Заповедные места Южного Урала (2020)
Добавлено: 16.09.2020 0:31
Человек предполагает, а Бог располагает. Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах. И много, много подобного можно еще привести в пример. А все к чему? А к тому, что коронавирус внес огромную лепту в изменение жизни в целом и наших планов на лето в частности. Мы с Юрой готовились к апофеозу своей туристической карьеры – попытке покорения Пика Ленина. Тем более, что год юбилейный – 150 лет со дня рождения вождя мирового пролетариата. Подумать только, всего 150, а сколько эпох сменилось. Но я отвлекся.
Мы ходили на отвалы
и тренировались зарубаться
и ходить в связке. Учились делать точки страховки из ледоруба, сникерса и зажигалки. Ну, последние два примера - из разряда курьезов, но Юра рассказывал, что инструктор в альплагере на спор сделал такую точку из шоколадного батончика и она, при правильном исполнении, выдержала очень приличный рывок. В общем, мы развлекались как могли, до самой весны.
А тут такое. Границы закрывают. Самолеты не летают. Людей в аэропортах задерживают до выяснения статуса. Пришлось планы срочно менять. Далеко ехать не хотелось. Значит нужно искать себе маршрут где-то на Урале. Приполярный и Полярный, по заброске слишком геморные. Это вотчина Москвичей. Остаются Северный и Южный. На севере мне хотелось побывать на Денежкином Камне, но там сейчас заповедник. Еще манили скалы Торе-Порре-Иза, с заходом на Мань-Пупы-Нер, через перевал Дятлова и Отортен, но там тоже заброска нетривиальная и затратная. А еще эти места теперь превратились в очень попсовые. На столбах вертолетную площадку оборудовали, и дорожки пешеходные отсыпали. Народ завозят массово. Киосков пока, правда, нет, ну и на том спасибо. А вот на Южном Урале у меня осталось недопройденными еще множество маршрутов. И с заброской там все отлично. Вечером сел в ЕКБ на поезд, а в середине следующего дня уже на горе. Есть правда пара нюансов. Во первых много из интересного находится на территории Южно Уральского Заповедника, а во вторых выброска не самая удачная. Если по транспорту вопрос заранее не решить, то придется до автовокзалов или жд станций пару дней топать. Исключение только хребет Уреньга, который спускается прямо в центр Златоуста. Но до него еще нужно добраться. В общем, я склонялся к Южному варианту. Юра был не против. Он там вообще не был. Правда ему казалось, что за три предшествующих похода и пару пвдшек я там все обошел и мне будет скучно, но я убедил его, что интересных мест там хватит еще на многие, многие годы.
В итоге, решение было принято. Погуглив ситуацию с регистрацией нахождения на заповедной территории, так толком ничего и не поняли. Вроде и можно, но не везде. Да и регистрироваться как не понятно. На сайте говорилось про два места, но нам они не по пути. В конце концов, мы смирились, что в случае близкого общения с представителями природоохранных сил лишимся изрядной части зарплаты, и перестали грузиться этим вопросом.
Продукты в дорогу были закуплены на 15 дней из расчета чуть меньше 0,5 кг в день на человека. Общественное снаряжение состояло из аптечки (0,15 кг), ремнабора (0,45 кг), трехместной палатки (три с небольшим килограмма плюс футпринт из п/э), котелков, щепочницы, газовой горелки и баллончика (1,6 кг на все) и запаса электроэнергии (аккумуляторов к фототехнике, повербанка на 10000 ма, и батареек для навигатора. В общей сложности - 0,9 кг). Всего получилось 6,5-7 кг. В итоге, на каждого пришлось примерно по 11,5 кг общественного груза. На личном - экономили как хотели. В результате вес рюкзаков на старте составлял примерно 22 кг с учетом 1,5 литров минералки. Ибо в начале первого дня встреча с источниками живительной влаги была маловероятна. Это было очень гуманно.
И вот канун дня Х наступил. Я более-менее собрал рюкзак и занялся навигатором. Карта, доработанная под наш маршрут, залитая на него пару дней назад и прекрасно открывшаяся после заливки, вдруг перестала открываться на нужном уровне. За оставшееся время, я так и не смог с ней справиться. Пришлось залить старую, без нужных уточнений. Обидно. Позже, анализируя причину, пришел к выводу, что дело, скорее всего, в русских надписях, которыми я снабдил некоторые объекты нулевого слоя. Ведь менее детальные слои с транслитерацией исходной карты - открывались исправно. Позже проверю эту версию.
В общем, спать я лег, мягко говоря, расстроенным и поздно. Встал тоже не в духе. До кучи, оказалось, что с утра в кране нет холодной воды. Хорошо, что небольшой запас ее всегда стоит на кухне. Короче, собрался я в совсем не приподнятом настроении. Времени переупаковать рюкзак, практически не было, и я мог только надеяться, что положил все, что нужно.
Впрочем, первую забытую вещь я вычислил сразу после выхода из дома. Солнцезащитные очки. Ну да и черт с ними. Если на этом список закончится, ничего страшного. Снега в горах, при почти 40 градусной жаре, скорее всего, не встретим. Ну, разве что на Ямантау, но туда мы не пойдем. А в остальном, пользы от них на Урале не очень много. Так что переживем.
Добравшись до остановки, сел в маршрутку, идущую, как я считал, до вокзала. Но оказалось, что в думах об очках, я сослепу перепутал и вместо 26-й сел в 25-ю. Хорошо еще вовремя заметил и успел пересесть на полдороге.
Наконец - вокзал. Юра уже там. Садимся в ласточку и едем в областной центр. Там недолго сидим на вокзале в ожидании, и вот прибывает наш поезд. Заходим в вагон. Купе закрыто. За дверью шебуршение. Ну, понятно, дамы. Вежливо стучимся. Открывают. И правда - дамы. Только маленькие очень. Старшая уже школьница, наверное, а младшей года три-четыре. Потихоньку размещаемся, а тут и мама их подходит.
Дорога прошла можно сказать во сне. После обычной нервотрепки последних рабочих дней, я так вымотался, что первый раз уснул еще до того, как поезд тронулся. Разбудила меня проводница пришедшая проверить билеты. Забыв, что паспорт мой у Юры, я долго шарил по карманам, пока она не махнула рукой, сказав, что раз у нас при входе все проверили, то можно пока не париться. Дальше я тоже большую часть времени спал, и, периодически, ел. Окончательно проснулся только в Магнитогорске когда уже вовсю светило солнце.
Не знаю, мешали мы соседям или нет, но они нам не мешали от слова совсем. Разве что малая заставила немного поволноваться, когда, спускаясь со второй полки, с лесенки упала. Но и тут обошлось. Больше испугалась, чем ушиблась, да и маманя ее быстро успокоила. Вышли они в Белорецке, так что последний час дороги, мы спокойно покушали, полюбовались на пока еще невысокие горы,
переоделись и, к моменту приезда на станцию Юша, были полностью готовы.
Можно было приступать к осуществлению планов. А были они следующие.
Нитка маршрута: ст. Юша – г. Дунансунган – р. Майгаштаелга – р. Ерикташ – р. Кузьелга – хребет Ерикташ (траверс) – р. Капкалка – скала Каменная Баба – пос. Капкалка (нежилой) – хребет Маярдак (траверс) – г. Индеец – р. Большой Инзер – хребет Машак (траверс) – пос. Юрюзань (нежилой) – пос. Александровка – пос. Тюлюк – г. Иремель (траверс «подковы») – р. Березяк – хребет Нургуш (траверс северной части) – оз. Зюраткуль – пос Зюраткуль.
При оптимальном раскладе возможен был выход из Зюраткуля пешком до перевала между Второй Сопкой и горой Два Брата на хребте Уреньга и траверс северной оконечности хребта.
При непредвиденных затруднениях, вероятен был выход из пос. Тюлюк, а также исключение некоторых участков первоначального маршрута.
Погодные условия и наше физическое состояние, подвергшееся жесткому испытанию жарой и маловодьем, заставили несколько сократить маршрут, однако в целом поход получился вполне себе удачным. Ну, и на будущее задел остался.
Итак, мы начали.
День первый (где-то в середине жаркого лета).
Заповедник в законе.
Нитка маршрута: ст. Юша – г. Дунансунган - р. Майгаштаелга.
