Соло-сплав Казыр 400(30.06.2018)

Отчеты о походах по Кузнецкому Алатау
Закрыто
Аватара пользователя
Yuriy
Матрасник
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 09.04.2016 0:27
Откуда: Новокузнецк

Соло-сплав Казыр 400(30.06.2018)

Сообщение Yuriy » 08.07.2018 21:54

[От модераторов: не повторяй опыт автора, это массовое нарушение техники безопасности и есть высокий риск остаться на реке навсегда.]


Изображение
Маршрут Лужба-Куприяновская поляна-ст.Казыр-Теба

Казыр. Река которая познакомила с порогами в 1990 году и мне 20 лет не удавалось с ними встретиться вновь. Томь, Кондома, Мрассу, Уса, Бельсу, катание по "Каше", но не Казыр.

Изображение
1990

Каждый раз, идя в Золотую Долину через Караташский перевал, смотрел на реку и возникала безумная мысль пройти Малый Казыр, но разум брал свое и говорил что сплав плохо кончится и по высокой воде, и по каменистому руслу, хоть на кате четверке, хоть на десятке. Это была последняя река в области которая бросала вызов, вызывала интерес и чувство, как будто когда-то давно данного и за житейской суетой забытого, обещания проплыть по ее порогам.

Изображение
Малый Казыр недалеко от Мазаевского

Как ни странно, но может от того что сказался туристический опыт прохождения несложных кузбасских рек или, что более вероятно, от умения оценивать степень опасности приобретенного в соло походах по Поднебесным Зубьям, Казыр не казался уже такими пугающим и недружелюбным как при первой встрече. Как бы то ни было за три дня до начала сплава появилась уверенность что делаю все правильно. И хотя изначально планировалось заброситься до порога "Чертовы ворота" и проплыть до Томи, но этот план был быстро отброшен т.к. он не выполнял своей главной цели и надеялся на помощь отдыхающих туристов. Было принято решение стартовать от Куприяновской поляны.

Важным составляющим мотивации было желание испытать судно для сплава: когда-то был сшит низкобюджетный катамаран,
для водных соло походов если у них дальняя пешая заброска, весом 2,8 кг и весьма неплохо показавший себя на
Бельсу. И неожиданно он оказался рядом с баллоном от плота и получилось судно для прогулки по Томи с ребенком.
Дальше-больше. Вьехали в слив который обплывали резиновые лодки и кроме веселья никаких эмоций это не вызвало. Хм-м, интересно, а если что посерьезней? Так и появились желание узнать предел возможностей этой далеко несовершенной
конструкции.

Раму и весло принес с собой - дюраль гораздо легче живого дерева, а легкость катамарана была главным козырем в маневренности при прохождении и оверкиле. Сухостой как вариант не рассматривался.

Ну что ж, отправляюсь в путь. Погода благоволит, и хотя первоначально выезд планировался днем раньше - сразу после дождичка в четверг (эт когда была супергроза), из-за телефона я умудрился это утро проспать и не нужная большая
вода сошла, а тропа подсохла.

Что бы не ухлопаться за время заброски и сразу быть в форме на реке, рюкзак собрал по варианту light, из которого в первую очередь вылетели туристические понты в виде топоров и крутых фонариков. Рюк - 14 кг. из которых 5,5 кг это кат. Нож- 30 грамм, половина пенки т.д. и т.п. Как я потом при оверкилях вспоминал все это добрым словом когда вел
легкий кат к берегу.

А сейчас набираю высоту до Рубановского стана, получаю крестное благословение от человека который понятия не имеет куда я иду, и спускаюсь в 16:00 на Поляну. Казыр.

В вопросах безопасности часто было так: " одели железные доспехи и провалились под лед", и в моем случае спасжилет был ни к селу, ни к городу. Каска и бронь совсем не помешали бы, но что то, еще при планировании сплава, говорило о
том, что не это будет решать благополучный исход моего турне. Главное что вода была уже типа теплая, а при серьезных переломах Казыр это не дикое место типа Туралыг. Сразу скажу что без травм не обошлось, но там и защита
не помогла бы.

Прибыв на Куприяновскую поляну наталкиваюсь на чьи то споры о том кому ночевать в приюте если пришли не одновременно. Мне по барабану - после майских походов в Долину, июльская погода просто Африка. Пока светит солнце нажимаю на кнопку трансформаци ката, он собирается за 15 минут, и иду опробывать его на пороге возле приюта. Вода теплая как в ванной, в палатке газовая горелка, в гермомешке запасное термобелье - надо пооверкилиться пару-тройку
раз для опыта и выявить слабые места конструкции.

Изображение
Весна на Куприяне

Захожу выше маленького слива прямо под берегом. Как говорил герой одного мультфильма: страшно, но ужасно интересно.
Запрыгиваю на середину "спины", и вытягиваю ноги вперед (если уж ногами вперед, то сразу; чего тянуть-то?)
Утюгом проехал - все в порядке. Заношу еще, пытаюсь выйти на слив посерьезней и тут же наезжаю на неприметный подводный камешек. Вот оно! Неустойчивость при наезде на камень! Выпадываю с тримарана и иду к берегу. Так дело не пойдет. Запахло возвратом в Лужбу.

Но на валах и бочках кат ведет себя просто великолепно и надо это использовать по полной - пофиг на водные сложности , главное избегать наезды на камни, особенно боковые. Меняю посадку с байдарочной на катамаранную и прохожу пару раз по центру порога. Вроде все, да не все - перевернутся на глубоком месте не попробовал.

Все время где-то зудила мысль: что-то недодумал. И тут, "на седьмые сутки" доходит что перевернуть тримаран можно будет без проблем, но вот залезть на него в глубокой воде... Средний баллон слишком высок, а тримаран слишком легок
что бы он не перевернулся на залезающего. Возвратом в Лужбу уже не просто запахло, а завоняло. Но утро вечера мудренее и я отправляюсь спать.

Утро. 5:00. Жара. Рыбалка. Фонарь.
Вчера за кружкой чая было естественным решение скачать средний баллон и перетянуть его ремнем до уровня устойчивой
посадки. Это сильно увеличило шансы взобраться на кат, но не намного уменьшило шансы снова перевернутся при взбирании. Вариант оставался один : привязанный к носу рюкзак будет противовесом если забираться с кормы. И это
пригодилось когда меня крутануло в "Каше".

Изображение
Старт

Да, этот метод меня вполне устраивал - при перевороте меня будет сносить быстрее катамарана и моя задача сперва поставить его, а потом оказаться ниже по течению от судна что бы не затягивало под него и взобравшись подтянуть весло на веревке.
Так и не смог до конца определить лучшее место крепления шнура весла к судну, но из практики лучше к носу. Весло на шнуре это очень фатально, но без него остаться вообще не вариант. Если бы поехал к черту на кулички, то взял бы запасную лопасть, но с одной лопастью я даже "Трэк" не стал проходить - там без скорости тупо смывает на камень и
дальше становится не интересно.

В общем GO! Первые метры сплава всегда хорошо запоминаются, особенно если не представляешь где там можно поставить памятник.

Первым препятствием было слияние проток Малого Казыра за островом.

Изображение
Не поленился ради видео

Слез, посмотрел на какой камень лучше наехать и перевел кат в левое русло. Зацепив пару камней слился по левому краю. Отлично! Устоучивость вполне сносная если быть готовым к зацепу за камень.
Фотографии почти не делал т.к. это всегда было занятием малосовместимым с духом трэша. Да и видео немного, т.к. оно не было задумано для отчета, так что можно сказать и этим не богат.

Изображение
Большой и Малый Казыр

Дальше всё было как по учебнику - подплыл, разведал, перевернулся. На самом деле купался только три раза. На Каше, на пороге Щеки(Югус?), и в самом верху реки есть не мудреный слив с пальцем посреди потока. Вот на этот то камень меня и вынесло как я не старался его обрулить. Кат даже не перевернулся - меня просто по инерции понесло дальше, а он чуток подотстал. Постирался в "бочке", вышел на берег, вроде цел. Аплодисменты порогу и поплыл дальше. Солнце, уши и вода. Кайф. Холода абсолютно никакого - адреналин и весло делают свое дело.

Изображение
фото из отчета Ёжиков

Этот порог что на фото выше(Щеки кажется так его название..или Югус?) на мгновение зародил мысль об обносе. Но нет - этот порог скажет стоит ли мне соваться в именные пороги ниже по течению или нет. Тут были элементы и "Молока" и "Каши". Ешь - не хочу.
Мудрить особо было нечего, главное попасть в нужную струю и удержаться на ней. Но попасть на нее оказалось не так уж и просто. Мешал камень за которым было мало воды, но много скорости. Кат сносит в основную струю где неконтролируемый полет. Его разгоняет до предела и ударяет в косую бочку. Надо быть ковбоем Джеки Чаном чтобы успеть отбалансировать тримаран.
Из под воды хватаюсь за баллон и проплыв до следующей ступеньки выхожу к берегу и прихожу в себя. Класс! Не интересно, но очень поучительно. Но, как говорится, против лома нет приема, зато дальше будет легче с таким опытом.

Порог "Чертовы ворота" оказался самым интересным для техники прохождения. И хотя до него был еще порог, очень похожий
на тот что на фото ниже, но прижавшись к правому берегу этот можно пройти ковыряя правым пальцем в левом носу.

Изображение
фото из Википедии Ёжиков


Изображение
Что за порожек, не известно

На просторах интернета нашел видео как проходят и не проходят "Чертовы ворота", где было видно, что поток у левого берега не позволяет успеть нырнуть направо от камня в последнем сливе и только тем кто шел противоходом не
приходилось выколупывать катамаран из щели у левого берега.

Изображение
фото из отчета Ёжиков
Порог "Чёртовы ворота"

И так, захожу в порог, прохожу основной слив и прижимаю нос к скале на левом берегу. Здесь стоячая вода позволяет покурить, покушать курочку, неспеша развернуть кат спиной к порогу и аккуратно развернувшись на 270° по ходу
течения дать на ход в протоку. Вуаля. Даже не пришлось МЧС вызывать. Спасибо за видео.Тримаран просто красавчик, что и требовалось доказать для уменьшения глубины погружения души в пятки на следующих порогах.

Ну про порог "Молоко" совсем скучно рассказывать. Скажу только что это самое захватывающее дух препятствие, но писать об этом не интересно, как и читать. Тримаран даже не намекнул на переворот только немного охренел от
неожиданности т.к. пошёл без разведки.

Изображение
Порог "Молоко". Перед стартом

"Три фашиста" съехал по левому водопаду и причалил за поворотом чтобы не шумел ночью и не мешал спать. Время 17ч. "Кашу" я оставил на завтрашний десерт.

На самом деле мое отношение к "Каше" было более серьезным чем к остальным порогам и поэтому я хотел отдохнуть перед его прохождением. И не зря.
С самого утра все было не с той ноги. То ли отдохнуть не успел, то ли приболел немного, но была какая-то излишняя, болезненная самоуверенность. Наверное в таком состоянии принимаются решения продолжать восхождения или сплавы
которые приводят к печальному финалу.

Отчалил.Силы вроде есть, но без запаса. Проплываю домики на правом берегу, поворачиваю направо и выхожу на финишную прямую к "Каше". Ощущение летальности не покидает. Осторожности - ноль. Внимание на.. хрен знает куда. Кат
разгоняется и въезжает в подводный камень. В полусне я лечу вперед, а кат переворачивается. Ставлю его на место, но залезть немного проблематично - дна не достаю, сильное течение на камнях сбивает равновесие и не позволяет залезть по
плану. Близость "Каши" пугает и заставляет суетиться.

Впереди по курсу вижу недружелюбный камень и резко взбираюсь на кат, спиной к носу что бы дотянуться до веревки
весла. Вытягиваю весло и вхожу в небольшой слив. Этот слив дал понять что пройти порог с рюкзаком на корме не получится из-за крайней неустойчивости и ката и меня. Надо развернуться к рюкзаку. Однако сделать это на волнах не совсем просто и я оказываюсь в очередной раз в воде. Слышу как ломается соединительный хомут весла и две половинки поплыли рядом со
мной, а в кисти под большим пальцем стрельнула боль. До "Каши" осталось только метров 30.

Река не ждёт. И хоть скорость её не ахти какая, пырхаться уже поздно, надо готовиться ко входу в порог за бортом. Обхватываю баллон посередине, другой рукой держу половинку весла и пытаюсь поставить кат ниже себя по течению. На очередном камне подгибаю ногу и упершись в него пропускаю кат вниз. Порядок. Заход тоже удачный - слева от основного слива. Подзавис пару-тройку секунд в первом бочоночке и по струе, вправо от большого камня, порог аккуратно проводил
меня на плёс. Занавес.

Лучшего прохода реки мне и желать грех. И "Кашу" всегда хотел "обнять" , но то вода в реке была холодная, то я был "горячий", а тут прям все сошлось под финал похода.
Из последних сил залез на плавсредство, "поспал" немного, сколько плёс позволил, и поплыл с одной лопастью к Томи.

Дальше - Томь, никакая рыбалка и Теба в которой живет паренек Саня готовый бескорыстно помочь. :wink:
Последний раз редактировалось Yuriy 09.07.2018 23:41, всего редактировалось 5 раз.
Без ружья о медведях лучше не думать.

Аватара пользователя
Макс
Ёжик с избушкой
Сообщения: 5617
Зарегистрирован: 03.05.2008 19:52
Откуда: Барнаул
Контактная информация:

Re: Соло-сплав Казыр 400(30.06.2018)

Сообщение Макс » 24.07.2018 19:55

Тема восстановлена как образец неправильного поведения на воде. Для исключения дальнейших склок и разбирательств, тема закрыта для комментариев. Новички, читающие отчет, обращайте внимание на текст, выделенный красным цветом в начале отчета.
Мой финиш - горизонт....

Закрыто

Вернуться в «Зубья»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и 2 гостя