Сплав по реке Тагил (Урал) или Вниз по реке забвения.
Добавлено: 07.12.2012 19:38
Сплав по реке Тагил или
Вниз по реке забвения.
Почему Забвения? Тут есть несколько моментов. Река действительно забывалась и не один раз. Во первых, когда-то давно в неолите она была довольно обжитым местом, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки – писаницы. Но где теперь потомки их авторов, неизвестно. Потом по ней проходил один из древних путей в Сибирь. Именно им шел Ермак. Но уже через несколько лет дорога в Сибирь была перенесена на более удобный маршрут несколько севернее.
Река на какое-то время вновь осталась забытой. И заселяться начала уже только в 17 веке. Причем, не с верху и не с низу, а с середины. К концу 17 века река была довольно густо заселена. Развитие деревень и поселков продолжалось и при Советской власти. Но после развала Союза, они стали хиреть (название многих можно встретить лишь на карте), в общем, река в который раз пустеет. Впрочем, в последнее время наметился некоторый перелом в этом процессе, правда, основную прибавку населения, похоже, дают дачники.
Туристы некогда любившие сплавляться по реке, также подзабыли сюда дорогу, чему способствует и транспортная проблема. Так что куда не кинь, везде клин. Река, как ни крути, немного дичает. Так что название отчета очень даже соответствует реальности. Но вернемся собственно к реке.
Географическая справка:
Тагил — река в Свердловской области, правый приток Туры (бассейн Тобола — Оби). Длина 414 км, площадь бассейна 10,1 тыс. км². Берёт начало на восточном склоне Среднего Урала, восточнее Нижнего Тагила, течет преимущественно на северо-восток, впадает в Туру выше Муратного. В верховьях есть пороги, в низовьях река довольно извилиста.
Питание смешанное, с преобладанием снегового. Колебания уровня воды за год порядка 3,3 м. Средний расход воды 40 м³/сек. Замерзает в начале ноября, вскрывается во второй половине апреля. На Тагиле расположены Верхнетагильское и Нижнетагильское водохранилища, а также города Верхний Тагил и Нижний Тагил.
Пролог.
Идея сплава по этой реке зрела во мне, думается, с раннего детства. Потому что еще в конце семидесятых годов прошлого века, будучи классе в 4 и начитавшись Марка Твена, мы с моим закадычным другом Санькой Орловым и его братом Мишкой, найдя у Букатинского моста снесенный половодьем плотик из нескольких бревен не задумываясь, отправились на нем вниз по реке. Одолели несколько старых и действующих мостов. Один раз чуть не перевернулись, налетев в пролете на старую сваю и с трудом сохранивши плот (ценой моего правого кеда), получили массу впечатлений и адреналина. Правда, уплыли не очень далеко. Благоразумие, а может просто голод заставили нас остановиться, спрятать плот и вернуться домой с целью запастись едой и каким-никаким снаряжением. И кто знает докуда бы мы дошли в своей жажде приключений в следующий раз, если бы какой-то добрейшей души человек не скомуниздил наш плотик. Но зерно идеи осталось тихонечко зреть в глубине сознания и вызрело в самый неожиданный момент в тяжелом для жизни 98 году. Денег не было, плавсредства не было, но была жуткая тяга пойти куда-нибудь на весенний сплав (в прошлом году я впервые участвовал в подобном мероприятии на Вижае и как все неофиты, горел желанием продолжить это дело). Вот тут-то на повестку дня и вылезла Тагилка, впрочем, не в последнюю очередь из-за своей бюджетности для нас.
В детском доме взяли старый ПСН, выгребли из кухонных шкафчиков остатки снеди и, набив карманы мелочью сели на трамвай, добрались до вокзала и зайцами доехали до 350 километра откуда за два дня сплава добрались до Тагильского кардона и поскольку время позволяло, то до обеда третьего дня дошли почти до устья реки Салды и, выйдя в Медведево, незадорого добрались на автобусе до Нижней Салды, а оттуда электричкой до Тагила, заплатив один штраф на двоих. На все про все истратили рублей 50 не больше. А впечатлений опять получили массу. Река кажущаяся такой невзрачной в городе даже после грандиозной чистки в 90х, предстала в своей дремучей первозданности. Деревни большей части заброшены. Места дикие. Урочище Пряничниково вообще какое-то кладбищенски печальное. Впрочем, возможно виновата в таком восприятии была пасмурная погода. Поскольку воспоминания об участке за Тагильским Кардоном пройденного солнечным днем остались самые радужные. К тому же участок за Кардоном порадовал своей порожистостью.
В 2000 году решили повторить. Но теперь уже начав с Кардона, добраться до какого-нибудь населенного пункта на М (может до Мугая, а может и до Махнева). Тагилка не обманула ожиданий, подарив еще несколько порожистых участков, живописных скал и красивых видов. Река, как и в прошлый раз, была полноводна и величава. Здесь в отличие от города не возникало никаких сомнений в том, что именно этим путем шел в Сибирь Ермак. Кстати мы очень хотели взглянуть на обозначенную на карте пещеру Ермака, но так и не обнаружили ее (как оказалось, половодье просто затопило вход). Достигнув к вечеру второго дня Мугая, решили закончить сплав, и следующим утром, на автобусе доехав до Алапаевска, вновь вернулись домой на электричке.
Казалось, тема закрыта, однако подрастали дети, узнавались новые факты и вот наша «домашняя» река весной 2009 года вновь поманила нас на свои водные просторы.
Небольшая техническая справка о классифицированном маршруте по реке Тагил
Протяженность маршрута 210 км. Пл. 346-й км - Ясьва (33 км) - Тагильский (71 км) - у.Салды (34 км) - Myгай (47 км) - ст. Ерзовка (25 км). Май - июнь, к. с. II, 8,5 балла.
Путешествие по Тагилу - живописной и интересной, но малопосещаемой туристами-водниками реке - удобно начинать от платформ электропоездов "346-й км" (л.) или "350-й км" (л.) железной дороги Н.Тагил - Гороблагодатская, где до воды 1,2-1,3 км. Спокойная, довольно широкая (25-30 м), но мелкая река течет здесь по каменистому руслу в узкой, местами скалистой долине, поросшей сосново-лиственным лесом. Участок до пос. Тагильский, где реку пересекает железная дорога (пл. "Кордон" в ~1 км от воды на левом берегу) с местными поездами, несложен; основной тип препятствий здесь - мелководные каменистые перекаты, которые потребуют проводок в сухую межень, а также отдельные крупные камни. На прямых участках лес от воды отделяет, как правило, луговая кайма шириной 10-15 м (где ледоход не позволяет вырасти деревьям); травянистый берег круто уходит в воду. Удобные для стоянок места следует искать на поворотах реки, где ее облик становится несимметричным. Ясьва - молочная речка с кисельными берегами - делает воды Тагила, до того темные и прозрачные, белесоватыми на следующих 10-15 км. За ~20 км до Тагильского - двухступенчатый крутой перекат, называемый, по имени исчезнувшего села, Прянишниковским; он проходится зигзагом слева направо. Насыщеннее препятствиями и интереснее вторая половина маршрута. За автодорожным мостом (под ним - захламленный крутой перекат, проход справа) река вступает в зону гранитов и известняков Зауральского плато и пропиливает в нем каньонообразную долину. На полпути от Тагильского до Моршинина первые настоящие пороги: 300-метровый (с приличным уклоном, беспорядочно лежащими крупными валунами и дроблением главной струи) и, после короткого плеса, за левым поворотом, - примерно такой же. Здесь правый берег возвышается над рекой гранитными "лбами" высотой 80-100 м. У с.Малыгино - разрушенная каменно-набросная плотина (с забитыми там и сям стальными кольями), переходящая в мелководную шиверу (проход вдоль правого берега, обнос по левому). От Тагильского до устья Салды река сильно петляет; приняв многоводную Салду, Тагил сохраняет ширину почти неизменной (40-50 м), но ускоряет свой бег, выпрямляется и становится глубже. Через ~1 час хода после устья Салды - двухступенчатый порог, похожий на Моршининский, с километровой второй ступенью. Дальше встретятся еще 7-8 порогов такого же типа, но попроще. За ~10 км до брошенной деревни Гаево под одним из утесов правого берега - пещера, в которой зимовала дружина Ермака, возвращаясь в Московию после покорения Сибирского ханства. Перед Толстовой кончаются пороги, долина Тагила расширяется, на левом берегу лес отходит от воды, уступая место лугам; здесь начинается населенный участок реки. Уставший от тесных картин лесистого каньона глаз отдыхает на бескрайних просторах живописной холмистой лесостепи, поросшей сосновыми перелесками. Ширина реки увеличивается до 60-70 м. В Толмачевой - низкий мост (короткий обнос); такой же мост в крупном поселке Махнево. Плавание заканчивается у правого берега перед железнодорожным мостом; отсюда до ст. Ерзовка (поезда до Екатеринбурга, Серова и Алапаевска) 1,3 км.
Итак, решение о сплаве было принято. Время и протяженность – оговорены. Цели намечены.
Осталось только купить продукты, собрать вещи и двинуться в путь. Но тут выявилось одно, но очень существенное препятствие – ТРАНСПОРТ. Рельсовый автобус – «Моховой – Перегрузочная», на котором мы когда-то добирались до Кардона – ОТМЕНЕН . Выброска также проблематична. На выручку пришел коллега по работе с микроавтобусом Соболь. Последнее препятствие было устранено.
Наконец пришло 8 мая. Все готово, «народ для разврата собрался», машина у подъезда, грузимся. Грузовой отсек Соболя изнутри оказался гораздо больше чем снаружи и, несмотря на короб с газовым баллоном внутри, легко заглотил всю груду вещей лежащих на тротуаре. А мы уютно разместились на пассажирских местах. Путешествие началось. Быстро промелькнул центр города, за ним Вагонка и вот наш серебристый «звереныш» выехал за черту города.
Поскольку водитель в тех местах не бывал, «рулили» совместно используя карту, gps, дорожные указатели и здравый смысл. Дорога довольно приличная, так что Верхнюю Салду миновали быстро, а там еще десяток километров и Нижняя Салда. Где-то за ней должна быть своротка на Тагильский Кардон. Ага, вот кажется и она. Ну, вроде асфальт с облегчением вздохнули мы. Но радовались рано. Через пять километров дороги, покрытие хоть и осталось твердым, но на счет гладкости и ровности… В общем скорость ощутимо упала. Особенно обидно было смотреть на отходящие в стороны от нашей трассы прекрасные бетонки. Остатки былой Советской военной мощи. Судя по карте, ведущие в какие-то мифические санатории, лагеря и на фермы. Ладно, знаем мы, что за коровок там доят. Скорость конечно упала. Но в машине не пешком, так, что вскоре за очередным поворотом показался долгожданный поселок, мост и кусочек реки. «Ну, вот мы и в Хопре» (шутка, «пирамидам» 90х посвящается).
Разгружаемся на левом берегу между мостами, договариваемся за обратную дорогу и прощаемся с водилой.
Начинается процесс стапеления.
Как ни странно, но уже вскоре катамаран – практически готов.
То ли «сын ошибок трудных» накопился, то ли подросшие дети больше помогали, но собрались мы в рекордные сроки и еще засветло начали свой сплав.
День 1. 8 мая 2009 г. Тагильский Кардон – холодное поле. 2,5 км.
Причем начали как всегда, с небольшого экстрима – прохождения моста. Воды на этот раз было значительно меньше и чтобы иметь свободу маневра и не напороться на какую-нибудь железку на подходе к автомобильному мосту, катамаран был «отбурлачен» выше по течению за ж/д мост в этакий заливчик. Народ расселся согласно купленным билетам, камера включена, весла дружно отталкиваются от берега и мы НА ВОДЕ. УРА! Кричали не только девушки, а вот чепчики в воздух не бросал никто. Аккуратно выходим на середину и устремляемся к намеченному заранее пролету. Течение усиливается и, затянув нас под бетонное брюхо моста, выплевывает на речной простор. Первые бурунчики, первые небольшие скальные выходы на правом берегу
и все успокаивается.
Нас плавно разворачивает, и мы имеем возможность бросить прощальный взгляд на громады мостов на фоне закатного неба
и помахать руками зевакам на берегу. Они остались, а мы отправились, как говорили немцы «цурюк зур натур» что означает – назад к природе.
Мимо проплывали домики деревни (ну, то-есть, конечно они никуда не плыли, плыли, а выражаясь правильнее – шли – мы, но если взять за точку отсчета нас любимых…), сидящие на берегу рыбаки (с каждым почему-то белая кошка), заборы, столбы, выгоны и одинокий костерок, видимо, таких же как мы сплавщиков. Но в наши планы ночевка в такой близости от деревни не входит, и мы в сгущающихся сумерках одолеваем еще один километр и пристаем к левому берегу в районе «холодного поля»
(я прозвал так эту поляну, потому что там у меня в прошлый раз была очень холодная ночевка). Зато тут есть место для стоянки, дрова и ручей, а что еще надо усталому туристу. Впрочем, уже поздно, так что горячий ужин отменяется. Подкрепляемся бутербродами и чаем из термоса и, надев налобные фонари, ставим палатки.
Наконец все готово и перед сном можно полюбоваться яркой-яркой, цвета белого золота полной луной, я бы даже сказал ЛУНИЩЕЙ,
подглядывающей за нами сквозь сосновые ветки. Зрелище настолько завораживающе величественное, что мы выходим на берег реки чтобы деревья не мешали наслаждаться зрелищем и какое-то время, просто молча, смотрим на ночное светило, ну и конечно на лунную дорожку на медленно текущей воде. Вот уж действительно «речка движется и не движется, вся из лунного серебра». Но суровая правда жизни гласит, что организму требуется отдых и значит пора баиньки. Так что на этом моменте и завершился первый день сплава.
Вниз по реке забвения.
Почему Забвения? Тут есть несколько моментов. Река действительно забывалась и не один раз. Во первых, когда-то давно в неолите она была довольно обжитым местом, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки – писаницы. Но где теперь потомки их авторов, неизвестно. Потом по ней проходил один из древних путей в Сибирь. Именно им шел Ермак. Но уже через несколько лет дорога в Сибирь была перенесена на более удобный маршрут несколько севернее.
Река на какое-то время вновь осталась забытой. И заселяться начала уже только в 17 веке. Причем, не с верху и не с низу, а с середины. К концу 17 века река была довольно густо заселена. Развитие деревень и поселков продолжалось и при Советской власти. Но после развала Союза, они стали хиреть (название многих можно встретить лишь на карте), в общем, река в который раз пустеет. Впрочем, в последнее время наметился некоторый перелом в этом процессе, правда, основную прибавку населения, похоже, дают дачники.
Туристы некогда любившие сплавляться по реке, также подзабыли сюда дорогу, чему способствует и транспортная проблема. Так что куда не кинь, везде клин. Река, как ни крути, немного дичает. Так что название отчета очень даже соответствует реальности. Но вернемся собственно к реке.
Географическая справка:
Тагил — река в Свердловской области, правый приток Туры (бассейн Тобола — Оби). Длина 414 км, площадь бассейна 10,1 тыс. км². Берёт начало на восточном склоне Среднего Урала, восточнее Нижнего Тагила, течет преимущественно на северо-восток, впадает в Туру выше Муратного. В верховьях есть пороги, в низовьях река довольно извилиста.
Питание смешанное, с преобладанием снегового. Колебания уровня воды за год порядка 3,3 м. Средний расход воды 40 м³/сек. Замерзает в начале ноября, вскрывается во второй половине апреля. На Тагиле расположены Верхнетагильское и Нижнетагильское водохранилища, а также города Верхний Тагил и Нижний Тагил.
Пролог.
Идея сплава по этой реке зрела во мне, думается, с раннего детства. Потому что еще в конце семидесятых годов прошлого века, будучи классе в 4 и начитавшись Марка Твена, мы с моим закадычным другом Санькой Орловым и его братом Мишкой, найдя у Букатинского моста снесенный половодьем плотик из нескольких бревен не задумываясь, отправились на нем вниз по реке. Одолели несколько старых и действующих мостов. Один раз чуть не перевернулись, налетев в пролете на старую сваю и с трудом сохранивши плот (ценой моего правого кеда), получили массу впечатлений и адреналина. Правда, уплыли не очень далеко. Благоразумие, а может просто голод заставили нас остановиться, спрятать плот и вернуться домой с целью запастись едой и каким-никаким снаряжением. И кто знает докуда бы мы дошли в своей жажде приключений в следующий раз, если бы какой-то добрейшей души человек не скомуниздил наш плотик. Но зерно идеи осталось тихонечко зреть в глубине сознания и вызрело в самый неожиданный момент в тяжелом для жизни 98 году. Денег не было, плавсредства не было, но была жуткая тяга пойти куда-нибудь на весенний сплав (в прошлом году я впервые участвовал в подобном мероприятии на Вижае и как все неофиты, горел желанием продолжить это дело). Вот тут-то на повестку дня и вылезла Тагилка, впрочем, не в последнюю очередь из-за своей бюджетности для нас.
В детском доме взяли старый ПСН, выгребли из кухонных шкафчиков остатки снеди и, набив карманы мелочью сели на трамвай, добрались до вокзала и зайцами доехали до 350 километра откуда за два дня сплава добрались до Тагильского кардона и поскольку время позволяло, то до обеда третьего дня дошли почти до устья реки Салды и, выйдя в Медведево, незадорого добрались на автобусе до Нижней Салды, а оттуда электричкой до Тагила, заплатив один штраф на двоих. На все про все истратили рублей 50 не больше. А впечатлений опять получили массу. Река кажущаяся такой невзрачной в городе даже после грандиозной чистки в 90х, предстала в своей дремучей первозданности. Деревни большей части заброшены. Места дикие. Урочище Пряничниково вообще какое-то кладбищенски печальное. Впрочем, возможно виновата в таком восприятии была пасмурная погода. Поскольку воспоминания об участке за Тагильским Кардоном пройденного солнечным днем остались самые радужные. К тому же участок за Кардоном порадовал своей порожистостью.
В 2000 году решили повторить. Но теперь уже начав с Кардона, добраться до какого-нибудь населенного пункта на М (может до Мугая, а может и до Махнева). Тагилка не обманула ожиданий, подарив еще несколько порожистых участков, живописных скал и красивых видов. Река, как и в прошлый раз, была полноводна и величава. Здесь в отличие от города не возникало никаких сомнений в том, что именно этим путем шел в Сибирь Ермак. Кстати мы очень хотели взглянуть на обозначенную на карте пещеру Ермака, но так и не обнаружили ее (как оказалось, половодье просто затопило вход). Достигнув к вечеру второго дня Мугая, решили закончить сплав, и следующим утром, на автобусе доехав до Алапаевска, вновь вернулись домой на электричке.
Казалось, тема закрыта, однако подрастали дети, узнавались новые факты и вот наша «домашняя» река весной 2009 года вновь поманила нас на свои водные просторы.
Небольшая техническая справка о классифицированном маршруте по реке Тагил
Протяженность маршрута 210 км. Пл. 346-й км - Ясьва (33 км) - Тагильский (71 км) - у.Салды (34 км) - Myгай (47 км) - ст. Ерзовка (25 км). Май - июнь, к. с. II, 8,5 балла.
Путешествие по Тагилу - живописной и интересной, но малопосещаемой туристами-водниками реке - удобно начинать от платформ электропоездов "346-й км" (л.) или "350-й км" (л.) железной дороги Н.Тагил - Гороблагодатская, где до воды 1,2-1,3 км. Спокойная, довольно широкая (25-30 м), но мелкая река течет здесь по каменистому руслу в узкой, местами скалистой долине, поросшей сосново-лиственным лесом. Участок до пос. Тагильский, где реку пересекает железная дорога (пл. "Кордон" в ~1 км от воды на левом берегу) с местными поездами, несложен; основной тип препятствий здесь - мелководные каменистые перекаты, которые потребуют проводок в сухую межень, а также отдельные крупные камни. На прямых участках лес от воды отделяет, как правило, луговая кайма шириной 10-15 м (где ледоход не позволяет вырасти деревьям); травянистый берег круто уходит в воду. Удобные для стоянок места следует искать на поворотах реки, где ее облик становится несимметричным. Ясьва - молочная речка с кисельными берегами - делает воды Тагила, до того темные и прозрачные, белесоватыми на следующих 10-15 км. За ~20 км до Тагильского - двухступенчатый крутой перекат, называемый, по имени исчезнувшего села, Прянишниковским; он проходится зигзагом слева направо. Насыщеннее препятствиями и интереснее вторая половина маршрута. За автодорожным мостом (под ним - захламленный крутой перекат, проход справа) река вступает в зону гранитов и известняков Зауральского плато и пропиливает в нем каньонообразную долину. На полпути от Тагильского до Моршинина первые настоящие пороги: 300-метровый (с приличным уклоном, беспорядочно лежащими крупными валунами и дроблением главной струи) и, после короткого плеса, за левым поворотом, - примерно такой же. Здесь правый берег возвышается над рекой гранитными "лбами" высотой 80-100 м. У с.Малыгино - разрушенная каменно-набросная плотина (с забитыми там и сям стальными кольями), переходящая в мелководную шиверу (проход вдоль правого берега, обнос по левому). От Тагильского до устья Салды река сильно петляет; приняв многоводную Салду, Тагил сохраняет ширину почти неизменной (40-50 м), но ускоряет свой бег, выпрямляется и становится глубже. Через ~1 час хода после устья Салды - двухступенчатый порог, похожий на Моршининский, с километровой второй ступенью. Дальше встретятся еще 7-8 порогов такого же типа, но попроще. За ~10 км до брошенной деревни Гаево под одним из утесов правого берега - пещера, в которой зимовала дружина Ермака, возвращаясь в Московию после покорения Сибирского ханства. Перед Толстовой кончаются пороги, долина Тагила расширяется, на левом берегу лес отходит от воды, уступая место лугам; здесь начинается населенный участок реки. Уставший от тесных картин лесистого каньона глаз отдыхает на бескрайних просторах живописной холмистой лесостепи, поросшей сосновыми перелесками. Ширина реки увеличивается до 60-70 м. В Толмачевой - низкий мост (короткий обнос); такой же мост в крупном поселке Махнево. Плавание заканчивается у правого берега перед железнодорожным мостом; отсюда до ст. Ерзовка (поезда до Екатеринбурга, Серова и Алапаевска) 1,3 км.
Итак, решение о сплаве было принято. Время и протяженность – оговорены. Цели намечены.
Осталось только купить продукты, собрать вещи и двинуться в путь. Но тут выявилось одно, но очень существенное препятствие – ТРАНСПОРТ. Рельсовый автобус – «Моховой – Перегрузочная», на котором мы когда-то добирались до Кардона – ОТМЕНЕН . Выброска также проблематична. На выручку пришел коллега по работе с микроавтобусом Соболь. Последнее препятствие было устранено.
Наконец пришло 8 мая. Все готово, «народ для разврата собрался», машина у подъезда, грузимся. Грузовой отсек Соболя изнутри оказался гораздо больше чем снаружи и, несмотря на короб с газовым баллоном внутри, легко заглотил всю груду вещей лежащих на тротуаре. А мы уютно разместились на пассажирских местах. Путешествие началось. Быстро промелькнул центр города, за ним Вагонка и вот наш серебристый «звереныш» выехал за черту города.
Поскольку водитель в тех местах не бывал, «рулили» совместно используя карту, gps, дорожные указатели и здравый смысл. Дорога довольно приличная, так что Верхнюю Салду миновали быстро, а там еще десяток километров и Нижняя Салда. Где-то за ней должна быть своротка на Тагильский Кардон. Ага, вот кажется и она. Ну, вроде асфальт с облегчением вздохнули мы. Но радовались рано. Через пять километров дороги, покрытие хоть и осталось твердым, но на счет гладкости и ровности… В общем скорость ощутимо упала. Особенно обидно было смотреть на отходящие в стороны от нашей трассы прекрасные бетонки. Остатки былой Советской военной мощи. Судя по карте, ведущие в какие-то мифические санатории, лагеря и на фермы. Ладно, знаем мы, что за коровок там доят. Скорость конечно упала. Но в машине не пешком, так, что вскоре за очередным поворотом показался долгожданный поселок, мост и кусочек реки. «Ну, вот мы и в Хопре» (шутка, «пирамидам» 90х посвящается).
Разгружаемся на левом берегу между мостами, договариваемся за обратную дорогу и прощаемся с водилой.
Начинается процесс стапеления.
Как ни странно, но уже вскоре катамаран – практически готов.
То ли «сын ошибок трудных» накопился, то ли подросшие дети больше помогали, но собрались мы в рекордные сроки и еще засветло начали свой сплав.
День 1. 8 мая 2009 г. Тагильский Кардон – холодное поле. 2,5 км.
Причем начали как всегда, с небольшого экстрима – прохождения моста. Воды на этот раз было значительно меньше и чтобы иметь свободу маневра и не напороться на какую-нибудь железку на подходе к автомобильному мосту, катамаран был «отбурлачен» выше по течению за ж/д мост в этакий заливчик. Народ расселся согласно купленным билетам, камера включена, весла дружно отталкиваются от берега и мы НА ВОДЕ. УРА! Кричали не только девушки, а вот чепчики в воздух не бросал никто. Аккуратно выходим на середину и устремляемся к намеченному заранее пролету. Течение усиливается и, затянув нас под бетонное брюхо моста, выплевывает на речной простор. Первые бурунчики, первые небольшие скальные выходы на правом берегу
и все успокаивается.
Нас плавно разворачивает, и мы имеем возможность бросить прощальный взгляд на громады мостов на фоне закатного неба
и помахать руками зевакам на берегу. Они остались, а мы отправились, как говорили немцы «цурюк зур натур» что означает – назад к природе.
Мимо проплывали домики деревни (ну, то-есть, конечно они никуда не плыли, плыли, а выражаясь правильнее – шли – мы, но если взять за точку отсчета нас любимых…), сидящие на берегу рыбаки (с каждым почему-то белая кошка), заборы, столбы, выгоны и одинокий костерок, видимо, таких же как мы сплавщиков. Но в наши планы ночевка в такой близости от деревни не входит, и мы в сгущающихся сумерках одолеваем еще один километр и пристаем к левому берегу в районе «холодного поля»
(я прозвал так эту поляну, потому что там у меня в прошлый раз была очень холодная ночевка). Зато тут есть место для стоянки, дрова и ручей, а что еще надо усталому туристу. Впрочем, уже поздно, так что горячий ужин отменяется. Подкрепляемся бутербродами и чаем из термоса и, надев налобные фонари, ставим палатки.
Наконец все готово и перед сном можно полюбоваться яркой-яркой, цвета белого золота полной луной, я бы даже сказал ЛУНИЩЕЙ,
подглядывающей за нами сквозь сосновые ветки. Зрелище настолько завораживающе величественное, что мы выходим на берег реки чтобы деревья не мешали наслаждаться зрелищем и какое-то время, просто молча, смотрим на ночное светило, ну и конечно на лунную дорожку на медленно текущей воде. Вот уж действительно «речка движется и не движется, вся из лунного серебра». Но суровая правда жизни гласит, что организму требуется отдых и значит пора баиньки. Так что на этом моменте и завершился первый день сплава.