Алтай-2020. Автопутешествие в Кош-Агачский район.
Добавлено: 17.04.2021 0:11
В конце сентября у меня появился отпуск дней на десять. И я решил составить компанию своим друзьям, которые в это время как раз собирались на Алтай. Одно конкретное место было в их планах — турбаза Кок-Коль возле границы с Монголией. Планированием остальных локаций занялся я, благо и планировать особо было нечего — был уже намечен с десяток интересных мест в Кош-Агачинском районе, которые хотелось бы посетить. А на месте уже просто смотреть по ситуации и выбирать, то что удобнее.
Турбаза Кок-Коль находится в приграничной зоне, поэтому заранее был заказан пропуск.
19 сентября.
Сегодня классический технический прогон. Утром выехали из Красноярска. Поехали как обычно, через Кузедеево-Целинное-Бийск. Заночевали в полях возле Целинного.
20 сентября.
Пейзажи возле места ночевки.
Не много побродили и поехали дальше. Один из обязательных элементов программы - пирожки в Сростках.
Ценник немного подрос, но и пирожки большие. Взял в дорогу самсу и она оказалась довольно удачной — мало теста и много курицы. Но это мне повезло. На обратной дороге взял так же, но уже была обычная.
Следуя сложившейся традиции, заехали на бард-фестиваль в Манжероке.
Основная программа была в субботу, но в этом году мы смогли приехать только в воскресенье. Немного пообщались с Борисом Бергером — организатором фестиваля и поехали дальше.
Ненадолго остановились на Семинском перевале. Чике-Таман проехали не останавливаясь, так как все было забито машинами. Планировали заехать к порогу Бегемот, но уже выбивались из графика, поэтому проехали мимо.
Сегодня планировали доехать к видовке напротив Чуйского хребта перед Кураем. Вроде бы и торопились, но на закат опоздали на 20мин.
За въезд на одну из видовок алтайцы берут по 100 руб — с машины или с человека не знаю, так как мы проехали через бесплатный въезд (пока или на тот момент).
21 сентября.
На закат не успели, но восход пропустить было бы совсем не правильно, тем более при такой погоде.
Потом я немного прогулялся по окрестностям.
Северо-Чуйский хребет с трассы.
Так как погода «шепчет», то решаем ехать на гору Сукор.
«Сукор (Суу-Кыр) (2919м) — наиболее высокая вершина одноимённого массива, расположенного в Юго-Восточном Алтае, в восточной оконечности Северо-Чуйских Альп между Курайской и Чуйской степями. Суу-Кыр в буквальном переводе с алтайского — водная гора, мокрая вершина.
На вершине Сукора находится прекрасная обзорная площадка на три хребта Алтая: Южно-Чуйский, Северо-Чуйский и Курайский.
На высоте около 2700 метров находятся ныне заброшенные штольни Чаганузунского месторождения ртути.
16 июля 1972 года на горе Сукор закончено сооружение телевизионного ретранслятора. С этого времени телевизионные передачи из Москвы, Новосибирске, Барнаула могли смотреть жители Кош-Агача, Курая, Чаган-Узуна, Тебелера и ряда других сел. На сегодняшний день он находится в нерабочем, демонтированном состоянии.»
Дорога на Сукор идет от села Чаган-Узун. Тут мы остановились ненадолго — уж больно нравятся нам здешние виды.
На въезде в Чаган-Узун появилась юрта, в которой предлагают различные блюда из баранины и не очень дорого.
Грех было не пообедать.
Отметил некоторое изменение в Чаган-Узуне. Раньше чтобы проехать на «Марс» и далее нужно было не заезжать в деревню, а после моста через Чую уходить налево. Сейчас этот проезд загорожен. Ехать нужно через деревню и через тот проезд, который наоборот раньше был закрыт. Почему так сделали — непонятно, но указатели есть.
Мы тоже сначала едем в сторону Марса, а потом уходим налево. Хоть и дорога отмечена на карте, но мы немного сбились — свернули раньше чем нужно и пришлось немного покорячиться по канавам. Далее дорога просматривается четко, сбиться с пути сложно. По сухой погоде машинам с блокировкой и понижайкой подняться на вершину вполне реально. Я бы отметил два нехороших участка.
Один в начале первого участка подъема. На фото виден только его конец.
На этом участке дорога идет вдоль скалы и не просматривается (кто ездил через бом Комдош — поймет). Участок небольшой, но если будет встречная машина, то разъехаться не получится. Лучше пустить вперед пешком кого-нибудь с рацией.
Далее будет большое плато. Можно остановиться, дать машине отдохнуть и самому вокруг оглядеться.
На заднем плане видна гора Сукор.
Впереди виден самый неприятный участок.
Возможно на фото он и не выглядит таким, но крутизна склона на второй ступени довольно большая и боковой уклон имеется. По крайней мере коммерческие группы чаше всего довозят до первой ступени, а дальше народ идет пешком.
Мы поднялись без проблем. В 13:40 были на полянке возле вершины.
Вершина впереди.
Остатки телевышки.
Внизу виден Чаган-Узун, на заднем плане хребет Чихачева.
Правее виден Южно-Чуйский хребет.
Слева Курайский хребет.
Ну а за спиной Северо-Чуйский хребет.
Начинаем потихоньку спускаться. Слева по ходу видны разноцветные склоны, характерные для пород с содержанием ртути.
Рядом остатки от одного из входов в шахту.
Вскоре выехали на трассу и двинули в сторону запланированного места ночевки — верховья реки Кокоря. Въезжаем в Кош-Агач и перед мостом через Чую уходим налево. Доезжаем до селения Теленгит-Сортогой и там опять уходим налево в степь. Заезжаем в урочище Коксайр. Дорога прижимается к склону, но не сильно и просматривается хорошо.
Преодолеваем небольшой подъем и выезжаем на небольшое плато — урочище Сорогош.
Справа по ходу вдалеке виден массив вершин Сайлюгем и Талдуайр.
С края плато открывается красивый вид на долину Кокоря.
Спускаемся в долину и едем дальше. Дорога в общем неплохая, но попалось одна небольшая болотинка в которой мы застряли не меньше, чем на полчаса.
При малой воде здесь наверное вообще проблем нет. Да и в нашем случае машины полегче наверное проехали бы не буксуя.
Потом было озерцо с лебедями (или гусями — плохо их различаю).
Проехали еще с километр и встали на стоянку на правом берегу реки. Дальше начинается ущелье. Можно было подъехать немного поближе, но нас и это место устроило. Еще есть дорога, которая переходит на другой берег и огибает ущелье. Правда там закрытые ворота, а в долине за ущельем кошара, поэтому туда ехать не стоит, по крайней мере, если хозяев нет.
Закат над долиной Кокоря.
Турбаза Кок-Коль находится в приграничной зоне, поэтому заранее был заказан пропуск.
19 сентября.
Сегодня классический технический прогон. Утром выехали из Красноярска. Поехали как обычно, через Кузедеево-Целинное-Бийск. Заночевали в полях возле Целинного.
20 сентября.
Пейзажи возле места ночевки.
Не много побродили и поехали дальше. Один из обязательных элементов программы - пирожки в Сростках.
Ценник немного подрос, но и пирожки большие. Взял в дорогу самсу и она оказалась довольно удачной — мало теста и много курицы. Но это мне повезло. На обратной дороге взял так же, но уже была обычная.
Следуя сложившейся традиции, заехали на бард-фестиваль в Манжероке.
Основная программа была в субботу, но в этом году мы смогли приехать только в воскресенье. Немного пообщались с Борисом Бергером — организатором фестиваля и поехали дальше.
Ненадолго остановились на Семинском перевале. Чике-Таман проехали не останавливаясь, так как все было забито машинами. Планировали заехать к порогу Бегемот, но уже выбивались из графика, поэтому проехали мимо.
Сегодня планировали доехать к видовке напротив Чуйского хребта перед Кураем. Вроде бы и торопились, но на закат опоздали на 20мин.
За въезд на одну из видовок алтайцы берут по 100 руб — с машины или с человека не знаю, так как мы проехали через бесплатный въезд (пока или на тот момент).
21 сентября.
На закат не успели, но восход пропустить было бы совсем не правильно, тем более при такой погоде.
Потом я немного прогулялся по окрестностям.
Северо-Чуйский хребет с трассы.
Так как погода «шепчет», то решаем ехать на гору Сукор.
«Сукор (Суу-Кыр) (2919м) — наиболее высокая вершина одноимённого массива, расположенного в Юго-Восточном Алтае, в восточной оконечности Северо-Чуйских Альп между Курайской и Чуйской степями. Суу-Кыр в буквальном переводе с алтайского — водная гора, мокрая вершина.
На вершине Сукора находится прекрасная обзорная площадка на три хребта Алтая: Южно-Чуйский, Северо-Чуйский и Курайский.
На высоте около 2700 метров находятся ныне заброшенные штольни Чаганузунского месторождения ртути.
16 июля 1972 года на горе Сукор закончено сооружение телевизионного ретранслятора. С этого времени телевизионные передачи из Москвы, Новосибирске, Барнаула могли смотреть жители Кош-Агача, Курая, Чаган-Узуна, Тебелера и ряда других сел. На сегодняшний день он находится в нерабочем, демонтированном состоянии.»
Дорога на Сукор идет от села Чаган-Узун. Тут мы остановились ненадолго — уж больно нравятся нам здешние виды.
На въезде в Чаган-Узун появилась юрта, в которой предлагают различные блюда из баранины и не очень дорого.
Грех было не пообедать.
Отметил некоторое изменение в Чаган-Узуне. Раньше чтобы проехать на «Марс» и далее нужно было не заезжать в деревню, а после моста через Чую уходить налево. Сейчас этот проезд загорожен. Ехать нужно через деревню и через тот проезд, который наоборот раньше был закрыт. Почему так сделали — непонятно, но указатели есть.
Мы тоже сначала едем в сторону Марса, а потом уходим налево. Хоть и дорога отмечена на карте, но мы немного сбились — свернули раньше чем нужно и пришлось немного покорячиться по канавам. Далее дорога просматривается четко, сбиться с пути сложно. По сухой погоде машинам с блокировкой и понижайкой подняться на вершину вполне реально. Я бы отметил два нехороших участка.
Один в начале первого участка подъема. На фото виден только его конец.
На этом участке дорога идет вдоль скалы и не просматривается (кто ездил через бом Комдош — поймет). Участок небольшой, но если будет встречная машина, то разъехаться не получится. Лучше пустить вперед пешком кого-нибудь с рацией.
Далее будет большое плато. Можно остановиться, дать машине отдохнуть и самому вокруг оглядеться.
На заднем плане видна гора Сукор.
Впереди виден самый неприятный участок.
Возможно на фото он и не выглядит таким, но крутизна склона на второй ступени довольно большая и боковой уклон имеется. По крайней мере коммерческие группы чаше всего довозят до первой ступени, а дальше народ идет пешком.
Мы поднялись без проблем. В 13:40 были на полянке возле вершины.
Вершина впереди.
Остатки телевышки.
Внизу виден Чаган-Узун, на заднем плане хребет Чихачева.
Правее виден Южно-Чуйский хребет.
Слева Курайский хребет.
Ну а за спиной Северо-Чуйский хребет.
Начинаем потихоньку спускаться. Слева по ходу видны разноцветные склоны, характерные для пород с содержанием ртути.
Рядом остатки от одного из входов в шахту.
Вскоре выехали на трассу и двинули в сторону запланированного места ночевки — верховья реки Кокоря. Въезжаем в Кош-Агач и перед мостом через Чую уходим налево. Доезжаем до селения Теленгит-Сортогой и там опять уходим налево в степь. Заезжаем в урочище Коксайр. Дорога прижимается к склону, но не сильно и просматривается хорошо.
Преодолеваем небольшой подъем и выезжаем на небольшое плато — урочище Сорогош.
Справа по ходу вдалеке виден массив вершин Сайлюгем и Талдуайр.
С края плато открывается красивый вид на долину Кокоря.
Спускаемся в долину и едем дальше. Дорога в общем неплохая, но попалось одна небольшая болотинка в которой мы застряли не меньше, чем на полчаса.
При малой воде здесь наверное вообще проблем нет. Да и в нашем случае машины полегче наверное проехали бы не буксуя.
Потом было озерцо с лебедями (или гусями — плохо их различаю).
Проехали еще с километр и встали на стоянку на правом берегу реки. Дальше начинается ущелье. Можно было подъехать немного поближе, но нас и это место устроило. Еще есть дорога, которая переходит на другой берег и огибает ущелье. Правда там закрытые ворота, а в долине за ущельем кошара, поэтому туда ехать не стоит, по крайней мере, если хозяев нет.
Закат над долиной Кокоря.