Центральный Саян-2020. Соло без суеты и фанатизма.
Добавлено: 29.09.2020 17:24
Центральный Саян - 2020. Соло без суеты и фанатизма.
Вид туризма: пеше-водный
Район похода: Центральный Саян
Категория сложности: 4 к.с. ( как минимум…)
Сроки проведения: 20 июля – 16 августа 2020г.
Количество участников -1
Нитка маршрута: пр.Катышный – пер.Мурхой (н/к) - р.Мурхой(сплав) – п.Верх.Гутара – р.Иден – пер.Федосеева – р.М.Кишта – пер.К-2(1А) – р.Ср.Кишта – пер.К-1(1А) – р.Бол.Кишта – пер.Заоблачный(1Б) – р.Ванькина – р.Игонькина – пер.Игонькин Слив (1А) – р.Прямой Казыр. – пер.Комаринский(н/к) – руч.Пихтовый – р.Кизир – р.Фомкина 2-я – пер.Фомкина(н/к) – р.Фомкина 1-я – пер.Кинзелюкский(н/к) – р.Кинзелюк – оз.Верх.Кинзелюкское(рад.) – пер.7300(1А) – р.Орзагай(сплав) – р.Мал.Агул(сплав) – р.Агул (сплав) – пос.Новомариновка.
Средство сплава: пакрафт «Саламандра»
Обзорная карта маршрута(увеличение кликом)
Ссылка на трек
https://nakarte.me/#m=12/54.08739/96.65 ... uF1KwW6Teg
Вместо предисловия.
Были серьезные сомнения – писать ли отчет на форуме по этому походу. В старые добрые времена занимался этим вопросом, чтобы получить зачетную справку о прохождении маршрута и иметь законное право на участие в походе более высокой категории. Сейчас вся эта система умерла. Во всяком случае, подавляющее большинство путешествующих не озадачиваются всеми этими формальностями. Каждый сам оценивает свой опыт, возможности и реализует в соответствии с ними свои желания. В лучшем случае все ограничивается регистрацией в МЧС. А местом общения, обмена опытом и обсуждения планов новых путешествий стали не турклубы, а Интернет. Можно конечно погрустить о том, что стало меньше живого общения в среде туристской братии. Но невозможно переоценить те возможности, которые дает эта виртуальная среда при подготовке новых маршрутов.
Моя обычная мотивация к описанию пройденного маршрута - внести свои пять копеек в общую копилку информации о районе. Но в данном конкретном случае ситуация осложняется несколькими факторами. Во-первых, на старости лет я совершил самое протяженное по километражу и срокам, самое напряженное по физическим усилиям и насыщенное по впечатлениям и эмоциям путешествие в своем активе. Изложение своих впечатлений в виде печатного текста для меня всегда было процессом трудоемким и продолжительным. Поэтому объем предстоящих затрат времени просто пугал. Во-вторых, я понимал, что будущее описание я не смогу достойным образом проиллюстрировать фотоматериалами. Так сложилось, что в самом начале маршрута я потерпел аварию на одном из порогов Мурхоя. В результате вышла из строя вся моя фото и видеотехника. По ходу прохождения маршрута я снимал очень мало на телефон и качество отснятого меня сильно огорчает.
Но уж совсем замалчивать информацию о совершенном соло-маршруте в редко посещаемом районе не хочется. Поэтому решил пойти на компромисс. Я не буду делать подробное техническое описание пройденного пути. Дело в том, что проект маршрута я как пазлы сложил из кусочков, очень детально описанных в отчетах предшественников, побывавших в этих местах. В основном это отчеты Вячеслава Завьялова, вклад которого в туристское освоение Центрального Саяна просто огромен. Одна только его знаменитая карта-хребтовка чего стоит! И я всем, интересующимся этим районом, могу лишь посоветовать обратиться к этому первоисточнику.
http://slazav.mccme.ru/saj05.htm
http://slazav.mccme.ru/saj11.htm
http://slazav.mccme.ru/saj17.htm
http://slazav.mccme.ru/maps/hr/n46-084.4x2.htm
В результате изучения этих и других отчетов был создан проект трека. Размещенный в навигаторе и смартфоне он был большим подспорьем при затруднениях в ориентировании на маршруте. Более того, одна из попыток отклонения от этого проекта и импровизации при прохождении перевала К-1 едва не закончилась серьезным ЧП, когда я с 35-килограммовым рюкзаком оказался без страховки на скальном участке.
Я намерен в этом повествовании сделать упор на особенностях подготовки и проведения именно своего путешествия. Подробнее остановлюсь лишь на редко практикуемом по понятным причинам выходе из района через Тофаларский заповедник по рекам Орзагай и Малый Агул. Так что будет много букв, мало ярких фото, за что и приношу свои извинения заблаговременно…
Подготовка путешествия.
Желание побывать в Центральном Саяне, описанном моим любимым писателем Г.А.Федосеевым, было у меня всегда. Но именно пару лет назад я понял, что откладывать реализацию этого желания дальше уже нельзя. Район очень непростой в плане транспортной доступности и сложности возможных маршрутов. Между тем возраст неумолимо снижает готовность к сложным путешествиям. Последние годы для меня актуален девиз: «Если не сейчас – то когда?!..». И вот сразу по завершению сезона 2019 года я плотно занялся подготовкой путешествия в ЦС. Сразу же захотелось объять необъятное – побывать в как можно большем количестве культовых мест этого района. Но пришлось все же определиться с приоритетами – перевал Федосеева, район Агульской пилы, пик Грандиозный, Кинзелюкский водопад. В связи с рассредоточенностью этих объектов речь могла идти только о линейном маршруте. Место захода и выхода из района возможно с нескольких направлений:
- через Тукшинское белогорье. Как вариант захода отверг сразу в связи с протяженной пешей частью. Как вариант выхода – рассматривался до последнего момента и в конечном итоге остался в качестве запасного варианта.
- лодкой от Кордово вверх по Кизиру. Не дешево по расходам – минимум 10 тыр.( лодка за 40 берет не более 4 человек). Тоже остался у меня в активе как вариант аварийного выхода с верховий Кизира.
- авиарейсом из Нижнеудинска в Верх.Гутару. Этот вариант пугал своей неопределенностью и зависимостью от условий, влиять на которые невозможно: погодные условия для перелета, загруженность рейса местными жителями, которые в приоритете. В 2000 году мы планировали авиазаброску в Алыгджер, но просидели в аэропорту Нижнеудинска более трех суток и были вынуждены изменить маршрут.
- автомобилем повышенной проходимости от Нижнеудинска через верховья Бирюсы до прииска Катышный и далее через несложный перевал в долину р.Гутара Этим вариантом я уже успешно пользовался в 2008 году при прохождении водного маршрута р.Мурхой –р.Гутара – р.Тагул. В целом цена этого варианта давно превысила разумные пределы – 55 тыр за рейс. Но бортовой «Урал» может взять до 15 человек с грузом и тогда все уже не так пугающе. Именно этот вариант заброски был взят мной за основу. Дело оставалось за поиском спутников на маршрут и совместную заброску.
Сразу определилась смысловая идея похода. Основа маршрута – пешая часть по верховьям Гутары, Казыра, Кизира. Заход и выход из района – по рекам. Для обеспечения полной независимости от внешних факторов на водной части, мною был приобретен пакрафт «Саламандра» от Сергея Каржаева. Именно весовые параметры этого средства сплава (2650 гр.без доп.снаряжения) в сочетании с высокой надежностью позволил связать два водных участка маршрута пешкой через 8 перевалов по диким местам.
В качестве варианта выхода поначалу я рассматривал сплав по р.Кинзелюк и р.Кизир с обносом ключевых порогов этого четверочного водного маршрута. Однако когда я подробнее познакомился с материалами по р.Кинзелюк, понял, что сплав на пакрафтах по такой реке под силу только схоженной, опытной команде. Возник вопрос, как выбираться на «большую землю» от Кинзелюкского водопада, посетить который я хотел обязательно. Можно пешком по тропе правого берега Кинзелюка до устья и далее сплавом по Кизиру. Это дополнительно три дня пешки. Да и Кизир ниже устья Кинзелюка – проходной двор по сравнению с верховьями Казыра и Кизира.
Выход через Тукшинское белогорье тоже смущал пешей частью минимум на два дня. После двух недель пешки по тайге через буреломы и бестропье два дня сплава - и снова пешком через проблемный перевал… Психологически тяжело…
Просто напрашивался вариант - от Кинзелюкского водопада через простой перевал за один день пройти в долину Орзагая и оттуда сплавиться по рекам Орзагай, Мал.Агул и Агул до пос. Новомариновка. Но это территория Тофаларского заповедника! По имеющейся у меня к тому времени информации, получить официальное разрешение на маршрут через него просто нереально. А ведь на стрелке Большого и Малого Агула находится кордон и встреча с егерями неизбежна… Ну что ж, решил я, буду решать проблемы на месте по мере их возникновения.
В результате родился такой план маршрута.
Параллельно с процессом сбора информации по будущему маршруту кинул клич на форумах в надежде найти желающих побывать в этих местах. Ситуация осложнялась тем, что по моим предварительным прикидкам для прохождения маршрута было мало двух и даже трех недель. Кроме того, в соответствии с концепцией маршрута, потенциальный спутник должен иметь пакрафт.
Серьезные планы требуют серьезной подготовки. Новый пакрафт я получил почтой зимой и с нетерпением ждал весны, чтобы опробовать его на воде. У меня был немалый опыт сплава на катамаранах. Но пакрафт – совсем другие возможности, другие особенности управления. Использовал для первых тренировок реку Омка в пригороде и озеро недалеко от дома в черте города. Но по настоящему прочувствовал возможности этого средства сплава на бурной воде на пороге Ревун 4 к.с. что находится на р.Исеть под Екатеринбургом.
Отработал все основные технические приемы управления и даже аварийное покидание ( не обошлось без оверкиля).
Следующий этап подготовки – пеше-водный поход по Кузнецкому Алатау со сплавом по р.Бель-Су (3к.с.). На этот маршрут мне удалось найти напарника – Вадим из г.Кемерово. Благодарен ему за участие в это походе, потому что он стойко перенес все мои эксперименты по обкатке элементов снаряжения и раскладки продуктов для маршрута по ЦС. Одна только раскладка в 510 гр. на матрасном маршруте чего стоит!
В результате всех этих мероприятий я сделал вывод о своей полной готовности к главному маршруту сезона. К этому времени мои надежды найти спутника сошли на нет, и я морально уже готовился к продолжительному соло-путешествию.
Еще пару лет назад реализацию подобного проекта, да еще в моем возрасте, я счел бы неоправданной рискованной авантюрой. Сейчас я оказался перед выбором – отказаться от маршрута, о котором мечтал, к которому тщательно и последовательно готовился, или все же решиться на его прохождение в режиме соло. Я был уверен, что просто отложить реализацию этого плана не удастся. Возраст неумолимо берет свое, и через год-два я на подобный маршрут даже дергаться не буду. И я решился. Более того, у меня не было сомнений – у меня все получится!
Считаю, что я сделал все, чтобы этот соло-поход был максимально безопасным. Навигация в Garmin и в смарте, спутниковый телефон, спутниковый трекер, страховка на весь маршрут, включающая возможные поисково-спасательные работы и эвакуацию вертолетом. Для себя так же решил, что восхождение на пик Грандиозный попытаюсь сделать только в том случае, если в районе руч.Пихтовый пересекусь с группой, имеющей аналогичные намерения и появится возможность объединить усилия. Стиль прохождения маршрута в целом – «Без фанатизма и суеты. Пыхтим, но лезем!..». Как и положено неторопливому ежику…
В результате удалось пройти маршрут в следующем варианте
Всего пешком 181 км
сплав 349 км
Я очень рад, что удалось реализовать этот проект, не смотря на многочисленные проблемы и трудности. Еще раз убедился, что нет понятия «не могу». Есть понятия « не пытался» и «плохо старался». А если все же что-то не можешь, значит не очень-то и хочется…
На потерю фото-видеоаппаратуры смотрю философски. Даже в этом вижу позитив. Стартовый вес уменьшился на пару килограмм. Как знать, может именно благодаря этому, хоть и на пределе своих возможностей, прошел маршрут.
Заброска от Нижнеудинска
Помощь желающим попасть в Центральный Саян через прииск Катышный давно оказывает Евтухов Евгений (tofalaria.ru , тел 8-902-519-34-98). Именно с его помощью мы забрасывались на сплав в 2008 году. В телефонном общении он высказал готовность к сотрудничеству и на этот раз на взаимовыгодных условиях, т.е. за 55 тыр.
Осилить такие расходы один я конечно не мог. На форумах, конечно, объявил о поиске спутников, но время шло, а откликов не было. Дополнительная засада – объявлена пандемия по COVID-19. Карантины, ограничения по предварительной продаже билетов… Пришлось включать план В – провоцирую своих старых друзей на водный маршрут Мурхой-Гутара –Тагул с совместной заброской и частичным совместным прохождением начальной части маршрута до пос.Верх.Гутара.
Еще один вариант заброски был прозондирован группой водников из г.Заречный Свердловской области, которые по счастливому стечению обстоятельств собирались забрасываться на Катышный-Мурхой в удобные и для нас сроки.
Перевозчик - Колдунов Андрей.Тел. 8-908-658-91-47 Имеет аккаунт в социальной сети VK.
В конце концов решили воспользоваться именно этим вариантом по той причине, что за ту же цену Андрей предлагал заброску на «Урал-Вахта».
Евгений использует для заброски лишь машины с тентованым кузовом. Что такое 15-16 часов в пыльном кузове я уже знал по опыту.
Верх.Гутара. Конная заброска.
На участке маршрута от пос.Верхняя Гутара до пер.Федосеева идет отличная конная тропа. И в моем случае было очень заманчиво воспользоваться здесь конной тягой для подброски весьма внушительного груза ( стартовый вес от точки окончания сплава по Мурхою - 38,5 кг.). Однако по имевшейся у меня на момент старта информации местные каюры с мелкими клиентами, берущих менее 5 коней, не связываются. И вообще отличаются необязательностью в исполнении договоренностей. Поэтому я рассчитывал только на свои силы и планировал пройти этот участок за 2-3 дня.
Однако, решил я, подходя по тропе от Мурхоя к мосту через реку Гутара в районе поселка, за спрос денег не берут. И подошел к первому же двору от моста. Там проживает с семьей местная учительница Суворова Альбина Николаевна. О ней я читал в отчете Китаевых, написанном пять лет назад по итогам похода в этих местах. Они оставляли у нее часть снаряжения перед выходом в горную часть маршрута. Писали о ней, как об отзывчивом человеке, всегда готовом помочь.
На мое счастье, она с мужем была дома, хотя собирались ехать на покос. Спросил, не собирается ли кто-нибудь в сторону верховий Идена, чтобы напроситься в спутники. К моему удивлению, она сообщила, что найти каюра персонально для меня вполне реально. Вопрос был решен в течении часа! Моим каюром оказался Иванов Павел, один из родственников Альбины Николаевны. За двоих коней на два дня туда плюс два дня обратно я отдал 6 тыс.рублей.
При разговоре с Павлом выяснил, что сейчас каюры в Верх.Гутаре уже не такие капризные – клиентов мало. Во всяком случае, сам Павел считает, что 2-3 коня в караване даже удобнее в работе для одного и, в конечном счете, выгоднее. В поселке есть спутниковая связь. Выяснилось, почему не удавалось дозвониться по номерам, указанным в прочитанных отчетах и сообщениях консультантов по маршруту. Оказывается, в Верхней Гутаре сменился оператор связи. Павел сказал, что удобнее выходить на контакт через соц. сети в Интернете, так как личная трубка спутниковой связи есть далеко не у всех. Однако по приезду домой я пытался найти контакты с Альбиной Николаевной и Павлом в «Одноклассниках» и «В Контакте», но безуспешно. Так что по вопросу о предварительной связи с каюрами в Верх.Гутаре ничего прояснить не могу.
Сотрудничеством с Павлом я вполне доволен. Вечером следующего дня не смотря на ухудшение погоды мы были в верховьях Мал.Кишты, хотя договоренность была на заброску только до перевала.
Выход с маршрута
Пос.Новомариновка не имеет регулярного транспортного сообщения с «большой землей». Вообще-то поселок довольно большой, и я подозреваю, что все дело в том, что живут в нем староверы, а у них свой уклад жизни. Пришлых не жалуют. Нет ни магазина, ни школы. Проблемы с выходом к какой-нибудь ж/д станции я изначально предполагал решать на месте. Самый крайний случай – имелся номер телефона перевозчика из пос. Агинское. На кордоне Заповедника мне сказали, что самый реальный вариант – напроситься в пассажиры к какой-нибудь компании рыбаков, возвращающихся на машинах домой.
И действительно, вблизи Новомариновки чуть выше по реке находятся две базы, на которых приехавшие на рыбалку на несколько дней, как правило со своими катерами, оставляют машины. Я заканчивал маршрут в воскресенье, и на берегу наблюдалось заметное скопление людей и машин. Тем не менее, я доплыл до деревенского причала, где можно было свободно разложить многочисленные вещи на просушку. На мое удивление, местные мужики, внешне не очень-то приветливые, оказали мне всяческое содействие после того, как узнали, откуда я к ним сюда добрался: «Ну, ты, паря, даешь!..Таких тут ишо не бывало…» Видя, что я с чаем подъедаю последние сухари, снабдили домашней выпечкой и после отвезли на машине к одной из рыбацких баз.
Там я без проблем пристроился пассажиром к одной из компаний и через пару часов был на вокзале в Канске. Причем напрашивался я в спутники до Ирбейского, но мне объяснили, что эта станция находится на ветке Абакан-Тайшет и выбраться с нее труднее, чем с любой станции ТрансСиба. Все мои попытки заплатить за трансфер были безуспешны. Еще и хареуса малосольного дали на дорогу …
Заповедник
Узаконить заранее свое прохождение через заповедник я даже не пытался. Из найденной в интернете информации я сделал вывод, что единственный вариант получить такое разрешение – подвязаться на волонтерскую деятельность. Надо минимум 3-4 дня отработать на одном из кордонов под командованием егерей, после этого получишь разрешение на прохождение по согласованному маршруту или просто на рыбалку в Заповеднике. Мне надо было проскочить этот участок за 2-3 дня и дополнительные работы на свежем воздухе никак в мои планы не вписывались. Решил партизанить… А проблемы решать на месте, по мере их возникновения.
Реально все решилось следующим образом. К стрелке Большого и Малого Агула, где находится кордон заповедника, я подошел в районе обеда. До последнего сомневался – постараться проскочить незаметно или явиться с повинной. Все решило дополнительное обстоятельство – к этому времени меня догнала страшная грозовая туча. Вот-вот накроет шквальным ветром и проливным дождем. И я решил, что это явление лучше переждать под навесом на кордоне. Причалил, вытащил лодку на берег. Мне на встречу вышла удивленная женщина, судя по всему – сотрудница заповедника. Сказала, что нарушителей сверху по реке ей видеть еще не доводилось. Еще один егерь плотничал на кордоне и подошел позже. Объяснил, кто я, откуда. Попросил засчитать мой визит как явку с повинной. Приврал, правда, что планировал выход с маршрута через Тукшу и нахождение в Заповеднике носит вынужденный характер. Но мне объяснили, что составления протокола не избежать. Дело в том, что на реке в районе кордона стоят видеорегистраторы на движение. И если будет зафиксирован факт нарушения и не будет по нему протокола, то у егерей с кордона будут проблемы. Создавать проблемы хорошим людям не в моих правилах, и я сдался на милость местной власти.
Люди оказались действительно хорошими. Предоставили кров в непогоду, снабдили сахаром по моей просьбе и просто так – парой банок тушенки. Сказали, что по протокол рассматривает административная комиссия и в моем случае никаких карательных мер быть не должно. Так оно и оказалось. Никаких уведомлений о наказании по сей день на мой адрес не поступало.
Особенности снаряжения.
Протяженность маршрута накладывала жесткие требования на подбор снаряжения с учетом минимизации веса. В связи с тем, что решение идти маршрут в одного оформилось незадолго до старта, буквально за несколько дней накануне была приобретена палатка
Naturehike Spider 1.
Покупка себя оправдала. Правда, не обошлось без доработок. Китайцы, по-моему, намеренно в модели закладывают конструктивные недостатки, чтобы не дай бог не получилась универсальная палатка на разные варианты маршрутов. Ну, вот что, например, в данной конкретной модели мешало пришить вязки снизу наружного полога для сворачивания юбки? Ведь не всегда попадаешь в штормовую погоду, а проблема вентиляции при силиконовом тенте существует постоянно. Или пришить еще хоть один кармашек на боковую стенку в дополнение к существующему, размером с ладонь? Комплект колышек для установки тоже заменил – трехлучевой профиль на 30 % легче круглого стержня. Стенки полога в ногах и голове снабдил дополнительными оттяжками, чтобы избегать прилипания мокрой ткани к внутренней сетке. Футпринт не брал – ткань дна достаточно прочная. Легкоходы еще на общем чехле для комплекта экономят. Но все же удобство укладки и главное – оперативного доставания и установки стоят этих 30-40 грамм.
Весь маршрут был пройден с использованием турбопечки. Брал в запас комплект батареек ААА. Хватило, но на пределе, что было для меня некоторой неожиданностью. Ведь раньше на 14-16 дней обходился одним комплектом без каких-либо признаков снижения мощности турбинки. Возможно, причина в том, что моей печке уже 8 лет и уже сказывается выработка ресурса двигателя. Считаю, что этот вариант приготовления горячей пищи оптимальным для такого протяженного маршрута. Сильно экономится вес на газе и кратно снижается расход топлива для костра. Для совсем экстремальных случаев стоянки в бестопливном месте носил запас сухих веточек-палочек грамм на 300-400. Помещал их в футляр из пластиковых бутылок 1,5 и 1,0 литра со срезанным верхом. Эти два стакана отлично входят один в другой. Такого запаса хватало, чтобы приготовить ужин, а если при этом еще использовать подножный мусор – то и завтрак.
Значительная часть маршрута была пройдена в дождливую погоду. В такой ситуации конечно комфортнее было бы готовить на газе, причем в палатке. Меня же сильно выручил тент, который я взял в поход в последний момент после долгих колебаний. Вот уж какой элемент снаряжения оправдал себя на 200%! Правда следует отметить - тент был самодельный, размером 260х210 см, сделанный из двух одеял спасателя и вместе с оттяжками из 2-мм паракорда весил 210 грамм. В лесной зоне навешивался на кусок 4-х мм паракорда (брал 20 метров). Выше границы леса одну сторону тента фиксировал на угловых колышках дна палатки, перебрасывал его через конек, и растягивал на оттяжках над входом. Получалось усиление внешнего тента палатки плюс полог над входом.
Серьезное внимание уделил обеспечению навигации на маршруте. Основным элементом был навигатор Garmin Dakota 10. Запасным - смартфон Vertex Impress Grip. Случилось так, что Garmin вышел из строя в самом начале маршрута, еще на сплаве по Мурхою. Видимо, сказались 9 лет жесткой эксплуатации. Маршрут прошел на смартфоне. Использовал навигационную программу AlpineQuest. В качестве источников энергопитания брал два пауэрбанка заявленной емкостью по 20 тыс. mAh (фактическая, замеренная разрядкой на нагрузку – 14-15 тыс. mAh). Этого мне хватило впритык . Так что, если бы осталилсь живы моя экшн камера и фотоаппарат, имели бы место проблемы с питанием. Одной зарядки телефона хватало на три ходовых дня в режиме постоянной навигации и записи трека.
В этом сезоне впервые использовал еще одну навигационную систему – трекер Spot Gen 3. Общие впечатления очень положительные ( о теме стоимости устройства и особенно обслуживания умолчу). Особенно удивило, что комплекта литиевых батареек реально хватает на две недели работы в режиме сброса координат на спутник каждые 10 минут. Все мои перемещения заинтересованные лица могли наблюдать в режиме реалити-шоу.
Однако система может давать сбой в условиях закрытого неба т.е в густом лесу или при неправильном положении относительно горизонтальной поверхности. Это проявляется или в пропущенных точках на треке, или в передаче координат с большой погрешностью. Приемник был пристегнут у меня к клапану рюкзака и во время движения я не заморачивался контролем за его работой. Но для передачи сообщений выходил на открытое место и тут сбоев не было. Каждый вечер на телефоны, указанные при настройке, поступало SMS-сообщение «Все хорошо.Встал на ночевку». При необходимости слал сообщение «Все под контролем. Нужен прогноз погоды». Кстати, именно наличие этого устройства позволило мне получить благословление от близких на такой непростой маршрут.
Пользовался системой спутниковой связи «Global Star». Трубка модели Qualcomm GSP 1700. На связь выходил раз в 3-4 дня. Брал в основном для аварийных ситуаций, которых к счастью не случилось. Так что домашней зарядки аккумулятора хватило с лихвой.
Отдельная тема – снаряжение для сплава. Без использования пакрафта для меня этот маршрут был бы невозможен. Очень рад, что решился на приобретение лодки, оборудованной молнией Tizip. Этот элемент конструкции существенно повышает комфорт и безопасность при сплаве. Брал дополнительный фартук под бурную воду. Были сомнения по поводу надувного сидения ( в плане возможной замены его гермой с мягкими вещами). В конечном итоге считаю, что эти 200 грамм себя оправдали. А вот с чем я допустил серьезную ошибку, которая чуть было не привела к срыву реализации всего проекта, так это с веслом. Получилось так, что с целью экономии веса не стал брать среднее звено от байдарочного весла(400 гр.) - мол, подходящий дрын на месте найду. А на месте была только лиственница, ни одной берёзки. И вот в самом начале маршрута на Мурхое влетаю в порог с приличной бочкой во всю ширину русла. В момент решающего усилия с треском ломается весло. Я теряю опору валюсь на борт, который и так подтапливает... Оверкиль. Удачно покидаю лодку, но под водой к чему-то хорошо приложился головой. Всплываю уже ниже бочки. А пакрафт остаётся молотить в этой центрифуге. Выбираюсь на берег. Первым делом смотрю каску. Экшн камеру в гермобоксе сорвало с кронштейна. Остался без видео. Спасаю лодку из капкана. С нехорошими предчувствиями достаю герму с фото, которая у меня была упакована только от дождя... Полная воды. Вынимаю аккумы. Но... Поздно пить боржоми... Хорошему объективу тоже пришел кирдык. Остался без фото. А на следующий день еще и навигатор сдох, явно как следствие той же аварии. Вот такая экономия получилась…
Из нестандартного снаряжения могу отметить спасательный жилет собственного изготовления. Причем сделан мной он ровно 30 (!) лет назад на основе объемных и легких элементов из пенополиэтилена. Вес- 950 гр. , объем-16 литров. Фишка в том, что он при распускании боковой шнуровки трансформируется в коврик для ночлега. В результате многофункциональности экономится вес на связке спасик-коврик.
Основной минус этой системы – носимый объем. Приходилось каждый раз увязывать его снаружи рюкзака. После двух недель преодоления безтропья сильно потрепался от сучков. Пришлось его выбросить в конце маршрута. Но к новому сезону обязательно сделаю другой по тому же принципу.
В связи с ограничениями по весу, в комплект одежды для сплава гидрокостюм я взять не мог. Обошелся вещами из ходовой одежды для пешей части – брюки и куртка из мембраны поверх комплекта термобелья. Из специального взял носки и перчатки из неопрена. На перчатках можно было бы съэкономить, используя ходовые из х/б.
Из личного снаряжения основной момент, вызвавший немало сомнений, связан с основной ходовой обувью. Всю сознательную жизнь самой правильной ходовой обувью считал ботинки. Но, по мере изучения материалов именно по Центральному Саяну, возникли сомнения по этому вопросу. Бестропье, многочисленные броды, участки высокогорной тундры, высокотравье в сочетании с преимущественно дождливой погодой… В таких условиях ботинки гарантированно промокнут через полчаса после старта и не высохнут до конца маршрута. Сапоги – это все равно сырые ноги от пота и дополнительный вес. Плюс более слабая подошва и плохая фиксация голеностопа.
У меня был опыт использования сапог ЭВА на небольшом маршруте в районе Мультинских озер. Правда, я тогда все равно брал ботинки для скально-осыпных перевалов. Тот опыт у меня был неудачным – один сапог порвал на буреломе, на другом проткнул подошву сучком. На этот раз проработал информацию по теме более тщательно и выяснил, что кроме резины, ПХВ и ЭВА существуют еще сапоги из полиуретана. Они на 30% легче резиновых и на порядок прочнее ЭВА. Однако и стоят на порядок дороже - от 9 тыс., Но ведь за хорошие ботинки отдаем 12-15 тыс. без колебаний!
В итоге были приобретены сапоги фирмы Polyver. Сапоги зимние, но я их использовал без утеплительного вкладыша. Решил, что буду носить их с высоким термоноском, плюс портянка из флиса. Вставил дополнительную стельку из самого плотного войлока, какой только нашел. Вес всей этой системы – 950 гр. на каждую ногу. Ходовые качества были опробованы во время тренировочного похода по Кузнецкому Алатау. Отпали последние сомнения. По итогам пройденного маршрута по ЦС могу сказать, что выбор был правильным.
Отпотевание компенсировалось отличными впитывающими свойствами материала носок и портянок, а так же возможностью снимать сапоги на проветривание даже на коротком привале. Практика показала, что в сырую и дождливую погоду нужно низ штанины мембранных брюк надо одевать поверх голенища. А при плотной затяжке низа брюк на голенище, возможно преодоление бродов с кратковременным прохождением по глубине до середины бедра. После месяца интенсивной эксплуатации на сапогах не замечено не то что повреждений – даже признаков износа подошвы.
Тем не менее, предсказуемые минусы этого типа обуви тоже подтвердились. Слабая фиксация голеностопа сказывалась при продолжительных траверсах склона. А при длительных прямых спусках стопа внутри сапога смещалась в сторону носка до упора пальцами. Дело доходило до того, что вечером перед сном я мазал пальцы обезбаливающей мазью для суставов. Однако участки с таким характером на маршруте составляли не более10-15%. Поэтому, если еще раз соберусь в Центральный Саян, все же возьму сапоги.
По личняку могу отметить, что не уделил достаточно внимания защите от гнуса. Был взят простейший накомарник в виде сеточного мешка, одеваемого поверх головного убора. К сожалению, утерял его еще на первой половине маршрута при очередном преодолении кустарниковых зарослей. Отчасти спасал самодельный репеллент, который я брал с целью испытаний в аптечку уже несколько походов, но настоящую проверку он прошел только в ЦС. Это тюбик детского крема, смешанного с гвоздичным маслом. Реально работает, но защиты хватает на 15-20 минут.
Единственный элемент снаряжения, который у меня так и остался невостребованным – 20 метров 6-мм веревки. По характеру препятствий на запланированном маршруте работа с веревкой не предполагалась. Можно считать, что ее наличие придавало мне спокойствия и уверенности в сложных ситуациях, которые все же случались.
Вид туризма: пеше-водный
Район похода: Центральный Саян
Категория сложности: 4 к.с. ( как минимум…)
Сроки проведения: 20 июля – 16 августа 2020г.
Количество участников -1
Нитка маршрута: пр.Катышный – пер.Мурхой (н/к) - р.Мурхой(сплав) – п.Верх.Гутара – р.Иден – пер.Федосеева – р.М.Кишта – пер.К-2(1А) – р.Ср.Кишта – пер.К-1(1А) – р.Бол.Кишта – пер.Заоблачный(1Б) – р.Ванькина – р.Игонькина – пер.Игонькин Слив (1А) – р.Прямой Казыр. – пер.Комаринский(н/к) – руч.Пихтовый – р.Кизир – р.Фомкина 2-я – пер.Фомкина(н/к) – р.Фомкина 1-я – пер.Кинзелюкский(н/к) – р.Кинзелюк – оз.Верх.Кинзелюкское(рад.) – пер.7300(1А) – р.Орзагай(сплав) – р.Мал.Агул(сплав) – р.Агул (сплав) – пос.Новомариновка.
Средство сплава: пакрафт «Саламандра»
Обзорная карта маршрута(увеличение кликом)
Ссылка на трек
https://nakarte.me/#m=12/54.08739/96.65 ... uF1KwW6Teg
Вместо предисловия.
Были серьезные сомнения – писать ли отчет на форуме по этому походу. В старые добрые времена занимался этим вопросом, чтобы получить зачетную справку о прохождении маршрута и иметь законное право на участие в походе более высокой категории. Сейчас вся эта система умерла. Во всяком случае, подавляющее большинство путешествующих не озадачиваются всеми этими формальностями. Каждый сам оценивает свой опыт, возможности и реализует в соответствии с ними свои желания. В лучшем случае все ограничивается регистрацией в МЧС. А местом общения, обмена опытом и обсуждения планов новых путешествий стали не турклубы, а Интернет. Можно конечно погрустить о том, что стало меньше живого общения в среде туристской братии. Но невозможно переоценить те возможности, которые дает эта виртуальная среда при подготовке новых маршрутов.
Моя обычная мотивация к описанию пройденного маршрута - внести свои пять копеек в общую копилку информации о районе. Но в данном конкретном случае ситуация осложняется несколькими факторами. Во-первых, на старости лет я совершил самое протяженное по километражу и срокам, самое напряженное по физическим усилиям и насыщенное по впечатлениям и эмоциям путешествие в своем активе. Изложение своих впечатлений в виде печатного текста для меня всегда было процессом трудоемким и продолжительным. Поэтому объем предстоящих затрат времени просто пугал. Во-вторых, я понимал, что будущее описание я не смогу достойным образом проиллюстрировать фотоматериалами. Так сложилось, что в самом начале маршрута я потерпел аварию на одном из порогов Мурхоя. В результате вышла из строя вся моя фото и видеотехника. По ходу прохождения маршрута я снимал очень мало на телефон и качество отснятого меня сильно огорчает.
Но уж совсем замалчивать информацию о совершенном соло-маршруте в редко посещаемом районе не хочется. Поэтому решил пойти на компромисс. Я не буду делать подробное техническое описание пройденного пути. Дело в том, что проект маршрута я как пазлы сложил из кусочков, очень детально описанных в отчетах предшественников, побывавших в этих местах. В основном это отчеты Вячеслава Завьялова, вклад которого в туристское освоение Центрального Саяна просто огромен. Одна только его знаменитая карта-хребтовка чего стоит! И я всем, интересующимся этим районом, могу лишь посоветовать обратиться к этому первоисточнику.
http://slazav.mccme.ru/saj05.htm
http://slazav.mccme.ru/saj11.htm
http://slazav.mccme.ru/saj17.htm
http://slazav.mccme.ru/maps/hr/n46-084.4x2.htm
В результате изучения этих и других отчетов был создан проект трека. Размещенный в навигаторе и смартфоне он был большим подспорьем при затруднениях в ориентировании на маршруте. Более того, одна из попыток отклонения от этого проекта и импровизации при прохождении перевала К-1 едва не закончилась серьезным ЧП, когда я с 35-килограммовым рюкзаком оказался без страховки на скальном участке.
Я намерен в этом повествовании сделать упор на особенностях подготовки и проведения именно своего путешествия. Подробнее остановлюсь лишь на редко практикуемом по понятным причинам выходе из района через Тофаларский заповедник по рекам Орзагай и Малый Агул. Так что будет много букв, мало ярких фото, за что и приношу свои извинения заблаговременно…
Подготовка путешествия.
Желание побывать в Центральном Саяне, описанном моим любимым писателем Г.А.Федосеевым, было у меня всегда. Но именно пару лет назад я понял, что откладывать реализацию этого желания дальше уже нельзя. Район очень непростой в плане транспортной доступности и сложности возможных маршрутов. Между тем возраст неумолимо снижает готовность к сложным путешествиям. Последние годы для меня актуален девиз: «Если не сейчас – то когда?!..». И вот сразу по завершению сезона 2019 года я плотно занялся подготовкой путешествия в ЦС. Сразу же захотелось объять необъятное – побывать в как можно большем количестве культовых мест этого района. Но пришлось все же определиться с приоритетами – перевал Федосеева, район Агульской пилы, пик Грандиозный, Кинзелюкский водопад. В связи с рассредоточенностью этих объектов речь могла идти только о линейном маршруте. Место захода и выхода из района возможно с нескольких направлений:
- через Тукшинское белогорье. Как вариант захода отверг сразу в связи с протяженной пешей частью. Как вариант выхода – рассматривался до последнего момента и в конечном итоге остался в качестве запасного варианта.
- лодкой от Кордово вверх по Кизиру. Не дешево по расходам – минимум 10 тыр.( лодка за 40 берет не более 4 человек). Тоже остался у меня в активе как вариант аварийного выхода с верховий Кизира.
- авиарейсом из Нижнеудинска в Верх.Гутару. Этот вариант пугал своей неопределенностью и зависимостью от условий, влиять на которые невозможно: погодные условия для перелета, загруженность рейса местными жителями, которые в приоритете. В 2000 году мы планировали авиазаброску в Алыгджер, но просидели в аэропорту Нижнеудинска более трех суток и были вынуждены изменить маршрут.
- автомобилем повышенной проходимости от Нижнеудинска через верховья Бирюсы до прииска Катышный и далее через несложный перевал в долину р.Гутара Этим вариантом я уже успешно пользовался в 2008 году при прохождении водного маршрута р.Мурхой –р.Гутара – р.Тагул. В целом цена этого варианта давно превысила разумные пределы – 55 тыр за рейс. Но бортовой «Урал» может взять до 15 человек с грузом и тогда все уже не так пугающе. Именно этот вариант заброски был взят мной за основу. Дело оставалось за поиском спутников на маршрут и совместную заброску.
Сразу определилась смысловая идея похода. Основа маршрута – пешая часть по верховьям Гутары, Казыра, Кизира. Заход и выход из района – по рекам. Для обеспечения полной независимости от внешних факторов на водной части, мною был приобретен пакрафт «Саламандра» от Сергея Каржаева. Именно весовые параметры этого средства сплава (2650 гр.без доп.снаряжения) в сочетании с высокой надежностью позволил связать два водных участка маршрута пешкой через 8 перевалов по диким местам.
В качестве варианта выхода поначалу я рассматривал сплав по р.Кинзелюк и р.Кизир с обносом ключевых порогов этого четверочного водного маршрута. Однако когда я подробнее познакомился с материалами по р.Кинзелюк, понял, что сплав на пакрафтах по такой реке под силу только схоженной, опытной команде. Возник вопрос, как выбираться на «большую землю» от Кинзелюкского водопада, посетить который я хотел обязательно. Можно пешком по тропе правого берега Кинзелюка до устья и далее сплавом по Кизиру. Это дополнительно три дня пешки. Да и Кизир ниже устья Кинзелюка – проходной двор по сравнению с верховьями Казыра и Кизира.
Выход через Тукшинское белогорье тоже смущал пешей частью минимум на два дня. После двух недель пешки по тайге через буреломы и бестропье два дня сплава - и снова пешком через проблемный перевал… Психологически тяжело…
Просто напрашивался вариант - от Кинзелюкского водопада через простой перевал за один день пройти в долину Орзагая и оттуда сплавиться по рекам Орзагай, Мал.Агул и Агул до пос. Новомариновка. Но это территория Тофаларского заповедника! По имеющейся у меня к тому времени информации, получить официальное разрешение на маршрут через него просто нереально. А ведь на стрелке Большого и Малого Агула находится кордон и встреча с егерями неизбежна… Ну что ж, решил я, буду решать проблемы на месте по мере их возникновения.
В результате родился такой план маршрута.
Параллельно с процессом сбора информации по будущему маршруту кинул клич на форумах в надежде найти желающих побывать в этих местах. Ситуация осложнялась тем, что по моим предварительным прикидкам для прохождения маршрута было мало двух и даже трех недель. Кроме того, в соответствии с концепцией маршрута, потенциальный спутник должен иметь пакрафт.
Серьезные планы требуют серьезной подготовки. Новый пакрафт я получил почтой зимой и с нетерпением ждал весны, чтобы опробовать его на воде. У меня был немалый опыт сплава на катамаранах. Но пакрафт – совсем другие возможности, другие особенности управления. Использовал для первых тренировок реку Омка в пригороде и озеро недалеко от дома в черте города. Но по настоящему прочувствовал возможности этого средства сплава на бурной воде на пороге Ревун 4 к.с. что находится на р.Исеть под Екатеринбургом.
Отработал все основные технические приемы управления и даже аварийное покидание ( не обошлось без оверкиля).
Следующий этап подготовки – пеше-водный поход по Кузнецкому Алатау со сплавом по р.Бель-Су (3к.с.). На этот маршрут мне удалось найти напарника – Вадим из г.Кемерово. Благодарен ему за участие в это походе, потому что он стойко перенес все мои эксперименты по обкатке элементов снаряжения и раскладки продуктов для маршрута по ЦС. Одна только раскладка в 510 гр. на матрасном маршруте чего стоит!
В результате всех этих мероприятий я сделал вывод о своей полной готовности к главному маршруту сезона. К этому времени мои надежды найти спутника сошли на нет, и я морально уже готовился к продолжительному соло-путешествию.
Еще пару лет назад реализацию подобного проекта, да еще в моем возрасте, я счел бы неоправданной рискованной авантюрой. Сейчас я оказался перед выбором – отказаться от маршрута, о котором мечтал, к которому тщательно и последовательно готовился, или все же решиться на его прохождение в режиме соло. Я был уверен, что просто отложить реализацию этого плана не удастся. Возраст неумолимо берет свое, и через год-два я на подобный маршрут даже дергаться не буду. И я решился. Более того, у меня не было сомнений – у меня все получится!
Считаю, что я сделал все, чтобы этот соло-поход был максимально безопасным. Навигация в Garmin и в смарте, спутниковый телефон, спутниковый трекер, страховка на весь маршрут, включающая возможные поисково-спасательные работы и эвакуацию вертолетом. Для себя так же решил, что восхождение на пик Грандиозный попытаюсь сделать только в том случае, если в районе руч.Пихтовый пересекусь с группой, имеющей аналогичные намерения и появится возможность объединить усилия. Стиль прохождения маршрута в целом – «Без фанатизма и суеты. Пыхтим, но лезем!..». Как и положено неторопливому ежику…
В результате удалось пройти маршрут в следующем варианте
Всего пешком 181 км
сплав 349 км
Я очень рад, что удалось реализовать этот проект, не смотря на многочисленные проблемы и трудности. Еще раз убедился, что нет понятия «не могу». Есть понятия « не пытался» и «плохо старался». А если все же что-то не можешь, значит не очень-то и хочется…
На потерю фото-видеоаппаратуры смотрю философски. Даже в этом вижу позитив. Стартовый вес уменьшился на пару килограмм. Как знать, может именно благодаря этому, хоть и на пределе своих возможностей, прошел маршрут.
Заброска от Нижнеудинска
Помощь желающим попасть в Центральный Саян через прииск Катышный давно оказывает Евтухов Евгений (tofalaria.ru , тел 8-902-519-34-98). Именно с его помощью мы забрасывались на сплав в 2008 году. В телефонном общении он высказал готовность к сотрудничеству и на этот раз на взаимовыгодных условиях, т.е. за 55 тыр.
Осилить такие расходы один я конечно не мог. На форумах, конечно, объявил о поиске спутников, но время шло, а откликов не было. Дополнительная засада – объявлена пандемия по COVID-19. Карантины, ограничения по предварительной продаже билетов… Пришлось включать план В – провоцирую своих старых друзей на водный маршрут Мурхой-Гутара –Тагул с совместной заброской и частичным совместным прохождением начальной части маршрута до пос.Верх.Гутара.
Еще один вариант заброски был прозондирован группой водников из г.Заречный Свердловской области, которые по счастливому стечению обстоятельств собирались забрасываться на Катышный-Мурхой в удобные и для нас сроки.
Перевозчик - Колдунов Андрей.Тел. 8-908-658-91-47 Имеет аккаунт в социальной сети VK.
В конце концов решили воспользоваться именно этим вариантом по той причине, что за ту же цену Андрей предлагал заброску на «Урал-Вахта».
Евгений использует для заброски лишь машины с тентованым кузовом. Что такое 15-16 часов в пыльном кузове я уже знал по опыту.
Верх.Гутара. Конная заброска.
На участке маршрута от пос.Верхняя Гутара до пер.Федосеева идет отличная конная тропа. И в моем случае было очень заманчиво воспользоваться здесь конной тягой для подброски весьма внушительного груза ( стартовый вес от точки окончания сплава по Мурхою - 38,5 кг.). Однако по имевшейся у меня на момент старта информации местные каюры с мелкими клиентами, берущих менее 5 коней, не связываются. И вообще отличаются необязательностью в исполнении договоренностей. Поэтому я рассчитывал только на свои силы и планировал пройти этот участок за 2-3 дня.
Однако, решил я, подходя по тропе от Мурхоя к мосту через реку Гутара в районе поселка, за спрос денег не берут. И подошел к первому же двору от моста. Там проживает с семьей местная учительница Суворова Альбина Николаевна. О ней я читал в отчете Китаевых, написанном пять лет назад по итогам похода в этих местах. Они оставляли у нее часть снаряжения перед выходом в горную часть маршрута. Писали о ней, как об отзывчивом человеке, всегда готовом помочь.
На мое счастье, она с мужем была дома, хотя собирались ехать на покос. Спросил, не собирается ли кто-нибудь в сторону верховий Идена, чтобы напроситься в спутники. К моему удивлению, она сообщила, что найти каюра персонально для меня вполне реально. Вопрос был решен в течении часа! Моим каюром оказался Иванов Павел, один из родственников Альбины Николаевны. За двоих коней на два дня туда плюс два дня обратно я отдал 6 тыс.рублей.
При разговоре с Павлом выяснил, что сейчас каюры в Верх.Гутаре уже не такие капризные – клиентов мало. Во всяком случае, сам Павел считает, что 2-3 коня в караване даже удобнее в работе для одного и, в конечном счете, выгоднее. В поселке есть спутниковая связь. Выяснилось, почему не удавалось дозвониться по номерам, указанным в прочитанных отчетах и сообщениях консультантов по маршруту. Оказывается, в Верхней Гутаре сменился оператор связи. Павел сказал, что удобнее выходить на контакт через соц. сети в Интернете, так как личная трубка спутниковой связи есть далеко не у всех. Однако по приезду домой я пытался найти контакты с Альбиной Николаевной и Павлом в «Одноклассниках» и «В Контакте», но безуспешно. Так что по вопросу о предварительной связи с каюрами в Верх.Гутаре ничего прояснить не могу.
Сотрудничеством с Павлом я вполне доволен. Вечером следующего дня не смотря на ухудшение погоды мы были в верховьях Мал.Кишты, хотя договоренность была на заброску только до перевала.
Выход с маршрута
Пос.Новомариновка не имеет регулярного транспортного сообщения с «большой землей». Вообще-то поселок довольно большой, и я подозреваю, что все дело в том, что живут в нем староверы, а у них свой уклад жизни. Пришлых не жалуют. Нет ни магазина, ни школы. Проблемы с выходом к какой-нибудь ж/д станции я изначально предполагал решать на месте. Самый крайний случай – имелся номер телефона перевозчика из пос. Агинское. На кордоне Заповедника мне сказали, что самый реальный вариант – напроситься в пассажиры к какой-нибудь компании рыбаков, возвращающихся на машинах домой.
И действительно, вблизи Новомариновки чуть выше по реке находятся две базы, на которых приехавшие на рыбалку на несколько дней, как правило со своими катерами, оставляют машины. Я заканчивал маршрут в воскресенье, и на берегу наблюдалось заметное скопление людей и машин. Тем не менее, я доплыл до деревенского причала, где можно было свободно разложить многочисленные вещи на просушку. На мое удивление, местные мужики, внешне не очень-то приветливые, оказали мне всяческое содействие после того, как узнали, откуда я к ним сюда добрался: «Ну, ты, паря, даешь!..Таких тут ишо не бывало…» Видя, что я с чаем подъедаю последние сухари, снабдили домашней выпечкой и после отвезли на машине к одной из рыбацких баз.
Там я без проблем пристроился пассажиром к одной из компаний и через пару часов был на вокзале в Канске. Причем напрашивался я в спутники до Ирбейского, но мне объяснили, что эта станция находится на ветке Абакан-Тайшет и выбраться с нее труднее, чем с любой станции ТрансСиба. Все мои попытки заплатить за трансфер были безуспешны. Еще и хареуса малосольного дали на дорогу …
Заповедник
Узаконить заранее свое прохождение через заповедник я даже не пытался. Из найденной в интернете информации я сделал вывод, что единственный вариант получить такое разрешение – подвязаться на волонтерскую деятельность. Надо минимум 3-4 дня отработать на одном из кордонов под командованием егерей, после этого получишь разрешение на прохождение по согласованному маршруту или просто на рыбалку в Заповеднике. Мне надо было проскочить этот участок за 2-3 дня и дополнительные работы на свежем воздухе никак в мои планы не вписывались. Решил партизанить… А проблемы решать на месте, по мере их возникновения.
Реально все решилось следующим образом. К стрелке Большого и Малого Агула, где находится кордон заповедника, я подошел в районе обеда. До последнего сомневался – постараться проскочить незаметно или явиться с повинной. Все решило дополнительное обстоятельство – к этому времени меня догнала страшная грозовая туча. Вот-вот накроет шквальным ветром и проливным дождем. И я решил, что это явление лучше переждать под навесом на кордоне. Причалил, вытащил лодку на берег. Мне на встречу вышла удивленная женщина, судя по всему – сотрудница заповедника. Сказала, что нарушителей сверху по реке ей видеть еще не доводилось. Еще один егерь плотничал на кордоне и подошел позже. Объяснил, кто я, откуда. Попросил засчитать мой визит как явку с повинной. Приврал, правда, что планировал выход с маршрута через Тукшу и нахождение в Заповеднике носит вынужденный характер. Но мне объяснили, что составления протокола не избежать. Дело в том, что на реке в районе кордона стоят видеорегистраторы на движение. И если будет зафиксирован факт нарушения и не будет по нему протокола, то у егерей с кордона будут проблемы. Создавать проблемы хорошим людям не в моих правилах, и я сдался на милость местной власти.
Люди оказались действительно хорошими. Предоставили кров в непогоду, снабдили сахаром по моей просьбе и просто так – парой банок тушенки. Сказали, что по протокол рассматривает административная комиссия и в моем случае никаких карательных мер быть не должно. Так оно и оказалось. Никаких уведомлений о наказании по сей день на мой адрес не поступало.
Особенности снаряжения.
Протяженность маршрута накладывала жесткие требования на подбор снаряжения с учетом минимизации веса. В связи с тем, что решение идти маршрут в одного оформилось незадолго до старта, буквально за несколько дней накануне была приобретена палатка
Naturehike Spider 1.
Покупка себя оправдала. Правда, не обошлось без доработок. Китайцы, по-моему, намеренно в модели закладывают конструктивные недостатки, чтобы не дай бог не получилась универсальная палатка на разные варианты маршрутов. Ну, вот что, например, в данной конкретной модели мешало пришить вязки снизу наружного полога для сворачивания юбки? Ведь не всегда попадаешь в штормовую погоду, а проблема вентиляции при силиконовом тенте существует постоянно. Или пришить еще хоть один кармашек на боковую стенку в дополнение к существующему, размером с ладонь? Комплект колышек для установки тоже заменил – трехлучевой профиль на 30 % легче круглого стержня. Стенки полога в ногах и голове снабдил дополнительными оттяжками, чтобы избегать прилипания мокрой ткани к внутренней сетке. Футпринт не брал – ткань дна достаточно прочная. Легкоходы еще на общем чехле для комплекта экономят. Но все же удобство укладки и главное – оперативного доставания и установки стоят этих 30-40 грамм.
Весь маршрут был пройден с использованием турбопечки. Брал в запас комплект батареек ААА. Хватило, но на пределе, что было для меня некоторой неожиданностью. Ведь раньше на 14-16 дней обходился одним комплектом без каких-либо признаков снижения мощности турбинки. Возможно, причина в том, что моей печке уже 8 лет и уже сказывается выработка ресурса двигателя. Считаю, что этот вариант приготовления горячей пищи оптимальным для такого протяженного маршрута. Сильно экономится вес на газе и кратно снижается расход топлива для костра. Для совсем экстремальных случаев стоянки в бестопливном месте носил запас сухих веточек-палочек грамм на 300-400. Помещал их в футляр из пластиковых бутылок 1,5 и 1,0 литра со срезанным верхом. Эти два стакана отлично входят один в другой. Такого запаса хватало, чтобы приготовить ужин, а если при этом еще использовать подножный мусор – то и завтрак.
Значительная часть маршрута была пройдена в дождливую погоду. В такой ситуации конечно комфортнее было бы готовить на газе, причем в палатке. Меня же сильно выручил тент, который я взял в поход в последний момент после долгих колебаний. Вот уж какой элемент снаряжения оправдал себя на 200%! Правда следует отметить - тент был самодельный, размером 260х210 см, сделанный из двух одеял спасателя и вместе с оттяжками из 2-мм паракорда весил 210 грамм. В лесной зоне навешивался на кусок 4-х мм паракорда (брал 20 метров). Выше границы леса одну сторону тента фиксировал на угловых колышках дна палатки, перебрасывал его через конек, и растягивал на оттяжках над входом. Получалось усиление внешнего тента палатки плюс полог над входом.
Серьезное внимание уделил обеспечению навигации на маршруте. Основным элементом был навигатор Garmin Dakota 10. Запасным - смартфон Vertex Impress Grip. Случилось так, что Garmin вышел из строя в самом начале маршрута, еще на сплаве по Мурхою. Видимо, сказались 9 лет жесткой эксплуатации. Маршрут прошел на смартфоне. Использовал навигационную программу AlpineQuest. В качестве источников энергопитания брал два пауэрбанка заявленной емкостью по 20 тыс. mAh (фактическая, замеренная разрядкой на нагрузку – 14-15 тыс. mAh). Этого мне хватило впритык . Так что, если бы осталилсь живы моя экшн камера и фотоаппарат, имели бы место проблемы с питанием. Одной зарядки телефона хватало на три ходовых дня в режиме постоянной навигации и записи трека.
В этом сезоне впервые использовал еще одну навигационную систему – трекер Spot Gen 3. Общие впечатления очень положительные ( о теме стоимости устройства и особенно обслуживания умолчу). Особенно удивило, что комплекта литиевых батареек реально хватает на две недели работы в режиме сброса координат на спутник каждые 10 минут. Все мои перемещения заинтересованные лица могли наблюдать в режиме реалити-шоу.
Однако система может давать сбой в условиях закрытого неба т.е в густом лесу или при неправильном положении относительно горизонтальной поверхности. Это проявляется или в пропущенных точках на треке, или в передаче координат с большой погрешностью. Приемник был пристегнут у меня к клапану рюкзака и во время движения я не заморачивался контролем за его работой. Но для передачи сообщений выходил на открытое место и тут сбоев не было. Каждый вечер на телефоны, указанные при настройке, поступало SMS-сообщение «Все хорошо.Встал на ночевку». При необходимости слал сообщение «Все под контролем. Нужен прогноз погоды». Кстати, именно наличие этого устройства позволило мне получить благословление от близких на такой непростой маршрут.
Пользовался системой спутниковой связи «Global Star». Трубка модели Qualcomm GSP 1700. На связь выходил раз в 3-4 дня. Брал в основном для аварийных ситуаций, которых к счастью не случилось. Так что домашней зарядки аккумулятора хватило с лихвой.
Отдельная тема – снаряжение для сплава. Без использования пакрафта для меня этот маршрут был бы невозможен. Очень рад, что решился на приобретение лодки, оборудованной молнией Tizip. Этот элемент конструкции существенно повышает комфорт и безопасность при сплаве. Брал дополнительный фартук под бурную воду. Были сомнения по поводу надувного сидения ( в плане возможной замены его гермой с мягкими вещами). В конечном итоге считаю, что эти 200 грамм себя оправдали. А вот с чем я допустил серьезную ошибку, которая чуть было не привела к срыву реализации всего проекта, так это с веслом. Получилось так, что с целью экономии веса не стал брать среднее звено от байдарочного весла(400 гр.) - мол, подходящий дрын на месте найду. А на месте была только лиственница, ни одной берёзки. И вот в самом начале маршрута на Мурхое влетаю в порог с приличной бочкой во всю ширину русла. В момент решающего усилия с треском ломается весло. Я теряю опору валюсь на борт, который и так подтапливает... Оверкиль. Удачно покидаю лодку, но под водой к чему-то хорошо приложился головой. Всплываю уже ниже бочки. А пакрафт остаётся молотить в этой центрифуге. Выбираюсь на берег. Первым делом смотрю каску. Экшн камеру в гермобоксе сорвало с кронштейна. Остался без видео. Спасаю лодку из капкана. С нехорошими предчувствиями достаю герму с фото, которая у меня была упакована только от дождя... Полная воды. Вынимаю аккумы. Но... Поздно пить боржоми... Хорошему объективу тоже пришел кирдык. Остался без фото. А на следующий день еще и навигатор сдох, явно как следствие той же аварии. Вот такая экономия получилась…
Из нестандартного снаряжения могу отметить спасательный жилет собственного изготовления. Причем сделан мной он ровно 30 (!) лет назад на основе объемных и легких элементов из пенополиэтилена. Вес- 950 гр. , объем-16 литров. Фишка в том, что он при распускании боковой шнуровки трансформируется в коврик для ночлега. В результате многофункциональности экономится вес на связке спасик-коврик.
Основной минус этой системы – носимый объем. Приходилось каждый раз увязывать его снаружи рюкзака. После двух недель преодоления безтропья сильно потрепался от сучков. Пришлось его выбросить в конце маршрута. Но к новому сезону обязательно сделаю другой по тому же принципу.
В связи с ограничениями по весу, в комплект одежды для сплава гидрокостюм я взять не мог. Обошелся вещами из ходовой одежды для пешей части – брюки и куртка из мембраны поверх комплекта термобелья. Из специального взял носки и перчатки из неопрена. На перчатках можно было бы съэкономить, используя ходовые из х/б.
Из личного снаряжения основной момент, вызвавший немало сомнений, связан с основной ходовой обувью. Всю сознательную жизнь самой правильной ходовой обувью считал ботинки. Но, по мере изучения материалов именно по Центральному Саяну, возникли сомнения по этому вопросу. Бестропье, многочисленные броды, участки высокогорной тундры, высокотравье в сочетании с преимущественно дождливой погодой… В таких условиях ботинки гарантированно промокнут через полчаса после старта и не высохнут до конца маршрута. Сапоги – это все равно сырые ноги от пота и дополнительный вес. Плюс более слабая подошва и плохая фиксация голеностопа.
У меня был опыт использования сапог ЭВА на небольшом маршруте в районе Мультинских озер. Правда, я тогда все равно брал ботинки для скально-осыпных перевалов. Тот опыт у меня был неудачным – один сапог порвал на буреломе, на другом проткнул подошву сучком. На этот раз проработал информацию по теме более тщательно и выяснил, что кроме резины, ПХВ и ЭВА существуют еще сапоги из полиуретана. Они на 30% легче резиновых и на порядок прочнее ЭВА. Однако и стоят на порядок дороже - от 9 тыс., Но ведь за хорошие ботинки отдаем 12-15 тыс. без колебаний!
В итоге были приобретены сапоги фирмы Polyver. Сапоги зимние, но я их использовал без утеплительного вкладыша. Решил, что буду носить их с высоким термоноском, плюс портянка из флиса. Вставил дополнительную стельку из самого плотного войлока, какой только нашел. Вес всей этой системы – 950 гр. на каждую ногу. Ходовые качества были опробованы во время тренировочного похода по Кузнецкому Алатау. Отпали последние сомнения. По итогам пройденного маршрута по ЦС могу сказать, что выбор был правильным.
Отпотевание компенсировалось отличными впитывающими свойствами материала носок и портянок, а так же возможностью снимать сапоги на проветривание даже на коротком привале. Практика показала, что в сырую и дождливую погоду нужно низ штанины мембранных брюк надо одевать поверх голенища. А при плотной затяжке низа брюк на голенище, возможно преодоление бродов с кратковременным прохождением по глубине до середины бедра. После месяца интенсивной эксплуатации на сапогах не замечено не то что повреждений – даже признаков износа подошвы.
Тем не менее, предсказуемые минусы этого типа обуви тоже подтвердились. Слабая фиксация голеностопа сказывалась при продолжительных траверсах склона. А при длительных прямых спусках стопа внутри сапога смещалась в сторону носка до упора пальцами. Дело доходило до того, что вечером перед сном я мазал пальцы обезбаливающей мазью для суставов. Однако участки с таким характером на маршруте составляли не более10-15%. Поэтому, если еще раз соберусь в Центральный Саян, все же возьму сапоги.
По личняку могу отметить, что не уделил достаточно внимания защите от гнуса. Был взят простейший накомарник в виде сеточного мешка, одеваемого поверх головного убора. К сожалению, утерял его еще на первой половине маршрута при очередном преодолении кустарниковых зарослей. Отчасти спасал самодельный репеллент, который я брал с целью испытаний в аптечку уже несколько походов, но настоящую проверку он прошел только в ЦС. Это тюбик детского крема, смешанного с гвоздичным маслом. Реально работает, но защиты хватает на 15-20 минут.
Единственный элемент снаряжения, который у меня так и остался невостребованным – 20 метров 6-мм веревки. По характеру препятствий на запланированном маршруте работа с веревкой не предполагалась. Можно считать, что ее наличие придавало мне спокойствия и уверенности в сложных ситуациях, которые все же случались.