Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
В этом году мы решили проехать на Алтай через Туву. Почитали отчеты и поняли, что задача эта для нас вполне реальная, и итоге 10 сентября выехали на четырех машинах.
10 сентября — в 9:00 выехали с дачи Сергея в деревне Еловая возле аэропорта «Емельяново». Около 13:00 пообедали в кафе Sherdor. Расположено оно на 307 км трассы М-54. Если еду в этом направлении, то всегда страюсь обедать там. Нам мой взгляд в этом кафе лучшее соотношение цена-качество на всем прояжении Красноярск-Абакан. Если кто-то может посоветовать что-то лучше, то буду рад узнать об чем-нибудь новом. Перед въездом в Абакан сворачиваем направо на трассу Абакан — Ак-Довурак. Более-менее красивые виды появляются только перед Таштыпом.
После Таштыпа въезжаем в отроги Западного Саяна и начинаем подниматься в перевал. Подъем представляет собой крутой серпантин.
Вид с перевала в сторону Таштыпа:
На перевале установлен поклонный крест.
На перевале выясняется, что у Сергея закипел радиатор. Проезжаем Абазу и перевал Канжульский.
Вид с перевала в сторону реки Карасибо:
Спускаемся к реке Карасибо и миновав небольшой перевальчик выезжаем к реке Она.
Дальнейшая дорога лежит вдоль нее, а затем вдоль ее притока Большой Он. Остановились на базе «Снежный барс». Расположена она на 311 км трассы Абакан — Ак-Довурак. Сразу за мостом через р. Стоктыш поворот направо и около 1,5 км по грунтовой дороге. База неплохая, но на мой взгляд дороговата — один день проживания стоит около 2000 руб с человека, правда с питанием и несколькими бесплатными экскурсиями. Можно просто переночевать за 850 руб на первом этаже и за 600 руб на втором этаже домика. Взяли один трехместный номер на втором этаже. Остальные подъехали позже и решили ночевать прямо в машинах.
11 сентября - С утра немного прошелся по базе и пофотографировал.
База «Снежный барс»:
Схема маршрутов с базы:
Баня на базе:
Стоянка для машин:
Энергоснабжение базы частично осуществляется от мини-гидроэлектростанции.
Вода на базу поступает по трубе из небольшой запруды на р. Стоктыш, расположенной примерно в 500 от базы выше по течению.
В 9 утра пошли прогуляться до Стоктышскихе озер.
Пройдя около 1 км вышли к одной местной достопримечательности - «Избе охотника».
В это время в ней расположилась бригада шишкарей. Ну и вообше, как раз пошел сезон сбора ореха, которого в этом году здесь большой урожай.
В лесу куча народа, слышны удары колотов, народ таскает мешки с шишками. Вышли к небольшому лесному озеру.
После озера тропу потеряли и решили идти тупо по направлению к озеру по GPS, благо лес чистый и идти легко.
Река Стоктыш:
Поднимаемся по небольшому курумнику и выходим на плато перед нижним Стоктышским озером, где вновь находим тропу. К 12 часам мы на озере.
От базы до озера прошли около 9,5 км. Пообедали на озере
и пошли обратно по тропе. Прошли небольшой участок горелого леса
и через какое-то время тропа вышла к трассе примерно на 315 км.
Хотел я еще на обратной дороге сходить на озеро Маранкуль, но понял, что с нашей скоростью передвижения мы туда не успеваем. Попытались найти хотя бы «Мостик Любви» через р. Бол. Он, указанный в нескольких отчетах, но не смогли.
Река Большой Он:
Заночевали возле базы «Снежный Барс» на небольшой полянке возле р. Стоктыш.
Должен сказать, что расположение базы довольно удачное — в этом районе много интересных мест, куда хотелось бы сходить: Стоктышские озера, озера Маранкуль и Анеркуль, ну и озеро Позарым.
12 сентября — В 9:00 выехали в сторону Тывы. Начался подъем на Саянский первал и Делика Сергея вновь начала греться. Стали разбираться и выяснили, что проблема в вискомуфте вентилятора охлаждения — она необеспечивает требуемой фиксации привода. Прихватили вентилятор к муфте стальной проволокой и поехали дальше. Проехали Саянский (сотый) перевал (2214м).
Перевал разделяет Хакасию и Тыву.
Вид с перевала в сторону Хакасии (в левой части — перевал Курукуль, через который заходят на сплав по р. Она или к озеру Позарым):
Вид с перевала в сторону Тывы:
Озера в долине реки Адыр-Хем под перевалом Саянский:
Спустились в долину реки Кара-Суг.
Выехали на перевал Ак с памятником писателю Сюрюн-Оолу.
Перевал расположен на водоразделе рек Ак-Суг и Алаш. С перевала открывавется красивый вид на долину реки Ак-Суг.
Проехали через р. Алаш и выехали в широкую долину перед Ак-Довураком.
Далее поехали к горе Шивилиг-Таг (1118м), на которой по преданиям была древняя крепость. Чтобы подъехать к горе нужно перед Ак-Довураком свернуть на поворот на Тээли и проехать около 10км. Гора выделяется на фоне остальных — мимо не проедешь.
По грунтовке можно подъехать к самой горе. Подниматься на гору лучше со стороны р. Хемчик. Остатков древней крепости мы не обнаружили, но какой-нибудь наблюдательный пункт здесь вполне мог быть, поскольку с вершины открывается широкий обзор во все стороны.
На вершине:
Панорамы с горы Шивилиг:
На другом берегу р. Хемчик находится село Аксы-Барлык.
Пообедали в перед Кызыл-Мажалыком возле моста через Хемчик. Искупались в Хемчике — вода довольно прохладная, хотя река уже долго бежит по долине.
Далее поехали к селу Бижиктиг-Хая, известному своими археологическими памятниками. Село находится примерно в 10 км к югу от Кызыл-Мажалыка. Самая известная достопримечательность — древний каменный памятник воину (в народе его называют памятником «Чингисхану»).
Памятник датируется 8-10 веком нашей эры. С ним связано много разных легенд. Основная — это то, что он исполняет желания, которые шепчут ему на ухо. Долгое время памятник просто стоял в степи, обосранный птицами, но сейчас над ним соорудили навес. Так же возле памятника администрация села Бижиктиг-Хая поставила будку и собирали со страждущих по 100 руб, правда только летом и в выходные дни. В момент нашего приезда там никого не было. Пробовали найти еще одну местную достопримечательность - памятник царевне Сай-Су. По отчетам я помнил, что он где-то возле местной школы — объехали все вокруг, но памятника не нашли. Уже вернувшись домой я еще раз отчеты перечитал и оказалось, что «Это удивительное сооружение расположено в селе Бижиктиг-Хая, неподалеку от местной средней школы, всего лишь на 1,5 километра западнее.» Все бы ничего, но само село длиной не более 1 км — так что этот памятник на самом деле где-то за селом. Еще одна достопримечательнось — это скала с петроглифами, возле села (вобщем-то и само названия села переводится с тувинского, как «скала с надписями»), но мы уже выбивались из графика и поэтому решили ехать дальше.
Село Бижиктиг-Хая:
Проехали мимо еще одной достопримечательности скалы Уттуг-Хая (дырявая скала).
Планировалось, что мы поднимемся к ней, но поскольку вечерело, то проехали мимо — я только сфотографировал ее с дороги. Называется эта скала так потому, что в верхней ее части есть сквозная дыра. С этой скалой тоже связано несколько поверий. Вроде бы также исполняет желания человека, пролезшего сквозь дыру и вообще человек как-будто заново рождается. Если человек сильно грешен, то пролезть сквозь дыру он не может.
На трассе Кызыл — Ак-Довурак:
Было у нас в планах посещение монастыря Устуу-Хурээ, но туда мы уже тоже не успевали. В итоге свернули с трассы Кызыл — Ак-Довурак, на дорогу, ведущую к населенному пункту Хандагайты. Проехали село Хондергей и заночевали примерно через 10 км от него на берегу одноименной реки.
Место для стоянки оказалось удачным — вроде и от дороги недалеко и на берегу реки, но с дороги нас не видно.
Стоянка на реке Хандагайты:
13 сентября - Двинулись дальше по дороге в сторону границы с Монголией, проехали перевал Хондергей (1950м).
На перевале Хондергей:
Не доезжая 15 км до Хандагайты мы свернули на гравийную дорогу, ведущую в Могун-Тайгинский кожуун.
Теперь асфальт мы увидим только через 350 км уже на Алтае в селе Кокоря. Практически сразу после поворота начинается подъем в перевал Сап (1819м).
Поднялись на перевал встретили первых пограничников и пробили одно колесо.
Вид с перевала Сап в сторону трассы:
Вид с перевала Сап в сторону долины р. Бара-Шай:
Далее спустились в долину р. Бара-Шай.
Здесь стоял уже пост пограничников, на котором нас всех переписали.
Река потекла в Монголию, а мы поднялись на перевал Калчан (1969м).
Проехали мимо села Саглы
и въехали в долину реки Шин.
Здесь пробили еще два колеса.
Должен отметить, что гравийка эта довольно коварная. С одной стороны она довольно ровная, грейдированая, без т. н. «гребенки», но посыпана мелким острым скальником. По нашему мнению пробой происходил в два этапа — сначала мелкий острый камень втыкался в колесо, а потом где-нибудь на ямке или на больших камнях его пробивал. Это было на колесах с А/Т резиной. М/Т резина не пробивалась, но зато ее «пятаки» посекло мелким камнем так, что она стала похожа на зимнюю «липучку». Обратил внимание, что местные жители ездят в основном на шоссейной резине — видимо в неё острые камни не так цепляются. Встретили одного продвинутого тувинца на ШевиНиве, который стал отговаривать нас от поездки, мол «ребята пожалейте машины, я вам и так про все расскажу». Спросили у него про шиномонтажки в Мугур-Аксы, узнали что их там две, но хозяин одной уже бухает вторую неделю, а вторая вроде работает, но у работников руки из ж... «Обрадованные» услышанным все же решили ехать дальше. Проехали перевал Арзайты (2222м) спустились к одноименной реке. Пообедали в столовой на стрелке Арзайты и р. Барлык.
Об этой столовой я слышал много хороших отзывов в разных отчетах, поэтому мы специально хотели туда попасть. Правда из-за остановок на ремонты колес подзапоздали и в столовой почти ничего не осталось. Но впечатление столовой осталось положительное. Дальнейший путь шел вдоль реки Барлык вверх по течению.
Проехали перевал Коге-Дава (2406м). Подъем на перевал был довольно плавным,
а вот спуск — крутой серпантин.
Во многих отчетах этот перевал сравнивают в Кату-Ярыком на Чулышмане, но на мой взгляд это перебор, хотя и этот перевал впечатляет. Был на нем один подмытый участок, правда уже отремонтированный.
С перевала уже видна вершина г. Монгун-Тайга (3970м).
Спустились с перевала и заночевали возле р. Каргы.
14 сентября — Заехали в центр Могун-Тайгинского кожууна - село Мугур-Аксы, хотя первоначально это не планировалось.
Но колеса нужно было где-то ремонтировать, а вариантов в нашем случае было немного. На въезде в село стоял пост местного ДПС, но кого они там ловили не понятно, потому-что потом встречали в селе много выпивших за рулем. Из хороших новостей было то, что в селе появилась новая заправка и на ней было дизельное топливо.
В прошлом году там была только бензиновая заправка, а солярку приходилось покупать на местной дизельэлектростанции (по крайней мере так в отчетах было написано). На новой заправке также продаются какие-никакие запчасти, в том числе и нужные нам заплатки и камеры — у самих шиномонтажников нет ничего, кроме инструмента. Первая шиномонтажка расположена сразу на въезде в село возле старой заправки, но она была закрыта.
Правда, когда мы подъехали ко второй шиномонтажке, хозяин первой нашелся и Алексей решил ремонтировать шины у него, но впоследствии об этом пожалел, так как поставленная заплатка через четыре дня отвалилась, правда к этому времени мы уже были в Кош-Агаче.
Вторая шиномонтажка расположена в центре села, через квартал после администрации. Удивил персонал второй шиномонтажки — две молодые сестры тувинки, но работали они на удивление хорошо, хотя и медленно.
Пока ждали, подъехала «буханка» из которой вышли три молодых тувинца, которые сначала попытались на нас наехать, решив, что мы пристаем к их женщинам (почти как у Пелевина - «Американские комары наших мух е..ут.»). Узнав, что мы по делу, сразу успокоились и доложили, что они за «Единую Россию», хотя Жириновского тоже любят, что они с утра «уже» и предложили поучаствовать в их празднике жизни, но мы им вежливо отказали. Тогда они начали пытаться помогать дамам, но толку от них было мало — в основном они пытались удержать свои спадающие штаны. Но в целом впечатление от села хорошее — несмотря на свою удаленность оно довольно чистое и много ухоженных детишек. Из увиденных достопримечательностей — статуи тарбаганов на въезде
и буддистский храм в селе.
Попытались пообедать в местной пельменной, но пока стояли в очереди, к нам привязался молодой человек, сказавший, что он из местной администрации и, что нам нужно у них отметиться. Заподозрив какую-то аферу, мы решили из села поскорее уехать. Купили пельменей и пообедали на выезде из села.
Двинулись в сторону села Кызыл-Кая. Решили сократить дорогу, поскольку я знал, что есть хорошая грунтовка прямо на основную трассу. В итоге мы с этой грунтовки съехали и немного поплутали, поскольку здесь в каждом ложку или распадке находится по кошаре и к каждой ведет дорога.
В конце-концов выехали на дорогу
и дальше почти до Кызыл-Каи ехали практически вдоль границы с Монголией.
Виды по дороге были красивые, но погода начала портиться.
Проехали последний оплот цивилизации - село Кызыл-Каю.
Возле с. Кызыл-Кая есть своя г. Монгун-Тайга (3717м).
В селе Кызыл-Кая форсировали реку Моген-Бурен.
По отчетам брод был где-то выше села, но мы увидели как реку переезжают местные жители и решили последовать их примеру. Глубина брода была около 60см. Далее дорога идет вдоль р Моген-Бурен.
Бродов больше не было — было четыре моста, два из которых довольно хлипкие.
Ну и было много участков, где дорога прижимается к скалам вплотную, если будет встречный транспорт, то разъехаться проблематично.
К счастью нам никто на встречу не попался. Один тувинец в Кызыл-Кае сказал, что есть другая дорога, обходящая прижимы — отворот влево примерно через 20 км от Кызыл-Каи, но мы его не заметили. Погода тем временм начала портиться. Заночевали возле озера Кок-Холь.
Ночью шел то снег, то дождь. Мне за ночь пришлось несколько раз отряхивать мокрый снег с палатки, иначе она могла сложиться.
Утром:
С шатра снег никто не стряхивал — он немного сложился, но устоял:
15 сентября — Подождали пока снег немного растает и выехали.
Проехали озеро Ак-коль, практически обогнули его вокруг.
Озеро Ак-коль на подъезде:
Мостик в нижней части озера:
За противоположной стороной переехали несколько небольших бродов
и через безымянный перевальчик (2400м) выехали в долину реки Джеты-Тей.
Вид с перевальчика на озеро Ак-Коль:
Долина довольно болотистая, но мы проехали ее без особых проблем, правда на подъемах немного буксовали.
Едем по долине:
Проехав через долину поднялись на перевал Бугузун (2580м), разделяющий Тыву и Горный Алтай, и стали спускаться по дороге вдоль одноименной реки. Следует отметить, что со стороны Алтая подъем на перевал был бы гораздо круче и тяжелее, правда он в основном каменистый.
Вид с перевала Бугузун в сторону Тывы:
На перевале Бугузун:
Спуск с перевала Бугузун:
Вдоль Бугузуна:
Заметили ошибку в автомобильных навигаторах: хотя по карте Генштаба название реки было Бугузун, но на одних навигаторах она называлась — Кокоря, хотя Кокоря впадает ниже, а на других — Карагай, что на самом деле тоже приток. Кстати перед устьем Карагая есть довольно крутой, сыпучий спуск — не уверен, что в него можно подняться.
Возможно, те кто едут со стороны Алтая объезжают его по реке. Примерно через 6,5 км от устья Карагая будет брод на левый берег Бугузуна (когда-то на этом месте была пограничная застава). Мы чуть не прозевали этот брод — это сделать легко, потому что вдоль правого берега тоже идет хорошая накатанная дорога к пастбищам, но Алексей вовремя его заметил. Это был второй глубокий брод, но в нашем случае он тоже был порядка 60 см.
После брода особых препятствий нет. Выезжаем в широкую долину
и через некоторое время попадаем в село Кокоря. И вот снова асфальт!!! В есть музей теленгитов Чуи, но видимо закрыт всегда, так же как и музей Пазырыкской культуры в Улагане.
У него есть табличка с режимом работы, но работает он видимо только по предварительным заявкам. Пообедали в Кош-Агаче в кафе-блинной «У Дарьи».
Кафе находится неподалеку о супермаркета «Мария-Ра». На это кафе мы обратили внимание еще в прошлогодней поездке и судя по всему не зря. Народу в нем всегда много. Также за углом кафе есть колонка, где можно набрать питьевой воды.
Следующим пунктом нашей программы было плато Укок, но поскольку один из участников нашей команды на Укок не ехал, то решили совместно переночевать в долине Кызыл-Чина (в так называемом Марсе). Приехав, выяснили, что теперь здесь въезд платный 200 руб с машины, проход пешком бесплатно. Можно было конечно встать в стороне, но решили не дергаться и заплатить.
Вечерний и ночной «Марс»:
16 сентября — В этот раз я не проспал и встал задолго до восхода солнца и мне повезло с освещением. Прогулялся по Марсу.
После съемок Марса-1 прогулялся до Марса-2 (он расположен примерно в 2,5 км выше по течению Кызыл-Чина).
Выявился один положительный момент от появления платного въезда — хозяева наставили указатели и я наконец-то нашел родник с минеральной водой.
Вид от родника вниз:
Найти его раньше было сложно, поскольку он находится в стороне от тропы и практически сразу уходит в грунт. От Марса-2 поднялся на вершинку 2081, чтобы в очередной раз полюбоваться панорамой Южно-Чуйского хребта.
Но как бы хорошо не было на «Марсе», все же нужно ехать на Укок. Заезжаем в Кош-Агач, заправляем полные баки, обедаем «У Дарьи», набрали воды, на неделю расстаемся с одним участником нашего путешествия и едем на Укок. До вечера нам нужно доехать до Джумалинских источников (второе название -Теплый ключ). От Кош-Агача до Джумалинских примерно 100 км и ехать 3-4 часа. По долине дорога гребенка, которая начинается практически сразу за Кош-Агачем. Ехать по ней тяжело, так как помимо постоянной долбежки машина на некоторых скоростях входит в резонанс и становится неуправляемой.
В итоге страемся ехать по параллельным дорогам, гребенка на которых поменьше.
На Тархатинской (Солонешенской) погранзаставе опять работает шлагбаум, всех проезжающих записывают в журнал, хотя с 2013г. на Джумалинские источники и в Джазатор пропуск не нужен.
Записались на пропускном пункте. К 18:30 были на Джумалинских источниках.
Джумалинские источники представляют собой три крытые радоновые ванны, вода в которых последовательно перетекает из одной в другую (хоть и частично, но все равно верхняя ванна лучше).
Хоть источники эти и называют «Теплый ключ», но вода в ваннах условно теплая — 18 градусов. Есть отвод воды в бассейн, в котором плавают рыбки.
Ниже ванн находится душевая.
Рядом с душевой — полуживая баня.
Также есть питьевые источники. Основной источник находится перед ваннами. Остальные источники находятся за бассейном с рыбками — к ним ведет деревянная дорожка. Эти источники вытекают из под пригорка и их около 10. Почти возле каждого из них есть табличка с указанием, для каких целей этот источник предназначен. Хоть они и вытекают практически из одного места, но вода в них немного различается на вкус. Минерализация в них слабая (опять же по моим ощущениям, но вроде и по их описаниям это так).
Есть пять домиков и два туалета. Насколько я понял, источниками сейчас командует община села Мухор-Тархата (что возле Кош-Агача). Ценовая политика определяется местным администратором по ситуации и настроению — когда мы приехали, нам объявили, что ночевка в избе 200 руб с человека, ванны и ночевки в машинах и палатках — бесплатно. Когда мы вернулись через два дня с Укока, о нам тот же самый администратор объявил, что стоянка машины стоит 200 руб и купание в ваннах стоит тоже 200 руб. Правда сам процесс купаний никто не контролировал — все было на нашу честность.
17 сентября — В 9:00 выехали на Укок через перевал Теплый Ключ. Тут нас незапланированно покинул еще один учатстник нашей поездки — Андрей. Утром его машина еле завелась, и даже после часа работы с заведенным двигателем машина сильно дымила. Ехать так за перевал было опасно, поэтому Андрей решил вернуться в Кош-Агач. Позже выяснилось, что проблема была в солярке, хотя заправлялся он на фирменной заправке Лукойла дизелем Евро-5. Ниже высот 1500м проблем не было. Уход Андрея стал серьезной потерей, так как он должен был составить мне компанию для прогулки под Табын-Богдо-Ола.
Подъем на перевал 4 км, спуск с перевала 7 км.
На подъеме:
На перевале:
Спуск с перевала:
Подъем в перевал, по крайней мере для Делики стал серьезной задачей. Три раза ее приходилось подтягивать тросом с помощью Крузера. В общем подняться в перевал на машине с просветом меньше 20 см будет не просто. Ну и пониженная передача необходима. Крузер шел без особых проблем, но один раз тоже на камни сел. Еще одна трудность перевала — сложность разъезда со встречными машинами. В итоге поднимались мы на перевал около четырех часов. Спуск с перевала полегче, но несколько проблемных мест есть. Еще мы умудрились сорвать защиту двигателя, так что спуск тоже занял три часа. Еще одним сложным препятствием стал брод через реку Калгуты, расположенный примерно через 3км после спуска с перевала ниже по течению. Сам по себе брод короткий и неглубокий. Но съезды и выезды с него пестрят большими камнями, да и колеи довольно глубокие.
Есть брод через р. Калгуты сразу после спуска с перевала. Сам брод и подъезды к нему выглядят попроще, но неизвестно, в каком состояние дорога на противоположном берегу. По крайней мере на карте там указана болотина.
Есть вроде бы и другая дорога на Укок, которая обходит Теплый Ключ — она даже указана на Генштабовской карте. Как нам сказали местные — пограничники вроде бы по ней ездят, и свороты на нее я видел. Но по отчетам все ездят через пер. Теплый Ключ. Может как нибудь в следующий раз попробуем проехать и по этой дороге.
Далее по долине Укока дорога уже получше, можно и разогнаться.
Есть броды, но неглубокие.
Проехали мимо бывшего Калгутинского скотоимпорта, от которого осталось одно полуразвалившееся строение. Перехав через бугор остановились возле двух оленных камней.
Ночевать решили возле одного из Гусиных озер.
Озеро было перегорожено несколькими сетями.От озера открывается хороший вид на массив Табын-Богдо-Ола.
Здесь проходит тридцатикилометровый участок нашей границы с Китаем.
К сожалению в этот раз мне там не побывать, поскольку идти в одно по закрытому ледник я не решился.
Ночью было -8.
18 сентября — Решили устроить дневку. Сергей захотел сделать ревизию подвески Делики, которая после преодоления перевала стала сильно бренчать и стучать.
С утра подъехали двое молодых алтайцев из Джазатора проверить сети. Добычей были хариусы и османы. Османов они отдали нам.
Как оказалось впоследствии, икра и внутренность османа ядовиты. Хоть я это и не знал, но мне они тоже на вид не понравились и я их выкинул. Саму рыбу решили пожарить. В качестве панировки решил использовать чипсы Lays и получилось на мой взгляд неплохо.
Процесс жарки нарушало, то обстоятельство, что я не был уверен, что осман не в Красной книге, поэтому три раза прятал рыбу и сковороду, когда видел проезжавшие вдалеке машины. Подъехал конный патруль пограничников и проверил у нас пропуска.
После обеда, удостоверившись, что мы сегодня никуда не едем, я решил сходить на расположенную неподалеку вершину 2928, с целью прогуляться и немного расширить кругозор.
От лагеря до вершины было 7,8 км, перепад высоты около 700м. Поднялся неспешно за 2,5 часа. Провел на вершине около часа и пошел обратно.
Русский Щит (слева) и Табын-Богдо-Ола:
Массив горы ЧолокЧад:
Плато Укок:
С вершины хорошо видно Южно-Чуйский хребет
и даже массив Белухи,
но сожалению Белуха была в дымке и закрыта облаками. Судя по увеличивающейся облачности стало понятно, что погода завтра испортится. На озеро прилетело много уток и гусей, видимо не зря его Гусиным прозвали.
Ночью было -6.
19 сентября — Выехали по дороге в сторону Бертека. Доехали до его развалин возле моста через Ак-Аллаху.
Из прочитанных отчетов я узнал о некоей древней крепости, расположенной неподалеку от моста через Ак-Аллаху, и мы попытались ее найти, но безуспешно. Позднее, на Джумалинских ключах мы разговаривали с одним старым алтайцем, родившемся и долгое время жившим в этих местах, который сказал, что никакой крепости там не было. Впрочем мы нашли одно развалившееся строение из глиняных кирпичей, которое при достаточном желании и фантазии можно представить в качестве остатков древней крепости.
Проезжая мимо одного из небольших озер, я увидел в нем большого белого лебедя, но пока доставал фотоаппарат, лебедь успел улететь.
Далее доехали до могилы «Алтайской принцессы»
и повернули обратно, поскольку увидели большие снеговые тучи.
Пока они шли в основном на Джазатор, но было ясно, что они и до нас доберутся. Еще вчера у нас появилась мысль попробовать проехать на Джазатор, но по такой погоде от этого варианта решили отказаться. Поехали опять через пер. Теплый Ключ. В этот раз проехали перевал за четыре часа весь. Но на вершине перевала я из машины вышел и весь спуск шел впереди машины, направляя водителя, а также убирал с дороги мешающие камни и подкладывал камни в ямы и возле больших булыганов.
Вечером опять были на Джумалинских источниках.
20 сентября — С утра сходил на закрытую фабрику по обогащению вольфрамовой руды, расположенную возле источников.
Пообщались с одним старым алтайцем, который жил в долине Укока. Он все зазывал нас поискать там клады. С его слов они там раньше жили зажиточно — торговали с Китаем и Монголией, но в начале тридцатых годов их стали трясти. Они прятали свое серебро и золото в бутылки и закапывали, а на этом месте вбивали березовые колышки (ни одной березы на Укоке я не увидел). Колышки быстро сгнили и много добра так в земле и осталось. Алтаец вроде бы помнил, где они барахло закапывали, но без металлоискателя найти его не мог.
Потом съездили к заброшенной шахте Калгутинского рудника. Дорога к шахте идет от фабрики вверх по узкой долине.
На входе в шахту стоит вагонетка и лед почти до потолка, так что попасть в шахту можно только на карачках.
Потом в шахте можно уже ходить в полный рост, но к сожалению у нас времени на прогулку по шахте не было. До 60-х годов на руднике работали заключенные — с тех времен осталась вышка и развалившиеся бараки.
К 15 часам приехали в Кош-Агач. Обедали опять «У Дарьи», где встретились с временно покинувшим нас Андреем. За это время он успел съездить в район Актру и немного там побродить.
Вот немного фото из его поездки:
После обеда выехали в долину Талдуры. Заночевали на берегу Талдуры, не доехав 4 км до устья р. Джело.
21 сентября — Первоначально у нас был план проехать вверх по притоку Талдуры — Кускунуру и сходить в радиалку на Купол Трех Озер, как это сделал Андрей Шичкин. Но с утра машина Андрея опять стала плохо заводиться, а поскольку в случае подъема по Кускунуру пришлось бы ночевать на высоте 2500 м, то ехать туда мы не решились. Поэтому поехали на перевал Карагем (2837м). В этот раз с погодой нам повезло и мы без проблем доехали до самого перевала.
На перевале:
Вид в сторону р. Карагем:
Вид на ледник Джело:
Каньон на Куркуре:
Вид на долины Джело и Талдуры:
Искупались в озере на высоте 2690м.
По-моему это пока самое высокое озеро, в которором я купался. Пообедали в долине Джело
и перехали в долину р. Аккол.
Заехали на т.н. «видовку» - г. Имене (Имеле). Подъем на нее можно сравнить с тем же Кату-Ярыком, правда здесь серпантин состоит всего из четырех ступеней.
Почему то триангулятор стоит на плоском месте на высоте 2788м,
хотя рядом есть явно выраженная высота 2838 м. Отсюда хороший вид на массив Актру,
на г. Джаниикту
и на Чуйскую степь.
Спустились вниз и заночевали на берегу р. Аккол, чуть ниже озера Ак-Куль.
22 сентября — Съездили в долину р.Елангаш, известной своими петроглифами (их там около 30 000). Основная дорога в Елангаш идет с 12км трассы Ортолык-Бельтир (отворот влево). Есть дорога в Елангаш напрямую из Бельтира, но поскольку мы ее не знали, то сделали небольшой крюк.
Петроглифы распределены по долине Елангаша на протяжении 20 км, но наиболее интересные сосредоточены в районе так называемых «бараньих лбов», которые и были нашей конечной целью.
Долина Елангаша перед «бараньими лбами»:
«Бараньи лбы»:
Практически перед ними пришлось преодолеть довольно глубокий брод через р. Елангаш. Около часа ходили и созерцали петроглифы, созданные в разные эпохи.
Затем поехали обратно. Алексей попытался найти дорогу на Бельтир и это ему удалось. Правда со стороны Бельтира здесь довольно крутой подъем, но проехать можно было.
Виды на Бельтир и Талдуринскую Ограду:
Далее поехали по Чуйскому тракту на Север. Проехали мимо Северо-Чуйского хребта, но к сожалению и в этот раз горы были закрыты тучами. Доехали до Белого-Бома (Ак-Бом). Остановились на базе «У Егорыча».
Станок для шелушения кедровых шишек:
На мой взгляд здесь приятнее, чем в «Караван-парке Ак-Бом», как-то уютнее и от дороги подальше, хотя с детьми наверное в Ак-боме будет получше.
Вид на «Караван-парке Ак-Бом»:
Ценник на обоих базах одинаковый - 450 руб с человека в это время.
23 сентября — Переехали в Манжерок на пятый юбилейный бард-фестиваль «Манжерок. Под занавес лета». Но это уже другая история.
10 сентября — в 9:00 выехали с дачи Сергея в деревне Еловая возле аэропорта «Емельяново». Около 13:00 пообедали в кафе Sherdor. Расположено оно на 307 км трассы М-54. Если еду в этом направлении, то всегда страюсь обедать там. Нам мой взгляд в этом кафе лучшее соотношение цена-качество на всем прояжении Красноярск-Абакан. Если кто-то может посоветовать что-то лучше, то буду рад узнать об чем-нибудь новом. Перед въездом в Абакан сворачиваем направо на трассу Абакан — Ак-Довурак. Более-менее красивые виды появляются только перед Таштыпом.
После Таштыпа въезжаем в отроги Западного Саяна и начинаем подниматься в перевал. Подъем представляет собой крутой серпантин.
Вид с перевала в сторону Таштыпа:
На перевале установлен поклонный крест.
На перевале выясняется, что у Сергея закипел радиатор. Проезжаем Абазу и перевал Канжульский.
Вид с перевала в сторону реки Карасибо:
Спускаемся к реке Карасибо и миновав небольшой перевальчик выезжаем к реке Она.
Дальнейшая дорога лежит вдоль нее, а затем вдоль ее притока Большой Он. Остановились на базе «Снежный барс». Расположена она на 311 км трассы Абакан — Ак-Довурак. Сразу за мостом через р. Стоктыш поворот направо и около 1,5 км по грунтовой дороге. База неплохая, но на мой взгляд дороговата — один день проживания стоит около 2000 руб с человека, правда с питанием и несколькими бесплатными экскурсиями. Можно просто переночевать за 850 руб на первом этаже и за 600 руб на втором этаже домика. Взяли один трехместный номер на втором этаже. Остальные подъехали позже и решили ночевать прямо в машинах.
11 сентября - С утра немного прошелся по базе и пофотографировал.
База «Снежный барс»:
Схема маршрутов с базы:
Баня на базе:
Стоянка для машин:
Энергоснабжение базы частично осуществляется от мини-гидроэлектростанции.
Вода на базу поступает по трубе из небольшой запруды на р. Стоктыш, расположенной примерно в 500 от базы выше по течению.
В 9 утра пошли прогуляться до Стоктышскихе озер.
Пройдя около 1 км вышли к одной местной достопримечательности - «Избе охотника».
В это время в ней расположилась бригада шишкарей. Ну и вообше, как раз пошел сезон сбора ореха, которого в этом году здесь большой урожай.
В лесу куча народа, слышны удары колотов, народ таскает мешки с шишками. Вышли к небольшому лесному озеру.
После озера тропу потеряли и решили идти тупо по направлению к озеру по GPS, благо лес чистый и идти легко.
Река Стоктыш:
Поднимаемся по небольшому курумнику и выходим на плато перед нижним Стоктышским озером, где вновь находим тропу. К 12 часам мы на озере.
От базы до озера прошли около 9,5 км. Пообедали на озере
и пошли обратно по тропе. Прошли небольшой участок горелого леса
и через какое-то время тропа вышла к трассе примерно на 315 км.
Хотел я еще на обратной дороге сходить на озеро Маранкуль, но понял, что с нашей скоростью передвижения мы туда не успеваем. Попытались найти хотя бы «Мостик Любви» через р. Бол. Он, указанный в нескольких отчетах, но не смогли.
Река Большой Он:
Заночевали возле базы «Снежный Барс» на небольшой полянке возле р. Стоктыш.
Должен сказать, что расположение базы довольно удачное — в этом районе много интересных мест, куда хотелось бы сходить: Стоктышские озера, озера Маранкуль и Анеркуль, ну и озеро Позарым.
12 сентября — В 9:00 выехали в сторону Тывы. Начался подъем на Саянский первал и Делика Сергея вновь начала греться. Стали разбираться и выяснили, что проблема в вискомуфте вентилятора охлаждения — она необеспечивает требуемой фиксации привода. Прихватили вентилятор к муфте стальной проволокой и поехали дальше. Проехали Саянский (сотый) перевал (2214м).
Перевал разделяет Хакасию и Тыву.
Вид с перевала в сторону Хакасии (в левой части — перевал Курукуль, через который заходят на сплав по р. Она или к озеру Позарым):
Вид с перевала в сторону Тывы:
Озера в долине реки Адыр-Хем под перевалом Саянский:
Спустились в долину реки Кара-Суг.
Выехали на перевал Ак с памятником писателю Сюрюн-Оолу.
Перевал расположен на водоразделе рек Ак-Суг и Алаш. С перевала открывавется красивый вид на долину реки Ак-Суг.
Проехали через р. Алаш и выехали в широкую долину перед Ак-Довураком.
Далее поехали к горе Шивилиг-Таг (1118м), на которой по преданиям была древняя крепость. Чтобы подъехать к горе нужно перед Ак-Довураком свернуть на поворот на Тээли и проехать около 10км. Гора выделяется на фоне остальных — мимо не проедешь.
По грунтовке можно подъехать к самой горе. Подниматься на гору лучше со стороны р. Хемчик. Остатков древней крепости мы не обнаружили, но какой-нибудь наблюдательный пункт здесь вполне мог быть, поскольку с вершины открывается широкий обзор во все стороны.
На вершине:
Панорамы с горы Шивилиг:
На другом берегу р. Хемчик находится село Аксы-Барлык.
Пообедали в перед Кызыл-Мажалыком возле моста через Хемчик. Искупались в Хемчике — вода довольно прохладная, хотя река уже долго бежит по долине.
Далее поехали к селу Бижиктиг-Хая, известному своими археологическими памятниками. Село находится примерно в 10 км к югу от Кызыл-Мажалыка. Самая известная достопримечательность — древний каменный памятник воину (в народе его называют памятником «Чингисхану»).
Памятник датируется 8-10 веком нашей эры. С ним связано много разных легенд. Основная — это то, что он исполняет желания, которые шепчут ему на ухо. Долгое время памятник просто стоял в степи, обосранный птицами, но сейчас над ним соорудили навес. Так же возле памятника администрация села Бижиктиг-Хая поставила будку и собирали со страждущих по 100 руб, правда только летом и в выходные дни. В момент нашего приезда там никого не было. Пробовали найти еще одну местную достопримечательность - памятник царевне Сай-Су. По отчетам я помнил, что он где-то возле местной школы — объехали все вокруг, но памятника не нашли. Уже вернувшись домой я еще раз отчеты перечитал и оказалось, что «Это удивительное сооружение расположено в селе Бижиктиг-Хая, неподалеку от местной средней школы, всего лишь на 1,5 километра западнее.» Все бы ничего, но само село длиной не более 1 км — так что этот памятник на самом деле где-то за селом. Еще одна достопримечательнось — это скала с петроглифами, возле села (вобщем-то и само названия села переводится с тувинского, как «скала с надписями»), но мы уже выбивались из графика и поэтому решили ехать дальше.
Село Бижиктиг-Хая:
Проехали мимо еще одной достопримечательности скалы Уттуг-Хая (дырявая скала).
Планировалось, что мы поднимемся к ней, но поскольку вечерело, то проехали мимо — я только сфотографировал ее с дороги. Называется эта скала так потому, что в верхней ее части есть сквозная дыра. С этой скалой тоже связано несколько поверий. Вроде бы также исполняет желания человека, пролезшего сквозь дыру и вообще человек как-будто заново рождается. Если человек сильно грешен, то пролезть сквозь дыру он не может.
На трассе Кызыл — Ак-Довурак:
Было у нас в планах посещение монастыря Устуу-Хурээ, но туда мы уже тоже не успевали. В итоге свернули с трассы Кызыл — Ак-Довурак, на дорогу, ведущую к населенному пункту Хандагайты. Проехали село Хондергей и заночевали примерно через 10 км от него на берегу одноименной реки.
Место для стоянки оказалось удачным — вроде и от дороги недалеко и на берегу реки, но с дороги нас не видно.
Стоянка на реке Хандагайты:
13 сентября - Двинулись дальше по дороге в сторону границы с Монголией, проехали перевал Хондергей (1950м).
На перевале Хондергей:
Не доезжая 15 км до Хандагайты мы свернули на гравийную дорогу, ведущую в Могун-Тайгинский кожуун.
Теперь асфальт мы увидим только через 350 км уже на Алтае в селе Кокоря. Практически сразу после поворота начинается подъем в перевал Сап (1819м).
Поднялись на перевал встретили первых пограничников и пробили одно колесо.
Вид с перевала Сап в сторону трассы:
Вид с перевала Сап в сторону долины р. Бара-Шай:
Далее спустились в долину р. Бара-Шай.
Здесь стоял уже пост пограничников, на котором нас всех переписали.
Река потекла в Монголию, а мы поднялись на перевал Калчан (1969м).
Проехали мимо села Саглы
и въехали в долину реки Шин.
Здесь пробили еще два колеса.
Должен отметить, что гравийка эта довольно коварная. С одной стороны она довольно ровная, грейдированая, без т. н. «гребенки», но посыпана мелким острым скальником. По нашему мнению пробой происходил в два этапа — сначала мелкий острый камень втыкался в колесо, а потом где-нибудь на ямке или на больших камнях его пробивал. Это было на колесах с А/Т резиной. М/Т резина не пробивалась, но зато ее «пятаки» посекло мелким камнем так, что она стала похожа на зимнюю «липучку». Обратил внимание, что местные жители ездят в основном на шоссейной резине — видимо в неё острые камни не так цепляются. Встретили одного продвинутого тувинца на ШевиНиве, который стал отговаривать нас от поездки, мол «ребята пожалейте машины, я вам и так про все расскажу». Спросили у него про шиномонтажки в Мугур-Аксы, узнали что их там две, но хозяин одной уже бухает вторую неделю, а вторая вроде работает, но у работников руки из ж... «Обрадованные» услышанным все же решили ехать дальше. Проехали перевал Арзайты (2222м) спустились к одноименной реке. Пообедали в столовой на стрелке Арзайты и р. Барлык.
Об этой столовой я слышал много хороших отзывов в разных отчетах, поэтому мы специально хотели туда попасть. Правда из-за остановок на ремонты колес подзапоздали и в столовой почти ничего не осталось. Но впечатление столовой осталось положительное. Дальнейший путь шел вдоль реки Барлык вверх по течению.
Проехали перевал Коге-Дава (2406м). Подъем на перевал был довольно плавным,
а вот спуск — крутой серпантин.
Во многих отчетах этот перевал сравнивают в Кату-Ярыком на Чулышмане, но на мой взгляд это перебор, хотя и этот перевал впечатляет. Был на нем один подмытый участок, правда уже отремонтированный.
С перевала уже видна вершина г. Монгун-Тайга (3970м).
Спустились с перевала и заночевали возле р. Каргы.
14 сентября — Заехали в центр Могун-Тайгинского кожууна - село Мугур-Аксы, хотя первоначально это не планировалось.
Но колеса нужно было где-то ремонтировать, а вариантов в нашем случае было немного. На въезде в село стоял пост местного ДПС, но кого они там ловили не понятно, потому-что потом встречали в селе много выпивших за рулем. Из хороших новостей было то, что в селе появилась новая заправка и на ней было дизельное топливо.
В прошлом году там была только бензиновая заправка, а солярку приходилось покупать на местной дизельэлектростанции (по крайней мере так в отчетах было написано). На новой заправке также продаются какие-никакие запчасти, в том числе и нужные нам заплатки и камеры — у самих шиномонтажников нет ничего, кроме инструмента. Первая шиномонтажка расположена сразу на въезде в село возле старой заправки, но она была закрыта.
Правда, когда мы подъехали ко второй шиномонтажке, хозяин первой нашелся и Алексей решил ремонтировать шины у него, но впоследствии об этом пожалел, так как поставленная заплатка через четыре дня отвалилась, правда к этому времени мы уже были в Кош-Агаче.
Вторая шиномонтажка расположена в центре села, через квартал после администрации. Удивил персонал второй шиномонтажки — две молодые сестры тувинки, но работали они на удивление хорошо, хотя и медленно.
Пока ждали, подъехала «буханка» из которой вышли три молодых тувинца, которые сначала попытались на нас наехать, решив, что мы пристаем к их женщинам (почти как у Пелевина - «Американские комары наших мух е..ут.»). Узнав, что мы по делу, сразу успокоились и доложили, что они за «Единую Россию», хотя Жириновского тоже любят, что они с утра «уже» и предложили поучаствовать в их празднике жизни, но мы им вежливо отказали. Тогда они начали пытаться помогать дамам, но толку от них было мало — в основном они пытались удержать свои спадающие штаны. Но в целом впечатление от села хорошее — несмотря на свою удаленность оно довольно чистое и много ухоженных детишек. Из увиденных достопримечательностей — статуи тарбаганов на въезде
и буддистский храм в селе.
Попытались пообедать в местной пельменной, но пока стояли в очереди, к нам привязался молодой человек, сказавший, что он из местной администрации и, что нам нужно у них отметиться. Заподозрив какую-то аферу, мы решили из села поскорее уехать. Купили пельменей и пообедали на выезде из села.
Двинулись в сторону села Кызыл-Кая. Решили сократить дорогу, поскольку я знал, что есть хорошая грунтовка прямо на основную трассу. В итоге мы с этой грунтовки съехали и немного поплутали, поскольку здесь в каждом ложку или распадке находится по кошаре и к каждой ведет дорога.
В конце-концов выехали на дорогу
и дальше почти до Кызыл-Каи ехали практически вдоль границы с Монголией.
Виды по дороге были красивые, но погода начала портиться.
Проехали последний оплот цивилизации - село Кызыл-Каю.
Возле с. Кызыл-Кая есть своя г. Монгун-Тайга (3717м).
В селе Кызыл-Кая форсировали реку Моген-Бурен.
По отчетам брод был где-то выше села, но мы увидели как реку переезжают местные жители и решили последовать их примеру. Глубина брода была около 60см. Далее дорога идет вдоль р Моген-Бурен.
Бродов больше не было — было четыре моста, два из которых довольно хлипкие.
Ну и было много участков, где дорога прижимается к скалам вплотную, если будет встречный транспорт, то разъехаться проблематично.
К счастью нам никто на встречу не попался. Один тувинец в Кызыл-Кае сказал, что есть другая дорога, обходящая прижимы — отворот влево примерно через 20 км от Кызыл-Каи, но мы его не заметили. Погода тем временм начала портиться. Заночевали возле озера Кок-Холь.
Ночью шел то снег, то дождь. Мне за ночь пришлось несколько раз отряхивать мокрый снег с палатки, иначе она могла сложиться.
Утром:
С шатра снег никто не стряхивал — он немного сложился, но устоял:
15 сентября — Подождали пока снег немного растает и выехали.
Проехали озеро Ак-коль, практически обогнули его вокруг.
Озеро Ак-коль на подъезде:
Мостик в нижней части озера:
За противоположной стороной переехали несколько небольших бродов
и через безымянный перевальчик (2400м) выехали в долину реки Джеты-Тей.
Вид с перевальчика на озеро Ак-Коль:
Долина довольно болотистая, но мы проехали ее без особых проблем, правда на подъемах немного буксовали.
Едем по долине:
Проехав через долину поднялись на перевал Бугузун (2580м), разделяющий Тыву и Горный Алтай, и стали спускаться по дороге вдоль одноименной реки. Следует отметить, что со стороны Алтая подъем на перевал был бы гораздо круче и тяжелее, правда он в основном каменистый.
Вид с перевала Бугузун в сторону Тывы:
На перевале Бугузун:
Спуск с перевала Бугузун:
Вдоль Бугузуна:
Заметили ошибку в автомобильных навигаторах: хотя по карте Генштаба название реки было Бугузун, но на одних навигаторах она называлась — Кокоря, хотя Кокоря впадает ниже, а на других — Карагай, что на самом деле тоже приток. Кстати перед устьем Карагая есть довольно крутой, сыпучий спуск — не уверен, что в него можно подняться.
Возможно, те кто едут со стороны Алтая объезжают его по реке. Примерно через 6,5 км от устья Карагая будет брод на левый берег Бугузуна (когда-то на этом месте была пограничная застава). Мы чуть не прозевали этот брод — это сделать легко, потому что вдоль правого берега тоже идет хорошая накатанная дорога к пастбищам, но Алексей вовремя его заметил. Это был второй глубокий брод, но в нашем случае он тоже был порядка 60 см.
После брода особых препятствий нет. Выезжаем в широкую долину
и через некоторое время попадаем в село Кокоря. И вот снова асфальт!!! В есть музей теленгитов Чуи, но видимо закрыт всегда, так же как и музей Пазырыкской культуры в Улагане.
У него есть табличка с режимом работы, но работает он видимо только по предварительным заявкам. Пообедали в Кош-Агаче в кафе-блинной «У Дарьи».
Кафе находится неподалеку о супермаркета «Мария-Ра». На это кафе мы обратили внимание еще в прошлогодней поездке и судя по всему не зря. Народу в нем всегда много. Также за углом кафе есть колонка, где можно набрать питьевой воды.
Следующим пунктом нашей программы было плато Укок, но поскольку один из участников нашей команды на Укок не ехал, то решили совместно переночевать в долине Кызыл-Чина (в так называемом Марсе). Приехав, выяснили, что теперь здесь въезд платный 200 руб с машины, проход пешком бесплатно. Можно было конечно встать в стороне, но решили не дергаться и заплатить.
Вечерний и ночной «Марс»:
16 сентября — В этот раз я не проспал и встал задолго до восхода солнца и мне повезло с освещением. Прогулялся по Марсу.
После съемок Марса-1 прогулялся до Марса-2 (он расположен примерно в 2,5 км выше по течению Кызыл-Чина).
Выявился один положительный момент от появления платного въезда — хозяева наставили указатели и я наконец-то нашел родник с минеральной водой.
Вид от родника вниз:
Найти его раньше было сложно, поскольку он находится в стороне от тропы и практически сразу уходит в грунт. От Марса-2 поднялся на вершинку 2081, чтобы в очередной раз полюбоваться панорамой Южно-Чуйского хребта.
Но как бы хорошо не было на «Марсе», все же нужно ехать на Укок. Заезжаем в Кош-Агач, заправляем полные баки, обедаем «У Дарьи», набрали воды, на неделю расстаемся с одним участником нашего путешествия и едем на Укок. До вечера нам нужно доехать до Джумалинских источников (второе название -Теплый ключ). От Кош-Агача до Джумалинских примерно 100 км и ехать 3-4 часа. По долине дорога гребенка, которая начинается практически сразу за Кош-Агачем. Ехать по ней тяжело, так как помимо постоянной долбежки машина на некоторых скоростях входит в резонанс и становится неуправляемой.
В итоге страемся ехать по параллельным дорогам, гребенка на которых поменьше.
На Тархатинской (Солонешенской) погранзаставе опять работает шлагбаум, всех проезжающих записывают в журнал, хотя с 2013г. на Джумалинские источники и в Джазатор пропуск не нужен.
Записались на пропускном пункте. К 18:30 были на Джумалинских источниках.
Джумалинские источники представляют собой три крытые радоновые ванны, вода в которых последовательно перетекает из одной в другую (хоть и частично, но все равно верхняя ванна лучше).
Хоть источники эти и называют «Теплый ключ», но вода в ваннах условно теплая — 18 градусов. Есть отвод воды в бассейн, в котором плавают рыбки.
Ниже ванн находится душевая.
Рядом с душевой — полуживая баня.
Также есть питьевые источники. Основной источник находится перед ваннами. Остальные источники находятся за бассейном с рыбками — к ним ведет деревянная дорожка. Эти источники вытекают из под пригорка и их около 10. Почти возле каждого из них есть табличка с указанием, для каких целей этот источник предназначен. Хоть они и вытекают практически из одного места, но вода в них немного различается на вкус. Минерализация в них слабая (опять же по моим ощущениям, но вроде и по их описаниям это так).
Есть пять домиков и два туалета. Насколько я понял, источниками сейчас командует община села Мухор-Тархата (что возле Кош-Агача). Ценовая политика определяется местным администратором по ситуации и настроению — когда мы приехали, нам объявили, что ночевка в избе 200 руб с человека, ванны и ночевки в машинах и палатках — бесплатно. Когда мы вернулись через два дня с Укока, о нам тот же самый администратор объявил, что стоянка машины стоит 200 руб и купание в ваннах стоит тоже 200 руб. Правда сам процесс купаний никто не контролировал — все было на нашу честность.
17 сентября — В 9:00 выехали на Укок через перевал Теплый Ключ. Тут нас незапланированно покинул еще один учатстник нашей поездки — Андрей. Утром его машина еле завелась, и даже после часа работы с заведенным двигателем машина сильно дымила. Ехать так за перевал было опасно, поэтому Андрей решил вернуться в Кош-Агач. Позже выяснилось, что проблема была в солярке, хотя заправлялся он на фирменной заправке Лукойла дизелем Евро-5. Ниже высот 1500м проблем не было. Уход Андрея стал серьезной потерей, так как он должен был составить мне компанию для прогулки под Табын-Богдо-Ола.
Подъем на перевал 4 км, спуск с перевала 7 км.
На подъеме:
На перевале:
Спуск с перевала:
Подъем в перевал, по крайней мере для Делики стал серьезной задачей. Три раза ее приходилось подтягивать тросом с помощью Крузера. В общем подняться в перевал на машине с просветом меньше 20 см будет не просто. Ну и пониженная передача необходима. Крузер шел без особых проблем, но один раз тоже на камни сел. Еще одна трудность перевала — сложность разъезда со встречными машинами. В итоге поднимались мы на перевал около четырех часов. Спуск с перевала полегче, но несколько проблемных мест есть. Еще мы умудрились сорвать защиту двигателя, так что спуск тоже занял три часа. Еще одним сложным препятствием стал брод через реку Калгуты, расположенный примерно через 3км после спуска с перевала ниже по течению. Сам по себе брод короткий и неглубокий. Но съезды и выезды с него пестрят большими камнями, да и колеи довольно глубокие.
Есть брод через р. Калгуты сразу после спуска с перевала. Сам брод и подъезды к нему выглядят попроще, но неизвестно, в каком состояние дорога на противоположном берегу. По крайней мере на карте там указана болотина.
Есть вроде бы и другая дорога на Укок, которая обходит Теплый Ключ — она даже указана на Генштабовской карте. Как нам сказали местные — пограничники вроде бы по ней ездят, и свороты на нее я видел. Но по отчетам все ездят через пер. Теплый Ключ. Может как нибудь в следующий раз попробуем проехать и по этой дороге.
Далее по долине Укока дорога уже получше, можно и разогнаться.
Есть броды, но неглубокие.
Проехали мимо бывшего Калгутинского скотоимпорта, от которого осталось одно полуразвалившееся строение. Перехав через бугор остановились возле двух оленных камней.
Ночевать решили возле одного из Гусиных озер.
Озеро было перегорожено несколькими сетями.От озера открывается хороший вид на массив Табын-Богдо-Ола.
Здесь проходит тридцатикилометровый участок нашей границы с Китаем.
К сожалению в этот раз мне там не побывать, поскольку идти в одно по закрытому ледник я не решился.
Ночью было -8.
18 сентября — Решили устроить дневку. Сергей захотел сделать ревизию подвески Делики, которая после преодоления перевала стала сильно бренчать и стучать.
С утра подъехали двое молодых алтайцев из Джазатора проверить сети. Добычей были хариусы и османы. Османов они отдали нам.
Как оказалось впоследствии, икра и внутренность османа ядовиты. Хоть я это и не знал, но мне они тоже на вид не понравились и я их выкинул. Саму рыбу решили пожарить. В качестве панировки решил использовать чипсы Lays и получилось на мой взгляд неплохо.
Процесс жарки нарушало, то обстоятельство, что я не был уверен, что осман не в Красной книге, поэтому три раза прятал рыбу и сковороду, когда видел проезжавшие вдалеке машины. Подъехал конный патруль пограничников и проверил у нас пропуска.
После обеда, удостоверившись, что мы сегодня никуда не едем, я решил сходить на расположенную неподалеку вершину 2928, с целью прогуляться и немного расширить кругозор.
От лагеря до вершины было 7,8 км, перепад высоты около 700м. Поднялся неспешно за 2,5 часа. Провел на вершине около часа и пошел обратно.
Русский Щит (слева) и Табын-Богдо-Ола:
Массив горы ЧолокЧад:
Плато Укок:
С вершины хорошо видно Южно-Чуйский хребет
и даже массив Белухи,
но сожалению Белуха была в дымке и закрыта облаками. Судя по увеличивающейся облачности стало понятно, что погода завтра испортится. На озеро прилетело много уток и гусей, видимо не зря его Гусиным прозвали.
Ночью было -6.
19 сентября — Выехали по дороге в сторону Бертека. Доехали до его развалин возле моста через Ак-Аллаху.
Из прочитанных отчетов я узнал о некоей древней крепости, расположенной неподалеку от моста через Ак-Аллаху, и мы попытались ее найти, но безуспешно. Позднее, на Джумалинских ключах мы разговаривали с одним старым алтайцем, родившемся и долгое время жившим в этих местах, который сказал, что никакой крепости там не было. Впрочем мы нашли одно развалившееся строение из глиняных кирпичей, которое при достаточном желании и фантазии можно представить в качестве остатков древней крепости.
Проезжая мимо одного из небольших озер, я увидел в нем большого белого лебедя, но пока доставал фотоаппарат, лебедь успел улететь.
Далее доехали до могилы «Алтайской принцессы»
и повернули обратно, поскольку увидели большие снеговые тучи.
Пока они шли в основном на Джазатор, но было ясно, что они и до нас доберутся. Еще вчера у нас появилась мысль попробовать проехать на Джазатор, но по такой погоде от этого варианта решили отказаться. Поехали опять через пер. Теплый Ключ. В этот раз проехали перевал за четыре часа весь. Но на вершине перевала я из машины вышел и весь спуск шел впереди машины, направляя водителя, а также убирал с дороги мешающие камни и подкладывал камни в ямы и возле больших булыганов.
Вечером опять были на Джумалинских источниках.
20 сентября — С утра сходил на закрытую фабрику по обогащению вольфрамовой руды, расположенную возле источников.
Пообщались с одним старым алтайцем, который жил в долине Укока. Он все зазывал нас поискать там клады. С его слов они там раньше жили зажиточно — торговали с Китаем и Монголией, но в начале тридцатых годов их стали трясти. Они прятали свое серебро и золото в бутылки и закапывали, а на этом месте вбивали березовые колышки (ни одной березы на Укоке я не увидел). Колышки быстро сгнили и много добра так в земле и осталось. Алтаец вроде бы помнил, где они барахло закапывали, но без металлоискателя найти его не мог.
Потом съездили к заброшенной шахте Калгутинского рудника. Дорога к шахте идет от фабрики вверх по узкой долине.
На входе в шахту стоит вагонетка и лед почти до потолка, так что попасть в шахту можно только на карачках.
Потом в шахте можно уже ходить в полный рост, но к сожалению у нас времени на прогулку по шахте не было. До 60-х годов на руднике работали заключенные — с тех времен осталась вышка и развалившиеся бараки.
К 15 часам приехали в Кош-Агач. Обедали опять «У Дарьи», где встретились с временно покинувшим нас Андреем. За это время он успел съездить в район Актру и немного там побродить.
Вот немного фото из его поездки:
После обеда выехали в долину Талдуры. Заночевали на берегу Талдуры, не доехав 4 км до устья р. Джело.
21 сентября — Первоначально у нас был план проехать вверх по притоку Талдуры — Кускунуру и сходить в радиалку на Купол Трех Озер, как это сделал Андрей Шичкин. Но с утра машина Андрея опять стала плохо заводиться, а поскольку в случае подъема по Кускунуру пришлось бы ночевать на высоте 2500 м, то ехать туда мы не решились. Поэтому поехали на перевал Карагем (2837м). В этот раз с погодой нам повезло и мы без проблем доехали до самого перевала.
На перевале:
Вид в сторону р. Карагем:
Вид на ледник Джело:
Каньон на Куркуре:
Вид на долины Джело и Талдуры:
Искупались в озере на высоте 2690м.
По-моему это пока самое высокое озеро, в которором я купался. Пообедали в долине Джело
и перехали в долину р. Аккол.
Заехали на т.н. «видовку» - г. Имене (Имеле). Подъем на нее можно сравнить с тем же Кату-Ярыком, правда здесь серпантин состоит всего из четырех ступеней.
Почему то триангулятор стоит на плоском месте на высоте 2788м,
хотя рядом есть явно выраженная высота 2838 м. Отсюда хороший вид на массив Актру,
на г. Джаниикту
и на Чуйскую степь.
Спустились вниз и заночевали на берегу р. Аккол, чуть ниже озера Ак-Куль.
22 сентября — Съездили в долину р.Елангаш, известной своими петроглифами (их там около 30 000). Основная дорога в Елангаш идет с 12км трассы Ортолык-Бельтир (отворот влево). Есть дорога в Елангаш напрямую из Бельтира, но поскольку мы ее не знали, то сделали небольшой крюк.
Петроглифы распределены по долине Елангаша на протяжении 20 км, но наиболее интересные сосредоточены в районе так называемых «бараньих лбов», которые и были нашей конечной целью.
Долина Елангаша перед «бараньими лбами»:
«Бараньи лбы»:
Практически перед ними пришлось преодолеть довольно глубокий брод через р. Елангаш. Около часа ходили и созерцали петроглифы, созданные в разные эпохи.
Затем поехали обратно. Алексей попытался найти дорогу на Бельтир и это ему удалось. Правда со стороны Бельтира здесь довольно крутой подъем, но проехать можно было.
Виды на Бельтир и Талдуринскую Ограду:
Далее поехали по Чуйскому тракту на Север. Проехали мимо Северо-Чуйского хребта, но к сожалению и в этот раз горы были закрыты тучами. Доехали до Белого-Бома (Ак-Бом). Остановились на базе «У Егорыча».
Станок для шелушения кедровых шишек:
На мой взгляд здесь приятнее, чем в «Караван-парке Ак-Бом», как-то уютнее и от дороги подальше, хотя с детьми наверное в Ак-боме будет получше.
Вид на «Караван-парке Ак-Бом»:
Ценник на обоих базах одинаковый - 450 руб с человека в это время.
23 сентября — Переехали в Манжерок на пятый юбилейный бард-фестиваль «Манжерок. Под занавес лета». Но это уже другая история.
- Аккемыч
- Ёжик
- Reactions:
- Сообщения: 3752
- Зарегистрирован: 07.12.2011 2:51
- Откуда: из Советского Союза
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Отличное путешествие!
Очень красиво
Интересно, сколько километров круг получился?
Очень красиво
Интересно, сколько километров круг получился?
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
+1Аккемыч писал(а):Отличное путешествие!
Очень красиво
Интересно, сколько километров круг получился?
Ну только машины жалко, я на своей вообще с асфальта боюсь съехать!
-
- Ёжик
- Reactions:
- Сообщения: 340
- Зарегистрирован: 13.09.2016 17:47
- Откуда: Бийск
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Хорошая поездка, красивая. Я как-то давно на дроме читал про поездку со стороны респ Алтай в Туву, там дорожка похуже была. То-ли немного подделали, то-ли вы проехали по-суху, без дождей. Да, в принципе при желании высокий 4х4 там проедет, был бы опыт и умение . Фото Табын-Богдо-Ола завораживающее, там где снята ваша стоянка на фоне массива горы! Прям просится в рамку и на стену!
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Из Красноярска в Красноярск получилось около 3500 км. Из них от Кош-Агача на Укок и обратно - 400 км и Кош-Агач - Талдура - Карагем - Елангаш - Кош-Агач - 300 км.Аккемыч писал(а): Интересно, сколько километров круг получился?
А вообще от нас только до Горно-Алтайска 1200 км в одну сторону.
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Мне свою машину тоже жалко, но тут пригласили пассажиром - грех было отказываться.polovicd писал(а): Ну только машины жалко, я на своей вообще с асфальта боюсь съехать!
А вообще только поездка на Укок для машины сильно вредна.
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
До Кызыл-Каи можно проехать на любой пузотерки, так как гравийка и её более-менее подправляют - тувинцы там на "жучках" носятся со свистом.MironBiysk писал(а):Хорошая поездка, красивая. Я как-то давно на дроме читал про поездку со стороны респ Алтай в Туву, там дорожка похуже была. То-ли немного подделали, то-ли вы проехали по-суху, без дождей. Да, в принципе при желании высокий 4х4 там проедет, был бы опыт и умение . Фото Табын-Богдо-Ола завораживающее, там где снята ваша стоянка на фоне массива горы! Прям просится в рамку и на стену!
Основные проблемы на пути из Тывы на Алтай:
- мелкий скальник на участке от сворота с асфальтовой трассы на Хандагайты и примерно до перевала Коге-Дава. Режет шины как бритва. Потом камни на дороге более гладкие.
- брод через реку Моген-Бурен. Может быть труден в высокую воду. Пузотерка здесь уже не переедет.
- длинные прижимы на дороге вдоль Моген-Бурена. Сложно будет разъехаться, если кто-то будет ехать навстречу.
- болотинки возле озера Ак-Коль и перед подъемом на перевал Бугузун. В нашем случае было сухо, так до этого дождей не было, а выпавший снег еще не успел растаять. После долгих дождей все не так просто будет.
- брод через р. Бугузун в районе старой заставы. Тоже может быть труден в высокую воду. В нашем случае было 50-60 см.
- теоретически могут возникнуть конфликтные ситуации с тувинцами. В нашем случае каких либо проявлений агрессии в наш адрес не было. Но в любом случае лучше соблюдать элементарные правила безопасности: ездить группой; не ночевать возле населенных пунктов; ездить по дорогам, а не по пастбищам; не гонять скотину; не прикармливать чужих собак; не бухать на глазах и тувицев и их не поить; не нужно быть высокомерным и нужно помнить, что у как правило у нас с ними разные жизненные ценности. Если предполагается общение с тувинцами, то желательно иметь при себе пачку сигарет "Тройка" (как я понял у тувинцев они пупулярны), а также кулек с конфетами детишкам.
Если ехать из Алтая в Тыву то машина без пониженной передачи может не заехать, так как со стороны Алтая подъем в перевал Бугузун круче, впрочем, как и в перевал Коге-Дава.
Много народа едет не через Кызыл-Каю, а через Мугур-Аксы и озеро Хиндиктыг-Холь. Возле озера Хиндиктыг-Холь и за ним много верховых болот, в которых можно встрять и в сухую погоду. Ехать так имеет смысл, если хотите побывать на самом озере или подняться на г. Монгун-Тайга. Но нужно иметь ввиду, что Мунгун-Тайга входит в состав заповедника Убсунурская котловина и нужно брать пропуск на посещение, а озеро в охранной зоне, что впрочем не мешает местным рыбачить там сетями.
- DomNK
- Ёжик
- Reactions:
- Сообщения: 16634
- Зарегистрирован: 24.04.2007 16:11
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Буду краток: отчет достоин Золотого Фонда
Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Но не каждый человек правильно понимает смысл этого правила.
Но не каждый человек правильно понимает смысл этого правила.
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Спасибо за оценку, но мне кажется, что для Золотого Фонда не достаточно технических подробностей.DomNK писал(а):Буду краток: отчет достоин Золотого Фонда
На мой взгляд отчеты того же Юрия Космачева (cos) написаны правильнее, но они не в Золотом Фонде.
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Очень красиво и интересно!
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Ermichel, хорошо пишешь , наверно талант (не в обиду)
В сентябре в тех местах хорошо, почти нет осадком в виде дождя.
Тувинцы дурная, завистливая и трусливая нация (к метису мин.обороны РФ и нескольким тысячам др. тувинцам не относится), сам живешь в Красноярске должен от своих знать.
Рыба Осман- в Красной книге никогда не была и не будет, икра у него ядовитая в период нереста весной в марте-апреле (от икры никто еще не у..л), осенью там уже идет др. икра она тоже несъедобная, османа полно в Монголии, приграничье на Укоке и на Иссык-куле. Алтайцы вам отдали мелочь, был бы крупный оставили бы себе.
Почему на Укоке не поехали дальше?, снеговые тучи думаю ни причем (не замерзли бы) или все таки машины?
У меня в свое время, в хорошую погоду подготовленный FJ Cruiser почему то там вставал, разворачивался все нормально. Все таки на Укок надо завязывать ездить на машинах
Разговаривал в этом году с одним знакомым погранцом с двумя большими звёздами в Акташе, говорит скоро проезд на Укок прикроют, оставят проезд только по спецпропускам.
В сентябре в тех местах хорошо, почти нет осадком в виде дождя.
Тувинцы дурная, завистливая и трусливая нация (к метису мин.обороны РФ и нескольким тысячам др. тувинцам не относится), сам живешь в Красноярске должен от своих знать.
Рыба Осман- в Красной книге никогда не была и не будет, икра у него ядовитая в период нереста весной в марте-апреле (от икры никто еще не у..л), осенью там уже идет др. икра она тоже несъедобная, османа полно в Монголии, приграничье на Укоке и на Иссык-куле. Алтайцы вам отдали мелочь, был бы крупный оставили бы себе.
Почему на Укоке не поехали дальше?, снеговые тучи думаю ни причем (не замерзли бы) или все таки машины?
У меня в свое время, в хорошую погоду подготовленный FJ Cruiser почему то там вставал, разворачивался все нормально. Все таки на Укок надо завязывать ездить на машинах
Разговаривал в этом году с одним знакомым погранцом с двумя большими звёздами в Акташе, говорит скоро проезд на Укок прикроют, оставят проезд только по спецпропускам.
Боишься-не делай, делаешь-не бойся, не сделаешь-погибнешь.
Тэмуджин Чингисхан
Тэмуджин Чингисхан
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Отчет очень хорош! Интереснейший маршрут и красивейшие виды!
Читал его наверное часа 3 с постоянной сверкой по картам. Прям желание повторить этот путь. Камерзанов проезжал по похожему маршруту, только с заездом со стороны Алтая.
Дядька один рассказывал, живет (жил) у него брат в Кызыле - тувинцы без каких-либо предубеждений затаскивают барана в квартиру например на этаж 3-5 и режут его там, там же и разделывают
Лэнд Ровер значит сдался перед Теплым ключом..
Вопрос - эти дороги по югу Тывы чистят зимой от снега? тот же перевал Коге-Дава..
Интересно конечно, и все это Россия.. а по тем местам Тывы например кто знает - может проходил когда-то сам Чингисхан или позже армии монголов
Читал его наверное часа 3 с постоянной сверкой по картам. Прям желание повторить этот путь. Камерзанов проезжал по похожему маршруту, только с заездом со стороны Алтая.
Дядька один рассказывал, живет (жил) у него брат в Кызыле - тувинцы без каких-либо предубеждений затаскивают барана в квартиру например на этаж 3-5 и режут его там, там же и разделывают
Лэнд Ровер значит сдался перед Теплым ключом..
Вопрос - эти дороги по югу Тывы чистят зимой от снега? тот же перевал Коге-Дава..
Интересно конечно, и все это Россия.. а по тем местам Тывы например кто знает - может проходил когда-то сам Чингисхан или позже армии монголов
Храни порядок и порядок сохранит тебя
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
ты бы повел свои войска, где лошади толком корма нет, я бы нет. Читай историюNikitos писал(а):Интересно конечно, и все это Россия.. а по тем местам Тывы например кто знает - может проходил когда-то сам Чингисхан или позже армии монголов
Боишься-не делай, делаешь-не бойся, не сделаешь-погибнешь.
Тэмуджин Чингисхан
Тэмуджин Чингисхан
- Аккемыч
- Ёжик
- Reactions:
- Сообщения: 3752
- Зарегистрирован: 07.12.2011 2:51
- Откуда: из Советского Союза
Re: Автопутешествие Тыва-Алтай 2016
Есть версия, что не было никакого нашествия монголов, как раз по этим причинам .roman-75 писал(а): ты бы повел свои войска, где лошади толком корма нет, я бы нет. Читай историю
По чему завязывать то, из жалости к железу или к природе?roman-75 писал(а): Все таки на Укок надо завязывать ездить на машинах
Разговаривал в этом году с одним знакомым погранцом с двумя большими звёздами в Акташе, говорит скоро проезд на Укок прикроют, оставят проезд только по спецпропускам.
И где же поставят заслон, если прикроют проезд?
Попахивает чьим-то бизнес-планом...
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей