Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2018
Добавлено: 08.01.2019 16:39
Эта поездка для меня получилась внеплановой. Собирался я прогуляться по Кутурчинскому белогорью, но вдруг мне предложили принять участие пассажиром в поездке на Алтай. Отказываться было глупо и я конечно же согласился. Как всегда это бывает собирались ехать порядка 5 машин, но в итоге осталось всего две — Алексей и Маша на Land Cruiser и Сергей на Delica. Первую часть пути я должен был ехать с Сергеем, а потом пересесть к Алексею и Маше, так как Сергей собирался нас покинуть раньше.
В этот раз в маршрут решили добавить два новых для нас участка — проехать маршрутом Абакан — Ортон — Усть-Кабырза и проплыть на пароме через Телецкое озеро. Запасной вариант был поехать Абакан - Ортон — Междуреченск. При хорошей погоде планировались радиалки либо на г. Патын, либо на г. Куйлюм.
На счет парома через Телецкое была некоторая неуверенность — паромщику нужно было забрать людей с южного берега в пятницу 14 сентября, а мы хотели уехать не позже 13-го. Капитан ночевать на южном берегу тоже не очень хотел. В итоге решили ехать, а там будь что будет. В крайнем случае поднимемся на канатке в Шерегеше и там немного пройдемся.
10 сентября. Выехали из Красноярска. С утра выяснилась одна неприятная вещь — Сергей решил поковыряться в Делике перед поездкой и сжег реле накала и одну или несколько свечей накала. Я поехал с Машей и Алексеем, а Сергей решил попытаться отремонтировать машину и догнать нас.
На обед заехали в кафе Шердор (Карчелык). Я начал заезжать в это кафе лет 10 назад и мне оно очень нравилось. Однако последние три года оно становиться все хуже. В этот раз мой плов еще можно было есть, а вот Алексею и Маше с их шурпой явно не повезло. Неким утешением для них могло служить лишь то, что компот нам всем достался гадкий — такое ощущение, что это кастрюлю от компота сполоснули. Ну а цены понятно, что выросли — кризис как-никак.
При подъезде к Абакану появились еще две новости; хорошая и не очень. Хорошая — Сергей машину починил и выехал. Не очень — Алексей и Маша забыли дома свои трекпалки. Ехать за ними в Красноярск было не целесообразно, поэтому решили купить трекпалки в Абакане. Вариантов где купить было не много. Поскольку Алексей довольно требователен к качеству, то поехали в Триал-Спорт. Там Алексей и Маша стали счатсливыми обладателями двух новеньких пар трекпалок, а выручка местного Триал-Спорта в этот день увеличилась на 7000 руб. Дальше решили не торопиться, чтобы Сергей нас догнал. Поэтому заехали в музей в Казановке. Сам музей находится не в самой деревне. Чтобы доехать до него, нужно в Казановке проехать мост через р. Аскиз и через 300м после него свернуть с трассы направо. Потом ехать по грунтовой дороге примерно 3 км. Сначала проезжаем мимо остатков скалы «Иней-Тас». Долгое время эта скала была местом поклонения здешних хакасов, однако в начале 60-х годов прошлого века под предлогом строительства дороги эту скалу взорвали.
Однако до сих пор это место пользуется особым почитанием.
После «Иней-Тас» дорога подходит к берегу реки Аскиз.
Вдалеке виднеются строения музея.
Музейный комплекс представляет собой реконструкцию хакасского аила. Расположен он в живописном месте на берегу реки Аскиз.
В время нашего приезда музей не работал. Рядом с музейным комплексом находится еще один памятник археологии — изваяние «Ах-Тас».
Выполнили процедуру лечения согласно приложенной инструкции и поехали дальше.
Около 6 часов вечера выехали на перевал Аян.
Пора бы уже искать место для ночлега. Сразу после перевала вправо уходит вроде бы неплохая дорога. Пробуем проехать по ней, однако хороших мест для стоянок нет. Похоже, что по ней ездят шишкари, либо охотники. Вернулись обратно и решили проехать в сторону Вершины Тёи.
Проехали развилку Вершина Тёи-Бискамжа
Впереди уже показались отвалы предприятия.
но мест для стоянок не находилось. В итоге вернулись за развилку Вершина Тёи-Бискамжа и встали на краю покоса в месте впадения ручья Аян в речку Тузухсу. Место оказалось довольно уютным, хоть и рядом с дорогой.
Около 9 вечера подъехал Сергей. Без приключений у него и здесь не обошлось. Навигатор загнал его в Кызлас, где он все же понял, что едет не туда. Уже дома, разглядывая карту я понял, что он скорее всего выбрал не Вершину Теи, а Вехнюю Тею, а это разные населенные пункты.
Немного отметили встречу и легли спать.
11 сентября. Ночью моросил дождик, но утро встретило нас голубым небом и радугой.
Длилось это не долго — через час набежали тучи и начал моросить дождик. Самое время выезжать. В 10 утра въехали в Вершину Тёи. В настоящее время это очень депрессивный поселок. Единственное градообразующее предприятие — Тёйский рудник — банкрот с 2015 года. Непонятно чем там люди зарабатывают на жизнь теперь. Ездить куда-то сложно, так как поселок находится очень далеко от крупных населенных пунктов. Видимо кто-то ездит на вахту. Еще в поселке расположена база подготовки лыжников. Благодаря ей жизнь в поселке еще немного теплится, но это направление тоже не развивается, поскольку раньше оно частично поддерживалось рудником.
Каждую зиму здесь коммунальный коллапс, так как коммуналку платят лишь 30% населения. Поэтому местная котельная тоже постоянно банкрот. Вот и сейчас начинается очередная операция по спасению поселка от замерзания.
В поселке одна центральная улица,
которая приводит к местному «Дому культуры и творчества».
Есть в поселке небольшой фонтан.
Карьер рудника.
Здания обогатительного комбината.
На переднем плане — дорога в Балыксу, по которой можно так же доехать и в Кемеровскую область.
На дороге, ведущей в поселок есть камень с надписями:
«Вперед по дороге мужества»
и с обратной стороны «Позор дезертирам стройки»
В Вершине Тёи мы рассчитывали заправиться перед дальней дорогой, так как следующая заправка будет перед Междуреченском. В поселке есть всего одна заправка, однако там был только 92-й бензин. Для Делики нужна была соляра. Да Алексею заправщик искренне посоветовал поискать бензин в другом месте. Решили попытать счастье в Бискамже, но там тоже ничего не оказалось. Местные жители сказали, что и в Балыксе заправок нет. По отчетам вроде бы там была какая-то заправка, но решили судьбу не испытывать и поехали заправляться в Бирикчулю.
Заправились и поехали в сторону Кемеровской области. До прииска Усть-Веселый была нормальная грунтовка. Перед въездом на прииск был пост охраны, но нас пропустили и даже записывать не стали. Потом был участок отсыпанной дороги, но не раскатанной. То есть недавно сделали новую дорогу в объезд прииска, насыпали кучи гравия, но толком не раскатали.
Указатель на Кемерово имеется.
Дальше дорога пошла вверх вдоль ручья Веселого. Она в целом неплохая, только узкая — мало мест для разъезда со встречными машинами, но их и не было.
В половине третьего выехали на перевал Вершина Федоровки, разделяющий Хакассию и Кемеровскую область.
В честь этого съели по груше.
Далее дорога шла вдоль речки Федоровка. Ручьи бежали прямо по дороге.
Была пара бродов. Сами по себе броды не глубокие, но заезды и выезды с них были довольно крутые. Ручьи на дороге исчезли, дорога приняла другой характер — сплошные ямы, заполненные водой.
Больших камней в ямах не было, но поскольку мы этого не знали, то ехали со скоростью 10 км/час.
Более-менее серьезное препятствие — брод через Ортон.
За бродом был еще один указатель.
и дорога на Большой Ортон.
В поселок Большой Ортон приехали приблизительно в 17:30.
Читал, что колонию в поселке закрыли, но как мне показалась, что она все же работает.
Решили ехать в сторону Усть-Кабырзы. Доехали до брода через Базас за Ильинкой. Он оказался на удивление глубоким, хотя в отчетах про этот брод никто особо не упоминал. Крузер проехал, а мы на Делике стали смотреть. Рядом обнаружился второй вариант брода, помельче, но с более сложной траекторией.
Здесь бы мы проехали, но было не понятно, что нас ждет дальше, так как нужно было переехать через перевал Патын, где нас по слухам ждала размытая грунтовка, а потом еще несколько бродов через Кабырзу, тоже не простые, если верить отчетам. Дождь все моросил, поэтому приняли решение выезжать через Междуреченск. Вечер близился, поэтому проехали обратно через Большой Ортон и решили заночевать на ручье Чимеке возле тропы, ведущей на гору Куйлюм. Была слабая надежда, что дождь к утру прекратиться и мы прогуляемся туда. Сначала вдоль ручья шла дорога и метрах в двухстах от основной дороги была небольшая стоянка. Но дорога была всего метров 700 и уперлась в болото. Дальше шла лишь тропа.
Решили отказаться от Куйлюма и ехать дальше. К речке Колос было несколько мест съезда, но везде стояли люди. В итоге заночевали на стрелке ручьев Талых и Манас.
В этот раз в маршрут решили добавить два новых для нас участка — проехать маршрутом Абакан — Ортон — Усть-Кабырза и проплыть на пароме через Телецкое озеро. Запасной вариант был поехать Абакан - Ортон — Междуреченск. При хорошей погоде планировались радиалки либо на г. Патын, либо на г. Куйлюм.
На счет парома через Телецкое была некоторая неуверенность — паромщику нужно было забрать людей с южного берега в пятницу 14 сентября, а мы хотели уехать не позже 13-го. Капитан ночевать на южном берегу тоже не очень хотел. В итоге решили ехать, а там будь что будет. В крайнем случае поднимемся на канатке в Шерегеше и там немного пройдемся.
10 сентября. Выехали из Красноярска. С утра выяснилась одна неприятная вещь — Сергей решил поковыряться в Делике перед поездкой и сжег реле накала и одну или несколько свечей накала. Я поехал с Машей и Алексеем, а Сергей решил попытаться отремонтировать машину и догнать нас.
На обед заехали в кафе Шердор (Карчелык). Я начал заезжать в это кафе лет 10 назад и мне оно очень нравилось. Однако последние три года оно становиться все хуже. В этот раз мой плов еще можно было есть, а вот Алексею и Маше с их шурпой явно не повезло. Неким утешением для них могло служить лишь то, что компот нам всем достался гадкий — такое ощущение, что это кастрюлю от компота сполоснули. Ну а цены понятно, что выросли — кризис как-никак.
При подъезде к Абакану появились еще две новости; хорошая и не очень. Хорошая — Сергей машину починил и выехал. Не очень — Алексей и Маша забыли дома свои трекпалки. Ехать за ними в Красноярск было не целесообразно, поэтому решили купить трекпалки в Абакане. Вариантов где купить было не много. Поскольку Алексей довольно требователен к качеству, то поехали в Триал-Спорт. Там Алексей и Маша стали счатсливыми обладателями двух новеньких пар трекпалок, а выручка местного Триал-Спорта в этот день увеличилась на 7000 руб. Дальше решили не торопиться, чтобы Сергей нас догнал. Поэтому заехали в музей в Казановке. Сам музей находится не в самой деревне. Чтобы доехать до него, нужно в Казановке проехать мост через р. Аскиз и через 300м после него свернуть с трассы направо. Потом ехать по грунтовой дороге примерно 3 км. Сначала проезжаем мимо остатков скалы «Иней-Тас». Долгое время эта скала была местом поклонения здешних хакасов, однако в начале 60-х годов прошлого века под предлогом строительства дороги эту скалу взорвали.
Однако до сих пор это место пользуется особым почитанием.
После «Иней-Тас» дорога подходит к берегу реки Аскиз.
Вдалеке виднеются строения музея.
Музейный комплекс представляет собой реконструкцию хакасского аила. Расположен он в живописном месте на берегу реки Аскиз.
В время нашего приезда музей не работал. Рядом с музейным комплексом находится еще один памятник археологии — изваяние «Ах-Тас».
Выполнили процедуру лечения согласно приложенной инструкции и поехали дальше.
Около 6 часов вечера выехали на перевал Аян.
Пора бы уже искать место для ночлега. Сразу после перевала вправо уходит вроде бы неплохая дорога. Пробуем проехать по ней, однако хороших мест для стоянок нет. Похоже, что по ней ездят шишкари, либо охотники. Вернулись обратно и решили проехать в сторону Вершины Тёи.
Проехали развилку Вершина Тёи-Бискамжа
Впереди уже показались отвалы предприятия.
но мест для стоянок не находилось. В итоге вернулись за развилку Вершина Тёи-Бискамжа и встали на краю покоса в месте впадения ручья Аян в речку Тузухсу. Место оказалось довольно уютным, хоть и рядом с дорогой.
Около 9 вечера подъехал Сергей. Без приключений у него и здесь не обошлось. Навигатор загнал его в Кызлас, где он все же понял, что едет не туда. Уже дома, разглядывая карту я понял, что он скорее всего выбрал не Вершину Теи, а Вехнюю Тею, а это разные населенные пункты.
Немного отметили встречу и легли спать.
11 сентября. Ночью моросил дождик, но утро встретило нас голубым небом и радугой.
Длилось это не долго — через час набежали тучи и начал моросить дождик. Самое время выезжать. В 10 утра въехали в Вершину Тёи. В настоящее время это очень депрессивный поселок. Единственное градообразующее предприятие — Тёйский рудник — банкрот с 2015 года. Непонятно чем там люди зарабатывают на жизнь теперь. Ездить куда-то сложно, так как поселок находится очень далеко от крупных населенных пунктов. Видимо кто-то ездит на вахту. Еще в поселке расположена база подготовки лыжников. Благодаря ей жизнь в поселке еще немного теплится, но это направление тоже не развивается, поскольку раньше оно частично поддерживалось рудником.
Каждую зиму здесь коммунальный коллапс, так как коммуналку платят лишь 30% населения. Поэтому местная котельная тоже постоянно банкрот. Вот и сейчас начинается очередная операция по спасению поселка от замерзания.
В поселке одна центральная улица,
которая приводит к местному «Дому культуры и творчества».
Есть в поселке небольшой фонтан.
Карьер рудника.
Здания обогатительного комбината.
На переднем плане — дорога в Балыксу, по которой можно так же доехать и в Кемеровскую область.
На дороге, ведущей в поселок есть камень с надписями:
«Вперед по дороге мужества»
и с обратной стороны «Позор дезертирам стройки»
В Вершине Тёи мы рассчитывали заправиться перед дальней дорогой, так как следующая заправка будет перед Междуреченском. В поселке есть всего одна заправка, однако там был только 92-й бензин. Для Делики нужна была соляра. Да Алексею заправщик искренне посоветовал поискать бензин в другом месте. Решили попытать счастье в Бискамже, но там тоже ничего не оказалось. Местные жители сказали, что и в Балыксе заправок нет. По отчетам вроде бы там была какая-то заправка, но решили судьбу не испытывать и поехали заправляться в Бирикчулю.
Заправились и поехали в сторону Кемеровской области. До прииска Усть-Веселый была нормальная грунтовка. Перед въездом на прииск был пост охраны, но нас пропустили и даже записывать не стали. Потом был участок отсыпанной дороги, но не раскатанной. То есть недавно сделали новую дорогу в объезд прииска, насыпали кучи гравия, но толком не раскатали.
Указатель на Кемерово имеется.
Дальше дорога пошла вверх вдоль ручья Веселого. Она в целом неплохая, только узкая — мало мест для разъезда со встречными машинами, но их и не было.
В половине третьего выехали на перевал Вершина Федоровки, разделяющий Хакассию и Кемеровскую область.
В честь этого съели по груше.
Далее дорога шла вдоль речки Федоровка. Ручьи бежали прямо по дороге.
Была пара бродов. Сами по себе броды не глубокие, но заезды и выезды с них были довольно крутые. Ручьи на дороге исчезли, дорога приняла другой характер — сплошные ямы, заполненные водой.
Больших камней в ямах не было, но поскольку мы этого не знали, то ехали со скоростью 10 км/час.
Более-менее серьезное препятствие — брод через Ортон.
За бродом был еще один указатель.
и дорога на Большой Ортон.
В поселок Большой Ортон приехали приблизительно в 17:30.
Читал, что колонию в поселке закрыли, но как мне показалась, что она все же работает.
Решили ехать в сторону Усть-Кабырзы. Доехали до брода через Базас за Ильинкой. Он оказался на удивление глубоким, хотя в отчетах про этот брод никто особо не упоминал. Крузер проехал, а мы на Делике стали смотреть. Рядом обнаружился второй вариант брода, помельче, но с более сложной траекторией.
Здесь бы мы проехали, но было не понятно, что нас ждет дальше, так как нужно было переехать через перевал Патын, где нас по слухам ждала размытая грунтовка, а потом еще несколько бродов через Кабырзу, тоже не простые, если верить отчетам. Дождь все моросил, поэтому приняли решение выезжать через Междуреченск. Вечер близился, поэтому проехали обратно через Большой Ортон и решили заночевать на ручье Чимеке возле тропы, ведущей на гору Куйлюм. Была слабая надежда, что дождь к утру прекратиться и мы прогуляемся туда. Сначала вдоль ручья шла дорога и метрах в двухстах от основной дороги была небольшая стоянка. Но дорога была всего метров 700 и уперлась в болото. Дальше шла лишь тропа.
Решили отказаться от Куйлюма и ехать дальше. К речке Колос было несколько мест съезда, но везде стояли люди. В итоге заночевали на стрелке ручьев Талых и Манас.