Река Тагил 2015 или снова в Сибирь по следам Ермака.
Добавлено: 23.05.2015 16:21
ОПЯТЬ ТАГИЛКА или снова в Сибирь по следам Ермака.
Ну почему мне нравится возвращаться на пройденные маршруты? Видимо я так успокаиваюсь. Я снова здесь, значит все еще можно успеть и никогда никуда не поздно вернуться. Впрочем, в каждом таком возвращении, так или иначе, присутствует какой-либо элемент новизны. Это и новые люди, которым все в новинку и, значит, ты сам можешь взглянуть на привычные места новым взглядом. И новые данные о предстоящем пути и достопримечательностях на нем. В общем, скучно, как правило, не бывает. Вот и в этот раз , чтоб не скучать, планировалось несколько расширить маршрут. Мы, вообще, хотели стартануть из города. Из самого центра. Прямо от плотины. Тем более, что она была открыта уже несколько дней. А еще наш привычный состав должен был пополниться гостьей из столицы нашей родины – сестренкой моей жены Надеждой. Вещи были собраны, Продукты закуплены. Машина на обратную дорогу – заказана. Прививки от энцефалита кто успел, поставил. Старт наметили на 3 мая, финиш в двухстах с лишним километрах ниже по течению – 8 мая. График получался довольно напряженный (учитывая большое количество запланированных остановок для обзора достопримечательностей), но выполнимый. Оставалось только собраться.
Надя приезжала 1 мая поздно вечером. Поездом Малахит. Прямо в Тагил. Договорились с Сергеем ее встретить, а по дороге решили заценить предполагаемое место старта и соответственно стапеления. Подъехали к реке, и… Дикое разочарование постигло нас. Воды в реке практически не было. Ну, то есть в лужах там что-то плескалось, конечно, и ручейки их (лужи) соединяли, но пройти тут на катамаране не представлялось возможным никак. Все русло было завалено камнями, бетонными блоками, металлоломом и прочим хламом. Оказалось, что плотину перекрыли. Ну а так как государевых бумаг как у г-на Мурчисона в позапрошлом веке у нас не было, то никто бы для нас ее и не открыл. Можно конечно было бы перенести старт несколько ниже улицы Фрунзе, где вода уже была. Но оставался вопрос прохождения трех-четырех проблемных участков в черте города и трубы пересекающей реку в районе очистных сооружений. Короче решили поберечь нервы и, главное, катамаран, и с этой целью перенесли старт на 11-12 километров вниз. Решили тронуться в путь от моста в р-не песчаного карьера. Там уже все было нормально.
Конечно, немного обидно было с самого начала менять свой план. А еще обиднее было родственникам, хотевшим прийти проводить нас в дальнюю дорогу, но против обстоятельств не попрешь.
2 мая посвятили знакомству гостьи с историей нашего города и рода Демидовых (сами тоже сильно освежили и расширили свои познания). После музея, устроили небольшую прогулку по центру и закончили окончательными сборами. Сумок и рюкзаков как всегда набралось полно, но так как мы и туда и оттуда должны были добираться на машине, это не очень пугало. В заключении дня – произвели с Серегой предварительную загрузку его Шевроле Орландо нашими пожитками и отправились отсыпаться.
И вот утро начала сплава. 8 часов. Едем за Юрой, а после Сергей отвозит нас к месту старта. Пока мы заняты сборкой катамарана, он делает второй рейс и привозит девчонок и оставшиеся вещи. Потом отгоняет машину на стоянку и приезжает уже в качестве пассажира вместе с братом. Кстати мы вовремя вспомнили, что забыли на столе термоса и успели предупредить его, чтобы он их забрал. В общем, потихоньку собрались, и к моменту Серегиного приезда все было практически готово. Осталось только спустить судно на воду и погрузиться самим. Что мы и сделали, предварительно «отогнав» от берега ловивших тут пескарей рыбаков. Поход начался.
Техническая характеристика маршрута.
Протяженность – 196 км.
Категория сложности (весной) – 2
Основные препятствия – порог Моршининский (по др. сведениям Ново Павловский, порог Новожиловский. Несколько неплохих коротких порожков между Новожиловским порогом и пос. Мугай и остатки переправ и мостов на всем протяжении. Кроме того добавилось неприятное место за железнодорожным мостом ветки Тагил – Пермь. – вколоченные железные сваи и арматура на дне (по свежим отзывам народ там гондолу в эту весну убил напрочь).
Ну а если стартовать в городе, то еще несколько мостов с мелями и сливами до и после них, Порогообразный слив за мостом бывшей железки на рудник на «Зай горе» и труба напротив очистных.
Количество дней – 6 (включая заезд и выезд).
Плавсредство – ВЕКовский катамаран четверка.
Состав команды:
Золотарева Надежда,
Кочетов Юра,
Рязанов Сергей,
Рязанова Оксана,
Сизов Владимир,
Сизова Ирина.
Но вернемся к собственно походу.
Итак, день первый. 3.05.2015.
Нитка маршрута: Мост в р-не Песчаного – устье Баранчи – ск. Медведь Камень – мост ж.д. (Пермская ветка) – труба газопровода – разрушенный мост – поляна перед Крутинским болотом (правый берег).
Протяженность – 21,5 км. сплава и 2 км. - прогулка на Медведь Камень. Время сплава – 5 ч. 30 мин. Средняя скорость – 3.9 км/ч.
Начинаем сплав сразу с препятствия. Остатки старого моста образуют небольшой, но коварный порожек.
Мы стартуем в непосредственной близости от него, поэтому нужно быстро выбраться на середину одновременно выгребая против течения, потом резко развернуться и войти в струю между нескольких хаотично разбросанных камней. Постаравшись немного, справляемся с задачей вполне неплохо. Под мост заходим ближе к левому берегу, а дальше течение замирает. Река узенькая. Берега совсем не дикие. И немудрено. Скоро начнутся сады.
А вот и они.
Люди чего-то колотятся и копаются. Благо праздничные дни стоят теплые, солнечные. Добрые. Увидев нас, машут приветливо, а еще подсказывают с какой стороны обходить показавшийся впереди остров. Правда, в показаниях расходятся. Одни советуют идти справа, вторые категорично настаивают на левой протоке. Отвлекшись на людей, цепляем левым бортом камень. Но благополучно снимаемся с него без всяких эксцессов. И обходим остров слева. Сады уже по обоим берегам. Слева, с дерева свисает тарзанка из хорошей «десятки». В кустах тут и там попадаются застрявшие там пластиковые тазики и ведра, унесенные паводком. А вот мячиков не видно (в прошлом году на Чусовой очень много попадалось).
Наконец сады остаются позади, и мы входим в зону «плавней».
Тут множество стариц и проток. Куда река течет не очень понятно. Выручает навигатор с отрисованной мною картой реки в нем. Следуя его указаниям, идем правой, более короткой протокой, на чем экономим метров 500 пути. А вот уже и устье Баранчи открывается взору слева.
И лавочка на стрелке стоит. Река на удивление полноводна. Сейчас, пожалуй, не сразу и поймешь, кто в кого впадает. Но главное, что теперь Тагил становится и шире и глубже, хотя, честно говоря, на скорости течения это сказывается не очень.
Все, отсюда наш путь совпадает с путем в Сибирь Ермака Тимофеевича. Кстати о Тимофеиче, вскоре будет местечко, где на прошлогодней «Тропе Ермака» стоял мой этап. А вот и оно – на правом берегу. Вот только кусты, закрывавшие народу обзор вырублены. Видимо чистили ЛЭП, которая тут пересекает реку несколько раз.
Опять смотрю на навигатор. Судя по нему, мы входим в петлю внутри которой стоит Медведь Камень. Но этот кусочек я пририсовывал в последний момент, и он не перегружен подробностями. Да и маленький экранчик не способствует местоопределению без тщательной предварительной подготовки. Наконец соображаю, что это просто похожая петля. Ну что ж, еще немного погребем. Буквально три километра. При нашей скорости это минут 40-45.
Наконец из-за поворота плавно начинает выплывать ста двадцати метровая громада Медведь Камня.
Освещенная солнцем стена внушает невольное уважение. Заглядевшись, даже сфотографировать забываю. Подходим поближе и чалимся, чтобы покорить гору и перекусить. Не мешкая трогаемся в путь, но вот Юра зачем-то останавливается.
Ага, это вдоль тропы раскрыв навстречу солнцу желтые венчики цветов, группками и по одиночке, встречает нас и радует глаз прострел (сон трава).
Мы пыхтим, но лезем. Наконец крутой участок заканчивается и наш путь выполаживается. Впереди уже видна верхушка вышки. А рядом два «квадрика» пристроились. Блин, никуда нам от прогресса не скрыться.
Выходим на самый верх. Здороваемся с мотолюбителями. Их трое. Два парня и общительная девочка. Немножко поговорив с нами, они уезжают. А мы еще некоторое время стоим наверху
и любуемся окрестностями. Оказывается если приглядеться, а лучше вооружиться оптикой, отсюда вполне себе виден город вместе с его реставрирующимся в настоящий момент символом – Лисьей Горой. Здорово! Я раньше только трамплины отсюда видел. И то плохо. Кстати если заметили на фото песика, это Бобик. Его в последний момент перед стартом засунул в рюкзак Юре внук. Так что теперь он почти на всех вылазках сопровождает нас. Вообще вид отсюда роскошный, но не такой красивый, как осенью, когда природа радует разнообразием красок. Поэтому ограничиваюсь видеосъемкой, а для желающих поглядеть на округу вставлю сюда свои осенние фотки.
Проверяем заодно работу рации. Общаемся с оставшимися у катамарана Иринкой и Сергеем. Прекрасно работает «моторолка». Еще бы, 150 метров на прямой видимости.
Пока остальные наслаждаются видами, иду проведать Гео-тайник. Обидно, но он, похоже, разрушен. Контейнера на привычном месте нет.
Попив чаю, спускаемся к катамарану, где устраиваем перекус. Сергей, гуляя по берегу, обнаружил двух слившихся в экстазе страсти гадюк. Мы, конечно, кинулись смотреть. Зрелище, надо сказать одновременно пугающее и завораживающее. Их глянцево-черные, с металлическим отливом, грозно переливающиеся тела создавали порой самые причудливые композиции. Действительно красота страшная сила. Страх и любопытство вплескивали в кровь мощный поток адреналина, и я долго еще после того как народ ушел, щелкал затвором фотоаппарата в надежде получить приличный снимок. О том, что получилось, судите сами.
Однако пора было двигаться дальше, и я вернулся к своим попутчикам. Далее река сделала петлю на вершине которой на левом берегу располагался когда-то Тагил Городок, заложенный еще Ермаком. Просуществовал он недолго. Всего несколько лет. До прокладки нового, более легкого пути в Сибирь. И печально известен тем, что его первого воеводу Рюму Языкова загрыз ночью его собственный кот (привезенный откуда-то с Волги). А вот не надо зверюшков домашних обижать.
Историческая справка:
Верхтагильский городок (1584 г.), неправильное название - "Ермаково городище"
В 1583 г. отряд ермаковцев, посланных из захваченного Искера с донесением в Москву, выдвинулся из столицы в обратный путь в Сибирь. Отряд возглавлял воевода князь С.Д. Болховской, головы И. Киреев и И.В. Глухов. С ними – «казанских и свиянских стрелцов сто человек, да пермич и вятчан сто ж человек и иных ратных людей сто человек».
Летом 1584 г. отряд достиг берегов р. Тагил, на которых, близ горы Медведь-Камень , на противоположном берегу был сооружен опорный пункт на пути продвижения русских войск за Урал. Оставив в нем почти все припасы и часть ратников, Болховской продолжил с ермаковцами путь в Сибирь.
Первым воеводой Верхтагильского острога стал нижегородский сын боярский Рюма Языков, служивший в отряде Болховского стрелецким сотником, а также несколько десятков казанских стрельцов. По свидетельству ранней редакции Сибирского летописного свода, так называемой «Книге записной», первый тагильский воевода «прославился» своею нелепой гибелью – от клыков большого камышового кота, которого Языков привез с собою из Казани: «И все де ево держал подле себя Рюма. И тот кот спящему ему горло переяде и до смерти заяде в том городке».
Верхтагильский острог просуществовал недолго: до 1588 года, однако он выполнял важнейшую роль перевалочного и опорного пункта на великом сибирском пути. В 1588 г. его гарнизон был переведен на р. Лозьва, где, при впадении в нее р. Ивдель, был поставлен Лозьвинский острог.
Памятник в качестве «Ермакова городища» впервые упоминается в работе Г.Ф. Миллера "История Сибири" в 1750. Сам академик городка не посещал, однако сообщает подробные сведения о его местонахождении: «Это место получило ... название Ермакова городища, оно находится приблизительно в трех верстах ниже Баранчи, на западном берегу реки Тагила, при устье реки Медвежьей, впадающей с той же стороны в Тагил». Через 20 лет его осмотрел, а позднее описал академик Петр-Симон Паллас.
Первые археологические исследования Верхтагильского острога провел в 1910 учитель Нижне-Тагильского горнозаводского училища М.Дмитриев. В 1946 О.Н.Бадер заложил на городище шурф, а вал и ров прорезал траншеей. Мощный культурный слой и остатки жилых сооружений побудили О.Н.Бадера высказать предположение об использовании острога в качестве опорного пункта русских войск на пути в Сибирь в конце XVI и в XVII вв. В 1947 небольшие раскопки Верхтагильского острога провела Н.П. Кипарисова. Ею была высказана мысль, что жизнь на городище эпизодически продолжалась и в XVIII-XIX вв.
Большая часть площади городища была вскрыта раскопами А.И.Россадович в 1952, 1977 и 1981. В 1980 экспедиция Н.В.Варанкина и С.Г.Пархимовича провела небольшие раскопки за пределами городища на прилегающей к нему поляне, где получен чистый комплекс конца XVI в.
Комплекс находок представлен многочисленными фрагментами русской гончарной керамики, железными подковками от сапог, поясными пряжками, железными ножами, точильными камнями, железными и каменными наконечниками стрел. Среди редких находок - железный меч, глиняная пулелейка со свинцовой пулей внутри, ружейные кремни, серебряные монеты периода правления Ивана Грозного.
В новейшем периоде археологический памятник исследован разведкой А.В. Ермоленко (УрГУ), им собрана коллекция позднесредневековых русских древностей, впервые составлен инструментальный план объекта.
Оставив позади историческое место, мы приблизились к Медведь Камню с другой стороны. Практически с торца.
Оксанка все ждала появления тросовой переправы, по которой она с детьми как-то переходила реку при школьном походе на «Медведь». Но та все не спешила показываться. Но вот мы достигли и ее. Обсудили состояние тросов и безопасность таких переходов (в системах разумеется и пристегнутыми). А потом заметили в кустах притопленную лодку плоскодонку. Жаль, но нам она была не нужна. Как, впрочем, и застрявший несколько ниже старый рабочий стол радикально голубого цвета.
Меня же все это время интересовали расположенные на левом берегу реки скалы Школьные. На которых тренировались многие поколения юных скалолазов. А вот я даже не был там ни разу. Наконец увидел и сами скалы и табличку какую-то на них и станцию страховки наверху. Надо будет как-нибудь все же выбраться туда, поглядеть что да как.
Ладно, скалы пройдены, следующая точка железнодорожный мост. Старый, новый и еще за ними какие то сваи железные всю реку в несколько рядов перегораживают. Юра оценив обстановку, скомандовал прижаться к правому берегу. Мы послушались и аккуратно прошли мимо всех препятствий. Скорость течения и всякие бяки на дне не позволили задержаться под мостом и дождаться прохода по нему близкого (судя по звуку) поезда чтобы загадать желание. Поэтому просто любуемся на вид проносящегося над рекой состава издали.
Машинист дает гудок. Беспричинно, хотя и псевдо логично рассудив, что это он нам, машем в ответ руками и веслами. Мост постепенно скрывается за стеной леса.
То ли причина в солнце, то ли неуловимые приметы цивилизации, но только река здесь не выглядит дикой. Да и лес не очень «длимучий» как говорит трехлетняя дочь наших знакомых. Хотя вот ведь какое-то движение на правобережной сосне. Показалось? А вот и нет. Великолепный прыжок и белка перелетает на соседнюю сосну. Сухая ветка ломается, но пушистый зверек уже летит на другую ветвь и по ней быстро убегает и прячется. Все это длится буквально мгновение, и мы успеваем только порадоваться легкому прикосновению к тайнам дикой природы.
Следующее приметное место трубопровод через реку. Желтая труба кажется слегка провисшей. Да и береговые опоры слегка накренились в сторону реки. Небольшое ускорение течения и мы уже по ту сторону трубопровода. Остается менее километра до следующего препятствия – разрушенной переправы. Остатки моста там далеко вдаются в реку. А дальше в русле острова. Но вроде слева есть проход.
Проходит совсем немного времени и впереди открывается просвет и что-то темное перегораживает реку. Ага, вот оно. На правом берегу, в лесу, видна стояночка со столиком. А еще карта говорит, что поблизости есть родник. Но кроме этих плюсиков есть и большой минус. Сквозь деревья просвечивает кузов машины и слышна громкая музыка. Так что, несмотря на приближение критической отметки в 7 часов вечера, мы не встаем на ночлег, а идем дальше.
При ближайшем рассмотрении чернота оказалась беспорядочно наваленными обугленными остатками моста. Слева они действительно прекрасно обходились. Чем мы и не преминули воспользоваться. У «моста» стояли люди. Дальше по берегу расположились еще машины и еще народ. Один человек вел собаку. На левом берегу тоже трусил красивенький песик. Но люди, с которыми мы поздоровались, сказали, что пес не их. Хоть место и позволяло спокойно встать нескольким таким группам как наша, мы все же решили покинуть этот мега тусняк. Очень уж хотелось тишины и спокойствия. Так что мы продлили свой сплав еще почти на километр и причалили к правому берегу на правом же повороте, перед Крутинским болотом. Погуляв немного по берегу и найдя ручеек и уютную полянку, решил вставать на ночевку. Девчонкам место сначала не очень понравилось, но позже, особенно после обустройства лагеря все сочли его весьма уютным.
Быстренько перетаскав все вещи и разведя костер, приступили к приготовлению ужина. Сегодня планировалась копченая рыба с овощами. На десерт Ливанские сладости (привезенные Надиным сыном прямиком оттуда). С рыбой я немного подзатянул и три порции на нижней решетке слегка пережарились, зато верхние удались отменно.
А еще в этот раз у нас как-то набралось с собой ровно 6 стульев. Так что каждый сидел с комфортом, устроившись сначала вокруг стола,
потом вокруг костра.
Быстро темнеет. Но вскоре сумерки становятся прозрачнее. Это незаметно всходит луна. Она сегодня такая яркая, что предметы даже тени на землю отбрасывают. Класс!
А еще я купил на распродаже большой надувной матрас в палатку. Очень уж надоело на жесткой холодной земле маяться. Особенно в первые ночи (на третью обычно привыкаешь и дальше спишь спокойно). Вот и опробуем.
Объявляем по лагерю отбой и лезем в уют палаток.
Ну почему мне нравится возвращаться на пройденные маршруты? Видимо я так успокаиваюсь. Я снова здесь, значит все еще можно успеть и никогда никуда не поздно вернуться. Впрочем, в каждом таком возвращении, так или иначе, присутствует какой-либо элемент новизны. Это и новые люди, которым все в новинку и, значит, ты сам можешь взглянуть на привычные места новым взглядом. И новые данные о предстоящем пути и достопримечательностях на нем. В общем, скучно, как правило, не бывает. Вот и в этот раз , чтоб не скучать, планировалось несколько расширить маршрут. Мы, вообще, хотели стартануть из города. Из самого центра. Прямо от плотины. Тем более, что она была открыта уже несколько дней. А еще наш привычный состав должен был пополниться гостьей из столицы нашей родины – сестренкой моей жены Надеждой. Вещи были собраны, Продукты закуплены. Машина на обратную дорогу – заказана. Прививки от энцефалита кто успел, поставил. Старт наметили на 3 мая, финиш в двухстах с лишним километрах ниже по течению – 8 мая. График получался довольно напряженный (учитывая большое количество запланированных остановок для обзора достопримечательностей), но выполнимый. Оставалось только собраться.
Надя приезжала 1 мая поздно вечером. Поездом Малахит. Прямо в Тагил. Договорились с Сергеем ее встретить, а по дороге решили заценить предполагаемое место старта и соответственно стапеления. Подъехали к реке, и… Дикое разочарование постигло нас. Воды в реке практически не было. Ну, то есть в лужах там что-то плескалось, конечно, и ручейки их (лужи) соединяли, но пройти тут на катамаране не представлялось возможным никак. Все русло было завалено камнями, бетонными блоками, металлоломом и прочим хламом. Оказалось, что плотину перекрыли. Ну а так как государевых бумаг как у г-на Мурчисона в позапрошлом веке у нас не было, то никто бы для нас ее и не открыл. Можно конечно было бы перенести старт несколько ниже улицы Фрунзе, где вода уже была. Но оставался вопрос прохождения трех-четырех проблемных участков в черте города и трубы пересекающей реку в районе очистных сооружений. Короче решили поберечь нервы и, главное, катамаран, и с этой целью перенесли старт на 11-12 километров вниз. Решили тронуться в путь от моста в р-не песчаного карьера. Там уже все было нормально.
Конечно, немного обидно было с самого начала менять свой план. А еще обиднее было родственникам, хотевшим прийти проводить нас в дальнюю дорогу, но против обстоятельств не попрешь.
2 мая посвятили знакомству гостьи с историей нашего города и рода Демидовых (сами тоже сильно освежили и расширили свои познания). После музея, устроили небольшую прогулку по центру и закончили окончательными сборами. Сумок и рюкзаков как всегда набралось полно, но так как мы и туда и оттуда должны были добираться на машине, это не очень пугало. В заключении дня – произвели с Серегой предварительную загрузку его Шевроле Орландо нашими пожитками и отправились отсыпаться.
И вот утро начала сплава. 8 часов. Едем за Юрой, а после Сергей отвозит нас к месту старта. Пока мы заняты сборкой катамарана, он делает второй рейс и привозит девчонок и оставшиеся вещи. Потом отгоняет машину на стоянку и приезжает уже в качестве пассажира вместе с братом. Кстати мы вовремя вспомнили, что забыли на столе термоса и успели предупредить его, чтобы он их забрал. В общем, потихоньку собрались, и к моменту Серегиного приезда все было практически готово. Осталось только спустить судно на воду и погрузиться самим. Что мы и сделали, предварительно «отогнав» от берега ловивших тут пескарей рыбаков. Поход начался.
Техническая характеристика маршрута.
Протяженность – 196 км.
Категория сложности (весной) – 2
Основные препятствия – порог Моршининский (по др. сведениям Ново Павловский, порог Новожиловский. Несколько неплохих коротких порожков между Новожиловским порогом и пос. Мугай и остатки переправ и мостов на всем протяжении. Кроме того добавилось неприятное место за железнодорожным мостом ветки Тагил – Пермь. – вколоченные железные сваи и арматура на дне (по свежим отзывам народ там гондолу в эту весну убил напрочь).
Ну а если стартовать в городе, то еще несколько мостов с мелями и сливами до и после них, Порогообразный слив за мостом бывшей железки на рудник на «Зай горе» и труба напротив очистных.
Количество дней – 6 (включая заезд и выезд).
Плавсредство – ВЕКовский катамаран четверка.
Состав команды:
Золотарева Надежда,
Кочетов Юра,
Рязанов Сергей,
Рязанова Оксана,
Сизов Владимир,
Сизова Ирина.
Но вернемся к собственно походу.
Итак, день первый. 3.05.2015.
Нитка маршрута: Мост в р-не Песчаного – устье Баранчи – ск. Медведь Камень – мост ж.д. (Пермская ветка) – труба газопровода – разрушенный мост – поляна перед Крутинским болотом (правый берег).
Протяженность – 21,5 км. сплава и 2 км. - прогулка на Медведь Камень. Время сплава – 5 ч. 30 мин. Средняя скорость – 3.9 км/ч.
Начинаем сплав сразу с препятствия. Остатки старого моста образуют небольшой, но коварный порожек.
Мы стартуем в непосредственной близости от него, поэтому нужно быстро выбраться на середину одновременно выгребая против течения, потом резко развернуться и войти в струю между нескольких хаотично разбросанных камней. Постаравшись немного, справляемся с задачей вполне неплохо. Под мост заходим ближе к левому берегу, а дальше течение замирает. Река узенькая. Берега совсем не дикие. И немудрено. Скоро начнутся сады.
А вот и они.
Люди чего-то колотятся и копаются. Благо праздничные дни стоят теплые, солнечные. Добрые. Увидев нас, машут приветливо, а еще подсказывают с какой стороны обходить показавшийся впереди остров. Правда, в показаниях расходятся. Одни советуют идти справа, вторые категорично настаивают на левой протоке. Отвлекшись на людей, цепляем левым бортом камень. Но благополучно снимаемся с него без всяких эксцессов. И обходим остров слева. Сады уже по обоим берегам. Слева, с дерева свисает тарзанка из хорошей «десятки». В кустах тут и там попадаются застрявшие там пластиковые тазики и ведра, унесенные паводком. А вот мячиков не видно (в прошлом году на Чусовой очень много попадалось).
Наконец сады остаются позади, и мы входим в зону «плавней».
Тут множество стариц и проток. Куда река течет не очень понятно. Выручает навигатор с отрисованной мною картой реки в нем. Следуя его указаниям, идем правой, более короткой протокой, на чем экономим метров 500 пути. А вот уже и устье Баранчи открывается взору слева.
И лавочка на стрелке стоит. Река на удивление полноводна. Сейчас, пожалуй, не сразу и поймешь, кто в кого впадает. Но главное, что теперь Тагил становится и шире и глубже, хотя, честно говоря, на скорости течения это сказывается не очень.
Все, отсюда наш путь совпадает с путем в Сибирь Ермака Тимофеевича. Кстати о Тимофеиче, вскоре будет местечко, где на прошлогодней «Тропе Ермака» стоял мой этап. А вот и оно – на правом берегу. Вот только кусты, закрывавшие народу обзор вырублены. Видимо чистили ЛЭП, которая тут пересекает реку несколько раз.
Опять смотрю на навигатор. Судя по нему, мы входим в петлю внутри которой стоит Медведь Камень. Но этот кусочек я пририсовывал в последний момент, и он не перегружен подробностями. Да и маленький экранчик не способствует местоопределению без тщательной предварительной подготовки. Наконец соображаю, что это просто похожая петля. Ну что ж, еще немного погребем. Буквально три километра. При нашей скорости это минут 40-45.
Наконец из-за поворота плавно начинает выплывать ста двадцати метровая громада Медведь Камня.
Освещенная солнцем стена внушает невольное уважение. Заглядевшись, даже сфотографировать забываю. Подходим поближе и чалимся, чтобы покорить гору и перекусить. Не мешкая трогаемся в путь, но вот Юра зачем-то останавливается.
Ага, это вдоль тропы раскрыв навстречу солнцу желтые венчики цветов, группками и по одиночке, встречает нас и радует глаз прострел (сон трава).
Мы пыхтим, но лезем. Наконец крутой участок заканчивается и наш путь выполаживается. Впереди уже видна верхушка вышки. А рядом два «квадрика» пристроились. Блин, никуда нам от прогресса не скрыться.
Выходим на самый верх. Здороваемся с мотолюбителями. Их трое. Два парня и общительная девочка. Немножко поговорив с нами, они уезжают. А мы еще некоторое время стоим наверху
и любуемся окрестностями. Оказывается если приглядеться, а лучше вооружиться оптикой, отсюда вполне себе виден город вместе с его реставрирующимся в настоящий момент символом – Лисьей Горой. Здорово! Я раньше только трамплины отсюда видел. И то плохо. Кстати если заметили на фото песика, это Бобик. Его в последний момент перед стартом засунул в рюкзак Юре внук. Так что теперь он почти на всех вылазках сопровождает нас. Вообще вид отсюда роскошный, но не такой красивый, как осенью, когда природа радует разнообразием красок. Поэтому ограничиваюсь видеосъемкой, а для желающих поглядеть на округу вставлю сюда свои осенние фотки.
Проверяем заодно работу рации. Общаемся с оставшимися у катамарана Иринкой и Сергеем. Прекрасно работает «моторолка». Еще бы, 150 метров на прямой видимости.
Пока остальные наслаждаются видами, иду проведать Гео-тайник. Обидно, но он, похоже, разрушен. Контейнера на привычном месте нет.
Попив чаю, спускаемся к катамарану, где устраиваем перекус. Сергей, гуляя по берегу, обнаружил двух слившихся в экстазе страсти гадюк. Мы, конечно, кинулись смотреть. Зрелище, надо сказать одновременно пугающее и завораживающее. Их глянцево-черные, с металлическим отливом, грозно переливающиеся тела создавали порой самые причудливые композиции. Действительно красота страшная сила. Страх и любопытство вплескивали в кровь мощный поток адреналина, и я долго еще после того как народ ушел, щелкал затвором фотоаппарата в надежде получить приличный снимок. О том, что получилось, судите сами.
Однако пора было двигаться дальше, и я вернулся к своим попутчикам. Далее река сделала петлю на вершине которой на левом берегу располагался когда-то Тагил Городок, заложенный еще Ермаком. Просуществовал он недолго. Всего несколько лет. До прокладки нового, более легкого пути в Сибирь. И печально известен тем, что его первого воеводу Рюму Языкова загрыз ночью его собственный кот (привезенный откуда-то с Волги). А вот не надо зверюшков домашних обижать.
Историческая справка:
Верхтагильский городок (1584 г.), неправильное название - "Ермаково городище"
В 1583 г. отряд ермаковцев, посланных из захваченного Искера с донесением в Москву, выдвинулся из столицы в обратный путь в Сибирь. Отряд возглавлял воевода князь С.Д. Болховской, головы И. Киреев и И.В. Глухов. С ними – «казанских и свиянских стрелцов сто человек, да пермич и вятчан сто ж человек и иных ратных людей сто человек».
Летом 1584 г. отряд достиг берегов р. Тагил, на которых, близ горы Медведь-Камень , на противоположном берегу был сооружен опорный пункт на пути продвижения русских войск за Урал. Оставив в нем почти все припасы и часть ратников, Болховской продолжил с ермаковцами путь в Сибирь.
Первым воеводой Верхтагильского острога стал нижегородский сын боярский Рюма Языков, служивший в отряде Болховского стрелецким сотником, а также несколько десятков казанских стрельцов. По свидетельству ранней редакции Сибирского летописного свода, так называемой «Книге записной», первый тагильский воевода «прославился» своею нелепой гибелью – от клыков большого камышового кота, которого Языков привез с собою из Казани: «И все де ево держал подле себя Рюма. И тот кот спящему ему горло переяде и до смерти заяде в том городке».
Верхтагильский острог просуществовал недолго: до 1588 года, однако он выполнял важнейшую роль перевалочного и опорного пункта на великом сибирском пути. В 1588 г. его гарнизон был переведен на р. Лозьва, где, при впадении в нее р. Ивдель, был поставлен Лозьвинский острог.
Памятник в качестве «Ермакова городища» впервые упоминается в работе Г.Ф. Миллера "История Сибири" в 1750. Сам академик городка не посещал, однако сообщает подробные сведения о его местонахождении: «Это место получило ... название Ермакова городища, оно находится приблизительно в трех верстах ниже Баранчи, на западном берегу реки Тагила, при устье реки Медвежьей, впадающей с той же стороны в Тагил». Через 20 лет его осмотрел, а позднее описал академик Петр-Симон Паллас.
Первые археологические исследования Верхтагильского острога провел в 1910 учитель Нижне-Тагильского горнозаводского училища М.Дмитриев. В 1946 О.Н.Бадер заложил на городище шурф, а вал и ров прорезал траншеей. Мощный культурный слой и остатки жилых сооружений побудили О.Н.Бадера высказать предположение об использовании острога в качестве опорного пункта русских войск на пути в Сибирь в конце XVI и в XVII вв. В 1947 небольшие раскопки Верхтагильского острога провела Н.П. Кипарисова. Ею была высказана мысль, что жизнь на городище эпизодически продолжалась и в XVIII-XIX вв.
Большая часть площади городища была вскрыта раскопами А.И.Россадович в 1952, 1977 и 1981. В 1980 экспедиция Н.В.Варанкина и С.Г.Пархимовича провела небольшие раскопки за пределами городища на прилегающей к нему поляне, где получен чистый комплекс конца XVI в.
Комплекс находок представлен многочисленными фрагментами русской гончарной керамики, железными подковками от сапог, поясными пряжками, железными ножами, точильными камнями, железными и каменными наконечниками стрел. Среди редких находок - железный меч, глиняная пулелейка со свинцовой пулей внутри, ружейные кремни, серебряные монеты периода правления Ивана Грозного.
В новейшем периоде археологический памятник исследован разведкой А.В. Ермоленко (УрГУ), им собрана коллекция позднесредневековых русских древностей, впервые составлен инструментальный план объекта.
Оставив позади историческое место, мы приблизились к Медведь Камню с другой стороны. Практически с торца.
Оксанка все ждала появления тросовой переправы, по которой она с детьми как-то переходила реку при школьном походе на «Медведь». Но та все не спешила показываться. Но вот мы достигли и ее. Обсудили состояние тросов и безопасность таких переходов (в системах разумеется и пристегнутыми). А потом заметили в кустах притопленную лодку плоскодонку. Жаль, но нам она была не нужна. Как, впрочем, и застрявший несколько ниже старый рабочий стол радикально голубого цвета.
Меня же все это время интересовали расположенные на левом берегу реки скалы Школьные. На которых тренировались многие поколения юных скалолазов. А вот я даже не был там ни разу. Наконец увидел и сами скалы и табличку какую-то на них и станцию страховки наверху. Надо будет как-нибудь все же выбраться туда, поглядеть что да как.
Ладно, скалы пройдены, следующая точка железнодорожный мост. Старый, новый и еще за ними какие то сваи железные всю реку в несколько рядов перегораживают. Юра оценив обстановку, скомандовал прижаться к правому берегу. Мы послушались и аккуратно прошли мимо всех препятствий. Скорость течения и всякие бяки на дне не позволили задержаться под мостом и дождаться прохода по нему близкого (судя по звуку) поезда чтобы загадать желание. Поэтому просто любуемся на вид проносящегося над рекой состава издали.
Машинист дает гудок. Беспричинно, хотя и псевдо логично рассудив, что это он нам, машем в ответ руками и веслами. Мост постепенно скрывается за стеной леса.
То ли причина в солнце, то ли неуловимые приметы цивилизации, но только река здесь не выглядит дикой. Да и лес не очень «длимучий» как говорит трехлетняя дочь наших знакомых. Хотя вот ведь какое-то движение на правобережной сосне. Показалось? А вот и нет. Великолепный прыжок и белка перелетает на соседнюю сосну. Сухая ветка ломается, но пушистый зверек уже летит на другую ветвь и по ней быстро убегает и прячется. Все это длится буквально мгновение, и мы успеваем только порадоваться легкому прикосновению к тайнам дикой природы.
Следующее приметное место трубопровод через реку. Желтая труба кажется слегка провисшей. Да и береговые опоры слегка накренились в сторону реки. Небольшое ускорение течения и мы уже по ту сторону трубопровода. Остается менее километра до следующего препятствия – разрушенной переправы. Остатки моста там далеко вдаются в реку. А дальше в русле острова. Но вроде слева есть проход.
Проходит совсем немного времени и впереди открывается просвет и что-то темное перегораживает реку. Ага, вот оно. На правом берегу, в лесу, видна стояночка со столиком. А еще карта говорит, что поблизости есть родник. Но кроме этих плюсиков есть и большой минус. Сквозь деревья просвечивает кузов машины и слышна громкая музыка. Так что, несмотря на приближение критической отметки в 7 часов вечера, мы не встаем на ночлег, а идем дальше.
При ближайшем рассмотрении чернота оказалась беспорядочно наваленными обугленными остатками моста. Слева они действительно прекрасно обходились. Чем мы и не преминули воспользоваться. У «моста» стояли люди. Дальше по берегу расположились еще машины и еще народ. Один человек вел собаку. На левом берегу тоже трусил красивенький песик. Но люди, с которыми мы поздоровались, сказали, что пес не их. Хоть место и позволяло спокойно встать нескольким таким группам как наша, мы все же решили покинуть этот мега тусняк. Очень уж хотелось тишины и спокойствия. Так что мы продлили свой сплав еще почти на километр и причалили к правому берегу на правом же повороте, перед Крутинским болотом. Погуляв немного по берегу и найдя ручеек и уютную полянку, решил вставать на ночевку. Девчонкам место сначала не очень понравилось, но позже, особенно после обустройства лагеря все сочли его весьма уютным.
Быстренько перетаскав все вещи и разведя костер, приступили к приготовлению ужина. Сегодня планировалась копченая рыба с овощами. На десерт Ливанские сладости (привезенные Надиным сыном прямиком оттуда). С рыбой я немного подзатянул и три порции на нижней решетке слегка пережарились, зато верхние удались отменно.
А еще в этот раз у нас как-то набралось с собой ровно 6 стульев. Так что каждый сидел с комфортом, устроившись сначала вокруг стола,
потом вокруг костра.
Быстро темнеет. Но вскоре сумерки становятся прозрачнее. Это незаметно всходит луна. Она сегодня такая яркая, что предметы даже тени на землю отбрасывают. Класс!
А еще я купил на распродаже большой надувной матрас в палатку. Очень уж надоело на жесткой холодной земле маяться. Особенно в первые ночи (на третью обычно привыкаешь и дальше спишь спокойно). Вот и опробуем.
Объявляем по лагерю отбой и лезем в уют палаток.