Долина вулканов (Саян) - лето 2015
Добавлено: 10.12.2015 17:38
Это наше второе путешествие в данном районе. Описание первого можно посмотеть здесь:
http://egiki.ru/forum/viewtopic.php?f=88&t=4222
В первом походе ключевыми точками были реки Сенца и Тисса, источники Хойто-Гол и Чойган, а, главное, сами вулканы. Как правило, после первого похода, остается немало мест, которые еще хочется посмотреть: река Жомболок, озеро Хара-Нур…. А есть места, куда хочется приходить и приходить: это источники Чойган.
Карта открывается. Бурая линия – наш маршрут, зеленые треугольники – места ночевок, горчичная линия – фрагменты нашего маршрута 2012 года. Остальные пометки от наших предшественников.
Маршрут:
Новосибирск – Иркутск – Орлик – (пос. Шарза – р. Жомболок – ур. Тухэрен – оз. Хара-Нур – р. Урда-Шан – пер. Урда-Шан – р. Ходештыг-Хем – р. Ак-Оюкч-Хем– р. Довурактыг-Ханаж-Хем (левый исток) – хребет Большой Саян – р. Тарына – р. Аржан-Хем – мин. Источники Чойган – пер Чойган-Дабан – р. Дунда-Гол – оз. Загасай-Нур) – р. Сенца – Орлик – Слюдянка – Иркутск – Новосибирск
Пешая часть небольшая, примерно 130 км пешком через 3 некатегорийных перевала. Категорийные перевалы как-то не вписались в нитку, а делать лишние круги ради какого-либо 1А не хотелось, поэтому все сложности маршрута носили сугубо пеший характер: в основном, карлушка и лесные завалы. Бродов тоже было много, но по низкой и теплой воде бродилось в удовольствие.
Сроки: 9 августа - 1 сентября 2015. 12 ходовых дней + 6 дней отдыха на источниках, да еще 5 дней – дорога туда и обратно.
Дорога в район долины вулканов – это отдельная тема. Сложность здесь двойная: добраться до Орлика, и от Орлика до начала маршрута. Поскольку вдоль реки Жомболок мы не собирались ехать (хотя какая-никакая дорога там есть), транспорт высокой проходимости нам был не нужен. Как мы поступили: я позвонила ровно по одному телефону водителю из Слюдянки и вопрос сразу был решен. Нас тут же "привязали" к группе водников из Питера. Газель ждала нас на вокзале в Иркутске, заехали в аэропорт, встретили водников, затем еще в транспортную компанию за катамаранами. Из Иркутска, в результате, выехали уже в полдень. А в час ночи мы уже были у моста через Жомболок возле Шарзы, где и заночевали прямо под забором. Поскольку удовольствие получилось дорогое, контакты водителя не оставляю.
А вот обратный путь получился довольно бюджетным: ЗИЛ от озера Загасай-Нур до Орлика + рейсовый автобус от Орлика до Слюдянки (автобус идет дальше в Улан-Удэ). Чтобы попасть на этот автобус (например, в Слюдянке), нужно позвонить по телефону диспетчерской автовокзала Орлик: 8-924-39-49-199. А на ЗИЛе вдоль Сенцы мы ехали с водителем Доржа. Рекомендую. Тел. 8-924-655-53-36, почта dorzha73@mail.ru
Итак, мы на маршруте.
Часть первая. Жомболок – Оз. Хара-Нур 12-16 августа.
Идем по дороге. Здесь может проехать машина с проходимостью несколько большей, чем у Газели. Выходы лавы встречаются уже в нижней части долины.
К обеду дошли до стоянки водников. Они как раз выходят на маршрут. Тут две группы. Одни стартуют из-под порога, другие порог проходят:
Дорога (после летника Хадарус еле заметная) тянется до самого озера Олон-Нур и заканчивается старой геологической стоянкой, где и мы останавливаемся.
Недалеко от старта водников встретили местного жителя, который заяснил, что рыбы здесь нет до самого Хара-Нура. Ниже была возможна рыбалка, но дорога шла далеко от реки и все рыбацкие места мы благополучно проскочили.
Озеро Олон-Нур и перевал Дэдэ-Хутел. Высота перевала и уровень озера почти одинаковы.
Дальше идет неплохая конная тропа. Чистый парковый лес, почти без подлеска. Местами тропа выходит прямо на лавовое поле, а иногда тянется по карману между хребтом и лавовым полем.
Но настроение омрачено проходом по двум горельникам. Пожары этого года, по-видимому, случились в первой половине лета. Впечатление жуткое. И самое неприятное, что оба пожарища явно идут от стоянок. Человеческий фактор. В такую сушь, как была в этом году, достаточно непотушенной сигареты. «Берегите лес от пожара!». Первый горельник начался от озера Бурсагай-Нур, второй тянетсяся чуть ли не до пади Хи-Гол.
К вечеру третьего дня выходим к озеру Хара-Нур (Черное озеро). Да, озеро оправдывает свое название. Действительно, черное. Южный берег – черная застывшая лава. Пасмурно. Накрапывает дождь. Останавливаемся возле полуразрушенного домика. Половина крыши еще не провалилась, есть место, где разложить вещи. Ощущение такое, что дождь надолго, но утром хоть и пасмурно, но сухо.
Дорогу вдоль озера можно условно разделить на три части: 1) от устья р. Саган-Сэра до устья р. Зун-Жалга, 2) от р. Зун-Жалга до р. Буштыг и 3) северо-западный берег. В первой части тропа хоть и конная, но приходится обходить множество завалов. Местами проще идти прямо по берегу без тропы. Во второй части тропа лучше, но без фокусов не обходится: иногда она просто исчезает из-под ног. Ну а после впадения р. Буштыг тропа просто шикарная. Здесь довольно много свежих следов, так и кажется, что скоро встретим людей, но…
Хотели мы остаться на озере еще на день, но погода как-то не располагала к отдыху. А идти довольно комфортно.
http://egiki.ru/forum/viewtopic.php?f=88&t=4222
В первом походе ключевыми точками были реки Сенца и Тисса, источники Хойто-Гол и Чойган, а, главное, сами вулканы. Как правило, после первого похода, остается немало мест, которые еще хочется посмотреть: река Жомболок, озеро Хара-Нур…. А есть места, куда хочется приходить и приходить: это источники Чойган.
Карта открывается. Бурая линия – наш маршрут, зеленые треугольники – места ночевок, горчичная линия – фрагменты нашего маршрута 2012 года. Остальные пометки от наших предшественников.
Маршрут:
Новосибирск – Иркутск – Орлик – (пос. Шарза – р. Жомболок – ур. Тухэрен – оз. Хара-Нур – р. Урда-Шан – пер. Урда-Шан – р. Ходештыг-Хем – р. Ак-Оюкч-Хем– р. Довурактыг-Ханаж-Хем (левый исток) – хребет Большой Саян – р. Тарына – р. Аржан-Хем – мин. Источники Чойган – пер Чойган-Дабан – р. Дунда-Гол – оз. Загасай-Нур) – р. Сенца – Орлик – Слюдянка – Иркутск – Новосибирск
Пешая часть небольшая, примерно 130 км пешком через 3 некатегорийных перевала. Категорийные перевалы как-то не вписались в нитку, а делать лишние круги ради какого-либо 1А не хотелось, поэтому все сложности маршрута носили сугубо пеший характер: в основном, карлушка и лесные завалы. Бродов тоже было много, но по низкой и теплой воде бродилось в удовольствие.
Сроки: 9 августа - 1 сентября 2015. 12 ходовых дней + 6 дней отдыха на источниках, да еще 5 дней – дорога туда и обратно.
Дорога в район долины вулканов – это отдельная тема. Сложность здесь двойная: добраться до Орлика, и от Орлика до начала маршрута. Поскольку вдоль реки Жомболок мы не собирались ехать (хотя какая-никакая дорога там есть), транспорт высокой проходимости нам был не нужен. Как мы поступили: я позвонила ровно по одному телефону водителю из Слюдянки и вопрос сразу был решен. Нас тут же "привязали" к группе водников из Питера. Газель ждала нас на вокзале в Иркутске, заехали в аэропорт, встретили водников, затем еще в транспортную компанию за катамаранами. Из Иркутска, в результате, выехали уже в полдень. А в час ночи мы уже были у моста через Жомболок возле Шарзы, где и заночевали прямо под забором. Поскольку удовольствие получилось дорогое, контакты водителя не оставляю.
А вот обратный путь получился довольно бюджетным: ЗИЛ от озера Загасай-Нур до Орлика + рейсовый автобус от Орлика до Слюдянки (автобус идет дальше в Улан-Удэ). Чтобы попасть на этот автобус (например, в Слюдянке), нужно позвонить по телефону диспетчерской автовокзала Орлик: 8-924-39-49-199. А на ЗИЛе вдоль Сенцы мы ехали с водителем Доржа. Рекомендую. Тел. 8-924-655-53-36, почта dorzha73@mail.ru
Итак, мы на маршруте.
Часть первая. Жомболок – Оз. Хара-Нур 12-16 августа.
Идем по дороге. Здесь может проехать машина с проходимостью несколько большей, чем у Газели. Выходы лавы встречаются уже в нижней части долины.
К обеду дошли до стоянки водников. Они как раз выходят на маршрут. Тут две группы. Одни стартуют из-под порога, другие порог проходят:
Дорога (после летника Хадарус еле заметная) тянется до самого озера Олон-Нур и заканчивается старой геологической стоянкой, где и мы останавливаемся.
Недалеко от старта водников встретили местного жителя, который заяснил, что рыбы здесь нет до самого Хара-Нура. Ниже была возможна рыбалка, но дорога шла далеко от реки и все рыбацкие места мы благополучно проскочили.
Озеро Олон-Нур и перевал Дэдэ-Хутел. Высота перевала и уровень озера почти одинаковы.
Дальше идет неплохая конная тропа. Чистый парковый лес, почти без подлеска. Местами тропа выходит прямо на лавовое поле, а иногда тянется по карману между хребтом и лавовым полем.
Но настроение омрачено проходом по двум горельникам. Пожары этого года, по-видимому, случились в первой половине лета. Впечатление жуткое. И самое неприятное, что оба пожарища явно идут от стоянок. Человеческий фактор. В такую сушь, как была в этом году, достаточно непотушенной сигареты. «Берегите лес от пожара!». Первый горельник начался от озера Бурсагай-Нур, второй тянетсяся чуть ли не до пади Хи-Гол.
К вечеру третьего дня выходим к озеру Хара-Нур (Черное озеро). Да, озеро оправдывает свое название. Действительно, черное. Южный берег – черная застывшая лава. Пасмурно. Накрапывает дождь. Останавливаемся возле полуразрушенного домика. Половина крыши еще не провалилась, есть место, где разложить вещи. Ощущение такое, что дождь надолго, но утром хоть и пасмурно, но сухо.
Дорогу вдоль озера можно условно разделить на три части: 1) от устья р. Саган-Сэра до устья р. Зун-Жалга, 2) от р. Зун-Жалга до р. Буштыг и 3) северо-западный берег. В первой части тропа хоть и конная, но приходится обходить множество завалов. Местами проще идти прямо по берегу без тропы. Во второй части тропа лучше, но без фокусов не обходится: иногда она просто исчезает из-под ног. Ну а после впадения р. Буштыг тропа просто шикарная. Здесь довольно много свежих следов, так и кажется, что скоро встретим людей, но…
Хотели мы остаться на озере еще на день, но погода как-то не располагала к отдыху. А идти довольно комфортно.