и камень желаний. Долго соображал, что под главной они подразумевают не высшую точку окрестностей – Столбы, а одну из ближайших и доступных, одноименную с гостиницей, Судовую Гору. Тут все встало на свои места, и мы пришли к взаимопониманию.
Попрощались, и спать пошли. Работа и дорога даром не прошли, так что отрубились мгновенно.
Дневник майского авто-пеше-водного путешествия туда и обратно.
В прошлом году уже попробовали сплав по малому притоку Чусовой. В этом решили продолжить эксперименты с малыми реками. Тем более, что и претендент на сплав был найден. Им оказался приток Белой – Тирлян. Речка перспективная, т.к. на 10 км. теряет больше 100 метров, а всего на 25 километровом участке нашего сплава – более 170.
Думали стать первопроходцами, но нашли отчет товарища Пакина в «Походах деда Щукаря» . Это одновременно и радовало, т.к. означало, что река проходима, пусть и для Щуки, и немного разочаровывало. Во первых, тем, что не мы первые, во вторых, отмеченным автором маловодьем. Впрочем, он ходил туда в середине мая, мы же отправились в конце апреля, так что рассчитывали на большее. Юра даже каски по этому случаю приобрел, и свой спасик подшаманил.
Стали готовиться.
Для начала, освежили свои знания о районе в чем помогли материалы с сайта «По тропам Южного Урала» в частности статья подготовленная Борисом Прохоровым из Магнитогорска.
«Затирлянье - так условно называю район Южного Урала, ограниченный с севера линией Верхнеаршинск - Николаевка, с востока - рекой Белая, с юга Белорецком и железной дорогой Белорецк - Инзер,с запада - рекой Бол. Инзер. Здесь расположены хребты и горы: Ялангас, Малиновая, Кирель, Аурсяк, Баш-Маярдак, Инзерские Зубчатки, урочища Журболото, Миселя и многое другое.
Район этот ландшафтно и ещё чем-то неуловимым отличается от, скажем, высокой части Южного Урала (хребты Нары, Машак, Кумардак, Ямантау) или Северного Нургуша и, я бы сказал, имеет свой особый "менталитет".» (ознакомиться с полным текстом можно тут - https://www.southural.ru/articles/355)
Дальше, с командой определились. На этот раз готовы пойти были четверо. Я, мой младший сын - Миха, Юра и Санька Хороших. Короче, состав был тот же, что и на Зубьях в 2017 году (Мокрые Ежики). Только дети изрядно подросли. Можно сказать возмужали. А Санька даже жениться успел и сменил своего «Форда» на отечественный Ларгус. Кстати на этом Ларгусе и решили ехать.
Кроме того, я таки приобрел новую шкурку для катамарана. Ну, про каски я уже говорил.
В третьих дорисовал кусочек карты Южного Урала и разобрался почему навигатор не хотел ее хавать. Бумажную тоже распечатал на работе, но взглянув на результат, решил отказаться от нее из-за качества, а в виде запаски взял свой смартфон с установленной Альпиной. И не разочаровался. Конечно в большое путешествие, без бумажной карты не пойду. Не просите. Но на таком маленьком участке, где все и так в голове – можно и не запариваться. В целом, смарт, даже без отключения всех лишних программ, только с переводом в авиарежим и включенной навигацией и записью трека, плюс нечастые фото, жрал процентов 15-20 емкости своей 5000 мА батарейки в день. Мне даже заряжать его не пришлось в походе!
В четвертых закупил еду по списку, причем не менее половины продуктов взял в дешевом «Светофоре». Не скажу, что там все стоит покупать, но кое-что можно. Впрочем, как и везде. Особенно порадовала Алтайская тушенка в черно-белых банках за 120 р. Продавцы утверждали, что из росрезерва. И правда срок годности у нее заканчивался в октябре. Могли и выбросить на прилавок. Пришлось попробовать. Оказалась очень даже приличного качества. Немного жира, мясо и ни каких субпродуктов.
Юра, тем временем, собрал ремнабор и забронировал нам номер в гостинице поселка Тирлянский, откуда мы должны были начать насыщенную пешую часть нашего «сплава».
Осталось только договориться откуда поедем. Решили от нас. Поэтому все прибыли к вечеру 28 апреля в нашу квартиру и начали, по возможности, распихивать вещи по рюкзакам. Как обычно, чем короче поход, тем вещей больше, так что все упаковать не удалось. Ну и ладно. Утро вечера мудренее решили мы и, поужинав чем бог послал, легли спать. Долго ворочаюсь с напряжением пытаясь вспомнить, что позабыл приготовить. Наконец засыпаю, но сон тревожный.
Выезжать решили в 6:32, так что я встал пораньше, чтобы приготовить завтрак. Потом разбудил остальную команду. Поев и приведя себя в порядок, начали таскать вещи к машине. Постепенно большой багажник почти заполнился. Но тут и вещи закончились.
Итак, заброска. Автомобилем примерно 610 км. Общее время в пути 12 часов со всеми остановками.
Расселись по местам и тронулись в путь. Глянув на часы, заметили, что в намеченное время не уложились. Часы показывали уже 6:42. Ну что ж, придется нагонять.
Впрочем, впереди еще более 600 км. Авось нагоним. Перебрав в памяти все взятое, наконец, вспоминаю, что оставил дома. Это специально купленная зажигалка и свисток - медведей отгонять . Придется учиться свистеть без приспособлений и пользоваться спичками. А что делать…
За окном мелькали сначала домики пригорода, потом лес, изредка перемежаемый городками и поселками. Наконец подобрались к Екатеринбургу и свернули на Екад. Тут из примечательного – мост сразу через две речки Пышма и Камышенка и слабое подобие пробки. Еще немного и мы выезжаем на М5. Тут к деревням и перелескам добавляются поля, озера и красивенькие коттеджные комплексы с некрасивой историей возникновения. За спиной уже треть пути, но мы не торопимся к основной цели. Вы спросите почему? А я отвечу. Потому, что мы решили заехать в Аллаки – Уральский Стоунстайл. Это, не то древнее святилище, не то какое-то церемониальное место древних людей населявших эти края. Чтобы не набивать уже многажды написанное, скопипащу описание с сайта Наш Урал – «Святилище Большие Аллаки, имеет и два других названия – Большие каменные палатки или Бей-таш. Находится оно на юго-восточном берегу озера Большие Аллаки. Всего в составе Аллакских каменных палаток насчитывается 14 скал, стоящих на небольшой возвышенности. Форма скал очень причудливая. Одна из скал напоминает лицо человека. Эта так называемая личина находится на боковой (восточной) поверхности скалы в северной группе скал. Она отчетливо видна лишь при определенном боковом освещении.
Археологический памятник на Больших Аллаках открыт и впервые описан в 1914 году уральским археологом Владимиром Яковлевичем Толмачевым. Он же нашел здесь и зарисовал древние наскальные рисунки. Они сохранились до наших дней, но частично пострадали от вандалов, любящих уродовать скалы краской.»
Раньше там стоял шлагбаум и будка. Какой-то заборчик вроде был. Не знаем, как теперь все обустроено, но хочется взглянуть на это чудо эпохи неолита.
Проезжаем своротку на Тюбук, потом поворот на Кыштым и сворачиваем в поселок Аллаки. Глядим в карту, похоже, рано свернули. Нам нужен Красный Партизан. Ну да ничего. Туда ведет старенькая бетонка. Скачем по плитам нещадно нагружая на стыках шаровые. Сворачиваем на т образном перекрестке направо.
Вот и наш поселок. Едем по крайним правым улицам мимо монументальных руин цеха по производству малосольной продукции для царского двора. Не сразу соображаем, что это тоже древность и потому не снимаем его. Придется, видно, на обратке притормозить. А пока поворачиваем направо и выбираемся на простор пастбищ. Там кучкуются представители разных пород крупного и мелкого рогатого скота. Небо синее-синее. Облачка не закрывают солнце, а лиш оттеняют глубину небесного свода. Проселок сухой и мы почти беспрепятственно приближаемся к холму с каменными останцами.
Там уже есть несколько посетителей. Стоят две машины. Но никакой инфраструктурой и не пахнет. И это хорошо.
Оставив машину рядом с холмом,
какое-то время дивимся на «личину» (по крайней мере, я думаю, что это именно она).
А ведь и вправду похоже. Аж до мурашек.
Сбросив оцепенение, поднимаемся и идем осматривать этот памятник древних цивилизаций. Останцы действительно располагаются этаким кольцом. Стоим в центре, проникнувшись величием древних камней.
Спохватившись, хватаемся за камеры.
И только потом начинаем замечать следы оставленные манкуртами. Тут и там виднеются надписи и копоть от костров.
Старые писаницы можно разглядеть только зная хотя, бы примерно, где искать и то с трудом.
Зато прекрасно видны работы современных вандалов
и даже подражателей.
Как говорится и смех и грех.
И все же, что-то такое в этих камнях еще есть. Какая-то неуловимая и неистребимая аура. То величие, которое нельзя унизить, плюнув в него.
Обходим по очереди все камни.
Залезаем в щели.
Заглядываем в «окошки».
Взбираемся на некоторые из скал.
Сверху прекрасно видно озеро Большие Аллаки, по которому комплекс получил свое название.
Оно почти все покрыто льдом и лишь у нашего берега - большая полынья. На кромке льда сидят, отражаясь в воде две чайки.
Подхожу поближе, чтобы заснять их покрупнее.
Успеваю сделать кадр
и чайки, заметив незваного гостя, взмахнув крыльями, уносятся в только им ведомые дали. А мне остаются лишь желтые камушки в песке просвечивающие сквозь прозрачную воду, и красиво оттеняющие темно аквамариновый лед и небо отражающееся в хрустальной глубине.
Решаем, не теряя времени перекусить в этом, несмотря ни на что, чудесном месте. Достаем термос и сумку с едой. Сидя на теплых камнях, не торопясь, смакуем скромный (на самом деле не очень скромный) перекус,
а потом, собрав с собой остатки, устремляемся обратно на трассу, на этот раз не забывая сфоткать руины древнего производства.
Минуем поселок и, проехав пару сотен метров, останавливаемся. Зачем? А просто мне надо найти место закладки тайника посвященного Аллакам. Раньше он был пошаговым, а теперь остался только последний шаг.
Нахожу тайник довольно легко. Координаты бьют, да и описание точное. Оставляю запись в блокноте и к машине. С момента старта прошло уже пять часов. Это довольно много, ведь нам еще больше половины пути преодолеть надо.
И снова километры асфальта наматываются на колеса нашего Ларгуса. Дорога петляет буквально между озер по узенькой полоске суши. Справа в просветах виднеются пусть и не очень высокие, но настоящие горы.
Проезжаем окраины Каслей и Кыштыма. Впереди Карабаш. По многочисленным, но ничем не подтвержденным данным, Юнеско признала его самым загрязненным городом земли. Конечно же это не так, хотя добыча и переработка полезных ископаемых, начиная еще с позапрошлого века, оставили неизгладимый след на местной природе.(фото из сети)
К счастью, в последнее время ведутся большие работы по приведению ситуации в порядок, хотя до полной победы еще ох как далеко. К тому же, похоже, тут работает федеральная программа «Обнови забор» , потому, что дома у трассы, которые, по слухам, подлежали расселению, массово обзаводятся новенькими изгородями.
Над городком, слева возвышается массив Золотой горы. Ее страшный, и в этом даже извращенно прекрасный, безжизненно-космический облик с, изрезанными глубокими оврагами, голыми, словно обожженными до черноты склонами (фото из сети),
понемногу возвращается к жизни. Тут и молодые посадки деревьев, наступающие на горы с севера, и тянущиеся все ближе к комбинату травяные языки. Не удивлюсь, если лет через тридцать-сорок, гору будет не узнать. Особенно, если люди приложат некоторые усилия и помогут природе взять свое.
Северная оконечность массива – называется Лысой или Поклонной горой. Связано это с установленным на ней 12 метровым Поклонным Крестом. Путь к нему от трассы занимает 30-40 минут быстрым шагом. Вдоль дороги установлены камни с цитатами из священного писания. Ниже креста выложена гигантская надпись, видимая и с дороги (фото из сети)
и из космоса –
«Спаси и сохрани».
Там тоже есть геокешерский тайник. Я даже склонялся к посещению смотровой площадки у креста на этой горе. Но, почитав отзывы и примерно рассчитав положение самого тайника (около 2,5 км от вершины по каменным осыпям), понял, что по времени мы никак не уложимся, поэтому, мы предпочли Аллаки и не ошиблись.
Страшный Карабаш-барабаш, запомнился дешевыми заправками (цена газа на которых опускалась до 15 р. За литр). Но вот и он остался позади. Справа вдалеке, над темными хвойными склонами гор, сияли остатками снега наиболее высокие вершины Таганная, слева зеленел Ильменский хребет. Дорога привела нас в вытянутый с севера на юг Миасс. Миновали окутанный тайнами Тургояк. Ядекс навигатор уверенно провел по старому городу с красивыми домиками дореволюционной застройки. Проехали по берегу Миасского пруда где до сих пор работает драга, пересекли М5 и через некоторое время въехали в башкирию.
Дорога как бусины нанизывает на себя большие и малые поселки. А вот и целый городок – Учалы со своей собственной Барвихой. Где то за ним своротка на Иремель. Вьезжаем в Ильтебаново. Справа горка с вышкой связи. На картах она называется Балкбика. Тут же возникает мысль устроить на ней привал с перекусом. Саня лихо крутит руль, и мы уверенно взбираемся практически на самый верх.
Мы не ошиблись с выбором. Вид с горки отменный. Под нами – водохранилище на реке Урал. Узкая полоска дороги отрезающей верхнюю часть от основной акватории, запружена машинами. Видать рыба клюет. Впереди горная цепь хребта Уралтау, дальше - Аваляк, и снежные вершины массива Иремеля, царящие над ними.
Практически как у Визбора – «Завтрак с видом на Эльбрус». Едим,
фоткаем,
любуемся.
Класс!
Дальше без остановок до Белорецка, над которым возвышается трезубец горы Малиновой и гора Кирель.
Минуем город почти по окраинам, проезжаем мимо горнолыжки (в остатках снега) курорта «Мраткино», и - в Тирлянский. До него недалеко, но дорога не очень хорошая. На въезде штабеля бревен большого лесозаготовительного предприятия «Башкирской лесопромышленной компании» на правом берегу Белой. Подъезжаем к мосту, пересекаем реку и по ул. Советской добираемся до недорогой и очень уютной гостиницы «Судовая гора».
Мы приехали рано, гостей почти нет. Звоним администратору и вскоре размещаемся в уютном четырехместном номере. Отдельно хочется отметить отношение персонала. Заметив наше снаряжение, уточнили, куда и на какой срок мы идем и обговорили время возвращения, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств можно было начать бить тревогу и направить спасателей для оказания помощи в нужное место. Этакий аналог регистрации.
Оставив вещи, идем глазеть на достопримечательности. А именно – развалины металлургического завода, павшего жертвой страшного наводнения 1994 года.
120 тонное колесо-маховика листопрокатного стана и памятник металлургу.
Тирлянский пруд и новую плотину на нем
и выемку в скале вручную выбранную при строительстве южно-уральской узкоколейки.
О каждой можно написать много интересного, но тогда повествование затянется. Поэтому упомяну только прекрасный вид открывающийся на пруд на выходе из скального коридора.
Солнце как видите, практически село, но еще освещает западные склоны невысоких гор за поселком, окрашивая их в малиновый цвет.
Но, несмотря на огромное количество объектов для съемки, мы возвращаемся в гостиницу. У нас же еще вещи по рюкзакам не уложены. В ход идет безмен. Перевешиваем общак. Мда. Вместе с катамараном килограмм 45 получается. Не считая всяких мелочей. «Детям» даем по 10,5 кг себе оставляем по 12. К этому плюсуются остатки дорожного перекуса, весла, каски, спасики, питьевая вода и другие «мелочи» в общей сложности добавляющие приличный вес. В итоге рюкзаки тянут на 26-28 кг. Не критично, но существенно.
Кухни в гостинице нет. Ужин готовим в номере. Для этого, взяли с собой чайник. Пока он закипает, в котел бросаем четыре больших порции быстрой лапши и, гулять так гулять, банку тушенки! Заливаем кипятком. Даем настояться. Запах… Пальчики оближешь! Вкус тоже! Три литра на четверых уходят влет.
Хотели чайком побаловаться,
но в этот момент нас ангажировала на чай смешанная группа, вселившаяся в гостиницу после нас. Там преимущественно женщины. Видимо сторонники теории древних цивилизаций и другой эзотерики. Просят рассказать, что мы знаем о местных горах и камнях. Рассказали им про Гребни (Марюткин Камень) и связанную с ним легенду, про Столбы и Столбища. Показали фото Зубчаток. Они еще про теплые и холодные камни нас расспросили. Подставили для ответа нашего штатного геолога Саню. В конце концов, он же в горном университете учится. Было видно, что их не очень удовлетворяют наши сугубо материалистические ответы, но, как говорится, все что могли. Спросили их, куда они собираются? Ответили, что на главную вершину и все выспрашивали про какую-то лавочку и камень желаний. Долго соображал, что под главной они подразумевают не высшую точку окрестностей – Столбы, а одну из ближайших и доступных, одноименную с гостиницей, Судовую Гору. Тут все встало на свои места, и мы пришли к взаимопониманию.
Попрощались, и спать пошли. Работа и дорога даром не прошли, так что отрубились мгновенно.