Вело-водное соло по Горной Шории 2015
Добавлено: 28.07.2015 0:00
Подготовка:
После своего сольного похода в 2013 году по Горной Шории, меня все чаще стала посещать мысль туда вернуться. На г. Кубез, южную вершину Кузбасса, я не поднялся, а очень хотелось. Поход предполагал вело, так как дорога есть, а идти пешком долго и нудно. Потом подумалось, что один Кубез, как то мало, можно и еще парочку вершин «зацепить». Долго и упорно, собирал информацию о районе на просторах интернета. С помощью Ёжиков нашел и скачал карты нужных мне квадратов, распечатал и заламинировал. Нашел отчеты, и просто «обрывки» информации о возможности подъема на Бол. Кольтайгу и Патын. Затем в голову пришла идея: а что, если после Кубеза не ехать обратно по той же дороге, а сплавом пройти Мрассу до Усть-Кабырзы, а оттуда продолжить веломаршрут. Опять долгие поиски в нете… Прикидывал, на сколько возрастет вес снаряжения, возможность самому сделать судно. В итоге приобрел у нашего форумчанина «Виктора 48» пару баллонов катамарана Инзер2.
Итак, маршрут составлен, примерный вес снаряжения известен, начал тренироваться (если не могу и уже не куда уменьшить вес снаряги, надо улучшать физическую подготовку). С вело все понятно: ездил как можно чаще и велосипед грузил не по детски, истязал и себя и его. А с водной частью вышла накладка… Весь мой водный опыт на тот момент составляли нечастые заплывы в камыши на озерце для рыбалки, причем на китайской лодочке и очень давно. Собрать и проверить кат и себя на воде, как я планировал, не вышло. Успел только проверить баллоны, залатать потертости, через которые травил воздух и сшить из ремней безопасности ленты, которыми баллоны крепятся к раме.
Итак, вело и водный поход для меня впервые! В первый раз, в первый класс!
Маршрут: Белово – Новокузнецк – Мундыбаш (электричка) – Таштагол – пос. Чулеш – дер. Верх.Таймет – ур. Арык (вело) – радиальный выход на г. Кубез (пешком) – пос. Мрассу (вело) – сплав по р. Мрассу – пос. Усть-Кабырза – кордон Кичи (вело) – радиальный выход на г. Бол. Кольтайга (пешком) – дер. Сензас – пер. Патын (вело) – радиальный выход на г. Патын (пешком) – пос. Ортон – пос. Майзас – Междуреченск (вело) – Новокузнецк – Белово (электричка).
День 1 (12 июля):
Рано утром выехал на электричке в Новокузнецк, доехал нормально, почти всю дорогу дремал. На вокзале Новокузнецка произошел казус, «приняли» меня сотрудники ЛОВД для осмотра…
-Топор, нож есть?
-Есть.
-Доставай… Получишь на выходе.
-Алкоголь, наркотики?
-Нет, поход нынче безалкогольный, а наркоту – категорически не приемлю! Тем более сам сотрудник!
-Чего сотрудник?
-МЧС.
-Ааа, а то тут были случаи, носились с топорами. Ладно, извините, а куда собрались?
-В Горную Шорию, топор и нож сейчас можно забрать, сейчас билет куплю и посадка скоро?
-Пожалуйста.
Укладываю все на место, беру билет до Мундыбаша и иду на перрон. Электричка уже стоит на 1 пути, жду посадку. Доехал, по пути опять дремал. Вышел, как и советовали на предпоследней остановке, о.п. 467 км. Пока навешивал сумки и укладывал рюкзак, народ разошелся и остались на перроне двое, я и какой то старичок. Он подошел, спросил закурить, потом спросил, где трасса на Таштагол. Я говорю, сам впервые здесь, скорее всего вот, рядом. Закурили. Он рассказал мне, что едет из Анапы в Таштагол, едет как придется. На попутках, электричками, пешком. И вот так уже пол века!!! путешествует по стране. Эх, надо было сфотаться с ним, интересный старичек. Трасса начинается сразу за мостом. После проведенной первой половине дня сидя, начало пути – сразу подъем. Не весь мне он дался в седле, самые крутые взлеты только вело-пешком, 3 раза останавливался на отдых. Зато спуск… Скорость… Правда после 50 км/ч страшновато становится (загрузка то вела не хилая), Спускаюсь на тормозах. Подъехал к кафешке, что у моста через Мундыбаш, остановился передохнуть. Потрогал обода - горячие. Однако… Зашел в кафешку, чего ни будь перекусить, завтрак рано был. Посмотрел, а пообедаю я здесь. Купил лагман и чай, вышло 145 руб. После кафешки дорога кажется идет вниз, но велосипед накатом идти не хочет, педали кручу с нагрузкой. Сперва «подогнался», думал, что то с тормозами случилось на спуске, остановился, проверил, все в порядке. Еду дальше, заметил ручеек, что с краю дороги течет ведь мне на встречу. Так это обман зрения, кажется дорога идет на спуск, а на самом деле, медленно но верно забирает вверх.
