Кроме того, за неделю до основного похода мы скатались тем же составом в трёх-дневный велопоход, проехали 170км, оценили силы, посмотрели что забыли, а что было лишним.
Общая нитка маршрута:
Участники похода:
Евгений – автор отчёта. Я был идейным вдохновителем похода, организатором, разработчиком маршрута, выбирал и готовил инвентарь. Также мне приходилось постоянно «подпинывать» остальных – тент, дрова, вода, костёр, отбой, подъём, готовка и прочее… постоянно, изрядно надоело. С детства много километров полей и гор проколесил автотуристом (первая поездка в три года), поэтому дорожную географию региона я знал неплохо, до этого заезжал до Кош-Агача. Был небольшой опыт коротких пеших походов, а также большие конные походы (в это лето живого коня променял на педального). В походе много фотографировал и немного снимал видео на зеркалку.
Михаил – постоянно подкидывал темы для обсуждения, часто говорил о загадочной «оптимизации» похода (распределении времени, обязанностей и прочего), но попыток её создать так и не произошло. Бывал в пеших походах по Алтаю, но такие вопросы как разведение костра «с одной спички», заготовка дров, и установка тента решались с большим трудом – учился по ходу дела. Зато по ровной дороге практически всегда педалил первым, рассекая встречный поток воздуха, чем нам изрядно помогал – мы пристраивались за ним и ехали «на колесе». Снял на свою камеру немало хороших моментов похода.
Семён – главный «желудок» похода, через два часа после плотного завтрака начинал спрашивать «когда будем есть?», но в то же время постоянно контролировал приготовление пищи, поэтому с этим косяков не было. В гору закатывал только так, даже после того как мы ему сгрузили все консервы. В горах был первый раз, поэтому многое для него было впервые.
Нас троих объединила учёба, вместе учимся в университете.
Походный инвентарь:
Палатку тащить в поход не очень хотелось, поэтому я поставил Мишу и Семёна перед фактом – мы едем без палатки, только тент. Тент я приобрёл как раз к походу: 3х5 метров, с кольцами по периметру. Пара колец очень быстро вырвалась, но необходимый минимум был. К тенту я взял 8мм верёвку 15 метров, а из капроновой верёвки 3мм и карабинов сделал десяток растяжек. На основной верёвке также были два больших карабина. В этом было немало плюсов – под тентом мы могли не только спать, но и готовить, хранить вещи и ставить велосипеды, и держать сухими дрова. А в палатку, кроме минимума вещей ничего не влезет; велосипеды останутся без присмотра.
Набор котелков, матрёшкой друг в друге. От производителя Tramp, 1+2+3 литра с крышками-сковородками. Очень рекомендую, для небольших групп как мы.
Газовая горелка, очень компактная. Пара баллонов с газом. Баллоны по мере использования приобретались в магазинах. Горелка складная, занимает мало места, и имеет переходник на резьбовые баллоны.
Пара топоров. На случай, если один сломается. И рубить двумя иногда намного удобнее.
Цепная пила; ею намного проще разделать бревно толщиной до 20см на чурки.
Велосипеды:
У меня, GT Karakoram 3.0, установлены широкие полноразмерные крылья, алюминиевые педали (чтобы не разломать об камни и брёвна), рога для удобства хвата, алюминиевый багажник из труб (до 25кг) купленный за 800р, велокомпьютер, крепление для навигатора. Покрышки Ritchey Logic Shield 29x2.1.
У Миши, Stels Navigator 770, дополнен крыльями, крепкими педалями, алюминиевый багажник (до 25кг), к которому добавлена большая лапа из арматуры, велокомп, брызговик из камеры (это важно!). Остальное сток.
У Семёна, Stels Navigator 570; стоит алюминиевый багажник из труб (до 25кг) купленный за 800р. Перед поездкой поменял каретку, так как родная померла. Остальное стоковое.
Велосипедные рюкзаки помог приобрести друг из Томска, рюкзаки Манарага. У меня и у Семёна 60л, у Миши 80л. Перед походом я заказал в одной местной конторе маленький гермо-мешок (как у сплавщиков), который на 100% защищает от влаги; в дороге возил в нём спальник и сухие вещи для сна, а ночью оставлял в нём зеркалку, телефоны и прочую электронику. Всё отлично, хотя 700грамм лишнего веса. Фотокамера большую часть пути ехала на раме, около руля – очень удобное место для неё оказалось.
Для связи, кроме мобильных телефонов, у меня был гибридный спутниковый телефон Ericsson R290, работающий через оператора Globalstar. Отлично себя показал.
Навигатор Garmin eTrex 20, поддерживающий растровые карты. В него я заранее установил векторную карту OpenStreetMap, и по всему маршруту загрузил растровые снимки из сервисов Google Maps/Earth и Nokia Here. Также загрузил растровую карту высот с горизонталями.
В дополнения к навигатору брал Атлас Республики Алтай (1:200000), который был намного более удобен на больших масштабах для оценки расстояний и прочего. Также были два путеводителя: общий по Алтайскому краю и Республике Алтай (ничего конкретного); Путеводитель по Чуйскому тракту, в котором указаны все достопримечательности на тракте и их километраж.
Спальные мешки: у меня Alexika Summer Plus, для подобных условий (доходило до +10’) отличный спальник, при наличии одежды конечно (1.6кг, компактность и доступность), у Семёна и Миши аналогичные по уровню. Туристические коврики у Семёна и у меня толстые – 18мм, Миша успешно додавливал свой 8мм.
Питание:
Наш маршрут пролегал по населённым районам, поэтому каждые пару дней мы пополняли запасы продовольствия: хлеб, крупы/лапшу, консервы, печенье и прочее.
Кроме того, заранее подготовили питательную орехово-фруктовую смесь: полтора килограмма орехов, изюма, ананасов и прочего.
Также я перед походом пробовал рецепт сушёного мяса: получилось просто отлично, а в поход я засушил почти полтора килограмма. Употребляли и на перекус, и пару раз варили.
Инструменты и запчасти:
С собой было не мало всего: куча шестигранников, разводные и рожковые ключи, семейки, запасные спицы (26 и 29). Заплатки, секундный клей, суперклей, изолента, запасные камеры (26 и 29), выжимка цепи, ключ для шатунов. Отвёртки, куча запасных болтов, гаек, шайб всевозможных размеров, ниппель с крышками-ключами, китайские складные плоскогубцы (нужны хорошие, Leatherman).
День 0. Последние сборы.
Все собирали рюкзаки отдельно, по своим домам. Выезд был назначен на 6 утра следующего дня, поэтому лёг спать я уже в 10 вечера. Рюкзак был собран на 95% и висел на веле (постепенно собирался и упаковывался на протяжении трёх дней) и составлен список – что доложить поутру. Практически все общие вещи (тент, котелки, газ и прочее) на данный момент были у меня, а продукты разделили Миша и Семён. Заранее собраться им мешала природная лень и вещи заталкивались в рюкзаки в последний момент.
День 1. Заброска. Ташанта – Кош-Агач. Чуйский тракт, граница Монголии.
Конечно, выспался перед долгой поездкой только я один. Встречу с водителем назначили в 5:30 на Речном Вокзале г. Барнаула (нам троим туда было ехать примерно поровну), чтобы к 6:00 выехать. Я поднялся в 3:30, завершил упаковку рюкзака и поехал до речного; в такой ранний час долетел до назначенного места в два раза быстрее чем днём – сказывается отсутствие транспорта на дорогах.
Водитель подъехал в 5:30, зовут Леонидом, живёт в Кош-Агаче, заброска из Барнаула в Ташанту обошлась нам в 8000р., договаривались заранее, ещё в мае. Как засунуть нас с тремя велосипедами и вещами в Toyota Fielder было загадкой: пришлось складывать половину заднего сиденья и тесниться вдвоём на оставшейся половине. Выехали, как и планировали, в 6:00. По пути он нас предупреждал о местном населении, и сказал, что в случае технических проблем звонить ему – по Чуйскому тракту постоянно ездят таксисты (его товарищи), и смогут привезти нужные запчасти. Дорога была быстрой, остановились на короткий обед в кафе «Ирбис» за деревней Туекта, а уже в 15:00 были в пограничной деревне Ташанта. Водитель высадил нас за пол-километра до деревни, чтобы при сборке не мешали местные.
По дороге из Кош-Агача в Ташанту обогнали двоих велосипедистов, следовавший в сторону Монголии. Пока собирали велосипеды и перекусывали они доехали и свернули к нам. Оказалось это поляки – муж с женой; общались на русском. Ехали они из Бийска уже 12 дней, в Монголию; граница в этот день была закрыта, поэтому они собирались ночевать где-то перед деревней.
Отъехали от места сборки в 16:30, съездили в деревню до границы – сфотографироваться около знака «STOP» и российской части КПП «Ташанта - Цаганнуур». Деревня очень колоритная, например, на крышах сараев сушатся лепёшки животных, которые используются зимой как дрова. Стартанули из Ташанты в 17:00, в надежде доехать до речки в 40 километрах от нас и остановиться там на ночёвку. Вокруг крутились грозовые тучи, но на нас лишь чуть капнул дождик. Краски Чуйской степи просто поразительные, очень порадовал степной закат с розово-красными облаками на противоположной стороне.
По дороге произошёл не очень приятный случай общения с местным населением. Автомобилей на трассе нет, но мы едем по правилам – с правой стороны дороги вдоль обочины. На встречу нам едет девятка, перед нами резко тормозит и останавливается на обочине с нашей стороны. Оттуда выскакивают четверо парней – алтайцы (или казахи, их не разберёшь), со словами «stop-stop», «hello» и прочими, на всех известных им языках. Они думали мы иностранцы из Монголии. Конечно мы тормозим (куда нам на велах против девятки), и я им говорю «да мы так-то свои…». После этого, они со словами «…это русские…», очень быстро садятся в машину и уезжают (в сторону Ташанты). Не совсем понятно, что они могут ТВАРИть с иностранцами: махинации с валютой, банальное вымогательство или ещё какие хитрости, но я бы этим иностранцам не позавидовал – всё-таки в таких местах лучше кататься не парочкой, а группой 5-6 человек. Также по дороге около нас останавливался дом на колёсах из Германии, они также думали, что мы едем из Монголии и хотели что-то узнать (про таможню или дороги).
К 20:30 – 21:00 докатились до подмеченной по дороге речки (это был Ортолык). По трассе как раз перестраивали мост, и машины пускали в объезд; как раз на участке дороги около реки по которому машины сейчас не ездили мы и расположились, точнее под дорогой около насыпи. Один конец основной верёвки тента закрепили на насыпи, второй протянули через велосипеды. В реке воды было много (хоть купайся), пить можно, но она имеет характерный земляной привкус, всё-таки по степи течёт. Проехали в этот день 46.4 км, с потерей высоты от 2078м до 1765м.
Готовим на газе, попытались пожарить картошку, но то ли газ слабо греет, толи крышка-сковородка для жарки плохо подходит – в итоге пришлось доваривать, усиленное количество специй спасло ситуацию. Дров в степи нет – обходимся без костра; много комаров – разжигаем под тентом несколько спиралей. В степи была мобильная связь, отзванивались. Срубились спать около 00:00.
День 2. Кош-Агач – Куехтонар. Чуйский тракт.
Первая ночёвка также прошла не гладко: на дороге в 30 метрах от нас были знаки «объезд» и пара пластиковых дорожных блоков, перегораживающих дорогу. Ночью проснулись от страшного грохота, кто-то снёс всю эту конструкцию и протащил десяток метров в нашу сторону, (хорошо до нас не докатились – могли передавить) после чего развернулись и уехали. Были бы блоки бетонные – расхлестались бы в хлам. Утром к нам подходили строители моста, интересовались «не видели ли мы происшествия», но мы кроме света фар ничего не узрели.
Встали в 9:30, перекусили, приговорили банку консервированной фасоли, собрали лагерь и выехали в 12:20. Через пару сотен метров нас догнал мотоциклист (ехал со стороны c.Актал), остановился – это оказался американец, ехал из Тывы через горы; разговаривали на английском. Снова встретили его и ещё одного мотоциклиста в Кош-Агаче.
Не спеша докатились до Кош-Агача оставшиеся шесть километров, в надежде посетить местный базар, на котором можно приобрести китайскую и монгольскую кожаную одежду по низким ценам (как указанно в нашем путеводителе). Было воскресенье и обед, базар пустовал, поэтому мы только потратили время на его поиски.
Остановились у ворот Кош-Агача отдохнуть. Поблизости стоял Land Rover Defender - дом на колёсах, возле которого сидела парочка в очень преклонном возрасте с собачкой и пили чай с шоколадкой. Это были французы, мы подошли к ним пообщаться. Они путешествуют из Франции через страны Восточной Европы, Киргизию, Казахстан, Россию в Монголию, Китай и снова в Россию на Байкал и во Владивосток. На весь маршрут планируют потратить 8 месяцев, из которых в пути уже 3 месяца. Поговорили про машину, они показали внутреннее обустройство. Общались на английском, так как для них это тоже не родной язык – они говорят медленнее, нам проще их понимать.
Проехали ещё 20км, и в 15:00 остановились на «Красной горке» у впадения реки Туярык в Чую. Пообедали, искупались в Чуе и решили набить в колеса побольше воздуха. Здесь произошла первая техническая проблема – пока я качал колесо, порвал резину у соска камеры. Заплатки при таких порывах не спасают, поэтому пришлось бортоваться на новую камеру, благо была одна запасная, но подобных проблем нужно избегать, камеры на найнер (горный велосипед с колёсами 29 дюймов) в таких местах найти не просто. Жара в тот день была страшная – вело-компьютеры показывали больше 40’C.
Переждали зной, и в 17:00 отправились дальше, но сильный встречный ветер дал проехать всего 15км и высосал все силы; мы свернули на р.Куехтонар. Места стоянок были сильно загажены, но через реку был брод, который мы с позитивом преодолели: разгрузились, я вел с вещами перенёс на руках, а Семён с Мишей попытались проехать.
Мы были на границе Чуйской и Курайской степи, от которых нас скрывали небольшие горы, мобильная связь практически отсутствовала: МТС и Мегафон – полностью отсутствовали, с Билайна удалось позвонить домой и отметить своё местоположение. На ужин приготовили лапшу с тушёнкой (Ермолинская, Алтайского края, - самая адекватная наша тушёнка), снова на газе, но костёр для души разожгли. Вода в р.Куехтонар отличная, к Чуе было не подойти – здесь она имеет крутые берега. Закат этого дня снова был «по горному» красив. Проехали в этот день 47.4км, с набором высоты после Кош-Агача от 1765м до 1831м и последующим спуском до 1720м. Спать легли также около 00:00.
День 3. Куехтонар – Чуйская ГЭС. Чуйский тракт.
Встали в 9:00, на завтрак открыли консервированную сёмгу – оказалась совершенно несъедобная. Собрали лагерь и в 12:00 выехали; снова на позитиве перебродили р.Куехтонар в обратном направлении. Вернулись на пол-километра назад, хотели найти остатки древних Куехтонарских плавильных печей, но внимательнее изучив данные путеводителя поняли, что они находятся в стороне (на обрывистом берегу Чуи) и нужно знать, где их искать. Отправились не с чем вниз по Чуйскому тракту. В этот день природа снова испытывала нас жарой за сорок и таким мордо-дуем (встречным ветром), что даже на значительных спусках приходилось крутить педали.
Не проехав и десяти километров остановились посмотреть на могильник (848км тракта), который состоит из пятнадцати-метрового кургана и восьми балбалов, вытянутых в цепочку.
На 840 километре тракта остановились на въезде в Курайскую степь, здесь около дороги находиться куча камней – культовый знак обоо. «Каждый при переезде через гору считал своим долгом в честь духа этой горы положить камень или ветвь: от этого постепенно составляются кучи камней и ветвей в примесью ленточек и конских волос, которые называются обоо» (А.В. Анохин) Эта куча камней собиралась проезжающими на протяжении веков. Мы также положили туда по камешку.
Жара Курайский степи усиливалась, и в 15:00 мы остановились на реке Кызылташ, где пол часа просто охлаждались. В шлемы клали крупные булыжники и бросали всё это дело в реку. Около нас останавливался древний Volkswagen аля hippy-car, полностью забитый народом как раз напоминающим хиппи. Сказали, что они из Челябинска. Википедия подсказала, что в Челябинске существует группа активистов Food not bombs (Еда вместо бомб), чьи взгляды похожи на направление хиппи, возможно, это были именно они.
Доехали до Курая, где закупили спирали от комаров, тюбик литола, батарейки для фотоаппарата Семёна, пополнили запасы продуктов.
После Курая нас ждал Курайский перевал (набор высоты от Курая всего 110м), который вкупе с жарой просто убил в нас все силы. На полпути к вершине перевала дорога пересекает реку Ортолык, где мы решили остановиться отдохнуть и перекусить.
Около самой реки Миша совершил слишком резкий манёвр и лёг своим весом на рюкзак и багажник. Тоненькие болты удерживающие вес багажника не выдержали и один из них срезало. Вместе с обедом на реке предстоял спешный ремонт багажника.
Выкрутить остатки болта без специального инструмента не представлялось возможным, поэтому нами было быстро «скручено» временное решение. Рама в нужных нам местах имела технологические отверстия, к которым мы прикрутили багажник разрезанными велосипедными спицами. Под грузом эта конструкция сильно болталась, но нет ничего более вечного, чем замотанное изолентой (ну или проволокой).
С Курайского перевала мы летели на скорости больше 50км/ч. Дальше дорога вела нас вдоль извилистой Чуи, и вскоре мы преодолели границу Кош-Агачского и Улаганского районов.
Проехав ещё 10км свернули на место стоянки под «одинокой горой», немного не доехав до остатков Чуйской ГЭС. 15 лет назад, в мою первую поездку в горный, на этой самой стоянке, 12 августа нас по колено засыпало снегом.
Берег Чуи здесь также обрывистый, и спуск к воде можно приравнять к экстремальным видам спорта. В этот день мы развели весёлый костёр, и приготовили на нём уху, которая очень удалась. К вечеру небо заволокло пеленой и погода испортилась. Мобильная связь была так себе, но позвонить и отметиться мне удалось. Проехали в этот день 56.3км, общее падение высоты за день с 1720м до 1492м. По прежнему ложимся спать около 00:00.
День 4. Чуйская ГЭС – Белый бом. Чуйский тракт.
Хорошо поспать нам в этот день не удалось, ночью пошёл дождь, и наш тент стал понемногу капать. Перспектива спать следующую ночь в сыром спальнике не очень меня прельщала, поэтому в 6:30 мы встали и свернули вещи. По склонам гор стелились облака, создавая красивые пейзажи. Мокрые дрова гореть не собирались, поэтому пришлось снова прибегнуть к газовой горелке. Заварили лапшу быстрого приготовления, по две пачки каждому, от такого «сытного и питательного» завтрака я обозвал её «БП олигарха». Собрали лагерь и в 10:30 выехали.
Быстро проскочили развалины Чуйской ГЭС, и на 798км тракта остановились около родника. Здесь нас нагнал и радостный остановился наш водитель Леонид (который забрасывал в Ташанту). Показали ему нашу поломку багажника, посоветовал заехать на шиномонтажку в Акташе, мы как раз планировали там отремонтироваться.
Уже через 6 километров был Акташ, в шиномонтаже со стороны Ташанты нам ничем не помогли, и мы поехали по магазинам закупаться продуктами, купили и перекусили сосисками в тесте, которые были очень вкусные. На выезде из деревни была другая СТО, где мы попросили у мужиков дрель, купили в соседнем магазине сверло и высверлили остатки болта из рамы. Запасных болтов я набрал всяких разных и мы вернули багажник к исходному креплению. Потратили на ремонт чуть больше часа. Огромное спасибо мужикам за безвозмездную помощь; в подобных путешествиях только и надеешься на помощь добрых людей.
В районе Акташа сильно падала высота, поэтому порой наша скорость поднималась до 35км/час. Покидаем Улаганский и въезжаем в Онгудайский район.
Проехав от Акташа 30км, остановились перекусить на реке Айгулак, шёл дождь, поэтому пришлось сидеть под мостом. Тракт в этом районе проложен по срезам бомов, и дорога прыгает: в гору, под гору, в гору, под гору… Бомом в Сибири называют отрог горного хребта, загораживающий речную долину поперёк или узкий и трудный проход по ущелью.
Перед Белым бомом решили ставить лагерь, спустились по крутому склону вниз к берегу Чуи, но оказалось, там нет ни одного дерева. Навигатор подсказал, что в Белом боме есть мост через Чую, и было решено поехать туда. На подъезде к Белому бому построен памятник строителям Чуйского тракта, здесь же, на склоне выше трассы хорошо видна каменная кладка стенки ограждения автомобильной дороги 1920-х годов. Мы остановились и с удовольствием посетили эти достопримечательности. Я пообщался с молодой парой из Новосибирска, отправил их на старый тракт (едут наобум и ничего не знают о достопримечательностях).
В Белом боме действительно оказался старый автомобильный мост, который практически не виден с дороги; он загорожен деревянными воротами на проволоке (чтобы через мост не переходил скот), для прохода пришлось их раскрывать. Тент ставили под дождём; здесь мы решили переделать тент из двух-скатного в односкатный, так как под низким двух-скатом было очень неудобно сидеть. Дрова снова все мокрые, на газе приготовили гречку с тушёнкой (которая на этот раз оказалась не очень). Мобильной связи я не нашёл даже забравшись на ближайшую горку, поэтому пришлось первый раз включать спутниковый телефон и звонить с него. За день проехали 66.9км, потеряв в высоте от 1493м до 904м.
День 5. Белый бом – Слияние Чуи и Катуни. Окончание движения по Чуйскому тракту.
Утром провели короткий осмотр велосипедов, смазались, я настроил переключатели (передний повернулся вокруг рамы и сполз вниз). Устроили в Катуни водные мероприятия. Мишка потерял в траве свой велокомп и долго искал. Со всем этим мы отправились в дорогу только в 13:00. Погода стала налаживаться, по-прежнему радуя нас своими красками.
На 730 километра Чуйского тракта остановились у одинокого каменного изваяния.
А на 728 км свернули посетить святилище Адыр-Кан, включающее в себя скопления петроглифов, нанесённых на отвесных скалах, а также Чуйского оленного камня, на котором нанесено изображение воина (лик с кольцом, кинжал, лук в футляре, фигура коня).
Вскоре встретили трёх американцев (или англичан, не спросили) на велосипедах. Они так быстро разговаривали, что мы мало успевали ухватывать. Спросили нас про ближайшую крупную деревню, мы ответили, что лучше закупиться в Акташе. Едут в Монголию.
Добрались до слияния двух крупных рек – Чуи и Катуни, остановились посмотреть сверху на слияние, и на дорогу, по которой нам завтра предстояло уйти в горы на Тюнгур.
Со смотровой площадки мы снова летели на скорости 55-60км/час. Нам нужно было пополнить запасы продовольствия, и мы поехали в Иню по магазинам. В Ине находиться первый в мире двухцепной висячий мост. Построенный в 1936 году он эксплуатировался до 1970г., в 1994г. объявлен памятником истории и культуры РФ. Как и планировалось – мы заехали посмотреть на него, дорога к мосту оказалась в стороне, поэтому прокатиться не получилось.
Развернулись обратно, и вновь поехали по Чуйскому тракту до моста на с.Инегень. По пути заехали на Ининские стеллы, которые в простонародье называют каменные бабы.
Свернули на мост, ведущий к деревне Инегень, на этом заканчивается наше движение по Чуйскому тракту. Мост подвесной, на одну колею, висят знаки «Водитель, высади пассажиров». Проезжающие по мосту туристы в основном так и поступают, местные же даже не притормаживают. Под мостом нас повеселила выброшенная куча книг, состоящая преимущественно из технической литературы. Прихватили одну книжку – костёр разжигать.
Перед мостом пообщались с автотуристами из Новосибирска, один мужик думал, мы в Барнауле состоим в туристических организациях, хотел передать кому-то привет, но мы его обломали.
UPD: Всё-таки я нашёл человека, которому передавали привет (и привет передал ), это Иван Крюков, руководитель клуба приключений "Русский Алтай", организующий велосипедные и автомобильные путешествия по Алтаю, Монголии и Средней Азии. А передавал привет широко известный в узких кругах Лёха Пещерный (http://www.чулышман-турист.рф/forum/147-391-1, http://jerzy-foto.livejournal.com/636.html)
Переехали мост и поехали в сторону базы, которую видно со смотровой площадки. Дорога снова в одну колею, по крутому склону, со стороны Инегеня поднималась машина, а с моста подъехали кемеровчане, пришлось их тормознуть, чтобы не было опасных манёвров. Пока они ждали, немного поговорили – сказали что они с нами ещё встретятся… Перед спуском к базе позвонили домой, пока была мобильная связь.
Хотели остановиться за территорией базы, но мест стоянок там не оказалось, и мы вернулись на базу. Хозяин взял за ночёвку по 50 рублей с человека, и ещё 200р. мы отдали за вязанку дров. Растянули тент прямо посреди базы, проходящие мимо туристы-матрасники, смотрели на нас с опаской: думают мы суровые экстремалы, раз спим под открытым небом. Многие считают, что спать в палатке намного теплее, но при этом ни разу не спали без палатки. Подходили соседи из Алтайского края, восхищались нашим путешествием - приятно с ними пообщались. На ужин приготовили на костре рис, в который добавили консерву «колбаса» - получилось неплохо. Погода была отличная, небо полно звёзд, и немного прохладно. В это день проехали 50.3км, сбавив высоту с 904м до 729м. Дальше дорога уходила вверх вдоль Катуни, поэтому высоту мы начинали набирать.
День 6. Слияние Чуи и Катуни – Устье Аргута. Тропа Иня - Тюнгур.
Встали в 8:00, погода по-прежнему радовала солнцем. Перекусили, собрали лагерь, оставшиеся дрова отнесли соседям, с которыми познакомились прошлым вечером. Выехали с базы в 12:00, и сразу же уткнулись в Катунский бом, в отвесной скале которого вырезана извилистая дорога. Очень красивое место, с одной стороны отвесная скала, а с другой вертикальный обрыв и Катунь. Отсюда открывается панорама на устье Чуи.
Проехали небольшое плато, и спустились к деревне Инегень. От места нашей ночёвки она была в десяти километрах. Инегень имеет дурную славу среди туристов, мы старались проехать его как можно быстрее и поменьше светиться. За всё время, пока мы ехали по деревне, видели только помятый УАЗик, да пару пьяных мужиков (правда один из них был с косой).
За Инегенем грунтовая дорога есть ещё десять километров, до крутого поворота Катуни на 90 градусов. В этом тупике отличные места для любителей тихого отдыха. Здесь разбили лагерь несколько групп автотуристов, среди которых были и новосибирцы и кемеровчане, которых бы видели вчера (как они и обещали – мы с ними втретились). После этих стоянок автомобильной дороги нет – только пешком, на лошадях, велосипедах, мотоциклах.
Дальше дорога идёт по крутому прижиму, самое красивое место этих мест – слияние Аргута и Катуни. Здесь белый Аргут сливается в бирюзовой Катунью, образуя чёткую разделительную полосу и плавно перемешиваясь. В 2006 году группа джипов проехала по этой тропе (Тюнгурский прорыв), и мужики построили мосток, так как тропа в этом месте уже, чем машина. На этом высоком скалистом уступе был такой сильный ветер, что буквально сбивало с ног.
Тропа идёт по крупным валунам, поэтому часто приходиться слазить с вела и протаскивать его через припятствия. Пока мы отдыхали, фотографировались и любовались чудесным пейзажем, нас нагнали уже знакомые новосибирцы, которые налегке пошли погулять и порыбачить. Со стороны Тюнгура начала заходить белая пелена, горы буквально скрывало под стеной дождя, и мужики посоветовали нам разбивать лагерь как можно скорее. Тропа как раз спускалась вниз по прижиму и уже через километр мы остановились на ночёвку, как раз напротив устья Аргута. В устье, на другой стороне Катуни находиться лагерь сплавщиков, куда как раз подплыла новая группа на ночёвку. Они тоже нас видели, и приветственно махали.
Тент в этот раз мы закрепили очень креативно, используя кусты и знак «Пограничная зона!». Знак сделан из светоотражаемого материала, и в темноте светился от наших фонарей. Как только мы поставили тент, дождь прекратился и природа радовала нас и соседей-сплавщиков шикарной радугой. Спуск к Катуни в этом месте очень крутой, но на берегу были огромные кучи веток и корней, прибитые большой водой. Среди них мы нашли и высокие колья для тента, и рогатины для костра, и сухие дрова. Мимо в сторону Инегеня проходил рыбак-алтаец, немного добычи было. Поздно сообразили, что могли купить у него свежей рыбы, и хотели это сделать, когда он пойдёт обратно, но видимо он ушёл в деревню. На ужин ели лапшу с тушёнкой, и замешали раскрошившиеся печеньки в сгущёнке – излюбленное лакомство туристов всех времён. Проехали 24.5км, с двумя подъёмами и спусками: 728м – 912м – 744м – 938м – 811м, из которых 20км грунтовой дороги и 14.5км тропа. Мобильной связи в этих местах конечно же нет, звонил со спутникового телефона. Спать легли в 23:00.
День 7. Устье Аргута – Тургунда. Тропа Иня - Тюнгур.
Утром снова пошёл противно моросящий дождь, встали в 8:00. С вечера заготовленные дрова прятали под тент, поэтому без проблем вскипятили воду и заварили лапшу БП, убили банку консервированной фасоли. Дорога нас ждала тяжёлая, поэтому свернули мокрый тент и в 11:00 отправились в путь.
Тропа проходит по крутому склону горы, и имеет резкий подъём с 800м до 943м. Дождь очень неприятно размесил грязь и ноги часто проскальзывали. На подъёме вокруг нас скакало стадо козлов, за которыми следил пастух-алтаец. Спуск не такой резкий, и мы его весело проехали на скоростях до 25км/час. Внизу нас ждала река Казнахта.
Подъехав к реке увидели одинокую палатку, покричали – вылез мужик, из Красноярска. Сказал чуть ниже по реке стоят трое велосипедистов из Новосибирска, пошли к ним в гости - познакомились. Оказалось выше по реке есть небольшой мостик, по которому можно успешно переправиться не замочившись. Я сразу пошёл его осматривать, а Мишка и Семён что-то колдовали с багажниками. Я отдал Мишке тент, так как уже не было сил его тащить, мокрым он стал в три раза тяжелее. Река была достаточно быстрая, и для переправы вброд в таком случае лучше страховаться верёвкой. Распрощались с товарищами из Нска (они и красноярцы дневали, пережидая непогоду, а нас подгонял график). Мужик из Красноярска (опытный турист) проконтролировал нашу переправу по мосту, и также ушел к себе в лагерь. Посидели у моста – перекусили; впереди у нас был очередной подъём пешком с 843м до 1061м.
Тропа редко давала проехаться, сказывались загрузка велосипеда, завалы на тропе и грязь от дождя. Встретили местного рыбака – на обыкновенном дорожном велосипеде, и двух мужиков из Нижневартовска. Они путешествовали по району Белухи, спустились в Тюнгур и кто-то их отправил «посмотреть Чуйский тракт». Мы сказали до тракта ещё 30км и они опечаленные пошли дальше, думали ближе.
Тропа стала спускаться к Катуни, здесь мы от души повеселились скоростным спуском, но предприятие это было достаточно рискованное, так как слева был довольно крутой обрыв и берег Катуни, хоть и не такие резкие как раньше, но улетать туда всё-равно было не приятно. С непривычки мы все трое улетали туда пару раз – трава сдерживала от длительных полётов; набили синяков и царапин. У Семёна задние тормоза совсем перестали работать, и для него эти крутые спуски были по настоящему опасны – проходил с осторожностью.
Тропа разделяется на две – верхнюю и нижнюю, мы шли по нижней.
На подъезде к устью Аккема, находящемуся на противоположном берегу Катуни, мы встретили велосипедиста из Новосибирска, с небольшим рюкзачком и экстрим-камерой на руле. Он сказал, разговаривать особо некогда, к вечеру хочет успеть доехать до конца тропы. До темноты оставалось часа 3-4, и мы остались в некотором замешательстве, но видно парень был очень подготовлен физически и здесь далеко не первый раз. Устье Аккема очень напоминало Аргут; белый Аккем утекающий от ледника всего на 36км, и бирюзовая Катунь, берущая начало с обратной стороны Белухи и следовавшая до этого места больше 270км.
Следом за устьем Аккема была река Тургунда, но уже с нашей стороны, создавая для нас достаточно большое препятствие. В точке брода она расходиться на две половины с небольшим сухим островком посредине, поэтому бродили её мы в два этапа. На противоположном берегу расположены прекрасные поляны для стоянок, которые были забиты авто-туристами (это крайняя точка, до которой можно проехать на неподготовленном автомобиле, за Тургунду можно проехать на УАЗике ещё на 3.5км. до начала крутых прижимов). Тургунда была полна водой, и мы неплохо поразвлекли туристов, которые даже снимали это зрелище.
После того как мы перебродились, познакомились с этими авто-туристами – мужчина с дочерями из Новосибирска, обсудили велосипеды, маршрут и прочее. Сказал сегодня утром они на УАЗике ездили за Тургунду (откуда мы пришли), видели там медведицу с двумя медвежатами. Пока мы шли по тропе, видели множество «вскрытых» муравейников, кучи помёта, непонятные тропы; места там диковатые.
Проехали ещё пять километров по накатанной дороге, и остановились ночевать на берегу Катуни. На ужин на костре сварили гречку, а Миша сварганил корейскую морковку, в которой было мало морковки и много специй – огнём дышали. (Бийская тушёнка – не съедобная). Погода была облачная, но дождь не моросил. Связь до сих пор отсутствовала – звонил со спутникового. Проехали в этот день 25.1км, из которых около 18км тропы (возвышенности и низменности: 800м – 941м – 837м – 1014м – 941м – 1062м – 812м) и 7км грунтовой дороги, с общим перепадом высот от 800м до 823м. Снова ложимся спать в 00:00.
День 8. Тургунда – Катанда. Трасса Р373.
Встали в 8:30, погода хорошая и мы решили никуда не торопиться. Сварили компот из сухофруктов, позавтракали и занялись профилактикой велосипедов. После вчерашнего брода через Тургунду нужно было по возможности смазать втулки. Во время осмотра обнаружили две крупные проблемы:
- У Миши на задней покрышке вылезла грыжа. Разбортовали посмотреть – разорвался капроновый корд (перед тропой практически не сбрасывали давление в шинах – теперь ясно, что зря).
- У Семёна нашли трещины в опорных трубках багажника. Доламывать не стали – поедем, сколько хватит.
Проехав 8км гравийки и кочек, багажник Семёна окончательно сдался, и алюминиевая стойка разломилась по трещине в месте изгиба. На ремонт потратили почти полтора часа; ещё три дня назад нашли по дороге толстую проволоку (стальной сердечник в алюминиевой трубке), которая как раз входила по размеру в трубку багажника. Отломили кусок этой проволоки и забили в стойку. Эта конструкция смогла дальше держать нагрузки.
К вечеру добрались до Тюнгура, где закупились продуктами, позвонили домой.
В поисках места для стоянки мы доехали до следующей деревни – Катанда, уже после которой смогли найти подходящую поляну. Подходил алтаец-рыбак, сказал, что проезжал тропу на мотоцикле за четыре часа. На ужин рис на костре, и приготовили десерт по рецепту Миши – солёное печенье «рыбки» со сгущёнкой, оказалось очень даже неплохо. Проехали за этот день 29.6км грунтовой дороги с перепадом высоты от 823м до 883м. Поздним вечером на Катунь опустился туман, который простоял всю ночь – дальше десяти метров было не проглядеть.