Пройденное расстояние – 16 км. Набор высоты – 540м. Сброс – 505.
Ходовое время – 4 часа 45 минут.
Вышли из поезда и на минутку остановились подогнать снаряжение.
Ушли со станции и двинулись вдоль путей в обратном направлении. После кондиционированной духоты поезда, несмотря на жару, дышалось великолепно. Пахло лесными травами и цветами. Слабый запах креозота смешивался с тонким ароматом земляники, вплотную подобравшейся к железнодорожному полотну.
Эх, где мои двенадцать лет, посетовал Юра. Сейчас бы слопал ее даже не задумываясь, какой пакости она там понакопила за время роста рядом с путями.
А вот еще одна диковинка – гигантский одуванчик.
Да шучу, шучу. Просто растение с похожей пуховой «шапочкой».
На этот раз по путям шли дольше, чем в первые два раза. В выборе пути, помогал, закачанный в навигатор, трек предполагаемого маршрута. Это в некоторой степени компенсировало несовершенство используемой карты.
Трек привел к месту, которое на снимках напоминало дорогу, а на деле оказалось руслом ручья. Воды в нем сейчас не было, но свернуть в лес мешал крутой, густо заросший кустарником и высокотравьем склон. Однако нашли удобное место и спустились.
До лесной дороги было рукой подать, надо только было миновать поляну, что мы и сделали. Прошли по ней несколько минут
и вновь свернули влево, в лес. На этот раз участок оутдор вышел совсем коротким и вот мы на тропе, идущей по широкой просеке. Добираемся по ней до ЛЭП, пересекаем ее и отдыхаем на уже привычном мне месте. Однако, стабильность. Признак, если и не мастерства, то чего-то очень похожего.
Тут же снимаем с рюкзака первого и единственного за поход клеща. На всякий случай побрызгались репеллентом.
Жарко. Сухо. И тут, как нельзя кстати, выручает взятая из дома минералка.
После отдыха двигаемся немного по старой дороге, идущей в сторону Татл. Но ее состояние и степень заросшести, заставляют свернуть вправо и продолжать движение по сравнительно чистому лесу с относительно невысокой травой и редким подлеском.
Вскоре с правой стороны начинают доноситься звуки машин. Это дает о себе знать близость шоссе. В лесу же появляются первые поленницы. Причем непонятно на чем народ собирается вывозить их. Рядом ни дорожек, ни даже троп не наблюдается. Проблему может решить разве что мотоблок с тележкой. Ну, или «Буран» зимой.
Через некоторое время выпадаем на тропу. По ней выбираемся к шоссе и, быстро преодолев его, оказываемся на дорожке, ведущей по территории заповедника к Дунансунгану (первому за поход тысячнику). У меня в навигаторе сохранились некоторые точки с прошлых походов, и я замечаю, что до места второго привала остается недалеко. Время позволяет, и мы к концу ходки достигаем этой точки. Сбрасываем рюкзаки с плеч и сами падаем рядом в траву.
Радует, что даже при такой аномальной жаре мы в графике. Это внушает оптимизм.
Отдохнув, продолжаем набор высоты по приличной тропе среди могучих деревьев и высоких трав и цветов, среди которых особенно выделяется красотой и размерами колокольчик рапунцелевидный,
и к концу ходки сворачиваем на хорошую дорогу,
идущую из Татл к старым казармам и дальше к реке Майгаштаелга.
Отсюда остается совсем чуть-чуть до своротки на гору. А вот и она. Бросаем рюкзаки, и я иду смотреть есть ли вода в роднике, снабжавшем водой военную часть. Справа из зарослей иван-чая еще поднимаются белые стены казарм и других строений.
Вода в источнике есть. Пусть немного, но она течет, она холодная и ее можно набрать, чем я и занимаюсь. Назад возвращаюсь, утолив жажду и с полной пол литровой бутылкой.
Все, теперь можно идти наверх. С собой берем фотоаппаратуру, документы, воду и… Та-дам – маленькую дыньку колхозницу, оставшуюся с дороги.
До вершины немного больше километра. Пройдя по дороге метров 400, замечаем впереди группу людей спускающихся с горы. Здороваемся. В шутку просим не брать наши рюкзаки. Народ смеется. Девчонки спрашивают – а что, так можно было? Мы в ответ улыбаемся. Замыкают группу двое в камуфляже. Не совсем понял работники это заповедника или лесничества ЗАТО. Представляются. Беседуем. Оказывается можно оформить пропуск в заповедник на сайте (странно, я думал, что только очно и на пару маршрутов – Большой Шелом и еще куда-то). Но, раз мы этого не сделали, то можно и офлайн. Мы готовы. Стоимость 300 р. (в день?). Это не дешево, но и не МРОТ. Оформляемся. Просят позвонить, когда выйдем с территории. Обещаем и записываем телефон. Тоже удивляются, что мы рюкзаки спокойно оставили. Спрашиваем, неужели воруют. Отвечают, что такие как мы - воруют. Возражаем, что такие как мы, как раз, не воруют, но ладно. Из разговоров также становится понятно, что, в принципе, лесники против народа ничего не имеют, если люди адекватные. Напрягает их оставленный мусор, курение, открытый огонь, охота и рыбалка (штраф 10 МРОТ), ну и главное, выкладывание фоток с датами посещения закрытых территорий, что плохо сказывается на зарплатах, дежурящих в эти дни сотрудников. Впрочем, нас такое поведение людей тоже не радует.
Расстаемся, удовлетворенные друг другом. Они, тем, что мы не выпендривались и заплатили, а мы - как та монашка из анекдота, которая после группового изнасилования, отряхнулась и, обратив очи к небу, промолвила: «спасибо Господи, и досыта и без греха».
На все про все потратили минут 30-40. Но теперь можно продолжить восхождение, тем более, что остренькая вершинка горы заманчиво выглядывает из-за деревьев.
Дорога начинает отклоняться влево, и мы сходим с нее на первую попавшуюся тропку. Та выводит нас на курум
и дальше мы шагаем по светло-серым, периодически «живым» камням. Курум заканчивается, и мы снова оказываемся на тропе. Тропка, петляя меж густых елей, выбирается к скальной ложбине. Мы поднимаемся на правую скалу и видим, что левая - немного выше. Исправляем оплошность и вот мы на вершине. Скалы увенчивает площадка, покрытая сухой коротенькой травкой. Хочешь стой, хочешь сиди, хочешь лежи. Красота. Виды изумительные… Если бы не дымка. Громада Ямантау вдали пытается слиться с облаками.
А если посмотреть в сторону Белорецка, чуть левее ЛЭП, можно увидеть вдалеке гору Кирель.
Да, видимость печалит, но у нас есть способ поправить настроение. Это дынька! Режем ее на дольки
и с упоением вгрызаемся в сочную мякоть!
Запиваем родниковой водичкой и просто наслаждаемся жизнью.
Наконец, решаем, что нам пора и возвращаемся к рюкзакам. До намеченного ночлега остается километра четыре. Каких-то пара ходок, думаем мы и ошибаемся. Потому, что идти по дороге вниз одно удовольствие. Птички поют. Цветы благоухают. Даже гнуса почти нет. Буквально все приносит радость.
Если не считать медвежьих следов на влажной глине. Но это только подстегивает, и мы пролетаем оставшиеся километры меньше чем за час.
Дорога начинает забирать вправо к Инзеру, и мы без сожаления оставляем ее и через чистый лесок выбираемся на поляну у предполагаемой речки. Дрова есть. Есть место под палатку. Осталось найти воду. Юра идет к руслу и кричит, что вода, таки, тоже есть. Правда в виде стоячих водоемчиков, но довольно чистая и прохладная. Решено. Остаемся.
Ставим лагерь и растапливаем щепочницу. Есть хочется не сильно, так что решаем ограничиться супчиком. Выбор падает на щи. Они жиденькие и кисленькие. Отчищенные от нагара котелочки закипают на щепочнице довольно быстро. И вскоре мы сытые и довольные оказываемся перед вопросом - чем бы таким заняться. Решаем, что раз уж вода есть, грех не сполоснуться. Находим в русле лужу побольше и, с удовольствием, плещемся в ней по очереди.
Вот теперь все вообще по красоте. Допиваем чай и лезем в палатку. Время близится к девяти вечера. Засыпаем быстро. Несмотря на солнце палящее весь день, ночь не душная и не жаркая. Спим, с удовольствием вдыхая чистый лесной воздух напоенный ароматами трав и цветов, под щебет птиц. Почему-то снятся колокольчики.
Мы ходили на отвалы
и тренировались зарубаться
и ходить в связке. Учились делать точки страховки из ледоруба, сникерса и зажигалки. Ну, последние два примера - из разряда курьезов, но Юра рассказывал, что инструктор в альплагере на спор сделал такую точку из шоколадного батончика и она, при правильном исполнении, выдержала очень приличный рывок. В общем, мы развлекались как могли, до самой весны.
А тут такое. Границы закрывают. Самолеты не летают. Людей в аэропортах задерживают до выяснения статуса. Пришлось планы срочно менять. Далеко ехать не хотелось. Значит нужно искать себе маршрут где-то на Урале. Приполярный и Полярный, по заброске слишком геморные. Это вотчина Москвичей. Остаются Северный и Южный. На севере мне хотелось побывать на Денежкином Камне, но там сейчас заповедник. Еще манили скалы Торе-Порре-Иза, с заходом на Мань-Пупы-Нер, через перевал Дятлова и Отортен, но там тоже заброска нетривиальная и затратная. А еще эти места теперь превратились в очень попсовые. На столбах вертолетную площадку оборудовали, и дорожки пешеходные отсыпали. Народ завозят массово. Киосков пока, правда, нет, ну и на том спасибо. А вот на Южном Урале у меня осталось недопройденными еще множество маршрутов. И с заброской там все отлично. Вечером сел в ЕКБ на поезд, а в середине следующего дня уже на горе. Есть правда пара нюансов. Во первых много из интересного находится на территории Южно Уральского Заповедника, а во вторых выброска не самая удачная. Если по транспорту вопрос заранее не решить, то придется до автовокзалов или жд станций пару дней топать. Исключение только хребет Уреньга, который спускается прямо в центр Златоуста. Но до него еще нужно добраться. В общем, я склонялся к Южному варианту. Юра был не против. Он там вообще не был. Правда ему казалось, что за три предшествующих похода и пару пвдшек я там все обошел и мне будет скучно, но я убедил его, что интересных мест там хватит еще на многие, многие годы.
В итоге, решение было принято. Погуглив ситуацию с регистрацией нахождения на заповедной территории, так толком ничего и не поняли. Вроде и можно, но не везде. Да и регистрироваться как не понятно. На сайте говорилось про два места, но нам они не по пути. В конце концов, мы смирились, что в случае близкого общения с представителями природоохранных сил лишимся изрядной части зарплаты, и перестали грузиться этим вопросом.
Продукты в дорогу были закуплены на 15 дней из расчета чуть меньше 0,5 кг в день на человека. Общественное снаряжение состояло из аптечки (0,15 кг), ремнабора (0,45 кг), трехместной палатки (три с небольшим килограмма плюс футпринт из п/э), котелков, щепочницы, газовой горелки и баллончика (1,6 кг на все) и запаса электроэнергии (аккумуляторов к фототехнике, повербанка на 10000 ма, и батареек для навигатора. В общей сложности - 0,9 кг). Всего получилось 6,5-7 кг. В итоге, на каждого пришлось примерно по 11,5 кг общественного груза. На личном - экономили как хотели. В результате вес рюкзаков на старте составлял примерно 22 кг с учетом 1,5 литров минералки. Ибо в начале первого дня встреча с источниками живительной влаги была маловероятна. Это было очень гуманно.
И вот канун дня Х наступил. Я более-менее собрал рюкзак и занялся навигатором. Карта, доработанная под наш маршрут, залитая на него пару дней назад и прекрасно открывшаяся после заливки, вдруг перестала открываться на нужном уровне. За оставшееся время, я так и не смог с ней справиться. Пришлось залить старую, без нужных уточнений. Обидно. Позже, анализируя причину, пришел к выводу, что дело, скорее всего, в русских надписях, которыми я снабдил некоторые объекты нулевого слоя. Ведь менее детальные слои с транслитерацией исходной карты - открывались исправно. Позже проверю эту версию.
