В этом году все было более по-семейному.
Собралась большая команда.
15 человек аж на четырех машинах: Я - на Cami, Андрей - на Nissan Datsan, Сергей – на VW Tiguan и Олег – на Ниве.
Выехали из дома с утра 1 мая.
Олег Павлов на Ниве - из Новосибирска, остальные - из Новокузнецка. Встретились в Бийске. Не буду описывать красоты автомобильного путешествия по трассе M52 – «Чуйский тракт» весной. Только пара красивых фото.
К вечеру доехали до п. Чибит. Переночевали в большой компании водников - старых друзей Олега и моих соседей.
2 мая приехали на р. Джело. В отличие от прошлого года – не только вся река, но и её берега скрыты толстым слоем льда. В этом году было малоснежно. Горные реки промерзали до дна, а потом вода, натекая по льду намерзала и в толщину и в ширь. На Талдуре мы встретили целые поля, залитые льдом. По такому ледяному мосту мы и проехали через Джело. Толщина льда на реке была больше полуметра . По крайней мере такую толщину можно было наблюдать в трещинах. И наибольшую опасность застрять представляли съезды со льда на грунт. После переправы через Джело, мы всей колонной поднялись под перевал Карагем и ночевали около пустого аила – летней стоянки пастухов – алтайцев.
3 мая сделали небольшую пешую вылазку на Карагемский перевал. Высота перевала – 2880 м.
С перевала полюбовались заснеженной долиной р. Карагем и горой Белуха на горизонте.
Затем по предложению Алексей прошли в сторону Северо-Чуйского хребта. С обзорной высоты 3355 м открылись все его вершины – Купол, Актру, Маашей(4177 м – высшая точка Северо-Чуйского хребта), Мечта, Сказка и Красавица.
Радостные и усталые спустились к вечеру в лагерь. Вечером тех, кто пренебрег очками и защитным кремом, пришлось лечить мазями и глазными каплями.
4 мая спустились от Карагамского перевала к устью Джело и двинулись вверх по реке Талдура.
Дорога также проходила частью – по каменистой дороге, частью по заледенелым долинам ручьев.
До верховьев реки Талдура мы не доехали около 20 км. В одном из ручьев застряла Нива. Пока мы её вытолкали стали искать объезд – подъехал Сергей на Тигуане. Он категорически отказался ехать дальше.
Пришлось разбивать лагерь на ближайшей поляне.
Как выяснилось – не зря. Через пару часов мимо проехала «заряженная» Делика из Барнаула (со шнорхелем и на «мудовой» резине). Но ей удалось проехать дальше не более чем на километр. Дальше дорога вышла на верховое болото, а рисковать объездом по расквашенному льду Талдуры не рискнули даже они. Наши ребята пошли на разведку. Вернулись через пару часов, говорят, договорились с алтайцами на утро о заброске на конях – то ли по 500, то ли по 1000 рублей с человека. Отдыхаем, купаемся, готовим ужин. В восемь вечера с верховьев Талдуры приезжает «шишига» (Газ 66). В ней два молодых алтайца. Говорят – вы хотели заброску в верховья? Коней нет, вот машина. На вопрос о цене – по 500 рублей с человека, отвечают – Нет! 7000 рублей за один рейс! За всех. Ну так нас и так 14 человек. Это как раз по 500 руб. с человека… Но, у них другие подсчеты. Ладно. Ударили по рукам. Алтаец , которого зовут Чечен, говорит – садитесь – поехали! Куда ехать, уже вечер? Давай завтра в 8 утра. Нет, говорит, я второй раз машину не погоню – не выгодно. Тогда я предложил им оставить машину ночевать у нас и приходить утром и молодые алтайские пареньки оставили свою «шишигу» и вприпрыжку убежали ночевать в кошару.
В тот вечер у нас было купание в горном ручье, образовавшем большую ванну перед огромным валуном. А ещё к вечеру к нам пожаловали яки.
5 мая утром мы ещё не окончили завтрак, как в 8-00 Чечен и Салжар нарисовались к своей машине, завели её и пригласили нас на посадку. По дороге мы прихватила барнаульцев. Алтайцы отказались брать с них деньги, так как машина зафрахтована нами. Барнаульцы вшестером, отдали нам за проезд 3000 рублей. Добрый Алексей в итоге заплатил алтайцам 8500 р. Хотя, в самом деле, дорога была тяжелой даже для ГАЗ 66. Частью она шла по заболоченным ручьям, часть. – по берегу замерзшей реки. Местами мы объезжали косогором, прямо по кустам. А в одном месте – машина шла одним колесом но кромке берега, а вторым давила лед на реке.
Всего на дорогу в 20 км ушло полтора часа.
Назад мы пришли пешком за три часа.
От зимника в верховьях Талдуры мы поднялись к Большому Талдуринскому леднику.
Справа от ледника открылся вид на «Талдуринскую ограду», а слева – на п. Иикту (3936 м – высшая точка Южно-Чуйского хребта) и ледник Малый Талдуринский.
6 мая с утра пораньше отправились в обратный путь, чтобы по холодку проскочить ледовую переправу через Джело. Дни стояли солнечные и к вечеру по льду текла вода глубиной местами до 20 см.
Мы боялись, что вода разрушит ледяной мост через Джело. К счастью этого не произошло, но на въезде на лед шедшая первой Нива застряла. Я объехал её и переехал через реку первым.
Далее случилась некоторая заминка: шедший впереди разведчик – Алексей направил меня по левой колее, но я увидел впереди на колее воду и остановил автомобиль. Под колесами вместо льда оказалась снежно- водяная каша, тронуться с которой оказалось не так легко… Пришлось достать лопату. Ребята вытолкали меня назад на ледовую колею и с разгона мы все проскочили по правой дороге до сухого берега. На радостях что все преграды преодолены, мы устроили на дороге небольшой пикничек. Тут как раз вспомнили, что моей дочери Анне исполнилось двадцать лет. Все бросились её поздравлять, Олег запустил небольшой салют.
Потом все дружно отправились смотреть ущелье Джело.
В ущелье на реке ещё лежал лед. Когда половина группы прошла по льду вверх, лед проломился и Анна со своим «бойфрендом» Михаилом и его младшим братишкой Витей едва не оказались в воде. Михаил проскочил дальше, а Аня с Витей вернулись назад. Далее экскурсия грозила перейти в спасательную операцию. Пока я бегал к машине за веревками, наши мужики руками выкорчевали небольшую лиственницу и по ней все благополучно вышли из ущелья на «большую землю».
Вечером в районе Усть-Семы отмечали День рождения Анны. Праздничный вечер на природе, музыка, танцы…
Но я что то устал и как стемнело ушел спать в свою палатку.