Трекинг по Крыму. Сентябрь-2015.
Добавлено: 30.11.2015 10:31
Трекинг по Крыму. Сентябрь-2015. «Да это просто парк какой-то!»
Что-то в последнее время, не смотря на получение статуса пенсионера, свободного времени больше не стало. Если походы хотя бы пару раз в сезон – это приоритетно для меня уже давно и, надеюсь, надолго, то изложить свои впечатления в виде рассказа-отчета удается не всегда. Фото с краткими комментариями на страничке в социальной сети – это для друзей. Но ведь хочется внести и свои три копейки в копилку туристского опыта. И не из тщеславия вовсе, а в знак признательности тем, чьи материалы использовал при подготовке к походу. Так что попробую рассказать о последнем своем последнем путешествии этого сезона. Заранее прошу простить за возможные длительные перерывы в повествовании.
Итак, один из моих маршрутов прошлого сезона – пеший поход по Крыму. Именно о нем хочется поделиться впечатлениями. Настолько это путешествие отличается от всего аналогичного и пройденного ранее, особенно предыдущей горной двойки по заповедному безтропью Западного Кавказа. При разработке маршрута была поставлена задача - за короткое время посетить наиболее интересные места и при этом не искать легких путей. Впрочем, обо всем по-порядку…
Желание побывать в Крыму – это, пожалуй, одно из наиболее типичных желаний жителя пост-советского пространства. Ну, а в свете последних событий, побывать в эпицентре политических потрясений и оценить происходящее на основе своих впечатлений совсем уж заманчиво.
От чисто экскурсионно-пляжного варианта путешествия отказались сразу. Лично меня такой вид отдыха очень сильно утомляет. К тому же при наших финансовых возможностях и при уровне цен, озвученных на форумах, нам это было просто не по карману. Влиться в состав коммерческой группы на активный трекинг по многочисленным маршрутам Крыма несколько дешевле. Но идеально под свои желания мы среди предлагаемых маршрутов варианта не нашли. К тому же для людей пенсионного возраста ( а именно так можно сказать о составе группы) не просто найти коллектив с комфортным психологическим климатом.
Состав группы: Наталья, Игорь, Владимир, Людмила.
Одним словом, решаемся на самостоятельное путешествие в новом для себя районе. На все мероприятие у нас было лишь две недели – половина ежегодного отпуска. А ведь так хочется объять необъятное! Чтобы были и горы, и море, и знаменитые крымские достопримечательности… После изучения множества вариантов наметилась следующая нитка пешего маршрута примерно 1 к.с.:
с.Соколиное – Большой Крымский Каньон – стоянка Баш-Дере – с.Охотничье – г.Ялта(рад.) – Ай-Петринская яйла – пер.Шайтан-Мердвен – пер. Байдарские ворота – Байдарская яйла – стоянка Ласпи – Ласпинский перевал - мыс Айя – пляж Инжир – г.Балаклава.
Непонятный термин «яйла» означает «плоскогорье, плато, используемое под пастбище». Забегая вперед, скажу, что в процессе движения на маршруте мы с пасущимся скотом не сталкивались. Видимо местное население предпочитает заниматься более выгодным промыслом – обслуживанием туристов. Впрочем, на горной части маршрута встречи с туристами тоже были редкостью.
Время проведения путешествия, с 6 по 17 сентября, выбрано на основе рекомендаций из обработанной информации. Бархатный сезон! В летние месяцы путешествовать по безлесным плоскогорьям Горного Крыма жарко. А в октябре на высокогорье уже случаются заморозки.
При проработке маршрута самым непонятным остался момент с нахождением на территории многочисленных заповедников и заказников. По этому поводу на форумах можно найти самую противоречивую информацию. На эту ситуацию еще налагалась особенность текущего политического момента в Крыму, то есть переход всего этого хозяйства под российскую юрисдикцию. Мы решили по этому пункту подготовки подойти с проверенной установкой: «Надейся на лучшее, но…готовься к худшему!». Может именно поэтому некоторые эпизоды путешествия, связанные с егерями, патрулями и т.п. мы отнесли к разряду неудобств, но никак не проблем.
И еще одну особенность Крыма надо учитывать при планировании маршрута, в частности по Большой Крымской гряде. Здесь есть проблемы с питьевой водой. В частности, на нашем маршруте основную часть мы прошли по принципу «от родника до родника», координаты которых знали заранее. Все места удобных стоянок, как правило, находятся рядом с родниками.
Следует еще учитывать, что некоторые родники имеют сезонный характер. Иногда напрягала ситуация, когда в конце дневного перехода приближаешься к намеченной точке стоянки, не будучи уверенным, что там есть вода. Ведь до следующего родника несколько часов хода!
Трек реально пройденного маршрута можно посмотреть на ниже приведенном фрагменте карты ( кликабельно).
О финансовой стороне мероприятия. В связи с лимитом времени до Симферополя и обратно летели самолетом. Правда, из Омска дешевых авиабилетов на прямой рейс купить не смогли. Пришлось туда лететь из Екатеринбурга, а обратно до Новосибирска. На маршруте не отказывали себе в маленьких удовольствиях – крымское вино, национальная кухня, услуги такси и т.п. Тем не менее, в запланированный бюджет 30 тыс. рублей на человека удалось уложиться.
Ну, а остальные технические детали постараюсь изложить в процессе повествования.
6 сентября.
г.Симферополь – с.Соколиное – Юсуповская тропа – стоянка Яблоневый Брод. 6,1 км.
В Симферополь прилетели в 9 часов утра. Аэропорт Симферополя работает явно с перегрузкой. Багаж ждали больше часа. Рядом с аэропортом есть автостанция, но оказалось, что в нужном нам направлении до п. Соколиное автобусы с нее не отправляются. Ехать с пересадками – потеря темпа. Ведь у нас еще запланирован пеший переход на сегодня. К тому же надо решить проблему дозакупки продуктов и бензина для горелки. Поэтому без всяких раздумий договариваемся с одним из многочисленных частников, предлагающих транспортные услуги.
Техническая деталь. О топливе на маршруте. В принципе, по всему маршруту можно было бы обойтись костром. Но в Крыму костер помимо обычных хлопот создает потенциальную опасность конфликта с егерями многочисленных заповедников и заказников. Еще одна проблема – горючие материалы нельзя перевозить в авиабагаже. С учетом всех обстоятельств, взяли с собой мультитопливную горелку и турбопечку. В итоге в качестве топлива использовали газ, бензин и подножный мусор. Наличие двух источников нагрева позволяло оперативно готовить завтраки и ужины. На обед чаще всего ограничивались перекусом.
Дорога по Крыму по началу сильно напрягала – за окном какая-то опаленная солнцем равнина. А где же крымские леса и горы, по которым мы собрались путешествовать?
Но примерно через два часа пути, по мере приближения к Соколиному, рельеф приобретает желанные очертания. Появляются леса.
К часу дня выгружаемся в пос.Соколиное. Выгружаемся удачно – рядом кафешка. Прекрасная возможность с первых часов путешествия познакомиться с национальной кухней крымских татар!
После некоторого перераспределения продуктов и снаряжения по рюкзакам выходим на маршрут. Стартовый вес рюкзаков - 19-20 кг у мужчин и 15-16 у женщин. Он вполне мог бы быть и меньше, если задаться целью - максимально использовать возможности дозакупки продуктов на маршруте. Мы пошли на такой компромисс – из 12 походных дней на 8 продукты взяли на старте. Раскладка была по проверенному минимуму для горных походов – 540 гр/чел.день с использованием сублиматов. Норма воды на суточный переход – 1,5 литра. Дополнительно НЗ – 1,5 литра воды на группу.
От Соколиного в сторону Большого Крымского каньона и далее к побережью идет вполне приличная автомобильная дорога. Именно по ней к нему добираются любители авто-путешествий и велотуристы. И именно там, в начале тропы от дороги, стоит кордон собирателей денежных знаков с желающих посмотреть это чудо Природы. Мы решили воспользоваться более красивым вариантом – попасть к самому началу Каньона по Юсуповской тропе. Дело в том, что на окраине поселка по сей день стоит бывшая дача графа Юсупова ( теперь там или санаторий, или турбаза). И вот по его поручению, если верить преданиям, была проложена живописная тропа вдоль горного склона в сторону Каньона.
Ориентир на начало тропы – мечеть.
Далее по дороге. Санаторий остается справа. Дорога постепенно сужается. Нужно придерживаться основного направления и не подкупаться на более накатанные повороты влево. Постепенно дорога переходит в тропу.
Появляются знаки разметки на стволах деревьев и проблемы ориентации в пространстве исчезают окончательно.
Первые впечатления от крымского леса – «Это просто парк какой-то!»
Лиственное редколесье с негустым подлеском. Причем у деревьев характерная особенность – нижняя треть ствола вообще не имеет сучков. И лишь верхняя часть заканчивается пышной кроной.
Иногда встречаются экземпляры, которые помнят, наверное, графа Юсупова.
По нашим, сибирским понятиям, по такому лесу вообще можно двигаться в любом направлении без всякой тропы. Тем не менее, аккуратная тропинка проложена по склону оптимальным путем, иногда выходя на обзорные точки.
Через полтора часа выходим на место пересечения троп в начале Каньона. Когда-то здесь рос большой дуб с дуплом, которое путники использовали в качестве почтового ящика для общения между собой. Место так и называется «Почтовый дуб». Но от того дуба осталось лишь корневище с табличкой. Зато популярное место активно используют местные бизнесмены – столики с сувенирами, термосы с душистым чаем, ароматный мед. Трудно удержаться от такой провокации на привал!
От продавцов получаем полезную информацию. Плата за вход на территорию ландшафтного заказника 150 рублей. Стоянки с палатками запрещены. Стоянка «Яблоневый брод», отмеченная на нашей карте, закрыта. Егеря по низу каньона периодически совершают обход, но раньше 9 утра не появляются. Ну что ж, будем партизанить!
От «Почтового дуба» наша тропа сливается с другой, проложенной от трассы и сразу показалось, что мы попали на городскую улицу. В обоих направлениях движется множество людей, как правило, в пляжных шлепанцах и одежде парадного вида. Мы со своей экипировкой явно выделялись. Дежурная шутка от каждой второй встречной группы по поводу трекинговых палок: « Ребята, а лыжи где потеряли?!..») Насколько нам удалось выяснить, основная масса стремится попасть к «Ванне молодости» - скальному углублению в русле реки.
Продолжая движение по тропе вдоль склона, выходим в долину реки Аузун-Узень. Это уже начало Каньона. Тропа поворачивает влево вдоль склона. Долина сужается. Одно из культовых мест, «Голубое озеро», оставляем внизу – время к 6 вечера и пора определяться со стоянкой.
Доходим до мостика через реку. На противоположном берегу уютная терраса с лавочками из стволов деревьев. Идеальная стоянка, но место уж очень заметное, не для нелегального лагеря.
Поднявшись вверх по притоку, находим ровную площадку, вполне пригодную для лагеря.
В ущелье сгущаются сумерки, поэтому оперативно ставим палатки и готовим ужин. В 8 вечера уже совсем темно. Переполненные свежими впечатлениями, но уставшие от насыщенного дня ( еще сутки назад были в поезде Омск – Екатеринбург!) быстро отключаемся.
7 сентября.
т/с «Яблоневый Брод» - Большой Крымский Каньон – т/с «Баш-Дере» 8,3 км.
С вечера запланировали ранний подъем. Необходимо во избежание конфликта с егерями свернуть лагерь до 8 утра. С учетом того, что наши биологические часы по-прежнему ориентируются на сибирское время, встать в 6:30 не составило труда.
В 8:00 были под рюкзаками. Основная изюминка сегодняшнего ходового дня – Большой Крымский Каньон. Из материалов, прочитанных до похода, мы знали, что это место выглядит впечатляюще как при движении по дну ущелья, так и с верхней тропы. Но при этом вариант с движением по руслу реки более трудоемкий – скальные прижимы, броды, преодоление водопадных сбросов. Наличие увесистых рюкзаков еще более осложняет задачу. Поэтому идем на компромиссный вариант: оставляем рюкзаки в районе стоянки «Яблоневый Брод», налегке совершаем радиальный выход по дну ущелья, далее возвращаемся и уже с рюкзаками идем над каньоном.
Раннее утро. Солнце освещает лишь верхнюю часть стен каньона. Внизу довольно сумрачно.
По дну каньона бежит речка Аузун-Узень. В сентябре она почти пересыхает, и дно ущелья становится доступным для движения прямо по руслу реки. Но по всему видно, что во время паводков здесь бурлит очень мощный поток.
Вообще-то по берегам реки идет торная тропа, в некоторых местах даже оборудованная перилами и лесенками. Но она часто петляет вверх-вниз и с правого берега на левый. Так что, имея соответствующую экипировку, движемся по камням русла.
По обеим сторонам каньона на террасах растут реликтовые сосны, дубы, тисы и можжевельник. При движении вверх по руслу нагромождения камней на дне каньона сменяется известняковыми плитами. В них вода проделала причудливые промоины и чаши.
Перед входом в самую узкую часть каньона находится «Ванна молодости» - конечная цель подавляющего большинства экскурсантов по каньону. Место действительно уникальное. Падающая со скального уступа вода проделала в известняке углубление до 3,5 метров. Вода в нем изумительной чистоты глубочайшего изумрудно-зеленого цвета. Вся зелень вокруг тоже ярко-зеленая – влажный мох, листья папоротников. А где-то далеко-далеко вверху среди отвесных скал голубое небо.
«Омолаживающие» свойства ванны объясняются просто – вода в ней не бывает теплее 9-11 градусов. Бодрит!
Возвращаемся к своим рюкзакам. Среди множества тропок, петляющих в начале каньона, непросто найти нужную для подъема на правый скальный борт. Но наличие GPS-навигатора с нужным треком существенно облегчает жизнь.
По лесной тропе поднимаемся более чем на 300 метров вверх по склону. Здесь уже в основном кустарниковая растительность и при движении по тропе открываются грандиозные панорамы. Хорошо видно, что каньон образовался как грандиозный разлом в земной коре. Всюду вокруг до горизонта лесистые горы со сглаженными формами. А под ногами – ущелье с отвесными скалами.
Прекрасная погода позволяет любоваться этой картиной с разных ракурсов – тропа проложена рядом с обзорными точками.
Тропа, постепенно снижаясь, снова спускается в лесную зону. Тень от деревьев уже воспринимаем как благо – даже сентябрьское солнце в Крыму припекает изрядно. Тропа влилась в какую-то грунтовую дорогу и по ней мы выходим к туристической стоянке Бойка. Так она отмечена на нашей карте. От множества других лесных полян ее отличает лишь наличие воды. Рядом с террасой, пригодной для размещения десятка палаток, журчит речушка Йохаган-Су, впадающая в Каньон.
С удовольствием освежились после переходов под жарким солнцем, организовали полноценный обед на турбопечке.
После обеда переходим речку по камням и вначале по грунтовой дороге, а далее по маркированной тропе переваливаем залесненый отрог горы и спускаемся в долину реки Куру-Узень.
Речка еле заметна среди камней. Все чаще попадаются места удобные для стоянки. На нашей карте это место отмечено как туристская стоянка Баш-Дере. Время 17:30. Программа дневного перехода выполнена. Выбираем для лагеря просторную поляну с кострищем.
Ужин готовили параллельно на бензиновой горелке и турбопечке. Получилось своего рода состязание на скорость закипания. Эксперимент показал, что турбопечка как минимум не уступает бензиновой горелке по тепловой мощности. Правда, сухие дрова на этой стоянке были в избытке, и печка явно выдала все, на что способна.
К вечеру погода стала хмуриться. Решили на всякий случай натянуть тент. Отбой в 21:00.
Что-то в последнее время, не смотря на получение статуса пенсионера, свободного времени больше не стало. Если походы хотя бы пару раз в сезон – это приоритетно для меня уже давно и, надеюсь, надолго, то изложить свои впечатления в виде рассказа-отчета удается не всегда. Фото с краткими комментариями на страничке в социальной сети – это для друзей. Но ведь хочется внести и свои три копейки в копилку туристского опыта. И не из тщеславия вовсе, а в знак признательности тем, чьи материалы использовал при подготовке к походу. Так что попробую рассказать о последнем своем последнем путешествии этого сезона. Заранее прошу простить за возможные длительные перерывы в повествовании.
Итак, один из моих маршрутов прошлого сезона – пеший поход по Крыму. Именно о нем хочется поделиться впечатлениями. Настолько это путешествие отличается от всего аналогичного и пройденного ранее, особенно предыдущей горной двойки по заповедному безтропью Западного Кавказа. При разработке маршрута была поставлена задача - за короткое время посетить наиболее интересные места и при этом не искать легких путей. Впрочем, обо всем по-порядку…
Желание побывать в Крыму – это, пожалуй, одно из наиболее типичных желаний жителя пост-советского пространства. Ну, а в свете последних событий, побывать в эпицентре политических потрясений и оценить происходящее на основе своих впечатлений совсем уж заманчиво.
От чисто экскурсионно-пляжного варианта путешествия отказались сразу. Лично меня такой вид отдыха очень сильно утомляет. К тому же при наших финансовых возможностях и при уровне цен, озвученных на форумах, нам это было просто не по карману. Влиться в состав коммерческой группы на активный трекинг по многочисленным маршрутам Крыма несколько дешевле. Но идеально под свои желания мы среди предлагаемых маршрутов варианта не нашли. К тому же для людей пенсионного возраста ( а именно так можно сказать о составе группы) не просто найти коллектив с комфортным психологическим климатом.
Состав группы: Наталья, Игорь, Владимир, Людмила.
Одним словом, решаемся на самостоятельное путешествие в новом для себя районе. На все мероприятие у нас было лишь две недели – половина ежегодного отпуска. А ведь так хочется объять необъятное! Чтобы были и горы, и море, и знаменитые крымские достопримечательности… После изучения множества вариантов наметилась следующая нитка пешего маршрута примерно 1 к.с.:
с.Соколиное – Большой Крымский Каньон – стоянка Баш-Дере – с.Охотничье – г.Ялта(рад.) – Ай-Петринская яйла – пер.Шайтан-Мердвен – пер. Байдарские ворота – Байдарская яйла – стоянка Ласпи – Ласпинский перевал - мыс Айя – пляж Инжир – г.Балаклава.
Непонятный термин «яйла» означает «плоскогорье, плато, используемое под пастбище». Забегая вперед, скажу, что в процессе движения на маршруте мы с пасущимся скотом не сталкивались. Видимо местное население предпочитает заниматься более выгодным промыслом – обслуживанием туристов. Впрочем, на горной части маршрута встречи с туристами тоже были редкостью.
Время проведения путешествия, с 6 по 17 сентября, выбрано на основе рекомендаций из обработанной информации. Бархатный сезон! В летние месяцы путешествовать по безлесным плоскогорьям Горного Крыма жарко. А в октябре на высокогорье уже случаются заморозки.
При проработке маршрута самым непонятным остался момент с нахождением на территории многочисленных заповедников и заказников. По этому поводу на форумах можно найти самую противоречивую информацию. На эту ситуацию еще налагалась особенность текущего политического момента в Крыму, то есть переход всего этого хозяйства под российскую юрисдикцию. Мы решили по этому пункту подготовки подойти с проверенной установкой: «Надейся на лучшее, но…готовься к худшему!». Может именно поэтому некоторые эпизоды путешествия, связанные с егерями, патрулями и т.п. мы отнесли к разряду неудобств, но никак не проблем.
И еще одну особенность Крыма надо учитывать при планировании маршрута, в частности по Большой Крымской гряде. Здесь есть проблемы с питьевой водой. В частности, на нашем маршруте основную часть мы прошли по принципу «от родника до родника», координаты которых знали заранее. Все места удобных стоянок, как правило, находятся рядом с родниками.
Следует еще учитывать, что некоторые родники имеют сезонный характер. Иногда напрягала ситуация, когда в конце дневного перехода приближаешься к намеченной точке стоянки, не будучи уверенным, что там есть вода. Ведь до следующего родника несколько часов хода!
Трек реально пройденного маршрута можно посмотреть на ниже приведенном фрагменте карты ( кликабельно).
О финансовой стороне мероприятия. В связи с лимитом времени до Симферополя и обратно летели самолетом. Правда, из Омска дешевых авиабилетов на прямой рейс купить не смогли. Пришлось туда лететь из Екатеринбурга, а обратно до Новосибирска. На маршруте не отказывали себе в маленьких удовольствиях – крымское вино, национальная кухня, услуги такси и т.п. Тем не менее, в запланированный бюджет 30 тыс. рублей на человека удалось уложиться.
Ну, а остальные технические детали постараюсь изложить в процессе повествования.
6 сентября.
г.Симферополь – с.Соколиное – Юсуповская тропа – стоянка Яблоневый Брод. 6,1 км.
В Симферополь прилетели в 9 часов утра. Аэропорт Симферополя работает явно с перегрузкой. Багаж ждали больше часа. Рядом с аэропортом есть автостанция, но оказалось, что в нужном нам направлении до п. Соколиное автобусы с нее не отправляются. Ехать с пересадками – потеря темпа. Ведь у нас еще запланирован пеший переход на сегодня. К тому же надо решить проблему дозакупки продуктов и бензина для горелки. Поэтому без всяких раздумий договариваемся с одним из многочисленных частников, предлагающих транспортные услуги.
Техническая деталь. О топливе на маршруте. В принципе, по всему маршруту можно было бы обойтись костром. Но в Крыму костер помимо обычных хлопот создает потенциальную опасность конфликта с егерями многочисленных заповедников и заказников. Еще одна проблема – горючие материалы нельзя перевозить в авиабагаже. С учетом всех обстоятельств, взяли с собой мультитопливную горелку и турбопечку. В итоге в качестве топлива использовали газ, бензин и подножный мусор. Наличие двух источников нагрева позволяло оперативно готовить завтраки и ужины. На обед чаще всего ограничивались перекусом.
Дорога по Крыму по началу сильно напрягала – за окном какая-то опаленная солнцем равнина. А где же крымские леса и горы, по которым мы собрались путешествовать?
Но примерно через два часа пути, по мере приближения к Соколиному, рельеф приобретает желанные очертания. Появляются леса.
К часу дня выгружаемся в пос.Соколиное. Выгружаемся удачно – рядом кафешка. Прекрасная возможность с первых часов путешествия познакомиться с национальной кухней крымских татар!
После некоторого перераспределения продуктов и снаряжения по рюкзакам выходим на маршрут. Стартовый вес рюкзаков - 19-20 кг у мужчин и 15-16 у женщин. Он вполне мог бы быть и меньше, если задаться целью - максимально использовать возможности дозакупки продуктов на маршруте. Мы пошли на такой компромисс – из 12 походных дней на 8 продукты взяли на старте. Раскладка была по проверенному минимуму для горных походов – 540 гр/чел.день с использованием сублиматов. Норма воды на суточный переход – 1,5 литра. Дополнительно НЗ – 1,5 литра воды на группу.
От Соколиного в сторону Большого Крымского каньона и далее к побережью идет вполне приличная автомобильная дорога. Именно по ней к нему добираются любители авто-путешествий и велотуристы. И именно там, в начале тропы от дороги, стоит кордон собирателей денежных знаков с желающих посмотреть это чудо Природы. Мы решили воспользоваться более красивым вариантом – попасть к самому началу Каньона по Юсуповской тропе. Дело в том, что на окраине поселка по сей день стоит бывшая дача графа Юсупова ( теперь там или санаторий, или турбаза). И вот по его поручению, если верить преданиям, была проложена живописная тропа вдоль горного склона в сторону Каньона.
Ориентир на начало тропы – мечеть.
Далее по дороге. Санаторий остается справа. Дорога постепенно сужается. Нужно придерживаться основного направления и не подкупаться на более накатанные повороты влево. Постепенно дорога переходит в тропу.
Появляются знаки разметки на стволах деревьев и проблемы ориентации в пространстве исчезают окончательно.
Первые впечатления от крымского леса – «Это просто парк какой-то!»
Лиственное редколесье с негустым подлеском. Причем у деревьев характерная особенность – нижняя треть ствола вообще не имеет сучков. И лишь верхняя часть заканчивается пышной кроной.
Иногда встречаются экземпляры, которые помнят, наверное, графа Юсупова.
По нашим, сибирским понятиям, по такому лесу вообще можно двигаться в любом направлении без всякой тропы. Тем не менее, аккуратная тропинка проложена по склону оптимальным путем, иногда выходя на обзорные точки.
Через полтора часа выходим на место пересечения троп в начале Каньона. Когда-то здесь рос большой дуб с дуплом, которое путники использовали в качестве почтового ящика для общения между собой. Место так и называется «Почтовый дуб». Но от того дуба осталось лишь корневище с табличкой. Зато популярное место активно используют местные бизнесмены – столики с сувенирами, термосы с душистым чаем, ароматный мед. Трудно удержаться от такой провокации на привал!
От продавцов получаем полезную информацию. Плата за вход на территорию ландшафтного заказника 150 рублей. Стоянки с палатками запрещены. Стоянка «Яблоневый брод», отмеченная на нашей карте, закрыта. Егеря по низу каньона периодически совершают обход, но раньше 9 утра не появляются. Ну что ж, будем партизанить!
От «Почтового дуба» наша тропа сливается с другой, проложенной от трассы и сразу показалось, что мы попали на городскую улицу. В обоих направлениях движется множество людей, как правило, в пляжных шлепанцах и одежде парадного вида. Мы со своей экипировкой явно выделялись. Дежурная шутка от каждой второй встречной группы по поводу трекинговых палок: « Ребята, а лыжи где потеряли?!..») Насколько нам удалось выяснить, основная масса стремится попасть к «Ванне молодости» - скальному углублению в русле реки.
Продолжая движение по тропе вдоль склона, выходим в долину реки Аузун-Узень. Это уже начало Каньона. Тропа поворачивает влево вдоль склона. Долина сужается. Одно из культовых мест, «Голубое озеро», оставляем внизу – время к 6 вечера и пора определяться со стоянкой.
Доходим до мостика через реку. На противоположном берегу уютная терраса с лавочками из стволов деревьев. Идеальная стоянка, но место уж очень заметное, не для нелегального лагеря.
Поднявшись вверх по притоку, находим ровную площадку, вполне пригодную для лагеря.
В ущелье сгущаются сумерки, поэтому оперативно ставим палатки и готовим ужин. В 8 вечера уже совсем темно. Переполненные свежими впечатлениями, но уставшие от насыщенного дня ( еще сутки назад были в поезде Омск – Екатеринбург!) быстро отключаемся.
7 сентября.
т/с «Яблоневый Брод» - Большой Крымский Каньон – т/с «Баш-Дере» 8,3 км.
С вечера запланировали ранний подъем. Необходимо во избежание конфликта с егерями свернуть лагерь до 8 утра. С учетом того, что наши биологические часы по-прежнему ориентируются на сибирское время, встать в 6:30 не составило труда.
В 8:00 были под рюкзаками. Основная изюминка сегодняшнего ходового дня – Большой Крымский Каньон. Из материалов, прочитанных до похода, мы знали, что это место выглядит впечатляюще как при движении по дну ущелья, так и с верхней тропы. Но при этом вариант с движением по руслу реки более трудоемкий – скальные прижимы, броды, преодоление водопадных сбросов. Наличие увесистых рюкзаков еще более осложняет задачу. Поэтому идем на компромиссный вариант: оставляем рюкзаки в районе стоянки «Яблоневый Брод», налегке совершаем радиальный выход по дну ущелья, далее возвращаемся и уже с рюкзаками идем над каньоном.
Раннее утро. Солнце освещает лишь верхнюю часть стен каньона. Внизу довольно сумрачно.
По дну каньона бежит речка Аузун-Узень. В сентябре она почти пересыхает, и дно ущелья становится доступным для движения прямо по руслу реки. Но по всему видно, что во время паводков здесь бурлит очень мощный поток.
Вообще-то по берегам реки идет торная тропа, в некоторых местах даже оборудованная перилами и лесенками. Но она часто петляет вверх-вниз и с правого берега на левый. Так что, имея соответствующую экипировку, движемся по камням русла.
По обеим сторонам каньона на террасах растут реликтовые сосны, дубы, тисы и можжевельник. При движении вверх по руслу нагромождения камней на дне каньона сменяется известняковыми плитами. В них вода проделала причудливые промоины и чаши.
Перед входом в самую узкую часть каньона находится «Ванна молодости» - конечная цель подавляющего большинства экскурсантов по каньону. Место действительно уникальное. Падающая со скального уступа вода проделала в известняке углубление до 3,5 метров. Вода в нем изумительной чистоты глубочайшего изумрудно-зеленого цвета. Вся зелень вокруг тоже ярко-зеленая – влажный мох, листья папоротников. А где-то далеко-далеко вверху среди отвесных скал голубое небо.
«Омолаживающие» свойства ванны объясняются просто – вода в ней не бывает теплее 9-11 градусов. Бодрит!
Возвращаемся к своим рюкзакам. Среди множества тропок, петляющих в начале каньона, непросто найти нужную для подъема на правый скальный борт. Но наличие GPS-навигатора с нужным треком существенно облегчает жизнь.
По лесной тропе поднимаемся более чем на 300 метров вверх по склону. Здесь уже в основном кустарниковая растительность и при движении по тропе открываются грандиозные панорамы. Хорошо видно, что каньон образовался как грандиозный разлом в земной коре. Всюду вокруг до горизонта лесистые горы со сглаженными формами. А под ногами – ущелье с отвесными скалами.
Прекрасная погода позволяет любоваться этой картиной с разных ракурсов – тропа проложена рядом с обзорными точками.
Тропа, постепенно снижаясь, снова спускается в лесную зону. Тень от деревьев уже воспринимаем как благо – даже сентябрьское солнце в Крыму припекает изрядно. Тропа влилась в какую-то грунтовую дорогу и по ней мы выходим к туристической стоянке Бойка. Так она отмечена на нашей карте. От множества других лесных полян ее отличает лишь наличие воды. Рядом с террасой, пригодной для размещения десятка палаток, журчит речушка Йохаган-Су, впадающая в Каньон.
С удовольствием освежились после переходов под жарким солнцем, организовали полноценный обед на турбопечке.
После обеда переходим речку по камням и вначале по грунтовой дороге, а далее по маркированной тропе переваливаем залесненый отрог горы и спускаемся в долину реки Куру-Узень.
Речка еле заметна среди камней. Все чаще попадаются места удобные для стоянки. На нашей карте это место отмечено как туристская стоянка Баш-Дере. Время 17:30. Программа дневного перехода выполнена. Выбираем для лагеря просторную поляну с кострищем.
Ужин готовили параллельно на бензиновой горелке и турбопечке. Получилось своего рода состязание на скорость закипания. Эксперимент показал, что турбопечка как минимум не уступает бензиновой горелке по тепловой мощности. Правда, сухие дрова на этой стоянке были в избытке, и печка явно выдала все, на что способна.
К вечеру погода стала хмуриться. Решили на всякий случай натянуть тент. Отбой в 21:00.