В общем, спать я лег, мягко говоря, расстроенным и поздно. Встал тоже не в духе. До кучи, оказалось, что с утра в кране нет холодной воды. Хорошо, что небольшой запас ее всегда стоит на кухне. Короче, собрался я в совсем не приподнятом настроении. Времени переупаковать рюкзак, практически не было, и я мог только надеяться, что положил все, что нужно.
Впрочем, первую забытую вещь я вычислил сразу после выхода из дома. Солнцезащитные очки. Ну да и черт с ними. Если на этом список закончится, ничего страшного. Снега в горах, при почти 40 градусной жаре, скорее всего, не встретим. Ну, разве что на Ямантау, но туда мы не пойдем. А в остальном, пользы от них на Урале не очень много. Так что переживем.
Добравшись до остановки, сел в маршрутку, идущую, как я считал, до вокзала. Но оказалось, что в думах об очках, я сослепу перепутал и вместо 26-й сел в 25-ю. Хорошо еще вовремя заметил и успел пересесть на полдороге.
Наконец - вокзал. Юра уже там. Садимся в ласточку и едем в областной центр. Там недолго сидим на вокзале в ожидании, и вот прибывает наш поезд. Заходим в вагон. Купе закрыто. За дверью шебуршение. Ну, понятно, дамы. Вежливо стучимся. Открывают. И правда - дамы. Только маленькие очень. Старшая уже школьница, наверное, а младшей года три-четыре. Потихоньку размещаемся, а тут и мама их подходит.
Дорога прошла можно сказать во сне. После обычной нервотрепки последних рабочих дней, я так вымотался, что первый раз уснул еще до того, как поезд тронулся. Разбудила меня проводница пришедшая проверить билеты. Забыв, что паспорт мой у Юры, я долго шарил по карманам, пока она не махнула рукой, сказав, что раз у нас при входе все проверили, то можно пока не париться. Дальше я тоже большую часть времени спал, и, периодически, ел. Окончательно проснулся только в Магнитогорске когда уже вовсю светило солнце.
Не знаю, мешали мы соседям или нет, но они нам не мешали от слова совсем. Разве что малая заставила немного поволноваться, когда, спускаясь со второй полки, с лесенки упала. Но и тут обошлось. Больше испугалась, чем ушиблась, да и маманя ее быстро успокоила. Вышли они в Белорецке, так что последний час дороги, мы спокойно покушали, полюбовались на пока еще невысокие горы,
переоделись и, к моменту приезда на станцию Юша, были полностью готовы.
Можно было приступать к осуществлению планов. А были они следующие.
Нитка маршрута: ст. Юша – г. Дунансунган – р. Майгаштаелга – р. Ерикташ – р. Кузьелга – хребет Ерикташ (траверс) – р. Капкалка – скала Каменная Баба – пос. Капкалка (нежилой) – хребет Маярдак (траверс) – г. Индеец – р. Большой Инзер – хребет Машак (траверс) – пос. Юрюзань (нежилой) – пос. Александровка – пос. Тюлюк – г. Иремель (траверс «подковы») – р. Березяк – хребет Нургуш (траверс северной части) – оз. Зюраткуль – пос Зюраткуль.
При оптимальном раскладе возможен был выход из Зюраткуля пешком до перевала между Второй Сопкой и горой Два Брата на хребте Уреньга и траверс северной оконечности хребта.
При непредвиденных затруднениях, вероятен был выход из пос. Тюлюк, а также исключение некоторых участков первоначального маршрута.
Погодные условия и наше физическое состояние, подвергшееся жесткому испытанию жарой и маловодьем, заставили несколько сократить маршрут, однако в целом поход получился вполне себе удачным. Ну, и на будущее задел остался.
Итак, мы начали.
День первый (где-то в середине жаркого лета).
Заповедник в законе.
Нитка маршрута: ст. Юша – г. Дунансунган - р. Майгаштаелга.
Пройденное расстояние – 16 км. Набор высоты – 540м. Сброс – 505.
Ходовое время – 4 часа 45 минут.
Вышли из поезда и на минутку остановились подогнать снаряжение.
Ушли со станции и двинулись вдоль путей в обратном направлении. После кондиционированной духоты поезда, несмотря на жару, дышалось великолепно. Пахло лесными травами и цветами. Слабый запах креозота смешивался с тонким ароматом земляники, вплотную подобравшейся к железнодорожному полотну.
Эх, где мои двенадцать лет, посетовал Юра. Сейчас бы слопал ее даже не задумываясь, какой пакости она там понакопила за время роста рядом с путями.
А вот еще одна диковинка – гигантский одуванчик.
Да шучу, шучу. Просто растение с похожей пуховой «шапочкой».
На этот раз по путям шли дольше, чем в первые два раза. В выборе пути, помогал, закачанный в навигатор, трек предполагаемого маршрута. Это в некоторой степени компенсировало несовершенство используемой карты.
Трек привел к месту, которое на снимках напоминало дорогу, а на деле оказалось руслом ручья. Воды в нем сейчас не было, но свернуть в лес мешал крутой, густо заросший кустарником и высокотравьем склон. Однако нашли удобное место и спустились.
До лесной дороги было рукой подать, надо только было миновать поляну, что мы и сделали. Прошли по ней несколько минут
и вновь свернули влево, в лес. На этот раз участок оутдор вышел совсем коротким и вот мы на тропе, идущей по широкой просеке. Добираемся по ней до ЛЭП, пересекаем ее и отдыхаем на уже привычном мне месте. Однако, стабильность. Признак, если и не мастерства, то чего-то очень похожего.
Тут же снимаем с рюкзака первого и единственного за поход клеща. На всякий случай побрызгались репеллентом.
Жарко. Сухо. И тут, как нельзя кстати, выручает взятая из дома минералка.
После отдыха двигаемся немного по старой дороге, идущей в сторону Татл. Но ее состояние и степень заросшести, заставляют свернуть вправо и продолжать движение по сравнительно чистому лесу с относительно невысокой травой и редким подлеском.
Вскоре с правой стороны начинают доноситься звуки машин. Это дает о себе знать близость шоссе. В лесу же появляются первые поленницы. Причем непонятно на чем народ собирается вывозить их. Рядом ни дорожек, ни даже троп не наблюдается. Проблему может решить разве что мотоблок с тележкой. Ну, или «Буран» зимой.
Через некоторое время выпадаем на тропу. По ней выбираемся к шоссе и, быстро преодолев его, оказываемся на дорожке, ведущей по территории заповедника к Дунансунгану (первому за поход тысячнику). У меня в навигаторе сохранились некоторые точки с прошлых походов, и я замечаю, что до места второго привала остается недалеко. Время позволяет, и мы к концу ходки достигаем этой точки. Сбрасываем рюкзаки с плеч и сами падаем рядом в траву.
Радует, что даже при такой аномальной жаре мы в графике. Это внушает оптимизм.
Отдохнув, продолжаем набор высоты по приличной тропе среди могучих деревьев и высоких трав и цветов, среди которых особенно выделяется красотой и размерами колокольчик рапунцелевидный,
и к концу ходки сворачиваем на хорошую дорогу,
идущую из Татл к старым казармам и дальше к реке Майгаштаелга.
Отсюда остается совсем чуть-чуть до своротки на гору. А вот и она. Бросаем рюкзаки, и я иду смотреть есть ли вода в роднике, снабжавшем водой военную часть. Справа из зарослей иван-чая еще поднимаются белые стены казарм и других строений.
Вода в источнике есть. Пусть немного, но она течет, она холодная и ее можно набрать, чем я и занимаюсь. Назад возвращаюсь, утолив жажду и с полной пол литровой бутылкой.
Все, теперь можно идти наверх. С собой берем фотоаппаратуру, документы, воду и… Та-дам – маленькую дыньку колхозницу, оставшуюся с дороги.
До вершины немного больше километра. Пройдя по дороге метров 400, замечаем впереди группу людей спускающихся с горы. Здороваемся. В шутку просим не брать наши рюкзаки. Народ смеется. Девчонки спрашивают – а что, так можно было? Мы в ответ улыбаемся. Замыкают группу двое в камуфляже. Не совсем понял работники это заповедника или лесничества ЗАТО. Представляются. Беседуем. Оказывается можно оформить пропуск в заповедник на сайте (странно, я думал, что только очно и на пару маршрутов – Большой Шелом и еще куда-то). Но, раз мы этого не сделали, то можно и офлайн. Мы готовы. Стоимость 300 р. (в день?). Это не дешево, но и не МРОТ. Оформляемся. Просят позвонить, когда выйдем с территории. Обещаем и записываем телефон. Тоже удивляются, что мы рюкзаки спокойно оставили. Спрашиваем, неужели воруют. Отвечают, что такие как мы - воруют. Возражаем, что такие как мы, как раз, не воруют, но ладно. Из разговоров также становится понятно, что, в принципе, лесники против народа ничего не имеют, если люди адекватные. Напрягает их оставленный мусор, курение, открытый огонь, охота и рыбалка (штраф 10 МРОТ), ну и главное, выкладывание фоток с датами посещения закрытых территорий, что плохо сказывается на зарплатах, дежурящих в эти дни сотрудников. Впрочем, нас такое поведение людей тоже не радует.
Расстаемся, удовлетворенные друг другом. Они, тем, что мы не выпендривались и заплатили, а мы - как та монашка из анекдота, которая после группового изнасилования, отряхнулась и, обратив очи к небу, промолвила: «спасибо Господи, и досыта и без греха».
На все про все потратили минут 30-40. Но теперь можно продолжить восхождение, тем более, что остренькая вершинка горы заманчиво выглядывает из-за деревьев.
Дорога начинает отклоняться влево, и мы сходим с нее на первую попавшуюся тропку. Та выводит нас на курум
и дальше мы шагаем по светло-серым, периодически «живым» камням. Курум заканчивается, и мы снова оказываемся на тропе. Тропка, петляя меж густых елей, выбирается к скальной ложбине. Мы поднимаемся на правую скалу и видим, что левая - немного выше. Исправляем оплошность и вот мы на вершине. Скалы увенчивает площадка, покрытая сухой коротенькой травкой. Хочешь стой, хочешь сиди, хочешь лежи. Красота. Виды изумительные… Если бы не дымка. Громада Ямантау вдали пытается слиться с облаками.
А если посмотреть в сторону Белорецка, чуть левее ЛЭП, можно увидеть вдалеке гору Кирель.
Да, видимость печалит, но у нас есть способ поправить настроение. Это дынька! Режем ее на дольки
и с упоением вгрызаемся в сочную мякоть!
Запиваем родниковой водичкой и просто наслаждаемся жизнью.
Наконец, решаем, что нам пора и возвращаемся к рюкзакам. До намеченного ночлега остается километра четыре. Каких-то пара ходок, думаем мы и ошибаемся. Потому, что идти по дороге вниз одно удовольствие. Птички поют. Цветы благоухают. Даже гнуса почти нет. Буквально все приносит радость.
Если не считать медвежьих следов на влажной глине. Но это только подстегивает, и мы пролетаем оставшиеся километры меньше чем за час.
Дорога начинает забирать вправо к Инзеру, и мы без сожаления оставляем ее и через чистый лесок выбираемся на поляну у предполагаемой речки. Дрова есть. Есть место под палатку. Осталось найти воду. Юра идет к руслу и кричит, что вода, таки, тоже есть. Правда в виде стоячих водоемчиков, но довольно чистая и прохладная. Решено. Остаемся.
Ставим лагерь и растапливаем щепочницу. Есть хочется не сильно, так что решаем ограничиться супчиком. Выбор падает на щи. Они жиденькие и кисленькие. Отчищенные от нагара котелочки закипают на щепочнице довольно быстро. И вскоре мы сытые и довольные оказываемся перед вопросом - чем бы таким заняться. Решаем, что раз уж вода есть, грех не сполоснуться. Находим в русле лужу побольше и, с удовольствием, плещемся в ней по очереди.
Вот теперь все вообще по красоте. Допиваем чай и лезем в палатку. Время близится к девяти вечера. Засыпаем быстро. Несмотря на солнце палящее весь день, ночь не душная и не жаркая. Спим, с удовольствием вдыхая чистый лесной воздух напоенный ароматами трав и цветов, под щебет птиц. Почему-то снятся колокольчики.