Проехал деревушку Учулен, мы сюда с отцом за колбой много раз ездили, еще я в школе учился. Проехал Темиртау, Каз. Перед ж/д переездом в пос. Каз, одна дорога уходит прямо вниз, другая через переезд петлей вверх. Указателей чего то нет, я немного затупил и некорректно переключился, но вроде все обошлось. Остановился, спросил у людей стоявших на остановке, где дорога? Оказалось вверх, поехал дальше. Подъем затяжной и на большей его части отсутствует асфальт, просто разбитая гравийка. Почти весь подъем прошел вело-пешком, лишь в некоторых местах поположе ехал. Перед самой макушкой перевала дорога стала пологой, еду, вдруг… Щелк! Лопается цепь, я и так на ней дома откатал чуть больше 2000 км, а тут еще и переключился тупо. Откатываю вел в свороток с дороги и меняю цепь. Взял в рем наборе не кусок для ремонта, а целую цепь. Поменял, смазал, а эту убрал, вдруг еще сгодится, дорога то длинная. На вершине перевала хороший вид на массив г. Пустаг, сфотался.
Дальше спуск к пос. Центральный. Вечереет, проехал поселок и остановился справа от дороги возле речушки на полянке. Варю ужин, он же завтрак. Поставил палатку. Сегодня как я и предполагал, основной поток машин был мне на встречу (воскресенье, после обеда: больше народу едет с отдыха домой). Погода непонятная, пока ехал в электричке дождь поливал. А после хоть капля бы упала. Жара стоит, а куртку не снять, кровопийцы не дают.
День 2 (13 июля):
Проснулся в 7:30. Умылся, позавтракал, собрался и в 9:05 уже готов выдвигаться. Дорога за пос. Центральный начинает идти на подъем, сперва плавно, затем крутой. Опять преодолеваю его большей частью вело-пешком. На вершине перевала фотаюсь на фоне г. Пустаг.
Но на предыдущем перевале, мне вид понравился больше. Наградой, за столь тяжелый подъем, стал стремительный спуск. 8 км, пролетел меньше, чем за 15 минут. Проехал пос. Чугунаш, за знаком указывающим, что поселок кончился, есть указатель: «Родник». Сворачиваю туда с дороги, стоит навес, лавочка. Я достал орехи с курагой, перекусываю, отдыхаю.
После родника, начался подъем, не такой крутой и затяжной, как предыдущие, А после длинный спуск к Таштаголу. У знака остановился сфотаться.
Заезжаю в Таштагол, от автовокзала вдоль всего города есть выделенная полоса для велосипедистов и пешеходов, приятно удивляет. В прошлый раз я этого попросту не заметил. Еду по ней, а навстречу мне знакомец идет, останавливаюсь, здороваемся.
Петрович:
Как он сам поведал, всю свою жизнь путешествует по стране. Пешком, попутками, электричками. Ночует, где ночь застанет, палатки у него нет, говорит лишнее, так привык, бывает в брошенных домах. Остановится в каком ни будь городе, подзаработать. Он резчик по дереву и камню, причем видимо отличный. Некоторое время он жил в Таштаголе и деревянные скульптуры, как он говорит, более естественные, натуральные, это его работы. Сейчас приехал с Анапы обратно, нравится ему здесь очень, а сам как бы между делом спрашивает, где дорога на Алтай. В Анапе отделывал камнем набережные, но обманули его, заплатили всего 10 тыс. На эти деньги купил велосипед и поехал в Москву. На полпути рассыпалась каретка, а денег нет, отдал местным ребятишкам и пошел дальше. Довезли его, от Мундыбаша машинисты, не было средств даже на билет.
Слушаю и замечаю, глаза его светятся какой то неподдельной, даже детской добротой. Конечно, было бы время, он бы и больше рассказал о своей жизни, где побывал, что видел. Спрашиваю:
-А можно с вами сфотографироваться на память?
-Можно конечно, давай.
Как он сказал, это Виктория (победа, Victory, жест V) — известный жест указательным и средним пальцами в форме латинской буквы «V», означающий победу. Считается что буква V, изображаемая данным жестом означает слово Victory, которое на многих языках означает «Победа». (взято из интернета)
Победа всей его жизни!
Еще дал ему немного денег, а то говорит, со вчерашнего дня ничего не ел.
Контора Шорского Национального Парка, находится на другом конце города, еду туда. Эх, было бы время свободное, покататься бы по городу, посмотреть. Взял путевку в конторе, на сплав по Мрассу и еще на сегодняшний день, так как ночевка предполагалась уже на территории парка. Сотрудники ШНП удивились моему маршруту, тем более в одиночку, пожелали удачи и предупредили, что ситуация с мишками очень серьезная. Купил хлеба в дорогу, позвонил домой и сказал, что раньше 21 июля (в Усть-Кабырзе), врят ли будет связь. Поехал я дальше, время было уже давно обеденное и я спешил за город. Поспешишь, людей насмешишь. Людей не насмешил, но… После моста через Кондому вильнул не в тот свороток, еду, места совсем незнакомые, решил срезать и выйти на нужную дорогу через частный сектор. Час потерял, уже злой на себя, голодный. Наконец то выехал за город, остановился обедать на берегу речки Кочура.
После обеда, еду уже по гравийке, но странно, ехать легко.
Видимо мозг понимает, что не асфальт и выжать более 20 км/ч не получится, вот ноги и не напрягает. До знака, указывающего границу ШНП доехал легко.
Дальше был затяжной подъем, местами крутой и приходилось спешиваться. Перед спуском к пос. Ключевой, увидел мою первую цель – Кубез. Аж душа запела!
На въезде в поселок красивый указатель
Я и в прошлый раз хотел сфотаться, да не получилось. В Ключевом набрал воды, в магазине купил мороженое – охладился немного. После поселка начался опять подъем, местами опять велопешком. Спуск опять на тормозах, но это не асфальт, до предела нужно быть внимательным, напряжение колоссальное. Скатился к мосту через Малую Кондому, вечереет, по этому решил остановиться на ночевку на полянке, что рядом с мостом на берегу реки. Погодка сегодня опять баловала. Только утром было пасмурно.
День 3 (14 июля):
Проснулся в 8:00, вчера долго не мог уснуть, видимо от напряженного дня. Умылся, позавтракал, собрался. Время 9:55, я готов в путь. На небе ни облачка. 12,5 км проехал, практически немного подкручивая педали. Дорога идет вниз по Малой Кондоме. Заехал в пос. Чулеш в магазин, купил хлеба.За своротком на стоянку, где ночевал в 2013 году начинается водораздел между Малой Кондомой и Кондомой, дорога скачет вверх – вниз, потом начался подъем, достаточно крутой, все чаще спешиваюсь. Дорогу будто подменили, совсем разбита, сыпуха щебеночная, торчат каменюки, даже велопешком тяжело. Солнце жарит, а куртку не снять, слепни-оводы облепляют, исгрызаны руки, шея, лицо. На спуске напряжение колоссальное, прямо слалом на тормозах. Когда спуск выположился, дорога стала накатанный песчаник, правда весь в ямах. Так и доехал до моста через Кондому.
Дальше опять вверх-вниз, подъемы и спуски крутые, дорога разбитая. В просвете дороги увидел г. Кайбынь, на которой ночевал в 2013 году.
Проехал ж/б мост через левый приток р. Таймет, на который вышел в 2013 году. Дальше места мне не знакомы. От моста начинается крутой подъем, практически весь я его велопешком преодолел. Обедать остановился у «Тайметского родника», есть стол, лавочки.
После обеда решил с часок отдохнуть, ведь начинается самый сложный на сегодня участок – перевал Бийская Грива. Пока отдыхал у родника, остановились два микроавтобуса, битком набитые снарягой и сплавщиками. Да и по дороге часто меня обгоняли УАЗы и другие машины со сплавщиками.
Послеобеденный отдых пошел на пользу. Сразу от родника за поворотом начинается подъем на перевал. За 1ч 10 мин, перевал был взят, на крутых подъемах опять спешивался. Немного отдохнул в беседке.
Подъехал мужчина на УАЗе, поздоровались. Он расспросил, откуда и куда направляюсь, очень удивился, особенно узнав, что путешествую в одиночку. Рассказал, что в этот район пришло много медведей, в связи с пожарами в Хакассии и Красноярском крае. Даже, говорит, в местных газетах об этом писали и предупреждали жителей.
Хотел пофотографировать, на Алтайской стороне виднеются большие горы, да ЛЭП портит весь вид. Что же, спускаюсь. Спуск опять напряженный слалом на тормозах, как выположился, решил остановиться, тормоза остудить и самому передохнуть.
Остановился, еще с велосипеда не слез, вдруг… На дорогу с правой обочины выбегает собачонка чернявая, метрах в десяти впереди меня. Откуда она здесь??? Голову поворачивает, а уши то круглые, медвежонок!!! Затем второй выскочил, смотрят на меня. Сам понимаю, что где то их мамка должна быть, а рука к фотоаппарату тянется. Но что это!!! Из за березки с левой обочины высовывается голова и плечи мамаши!!! Березка то молодая, с меня ростом, а она… Смотрит на меня, пофыркивает, а во взгляде: Ну и что с тобой делать? Я замер, забыл даже как дышать, только мысль, если эти два мелких хоть шаг ко мне сделают, отбегался Олежа, писец, пропадай!!! Что то фыркнула она медвежатам и те перебежав дорогу, скрылись в лесу за мамкой. Она еще раз глянула на меня, и скрылась… Я не отвожу взгляда от того места, хоть бы кустик шелохнулся. Оцепенение прошло, слез с велосипеда, положил его прямо на дороге и сделал несколько шагов назад. Чтобы, если что, препятствием был хотя бы велосипед. Пытаюсь закурить, руки плохо меня слушаются, покурил, потом пару раз крикнул что то громко. А сам думаю, Слава Богу, живой остался!!!
Доехал до моста, через р. Арык, вот и свороток налево, к подножию Кубеза.
Даже следы свежие машины, резина похоже, то ли нивовская, то ли УАЗовская. Смотрю на него, а мне теперь совсем не хочется туда идти…
Понимаю, что дорожная встреча, скорее случайность, и там возможно не встречу хозяина. Но что то меня держит, не пускает… А может эта встреча была предупреждением? Что Кубез, он будет стоять еще не одну человеческую жизнь, будет стоять столетия, тысячелетия. А детей сиротами оставлять никак нельзя!!! Впрочем безопасность превыше всего!!! После мучительных раздумий (почти час провел у моста, глядя на этот свороток), принял решение ехать к Мрассу, на сплав.
Дорога до с. Талон, почти курум, а на перевал Талонский разлом еще хуже. Перед тем, как выположится, крутой взлет на левом повороте дороги, я в буквальном смысле вынес на себе велосипед! Переднее колесо подпрыгивает на каменюках, то сползает на сыпухе. Один тормоз уже не держит велосипед на дороге, да и на двух он все равно сползает вниз.
Какая же ты ГОРНАЯ, Горная Шория!!!
От напряжения начало ныть правое колено. Но перевал был взят, остановился отдохнуть в беседке на верху. Уже вечереет, и кушать сильно хочется. Теперь только вниз, быстро доеду! Остановился на въезде в пос. Мрассу, у знака есть беседка, и полянка хорошая.
20:25, сегодня день закончен! Варю ужин, ставлю палатку, отдыхаю. Завтра заеду в пункт выдачи путевок и возьму еще на один день, а то моя начинается только с послезавтра.
В 12-том часу ночи, меня разбудил звон колокольчиков и фырканье. Взял фонарь, вышел наружу. Оказалось, табун лошадей, который пасся на краю поселка, теперь пошел куда то вверх. Я проследил, что бы ко мне на поляну не забрели «гости» и завалился спать.
После своего сольного похода в 2013 году по Горной Шории, меня все чаще стала посещать мысль туда вернуться. На г. Кубез, южную вершину Кузбасса, я не поднялся, а очень хотелось. Поход предполагал вело, так как дорога есть, а идти пешком долго и нудно. Потом подумалось, что один Кубез, как то мало, можно и еще парочку вершин «зацепить». Долго и упорно, собирал информацию о районе на просторах интернета. С помощью Ёжиков нашел и скачал карты нужных мне квадратов, распечатал и заламинировал. Нашел отчеты, и просто «обрывки» информации о возможности подъема на Бол. Кольтайгу и Патын. Затем в голову пришла идея: а что, если после Кубеза не ехать обратно по той же дороге, а сплавом пройти Мрассу до Усть-Кабырзы, а оттуда продолжить веломаршрут. Опять долгие поиски в нете… Прикидывал, на сколько возрастет вес снаряжения, возможность самому сделать судно. В итоге приобрел у нашего форумчанина «Виктора 48» пару баллонов катамарана Инзер2.
Итак, маршрут составлен, примерный вес снаряжения известен, начал тренироваться (если не могу и уже не куда уменьшить вес снаряги, надо улучшать физическую подготовку). С вело все понятно: ездил как можно чаще и велосипед грузил не по детски, истязал и себя и его. А с водной частью вышла накладка… Весь мой водный опыт на тот момент составляли нечастые заплывы в камыши на озерце для рыбалки, причем на китайской лодочке и очень давно. Собрать и проверить кат и себя на воде, как я планировал, не вышло. Успел только проверить баллоны, залатать потертости, через которые травил воздух и сшить из ремней безопасности ленты, которыми баллоны крепятся к раме.
Итак, вело и водный поход для меня впервые! В первый раз, в первый класс!
Маршрут: Белово – Новокузнецк – Мундыбаш (электричка) – Таштагол – пос. Чулеш – дер. Верх.Таймет – ур. Арык (вело) – радиальный выход на г. Кубез (пешком) – пос. Мрассу (вело) – сплав по р. Мрассу – пос. Усть-Кабырза – кордон Кичи (вело) – радиальный выход на г. Бол. Кольтайга (пешком) – дер. Сензас – пер. Патын (вело) – радиальный выход на г. Патын (пешком) – пос. Ортон – пос. Майзас – Междуреченск (вело) – Новокузнецк – Белово (электричка).
День 1 (12 июля):
Рано утром выехал на электричке в Новокузнецк, доехал нормально, почти всю дорогу дремал. На вокзале Новокузнецка произошел казус, «приняли» меня сотрудники ЛОВД для осмотра…
-Топор, нож есть?
-Есть.
-Доставай… Получишь на выходе.
-Алкоголь, наркотики?
-Нет, поход нынче безалкогольный, а наркоту – категорически не приемлю! Тем более сам сотрудник!
-Чего сотрудник?
-МЧС.
-Ааа, а то тут были случаи, носились с топорами. Ладно, извините, а куда собрались?
-В Горную Шорию, топор и нож сейчас можно забрать, сейчас билет куплю и посадка скоро?
-Пожалуйста.
Укладываю все на место, беру билет до Мундыбаша и иду на перрон. Электричка уже стоит на 1 пути, жду посадку. Доехал, по пути опять дремал. Вышел, как и советовали на предпоследней остановке, о.п. 467 км. Пока навешивал сумки и укладывал рюкзак, народ разошелся и остались на перроне двое, я и какой то старичок. Он подошел, спросил закурить, потом спросил, где трасса на Таштагол. Я говорю, сам впервые здесь, скорее всего вот, рядом. Закурили. Он рассказал мне, что едет из Анапы в Таштагол, едет как придется. На попутках, электричками, пешком. И вот так уже пол века!!! путешествует по стране. Эх, надо было сфотаться с ним, интересный старичек. Трасса начинается сразу за мостом. После проведенной первой половине дня сидя, начало пути – сразу подъем. Не весь мне он дался в седле, самые крутые взлеты только вело-пешком, 3 раза останавливался на отдых. Зато спуск… Скорость… Правда после 50 км/ч страшновато становится (загрузка то вела не хилая), Спускаюсь на тормозах. Подъехал к кафешке, что у моста через Мундыбаш, остановился передохнуть. Потрогал обода - горячие. Однако… Зашел в кафешку, чего ни будь перекусить, завтрак рано был. Посмотрел, а пообедаю я здесь. Купил лагман и чай, вышло 145 руб. После кафешки дорога кажется идет вниз, но велосипед накатом идти не хочет, педали кручу с нагрузкой. Сперва «подогнался», думал, что то с тормозами случилось на спуске, остановился, проверил, все в порядке. Еду дальше, заметил ручеек, что с краю дороги течет ведь мне на встречу. Так это обман зрения, кажется дорога идет на спуск, а на самом деле, медленно но верно забирает вверх.
Проехал деревушку Учулен, мы сюда с отцом за колбой много раз ездили, еще я в школе учился. Проехал Темиртау, Каз. Перед ж/д переездом в пос. Каз, одна дорога уходит прямо вниз, другая через переезд петлей вверх. Указателей чего то нет, я немного затупил и некорректно переключился, но вроде все обошлось. Остановился, спросил у людей стоявших на остановке, где дорога? Оказалось вверх, поехал дальше. Подъем затяжной и на большей его части отсутствует асфальт, просто разбитая гравийка. Почти весь подъем прошел вело-пешком, лишь в некоторых местах поположе ехал. Перед самой макушкой перевала дорога стала пологой, еду, вдруг… Щелк! Лопается цепь, я и так на ней дома откатал чуть больше 2000 км, а тут еще и переключился тупо. Откатываю вел в свороток с дороги и меняю цепь. Взял в рем наборе не кусок для ремонта, а целую цепь. Поменял, смазал, а эту убрал, вдруг еще сгодится, дорога то длинная. На вершине перевала хороший вид на массив г. Пустаг, сфотался.
Дальше спуск к пос. Центральный. Вечереет, проехал поселок и остановился справа от дороги возле речушки на полянке. Варю ужин, он же завтрак. Поставил палатку. Сегодня как я и предполагал, основной поток машин был мне на встречу (воскресенье, после обеда: больше народу едет с отдыха домой). Погода непонятная, пока ехал в электричке дождь поливал. А после хоть капля бы упала. Жара стоит, а куртку не снять, кровопийцы не дают.
День 2 (13 июля):
Проснулся в 7:30. Умылся, позавтракал, собрался и в 9:05 уже готов выдвигаться. Дорога за пос. Центральный начинает идти на подъем, сперва плавно, затем крутой. Опять преодолеваю его большей частью вело-пешком. На вершине перевала фотаюсь на фоне г. Пустаг.
Но на предыдущем перевале, мне вид понравился больше. Наградой, за столь тяжелый подъем, стал стремительный спуск. 8 км, пролетел меньше, чем за 15 минут. Проехал пос. Чугунаш, за знаком указывающим, что поселок кончился, есть указатель: «Родник». Сворачиваю туда с дороги, стоит навес, лавочка. Я достал орехи с курагой, перекусываю, отдыхаю.
После родника, начался подъем, не такой крутой и затяжной, как предыдущие, А после длинный спуск к Таштаголу. У знака остановился сфотаться.
Заезжаю в Таштагол, от автовокзала вдоль всего города есть выделенная полоса для велосипедистов и пешеходов, приятно удивляет. В прошлый раз я этого попросту не заметил. Еду по ней, а навстречу мне знакомец идет, останавливаюсь, здороваемся.
Петрович:
Как он сам поведал, всю свою жизнь путешествует по стране. Пешком, попутками, электричками. Ночует, где ночь застанет, палатки у него нет, говорит лишнее, так привык, бывает в брошенных домах. Остановится в каком ни будь городе, подзаработать. Он резчик по дереву и камню, причем видимо отличный. Некоторое время он жил в Таштаголе и деревянные скульптуры, как он говорит, более естественные, натуральные, это его работы. Сейчас приехал с Анапы обратно, нравится ему здесь очень, а сам как бы между делом спрашивает, где дорога на Алтай. В Анапе отделывал камнем набережные, но обманули его, заплатили всего 10 тыс. На эти деньги купил велосипед и поехал в Москву. На полпути рассыпалась каретка, а денег нет, отдал местным ребятишкам и пошел дальше. Довезли его, от Мундыбаша машинисты, не было средств даже на билет.
Слушаю и замечаю, глаза его светятся какой то неподдельной, даже детской добротой. Конечно, было бы время, он бы и больше рассказал о своей жизни, где побывал, что видел. Спрашиваю:
-А можно с вами сфотографироваться на память?
-Можно конечно, давай.
Как он сказал, это Виктория (победа, Victory, жест V) — известный жест указательным и средним пальцами в форме латинской буквы «V», означающий победу. Считается что буква V, изображаемая данным жестом означает слово Victory, которое на многих языках означает «Победа». (взято из интернета)
Победа всей его жизни!
Еще дал ему немного денег, а то говорит, со вчерашнего дня ничего не ел.
Контора Шорского Национального Парка, находится на другом конце города, еду туда. Эх, было бы время свободное, покататься бы по городу, посмотреть. Взял путевку в конторе, на сплав по Мрассу и еще на сегодняшний день, так как ночевка предполагалась уже на территории парка. Сотрудники ШНП удивились моему маршруту, тем более в одиночку, пожелали удачи и предупредили, что ситуация с мишками очень серьезная. Купил хлеба в дорогу, позвонил домой и сказал, что раньше 21 июля (в Усть-Кабырзе), врят ли будет связь. Поехал я дальше, время было уже давно обеденное и я спешил за город. Поспешишь, людей насмешишь. Людей не насмешил, но… После моста через Кондому вильнул не в тот свороток, еду, места совсем незнакомые, решил срезать и выйти на нужную дорогу через частный сектор. Час потерял, уже злой на себя, голодный. Наконец то выехал за город, остановился обедать на берегу речки Кочура.
После обеда, еду уже по гравийке, но странно, ехать легко.
Видимо мозг понимает, что не асфальт и выжать более 20 км/ч не получится, вот ноги и не напрягает. До знака, указывающего границу ШНП доехал легко.
Дальше был затяжной подъем, местами крутой и приходилось спешиваться. Перед спуском к пос. Ключевой, увидел мою первую цель – Кубез. Аж душа запела!
На въезде в поселок красивый указатель
Я и в прошлый раз хотел сфотаться, да не получилось. В Ключевом набрал воды, в магазине купил мороженое – охладился немного. После поселка начался опять подъем, местами опять велопешком. Спуск опять на тормозах, но это не асфальт, до предела нужно быть внимательным, напряжение колоссальное. Скатился к мосту через Малую Кондому, вечереет, по этому решил остановиться на ночевку на полянке, что рядом с мостом на берегу реки. Погодка сегодня опять баловала. Только утром было пасмурно.
День 3 (14 июля):
Проснулся в 8:00, вчера долго не мог уснуть, видимо от напряженного дня. Умылся, позавтракал, собрался. Время 9:55, я готов в путь. На небе ни облачка. 12,5 км проехал, практически немного подкручивая педали. Дорога идет вниз по Малой Кондоме. Заехал в пос. Чулеш в магазин, купил хлеба.За своротком на стоянку, где ночевал в 2013 году начинается водораздел между Малой Кондомой и Кондомой, дорога скачет вверх – вниз, потом начался подъем, достаточно крутой, все чаще спешиваюсь. Дорогу будто подменили, совсем разбита, сыпуха щебеночная, торчат каменюки, даже велопешком тяжело. Солнце жарит, а куртку не снять, слепни-оводы облепляют, исгрызаны руки, шея, лицо. На спуске напряжение колоссальное, прямо слалом на тормозах. Когда спуск выположился, дорога стала накатанный песчаник, правда весь в ямах. Так и доехал до моста через Кондому.
Дальше опять вверх-вниз, подъемы и спуски крутые, дорога разбитая. В просвете дороги увидел г. Кайбынь, на которой ночевал в 2013 году.
Проехал ж/б мост через левый приток р. Таймет, на который вышел в 2013 году. Дальше места мне не знакомы. От моста начинается крутой подъем, практически весь я его велопешком преодолел. Обедать остановился у «Тайметского родника», есть стол, лавочки.
После обеда решил с часок отдохнуть, ведь начинается самый сложный на сегодня участок – перевал Бийская Грива. Пока отдыхал у родника, остановились два микроавтобуса, битком набитые снарягой и сплавщиками. Да и по дороге часто меня обгоняли УАЗы и другие машины со сплавщиками.
Послеобеденный отдых пошел на пользу. Сразу от родника за поворотом начинается подъем на перевал. За 1ч 10 мин, перевал был взят, на крутых подъемах опять спешивался. Немного отдохнул в беседке.
Подъехал мужчина на УАЗе, поздоровались. Он расспросил, откуда и куда направляюсь, очень удивился, особенно узнав, что путешествую в одиночку. Рассказал, что в этот район пришло много медведей, в связи с пожарами в Хакассии и Красноярском крае. Даже, говорит, в местных газетах об этом писали и предупреждали жителей.
Хотел пофотографировать, на Алтайской стороне виднеются большие горы, да ЛЭП портит весь вид. Что же, спускаюсь. Спуск опять напряженный слалом на тормозах, как выположился, решил остановиться, тормоза остудить и самому передохнуть.
Остановился, еще с велосипеда не слез, вдруг… На дорогу с правой обочины выбегает собачонка чернявая, метрах в десяти впереди меня. Откуда она здесь??? Голову поворачивает, а уши то круглые, медвежонок!!! Затем второй выскочил, смотрят на меня. Сам понимаю, что где то их мамка должна быть, а рука к фотоаппарату тянется. Но что это!!! Из за березки с левой обочины высовывается голова и плечи мамаши!!! Березка то молодая, с меня ростом, а она… Смотрит на меня, пофыркивает, а во взгляде: Ну и что с тобой делать? Я замер, забыл даже как дышать, только мысль, если эти два мелких хоть шаг ко мне сделают, отбегался Олежа, писец, пропадай!!! Что то фыркнула она медвежатам и те перебежав дорогу, скрылись в лесу за мамкой. Она еще раз глянула на меня, и скрылась… Я не отвожу взгляда от того места, хоть бы кустик шелохнулся. Оцепенение прошло, слез с велосипеда, положил его прямо на дороге и сделал несколько шагов назад. Чтобы, если что, препятствием был хотя бы велосипед. Пытаюсь закурить, руки плохо меня слушаются, покурил, потом пару раз крикнул что то громко. А сам думаю, Слава Богу, живой остался!!!
Доехал до моста, через р. Арык, вот и свороток налево, к подножию Кубеза.
Даже следы свежие машины, резина похоже, то ли нивовская, то ли УАЗовская. Смотрю на него, а мне теперь совсем не хочется туда идти…
Понимаю, что дорожная встреча, скорее случайность, и там возможно не встречу хозяина. Но что то меня держит, не пускает… А может эта встреча была предупреждением? Что Кубез, он будет стоять еще не одну человеческую жизнь, будет стоять столетия, тысячелетия. А детей сиротами оставлять никак нельзя!!! Впрочем безопасность превыше всего!!! После мучительных раздумий (почти час провел у моста, глядя на этот свороток), принял решение ехать к Мрассу, на сплав.
Дорога до с. Талон, почти курум, а на перевал Талонский разлом еще хуже. Перед тем, как выположится, крутой взлет на левом повороте дороги, я в буквальном смысле вынес на себе велосипед! Переднее колесо подпрыгивает на каменюках, то сползает на сыпухе. Один тормоз уже не держит велосипед на дороге, да и на двух он все равно сползает вниз.
Какая же ты ГОРНАЯ, Горная Шория!!!
От напряжения начало ныть правое колено. Но перевал был взят, остановился отдохнуть в беседке на верху. Уже вечереет, и кушать сильно хочется. Теперь только вниз, быстро доеду! Остановился на въезде в пос. Мрассу, у знака есть беседка, и полянка хорошая.
20:25, сегодня день закончен! Варю ужин, ставлю палатку, отдыхаю. Завтра заеду в пункт выдачи путевок и возьму еще на один день, а то моя начинается только с послезавтра.
В 12-том часу ночи, меня разбудил звон колокольчиков и фырканье. Взял фонарь, вышел наружу. Оказалось, табун лошадей, который пасся на краю поселка, теперь пошел куда то вверх. Я проследил, что бы ко мне на поляну не забрели «гости» и завалился спать.