Загадки Солгонского кряжа

Здесь отчеты о походах по Саянам - от Западных до Восточных.
Ответить
Аватара пользователя
Грудинова Людмила
Ёжик-тётка
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 24.06.2013 16:50
Откуда: Красноярск

Загадки Солгонского кряжа

Сообщение Грудинова Людмила » 19.07.2013 18:46

«Загадки Солгонского кряжа»
отчет о поисково-исследовательских экспедициях


Юные туристы детского клуба «Стрела» города Красноярска начали исследовать Солгонский кряж еще с 1988 года – искали Солгонские пещеры (фото входа Таможенской- Октябрьской пещеры). В 1991г. путешествовали по Солгону со сплавом по р. Чулым от поселка Балахта до города Назарово. В 1998г.- уже с другим поколением следопытов лазили по хребтам северо-западной части кряжа, в верховьях красавицы-речки Агаты, левом притоке Чулыма, в поисках «Александровских пещер». Сплавлялись по Чулыму с 1999 по 2004г. (Про пещеры напишу отдельно).

Во время экспедиции по Солгону 1999г., со сплавом по реке Чулым от Балахты до села Шадрино Козульского района, у нас появились первые сведения о лагере политзаключенных в горной тайге в районе кордона лесников Таможенка. На кордоне мы встретились с жителем города Красноярска, уроженцем бывшей таежной деревеньки Таможенка, Глушковым В.В., приехавшим в отпуск на свою «малую родину» «поклониться могилам предков». От него услышали такую историю: «Гора называется «Катушка» (в устье ручья Талинового) потому, что в довоенные и военные годы здесь был лагерь политзаключенных, занимавшихся лесозаготовками. Зимой склон горы над Чулымом поливали водой сверху донизу, наращивали лед, а по образовавшейся ледяной катушке спускали бревна к реке. Весной сплавщики, наемные рабочие из деревень Причулымья, делали плоты и сплавляли лес вниз по Чулыму, до Назарово. Некоторые заключенные, не выдержавшие неимоверный каторжный труд и адские условия жизни в холодных сырых бараках на болоте, сами бросались по ледяной катушке вниз вместе с бревнами… Сбежать из такого лагеря было невозможно – кругом глухая непроходимая горная тайга, а за малейшие провинности охранники расправлялись с заключенными жестоко – расстреливали на месте... До сих пор в устье речки Талиновой, впадающей в Чулым, можно встретить куски колючей проволоки».
Глушков В.В. поведал нам полулегендарную историю о лагере политзаключенных 1937-1939г.г., в котором был отряд православных священников – 30 человек, заготавливающих лес примитивными лучковыми пилами, и лагере репрессированных калмыков в годы Великой Отечественной войны, всех погибших от голода и морозов за одну зиму. Репрессированные литовцы, латыши жили в самой Таможенке, в домах, в лучших условиях, чем калмыки. Прибалты прибыли в Сибирь с нормальной теплой одеждой и личными вещами. Калмыков же выгоняли из родных домов «в чем мать родила» и загоняли в товарные вагоны, как скот. «В верховьях речки Таможенка были бараки калмыков, человек 200, живших без охраны» (по словам Говоровой В.Ф.).
В августе 2000г. уже целенаправленно мы искали в селах Причулымья старожилов – выходцев из бывшей деревни Таможенка, свидетелей страшных событий в годы политических репрессий, фактов трудной, непростой истории нашего многострадального Отечества. Мы делали копии со старых фотографий, в основном, военных и послевоенных лет, записывали рассказы – в населенных пунктах Балахтинского, Назаровского, Козульского районов: Кызылка, Курбатово, Подсосное, Шадрино.

