Фото 1. Впереди - Карелия!
Мой рассказ будет в большей степени не о нашем маршруте, в нем не будет дневника похода. А будут просто впечатления и выводы, сделанные по итогам путешествия. Повествование будет в форме рейтинга — я дам свою оценку тем или иным особенностям местности, аспектам путешествия по земле Карелии, по 5-бальной шкале, как это сделано, например, на tripadvisor.
И сразу disclaimer: поскольку, как я уже сказал, карельские просторы очень обширны, наше путешествие охватило лишь совсем небольшую часть Карелии, а именно, область, которую неформально называют Северное Приладожье. Поэтому мой рассказ-резюме касается исключительно данной местности и никакой другой. Я допускаю, что где-то в более северных широтах многое может отличаться в лучшую или худшую сторону, я пока не знаю что там, а посему замечания в стиле "Надо было поехать туда-то и туда-то!" пока не принимаются, уж не обессудьте.
Старт был дан в городе Сортавала, куда мы приехали на машине. Здесь же был и финиш — то есть мы проехали небольшой круг длиной порядка 250 км, за 5 дней, в регионе, лежащем к северу от Ладожского озера. Собственно, наш маршрут можно увидеть на треке путешествия.
Итак, впечатление номер раз.
I. Дороги
Это настолько обширная тема — всё-таки перемещение на велосипеде предполагает ежедневное пользование дорожной сетью – поэтому повествование о дорогах будет самым подробным. Как-никак, это же одна из наших российских бед!..
Фото 2. Дорога между Хямекоски и Алатту.
Первое, что хотелось бы отметить — дорог мало! Если даже просто открыть Гуглекарты, то будет хорошо заметно, что сеть дорог в Карелии имеет, выражаясь рыболовным языком, более крупную ячейку, в сравнении с соседней Финляндией. Так и живём — местность и природные зоны одинаковы, а дорог на порядок меньше..
Второе. Мало асфальта. Собственно, в обозреваемом регионе это только трасса "Сортавала" от границы с Ленинградской областью, и участок от Сортавалы на север, до Вяртсиля, где расположен погранпереход в Финляндию.
Фото 3. Я.
Фото 4. Дорога где-то перед турбазой "Черные Камни", что на Янисъярви.
Отдельно хотелось бы остановиться на "старом" асфальтовом участке трассы "Сортавала". В прошлом году был открыт большой участок трассы в объезд посёлка Куркиёки, с его длинным участком грейдера. Новая дорога очень хорошая! Но вот дальше, вплоть до посёлка Ляскеля, идёт почти 80-километровый участок старой автодороги, которую, кажется построили по какому-то старинному карельскому тракту — похоже, как тут древние карелы на своих ишаках ездили, так и проложили.. Дорога эта узкая, изобилует крутыми поворотами и микрорельефом, почти всё время между полосами идёт сплошная, так что постоянно собираются колонны автомобилей, а в редких местах, где обгон разрешен, все торопятся обгонять с большим риском и на огромной скорости. Обочина грунтовая, плохая, часто со "ступенькой" между асфальтом. А, поскольку эта дорога единственная здесь, то весь автотрафик приходится как раз на неё.. Ехать крайне опасно! Как на велосипеде, так и на автомобиле. Лично видел аварии и "сходы" автомобилей. Видимо не зря на этом участке чуть ли не через каждые 50 метров висят баннеры с телефонами эвакуаторов..
Короче, ехать этот участок на велосипеде очень неприятно. Существует очень большая опасность для жизни. Я никому не рекомендую ехать по трассе "Сортавала" на участке между окончанием новой дороги, и вплоть до посёлка Ляскеля, на велосипеде!
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8. Где-то после "ж/д перелаза" Алалампи.
Кроме перечисленных асфальтовых дорог, все остальные дороги — грейдер, грунтовки и лесовозные дороги. Качество грейдерных дорог в основном хорошее.
А вот грунтовки и старые, заброшенные, лесовозные дороги мне категорически не понравились. Часто здесь так — едешь, едешь, радуешься, ах какая красивая дорожка.
Но, к сожалению, радость длится совсем не долго. Потом — хренакс — непролазная грязь или непроезжаемая лужа. И так постоянно.
Очень много луж на старых лесовозных дорогах. Приходится много маневрировать, настоящий слалом, а то и ехать наугад прямо по лужам — и тут уж не факт, что благополучно проедешь.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Короче, итоговая оценка карельским дорогам — двойка!
☻☻☺☺☺