Кодар-2013. Это просто сказка!
Добавлено: 25.10.2013 17:56
Отчет
Кодар-2013. Это просто сказка!
Маршрут: Чара - р. Ср. Сакукан – ГМС- пер. Балтийский(1А, 2600) – руч. Бюрокан – р. В. Сакукан – пер Верхнесакуканский (н/к, 2193) – р. Левая Сыгыкта – руч. Озерный – пер. Проходной (1А, 2350) – р. Ледниковая – пер. Медвежий (1Б, 2300) – руч. Медвежий – ГМС – пер. Мурзилка (1Б, 2340) – р. Кондрат (Ягельная) – р. Апсат – Чара.
Схема с предпросмотром (можно увеличить).
На схеме желтым помечена автомобильная часть, рыжим – сам маршрут. Зеленые цифры – примерные места ночевок. Поскольку мы первый раз в районе, с выбором маршрутом не мудрим, пользуемся тем, что уже хожено и описано: сначала кольце вокруг пика БАМ, затем выход на Апсат.
В отчете я не смогу передать ощущение того, что мы были в "сказке". Чаще всего Кодар характеризуется словом "суровый". Да, суровость безусловно есть. Но красота просто нереальная. Перед походом были некие сомнения и даже страх, что количество сложностей превысит количество удовольствия. И мы очень рады, что этого не случилось. Все было в кайф.
Дорога длинная, но простая. Поездом до Новой Чары, на маршрутке (18км) до Чары и можно начинать маршрут. А можно (дорого!) сэкономить день пути, подъехав на Урале в ущелье Среднего Сакукана до устья Каменного ручья. Поезд от Новосибирска до Новой Чары идет 52 часа. Поездов немного, билеты караулим и покупаем среди ночи ровно за трое суток. Один из поездов уходит из Новосибирска среди ночи, другой в Чару прибывает среди ночи. Мы выбрали 98-й поезд, прибывающий в Чару утром. Несмотря на то, что едем в плацкарте на боковых местах, дорога не кажется слишком утомительной. Попутчики регулярно меняются, на некоторых местах раза по 4. В Северобайкальске покупаем омуля холодного копчения. Неудачная покупка: какая-то безвкусная резиночка.
Дорога после Северобайкальска интересная: Байкал, горы, тоннели.
В Новой Чаре маршрутка набивается битком, мы остаемся стоять в сторонке, тут из маршрутки зовут: "Вы почему стоите! Садитесь, поехали…. А медведей не боитесь? А средства от гнуса взяли?". Еще и за багаж дополнительную плату не взяли.
В Чаре морально готовимся идти по дороге пешком, но тут нам подвезло: "Урал" едет забирать группу.
Мы наивно полагаем, что до ущелья дорога хорошая, а дальше ухудшается, оказалось все наоборот: самый неприятный участок от Чары до Ср. Сакукана через болото по так называемому автозимнику (это если идти пешком, на машине-то везде хорошо).
"Автозимник"
Разливы Ср. Сакукана
Нам все нравится: и Чарская котловина, и Чарские пески; разливы Ср. Сакукана, ну и ущелье, в которое мы заезжаем (настолько узкое и крутое, что даже не верится, что там может быть дорога), отвесные скалы и множество водопадов.
В верховьях Ср. Сакукана находится печально известное Мраморное ущелье с урановый рудником. Несмотря на то, что рудник закрыт в 1951, дорога к нему сохранилась в очень приличном состоянии. Урал доезжает до устья Каменного ручья, выше идет почти идеально ровная тропа.
Непогода осталась в котловине
А впереди:
На ночевку встаем на первой же стоянке после устья Каменного ручья. Миша рыбачит, я голубикой питаюсь на острове. В этого же острова виден водопад почти над стоянкой, а ручей даже на карте не обозначен
17 августа. Первый день похода.
Идем неспешно, то и дело останавливаясь порыбачить.
Но на ночевку все же хотим встать выше разрушенного моста к руднику, подальше от "истории", следы которой и в самой дороге, местами уложенной лиственницей, и в виде развалин бараков промежуточного ИТП и остатков железных и бетонных конструкций.
Выше "моста" через Сакукан тропа не идеальная, местами заболоченная. Начинается каньон, красиво, но приличных мест для стоянки нет.
В результате уже в сумерках доходим до ГМС, завершая день бродом Ср. Сакукана прямо напротив бывшей бани. ГМС здесь была давно, а сейчас это изба, в которой можно переночевать и оставить заброску.
18 августа. 2-й день похода. Сегодня у нас в планах – подойти под пер. Балтийский. Поскольку это очень скромный план, неспешно разбираемся с вещами, оставляем заброску и выдвигаемся ближе к обеду. Не хочется верить, что тропа на наш первый перевал начинается от туалета через свалку мусора. Идем по тропе, ведущей к Мраморному ущелью. Туда многие туристы ходят, и все потом пишут, что ущелье оставляет мрачное впечатление. Мы же надеемся, что от тропы будет ответвление в нужную нам сторону. Надежда не оправдалась. Переходим Балтийский ручей, тут есть слабая тропинка наверх. Где по тропе, а иногда и теряя ее, ползем круто вверх на ригель. Сначала недоумеваем, почему же тропа идет не по открытым местам, а по зарослям кустов. Потом поняли: открытые места покрыты ягелем, под которым влажно и посему страшно скользко. Повеселившись над приключением на пустом месте, ригель все же преодолеваем и выходим на основную тропу в долине. Тропа хорошая, ровная, идет все время левым берегом ручья.
Долина Балтийского ручья
Впереди (в центре) перевал Балтийский.
На ночевку встаем на каменистой площадке (под одну небольшую палатку) недалеко от перевала.
19 августа. 3-й день похода. Пер. Балтийский.
Утром пьем кофе и продолжаем путь к перевалу. Не так уж и близко мы, оказывается, к нему стояли. Подъем на перевал представляет собой мелко-среднюю осыпь, местами просматривается тропа. Перевальная седловина классическая, широкая. В середине перевального взлета нам попадается ручеек, тут же останавливаемся на завтрак. После завтрака буквально за одну ходку выходим к перевальному туру.
Спуск с перевала простой и приятный. Мелкая осыпь с четкой тропой. Ее даже на фото видно:
Минут за 20 спускаемся к небольшому озерку.
Вот только до Бюрокана далеко, впереди еще несколько уступов, и каждый следующий сложнее предыдущего. А последний (устьевой ригель со средне-крупной осыпью) гораздо сложнее спуска с перевала.
Пик БАМ (высшая точка Кодара, 3072)
По Бюрокану нужно пройти всего-то километров семь-восемь до Верхнего Сакукана. Тропа идет по левому берегу, не теряется, где надо промаркирована турами. Мы даже надеемся в этот же день дойти до В. Сакукана. Но запланированная на завтра дневка почему-то плавно переходит в полудневку.
Стоянка на берегу Бюрокана хорошая, только очень шумная.
20 августа 4-й день похода. р. Бюрокан – р. В. Сакукан. Полудневка.
Еще часа 3 идем вдоль Бюрокана и вот мы на В. Сакукане:
Миша рыбачит, я загораю. Одного не могу понять: стоянка прекрасная, но на одну небольшую палатку. Где же большие стоянки? Место-то ключевое: и пер. Балтийский часто ходится, и сам В. Сакукан не безлюдное место.
Кодар-2013. Это просто сказка!
Маршрут: Чара - р. Ср. Сакукан – ГМС- пер. Балтийский(1А, 2600) – руч. Бюрокан – р. В. Сакукан – пер Верхнесакуканский (н/к, 2193) – р. Левая Сыгыкта – руч. Озерный – пер. Проходной (1А, 2350) – р. Ледниковая – пер. Медвежий (1Б, 2300) – руч. Медвежий – ГМС – пер. Мурзилка (1Б, 2340) – р. Кондрат (Ягельная) – р. Апсат – Чара.
Схема с предпросмотром (можно увеличить).
На схеме желтым помечена автомобильная часть, рыжим – сам маршрут. Зеленые цифры – примерные места ночевок. Поскольку мы первый раз в районе, с выбором маршрутом не мудрим, пользуемся тем, что уже хожено и описано: сначала кольце вокруг пика БАМ, затем выход на Апсат.
В отчете я не смогу передать ощущение того, что мы были в "сказке". Чаще всего Кодар характеризуется словом "суровый". Да, суровость безусловно есть. Но красота просто нереальная. Перед походом были некие сомнения и даже страх, что количество сложностей превысит количество удовольствия. И мы очень рады, что этого не случилось. Все было в кайф.
Дорога длинная, но простая. Поездом до Новой Чары, на маршрутке (18км) до Чары и можно начинать маршрут. А можно (дорого!) сэкономить день пути, подъехав на Урале в ущелье Среднего Сакукана до устья Каменного ручья. Поезд от Новосибирска до Новой Чары идет 52 часа. Поездов немного, билеты караулим и покупаем среди ночи ровно за трое суток. Один из поездов уходит из Новосибирска среди ночи, другой в Чару прибывает среди ночи. Мы выбрали 98-й поезд, прибывающий в Чару утром. Несмотря на то, что едем в плацкарте на боковых местах, дорога не кажется слишком утомительной. Попутчики регулярно меняются, на некоторых местах раза по 4. В Северобайкальске покупаем омуля холодного копчения. Неудачная покупка: какая-то безвкусная резиночка.
Дорога после Северобайкальска интересная: Байкал, горы, тоннели.
В Новой Чаре маршрутка набивается битком, мы остаемся стоять в сторонке, тут из маршрутки зовут: "Вы почему стоите! Садитесь, поехали…. А медведей не боитесь? А средства от гнуса взяли?". Еще и за багаж дополнительную плату не взяли.
В Чаре морально готовимся идти по дороге пешком, но тут нам подвезло: "Урал" едет забирать группу.
Мы наивно полагаем, что до ущелья дорога хорошая, а дальше ухудшается, оказалось все наоборот: самый неприятный участок от Чары до Ср. Сакукана через болото по так называемому автозимнику (это если идти пешком, на машине-то везде хорошо).
"Автозимник"
Разливы Ср. Сакукана
Нам все нравится: и Чарская котловина, и Чарские пески; разливы Ср. Сакукана, ну и ущелье, в которое мы заезжаем (настолько узкое и крутое, что даже не верится, что там может быть дорога), отвесные скалы и множество водопадов.
В верховьях Ср. Сакукана находится печально известное Мраморное ущелье с урановый рудником. Несмотря на то, что рудник закрыт в 1951, дорога к нему сохранилась в очень приличном состоянии. Урал доезжает до устья Каменного ручья, выше идет почти идеально ровная тропа.
Непогода осталась в котловине
А впереди:
На ночевку встаем на первой же стоянке после устья Каменного ручья. Миша рыбачит, я голубикой питаюсь на острове. В этого же острова виден водопад почти над стоянкой, а ручей даже на карте не обозначен
17 августа. Первый день похода.
Идем неспешно, то и дело останавливаясь порыбачить.
Но на ночевку все же хотим встать выше разрушенного моста к руднику, подальше от "истории", следы которой и в самой дороге, местами уложенной лиственницей, и в виде развалин бараков промежуточного ИТП и остатков железных и бетонных конструкций.
Выше "моста" через Сакукан тропа не идеальная, местами заболоченная. Начинается каньон, красиво, но приличных мест для стоянки нет.
В результате уже в сумерках доходим до ГМС, завершая день бродом Ср. Сакукана прямо напротив бывшей бани. ГМС здесь была давно, а сейчас это изба, в которой можно переночевать и оставить заброску.
18 августа. 2-й день похода. Сегодня у нас в планах – подойти под пер. Балтийский. Поскольку это очень скромный план, неспешно разбираемся с вещами, оставляем заброску и выдвигаемся ближе к обеду. Не хочется верить, что тропа на наш первый перевал начинается от туалета через свалку мусора. Идем по тропе, ведущей к Мраморному ущелью. Туда многие туристы ходят, и все потом пишут, что ущелье оставляет мрачное впечатление. Мы же надеемся, что от тропы будет ответвление в нужную нам сторону. Надежда не оправдалась. Переходим Балтийский ручей, тут есть слабая тропинка наверх. Где по тропе, а иногда и теряя ее, ползем круто вверх на ригель. Сначала недоумеваем, почему же тропа идет не по открытым местам, а по зарослям кустов. Потом поняли: открытые места покрыты ягелем, под которым влажно и посему страшно скользко. Повеселившись над приключением на пустом месте, ригель все же преодолеваем и выходим на основную тропу в долине. Тропа хорошая, ровная, идет все время левым берегом ручья.
Долина Балтийского ручья
Впереди (в центре) перевал Балтийский.
На ночевку встаем на каменистой площадке (под одну небольшую палатку) недалеко от перевала.
19 августа. 3-й день похода. Пер. Балтийский.
Утром пьем кофе и продолжаем путь к перевалу. Не так уж и близко мы, оказывается, к нему стояли. Подъем на перевал представляет собой мелко-среднюю осыпь, местами просматривается тропа. Перевальная седловина классическая, широкая. В середине перевального взлета нам попадается ручеек, тут же останавливаемся на завтрак. После завтрака буквально за одну ходку выходим к перевальному туру.
Спуск с перевала простой и приятный. Мелкая осыпь с четкой тропой. Ее даже на фото видно:
Минут за 20 спускаемся к небольшому озерку.
Вот только до Бюрокана далеко, впереди еще несколько уступов, и каждый следующий сложнее предыдущего. А последний (устьевой ригель со средне-крупной осыпью) гораздо сложнее спуска с перевала.
Пик БАМ (высшая точка Кодара, 3072)
По Бюрокану нужно пройти всего-то километров семь-восемь до Верхнего Сакукана. Тропа идет по левому берегу, не теряется, где надо промаркирована турами. Мы даже надеемся в этот же день дойти до В. Сакукана. Но запланированная на завтра дневка почему-то плавно переходит в полудневку.
Стоянка на берегу Бюрокана хорошая, только очень шумная.
20 августа 4-й день похода. р. Бюрокан – р. В. Сакукан. Полудневка.
Еще часа 3 идем вдоль Бюрокана и вот мы на В. Сакукане:
Миша рыбачит, я загораю. Одного не могу понять: стоянка прекрасная, но на одну небольшую палатку. Где же большие стоянки? Место-то ключевое: и пер. Балтийский часто ходится, и сам В. Сакукан не безлюдное место.