Загадки Солгонского кряжа
Добавлено: 19.07.2013 18:46
«Загадки Солгонского кряжа»
отчет о поисково-исследовательских экспедициях
Юные туристы детского клуба «Стрела» города Красноярска начали исследовать Солгонский кряж еще с 1988 года – искали Солгонские пещеры (фото входа Таможенской- Октябрьской пещеры). В 1991г. путешествовали по Солгону со сплавом по р. Чулым от поселка Балахта до города Назарово. В 1998г.- уже с другим поколением следопытов лазили по хребтам северо-западной части кряжа, в верховьях красавицы-речки Агаты, левом притоке Чулыма, в поисках «Александровских пещер». Сплавлялись по Чулыму с 1999 по 2004г. (Про пещеры напишу отдельно).
Во время экспедиции по Солгону 1999г., со сплавом по реке Чулым от Балахты до села Шадрино Козульского района, у нас появились первые сведения о лагере политзаключенных в горной тайге в районе кордона лесников Таможенка. На кордоне мы встретились с жителем города Красноярска, уроженцем бывшей таежной деревеньки Таможенка, Глушковым В.В., приехавшим в отпуск на свою «малую родину» «поклониться могилам предков». От него услышали такую историю: «Гора называется «Катушка» (в устье ручья Талинового) потому, что в довоенные и военные годы здесь был лагерь политзаключенных, занимавшихся лесозаготовками. Зимой склон горы над Чулымом поливали водой сверху донизу, наращивали лед, а по образовавшейся ледяной катушке спускали бревна к реке. Весной сплавщики, наемные рабочие из деревень Причулымья, делали плоты и сплавляли лес вниз по Чулыму, до Назарово. Некоторые заключенные, не выдержавшие неимоверный каторжный труд и адские условия жизни в холодных сырых бараках на болоте, сами бросались по ледяной катушке вниз вместе с бревнами… Сбежать из такого лагеря было невозможно – кругом глухая непроходимая горная тайга, а за малейшие провинности охранники расправлялись с заключенными жестоко – расстреливали на месте... До сих пор в устье речки Талиновой, впадающей в Чулым, можно встретить куски колючей проволоки».
Глушков В.В. поведал нам полулегендарную историю о лагере политзаключенных 1937-1939г.г., в котором был отряд православных священников – 30 человек, заготавливающих лес примитивными лучковыми пилами, и лагере репрессированных калмыков в годы Великой Отечественной войны, всех погибших от голода и морозов за одну зиму. Репрессированные литовцы, латыши жили в самой Таможенке, в домах, в лучших условиях, чем калмыки. Прибалты прибыли в Сибирь с нормальной теплой одеждой и личными вещами. Калмыков же выгоняли из родных домов «в чем мать родила» и загоняли в товарные вагоны, как скот. «В верховьях речки Таможенка были бараки калмыков, человек 200, живших без охраны» (по словам Говоровой В.Ф.).
В августе 2000г. уже целенаправленно мы искали в селах Причулымья старожилов – выходцев из бывшей деревни Таможенка, свидетелей страшных событий в годы политических репрессий, фактов трудной, непростой истории нашего многострадального Отечества. Мы делали копии со старых фотографий, в основном, военных и послевоенных лет, записывали рассказы – в населенных пунктах Балахтинского, Назаровского, Козульского районов: Кызылка, Курбатово, Подсосное, Шадрино.
Живые в настоящее время очевидцы полит.лагерей на Солгоне 1937-1939, 1940-х годов, были в то время еще детьми. Таможенцы рассказывали о своих детских эмоциональных впечатлениях и запомнившиеся рассказы их родителей, работавших в лагерях. Сейчас они, явно частично путают, искажают истинные факты, в т.ч. сроки нахождения, контингент лагерей заключенных на Солгоне. Из их противоречивых рассказов непонятно, какой контингент был в лагерях в годы войны в верховьях речек Таможенка, Березовая, ручья Талиновый.
Голосова Валентина Филипповна (1927 года рождения), жительница Таможенки с 1937 по 1963 год, проживающая в настоящее время (на год отчета – 2005г.) в селе Подсосное Назаровского района рассказала: «В годы войны в верховьях Таможенного ручья, от Чулыма на восьмом километре, были 3-4 барака, лагерь зэков, где я работала поваром. Там был отряд сосланных священников. Один из них - Замятин Александр Исакиевич, мой родной дядя, был осужден на 10 лет и сослан из Челябинской области в Таможенский лагерь. В последние годы заключения он был расконвоирован, но за активную пропаганду православной веры среди жителей деревни ему еще добавили два года.» После этого он был освобожден, долго жил и проповедовал в селе Аммала (12 км от Таможенки), по словам других свидетелей – лет до 90. Это была неадекватная, легендарная личность в Причульмье, достойная отдельного исследования и описания.
Священники легкими лучковыми пилами пилили огромные деревья, вручную таскали на себе бревна по просекам горы Рудник (см. фото). Заготовленный лес подвозили к Чулыму на лесовозных санях-«ледянках» с помощью быков и огромных лошадей-тяжеловозов.
Голосова рассказала нам страшную историю: «Калмыков пригнали этапом под зиму, полураздетых, а продукты для них завезти «забыли». Местные жители ничем не могли им помочь. Наша деревня Таможенка маленькая – в горах, таежная, огороды небольшие, земля неплодородная. Мы сами в войну зимой ходили 12 километров за перевал, в деревню Аммала, чтобы купить ведро перемороженной картошки… Все калмыки в Таможенке умерли от голода или замерзли за зиму. Их не хоронили. Весной оттаявшие останки растаскивали собаки…».
И все же заключенным местные жители старались помочь по мере своих возможностей. Когда заключенные под строгой охраной работали рядом с Таможенкой (разгружали, складировали бревна) ребятишки тайком подсовывали между бревен буханку хлеба. И если охранник это увидел, он отбирал хлеб, другой отворачивался, «не замечая» происходящее.
Интересные сведения о политзаключенных и репрессированных на Солгоне нам предоставили жители села Подсосное Турок Виктор Филиппович (1929года рожд., бывший лесничий района Таможенки), Турок Геннадий (родился в 1952г. в Таможенке) и Парфенов Анатолий: «В 1937-39 годах лагерь был на речке Талиновой. Это здесь был отряд политических заключенных – 30 православных священников. В 1939г. лагерь году был уже закрыт. Заключенных переслали в Решоты…На пригорке в устье Талиновой речки – барсучьи норы. Это было кладбище репрессированных латышей… Во время войны латыши, литовцы жили в Таможенке, зэки на реке Березовой».
В 1950-х-начале 60г.г. в Таможенке было около 60 жилых домов, в деревне Талиновка, в устье Талиновой, – около 50. Действовала паромная переправа через Чулым. Леспромхоз перестал работать в начале 1960-х годов, жители Таможенки и Талиновки стали выезжать, вывозить дома в села Шадрино и Подсосное.
До 2001 года оставался один дом лесника кордона «Таможенка». Дом сгорел. Ныне на месте Таможенки и Талиновки, деревенских кладбищ непроходимые заросли крапивы и малины…(см. фото)
Остался ли кто в живых из «таможенских» калмыков и политзаключенных с Талиновки? Какова их судьба в дальнейшем, после Таможенской каторги?
Грудинова Людмила Антоновна. Чисто про пещеры - в следующий раз.
Вход в пещеру Таможенскую(Октябрьскую, Солгонскую?)
Мы ее искали как Октябрьскую.
На лесозаготовках с лучковыми пилами: репрессированная калмычка, эвакуированная Ленинградка,
местная сибирячка, репрессированный литовец (копия с фото 1945 г.)
Бригада сплавщиков леса плотами по Чулыму от Таможенки до г.Назарово
(копия фото 1945-46 г.г.)
памятная доска на бетонной плите по маршруту на Чулыме
Бывший причал старинного (с середины 18 века) таможенного
кордона и советской деревни Таможенка. На горизонте -
место каторги политзаключенных 1940-х г. гора Рудник.
Мы делали восхождение.
отчет о поисково-исследовательских экспедициях
Юные туристы детского клуба «Стрела» города Красноярска начали исследовать Солгонский кряж еще с 1988 года – искали Солгонские пещеры (фото входа Таможенской- Октябрьской пещеры). В 1991г. путешествовали по Солгону со сплавом по р. Чулым от поселка Балахта до города Назарово. В 1998г.- уже с другим поколением следопытов лазили по хребтам северо-западной части кряжа, в верховьях красавицы-речки Агаты, левом притоке Чулыма, в поисках «Александровских пещер». Сплавлялись по Чулыму с 1999 по 2004г. (Про пещеры напишу отдельно).
Во время экспедиции по Солгону 1999г., со сплавом по реке Чулым от Балахты до села Шадрино Козульского района, у нас появились первые сведения о лагере политзаключенных в горной тайге в районе кордона лесников Таможенка. На кордоне мы встретились с жителем города Красноярска, уроженцем бывшей таежной деревеньки Таможенка, Глушковым В.В., приехавшим в отпуск на свою «малую родину» «поклониться могилам предков». От него услышали такую историю: «Гора называется «Катушка» (в устье ручья Талинового) потому, что в довоенные и военные годы здесь был лагерь политзаключенных, занимавшихся лесозаготовками. Зимой склон горы над Чулымом поливали водой сверху донизу, наращивали лед, а по образовавшейся ледяной катушке спускали бревна к реке. Весной сплавщики, наемные рабочие из деревень Причулымья, делали плоты и сплавляли лес вниз по Чулыму, до Назарово. Некоторые заключенные, не выдержавшие неимоверный каторжный труд и адские условия жизни в холодных сырых бараках на болоте, сами бросались по ледяной катушке вниз вместе с бревнами… Сбежать из такого лагеря было невозможно – кругом глухая непроходимая горная тайга, а за малейшие провинности охранники расправлялись с заключенными жестоко – расстреливали на месте... До сих пор в устье речки Талиновой, впадающей в Чулым, можно встретить куски колючей проволоки».
Глушков В.В. поведал нам полулегендарную историю о лагере политзаключенных 1937-1939г.г., в котором был отряд православных священников – 30 человек, заготавливающих лес примитивными лучковыми пилами, и лагере репрессированных калмыков в годы Великой Отечественной войны, всех погибших от голода и морозов за одну зиму. Репрессированные литовцы, латыши жили в самой Таможенке, в домах, в лучших условиях, чем калмыки. Прибалты прибыли в Сибирь с нормальной теплой одеждой и личными вещами. Калмыков же выгоняли из родных домов «в чем мать родила» и загоняли в товарные вагоны, как скот. «В верховьях речки Таможенка были бараки калмыков, человек 200, живших без охраны» (по словам Говоровой В.Ф.).
В августе 2000г. уже целенаправленно мы искали в селах Причулымья старожилов – выходцев из бывшей деревни Таможенка, свидетелей страшных событий в годы политических репрессий, фактов трудной, непростой истории нашего многострадального Отечества. Мы делали копии со старых фотографий, в основном, военных и послевоенных лет, записывали рассказы – в населенных пунктах Балахтинского, Назаровского, Козульского районов: Кызылка, Курбатово, Подсосное, Шадрино.
Живые в настоящее время очевидцы полит.лагерей на Солгоне 1937-1939, 1940-х годов, были в то время еще детьми. Таможенцы рассказывали о своих детских эмоциональных впечатлениях и запомнившиеся рассказы их родителей, работавших в лагерях. Сейчас они, явно частично путают, искажают истинные факты, в т.ч. сроки нахождения, контингент лагерей заключенных на Солгоне. Из их противоречивых рассказов непонятно, какой контингент был в лагерях в годы войны в верховьях речек Таможенка, Березовая, ручья Талиновый.
Голосова Валентина Филипповна (1927 года рождения), жительница Таможенки с 1937 по 1963 год, проживающая в настоящее время (на год отчета – 2005г.) в селе Подсосное Назаровского района рассказала: «В годы войны в верховьях Таможенного ручья, от Чулыма на восьмом километре, были 3-4 барака, лагерь зэков, где я работала поваром. Там был отряд сосланных священников. Один из них - Замятин Александр Исакиевич, мой родной дядя, был осужден на 10 лет и сослан из Челябинской области в Таможенский лагерь. В последние годы заключения он был расконвоирован, но за активную пропаганду православной веры среди жителей деревни ему еще добавили два года.» После этого он был освобожден, долго жил и проповедовал в селе Аммала (12 км от Таможенки), по словам других свидетелей – лет до 90. Это была неадекватная, легендарная личность в Причульмье, достойная отдельного исследования и описания.
Священники легкими лучковыми пилами пилили огромные деревья, вручную таскали на себе бревна по просекам горы Рудник (см. фото). Заготовленный лес подвозили к Чулыму на лесовозных санях-«ледянках» с помощью быков и огромных лошадей-тяжеловозов.
Голосова рассказала нам страшную историю: «Калмыков пригнали этапом под зиму, полураздетых, а продукты для них завезти «забыли». Местные жители ничем не могли им помочь. Наша деревня Таможенка маленькая – в горах, таежная, огороды небольшие, земля неплодородная. Мы сами в войну зимой ходили 12 километров за перевал, в деревню Аммала, чтобы купить ведро перемороженной картошки… Все калмыки в Таможенке умерли от голода или замерзли за зиму. Их не хоронили. Весной оттаявшие останки растаскивали собаки…».
И все же заключенным местные жители старались помочь по мере своих возможностей. Когда заключенные под строгой охраной работали рядом с Таможенкой (разгружали, складировали бревна) ребятишки тайком подсовывали между бревен буханку хлеба. И если охранник это увидел, он отбирал хлеб, другой отворачивался, «не замечая» происходящее.
Интересные сведения о политзаключенных и репрессированных на Солгоне нам предоставили жители села Подсосное Турок Виктор Филиппович (1929года рожд., бывший лесничий района Таможенки), Турок Геннадий (родился в 1952г. в Таможенке) и Парфенов Анатолий: «В 1937-39 годах лагерь был на речке Талиновой. Это здесь был отряд политических заключенных – 30 православных священников. В 1939г. лагерь году был уже закрыт. Заключенных переслали в Решоты…На пригорке в устье Талиновой речки – барсучьи норы. Это было кладбище репрессированных латышей… Во время войны латыши, литовцы жили в Таможенке, зэки на реке Березовой».
В 1950-х-начале 60г.г. в Таможенке было около 60 жилых домов, в деревне Талиновка, в устье Талиновой, – около 50. Действовала паромная переправа через Чулым. Леспромхоз перестал работать в начале 1960-х годов, жители Таможенки и Талиновки стали выезжать, вывозить дома в села Шадрино и Подсосное.
До 2001 года оставался один дом лесника кордона «Таможенка». Дом сгорел. Ныне на месте Таможенки и Талиновки, деревенских кладбищ непроходимые заросли крапивы и малины…(см. фото)
Остался ли кто в живых из «таможенских» калмыков и политзаключенных с Талиновки? Какова их судьба в дальнейшем, после Таможенской каторги?
Грудинова Людмила Антоновна. Чисто про пещеры - в следующий раз.
Вход в пещеру Таможенскую(Октябрьскую, Солгонскую?)
Мы ее искали как Октябрьскую.
На лесозаготовках с лучковыми пилами: репрессированная калмычка, эвакуированная Ленинградка,
местная сибирячка, репрессированный литовец (копия с фото 1945 г.)
Бригада сплавщиков леса плотами по Чулыму от Таможенки до г.Назарово
(копия фото 1945-46 г.г.)
памятная доска на бетонной плите по маршруту на Чулыме
Бывший причал старинного (с середины 18 века) таможенного
кордона и советской деревни Таможенка. На горизонте -
место каторги политзаключенных 1940-х г. гора Рудник.
Мы делали восхождение.