Живые в настоящее время очевидцы полит.лагерей на Солгоне 1937-1939, 1940-х годов, были в то время еще детьми. Таможенцы рассказывали о своих детских эмоциональных впечатлениях и запомнившиеся рассказы их родителей, работавших в лагерях. Сейчас они, явно частично путают, искажают истинные факты, в т.ч. сроки нахождения, контингент лагерей заключенных на Солгоне. Из их противоречивых рассказов непонятно, какой контингент был в лагерях в годы войны в верховьях речек Таможенка, Березовая, ручья Талиновый.
Голосова Валентина Филипповна (1927 года рождения), жительница Таможенки с 1937 по 1963 год, проживающая в настоящее время (на год отчета – 2005г.) в селе Подсосное Назаровского района рассказала: «В годы войны в верховьях Таможенного ручья, от Чулыма на восьмом километре, были 3-4 барака, лагерь зэков, где я работала поваром. Там был отряд сосланных священников. Один из них - Замятин Александр Исакиевич, мой родной дядя, был осужден на 10 лет и сослан из Челябинской области в Таможенский лагерь. В последние годы заключения он был расконвоирован, но за активную пропаганду православной веры среди жителей деревни ему еще добавили два года.» После этого он был освобожден, долго жил и проповедовал в селе Аммала (12 км от Таможенки), по словам других свидетелей – лет до 90. Это была неадекватная, легендарная личность в Причульмье, достойная отдельного исследования и описания.
Священники легкими лучковыми пилами пилили огромные деревья, вручную таскали на себе бревна по просекам горы Рудник (см. фото). Заготовленный лес подвозили к Чулыму на лесовозных санях-«ледянках» с помощью быков и огромных лошадей-тяжеловозов.
Голосова рассказала нам страшную историю: «Калмыков пригнали этапом под зиму, полураздетых, а продукты для них завезти «забыли». Местные жители ничем не могли им помочь. Наша деревня Таможенка маленькая – в горах, таежная, огороды небольшие, земля неплодородная. Мы сами в войну зимой ходили 12 километров за перевал, в деревню Аммала, чтобы купить ведро перемороженной картошки… Все калмыки в Таможенке умерли от голода или замерзли за зиму. Их не хоронили. Весной оттаявшие останки растаскивали собаки…».
И все же заключенным местные жители старались помочь по мере своих возможностей. Когда заключенные под строгой охраной работали рядом с Таможенкой (разгружали, складировали бревна) ребятишки тайком подсовывали между бревен буханку хлеба. И если охранник это увидел, он отбирал хлеб, другой отворачивался, «не замечая» происходящее.
Интересные сведения о политзаключенных и репрессированных на Солгоне нам предоставили жители села Подсосное Турок Виктор Филиппович (1929года рожд., бывший лесничий района Таможенки), Турок Геннадий (родился в 1952г. в Таможенке) и Парфенов Анатолий: «В 1937-39 годах лагерь был на речке Талиновой. Это здесь был отряд политических заключенных – 30 православных священников. В 1939г. лагерь году был уже закрыт. Заключенных переслали в Решоты…На пригорке в устье Талиновой речки – барсучьи норы. Это было кладбище репрессированных латышей… Во время войны латыши, литовцы жили в Таможенке, зэки на реке Березовой».
В 1950-х-начале 60г.г. в Таможенке было около 60 жилых домов, в деревне Талиновка, в устье Талиновой, – около 50. Действовала паромная переправа через Чулым. Леспромхоз перестал работать в начале 1960-х годов, жители Таможенки и Талиновки стали выезжать, вывозить дома в села Шадрино и Подсосное.
До 2001 года оставался один дом лесника кордона «Таможенка». Дом сгорел. Ныне на месте Таможенки и Талиновки, деревенских кладбищ непроходимые заросли крапивы и малины…(см. фото)

Остался ли кто в живых из «таможенских» калмыков и политзаключенных с Талиновки? Какова их судьба в дальнейшем, после Таможенской каторги?

Грудинова Людмила Антоновна. Чисто про пещеры - в следующий раз.

Изображение
Вход в пещеру Таможенскую(Октябрьскую, Солгонскую?)
Мы ее искали как Октябрьскую.

Изображение
На лесозаготовках с лучковыми пилами: репрессированная калмычка, эвакуированная Ленинградка,
местная сибирячка, репрессированный литовец (копия с фото 1945 г.)

Изображение
Бригада сплавщиков леса плотами по Чулыму от Таможенки до г.Назарово
(копия фото 1945-46 г.г.)

Изображение
памятная доска на бетонной плите по маршруту на Чулыме

Изображение
Бывший причал старинного (с середины 18 века) таможенного
кордона и советской деревни Таможенка. На горизонте -
место каторги политзаключенных 1940-х г. гора Рудник.
Мы делали восхождение.

Аватара пользователя
Грудинова Людмила
Ёжик-тётка
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 24.06.2013 16:50
Откуда: Красноярск

Re: Загадки Солгонского кряжа

Сообщение Грудинова Людмила » 25.08.2013 20:56

Попался еще материал из этой серии.

История деревни Таможенка тоже не ординарная.
В XVII веке по Чулыму проходил старинный сибирский путь из Томска на Енисей (Длинный же он был!). Ведь всего несколько километров не доходит до встречи с Енисеем Чулым в районе села Новоселово и будто по чьей-то всесильной прихоти резко поворачивает русло на северо-запад преодолевать горную преграду Солгонского кряжа. Во второй половине XVIII века по весне на баржах отвозили хлеб, скот вниз по Чулыму и Оби в северные районы. Для контроля за торговыми караванами, добычей пушнины и рыбы в центре Солгона был создан контрольный пункт - таможня, который позднее вырос в деревню. В 1950-х - начале 60-х г.г. в Таможенке было около 60 жилых домов, жители работали на лесозаготовках в леспромхозе. Действовала паромная переправа через Чулым. Леспромхоз перестал работать в начале 1960-х годов, жители деревень Таможенка и Талиновая стали выезжать, вывозить дома в села Шадрино и Подсосное.
Ныне на месте Таможенки и Талиновой, деревенских кладбищ - непроходимые заросли крапивы, конопли и малины… Недавно мне рассказали, что кто-то из любителей чулымских сплавов установил на высоком берегу Чулыма, на месте бывшей деревни Таможенки, высокий деревянный крест.

А еще мы искали на Солгоне пещеру с легендарным «колчаковским золотом».
Из местной легенды: «Колчаковцы отступали с боями, под давлением партизанской армии Кравченко и Щетинкина. Они ехали на конях через Солгон по берегу Чулыма по бездорожью, буреломам. Награбленное богатство, золотые предметы запрятали в гроте, недалеко от берега реки». Думали наши краеведы, где бы это могло быть. Таможенская пещера далеко и высоко от Чулыма. И только в 2005 году, впервые увидев вход в пещеру в устье речки Барсук, на высоте 3 м от воды, в 10 м от Чулыма, решили, что здесь «золото Колчака»! Тем более, что местные ребята находили в ней патроны времен гражданской войны. Но...пещера в метрах 10 от входа капитально обвалилась, видимо, не очень давно, т.к. (далее продолжение легенды) «пещера была очень длинная. Ход шел до церкви в селе Подсосном». Это скорее сказка, а не легенда. Здесь км 5 по низкой, местами заболоченной местности, с оврагами и ручьями! Кстати, православная церковь в Подсосном была построена во второй половине XIX века на самом высоком месте села, издалека видном с Чулыма. Церковь закрыта в 30-е годы XX века. Позже, как и в других сибирских селах, здесь были склады, хранилище зерна. В настоящее время – здание церкви в плачевном состоянии. Но все равно видны удивительные для отдаленного маленького сибирского селения величественные округлые формы белоснежного строения, чувствуется одухотворенность его ваятелей.

Причулымье сохранило множество мест, где человеческая деятельность не изменила созданного природой облика горно-таежных ландшафтов. Не зря здесь организован государственный заказник. Рослые смешанные леса из могучих лиственниц, нежных берез, коренастых сосен и разнообразный животный мир придают Солгону особую привлекательность. Латышев В.Л. в книге «По Причулымью» романтично описал красоту речки Агаты (ударение на последний слог, местные жители постоянно поправляли наше произношение на второй слог): «Чистые речные воды в глубокой долине смотрятся словно синевато-дымчатое агатовое ожерелье в изумрудной оправе таежных склонов прибрежных сопок…». Протекает река Чулым через Солгон всего км в 40 южнее города Красноярска, а ребята с большим удивлением и восторгом любовались здесь журавлями, цаплями, огромными птицами похожих на гусей ярко-оранжевого цвета, треугольниками больших стай уток… Как-то на наших глазах таймень так увлекся охотой за рыбкой, что с грохотом и брызгами залетел на нос катамарана (не вру – я не рыбак), сердито посмотрел на нас: помешали охоте (это я вру), и, не мешкая, спрыгнул в воду. Рыбина была см 50 в длину…
А медведя здесь мы встречали не обычного – бурого, а черного. Весь «народ» пошел в верховья ручья Талинового искать пещеру, а я с двумя самыми юными туристятами осталась в лагере на берегу Чулыма. К крайней палатке подошел медведь, встал на задние лапы и, склонив набок голову, стал спокойно рассматривать, наверное, впервые в жизни, жилье людей. Это был красавец ярко-черного блестящего цвета с большим белым галстуком на шее. Полюбовавшись зверем, я решила, что для него «хорошего помаленьку» – еще наповадится приходить в лагерь, и резко засвистела из спортивного свистка, который всегда был при мне. Мишка, естественно, опустился на все четыре лапы и обиженный удрал по глухомани в гору.

Про неведомого «хозяина», нечто мистическое Солгона, раскрою впервые. К сведению, по воспитанию - я атеист.
Привольный Чулым с балахтинских лугов узкой лентой резко врезается в горный массив. Простор широкой долины среди полей сменяется мрачноватой горно-таежной местностью, глубоким узким ложем реки, течение становится все быстрее. Через несколько сот метров от входа в Солгон слева виден от самого верха горы скальный обрыв. Иногда среди его трещин просматриваются черты лица, похожего на человеческое. Я предлагаю ребятам прямо на плаву: «Давайте, попросим все вместе «хозяина Солгона», чтобы принял нас с теплом, отпустил с добром». Все согласились, кроме одного Саши, юноши 16-и лет. Он стал подсмеиваться над странной туристской традицией, выдумкой про «хозяина».
Через два дня группа под руководством трех взрослых педагогов, опытных туристов, возвращаются поздно вечером с безрезультатных поисков Талиновской пещеры в базовый лагерь, да еще без этого самого парня. Он потерялся! Его до темноты искали на хребте. Не смотря на то, что были заданы четкие границы поиска, Саша явно перевалил в долину соседней речки, хорошо бы – параллельной Талиновой, а не по другую сторону основного хребта. Я переживала, чтобы у него не произошла встреча с медведями, которые развелись здесь в последние годы неимоверно. Мне казалось, что я ему внушаю: не нужно паниковать, а идти вниз по ручью до Чулыма. Его руководителей успокаивала, что он взрослый мальчик и придет к большой реке. С рассветом я подняла взрослых и сказала им уверенным, ровным, каким-то не своим голосом: «Берите байдарку и плывите вниз вдоль берега. Саша вас ждет». Все смотрели на меня удивленно – откуда я это знаю? А я не знаю, откуда я знаю. Через час Саша был в лагере, вполне оптимистичен, без малейших признаков подавленности.
Дальше – больше. С этой группой не только новую пещеру, но даже и давно мне известную пещеру Таможенскую не нашли. Ее приходится каждый раз искать, такой к ней путь 8 км от от Чулыма по буреломам и дебрям малинников. Чтобы всех зря не мучать, в км 2 от пещеры отправила трех разведчиков пройти поверху горы, где есть точные приметы подхода к пещере: сужение гребня хребта, выходы небольших скал, известняка. И что же! И эта компания не явилась до темноты к основной группе. Как я не доказывала оставшимся двум руководителям, что не нужна нам «холодная ночевка», нужно возвратиться в базовый лагерь! Разведчики в темноте нас на 100% не найдут в тайге на склоне необъятной горы, а спустившись к Чулыму, выйдут в лагерь. Так и получилось. Троица во главе с руководителем пронеслась по хребту над пещерой, а потом до темноты спускалась к Чулыму по соседнему логу и ночевала в лагере.
В общем, «хозяин» не пустил эту группу в свой подземный мир…

Аватара пользователя
burashko
Ёжик с белочкой
Сообщения: 4065
Зарегистрирован: 14.05.2009 15:45
Откуда: Новокузнецк

Re: Загадки Солгонского кряжа

Сообщение burashko » 25.08.2013 21:06

Грудинова Людмила, делайте фотки побольше. Зачем здесь превьюшки? на 5файлс там можно сделать для форума и википедии и точно также вставлять фотки...

Аватара пользователя
Грудинова Людмила
Ёжик-тётка
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 24.06.2013 16:50
Откуда: Красноярск

Re: Загадки Солгонского кряжа

Сообщение Грудинова Людмила » 26.08.2013 19:17

Изображение

Изображение
Река Чулым. На горизонте старинное сибирское село Подсосное. Останки православного храма.

Изображение
Легендарная пещера БАрсук с "золотом Колчака".

Аватара пользователя
vvstalker
Любопытный ёжик
Сообщения: 806
Зарегистрирован: 09.06.2011 0:01
Откуда: Нижний Тагил

Re: Загадки Солгонского кряжа

Сообщение vvstalker » 26.08.2013 23:05

Людмила, примите мое уважение. Всегда старался во время путешествий узнать что нибудь новое кроме спортивной и эстетической составляющей. Но из-за ограниченных сроков удавалось такое совсем не часто.
Так что с интересом прочитал ваш рассказ. Тем более, что у нас на урале до сих пор можно встретить на картах в забытых богом точках стыдливые, но говорящие сами за себя названия "пионерлаг." А на тех местах остатки колючки и бараков. Да и самая известная наша река Чусовая вся была усыпана этими лагерями.
Подготовленному удача не нужна.

Argon
Дитё мегаполиса
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26.02.2015 15:56

Re: Загадки Солгонского кряжа

Сообщение Argon » 26.02.2015 16:00

День добрый, а у вас нет фотографии карты с вашими метками лучшего качества, хотим посетить эти места, а фото карты выложенное тут не разобрать, а так не плохой бы лыжный поход получился, можно выслать на argon_tm@mail.ru заранее благодарен!

Аватара пользователя
komandor
Ёжик
В сети
Сообщения: 3804
Зарегистрирован: 23.01.2012 18:31
Откуда: Новосибирск

Re: Загадки Солгонского кряжа

Сообщение komandor » 26.02.2015 19:18

burashko писал(а):Грудинова Людмила, делайте фотки побольше. Зачем здесь превьюшки? на 5файлс там можно сделать для форума и википедии и точно также вставлять фотки...
А я курсором увеличил и убедился, что тетка Людмила была очень-очень симпатичной, милой девушкой.
Эх... Изображение
De omnibus dubitandum

Александр Б.С.
Дитё мегаполиса
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19.06.2018 9:29

Re: Загадки Солгонского кряжа

Сообщение Александр Б.С. » 19.06.2018 13:33

Здравствуйте. Замечательный отчет о отчет о поисково-исследовательских экспедициях. Сам трижды справлялся по реке Чулым. 1998 и 2001 от п. Большие Сыры и в 2000 от п. Балахта до Назарова. Сплавлялись мы на большом плоту который вмешал порядка 15 -20 человек на нем были установлены две палатки одна для продуктов другая для вещей, печка на которой готовили еду. В течении дня мы плыли, а к вечеру причаливали к берегу разбивали лагерь. Самые длинные остановки 2-3 дня у нас были как раз в районе Таможенки. Там мы делали походную баню, ходили на погост, поднимались в горы. Дом тот помню, да к сожалению, в 2001 его уже не было. Особенно запомнился мне сплав 2000 года. Запомнился тем, что в сплаве участвовали ученики из других школ района и в этот сплав мы искали пещеру.
Приплыв на второй день сплава к Таможенке был разбит лагерь, заготовлены дрова, вырезаны на березах наши имена (быть может видели). Руководители сплава сообщают нам что на следующий день мы отправляемся на поиски пещеры, которая находится на другой стороне реки в горах. Наша группа состояла из 7 человек 2 руководителя и нас 5 мальчишек. Все мы были из Больших Сыр. Переправившись на лодке на другой брег реки нас ждал не легкий путь по тайге. На сколько я сейчас помню путь в одну сторону занял часа портала - два обратно мы вернулись гораздо быстрее, потом напишу почему. Погода в этот день была жаркая все изрядно устали. После долгого пути мы поднялись на гору, на которой должна была находиться пещера. И для того чтобы ее найти мы разбрелись в разные стороны. Пещеру в тот день мы нашли, а именно нашел ее я и позвал всех остальных. Это была не та пещера, которая на фото - Легендарная пещера БАрсук с "золотом Колчака". Проход в ту пещеру был достаточно больной с вертикальным спуском. Самая важная деталь на мой взгляд это то, что, не смотря на где-то июльские + 30 весь проход в пещеру был покрыт толстым льдом по краям пещеры лежал снег. В пещеру мы спускаться не стали по соображениям безопасности так как у нас не было соответствующего снаряжения. Опыт похода в пещеры у на у всех был посещали горизонтальную и вертикальную пещеры в окрестностях Красноярска. В общем поиграв в снежки летом в июле:) мы отправились в обратный путь. Выше писал то, что обратно дошли быстрее и вот почему. Спустившись с горы наши, руководители предложили кто быстрей дойдет до лодки те и переплавляются не ней обратно к плоту. И мы с моими товарищами пустились достаточно быстро в направлении берега, а наши руководители остались позади. Компас был у меня, и я определял дорогу шли практически по нашим старым следам. Вышли поляну, вытоптанную зверями которую мы проходили, когда шли к горе. На этой поляне лежал огромный ствол дерева. И вот уже почти пройдя ее я шел последним я услышал какой-то хруст обернувшись я увидел, как из-за этого ствола дерева один за одним перепрыгивают 5 волков. Не знаю, как описать то что было с нами, но так быстро хватать палки камни и бежать у нас больше не получалось никогда. Слова богу они за нами бежали не долго. Скорей всего они там просто отдыхали и были сытыми. До лодки мы добрались очень быстро весь путь по ощущениям занял минут 40. Переплавившись к плоту мы поели и уже толь после этого на берегу появились наши руководители. За ними сплавали. Они на нас очень ругались про волков мы им еще не говорили. Оказывается, когда мы от них отбежали хотели сделать так что один из них, повредил ногу быть может даже ее сломал, и чтобы мы оказали помощь и отвели раненного в лагерь. Но они не рассчитывали, что мы так быстро и так далеко отбежим, что просто на просто их не услышим, так и случилось. Надо было видеть их лица, когда мы им рассказали про волков. Они тоже проходили данную поляну на обратном пути, но никого там уже не было. В общем день прошел насыщенно нашли пещеру, которую наши руководители уже искали несколько лет назад, но не нашли, поиграли в снежки летом, убегали от волков. Ну а вечером всех ждала настоящая походная баня на берегу Чулыма.
Плавали мы до Назарово по времени 2 - 2,5 недели было весело и интересно.

Ответить

Вернуться в «Ергаки/Саяны»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя