Водный поход по р. Казыр (2001 год)

Про "белую воду"
Ответить
Аватара пользователя
Brodiaga
Ёжик
Сообщения: 256
Зарегистрирован: 01.03.2016 12:36
Откуда: Осинники, Томск, Анжеро-Судженск

Водный поход по р. Казыр (2001 год)

Сообщение Brodiaga » 26.02.2017 15:47

Водный поход по р. Казыр (2001 год)

И так, все дальнейшее повествование - это некое отражение событий, произошедших летом 2001 года.
Состав участников:
Комяков Олег Сергеевич - капитан "Кулика-двойки" и главный во всем остальном
Санников Владимир Федорович - штурман "Кулика-двойки" и 1-й видео-оператор
Лисин Георгий Аркадьевич - член экипажа "катамарана-четверки" и главный рыбак
Сергей Загребин - член экипажа "катамарана-четверки" и 2-й видео-оператор
Константин - член экипажа "катамарана-четверки" и вечно виноватый (сам знает за что!!!)
Иван - член экипажа "катамарана-четверки" и ответственный за музыку

Маршрут похода:
Осинники - Новокузнецк - Междуреченск - ст. Лужба - переправа через р. Томь - вдоль р. Амзас - тропа до р. М. Казыр (Куприяновская поляна) - сплав по р. М. Казыр - р. Казыр - р. Томь - ст. Лужба - Междуреченск - Новокузнецк - Осинники

Цель этого мероприятия: совершить поход, еще раз испытать себя в туристических тяготах, отдохнуть душой и телом.

ПЯТНИЦА
22 июня 2001 г.
День первый

Выезд из Осинников электричкой в 20.14 до Новокузнецка. Из Новокузнецка в 21.58 отправляемся тем же транспортом до Междуреченска. Прибыли в 23.30. И только успели забежать на ж/д вокзал и сбросить свои рюкзаки, как к нам подошел человек в погонах и сообщил, что вокзал закрывается в 24.00, и нам надо удалиться. После приватного разговора человека в погонах с Олегом и Сергеем, где-то в кулуарах вокзала, нам любезно разрешили переночевать в помещении вокзала. Поужинав, мы изобразились на полу. Так мерно отошли ко сну. Всё.

СУББОТА
23.06.2000 г.
День второй

В 5.00 мы были разбужены толпой пассажиров, кои спешили на первую электричку до Новокузнецка. Часть опять улеглась дремать, но мы с Олегом решили пободрствовать. Ближе к 7.00 стал накатывать туристский люд. Где же они все прятались?!!! Электричка стояла около перрона уже примерно в 7.20. Только открылись двери - как все ломанутся!!! Мы тоже, и не зря… Заняли места, расставили рюкзаки. Но Костя с Ваней опять тормознули! Где их черт носил?!!! Пришлось за этими... послать Сергея. Слава богу, все обошлось. Ну вот, уселись, немного подождали и отъехали в сторону Лужбы. По дороге играли в карты, да глазели по сторонам. Народу было, как селедки в бочке! Но нас это уже мало волновало.

Где-то часиков в 10.00 прибыли на ст. Лужба. Сразу рванули вперед. Думали найти поляну, что в прошлый раз облюбовали, и покушать, но так и не нашли… Дошли до переправы. Там и перекусили, пока другие переправлялись.

Дошла очередь переправляться и до нас. Скоренько загрузились и переправились. Выйдя на дорогу, запечатлелись на видео и направились далее по дороге вдоль реки Амзас.

Дойдя до "1-го" моста, мы уткнулись в его останки. До него метров за 15-20 была табличка с надписью "Обход". Пришлось идти именно так. Обходной путь, конечно, сильно отличался от первоначального. В гору и даже круче! Тропа, хоть и ухоженная, была временами похожа на козью тропу.

На неком расстоянии Аркадьич предложил переправиться и пойти по дороге, что шла на другой стороне реки. Но я с Олегом решили дойти до конца. Однако, вне нашего зрения трое все-таки перебрели р. Амзас и пошли по дороге. Другие трое (я, Олег и Сергей) успешно дошли до своротка на Алгуй и свернули на ту же дорогу.

К 14.00 мы были у талькового карьера. Отдохнули, засняли на видео пейзаж и двинули дольше.

Дойдя до курумника, остановились. Отдохнули, запечатлели окружающий мир на фото и видео, при этом не забыли себя. Ушло времени около 15 минут. Идем по тропе далее. В 16.35 я и Олег вышли на Куприяновскую поляну, где дождались остальных. Приход каждого на поляну был запечатлен на видео.

После получасовых раздумий было решено перебраться на левый берег р. М.Казыр. Первыми были, конечно, я и Олег. Холодна водичка…!!! Аж дрожь по телу и зубы в "чечетку"! Но прошли мы стабильно, не упав и т. д. Далее пошла вторая "двойка" - Георгий + Сергей. Их переправу я заснял на видео. Также были запечатлены Иван и Константин.

После переправы мы направились вперед по тропе в поисках подходящего места для стоянки и сборки катамаранов. Через метров 500 мы вышли на площадку, что подходила нам. Она даже была оборудована местом для костра, столом для еды. Решили встать здесь. Поставили палатки, разожгли костер, сообразили ужин. Были - гречневая каша с тушенкой и чай с печеньем. Покушали с аппетитом. Далее, все занимались кто чем… Со временем все мерно отошли ко сну…

ВОСКРЕСЕНЬЕ
24 июня 2001 г.
День третий

С утра (а может с ночи) шел дождь, довольно сильный. Поэтому рано не встал никто. Георгий пытался порыбалить, но из этой затеи мало что вышло. По его словам, один раз хариус сорвал муху и все!

В районе 10.00 встала наша палатка, то есть я, Олег и Георгий. Потом из другой вылез Сергей. Стал готовить завтрак. На завтрак подавалось: суп гороховый, сало, кофе, печенье. По меню было сделано замечание - в суп не положили тушенку. Что ж, учтем на будущее.

Каждый занялся делом, но все же кое-кого надо было подбадривать несколько резкими словами, чтобы товарищи сдвигались с места.

Иван, Георгий, Константин и Сергей занимались вырубкой жердей для рамы катамарана- четверки. Далее они тесали и ровняли их. Мы с Олегом собирали раму на катамаране и вязали ее резинками. Часа в 3 было решено устроить не генеральный обед, а обед-перекус. Поэтому был сделан мною котелок с кипятком для лапши быстрого приготовления и котелок чая. Дружно сметав блюдо, что каждый сам себе приготовил, все устремились далее к своим делам - к сборке рамы, поддутию баллонов, шнуровке и т. д. Тут же обнаружилось, что Олег забыл одну веревку для обвязки "ката". Но вроде бы обошлись, разобрав один спасательный конец ("морковку").

В течение дня периодически проходил дождь. Из пролетающих туч он частенько орошал нас, внизу стоящих. Вот такая была погодка - то солнце, то дождь.

В итоге, были собраны оба катамарана - "Кулик" ("кат-двойка") и "кат-четверка". Немного поддутые суда уже были наготове. Вечером собрались в палатке и впятером зачали игру покер на спички вперемежку с конфетами. В финале остались двое - я и Иван. После 10-минутной игры друг с другом с улицы раздались крики, призывающие играть за столом. Пошли за стол. Играли только на конфеты. Смеркалось, наступили сумерки. Я быстро все проиграл и пошел в палатку писать эти строки. В конце Олег пришел в палатку с внушительным кульком конфет. Остальные клянутся, что у них тоже есть. Могу с уверенностью сказать только за себя - я проигрался "в пух"! Так с окончанием игры в покер подошел к концу и этот день.

ПОНЕДЕЛЬНИК
25 июня 2001 г.
День четвертый

Рано утром опять шел дождь. Шел с перерывами, и казалось, что погода не порадует нас сегодня солнцем. Встал я в этот раз раненько. Часов в 8.00 - ну не мог я больше спать-дремать! Встал и сразу начал соображать на счет костра. Через минут 5 из палатки вылез Константин. Схватил котелок на 50% отмытый в прошлый вечер и рванул на берег доводить процент до 100. Я тем временем разжег костер. Пришел Костя, поставили котелок на огонь и стали соображать вместе завтрак.

На завтрак планировали суп-лапшу. Так и поступили. Блюдо было готово к 9.00. Ударили на пару в "гонг" и огласили бивак криками следующего содержания: "Подъем! Рота - подъем! Вставайте! Завтрак готов!" Минут через 5 в палатках началось какое-либо телодвижение, и из них стали вылезать на свет божий наши сотоварищи. Не смотря на их первоначально-сонный вид, через 15 минут уже все завтракали!

После завтрака начались сборы вещей, амуниции, облачение в "гидрашки", подкачка баллонов и прочая суетная, но нужная маета. К 12.00 бивак опустел.

Первыми на воду спустили наш "Кулик". Решили, что мы пройдем порог "Слепой" и остановимся ждать "четверку", дабы заснять их проход на видео и фото. И вот "прощальное фото" перед отходом.

Изображение

Старт! Да-а-а... Водички в этот раз поболе, чем в прошлый. Так что скучать не пришлось. Шли ходко, лавировали. В порог зашли четко в струе. Резко зачалились после него, и достав фотоаппарат и видеокамеру, стали ждать второй кат.

Изображение

После 20 минут ожидания показались и они. К слову сказать, прошли они порог грамотно, без каких-либо серьезных ошибок.

Изображение

После небольшого совещания решили идти до впадения реки Сургас, а там будет видно.

До впадения р. Сургас особых препятствий не было. Шли ровно и вполне уверенно. Погода наладилась, что несказанно нас обрадовало. Дойдя до места впадения р. Сургас решили, здесь и остановиться, благо и место для палаток есть и костровище оборудовано. В общем, стали лагерем. Пока все распаковывали вещи, Константин с Иваном решили испытать спасжилет и страховочный конец ("морковку"). Костя забрался на другой берег Сургаса и метнул свое тело в бурные воды. Понесло его как пушинку мимо нас… Иван метнул "морковку"… Метнуть-то метнул, да только рано! И пришлось Константину своими силами выгребать на берег. Да-а-а… Надо тренироваться больше!

Поставили палатки, я занялся обедом. Остальные добывали дрова, помогали готовить, некоторые пытались в который раз ловить хариуса. На обед были лапша с мясом, кофе (из пакетиков), печенье. Кушали за разговором резво и ходко. Ложки отбивали обеденную дробь. После обеда Георгий решил дать отдых своему "измученному" телу, потому залез в палатку, из которой вылез спустя часа 4! А мы, не обремененные усталостью, опять засели за покер. В этот раз опять играли на конфеты. В конце весь "банк" сгреб Константин, чему был очень горд.

Время потихоньку двигалось к вечеру. Иван и Константин, заприметив недалеко кедрушку, обрели в одно мгновение нездоровый азарт. Их с неистребимой силой потянуло к этому дереву. И сия пара "зашишковала". Сей факт был заснят на видео. Иван на кедре изображал Тарзана, а Константин внизу - Санчо Пансо - собирая плоды "ударного труда" и давая "Ц.У." наверх.

Заготовив небольшую горку "молочных" шишек, они возвратились в лагерь и принялись их печь и вываривать. Под это дело около костра собрались все, прихватив гитару. Так от певца к певцу ходила гитара, пелись песни разных лет и направлений. Под этот аккомпанемент лузгались шишки с молочными ядрышками (не сезон еще для нормального ореха), велись душевные беседы, горел костер, наступали сумерки, кончался день…

ВТОРНИК
26 июня 2001 г.
День пятый

С утра неспешно поднялся первым я. Завтрак, как обычно, готовил тоже я. Что ж, в районе 9.00 было все готово. Постепенно сотоварищи повыползали со своих тепленьких мест, и начали принимать водные процедуры, после которых устремились к еде.

День предстоял бурный. Планировалось пройти львиную долю порогов. При прохождении фиксировать работу каждого катамарана на видео и фото. Погода соответствовала поставленной перед нами задачей. Солнце перемежалось небольшими облаками. В общем: погода - в норме, экипажи – в норме, "каты" - на плаву! После кропотливых, но спорых сборов экипажи двинулись вперед. Первыми, как обычно, двинулись мы с Олегом на "двойке", за нами "четверка".

Далее, буду краток. "2" - это наш катамаран-двойка, "4" - катамаран-четверка, 11:45 - время.

порог "Слоник"
Изображение

"2" - 11:38
Идем, как обычно, левым берегом. Вхождение в порог - никаких проблем, разгонный шиверистый участок, слив проходим по центру.

"4" - 11:53
Входят по центру, слив, выход более, чем нормальный. Далее, из-за неслаженности действий экипажа катамаран идет боком, но к небольшому сливу его выравнивают. Прохождение нормальное.
Изображение

порог "Щеки"
Изображение

"2"- 12:04
Заходим от левого берега, проходим по центру первый слив между двух камней. Уходим снова под левый берег, второй слив также проходим по центру струи между двух валунов. Получается все без особых напрягов и довольно лихо.
Изображение

"4" - 12:14
В первый слив входят грамотно, проходят нормально. Идут левым берегом, выходят на центр, но ко второму сливу не выравнивают нос по течению и входят в слив левым бортом. После этого кат разворачивает кормой вперед ("вперед каком"!). По большой воде так проходить не советовал бы!
Изображение

порог "Югус"
"2" - 12:43
Идем по центру и сразу выгребаем к левому берегу. Далее, левым берегом входим в порог, кат слегка прижимает ударной волной к камню правого берега. Однако без особых проблем выходим на участок стоячей воды за порогом. Прохождение требует хорошей маневренности и внимания. Делаем попытку зайти в порог со стороны стоячей воды против течения. Разворачивает на 180 градусов за 1,5 секунды. Решаем стать немного ниже по течению. Для этого умудряемся вклинить кат между двух валунов.
Изображение

"4" - 12:56
Заходят по центру, выгребают под левый берег. Немного не успевают развернуть кат носом по течению, поэтому правым боком вперед.
Изображение
Налетают несильно на обливной камень. Кат разворачивает носом по струе и он направляется на валун правого берега, в который бьет ударная волна. Скользнув носом правого баллона кат выходит на участок стоячей воды.
Изображение
Прохождение оценил бы на три с минусом. В большую воду кат могло бы разбить ударной волной о камень.

порог "Чертовы ворота"
Тщательно осматриваем порог. Прохождение требует хорошей техники и слаженности экипажа.
"2" - 13:31
Идем в центре реки по шиверистому участку до порога. Входим в порог, прижимаясь к левому берегу, дабы не унесло в первую протоку между камней. Порог проходится через вторую протоку. Огибаем камень у левого берега и сразу выворачиваем к правой стороне струи.
Изображение
Резко табаним правой стороной для входа в протоку уходящую вправо. Слегка скребем левым баллоном о камень, но входим в протоку четко. Порог пройден.

"4" - 13:43
Вход в порог нормальный, выворачивают налево, огибая валун левого берега. Далее, не успевают затабанить и развернуть кат ко второй протоке, но проходят ее. Кат правым бортом упирается в скалу. Приходиться отгрести и дать струе воды самой затянуть кат в протоку, но уже кормой вперед. Что ж, такой способ прохождения порогов еще никто не отменял.

порог "Молоко"
Изображение

"4" - 14:17
Шиверистый участок перед порогом со множеством камней, сильное течение. Начинают идти от правого берега. Далее, идут в струе, придерживаясь правой стороны. Слив, бочка.
Изображение

Не успевают увести кат вправо. Кат сильно ударяется о большой валун левого берега. От удара ломается передняя нижняя поперечина. Не смертельно, но все же...

"2" - 14:36
Стартуем также от правого берега. Выходим по центру струи, что идет правым берегом. Слив, бочка - проходим более чем уверенно, без каких-либо намеков на прижатие к скале.

порог "Каша"
"2" - 15:07
Начинаем от левого берега. Выгребаем сразу же на центр. Огибаем слева камень и идем к левому берегу. Обходим валун с левой стороны.
Изображение
Далее, снова по центру струи с постепенным уходом к правой стороне. Сваливаемся в порог, держась правой стороны. Все получается, как будто едем на такси. Со стороны смотрится, будто слив проходим по ровной воде.

"4" - 15:15
Стартуют с того же места. Огибают камень, уходят под правый берег.
Изображение
Сваливаются в слив, кат идет под левый берег на скалу, но струя воды разворачивает нос по течению. Поэтому, без каких-либо проблем кат двигается дальше.

порог "Трек"
"4" - 15:32
Входят по центру. Далее, двигаются к левому берегу. Входят по струе в порог, но не выгребают вправо, чтобы обогнуть камень. Течение делает всю работу за них. Катамаран идет правым бортом вперед. Обратная ударная волна от правого берега разворачивает его кормой вперед.
Изображение
Катамаран кормой вперед проходит порог. Был бы слаженный экипаж, то можно было бы пройти и носом вперед.

"2" - 15:39
Заходим по центру главной струи. Слегка прижимаясь к правой стороне, проходим порог.
Изображение
Проходим без сучка и задоринки. Зачалились ниже по течению метров в 30.
ВСЕ!!! Пройдены все пороги!

Встали на отдых. Константин с Ваней слезно упали ниц с просьбой дать им кат-двойку. После получасовых переговоров кат был отдан с условием, что через полчаса они будут на этом же месте. И вот, двое одержимых умчались по дороге вверх по течению, прихватив с собой кат. Мы же, оставшись на берегу, разделись до вида пляжных отдыхающих и сушили слегка подмокшие вещички. К слову сказать, через полчаса "двойка" прибыла. Оба седока светились от удовольствия.

Решили идти до р. Томи и смотреть удобную площадку для стоянки. После впадения Казыра в Томь нам попалась одна стоянка на высоком берегу, но, не сойдясь во мнениях, пошли дальше. Так, любуясь пейзажами правого берега и рассматривая ж/д дорогу на левом берегу, мы шли до станции Лужба.

Дойдя до большого камня на левом берегу, причалили. Разобрали катамараны и, перейдя поперек дороги, вышли на поляну, где стояли два года назад. Поставили палатки, баллоны расположили за ними. Развели костер. Небольшая проблема с дровами - общими усилиями собрали немного, но потом притащили раму катамарана-четверки и, Георгий мастерски нарубил целую поленицу дров.

Олег к ужину "изобразил" традиционный напиток - "Шара". Он всегда делается в последнюю ночь похода. Вся обстановка, напиток "Шара" способствовали долгой беседе у костра, а потом еще и в палатке. Успокоились "ЧЕРТ ЗНАЕТ КОГДА!!!" Так закончился пятый день похода.

СРЕДА
27 июня 2001 г.
День шестой

После ночного разговора, вызванного высоко тонизирующим напитком "шара", меня подняло в районе 6.00, как минимум! Глаза не сомкнуть, сон не идет - вот я и решил: разжечь костер и чего-нибудь сготовить. Пока суд, да дело - и костер горит, и завтрак готовится - время проходит. К 7.35 утра уже все было готово, но поднимать народ я не стал - что я изверг что ли?!!! По этой причине пришлось мне из палатки стащить гитару и посидеть около костра, вспоминая все, на что был способен. В общем, тиранил гитару, да и только!

За этим занятием я смотрел, как ведет себя погода. По всем признакам она обещала быть вполне приемлемой для просушки катамаранов. Около 9.00 начали подавать голоса сотоварищи по походу. Немного погодя наш бивак оживился нормальными голосами, звуками чашечно-ложечного инструмента и т.д. Неспешно покушали, и каждый стал заниматься своим делом. Но все шло к тому, чтобы просушить намокшее, упорядочить вещи и потихоньку паковать их в рюкзаки.

Около 14.00 началась финальная стадия упаковки вещей. Раздали всем просушенные баллоны, котелки, палатки и прочее. Когда все было готово, мы выдвинулись на ж/д платформу ст. Лужба. Расположились мы в теньке одного из строений. Дабы скоротать время до прихода электрички - вновь затеяли карточную игру в покер на спички. Я оказался одним из первых, кто проигрался "в пух", и поэтому большую часть времени созерцал "битву титанов". Время шло. На платформу мимо нас прошло несколько групп "школьников-рюкзачников". По этой причине пришлось слегка проявить прыть при посадке. Хотя места в электричке хватило всем…

По прибытию в г. Междуреченск, расположили свои рюкзаки в тени ж/д вокзала. Константин и Иван с особой ретивостью умчались к местным знакомым подружкам. Олег и Георгий пошли где-нибудь перехватить (покушать за деньги). Нам, это я и Сергей, пришлось довольно долго созерцать привокзальную площадь в ожидании ушедших. И вот когда ожидание было смерти подобно, появилась парочка, что ушла покушать… По их лицам было видно, что сервис привокзальной забегаловки оставил неизгладимое впечатление. Сквозь зубы они бормотали некие слова, явно не относящиеся к похвалам! Что делать, мы пошли в то же заведение, предусмотрительно захватив с собой соленое сальце! Вот благодаря ему, мы и откушали нормальненько. Так что на будущее, на кого-то надейся, а сало с собой бери!

Что-то около 20.00 сели в электричку на Новокузнецк. В дороге снова решили раскинуть карты, но уже в тривиального "дурака". Играли пара на пару. Что сказать, наша пара играла довольно неплохо! Пока мы резались в карты, Парочка Константин-Иван в режиме "turbo" вешала лапшу двум своим подружкам. Что делать - молодость, она и в Африке…

В пути все время гадали, как бы нам из Новокузнецка все-таки уехать сегодня. Уж очень нам не нравилась перспектива, ночевать черт знает где… Решили в итоге сойти на платформе "383 км". И попробовать сесть на электричку, идущую до Малиновки. Сошли, быстрым темпом перешли по ж/д мосту на крайнюю платформу. По пути попался один единственный человек, также идущий на этот же электропоезд. Уточнив у него, точно ли здесь пройдет наша электричка, стали с блаженными улыбками и возгласами ждать. Не прошло и 5 минут, как показалась глазастая морда электрички. Забравшись во чрево поезда, мы устроились на сидениях и продолжили игру в "дурака", но теперь уже на выбывание. Так мы и доехали до ст. Осинники, где наш поход начинался и теперь закончился…
С уважением к вашему времени, Владимир.

Ответить

Вернуться в «Водники»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость