Водный поход по р. Она (2000 год)

Про "белую воду"
Ответить
Аватара пользователя
Brodiaga
Ёжик
Reactions:
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 01.03.2016 12:36
Откуда: Осинники, Томск, Анжеро-Судженск

Водный поход по р. Она (2000 год)

Сообщение Brodiaga » 24.02.2017 21:39

Водный поход по р. Она (2000 год)

Изображение

В путешествии принимали участия следующие лица:
КОМЯКОВ ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ - Адмирал
КАЗАК КОНСТАНТИН (он же Костя) - Боцман
ЧИГИРЕВ АЛЕКСАНДР (он же Николаевич) - Правый передний гребун
КОСТЕНКО АЛЕКСЕЙ (он же Леха) - Левый передний гребун
АКИНИН ЕВГЕНИЙ (он же Жека) - Левый гребун (запасной)
просто СТАС - Самый главный балласт

ЧЕТВЕРГ
27.07.2000
День первый

И так, опустим подробности, которые предшествовали этому дню и начнем с того самого момента, когда 3 странника уложили свои рюкзачки в "Москвич" Акинина старшего и пешочком отправились на вокзал, в надежде встретить вторую половину группы в электричке. Спешу вас заверить, что данная встреча вскоре и состоялась. (Электропоезд отправление 14. 47 (по Москве) от ст. Осинники).

Проведя сверку личного состава и имущества, мы с легким сердцем отправились в г. Новокузнецк, чтобы заложить свои телеса в поезд Новокузнецк - Абаза…

Загрузка в поезд прошла успешно, несмотря на то, что рюкзаки сначала не хотели входить в вагон, а потом еще и не желали укладываться на третьи полки. Но наше упорство и желание все-таки попасть в вожделенную Абазу, наконец, победили… Единственное, что вызывало небольшие неудобства так это боковые верхние «койки» разбросанные по всему вагону, но это как говорится мелочи! Да, плюс к этому весь вагон был забит группой "пионеров" ехавших в лагерь под романтическим названием "Багульник".

И так, наш «паровоз» отправился от ст. Новокузнецк в 16.47 (Время московское) и мерно постукивая колесами, покатил нас в Хакасию.

ПЯТНИЦА
28.07.2000
День второй

Утром в 9-30 мы высадились в г. Абазе. И не успел я еще завязать свой рюкзак, как ко мне подскочил дедок с вопросом куда ехать… Перекинувшись с ним несколькими вопросами, я утрёс вопрос стоимости проезда - сумма составила 800 рублей, что для нас было довольно приемлемо. Мы упаковались в микроавтобус "FORD" и двинулись в путь в сторону тувинского города Акдовурак.

Прибытие-105 км.
Изображение

В 11- 45 (Время местное) мы были на 105 км, что недалеко от Западно-Саянского перевала. Взвалив на себя рюкзаки, похлюпали по болоту в сторону виднеющегося невдалеке перевалу "Курукуль", через который и лежал наш дальнейший путь. Перейдя в брод речушку Б.Он, мы остановились на его берегу, чтобы перекусить и собраться с силами. Доконав наши тормозки, мы двинулись вперед к перевалу, часы у меня показывали 13 часов.

Мы на перевале
Изображение

И так, перевал! Подъем занял у нас по последнему 60 минут, то бишь, почти час чистого времени. На вершине был сложен тур. Его очертания немного изменились по сравнению с 2-х годичной давностью. Здесь появилась сухая ветка, на которой завязывались лоскутки материи, и весь тур был покрыт монетами. Как я разумею, туристы, таким образом, пытаются подкупить своих богов. Не нарушая традицию, мы также привязали свою тряпочку и умилостивили богов мелочью из своих карманов. Пошарив в туре, нашли записку группы "Ярославских бизонов", которые прошли буквально перед нами. Оставив свое послание идущим за нами, мы тронулись в путь на встречу с прекрасной Оной.

Я не берусь описывать наш переход, скажу только, что погода стояла прекрасная, а все остальное - это соль туристской жизни. В 20-30 вечера, выбрав место, мы встали на ночевку. Заварганив на ужин лапшу с тушенкой и чай, с легким сердцем завалились спать, не осознавая, что большая часть пешего маршрута нами пройдена.

СУББОТА
29.07.2000
День третий

Утром в 8-30, продрав глаза, я выполз наружу и разбудил дежурных. Ноги в икрах гудели, как паровоз на перегоне, но тропа звала нас и манила. Не в силах удержаться от этого зова, наскоро перекусив молочной рисовой кашей с кофием, мы двинулись далее. Сегодня идти было гораздо легче. Тропа весело петляла между возвышавшихся вокруг нас лиственниц. То справа, то слева звенел ручей Курукуль, постепенно набирая воды, и не успели часы пробить 15-00, как мы увидели Ону. Вернее, сначала мы увидели группу туристов. Оказалось - это те самые "Бизоны". Они не торопясь, связывали рамы своих катов. Поздоровавшись и перекинувшись парой другой словечек, мы прошли ниже по течению метров 100 и встали на отличной стоянке. Это был конец пешей части маршрута, начиналось самое-самое - это постройка нашего судна. Я и Константин взяли в руки топоры и отправились валить лес, да-да именно валить, так как строевого леса здесь уже нет лет так… несколько, благодаря таким же tourists, как и мы сами. Вот нам и пришлось валить березы толщиной 40-50 см. в диаметре, чтобы добраться до верхушки, где наблюдается приемлемая толщина. Таким вот варварским образом мы всё же запаслись стройматериалом. Под ножами и топорами пошла работа по созданию шедевра. Тем временем Женька сходил в соседние кусты и притащил кружку кислицы. Не долго думая, был заварганен кисель на полунатуральной основе. Да, еще когда я валил лес, то наткнулся на великолепный подберезовик, который и стал основой нашему супчику...

После сытного обеда работа закипела с новой силой, и вскоре каркас нашего судна лежал рядом с наполовину накаченными баллонами. Однако сборку судна я решил оставить на завтра. Как говорится: "Утро вечера мудренее".

ВОСКРЕСЕНЬЕ
30.07.2000
День четвертый

НАЧАЛО СПЛАВА

Проснувшись утром в 9-00, каждый из экипажа занялся своим излюбленным делом. Женька - варить завтрак, он решил за время похода освоить специальность турповара. Николаевич - завел свою «дребезжалку» и стал мозолить щеки в надежде сбрить появившуюся щетинку. Костя со Стасом засели за клейку спасательного жилета, как оказалось потом не зря. Леха - то ли ассистировал Женьке, то ли мешал ему дельными советами. Ваш покорный слуга попёрся посмотреть, что же там за поворотом. Минуту спустя до меня дошло, что надо было бы идти часком позже, когда роса сойдет, но было уже поздно. Промокнув до нитки и стуча зубами, минут через 40 я вернулся к костру.

У каждого свое дело...
Изображение

Впереди ничего примечательного не просматривалось. Река не широка, не глубока, с обилием камней, которые надо будет объезжать то там, то сям и всё!

Экипаж уже принял во внутрь пайку и ждал дальнейших указаний, кои немедленно и последовали. Дружно взявшись за работу, мы подвязали баллоны и стали готовиться к отплытию. Тут мимо нас пронеслось стадо "Бизонов" на 3-х катах, время было 11-30, помахав им ручкой, мы продолжили свои сборы. К 12-00 все было готово. Посидев на дорожку и закинув свои телеса на кат, наша компания двинулись покорять Ону.

''Бизоны'', однако...
Изображение

Худо-бедно, пробираясь между бурунами, мы покатили вперед. Минут через 30 на левом берегу, увидели еще одну группу туристов, также готовящихся к сплаву. Пристав и побеседовав с ними, узнали, что это сборная команда из Москвы, еще откуда-то, да и еще с ними француз. Короче, сплошной «винегрет», хотя ребята неплохо наворочены по снаряге, с рациями и прочими атрибутами цивильной жизни. Здесь же, слева, впадал Каратош, а чуть пониже начиналась "Каратошская шивера" - первое более-менее серьезное препятствие на нашем пути. Сняв пассажиров с ката и вручив им фотоаппараты, мы двинулись вперед.

''Каратошская шивера''
Изображение

"Каратошская шивера" - это участок реки метров 100 с локальным сливом менее метра и множеством мелких сливиков и бурунчиков. Основная проблема при прохождении, уйти в сторону от камня расположенного после слива, что в принципе мы и проделали. Чуть пониже загрузив «балласт на борт», мы двинули далее. Река ни минуты не давала покоя - то камень, то прижим…

И вот, река делится на два русла, мы решаемся пройти по левой протоке и это не совсем верное решение. Об этом мы узнаем позднее. Протока узкая, справа навалена куча камней, а у левого берега выпирают две лесины. Вода бьет в них и уходит в сторону. Короче, все наши усилия уйти в сторону вместе с водой успехом не увенчались. Нас левым баллоном прижало к лесинам намертво. Что было дальше, я опишу с позиции человека стоящего сбоку и наблюдавшего все это безобразие.

Итак, кат прижимает к лесине левым баллоном, а правый медленно, но верно начинает уходить под воду. Назревает оверкиль, что и случается спустя несколько секунд. Олег Сергеевич (это я про себя), то бишь, тот самый человек стоящий сбоку, когда почувствовал, что судно уходит под воду мужественно слез с него на ту самую лесину, к которой нас и прижило, что и позволило наблюдать за всем со стороны.

Я увидел следующую картину.

Катамаран начинает крениться и под напором воды переворачивается, все и всё, кто и что было на его борту, оказывается в воде, а кое-кто еще и под катом. Сам же кат намертво заклинивает меж тех двух лесин, на коих стою я. Бросив взгляд на то место, где только что был Костя, сторонний наблюдатель, то есть я, увидел лишь торчащее из-под воды весло и макушку его головы. Я уже хотел было броситься в студеную воду на помощь, как вдруг макушка исчезла под катамараном и вынырнула далеко за ним. Тут же между рамой ката выглядывали огромные глаза, а чуть за ними и голова Евгения, который хватал воздух ртом, как перед последним погружением. Невдалеке Николаевич и Леха, прилагая неимоверные усилия, пытались за чалку вытянуть кат из плена.

Тут невдалеке оказались все те же "Бизоны" пара их ребят бросились к нам на подмогу, но она уже не потребовалась, так как наши «гераклы» все-таки умудрились с треском вырвать кат. Хвала создателю катамарана, что сотворил такое чудо. Оболочка не только выдержала, но даже... просто слов нет, практически была как новая.

По дереву я вылез на берег и пошел вниз по течению за завал, куда планировалось плавно спустить кат на веревочке. Но силы оставили Николаевича и стихия вырвала из его цепких рук чалку, кат поплыл сам по себе, задержать его не представлялось ни какой возможности и автор этих строк, как майский клещ прыгает на свою добычу, сиганул и вцепился в катамаран. Вцепиться-то вцепился, да что толку?! Он поплыл дальше вместе со мной. Тут ребята из Ярославля, большое им за это спасибо, метнули "морковку", которой я и воспользовался. Зацепив одной рукой кат другой «моркву», так нас и вытянули.

Ниже того места оказался замечательный пляж, на котором мы и разместились. Вытащив вещи из воды и разложив их на берегу, как на барахолке, стали подсчитывать убытки. Нам здорово повезло, ни один рюкзак не сорвало, однако репутацию некоторых подмочило и основательно. Кое у кого порядком намокли вещи и продукты, уплыло запасное весло, Николаевич лишился любимых штанов и кепки. Вот вроде и все потери.

Быстро поставив палатки и подсушив вещи, мы обогревались у костра. Вдруг грянул гром и над нами пронеслась гроза, добавив воды в наши слегка подсохшие вещи.

Вскоре погода уладилась, хотя тучи продолжали бегать по небу. Мимо пронеслась интернациональная бригада, что стояла на Каратоше, а я отправился ловить тайменя. Но, увы, мой таймень еще, наверное, не родился и, бросив удочку, я удалился в палатку, чтобы записать все это для потомков.

Р.S. Выйдя к костру, обнаружил там пятерых «пингвинов» пытающихся просушить свои вещи. Да тут еще выяснилась одна подробность нашего кульбита, мы безвозвратно потеряли 10 булок хлеба, но не совсем, чтобы потеряли, а вымочили их в «усмерть».

И здесь, у кого не помню, родилась гениальная идея - замять хлеб и добавив маслица забацать лепешки. Рекомендую только в исключительных случаях, типа нашего!

Да, хочу добавить, технологию приготовления оных пришлось разрабатывать мне. Наладив процесс и передав бразды правления нашему коку, пошел спать. Всю ночь шел дождь.

ПОНЕДЕЛЬНИК
31.07.2000
День пятый

Утром, как обычно, проснулся в 8-30. Женьки в палатке уже не было, как он потом объяснял, что с 7 утра пытался привести в чувства свои озябшие конечности путем разогрева их о пламя костра. Выбравшись из палатки, адмирал протрубил общий подъем. Погода нам явно благоприятствовала. От вчерашней грозы остались лишь кусочки туч зацепившихся за вершины.

Потихоньку, помаленьку из палаток стал появляться народ. Нам предстояло сегодня одолеть первое сложное препятствие, порог "Максим". Наши сборы окончились лишь в 13-00, да и то, пришлось некоторых подгонять хворостиной.

Компоновка груза на кате сегодня была успешней. Появилось достаточно много свободного места. Это сказался наш вчерашний бултых. Кроме того, я решил заменить Женьку Лёхой, в смысле гребли на носу, так как события прошедшего дня оставили на Евгении неизгладимые отпечатки.

Наученные горьким опытом
Изображение

Наученные горьким опытом, сегодня мы шли аккуратно, предварительно просматривая непонятные моменты и благодаря этому, благополучно миновали пару нехороших участков. В одном месте река делилась на 2 рукава и в правом лесина полностью перегораживала проток, выставив наружу свои острые сучья. Потихоньку протянули кат рядышком и, как ни в чем небывало, двинули далее. Следующее препятствие, порог "Калибр", мы прошли практически не заметив. И вот, перед нами возник многолетний завал - ориентир порога "Максим".
Да! Буквально перед этим у нас случилась небольшая поломка. У Николаевича погнулось весло, а у Лехи на маневре оно же и сломалось. В итоге, мы лишились 2-х весел перед первым серьезным испытанием. Пристав к правому берегу, ломщики весел получили команду по ремонту оных, а остальные пошли осмотреть порог.

Изображение

Красивая штука! Пара шикарных сливов с мощными бочками, которые постепенно переходят в слалом среди разбросанных, то тут, то там камней со сливами между ними. Было решено разгрузить катамаран и перетащить вещи в конец порога. При осмотре я насчитал 900 шагов до оборудованной стоянки.

И так, вещи перетащены, фотографы заняли свои места, и началась работа для настоящих мужчин. В первый слив мы вошли идеально, ухнув с метровой высоты в пенную яму. Второй, также прошли неплохо - в нужном месте и в нужное время. А вот дальше немного сплоховали. Нас крутануло кормой вперед и следующий слив мы прошли кормою вперед. Быстро развернув нос по воде, в следующий слив вошли, как положено, но через некоторое время нас опять постигла неудача. Правый баллон залез на камень. Пришлось немного попрыгать и покачаться, чтобы с него слезть. В итоге, прохождения порога я оцениваю как удовлетворительное, тем более, что Леха первый раз загребал веслом на кате, да и большая половина экипажа практически не имела опыта прохождения сложных порогов.

Причалив после порога и забрав наших фотокорреспондентов, мы двинулись далее. Да, чуть не забыл! Перед этим мы прогулялись маленько, посмотрели, что там за поворотом. По пути то тут, то там попадались грибы - подберезовики, подосиновики, которые мы не забыли прихватить с собой, набрав полный котелок.

Приготовление фирменного блюда
Изображение

Отчалив от стоянки и пройдя буквально минут 20, мы увидели впадающий слева р. Арых, до которого и планировали сегодня добраться. За впадением, в метрах 50 на левом берегу есть замечательная стоянка, которой мы и воспользовались. Возле костровища стоял деревянный божок, кем-то умело вырубленный из дерева. Разбив лагерь, я взял на себя бразды правления в приготовлении грибного супа. Это мое фирменное блюдо. О-о-о!, что это был за суп! Никого нельзя было оттащить за уши! Я сам ел, ел пока не опупел! К супчику мы приговорили и "Жемчужину Кузбасса", отметив тем самым успешно пройденный порог.

Леха, взяв снасти, отправился ловить хариуса на Арых. Как нам говорили его там, пруд пруди. Ну, посмотрим, сколько из этого пруда он напрудит. А я опять залез в палатку, чтобы написать всю эту белиберду.

P.S. Рыбаки ловили рыбу, а поймали рака... Короче, вернулись они ни с чем, да к тому же потеряли мою муху (единственную и неповторимую в своем роде).

На ночь глядя я все-таки пошел поглядеть, что нас ожидало впереди. Да-а-а, две нехорошие "задницы" там и оказались. Пометив опасные места вешками, я повернул назад. По пути мне встретились Костя и Стас, которым так же не терпелось посмотреть, что же там.

ВТОРНИК
01.08.2000
День шестой

Утро, как всегда, началось с побудки в 8-30. Потихоньку, по-маленьку народ выбирался из палаток, подтягиваясь к костерку, на котором уже бурлила и кипела уха из консервных банок. Я в очередной раз проигнорировал завтрак, насладившись кружкой чая и замоченными конфетками.

Сегодня было решено идти методом челночной заброски, что бы лишний раз не рисковать грузом. Взвалив на себя рюкзаки, мы (пардон они), я свой рюкзак решил оставить на кате т.к. водонепроницаемая защита у него была на 200%, и к тому же без задней опоры я рисковал вылететь вон при прохождении следующего порога. Итак, они двинулись за мной вдоль по реке. Сделав рывок в пару километров, мы встали. Оставили груз и отправились назад. По пути расставили фотографов заснять наиболее интересные места. Мы же, Олег, Николаевич, Костя и Леха, вернулись в исходную точку.

Усевшись поудобнее на кате, мы отчалили. И первое же препятствие, состоящее из 2-х камней и небольшим сливом между ними, оказалось роковым для Николаевича. Чуть не успели развернуть нос ката по воде, как Николаевича сдуло с него, будто сережку ольховую. Нам быстренько пришлось причалить к берегу. Но как говорится, хвала Господу богу, все обошлось без осложнений. Николаевич опять устроился на своем месте и еще более яростно заработал веслом. Камни, сливы, мелкие бочки одна сменяющая другую, и вот первая вешка, оставленная мной вчера. Струя после слива бьет в камень и будет очень нехорошо, если от него не отгрести. Следом торчит острый каменный шип. Но мы успешно выполнили маневр, и вскоре на горизонте показались оставленные нами вещи. Причал.

И опять рюкзаки на спину и вперед. Таким образом, добрались до порога "Косые ворота". Оставив чуть выше порога наши вещи, Николаевича со Стасом для готовки обеда, мы вернулись к кату. Без особых приключений, минут через 25, мы были на месте. Нас встречал довольный собой Николаевич, так как успел приготовить обед к нашему приходу. Обед состоял из лапши с тушенкой. Как выяснилась, наша мясная тушенка на 80% состояла из сои, (вот хреновы американцы!). Наскоро перекусив, мы уже хотели было штурмовать порог, но тут налетела тучка и пошел дождь. Штурм пришлось ненадолго отложить. Минут через 30 дождь прошел, выглянуло солнышко, и люди потащили свои пожитки за порог. После порога на берегу лежала разбитая рама катамарана. Наверное кто-то неудачно прошел данное препятствие.

Порог ''Косые ворота''
Изображение

Порог "Косые ворота" довольно-таки сложное препятствие. Нужен четкий заход в слив, чуть вправо и ты на зубе, а чуть влево и тебя свалит в узкую часть, что также мало хорошего. Насмотревшись на разломанные рамы экипаж, приложил все свои усилия, и наш кат с блеском прошел это препятствие. Встав ниже по течению и загрузив на кат вещи, мы переправились на правый берег, по которому удобнее было делать просмотр дальше.

Олег, Костя и Стас пошли глянуть за поворот. Там оказался крутой скальный прижим, под которым проглядывался несложный порог "Интеграл", а далее проглядывала очередная «задница» под названием "Бык". Посовещавшись, решили взять "Интеграл" груженными и встать на ночевку перед "Быком", что героически и провернули. Разбив лагерь и закусив пшенкой на молоке, мы успокоились на день сегодняшний. Завтра предстояла работа, дойти до "Бобслея".

СРЕДА
02.08.2000
День седьмой

И так, снова вечер. Я, прикинувшись отцом Дюма, собираюсь изложить события дня минувшего.

Проснувшись, как обычно, в 8-30, дежурные организовали на завтрак гречневую кашу с молоком. Даже адмирал, обычно игнорирующий утреннюю трапезу, не смог удержаться от соблазна слопать плошечку. Набив животики гречкой, все приступили к сборам. Впереди бурчал очередной порог.

Забросив рюкзаки за порог, мы смело бросились в горло этому "Быку". Проход порога занял одно мгновение. Выбрав менее сложный проход, мы спокойно зашли в слив и вынырнув из пучины, и затем четко пристали к берегу.

Изображение

Посмотрев воду далее и не обнаружив каких-либо сложных препятствий, мы посадили пассажиров с грузом на судно и двинулись вперед. Таким образом, мы минули несколько несложных шивер и притормозили на левом повороте, чтобы посмотреть, что же прячется за ним.

Там оказался довольно сильный прижим с камнями очень напоминающими терку. Идя назад, повстречали 3-х мужиков, медленно проплывающих мимо на честере. Как оказалось, это были наши земляки из Прокопьевска. Поприветствовав их, мы вернулись на место нашей стоянки. Я принял рискованное решение - проходить данный прижим с пассажирами. Впрочем, прошли нормально. Правда, пришлось ожесточенно отбиваться веслом от наседавших острых скал. После прижима мы встали у правого берега. Далее начинался серьезный порог "Трехступенчатый" (или "Бобслей").

Сойдя на берег, направились на его осмотр, что там, да как. Зайдя за поворот, я увидел, что те ребята на честере бултыхаются, зацепившись на второй ступени за камень. Крикнув Стасу, чтобы бежал за "морковкой", я рванул вперед, но наша помощь, слава богу, им не понадобилась. Мелькнув касками, они исчезли за поворотом. Но было уже поздно, толпа любопытных уже неслась посмотреть на чужое горе. Какое разочарование было на их лицах! Не знали они, что их ждет впереди... Но будем последовательны.

Перебросив вещички за порог и определив места фотографов и страховки, мы, то бишь Олег, Николаевич, Костя и Леха вернулись назад для покорения порога "Трехступенчатый".

1-я ступень. Мощный слив высотою метра в 2, с мощной пеной ямой и набором камней после всего этого, которые необходимо вовремя обойти.

2-я ступень. Несколько более мелких сливов

3-я ступень. Нагромождение камней со сложным заходом в струю.

Сложность порога еще и в острых камнях, из которых он состоит. Поверхность их как терка. Того и гляди, сдерет шкуру с ката.

Туда, да еще со всего размаху...
Изображение

И вот отважная четверка, накинув на себя амуницию, приготовилась броситься навстречу опасности. Итак, началось! Подойдя к сливу, плюхнулись с него со всего размаху, передние гребцы скрылись по уши в пене. Вынырнув, мы дружно стали отгребать влево от острого камня, и далее резко уходить вправо от огромного полу-обливного камня. Вот, где сказалась неопытность экипажа! Не успев отработать вовремя нос, мы с размаху шлепнулись об этот злополучный камень. Дальше, напор воды сделал свое черное дело. Оказавшись под водой, я не забывал помнить о весле, которое крепко сжимал правой рукой. Буквально вылетев на поверхность и зацепившись за кат, я увидел еще чье-то весло застрявшее между рамой. Выдернув, его я подтянулся на раме и оказался на перевернутом кате. Осмотревшись вокруг, я никого не увидел. Однако, немного сзади к левому берегу прибивался Костя. Николаевича нигде не было. Внутри шевельнулось нехорошее предчувствие, но нужно было срочно спасать судно, да и себя заодно. Спрыгнув с катамарана, попытался прибить его в улово, но течение не позволило мне этого сделать. Опять мне пришлось карабкаться на кат. Приближалась вторая ступень порога. Схватив свое весло, я попытался подправить кат в нужную протоку, что мне с успехом удалось. Тут я оглянулся и увидел, что на кате сидит еще и Леха. Когда он только успел залезть?! Правда, весла у него не было. Отматерив его за потерю, тут же привлек его к спасению судна. Дана команда найти чалку и бросившись в воду зацепить ее за камень, что Лексей с блеском и провернул. Нам удалось зачалить кат в 10 метрах от третьей ступени. Привязав и закрепив кат, мы осмотрелись. По левому берегу скакал Константин, следом показался и Николаевич. "Ну, слава богу, все целы" - подумал я, и от сердца отлегло. Теперь вставал вопрос - как нам их перетащить оттуда сюды?

И здесь нам пригодилась одна хорошая вещь, изготовленная мною перед походом - "морковка". Да, забыл упомянуть, что Костя на предыдущей стоянки нашел еще одну "морковку", оставленную впереди плывущими "Бизонами". Так, что мы были во всеоружии.

Оставив кат, Олег с Лехой пошли в конец порога, где был хороший плес. И адмирал хорошо поставленным броском отправил "морковку" на их берег. Первым зацепили Константина. Хлебая воду и загребая обеими руками, вскоре он был рядом с нами. Вторым броском Николаевича зацепить не удалось. Костя взял "моркву" и с третьего заброса наконец-то подцепил его, и пока они перетягивали его на наш берег я сфотал этот момент, как потом оказалось зря, пленка уже кончилась. Ну, вот, все в сборе, правда выясняется, что у нас осталось 2 весла из шести взятых с собой, еще накрылся Лехин спиннинг и вроде все!

После порога на правом берегу хорошая стоянка, где мы и решили встать на ночевку. Но нам предстояло еще провести катамаран через третью ступень порога. Было решено идти вдвоем. Я и Костя вернулись на исходную позицию, уселись поудобней и... Наш катамаран, как лебедь на воде. Мы пролетели третью ступень на «отлично».

Выбрав хорошее место, наши рыбаки решили поставить сети, с надеждой поймать рыбу. А Леха, вооружившись моей удочкой, пошел ловить хариуса. Немного погодя, ему удалось выудить небольшого хариусенка. Но более ему не везло. Я также попытался выловить тайменя, но, увы, как говорилось выше, мой таймень еще не вылупился. И я сижу, пишу, пока другие пытаются изобрести весла из найденных нами железяк. Хоть что-то, чем ничего.

Кроме всего этого, Константину пришлось делать операцию по удалению клеща. И, как оказалось, кроме меня никто не умеет делать уколы…

ЧЕТВЕРГ
03.08.2000
День восьмой

День начался, как никогда рано. Я проснулся, еще не было восьми часов утра, Из вредности разбудил всех. Пока народ пытался вытащить свои заспанные лица из палаток, мы с Лехой пошли посмотреть, что же попалось в расставленные нами сети. Улов составил один, но очень хороший хариус, сантиметров 30 и усе! Рыбу засолили и положили в мешок до лучших времен.

На завтрак была гречневая каша с мясом, если это можно назвать мясом. Плотно перекусив, в 11-30 уселись на кат, и помчались по волнам. Погода стояла пасмурная, вода была как никогда холодная. При вчерашних обстоятельствах кое-кто лишился резиновых носков на гидрашке и теперь вместе со всеми испытывал прелести онинской водички.

Минут через 20, завернув за мыс, мы увидели Ярославцев стоящих на правом берегу. Они приветствовали нас и сказали, что ждали нас еще вчера. У них была баня, и они думали, что мы скоро подойдем. Но, увы, встав немного раньше, мы лишились возможности обогреть свои телеса в баньке.

Дальнейшее наше путешествие проходило по школе выживания. Ледяная вода, звенящие яйца и остальные прелести задубелого "дубака". Река уже не выбрасывала никаких выкрутасов, так как порогом "Бобслей" заканчивается верхний каскад порогов.

Пройдя часа 2, пристали к берегу и очень быстро разожгли костер, так как наши конечности были заморожены до степени того дуба. Здесь на ходу заварили чаек, достали недоеденную кашу, и отогреваясь, начали трескать оную из котелка, наслаждались жизнью. Немного погодя, к нам присоединились Ярославцы погреть свои озябшие ноги. Немного отогревшись, мы перекинулись с ними свежими новостями. Кстати, оказалось, что та морковка, которую мы нашли, была оставлена ими. Возвернув себе пропажу они отчалили. Вскоре отправились и мы. Постепенно небо начало проясняться, и вскоре выглянуло долгожданное солнышко. Идти сразу стало веселей. Немного погодя, опять увидели Ярославцев, они с остервенение пили горячий чай перед небольшим, но непроходимым завалом через все русло. Обнос и никаких гвоздей!

Перебросив кат через это препятствие, мы двинулись дальше, но буквально за следующим поворотом новость. Еще один завал, но теперь уже вековой. На берегу добрая душа выложила огромную надпись "ОБНОС" с указанием в какую сторону. Опять, скинув вещички, мы лихо совершили волок. Следом за нами потащились и Ярославцы. Так, обгоняя друг друга, мы и шли весь день.

Минут через 30 появились быки от бывшего моста, чуть ниже слева впадала р. Карасума, до Б. Она оставалось совсем чуть-чуть. Через некоторое время появился и Он. Дело близилось к 17 часам, когда мы увидели ребят на честере, стоящих на левом берегу, наполовину разобранном. То ли ремонтировались, то ли домой собирались. Еще пройдя 2 часа, встали искать место для ночевки. Справа постоянно жужжали машины, бегая туда-сюда по тракту. Стали попадаться рыбаки. Пройдя мост, мы увидели неплохое место на левом берегу, где и решили остановиться. Когда вышли на берег, то обнаружили море голодных комаров, которые дружно на нас набросились. Да, хотелось особо отметить, что это было первое и последнее столкновение с тварями кровососущими в нашем путешествии.

Поставив палатки и растопив костер, начали готовить ужин. Я заварганил манную кашу, да еще пришлось отдать на растерзание голодным две булки хлеба из неприкосновенного запаса. У нас оставалось всего 2 булки хлеба заныканых мною, на все оставшееся наше путешествие.

Прикинувшись рыбаками, мы поставили сети, а я, покидав без особого толка спиннинг, полез в палатку, предварительно забрызгав ее отравой, чтобы писать, писать и писать.

ПЯТНИЦА
04.08.2000
День девятый

Утром, чтобы не мучался пойманный ранее нами хариус, адмирал завертел из него шашлычок, который все, окромя Николаевича, с удовольствием слопали.

День прогонный, шпарили по воде, как белки в колесе. Прошли 3 трактовых моста и вскоре увидали еще один мост, уже деревянный, с сидящими на нем людьми - Кубайка.

В деревни пытались купить хлеба и еще чего-нибуть, но, увы, продавцы ушли на... Кроме 3-х пьяных мужиков в деревни народу почти не было. Еще нас удивила спутниковая антенна у полуразрушенной хибары.

...еще и спутниковая антенна!!!
Изображение

Пройдя еще минут 40, на левом берегу нами была обнаружена шикарная поляна, где и встали на ночлег…

СУББОТА
05.08.2000
День десятый

Утром проснулись в 8-00. Погода нам явно благоприятствовала, обещала быть ласковой и теплой. Все это радовало, так как сегодня мы должны будем пройти нижние пороги Оны.

Быстренько перекусив, уже в 11-00 приготовились к отплытию. Потихоньку, помаленьку мы пошлепали вперед. Минут через 20 на левом берегу, мы увидели все тех же "Бизонов", которые только что проснулись, а еще минут через 30 по левому берегу показался М.Амзас (поселок дворов 10) с переправой через реку тросово-катательного вида.

После Амзаса, минут через 20 на реке стали появляться бурунчики, перекаты обрели мощь и превратились в шиверы, начинался нижний каскад порогов.

После поворота налево русло разделяется на два рукава и, соединяясь, упирается в огромную глыбу образуя слив и хорошую отбойную волну. Это, так называемый, порог "Ревун". Затормозившись перед ним, на острове, осмотрелись и решили пройти левой протокой с прижимом к левому берегу, не разгружаясь и не высаживая пассажиров. Упираясь, что есть силы, мы минули сие препятствие без потерь. Буквально за следующим поворотом начинался 1-й онинский порог под названием "Джаргинская яма".

Порог ''Джаргинская яма''
Изображение

Пристав в заливе перед порогом на левом берегу, разгрузились и забросили рюкзаки на пляж после 2-го онинского порога. Вернувшись на исходную точку, мы уже приготовились к покорению порога, когда появились "Бизоны". Состыковавшись с ними и организовав совместную страховку, мы первыми рискнули пройти, так называемые "Джангры". Перед порогом по левому берегу на скале стоит крестик, известивший нас, что в 1997 году здесь погиб Ищенко. Это нас обязывало быть особо аккуратными. Более того "Бизоны" снимали нас на видео.

И так, порог начинается разгонной струей со стоящими валами до 1,5 м., особо крутыми и мощными у правого берега, далее следует несколько мощных сливов с пенными бочками, и наконец, кульминация - мощный косой вал за которым скрывается обливной камень и пенная яма. На нас смотрит Ярославль, да еще в объектив камеры. И нами принято решение идти напролом. Ну, что я хочу сказать. Мы не ударили в грязь лицом. Лихо проскочив по струе, и сиганув в самое бухало с радостными лицами, вылетели из ямы и красиво зачалились в бухте после порога. После чего пошли посмотреть, как "Бизоны" проделают то же.

''Бизоны'' идут...
Изображение

Их первый катамаран-двойка, решил идти на порог с грузом, что впоследствии их и сгубило. Уткнувшись носом в пенную яму, они оверкинулись. Морковки, брошенные им, до цели не долетели, и их понесло по течению. Только метров через 500 им удалось забиться в улово. Потери составили - чуть погнутая рама и морковка, которую мы им вернули до этого. Здесь хотелось бы заметить, что страховку на нижних порогах эффективнее производить катамаранами. Порекомендовав Михаилу (руководителю "Бизонов") организовать данную переправу с правого берега, чем они и воспользовались, мы двинулись дальше. Впереди бурчала вторая ступень.

Общая картина ее впечатляет, мощные сливы, валы, и прочая ерундовина. Справа есть довольно хороший, безопасный проход, но в него надо четко попасть. Вскруженные успехом от покорения первой ступени, мы двинули на его штурм. Но пути Господни неисповедимы... Правый баллон катамарана проваливается в яму, а левый все еще висит на волне, и в следующую секунду бах! И мы в самой буче «кверху каком».

...в самой буче «кверху каком»...
Изображение

Очутившись под водой, я открыл глаза - кругом лишь одни пузырьки. Вынырнув на поверхность, метрах в трех увидел катамаран. Приложив немало усилий, уцепился за его раму и хотел уже было влезть на него, как вдруг меня так приложило левым бедром по камешку и плюхнуло в набежавшую волну, что на время это решил отложить. Вцепившись одной рукой в кат, другой судорожно сжимая весло, так меня протащило метров 20 под таким напором воды, что я еле держался. Вскоре немного отпустило, и я смог залезть на раму. На ней уже был весь народ, и это радует, не напрасно перед этим мы пару раз тренировались. Приложив немного усилий, нам удалось зачалиться к правому берегу. Тут Леха поставил меня в известность, что мой рюкзак сорвало. И вправду, он не спеша, проплывал возле нас по центру реки. Сломя голову я припустил вниз по течению. Бросившись в бурный поток, выплыл на середину реки и залез на торчащий из воды камень. Осталось только ждать, когда рюкзачок проплывет мимо. Вскоре появился и он, прыгнув с камня, я подцепил его, и погреб к берегу. Когда глубина стала по колено, понял, что силы оставляют меня, дыхание сбилось, воздуху не хватало. Подняв глаза, увидел спешащего ко мне на выручку Костю, на большее меня не хватило. Я упал на спасенный рюкзак и пару минут был не в силах подняться. Однако, надо делать дело. Взвалив на себя поклажу и еле переставляя ноги, побрел к кату. Как оказалось позднее, данный переворот оставил внушительную отметину на моем бедре.

К тому времени кат уже перевернули и привели в боевое положение. Наши потери составили - Лехино весло и жаба. Усевшись на кат, переплыли к левому берегу и встали на ночлег на песочном пляже. Леха, Николаевич и Костя пошли посмотреть, как "Бизоны" пройдут это бухало. А я тем временем заварил грибной супчик.

В скором времени мимо нас прошли и Ярославцы, вовремя подсказанное Николаевичем направление прохождения порога с учетом нашего опыта не вызвало у них серьезных проблем с прохождением. Они встали в метрах 50 ниже нас.

Вечером наши команды соединились за одним костром. Под горячительное и пение по гитару до 3-х ночи мы весело провели время. Вот случай, судьба сводит 16 человек, на богом забытой реке и к концу похода они становятся близкими друзьями, хотя возможно больше никогда друг с другом не увидятся.

Михаилу, их адмиралу, 24 года (врач-микрохирург). Мы с ним быстро нашли общий язык, и нам было о чем поговорить…

В три часа ночи наша команда пошла к себе в лагерь легкой, шатающейся походкой. И сразу улеглась спать…

ВОСКРЕСЕНЬЕ
06.08.2000
День одинадцатый

Утром, открыв глаза в 8-00, я услышал завывания ветра, палатка надувалась, как воздушный китайский шарик, норовя улететь ввысь.

Высунув голову наружу, с удовольствием отметил, что несмотря на ветер, погода обещает быть хорошей. Выйдя на свет божий я увидел, что Николаевич с Костей судорожно собирают палатку, как потом выяснилось из-за боязни, что их зонтик сложиться под напором ветра.

И так вставал вопрос, что делать? Идти на Абакан или...

Ярославцы дрыхли беспробудным сном. Они решили встать на дневку, так как билеты у них были на 9-ое число, а поход практически окончился.

Упаковавшись, мы все-таки решили идти на Абакан, а там встать порыбачить и отдохнуть. Впереди за поворотом нас ждало последнее препятствие на Оне - порог "Выходной". Порог несложный, небольшой прижим к правому берегу со сливами между камнями. Здесь Она последний раз нас пуганула, чуть не перебросив наш кат через камень на попа. Но все прошло благополучно, и мы пошлепали далее по расширяющейся долине и медленно текущим водам Оны.

Через три километра мы увидели стрелку Оны и Абакана. Ее воды четко вписывались в воды Абакана, еще долго выделяясь из него своим белесым цветом. Тут команда разделилась, некоторые стали подскуливать, не пора ли домой и т.д. нудя и действуя на нервы. Так продолжалось некоторое время и я, не выдержав, посадил их на греблю, а сам завалился спать, подставив брюхо солнцу. В 14-30 на горизонте показались хвосты Абазинского ГОКА, и следуя туристской традиции под абазинским мостом, мы произвели крещение наших "чайников" - Стаса и Лехи. Получив по мягкому месту веслом, мы сбросили их в воду. Так на двух туристов-водников и увеличился наш экипаж.

В 15-30 мы пристали в Абазе. Николаевич и Леха пошли на разведку по поводу приобретения билетов, а мы начали разбирать катамаран и сушить вещи. Через некоторое время вернулись наши засланцы с новостью, что касса закрыта и откроется только в 21-00.

Всё хорошо высушив, благо погода нам способствовала, мы собрали вещи и потопали на станцию. Придя туда в 19-00 мы разбросали свои телеса по травке и "откинули копыта".

После открытия кассы нас ждала неприятная новость, билетов нет, аж до 28 числа...

Было решено ехать до Аскиза и попытаться пристроиться к абаканскому поезду. В вагоне, пока мы ехали в Аскиз, Николаевич навел мосты с проводницей, и одному ему известным способом упросил ее взять нам билеты на абаканский поезд. В Аскизе она взяла нам билеты, и мы без особых проблем сели на поезд и отправились домой.

На этом наше путешествие считаю законченным.

Вывод: речка замечательная, маршрут великолепен, заброска недорогая.
Рекомендую…
С уважением к вашему времени, Владимир.

Аватара пользователя
Александр Ватолин
Ёжик
Reactions:
Сообщения: 617
Зарегистрирован: 10.06.2009 22:59
Откуда: Новокузнецк

Re: Водный поход по р. Она (2000 год)

Сообщение Александр Ватолин » 24.02.2017 22:14

хм,в 2000 году там же плавали примерно в это же время,от поселка Большой Он

Ответить

Вернуться в «Водники»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя