Хамар-Дабан, река Снежная.
Добавлено: 17.08.2010 22:32
Вместо предисловия: фотографий мало т.к. на первый фотоаппарат забыли флэшку, второй утопили и остался только один. С него и фотки.
Ёщё в феврале меня аккуратно подковырнул Олег Райтман: а что ты знаешь про речку Снежную? Мы вот с Катюней думаем… Присоединяйся!
А я тогда мыслями лежал на мягком дастархане в Киргизии и сыто икал, представляя, что у меня в пузе сожранная самса размером с лапоть. А в самсе мясо. Самое настоящее рубленое сочное мясо с луком, а не собака, покрошенная вместе с будкой как в привокзальных кафе. Хотелось и туда и туда. В смысле не в самсу или будку, а мне очень хотелось именно в Азию после прошлогоднего вояжа и мне очень хотелось на Снежную именно с этой компанией.
Пришла поздняя весна, в Киргизии грохотало, и в июне я дал твёрдое согласие ехать на Хамар-Дабан. Клюя носом по ночам рыскал отчёты и дневники в интернете, занялся раскладкой, ежедневно списывался со всеми кто собирался на Снежную и кто там уже был от Москвы до Владивостока. Билет куплен, по телефону басит с вопросами напарник по катамарану. Назад дороги нет.
Из Улан-Удэ нас забросили микроавтобусом до посёлка Эхе-Цакир. Полтора часа на предрассветный сон и мы уже трясёмся по грунтовке в кузове шишиги.
- Спите. Пока дорога хорошая, - говорит один из наших проводников – Володя. За рулём сидел другой бурят и тоже Володя, а командовал парадом интеллигентный, энергичный местный шаман Александр Базаров. Кто-то мне говорил, что он ещё и преподаёт в каком-то учебном заведении.
Забегая вперёд, скажу: во многих отчётах пишут, что при заброске буряты останавливались на всех святых местах и требовали водки, мол традиция. У нас на такое даже намёков не было. Останавливались, Александр исполнял ритуал прося у высших сил удачной дороги разбрызгивая молоко.
Погода толи от заклинаний шамана толи просто на радость нам была замечательной. Машина бодро взбиралась на перевалы и штурмовала болота. Володя – водитель вёл её как ювелир. Мы даже начали верить, что доедем сегодня до перевала Бэрхэ-Даба и начнём пешую часть. Но…
За пару километров до конца дороги шишига намертво закопалась в болото. Три жидких ёлочки были легко вывернуты с корнями лебёдкой. Приходилось закапывать в землю брёвна, вбивать колы и всем вместе на них висеть, но бесполезно. Когда второй раз просвистел над головами крюк от порванной лебёдки – решили вставать на ночлег.
Утром мой напарник Аф придумал поднимать машину из грязи используя рычаг. Со стороны смотрелось комично как девять мужиков лазают по колено в грязи и матерясь висят на восьмиметровом бревне.
После обеда мы перепачканные, насквозь мокрые от пота, искусанные всевозможным гнусом курили с удовлетворением глядя на шишигу стоявшую на твёрдой земле.
Быстро доехали до конца пути и начали рассчитываться за транспорт, но тут нас ждал сюрприз: Александр и Володя взвалили на себя часть наших вещей и бодро полезли в перевал.
- Вы всем так помогаете?
- Нет, конечно. Но вы нас не бросили в болоте, почти сутки потеряли. Как вам не помочь?
На перевале Бэрхэ-Даба. В клетчатой рубашке шаман Александр Забанов.
Наверное, он во время всего нашего похода призывал духов помогать нам. Везло везде и во всём: и с погодой и с водой и с рыбой и с грибами-ягодами.
Когда я добежал до реки я ужаснулся. Воды не было, торчали одни камни. Меня догнали длинноногие Аф и Вовчик, мы наскоро поставили палатку, вытряхнули в неё вещи из рюкзаков и помчались обратно помогать остальным. Пешку закончили под проливным ливнем с фонарями. Утром светило яркое солнце а уровень воды был в самый раз. К вечеру вода посветлела и пошёл клёв.
Ещё за пару дней мы добрались до устья реки Юнкуцук откуда начинались препятствия.
Порог Калибр.
Порог Пелота.
Вход в Извилистый.
Первая ступень порога Мунгулгольский 5 к.с.
В третьей ступени Мунгулгольского.
В пороге № 65.
Днёвка на обносе каньона с водопадом Хармын-Дулю (Полёт Белки), порогами Жаба и Снежинка 6 к.с.
Водопад Хармын-Дулю. Когда мы впервые его увидели были шокированы: какие отморозки его умудрились пройти хоть и на бубле?! Правда хорошенько поддав на днёвке мы уже на него смотрели по-другому. Ведь можно и на двойке если «грамотно зайти»… Естественно с утра такие мысли в голову не возвращались. На военном совете решили что два катамарана обносят каньон полностью. Один кат (экипаж Вовчик и Олег) обносим по левому берегу и выставляем на страховку порога Жаба, а потом и порога Снежинка оба шестой категории сложности. Мы с Афом решили эти пороги проходить.
Порог Жаба. На левом берегу я и Аф. Готовимся к прохождению.
Порог Снежинка сверху.
Порог Снежинка. Первый слив.
Поход закончили выкатившись прямо в Байкал. Выбрасывались со станции Выдрино. Настораживал только один фактор: на местной зоне был "выпускной бал" и вся станция была оккупирована откинувшимися пацанчиками в спортивных костюмах и кэпках. Каждый из них стремился подойти, познакомиться, поговорить. Впрочем, никаких проблем они нам не доставили. Скоро мы уехали в Иркутск и далее домой в Кемерово.
Ёщё в феврале меня аккуратно подковырнул Олег Райтман: а что ты знаешь про речку Снежную? Мы вот с Катюней думаем… Присоединяйся!
А я тогда мыслями лежал на мягком дастархане в Киргизии и сыто икал, представляя, что у меня в пузе сожранная самса размером с лапоть. А в самсе мясо. Самое настоящее рубленое сочное мясо с луком, а не собака, покрошенная вместе с будкой как в привокзальных кафе. Хотелось и туда и туда. В смысле не в самсу или будку, а мне очень хотелось именно в Азию после прошлогоднего вояжа и мне очень хотелось на Снежную именно с этой компанией.
Пришла поздняя весна, в Киргизии грохотало, и в июне я дал твёрдое согласие ехать на Хамар-Дабан. Клюя носом по ночам рыскал отчёты и дневники в интернете, занялся раскладкой, ежедневно списывался со всеми кто собирался на Снежную и кто там уже был от Москвы до Владивостока. Билет куплен, по телефону басит с вопросами напарник по катамарану. Назад дороги нет.
Из Улан-Удэ нас забросили микроавтобусом до посёлка Эхе-Цакир. Полтора часа на предрассветный сон и мы уже трясёмся по грунтовке в кузове шишиги.
- Спите. Пока дорога хорошая, - говорит один из наших проводников – Володя. За рулём сидел другой бурят и тоже Володя, а командовал парадом интеллигентный, энергичный местный шаман Александр Базаров. Кто-то мне говорил, что он ещё и преподаёт в каком-то учебном заведении.
Забегая вперёд, скажу: во многих отчётах пишут, что при заброске буряты останавливались на всех святых местах и требовали водки, мол традиция. У нас на такое даже намёков не было. Останавливались, Александр исполнял ритуал прося у высших сил удачной дороги разбрызгивая молоко.
Погода толи от заклинаний шамана толи просто на радость нам была замечательной. Машина бодро взбиралась на перевалы и штурмовала болота. Володя – водитель вёл её как ювелир. Мы даже начали верить, что доедем сегодня до перевала Бэрхэ-Даба и начнём пешую часть. Но…
За пару километров до конца дороги шишига намертво закопалась в болото. Три жидких ёлочки были легко вывернуты с корнями лебёдкой. Приходилось закапывать в землю брёвна, вбивать колы и всем вместе на них висеть, но бесполезно. Когда второй раз просвистел над головами крюк от порванной лебёдки – решили вставать на ночлег.
Утром мой напарник Аф придумал поднимать машину из грязи используя рычаг. Со стороны смотрелось комично как девять мужиков лазают по колено в грязи и матерясь висят на восьмиметровом бревне.
После обеда мы перепачканные, насквозь мокрые от пота, искусанные всевозможным гнусом курили с удовлетворением глядя на шишигу стоявшую на твёрдой земле.
Быстро доехали до конца пути и начали рассчитываться за транспорт, но тут нас ждал сюрприз: Александр и Володя взвалили на себя часть наших вещей и бодро полезли в перевал.
- Вы всем так помогаете?
- Нет, конечно. Но вы нас не бросили в болоте, почти сутки потеряли. Как вам не помочь?
На перевале Бэрхэ-Даба. В клетчатой рубашке шаман Александр Забанов.
Наверное, он во время всего нашего похода призывал духов помогать нам. Везло везде и во всём: и с погодой и с водой и с рыбой и с грибами-ягодами.
Когда я добежал до реки я ужаснулся. Воды не было, торчали одни камни. Меня догнали длинноногие Аф и Вовчик, мы наскоро поставили палатку, вытряхнули в неё вещи из рюкзаков и помчались обратно помогать остальным. Пешку закончили под проливным ливнем с фонарями. Утром светило яркое солнце а уровень воды был в самый раз. К вечеру вода посветлела и пошёл клёв.
Ещё за пару дней мы добрались до устья реки Юнкуцук откуда начинались препятствия.
Порог Калибр.
Порог Пелота.
Вход в Извилистый.
Первая ступень порога Мунгулгольский 5 к.с.
В третьей ступени Мунгулгольского.
В пороге № 65.
Днёвка на обносе каньона с водопадом Хармын-Дулю (Полёт Белки), порогами Жаба и Снежинка 6 к.с.
Водопад Хармын-Дулю. Когда мы впервые его увидели были шокированы: какие отморозки его умудрились пройти хоть и на бубле?! Правда хорошенько поддав на днёвке мы уже на него смотрели по-другому. Ведь можно и на двойке если «грамотно зайти»… Естественно с утра такие мысли в голову не возвращались. На военном совете решили что два катамарана обносят каньон полностью. Один кат (экипаж Вовчик и Олег) обносим по левому берегу и выставляем на страховку порога Жаба, а потом и порога Снежинка оба шестой категории сложности. Мы с Афом решили эти пороги проходить.
Порог Жаба. На левом берегу я и Аф. Готовимся к прохождению.
Порог Снежинка сверху.
Порог Снежинка. Первый слив.
Поход закончили выкатившись прямо в Байкал. Выбрасывались со станции Выдрино. Настораживал только один фактор: на местной зоне был "выпускной бал" и вся станция была оккупирована откинувшимися пацанчиками в спортивных костюмах и кэпках. Каждый из них стремился подойти, познакомиться, поговорить. Впрочем, никаких проблем они нам не доставили. Скоро мы уехали в Иркутск и далее домой в Кемерово.