г. Новосибирск 2017 г.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Составитель отчета: Соснов А.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие сведения о путешествии
Идея мероприятия
Сроки, транспорт, логистика
Краткая характеристика района
Список участников мероприятия
Подневное техническое описание маршрута
Послесловие
1. Общие сведения о путешествии
Вид туризма: пешеходный
Категория сложности: не определена
Время странствия: с 6 по 19 августа 2017 г.
Район путешествия: Центральная часть Восточного Саяна, (р. Кизир), Красноярский край.
Продолжительность активной части: 13 дней
Протяженность маршрута: По воде – 214 км в одном направлении. Пешая часть без восхождения на пик – 80 км.
Восхождение на пик Грандиозный – 8,5 км набор высоты - 1390 м.
Состав группы: 5 чел. (список прилагается)
МАРШРУТ ПОХОДА:
Поселок Усть-Каспа — р. Кизир —Четветрый порог на р. Кизир — р. Фомкина 1-я — р. Пихтовая — руч. Водопадный — пик Грандиозный — руч. Водопадный — р. Пихтовая — р. Фомкина 1-я — Четветрый порог на р. Кизир — р. Кизир - Поселок Усть-Каспа.
ПЛАН ПОХОДА ПОХОДА:
2. Идея мероприятия
Жизнь течет медленно, переливаясь из пустого в порожнее. И кажется, что в ней ничего уже не меняется. Но что то, все-таки меняется – близкие люди отдаляются, появляются новые друзья и знакомые. Или с теми, с которыми раньше был «шапочно» знаком, находятся общие интересы. Например - увлечение рыбалкой, как у меня.
Идея сходить на пик Грандиозный была высказана Левченко А. прошлым летом, во время поездки на рыбалку на север Томской области в местечко с красивым названием «Семиозерье». В то время название «пик Грандиозный» мне ни о чем не говорило. Этот район был обойден моим вниманием, я даже не знал о его существовании. Александр наоборот хорошо был знаком с районом, несколько раз плавал по Кизиру и даже поднимался на сам пик. Правда это было давно и отдельными кусочками. Постепенно у него сформировалась идея маршрута с восхождением на пик, как главная цель мероприятия. Мне для того чтобы понять в какую очередную авантюру меня втягивают, пришлось вернуться к истокам. (Обратиться к первоисточникам, как говорили в школе). Т.е. прочитать книгу новосибирского писателя (по совместительству геодезиста или наоборот) – Григория Федосеева: «Мы идем по Восточному Саяну». В ней красочно и подробно описана природа и животный мир этого района, рассказывается о первой государственной экспедиции в центральный район Восточного Саяна, с целью изучения и составления подробных карт. 1938 год. Что ценно – сам автор был участником и главным организатором экспедиции. Таким образом представление о районе путешествия я получил. Можно было предполагать, в связи с его труднодоступностью, что там мало что изменилось на сегодняшний день. Для полноты картины, прочитал дневники местного охотника – Андрея Хрущева, опубликованные в инете туристами. Это легендарная личность (культовая для туристов), он прославился не тем что писал дневники и стихи, находясь по полгода в тайге, а тем что настроил избушек и прорубил путики по рекам, где раньше не ступала нога туриста. Фактически тем самым, открыв путь туристам на пик Грандиозный, Кензилюкский водопад и т.д. В верховьях Кизира, руч. Пихтовый, руч. Водопадный, руч. Ледниковый Андрей начал охотится с 1993 года и методично рубить путики и строить избушки. Сейчас эти места уже заброшены охотниками из-за отдаленности. Их интересы распространяются только до р. Фомкина 2-я. Мы познакомились с местными охотниками, когда поднимались вверх по Кизиру, летом они рыбачат на реке, завозят туристов и рыбаков за пороги, одним словом живут на реке. Для полноты картины стоит посмотреть фильм «Охотник», тоже про Андрея. Сделан на основе его дневников. https://www.youtube.com/watch?v=5_ZvlSLXDv4 Прочитал отчет Римуса: http://egiki.ru/viewtopic.php?f=97&t=7010 о путешествии на пик Грандиозный с заходом из Гутары. Это классический маршрут для посещения района, протяженностью почти в месяц, и с прочими трудностями заброски. Поэтому, план высказанный Левченко, мне очень понравился, получалась почти халява. Для моих 2-х недель отпуска – единственный приемлемый. Таким образом решение было принято, цель поставлена, оставалось уточнить детали и укомплектовать команду третьим человеком.
3. Сроки и транспорт
Путешествие естественным образом разделилось на три составляющие: авто, водное и пешее. Так как планировалось подниматься по реке на своей лодке, стартовый вес общего снаряжения примерно оценивался в 400 кг. Ни о каком общественном транспорте не могло идти речи. Поэтому началом путешествия можно считать отъезд нашего автомобиля от ворот дома. По срокам особо задумываться не пришлось, отпуск у меня в августе, поэтому и начало нашего путешествия мы запланировали на 5 августа с расчетом на две недели (с небольшим, если не повезет с погодой).
4. Краткая характеристика района.
Восточный Саян – это самостоятельная горная система, а также красивейшая горная страна, раскинувшая свои границы в южной части Сибири на территории юга Красноярского края, запада Бурятии, юга Иркутской области и северо-востока Тувы от правобережья Енисея до побережья озера Байкал. Свое имя эта горная страна получила от имени живших в верховьях рек Енисея и Оки тюркоязычного племени саянов. Горная система имеет прежде очень складчатую структуру, имеющую северо-западное и субширотное направление.
Рельеф. Протяженность Восточного Саяна достигает почти 1000 км., высота доходит до 3491 м (гора Мунку-Сардык). Система Восточного Саяна состоит из среднегорных хребтов, которые несут на себе современные ледники. Восточные Саяны протянулись практически под прямым углом к Западным. Форма рельефа их образует систему «белогорий» (Манское, Канское) и «белков», которые получили такое название из-за нетающих круглый год снегов. В центральной части, Саян в верховьях рек Казыр и Кизир несколькими хребтами образован «узел» с высшей точкой — пиком Грандиозный (2982 м.). Самые высокие и труднодоступные хребты находятся на юго-востоке - это Большой Саян, Китойские Гольцы, Тункинские Гольцы, Кропоткина. Высшей же точкой Восточных Саян является гора Мунку-Сардык (3491 м.).
Между Восточными и Западным Саянами расположены более десятка котловин различных размеров и глубин, самой знаменитой среди которых является Абакано-Минусинская котловина, известная своими археологическими памятниками.
Животный мир в Саянах так же богат, как и растительный. Встречаются многочисленные звериные тропы. В тайге и горах можно увидеть марала, лося, кабаргу, белку, бурундука, зайца. Из птиц в Саянах наиболее многочисленными считаются кедровка, сойка, часто слышны дятел, клёст, щура, глухарь, куропатка, рябчик. В реках Саян водится хариус сибирский, ленок, много тайменя. Типичные представители кровососущих — комары, мошка, овод — здесь немногочисленны, а в хорошо продуваемых речных долинах их нет. Все реки Саян относятся к бассейну Енисея и имеют смешанное снегодождевое питание, доступны для сплава с июня по сентябрь. В Саянах расположены и два уникальных заповедника дикой природы: Столбы в Восточных и Саяно-Шушенский в Западных.
Типы ландшафтов. Характер высотной поясности ландшафтов чётко коррелирует с высотой, экспозицией склонов и степенью континентальности. Свыше 50% территории Восточных Саян покрыто горной тайгой. Преобладают темнохвойные (ель, пихта, сосна кедровая сибирская) леса, среди них - пихтово-кедровые, пихтовые (пихтарники) леса на подбурах иллювиально-железистых и кедровые (кедровники) на подбурах оподзоленных. В заболоченных долинах произрастают еловые леса на торфяно-подзолисто-глеевых почвах и глеезёмах оподзоленных. Светлохвойные леса (лиственница, сосна обыкновенная) характерны для более сухих почв восточного и юго-восточного районов Восточных Саян, где встречаются также сосновые боры. На южных склонах встречаются так называемые убуры - участки разнотравно-злаковых степей на тёмно-каштановых и чернозёмных почвах. Лиственничная тайга с лишайниковым покровом на северных и травяным покровом на южных склонах сменяется с высотой лиственнично-кедровыми и кедровыми лесами, образующими верхнюю границу леса на высоте от 1500-1600 м на западе до 1900-2100 м на востоке. Среди высокогорных ландшафтов господствует горная тундра, покрывающая плоские белогорья и высокие плоскогорья. Наиболее распространена кустарниковая и мохово-лишайниковая тундра на литозёмах грубогумусовых. В западной, более увлажнённой части встречается субальпийское редколесье, представленное кустарниковой ольхой, золотистым рододендроном, а на крайнем востоке - кедровым стлаником. Вблизи снежников - редкие, но красочные альпийские луговины. В межгорных котловинах - степи, переходящие с высотой в лесостепи предгорий с сосново-лиственничными лесами на серых лесных почвах.
Климат. Климат континентальный на северо-западе и резко континентальный на юго-востоке с продолжительной суровой зимой и прохладным летом, в течение которого выпадает основная масса осадков. В низкогорьях средние температуры января от -17 до -25°С, июля - от 12 до 14°С. Преобладают западный и юго-западный ветры. Годовое количество осадков зависит от экспозиции склонов; на западном и юго-западном склонах выпадает 800-1200 мм и более; на восточных и юго-восточных склонах - около 300 мм. Наибольшая мощность снежного покрова отмечается на стыке Западного и Восточного Саяна, а также в Тункинских и Китойских Гольцах; здесь же сходят самые мощные лавины. Высота снеговой линии от 2100 м на северо-западе до 2700-3000 м на юго-востоке. Многолетняя мерзлота (мощностью до 600 м) широко распространена в высокогорьях восточной части, а в среднегорьях и в низкогорьях носит островной характер. Известно 107 небольших ледников (главным образом каровых и висячих), общей площадью 30,8 км2 (2000). Самый крупный (площадь 1,4 км2) - ледник Авгевича в верховьях реки Большой Енисей; самый длинный (до 2,7 км) - долинный ледник Ячевского на склонах пика Топографов.
5. Список участников мероприятия
6. Движение по маршруту и его техническое описание
4 августа. (пятница) Отработав полноценный рабочий день, ближе к вечеру прибыли с рюкзаками и в «боевом» снаряжении в исходную точку, для того чтобы собрать необходимое шмутьё (снаряжение) и загрузить его в машину. Выезд был намечен на субботу (5 августа) с утра пораньше, пока еще дороги не успели заполниться транспортом. Затолкать столько снаряги в машину, даже джип, даже большой джип – весьма проблематично. Спас самодельный багажник (очень нелюбимый инспекторами ДД), куда мы «закорячили» лодку, самый габаритный и тяжелый груз.
Заднюю часть салона забили под потолок, но немного места на заднем сиденье оставили, чтобы можно было втиснуться одному человеку. В 10 часов вечера сборы были закончены. Решили не откладывать до утра начало путешествия и поехали на ночь глядя, как говорили в старину. Как обычно первые 10 минут лихорадочно пытались вспомнить, что забыли. По мере выезда из города, начали осознавать, что мы уже в другой реальности. Начиналась новая жизнь.
Весь день погода хмурилась, местами даже прошли дожди. А к вечеру, к ночи собрался мощный грозовой фронт на востоке и юго-востоке новосибирской области. Вот в него мы и влетели сходу, отъехав минут 40 от города. Сплошные черные тучи, нависшие над полями и дорогой, хаотично подсвечивались вспышками молний. Через 5-10 минут мы въехали в полосу дождя. Чем дальше мы двигались, тем плотнее становились дождевые потоки. Началось настоящее «светопредставление»: ослепительные вспышки молний, разрывающие кромешную тьму, раскаты грома и сплошная стена дождя. Дворники и фары были бесполезны в определении направления движения. Как водитель нащупывал дорогу, было непонятно. Легковушки, повключав аварийки, прижались к обочинам. Только фуры, подсвеченные множеством огней, как фантастические корабли, разрезали водяную массу, не снижая скорости. Движение замедлилось до минимума, потихоничку ехали (плыли) вперед. За Мошково дождь стал редеть, только молнии продолжали освещать дорогу и окрестности, но уже без грохота. Ближе к Болотному дождь кончился, осталась только мокрая дорога, но и она быстро подсохла.
Настроили авто-навигатор на Копьево, чтобы он нашел короткую дорогу в Хакасию. Не доезжая Верх-Чебулы, «Маша» из навигатора приятным голосом скомандовала: «Сверните направо» и мы поехали «тайными тропами» на Тисуль значительно спрямив магистральную дорогу. Брезжил рассвет, по логам стелился туман. Из мрака ночи наступало утро нового дня. Дорога хоть и не магистральная, но вполне приличная и совершенно пустая. Самое время чтобы подменить водителя. Дима после жигулей, на которых уже не ездил 10 лет, каскадер еще тот. После пары лихих поворотов у Левченко сон как рукой сняло, он снова был бодр, но не весел. Я с трудом расцепил пальцы руки сжимающие верхний поручень и перевел дыхание. Александр, побыв немного в роли инструктора, снова сел за руль. Проехав поселок Усть-Колба, мы снова выскочили на магистральную дорогу. Проехали Тисуль, какое-то время ехали вдоль Ж/Д на Абакан, соревнуясь с поездами в скорости. Пересекли железную дорогу и через некоторое время свернули с дороги чтобы полюбоваться красивейшим озером Инголь. Лесная дорога, по которой мы подъехали к озеру, выходит на крутой высокий берег, с него открывается полная панорама всего озера. Озеро расположено в овальной котловине и окаймлено лесом. Перед нами раскинулась огромная зеркальная чаша, кое- где прикрытая клочьями белого утреннего тумана. Фантастически красивое место. К сожалению, запечатлеть на фото не удалось, было слишком раннее утро. Местное население называет озеро - «Сибирской Рицей». Вода обладает целебными свойствами, в переводе название озера звучит как «целебное». Тем же путем вернулись на магистраль. Через некоторое время на горизонте появились трубы Березовской ГРЭС. Дорога пошла вдоль Березовского водохранилища, по высокому берегу. Поэтому взору открывается почти вся поверхность озера в утренней дымке серого тумана. Идиллию нарушали электрические провода и столбы, идущие вдоль берега озера.
Дорога огибает почти все водохранилище, Березовскую ГРЭС и поворачивает к Шарыпово. Шарыпово и Ужур мы объехали по объездным дорогам. После поселения древнегреческих аргонавтов, с названием Златоруновск пересекаем границу Красноярского края и въезжаем в Хакасию. Маша из навигатора радостно объявляет, что мы приехали в Копьево, по ее мнению, конечную цель нашего путешествия. Проезжаем жемчужину Хакасии Ширу с ее водолечебными озерами. День уже вступил в свои права, хочется что-нибудь съесть. Тщательно высматриваем придорожные кафе. Пообедать получилось только после Абакана, в кафешке с названием «У толстяка». Накормили вполне прилично. За Минусинском кончилась карта в навигаторе, Маша начала нервничать и посылать нас в разных направлениях. Пришлось ее выключить. Дальше следовали, опрашивая местное население и дорожные знаки. Курс взяли на Курагино. Большой поселок, стоящий на берегу реки Туба. Река Туба получается от слияния Козыра и Кизира. На трассе между Курагино и Большой Ирбой, есть отворот грунтовой дороги в сторону Кордово. Кордово, Журавлево и Усть-Каспа друг за другом расположены по берегу Кизира. Дорога зажата на узкой полоске между косогором и рекой, очень живописна. Между деревьями мелькает широкая голубая лента реки. Иногда дорога идет почти по самой кромке берега и взору открывается вся панорама реки. Перед въездом в Усть-Каспу, дорога протискивается под строящимся ж/д мостом. Приходится маневрировать и разъезжаться с большегрузными машинами. Усть-Каспа прильнула к Кизиру и вся вытянулась вдоль его берега. Легко находим нужный съезд к реке, где можно разгрузиться, накачать лодку и подготовиться к плаванию.
Берег ровный, с кустиками и кострищами. Красивый вид на противоположный берег и реку.
Много отдыхающих, выходной день. Народ жарит шашлыки, пьет пиво и танцует на открытой веранде недалеко от нашей стоянки. Обсуждаем целесообразность смены дислокации. День подходит к концу, сил и желания куда-либо двигаться нет. Решаем, что отдыхающие нам не помеха, и ставим палатку.
Вечер уходит на то чтобы подготовить плавсредство, разобрать снаряжение, сварить ужин и немножко полюбоваться красивым закатом.
6 августа. Подъем в 6.00. Над рекой туман, на небе облака вперемежку с тучками. Температура около +10оС. Быстро согреваем чай, доедаем остатки деликатесов, взятых в дорогу. По реке вверх по течению с небольшим интервалом проходят 3-4 деревянных плоскодонки, загруженных по полной с 2-3 пассажирами на борту. Местные забрасывают туристов и рыбаков по Кизиру за пороги. Цена заброски на одной лодке (3-4 человека) равна 35 т.р. Как мы потом поняли весьма умеренная. (Только запасной винт на мотор типа нашего стоит от 9 до 12 т.р.) Мы тоже грузимся. 200 Литров бензина в канистрах занимают половину лодки. Две сумки-баула с продуктами, 3 рюкзака, удочки и пластиковые кейсы со снастями. Когда мы это все загрузили получилась большая гора, возвышающаяся над лодкой. Нам самим просто некуда было втиснуться. Как-то втиснулись, сложнее всего было Левченко, он сидел на моторе и ему нужно было видеть куда плыть. Ну как-то поплыли, пытаясь из мотора выжать максимальную скорость. Но вот с мотором сразу что-то не заладилось. Не хотел он вести с той скоростью, что мы запланировали. Я заподозрил масло, которым мы разводили бензин, по виду оно больше напоминало отработку.
Частично моя версия подтверждалась тем, что постоянно Александру приходилось чистить свечи, иначе мотор не хотел заводиться. Проплыли Джебь с дачным поселком в устье и деревянной скульптурой на берегу, приветствующей всех проплывающих по реке.
Вода несла муть, вечером в верховьях ходили тучи и грохотал отдаленный гром. На стрелке с Шиндой, чуть не ушли по Шинде, Кизир смотрится рукавом. Но вовремя глянули в навигатор и резко вывернули вправо. Левченко сказал, что вода в реке высокая и можно идти на винте, не прибегая к перестановке водомета. Эту операцию по перестановке винта на водомет мы репетировали все лето. «Не приккатилось». Отплыв немного от Шинды, выработали первую 20-ти литровую канистру бензина. Пристали к берегу, заправили бак. Пустую канистру, ногу с водометом и канистру с бензином на обратный путь сховали под елкой. Поставил точку в навигаторе. Но далеко проплыть не удалось, мотор перестал крутить винт. Сам тарахтит, а винт стоит на месте. Пристали на веслах к берегу. С помощью частичной разборки и какой-то матери, Дима с Александром нашли причину хандры двигателя, выправили дефект и мы продолжили свое неспешное плавание. Когда прошли Ничку, стало ясно что грязь плывет из нее.
Река Ничка
Вода быстро очистилась до кристального состояния. Стало полностью видно рельеф дна. Фарватер стало можно определять визуально. Только это не помогло, мы снова раз за разом налетали на мель. Левченко посмотрел на винт и сказал, что ему хана. Пристали к берегу поменяли винт, почистили свечи, кое как завели мотор и продолжили путешествие.
Пройдя немного от Нички, решили стать на обед, да и свербило в н-ном месте, ведь в реке плавает ХАРИУС, а у нас удочки валяются без дела. Командуем Диме варить обед и лихорадочно начинаем разматывать удочки. Дима до того опешил от такого неожиданного поворота, что спросил: «костер разжигать?». На что получил убедительный ответ – если можешь сварить суп без костра, то не надо. В душе я порадовался – пока Дима сообразит с чего начать готовить обед, можно сделать несколько забросов. Кизир, видя наши старания, выделил каждому по паре скромных рыбок. Тем временем суп был сварен и чай заварен, нужно было обедать и продвигаться дальше. Впереди был Первый, самый свирепый порог. Поднимаясь вверх против течения, можно было не бояться «влететь» в порог. Даже если его не заметить, или забыть про него и зайти в порог, то ничего не произойдет. А вот если сверху в него войти или неудачно стартануть, после обноса, и лодку затянет в порог, то уж тут мало не покажется. Местные говорили, что у них каждый год один, два человека гибнут в порогах.
Первый порог обозначился стоящими вдоль берега и на берегу деревянными и надувными лодками. Стало ясно что дальше хода нет. Ну и мы подрулили в общую кучу. Зачалили лодку и пошли поприветствовать Порог со смотровой площадки, где открывается прекрасный обзор на всю эту необузданную ревущую стихию. Навстречу нам рыбаки несли катамараны, обнося порог. Левченко над ними похихикал – имея такую великолепную технику они ее тащат по земле. Но рыбаки не туристы у них нет спортивного интереса. Они уже по земле ходят, а не летают в облаках.
От воды вверх резкий подъем, а там протоптанная даже не тропа – дорога. Не идеальная: с ямами, лужами, кочками, корнями и прочими прелестями. Но самое главное, что нас порадовало, это коляска на мотоциклетных колесах. С ее помощью, мы легко справились с перетаскиванием нашего груза за порог. Таскать оказалось недалеко метров 250-300. В конце тоже крутой спуск к воде. Моему рюкзаку не понравилась езда на телеге, и он совершил две попытки к бегству и обе очень неудачно, лицом в грязь. Превратившись в конце пути в большой грязевой ком.
Противоположная сторона порога, вернее берег, уставлен деревянными лодками. Это местные рыбаки-охотники, занимающиеся извозом, чтобы не перетаскивать лодку через порог, имеют две лодки, а возможно и больше. Перетаскивают только вещи и мотор. Возможно так же поступают и на Третьем пороге. Там тоже стоят по обоим сторонам порога деревянные лодки.
Загрузили шмотки, поставили мотор и пошли дальше. В одном месте выбрали неверное направление и глухо сели на мель, пришлось спешится, и тащить лодку против течения метров 300, бурлацким способом, впрягшись в веревку. Вымокли и замерзли как цуцики. (Кто бы мог предположить, что это всего лишь репетиция к третьему дню, когда волок станет основным способом продвижения по реке.) Левченко еще раз поменял винт. Поставил второй запасной винт. Через некоторое время река сузилась, глубина при этом значительно увеличилась, было ощущение что плывешь по каналу или бассейну с ярко бирюзовой водой.
Вход в Семеновскую шиверу
Идиллию начали нарушать небольшие шиверки. Шиверы не прекратились, а стали попадаться все чаще и увеличиваться в размерах. Вопрошаем у Левченко: «Что за фигня?». И тут до нас доходит – это Семеновская шивера. Самое неприятное место на всей реке. Левченко нам сообщает, что мы стоим перед «Баней», печально известном месте, где погибли два человека из экспедиции Федосеева. Характерной приметой места служит отвесная скала слева и огромные булыганы, хаотично торчащие из воды по руслу реки. В этом месте шиверы высотой примерно 0,5-1 метра пульсируют непроходимым частоколом. У Саньки глаза по чайнику, рот открыт, волосы дыбом. Забраться на вал с первого раза не получается. Сбрасывает газ, дает лодке спуститься назад, и снова с разгона пытается выскочить на шиверу, чуть правее, там пониже. Лодка замирает на гребне и медленно переваливается через вал. Шиверы редеют и уменьшаются по высоте. Река все еще напоминает бассейн. Теперь мы внимательней смотрим в карту. Ждем приближения Второго порога. У меня почему-то отложилось, что Семеновская шивера между Вторым и Третьим порогом. То есть где-то еще совсем далеко и не сегодня. Встречаться в первый день с ней совсем не хотелось, это самое сложное место для прохождения, на всей реке. У нас даже не было плана как ее пройти. Ее «буйность» очень зависит от уровня воды, заранее не спланируешь. Наш «Великий Кормчий», уже имеет такой огромный опыт хождения по горным рекам на моторе, эту задачку он решил без подготовки, с наплыва. Адреналина хапнули по полной. Все.
Второй порог не такой свирепый как первый. Плоскодонки его проходят без груза и пассажиров, без обноса. Мы обтаскиваем груз, но недалеко, через косу. Лодку без груза на другую сторону порога проводим по ручейкам и лужицам.
Второй порог.
Второй порог.
День подходит к концу, пора искать подходящее место для ночлега. Проплыв немного от Второго порога находим красивую каменную косу по правому берегу по ходу движения. С травкой и кустами в глубине. Становимся на ночлег примерно в 20 часов. Разгружаем лодку, ставим лагерь, варим ужин. На ужин у нас в водной части свежая картошка и банка тушенки.
Трек первого дня. (фиолетовый цвет до обеда, синий соответственно после обеда).
Статистика движения:
Время старта – 7:40
За день прошли - 84 км.
Время в пути – 9 час 16 мин.
Время в движении – 6 час. 24 мин.
Общая средняя скорость – 9 км/ч.
Средняя скорость в движении – 13 км/ч
Набор высоты: 362 – 420 м
Время финиша – 20:05
Время обеда 12:23 – 13:30.
7 августа. Подъем с рассветом.
На месте ночевки оставили пустую канистру. Погода пока балует. Тучки где-то на горизонте ходят, но над нами облака. Завтракаем грузимся и стартуем. На реке почти никого нет, ни рыбаков, ни туристов. С правой стороны уже прорисовался хребет Крыжина. Проплываем места где путешествовал Федосеев со своей экспедицией. Знакомые названия: Голец Козя, озеро Хариузовое, Тайменский белок и т.д.
Не зря вверху тучки ходили, вода опять порыжела, с верховьев Кизира несет муть. Отслеживать фарватер и следить за подводными камнями стало труднее. Бороздить дно мотором стало обыденным делом. Смена винтов пошла на второй круг.
Пару- тройку раз протащили лодку пешим порядком. По берегам регулярно попадаются избушки. Ставлю точки в навигаторе.
Приближаемся к Третьему порогу. Третий порог обозначился зачаленной деревянной лодкой.
На пороге есть небольшая избушка, несколько в отдалении, на 2-3 человек. Непосредственно у тропы для обноса, оборудован стол со скамьями. Тут же рядом расположено костровище.
За столом обедала веселая компания местных рыбаков-охотников.
Пока мы с Димой разгружали лодку, произошла историческая встреча «на Эльбе», Сашка опознал в одном из рыбаков Худык Валерия Васильевича. Они уже раньше, лет семнадцать назад, встречались на реке. Худык В.С. - живая легенда этих мест. Самый именитый охотник и рыбак. Кинозвезда. Летом занимается заброской желающих за порог. Он тоже вспомнил Левченко, естественно оказалось много общих знакомых и общих интересов. Когда Валера узнал, куда мы направляемся, он между прочим сказал: «Не пройдете. Там в верховьях очень мелко в этом году. На вашей посудине там делать нечего». Мы этим словам особого значения не придали, но осадок остался.
Задушевная беседа несколько удлинила наш обед.
Порог проходится в два этапа. Вещи через косу метров за 150-200 перетаскиваются в небольшой заливчик. Разгруженная лодка преодолевает первый каскад порога самостоятельно и тоже попадает в этот заливчик. Дальше по тропе вещи, лодка и мотор обносятся на другую сторону порога. Метров 250-300. Сильно упираться нам не пришлось, вся компания Валеры Худык впряглась в это дело. А так как здоровья у ребят немерено, мы рта не успели раскрыть, как все наши вещи были уже на исходной позиции.
Верхняя часть порога (и наша лодка на стартовой позиции)
Третий порог (средняя часть)
Память о тех, кто неудачно прошел порог
Наконец мы распрощались с местными рыбаками-охотниками, у нас впереди была еще не пройденная половина дня. Как-то надо было отыгрывать время. Муть потихоньку начала оседать, стало проглядывать дно. Остаток дня прошли удачно, только пару раз, шоркнув винтом по камням. Прошли р. Тумановку, Ключ Долгий, р. Абакумиху и стали на ночевку.
Трек второго дня.
Статистика движения:
Время старта – 7:04
За день прошли - 78 км.
Время в пути – 10 час 50 мин.
Время в движении – 5 час. 35 мин.
Общая средняя скорость – 7,2 км/ч.
Средняя скорость в движении – 11 км/ч
Набор высоты: 484 – 440 м
Время финиша – 17:55
Время обеда 12:37 – 16:00.
8 августа. Подъем с рассветом. Варю, как обычно, молочную кашу, кипячу чай. В пространстве сырость мелкий дождь и туман. Небо серое. Видимость 20-30м.
Левченко говорит, что с такой видимостью по реке идти невозможно. Делать нечего – ждем. Собираем удочки и разбегаемся в разные стороны по берегу. В этот раз рыбалка более удачна. Наловили на уху. Ближе к 11 часам туман понемногу начинает рассеиваться, и мы стартуем. Небо затянуто низкими облаками, прохладно. Левченко старается удержаться на фарватере, но мелей избежать не удается. То и дело приходиться соскакивать с лодки и оттаскивать ее в сторону, где поглубже.
Изба на р. Березовой привлекла своей архитектурой. Зачалились, чтобы осмотреть достопримечательность.
Внутри оказался стол с остатками праздничного пира. Видно было, что большая компания только что, перед нашим приездом, куда-то отправилась. Мы ее потом встретили на реке.
До Кинзелюка мелей было как обычно, а вот за ним начало сбываться мрачное пророчество Худыка. К тому же небо раскисло и временами нас поливало мелким и крупным дождиком. Мягко говоря, мы застряли. Все меньше плыли, и все больше толкали лодку или тащили ее против течения, до того момента, пока сами не всплывали. Выкарабкивались в лодку, Левченко заводил мотор, несколько сот метров мы шли на моторе, потом опять прыгали в воду. Уже зуб на зуб не попадал. Времени согреться в лодке не хватало, казалось, что мы больше ее тащим, чем плывем на ней. На то, что винт лупит по камням, уже перестали обращать внимание. При низкой облачности начало раньше темнеть. Я уже готов был пристать в любом месте и потом продираться до порога по берегу. К такому длительному купанию я был совершенно не готов: ни морально, ни по снаряжению. Можно было взять «неопрен», но не акцентировалось на том, что так долго придется сидеть в воде. Несколько раз протащить лодку за день, можно и без «неопрена». Но впереди была теплая изба. Ставить лагерь в такую сырость, это отдельная песня. И мы упорно тащили лодку против течения. Из-за наступившей темноты уже невозможно было определять фарватер, шли практически наугад. Было непонятно что раньше наступит, полная темнота, или мы дойдем до порога. Моросил промозглый дождь. Наконец впереди прорисовались контуры порога, неожиданно слева мы увидели пристань с лежащей на берегу надувной лодкой. Приплыли!
По берегу хаотично порхал ангелок, Амурчик такой или Купидон, голый пупс, с выпирающим животиком, только без лука и почему-то без крыльев. Но в плавках и кроссовках. Изба оказалась обитаема. Нам помогли разгрузиться, вытащить лодку на берег, донести вещи до домика. Ангел, которым оказался Серега, спросил: а не хотим ли мы погреться в бане? Это был апофеоз дня, ничто больше так не соответствовало нашим желаниям, как баня. Обитателями избушки оказались два, почти местных, человека. Николай - полковник МЧС в отставке и Сергей - футболист союзного (федерального) значения, тоже в отставке. Прибыли сюда на надувной лодке с водометом, которую мы видели на берегу. Когда они узнали, что у нас в планах пик Грандиозный, то очень сильно оживились. Оказалось, что они тоже строят планы сходить на пик. И уже два дня обдумывают это в компании с пластиковой 5-ти литровой бутылью с прозрачной жидкостью. Потому как два дня идет дождь. Выяснилось, что Серега, который не мечтал туда попасть, уже дал согласие вчера, будучи сильно «подшафе», составить компанию Николаю. Ребята выражались в том смысле, что сам Бог нас им послал, осталось дело за малым – объединить наши усилия. На мой вопрос, есть ли у них палатка, продукты, соответствующая обувь и одежда, ответили кратко – НЕТ. Решение принимает у нас командир. Я, как завхоз, успел вставить свои 3 копейки, обрек ребят на поедание Ролтона, который был у них в раскладке и предложил взять полведра сырой картошки, тоже из их запасов. После этого вечерняя картошка с тушенкой у нас распространилась и на пешую часть. За что я получил справедливый упрек от руководителя в однообразии меню. А группа пополнилась двумя отличными проводниками.
На самом деле, участие в нашей экспедиции определялось только желанием ребят и их физическими возможностями. На пути было достаточно домиков, да и путь проходил по тропе, в любой момент можно было повернуть назад или остановиться, без всякого риска. Все остальное - мелочи. И так наша группа пополнилась двумя новыми участниками. Серега все сокрушался, что принял решение в неадекватном состоянии и что не было у него такой мечты – побывать на пике Грандиозный. У Николая наоборот такая мечта была с детства. У него отец охотник, охотился в этих местах, ну и конечно рассказывал сыну про красоту этих мест. Николай знает Андрея Хрущева, а с его сыном общается по телефону. Сам тоже охотник, прекрасно ориентируется в тайге. В этом плане для нас он стал настоящей находкой, очень нужным участником. Оказалось, очень сложно находить тропу (путик) в дебрях тайги. Охотники ушли из этих мест за Вторую Фомкину речку, за путиками никто не смотрит и не чистит. Они зарастают травой и уходят под завалы падающих деревьев. Николай и Серега шли все время впереди и высматривали тропу. Поначалу они ее часто теряли, потом приноровились, так что нам даже не приходилось участвовать в поисках тропы. Главное было не отстать от них.
Трек третьего дня.
Статистика движения:
Время старта – 10:54
За день прошли - 52 км.
Время в пути – 8 час 28 мин.
Время в движении – 4 час. 24 мин.
Общая средняя скорость – 6,15 км/ч.
Средняя скорость в движении – 11,87 км/ч
Набор высоты: 474 – 595 м
Время финиша – 19:22
Время обеда 14:02 – 15:06.