Поход на Манское озеро 2015 г.

Здесь отчеты о походах по Саянам - от Западных до Восточных.
Ответить
Аватара пользователя
Александр Романченко
Матрасник
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 19.02.2018 19:03
Откуда: Красноярск/Курагино

Поход на Манское озеро 2015 г.

Сообщение Александр Романченко » 30.03.2018 11:36

Одним из интересных мест вблизи Красноярска и самым легкодоступным, является Манское и Кутурчинское белогорье, включающие в себя такие места как гора Алат, Большой манский и Соболиный порог. За 2014 год мне удалось дважды побывать на Кутурчинском белогорье, в первый раз сделать восхождение (весьма затяжное) на гору Алат, а во второй раз пройти 3ю ступень БМП, но без подъема на гору, причем второй раз ходили уже в середине октября, но погода была хорошей. В мае 2015 года мы побывали опять возле БМП, частично поднялись на гору Баян, помешал снег с середины пути, поскольку пошли не там, где следовало, надо было идти по сплошному курумнику, условно распадку ручья, а мы пошли по гребню. Тем не менее, в тот раз мы решились пройти 2ю ступень БМП, благо уже были гидрокостюмы и нормальные весла – плюс опыт прохождения порогов 3й категории сложности. Первоначально планировался заход большой группой, минимум 4 человека, при этом можно было бы нанять машину для заброски к самому Юльевскому (хотя, по-видимому, совершенно не проблематично заброситься из Кутурчина на «Нивах», что было бы гораздо лучше и дешевле). Но как всегда за неделю до похода часть людей слилась, поэтому поехали вдвоем. В общем основной идеей похода было освоение пути к Манскому озеру и в т.ч. к озеру Б.Пезо, а на обратном пути (учитывая наш любимый стиль комбинированных походов) пройти Ману от истоков, в том числе поставить точку в прохождении БМП. Чтение отчетов дали определенные поверхностные представления о том, что нас ждет, но остальное пришлось выяснять по ходу и в процессе, а путь от села Кутурчин до прииска Юльевского мы решили преодолеть пешком.
ПОХОД
1й день. Заброска и переход к мосту через реку Кутурчин. С утра я был категорически занят выполнением родственных обязательств, которые затянулись далеко за полдень, но, решительно сказав всем до свидания, я поехал домой, переоделся, собрался, заехал за Антоновым. После чего мы никуда не заезжая направились в конечную точку нашего автомобильного маршрута – деревню Кутурчин. Дорога после Выезжего Лога – гравийка средней паршивости, ближе к Кутурчину появляются спуски-подъемы и ощущается приближение к горам, на одном из участков дорога была подтоплена разлившейся рекой Миной. Перед Кутурчином стоит будка со шлагбаумом, где нас записали на всякий случай и пропустили. Кутурчин маленькая деревушка – около десяти-пятнадцати дворов, мы подъехали к крайнему дому с правой стороны, там был кое-какой народ и Антонов отправился на переговоры, через минуту он махнул мне рукой и показал место, куда ставить машину, я припарковался и вышел. Поговорили с хозяевами двора, узнали некоторую информацию о том по какой дороге идти, послушали истории про забавных туристов (естественно не про таких как мы, мы уже бывалые). Переоделись, перекусили, Антонов хитро завешал рюкзаки и решил выровнять массу (не обошлось без подвоха) переложив часть своих манаток ко мне, учтиво умолчав, о том, что у него остались тяжелые сапоги в рюкзаке, а на ноги он надел ботинки (у меня было наоборот – тяжелая обувь на ногах, а сандалии в мешке) а также о 2х ананасах, которые мы съели в тот же вечер. Перед выходам Коля (сын хозяина) сочувствующе говорил о том, что предстоит нам – это 80 км пути и 9 перевалов. В итоге мы вышли ближе к сумеркам – правая дорога ведет к Соболиному порогу вдоль горы Алат, а левая на Юльевский, по ней мы и пошли. Шли бодро в течение 2х часов, но стало темнеть, и мы решили парковаться в первом же удобном месте – не прошли и пары сотен метров как подошли к месту рыбацкой стоянки с навесом, лавками и столом. Стоп машина. Рядом был мост через речку Кутурчин, вдоль которой мы двигались и болотистая местность. Но место под палатку нашлось, к тому же вода рядом, дров заготовленных гора. Ужин был шикарным – ананасы, ржаной хлебушек на закваске, десерт и какое-то домашнее блюдо, приготовленное Антоновым, точно уже и не помню. К ночи стало прохладно и сыро, но дела были закончены и мы легли спать. У нас был навигатор, но он использовался не для ориентирования, а в основном для контроля передвижения и статистики. За остатки дня пройдено 9 км.
Навес у моста через реку Кутурчин
Изображение

2й день. Переход к мосту через реку Аянчиха. Утром проснулись рано, приготовили поели, позагорали, собрались и стали просматривать направление грядущего маршрута – буквально через несколько сотен метров начинался подъем в перевал – высота подъема – 550 метров, очень хорошая разминка. И мы пошли. Подъем оказался затяжным, но учитываю мою подготовку легким, Антонов регулярно отставал и делал перекуры, ближе к вершине угол наклона увеличился, что для моего подельника стало очень критично, но с божией помощью он выбрался. На перевале лежал снежник и валялись гильзы от ружья. Не прошло и пары минут, как налетел дождь и град, мы свернули в лесочек, я набрал воды и Антонов поставил греть чай, заодно и перекурить. Непогода быстро закончилась и мы, закончив с чаем, двинулись дальше, спуск был тоже длинным, спустились за час с небольшим к реке Крутезьме, перебрели и опять в перевал и затяжное хождение по горе с длинным спуском к реке Аянчиха. Добравшись до Аянчихи, обнаружили большой луг, штабеля брёвен вдоль реки и мост на другой берег. Здесь было хорошее место под стоянку, поэтому решили не лезть в следующий перевал, учитывая, что это могла затянуться надолго и к следующему месту стоянки могли добраться неизвестно когда. Как идет дорога, мы не знали, в ряде мест она совпадала с тропами, обозначенными на карте, а на некоторых участках шла совсем по другим местам. Заготовили дров, приготовили поели и перед сном посидели у костра. Погода в целом была очень хорошая и солнечная, не считая кратковременного града. За день пройдено 24 км.
Спуск с первого перевала
Изображение
Пережидаем дождь на перевале
Изображение
3й день. Переход к мосту через реку Манна на полигоне. Проснулись без будильника, день задавался очень хорошим, светило солнце, на небе ни облачка. Антонов занялся своими делами, а я тем временем искупался в реке, затем готовка, завтрак и солнечные ванны, собирались как всегда долго, о чем нам дополнительно сказали мужики, проезжавшие на машине уже не в первый раз и видевшие наши раскачивания. Ближе к часу дня мы сдвинулись с мертвой точки. Преодолели небольшой перевал и вышли к малой Конойбе, здесь нас догнали 2 мужика на «Ниве» которые поехали на рыбалку к Б. Конойбе, мы с ними поговорили пару минут и пошли дальше, а они, соответственно, поехали. Опять от реки набираем высоту и забираемся на относительно невысокий перевал к Б. Конойбе, проходим его быстро и выходим к реке, здесь дорога раздваивается направо вдоль реки к Мане, а налево к мосту и далее на Юльевский. Мы свернули к мосту и через несколько минут достигли его, Антонов затребовал перекур. Мы его сделали, заодно походили босиком – для отдыха ног, попили чай и пошли. Здесь мы допустили маленькую ошибку – набрали немного воды, поскольку лишний вес носить не хотелось, а вода обычно была всегда на нашем пути. Но здесь все оказалось по другому – сперва мы двинулись в затяжной двойной перевал, где не считая начала не было ни одного источника воды, на середине перевала наша вода закончилась, а учитывая жару и нагрузку пить захотелось быстро и хотелось все сильнее и сильнее, наконец-то спуск к реке большой Куроед и мы решили поднажать, чтобы добраться до воды, при этом Антонов подвернул ногу и чуть не поставил под угрозу все наше мероприятие. Но, все-таки оклемался, сделал перекур и пошли дальше, жажда мучила, оставался последний километр – внимательно глянув на карту, мы увидели, что река в данном месте обозначена как пересыхающий поток, но все же была надежда, что сейчас время таяния снегов и будет хотя бы немного воды. В итоге мы вышли в долину Куроеда, это была старая вырубка, как раз вдоль русла бывшей речки из чего становится понятным временное явления воды в данном месте. Мы поспешили к руслу гипотетического ручья, но там было сухо, в начале мне показалось, что есть чуть выше лужицы, но это было не так, все русло было высохшим, я прошелся вверх по руслу около 100 метров – никаких признаков воды. В итоге я вернулся к рюкзаку и Антонову. Пить хотелось жутко, причем еще час назад, а теперь неописуемо как. В общем, сиди – не сиди, а надо собраться силами и вперед, что мы и сделали. Дорога вела вверх по Куроеду, вначале по вырубке – солнце палило беспощадно – было около четырех часов – т.е. самый зной. Через пару километров уклон стал расти и мы пошли через деревья, которые давали хоть какую-то тень. Состояние стабилизировалось, организм с этого момента перешел в экономное состояние и, не смотря на сухость во рту, стало заметно лучше, еще через километр дорога повернул направо, перешла русло Куроеда и начала забирать на перевал к Мане. Ожидаемых ручейков – притоков Куроеда мы так и не встретили, зато теперь стало более-менее понятно, когда мы выйдем к воде – это будет Мана. Далее дорога постепенно набирала высоту, затем немного петляла по горе и в итоге начался спуск к реке. Ману мы увидели вскоре, но дорога пошла параллельно, а река была внизу и чтобы к ней спустится – нужно было преодолеть крутой спуск через заросли, Антонов предложил это сделать, но я отказался – учитывая то, что через километр-полтора всё равно мы выйдем к реке, а так потеряем много сил на крутом спуске через кусты. Зато я предложил ускориться и подал пример Антонову. Через 10 минут пути дорога пошла на спуск, причем по ручью, из которого мы наконец-то попили, еще 10 минут и мы вышли к мосту через Ману. Здесь уже был полигон – все перерыто и кучи гравия и песка. Сразу за мостом место под стоянку, дров немного, но ходить никуда не надо, хватит тех, что есть. Мы определили место для лагеря и начали заниматься бытовухой. При этом не покидала мысль о том, что если бы не эта сушь, на столь большом расстоянии, то мы столько бы не прошли, учитывая то, что Антонов кипятил чайник и пил чаи почти возле каждого крупного ручья. В общем, это оказалось на благо. Встали на стоянку позже обычного, но времени было достаточно для того, чтобы посидеть вечерком возле костра. За день пройдено 27 км.
Стоянка на полигоне
Изображение
Мост через Ману на полигоне
Изображение
4й день. Переход к артели старателей, оставили закладку из вещей и переход в долину Левой Манны. Утро началось великолепно. Хорошо выспались, яркое солнце и голубое небо, но надо было действовать, я быстро развел костер из заранее заготовленных дров, повешал котелки с водой и крупой и пошел искупаться. После принятия освежающих процедур начал загорать, но понял, что спина слегка подгорает и это может отрицательно сказаться – ведь по спине ерзает рюкзак, поэтому спину пришлось завешать одеждой. Пока обедали, подъехала «Нива» мы немного поговорили, узнали куда идти дальше, но все равно толком ничего не поняли. Поели, собрались, плюс я еще дополнительно ждал Антонова - около получаса стоя с рюкзаком на плечах. Затем двинули в путь – на часах был обед. Солнце жарило и идти было не особо весело, но дорога периодически проходила под деревьями в тени. Мы шли вдоль отстойников, а слева от них текла Мана, временами заходя в отстойники. Шли относительно долго, пока не перешли мост, затем немного прошли по лесу и вышли к артели и турбазе. Мы добрались до домиков и застали «КамАЗ», рядом стояли мужики, курили и разговаривали, мы поздоровались, познакомились и попробовали узнать, как добраться до Манского озера, но так толком ничего и не поняли. Затем мужики прыгнули по машинам и разъехались. У киргиза Эдика узнали куда идти, но пошли не туда, а вверх по Синачаге, затем нас догнали мужики на «Ниве» и уже окончательно объяснили куда дальше двигаться. Мы вернулись к домикам, нашли завхоза Ксюшу (вроде так ее звать) оставили водное снаряжение на складе и пошли к броду через Ману – буквально 500 метров вверх вдоль Манны по тропе, которая заходит прямо в реку – здесь обычно ездят квадроциклисты. Переобули обувь на гидроботы, и пошли вброд. Река широкая, быстрая, но не глубокая, а в гидроботах было не холодно. Ориентир – постройки на другом берегу – дача Басманова и избы Егеря. Пока ходили – от дач улетел вертолет с Басмановым, он весь день летал над прииском. После брода зашли к Сереге – егерю, расспросили про путь к озеру, немного отдохнули, попили чай и спешно пошли дальше, стало вечереть, естественно к Манскому озеру мы сегодня не успеем, но пройти по максимуму надо и при этом найти подходящее место для ночевки. Стоит отметить, что у местных и у нас, туристов, часто совершенно разный взгляд на расстояния, пути и маршруты. То, что для нас – несколько часов стандартной ходьбы, даже с тяжелым рюкзаком, для них – это очень тяжкое путешествие, которое доводилось совершать когда-то давно или слышали от бывалых о том, как это далеко и трудно, в общем, недостижимо без транспорта. Поэтому надо учитывать этот факт и не воспринимать эмоциональную составляющую их рассказов. Мы пошли, рюкзаки были гораздо легче, и идти оказалось совсем легко. В начале был затяжной, но пологий подъем в гору, затем по плечу горы практически без изменения высоты около километра пути и, наконец, спуск, такой же пологий. Вскоре мы увидели долину Левой Манны – болотистое место, поросшее кустами. Дорога спустилась с горы и мы стали думать как дальше идти более оптимально. Вначале пошли по дороге вдоль границы леса и болота, появились глубокие колеи, заполненные водой, дорога раздваивалась и местами шла более сухими участками. В итоге, метров через 500 мы вышли к участку притока Левой Манны - болото изуродованное мототехникой. Здесь участок болота пересекал дорогу и что дальше делать, мы не знали, решили попытаться его обойти по лесу и пошли, местами попадалась дорога и это придавало уверенности, что мы идем правильно, но в итоге мы стали уходить совершенно не туда и я решил развернуться и идти назад по болоту, что оказалось правильным. Уже смеркалось и ситуация начала осложняться – мы мокрые, уставшие и в болоте, а на дворе поздний вечер, но несколько сотен метров по хлюпающей траве и мы свернули в лес, а через пару десятков метров вышли на дорогу, дело пошло веселей, я прибавил шаг и по относительно сухой дороге мы вышли через 10-15 минут к броду через реку, а вместе брода была стоянка! Все ситуация пришла к логическому завершению и хотя было поздно, времени хватило приготовить и расположиться. Последний час нашей ходьбы солнце зашло за горизонт, стало сыро и прохладно, в конце долины виднелась гора Сивуха во всей красе и от нее дул довольно прохладный ветерок. С дровами был некоторый напряг, но насобирали немного сушнины. Задерживаться у костра особо не стали, поскольку было прохладно, да и дрова надо было экономить. Легли спать и на этом день закончился. За день пройдено 8 км до Юльевского и порядка 10 км до стоянки на Л. Мане.
Изба егеря на берегу Маны, кордон
Изображение
На пути к Левой Мане
Изображение
Стоянка на Левой Мане, вдали гора Сивуха
Изображение
Брод через Левую Ману
Изображение

5й день. Переход к Манскому озеру. Утром было холодно, поэтому я проснулся рано. Выбрался из палатки и пошел за дровами. Насобирав определенный минимум, я вернулся, развел костер и поставил котелки готовиться. Завтрак приготовили с горем пополам, поскольку первоначально дров не хватило и костер прогорел. К трапезе я собрал пучок черемши, который нашел рядом с рекой. В общем, сборы были долгими и вышли к двум часам, отчасти из-за расслабленного настроения, что дойти сегодня нужно лишь до озера Манского, а это всего лишь 15 км, причем по дороге. Этот день был пасмурным, на Сивухе висели тяжелые, серые тучи и дело грозило перерасти в дождь, но пока все обходилось. И таки свершилось – мы вышли в путь! Сразу брод, Антонов был в резиновых сапогах и, чтобы мне не мочить ноги он перекинул сапоги на мой берег, я их надел и перешел реку. Зашнуровался и дальше в дорогу! Бодро прошли 30 метров и дорога опять привела к броду на тот берег, с которого мы только что пришли! Дорога обходила скалистый участок на левом берегу и возвращалась обратно. Мы решили не прыгать туда-сюда, а пойти дальше без дороги, местность для ходьбы нормальная, к тому же до того места, где по карте дорога переходит реку обратно и начинается подъем в гору всего-то километр, а это 15 минут ходьбы. На пути, конечно встретились маленькие трудности – через 200 метров скалистый участок (прост в преодолении) - здесь от реки отделяется один из рукавов и уходит в карстовые пустоты, сразу же за этим участков заросли березки, но не очень густые и скорость передвижения особо не падает. Тем более через 100-200 метров появляются участки старой дороги и до самого подъема шли с максимальной скоростью. Подъем совпадает с тем, что указан на карте – левое плечо горы Сивухи по пологому распадку ручья. Подъем удобный, почва песчаная, много луж. Пошел дождик. По пути начала попадаться черемша, толстая, сочная – ели ее всю дорогу. До озера на перевале поднимались около 2х часов, в воздухе висел туман и погода ухудшалась, поэтому особо не задерживались и не тратили время на фотографирование, быстро перекусили на берегу и пошли дальше. Тем более, обратно возвращаться этим же путем. Через полчаса мы выбрались в зону редколесья и лугов. А еще через 10 минут нам полностью открылись виды на Манское белогорье с одной стороны и на обратную сторону горы Сивуха, которая частично была покрыта березкой и курумником, подъем на вершину не представляет сложностей. Этот участок пути был самым красивым, горы до горизонта, луга, покрытые весенними цветами и никаких людей. До Манского озера оставалось совсем немного и, учитывая погодные условия и то, что мы уже прилично промокли - там будет наша сегодняшняя стоянка, не смотря на раннее время. Дальше дорога идет без особых перепадов высоты, очень грязная и изъезженная, в одном месте покрыта большим снежником. Пара километров пути и дорога спустилась к Правой Мане, самого озера, откуда она вытекает не видно из-за рельефа, но оно не более километра отсюда. Затем дорога круто забирает наверх и идет по восточному борту Манского озера. В котловине Манского озера весна только наступила, а на правом берегу еще была зима и лежал снег. Избушка, указанная на карте отсутствует, как это потом я установил, или я ее не нашел, что очень сомнительно, т.к. туда бы вела дорога - учитывая большинство моторизованных туристов, бывающих здесь. В общем, мы добрались до стоянки, здесь был стол и лавки, место под палатку. Взгляд Антонова упал на кедр в 100 метрах, там тоже было вполне хорошее место под стоянку. Решили перебазироваться туда, прихватив пару скамеек и лапник под палатку. Место под кедром оказалось неровным и лапник пригодился. Пока Антонов готовил место под палатку я на полчаса прошелся вдоль озера в поисках более хорошей стоянки или избы, но ничего приличного не нашел, только удочку с катушкой. Дорога была грязная, все таяло, бежало много ручьев. Дождь практически прекратился и начал дуть ветер, погода стала меняться, появились разрывы в облачности и периодически показывалось солнце – в нашем случае это было очень приятным. Я пришел на стоянку, поставили палатку, переоделись в сухое, развешали на камне сохнуть свои вещи и обувь и принялись готовить. На ужин были сперва сухари с супом пюре, чай с шоколадкой и пшенная каша с изюмом и медом. Солнце светило на палатку, мы закрыли вещами все щели, чтобы не задувал ветер и поэтому внутри было тепло. Мы вкусно поели и на последок я решил попить немного холодной водички. Достал бутылку, открутил пробку и запрокинул…. Первая мысль – хорошо пошла! Вторая мысль – это же бензин для горелки! В общем, остаток вечера занимался промывкой желудка, было очень обидно за переведенный зря ужин. После этого на бутылочке из-под бензина я повязал галстучек из пакетика, чтобы не спутать в следующий раз. День был очень насыщенным и мы сегодня уснули пораньше. За день пройдено 15 км.
Анюткины глазки
Изображение
Кашкара
Изображение
Черемша
Изображение
Манское озеро
Изображение
Изображение

6й день. Возвращение на прииск Юльевский. Проснулись примерно в 10 часов, было довольно прохладно, сильный ветер гонял облака, но погода была с явной тенденцией на улучшение – ветер стихал, а солнце светило чаще, температура росла. Позавтракали, долго собирались, Антонов фотографировал окружающие пейзажи и в особенности цветочки, коих здесь было сплошным ковром. Выдвинулись после часа, опять таки с божьей помощью. Сегодня у нас по плану дойти до Юльевского, а ночевать где получиться, возможно набьемся к егерю Сереге на кордоне. У Антонова началась проблема с мозолью, которую он натер еще во второй день пути и только усугубил ее в процессе ходьбы, потом замазал ее живицей. Он шел с трудом и я начал опасаться, что не смотря на приличный запас времени, мы можем встрять и не успеть до Юльевского, но Антонов через пару километров вроде зашагал бодрее. Через часа 2 мы были уже на Мертвом озере, на горе Сивуха, сфотографировались и пошли дальше, опять длинный спуск с горы, который вчера был для нас подъемом и вот наконец-то мы возле Левой Манны, прошли вдоль нее около километра до обрывчика и я сказал Антонову, что пойду на опережение. Поскольку уже надо было пообедать, учитывая наше отставание от графика я планировал быстро добежать до нашей вчерашней стоянки, развести костер и повешать котелки с водой, тем самым сэкономить время. Я стартовал, дошел до брода, перебрался, быстро насобирал растопки и начал разводить костер, как раз развел одновременно с приходом Антонова. Согрели чай, попили, перекусили и пошли дальше. Погода совсем улучшилась, все тучи остались за Сивухой, ветер утих. Через километр уперлись опять в тот болотный выступ, который 2 дня назад обходили, решили пересечь его напрямую. Вначале все было хорошо, трясина, но очень хорошо держит, а ближе к концу квадроциклисты раскатали колеи, в которых стояла вода и черная жижа, здесь пришлось немного попрыгать по кочкам, чтобы не набрать воды, но в итоге преодолели преграду за 10 минут, в отличие от прошлого раза, когда блудили около 1,5 часов. Еще полкилометра и начинается подъем в гору. До вершины шли очень долго, отвлекались на всякую ерунду. Дальше пошло веселее, встретили трех квадроциклистов на двух машинах, поговорили с ними и разошлись. Еще не успело стемнеть, как мы дошли до кордона. К Сереге заехали квадроциклисты (часть из них решила сегодня уехать на Манское, а остальные остались, человек около восьми). Как раз начались длинные выходные и народ повалил на Ману, в том числе и сюда. Я был голодным, дико, поскольку обеды у нас по определенной причине были неполноценными. Пока Антонов учил молодежь жизни, а заодно забрасывал удочки на тему остаться, я достал личный резервный запас – детскую кашку, вскипятил воды в избе у Сереги и пожрал, иначе это не назвать, Антонов отказался от этой гадости. Потом попили вместе чай и пошли погреться в баню (Серега предложил переночевать в его избе на кровати). Погрелись в бане и спать (написано коротко, но все было очень долго, поскольку Антонов нашел благодарных слушателей и верных последователей). Спали в тепле и на мягкой постели. За день пройдено 25 км.
И снова Манское озеро
Изображение
Правая Мана, за пригорком Манское озеро
Изображение
Сивуха, северный склон
Изображение
Дорого на Юльевский в районе Сивухи
Изображение
Вершина 2188, вид с востока (самый северный двухтысячник в крае)
Изображение
Мертвое озеро
Изображение
Участок Левой Маны, уходящий в карст
Изображение
Золотой корень
Изображение

7й день. Постройка катамарана и сплав до устья р. Жадейба. Проснулись довольно поздно, поскольку все остальные долго спали. Медленно собирались, готовили, затем проводили квадроциклистов на Манское и пошли с Серегой к броду, он нам выдал болотники, вместе мы перешли реку и пришли в артель. Нашли Ксюшу с ключами от склада, где бережно хранились наши вещи, забрали их и пошли готовить древесину для рамы, а с пригодным стройматериалом здесь проблема. С трудом, в течение почти часа вырубили 8 более-менее ровных березок, перенесли их на холмик, где находилась одна из вертолетных площадок и я принялся их готовить и собирать раму. А Антонов тем временем пошел отираться к старателям, нести им свет истинных знаний, как спастись в грядущем конце света. Пока я тесал деревца, он набился на обед к артельщикам и позвал меня, за этим делом пролетело еще полтора часа. Благодаря Антонову, мужики за обедом узнали, на сколько крутые мы экстремалы и, что мы никуда не спешим и можем обедать хоть до вечера в этом и состоит наша крутизна. Поэтому пришлось опять пинать напарника, чтобы не остаться здесь с ночевой. Когда я собрал раму, надул баллоны на часах было 6 часов вечера. Кое-как нашел Антонова, он никак не мог отстать от Ксюши, вернее она никак не могла от него отбиться, и я пришел к ней на спасение. Сделал установку Антонову на сбор вещей и прийти помочь примотать баллоны к раме. Дел на 15 минут, но благодаря нему все растянулось на час, обстановка была очень нервная, так затягивать время умеет только Антонов, безусловный мастер этого дела. С горем пополам собрались и стартовали сразу от базы старателей, река несла быстро, еле вписались в проход под мостом и поплыли дальше на большой скорости. Первые 10 километров сплава это была череда отстойников и быстротока, по которому неслись как на электричке по лесу. Мост через Ману, у которого мы ночевали недавно, решили обнести, поскольку под ним что-то торчало и риск был неоправданный. Аккуратненько подвернули к берегу, вытащили катамаран и тут немного задумались – стоит ли плыть дальше? Уже вечер, темнеет, собирается дождь, а мы в пункте с нормальной стоянкой, а что дальше по реке – неизвестно. В итоге решили идти. Моросил дождик, небо затянуло и от этого было еще темнее. Никаких приличных мест для стоянки и близко не было. Антонов начал предлагать какие-то неприемлемые варианты стоянки, я упорно не соглашался. Был момент, когда мы проплывали избу, которая находилась на склоне и из трубы которой шел дым, но этот вариант сам собой отпал, долго думали и проплыли мимо. Я так думаю, подойти к избе было проблематично, поскольку к ней добирались по дороге. И опять длительное ожидание. Уже практически ночь и последняя надежда – устье Жадейбы, здесь по карте расположена тропа, которая ведет к старым разваленным постройкам и была вероятность того, что здесь будет хорошее место под стоянку. И нам повезло! Еще издали мы увидели открытое пространство на берегу, поросшей травой и кустами, а по краям хороший кедровый лес – явно сухое место. Берег был приличный, удобно причалили и пошли осматривать место – все хорошо! Здесь организованная стоянка, немного дров, места под палатки и кострище. Посмотрели окрестности на наличие избы, но ее не нашлось на тропе, которая вела в лес. Пришлось заниматься обычным вечерним делом – ставить палатку и… Я предложил вскипятить воды на горелке, заварить чай, суп-пюре и спать, поскольку уже было поздно и моросил дождик. Антонов наоборот, предложил, что нужен костер и притом – большой, он занялся рубкой дров и разведением огня, я его идею не особо поддержал и полез в палатку переодеваться в сухую одежду. Антонов нарубил дров и развел костер. В итоге, когда я выбрался из палатки с продуктами, небо разъяснилось, дождь прекратился и стало светло. Я подумал костер тоже неплохо, раз дождя нет и не предстоит мокнуть. Сварили полноценный ужин, поели, посидели возле костра и поздно легли спать. День удался. За день пройдено по воде 33 км.
Постройка рамы катамарана
Изображение
Сплав по отстойникам - селфи
Изображение
Обнос моста
Изображение
Вдоль Манской стены
Изображение
Ночное плавание
Изображение

8й день. Сплав от устья р. Жадейба до Большого Манского порога, прохождение Соболиной трубы и БМП. Проснулись довольно поздно. Сегодняшним нашим конечным пунктом должен быть берег у подножия горы Алат возле БМП, 40 километров пути по быстротоку – итого порядка 5 часов. Время нас не поджимало. Поели, не спеша, собрались и отчалили. Практически все время вдоль правого берега мы наблюдали стену – борт долины Манны, здесь она тянется на много километров. Затем впереди показались высокие горы – как раз система вершин Алат-Баян. Река сильно петляла и когда начнется водное, веселье оставалось только догадываться, поскольку, как мы выяснили Соболиный порог довольно длинный и где он начнется, было не ясно. Мы предположили, что его следует ожидать от Соболиного ручья. По ходу движения мы несколько раз останавливались, чтобы переодеться, поскольку день задавался и солнце начало палить. На одной из стоянок, где дорога выходит на берег Манны и валяется всякий металлический мусор, мы встали на обед. Перекусили, надели непромокаемые вещи и выплыли – теперь предстоит идти без остановок. Река постепенно набирает скорость, местами появляются препятствия, камни в воде становятся более крупными. И вот наконец-то после Соболиного ручья начались валы, плыть стало очень весело, смущали только замерзшие ноги, которые вот уж как полчаса я держал в воде – сели на катамаран верхом, чтобы было удобней грести и держаться ногами за баллоны. Ключевое место было за правым поворотом – здесь на деревьях висели скомканные зеленые пакеты в качестве указателя. Мы хорошо вписались в поворот и вылетели на сплошные – во всю ширину реки высокие (1 – 1,5 м) валы. Этот участок, протяженностью около 200 метров, выходит на живописный обзор горы Алат с реки, как раз видна Соболиная гряда скал, как зубы дракона, торчащие из тайги, тянущиеся вдоль гребня. Вода в реке лазурно-голубая, красивого цвета. Весело промчались по этому участку, но ничего серьезного нам не показалось, далее было еще пара интересных мест 3ей категории и вот мы вышли на спокойный участок реки, где на берегу висел автомобильный знак «!». Т.о. до первой ступени – самой интригующей части сплава оставалось каких-то пара-тройка сотен метров. Мы переглянулись, будем делать осмотри или нет? И единогласно решили идти без осмотра – во-первых, время терять не хотелось, во-вторых порог не на столько сложный, а в-третьих все могло закончиться сомнениями и обносом.
И вот мы подошли к первой ступени. Понесло нас очень быстро, самая большая скорость, которую я только видел на воде. Управлять катамараном в полной мере было невозможно, но выравнивать по курсу и отгребать от скалистых берегов получалось легко. Прошли практически по центру, лишь в поворотах нас прижимало к берегу, но в скалы не врезались, на левом берегу стоял народ с камерами и снимали нас и вот последний вал – самый мощный с бочкой. Влетели в него по самому центру, на пару секунд я погрузился под воду с головой и вот мы вышли из первой ступени, полностью мокрые. Быстро причалили к берегу, к тому месту, где стояли катамараны, вышли на берег и привязались. Я поскользнулся и упал в воду – теперь я окончательно был мокрым, вода была ледяная и уже хотелось в тепло. У стоявших рядом теток спросили про обстановку на берегу – есть ли места под палатки и поплыли дальше. Вторую ступень мы месяц назад прошли, она нам не показалась сложной, но тогда вода была ниже, а при высокой воде 2я ступень становится более бурной, чем первая, как мы об этом узнали позже. Весь участок второй ступени представлял из себя жесткие валы, обливных камней не было, но они превратились в бочки. В одном месте меня вал ударил так, что я почти улетел с катамарана, еле задержался рукой, второй мощный вал на этом участке я уже не греб, а просто держался за раму. Недооценили мы вторую ступень! Нас хорошо покидало на валах и в итоге мы прошли вторую ступень, быстро причалили к берегу – здесь как раз удобное место для стоянки, рядом несколько катамаранов и дед собирал печку для походной бани из камней. Выбрались на сушу, вытащили катамаран, скинули с себя часть мокрой одежды и греться, поскольку мы хорошо замерзли, то голова туго соображала и первые 5 минут ничего не делали. Затем начали шевелиться, надо было срочно ставить точку в сегодняшних делах. Я пошел на разведку, пока Антонов переодевался, но места не нашел, потом пошел Антонов и нагло поставил палатку рядом с одной компанией, их было около 20 человек и они были очень нам рады! Затем перетащили вещи, катамаран, переоделись в сухое и пошли за дровами, солнце еще светило, был конец дня, в общем, все по плану. За дровами пришлось идти далеко, поскольку место часто посещаемое и все вытаскали из леса. Мы нашли старую упавшую кедру и отрубили от нее по нескольку больших кусков, притащили их в лагерь и принялись готовить. Поели все вместе, долго разговаривали, слушали байки про пьяные похождения по пещерам и прочим местам, ближе к часу-двум улеглись!
Стоянка на Жадейбе
Изображение

Изображение
Вблизи Соболиного порога
Изображение

Изображение
Большой Манский порог
Изображение
9й день. Сплав от БМП до с. Выезжий Лог Возвращение домой. Проснулись рано, наши друзья еще спали. Стоял туман и солнце еще не вышло из-за горы, но было тепло. Я начал понемногу заниматься костром и готовкой. Постепенно народ начал просыпаться. Первоначально на наш поход было заложено на сутки больше времени и последний полный день был отведен на восхождение на Алат. Антонов передумал, а я изначально не хотел, поэтому не пошли. Началась утренняя возня, сборы, кто-то уплыл раньше, кто-то ждал пока туман развеется. Наконец-то, к 12 часам собрались и мы. Отчалили по туману, собрали половину камней в 3ей ступени порога и поплыли, периодически нас поливал дождь. Но небо на горизонте было голубым. Пол пути дождь сопровождал нас, а дальше мы выплыли на солнце и погода шла только на улучшение. До Выезжего Лога добрались без приключений, вытащили катамаран, стали разбираться и сушиться, оставалась только одна мелочь - добраться до машины, местные просили слишком много на наш взгляд, наших знакомых квадроциклистов мы не стали просить (они вернулись как раз от Манского озера). В итоге я взял 500 рублей одной купюрой, еще 400 рублей сотнями и пошел ловить попутку. Через 20 минут я остановил японский грузовичок с двумя мужиками, которые ехали в Мину и набился к ним. Поехали. По пути зарулили на базу в Ивановке, где мужики немного поговорили со своим знакомым и поехали дальше. В Мине меня высадили, денег брать не стали. До Кутурчина 7 километров, а я как раз давно не бегал - удачное совпадение - и я побежал. На все это расстояние потребовалось около 30 минут, хорошая темповая тренировка. Машина стояла там, где я ее поставил, дозвался хозяина, забрал у него свои ключи, поговорили немного, как раз приехал Коля, он сбрил бороду и я его сразу не узнал. Поговорил еще с Колей и поехал к Антонову в Выезжий Лог. Доехал за 40 минут - народу тьма, приплыла вся флотилия, которая была на манском пороге, еле нашли свои вещи в куче чужих, сложили их в машину и домой. На этом приятном моменте наш поход закончился.
По 3ей ступени в тумане с утра
Изображение
На полпути к Выезжему Логу
Изображение
Деревянный мост через Ману
Изображение
Наплыв водников
Изображение

Ответить

Вернуться в «Ергаки/Саяны»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость