Чистая вода Койвы(+повторение пройденного). (Средний Урал)
Добавлено: 18.11.2011 1:27
Приятно все-таки быть первым хоть в чем-то. Так что не справившись с соблазном, внесу свою лепту в наполнение этого раздела. Итак.
Чистая вода Койвы.
Или Трое на катамаране не считая кота.
Вместо предисловия: Для тех кто случайно еще не знает самые цитируемые во всех отчетах про Койву строки из книги С. Торопова «По голубым дорогам Прикамья». Кстати при организации сплава мы также использовали этот материал. Так что чем получать перелицованный текст, лучше познакомиться с оригиналом.
«Река Койва берет начало в урочище Синее болото, что расположено в северо-восточных отрогах горы Большая Хмелиха. Половину пути Койва течет на юг, вторую половину на юго-запад. На 180-м км впадает в Чусовую справа.
Название реки, очевидно, коми-пермяцкое: "кой" - брызги, "ва" - вода. Название свое река оправдывает. Весной она многоводна, сильна и стремительна, вырывает с корнем деревья. Скорость течения в это время местами достигает 2 м/сек. Летом Койва смирная, скорость падает до 0,5-0,7 м/сек, в русле много выступающих камней, перекаты мелкие. В Койву впадает более 50 притоков. Вода чистая, водится много рыбы.
Берега Койвы необыкновенно привлекательны. Как и на других притоках Чусовой, здесь много прибрежных скал и камней. Любители геологии смогут собрать интересную коллекцию. На берегах попадаются барит, пьезокварц, фосфориты, цветной мрамор, каолин, свинец, цинк и другие полезные ископаемые.
Для сплава по Койве весной нужна хорошая предварительная подготовка. При быстром течении и частых поворотах серьезную опасность представляют прижимы, а также места, где с подмытых водой берегов низко нависают деревья. В прибрежных лесах обитают представители всего животного мира Среднего Урала. Здесь можно встретить и косулю, которая заходит сюда с восточных склонов Уральского хребта. В окрестностях Койвы много грибов и ягод, по логам и берегам притоков растет красная и черная смородина, на болотах - клюква, брусника, морошка, голубика, княженика.»
Так как мы сплавлялись от Тискоса, часть текста пропущу. Желающие могут у Торопова посмотреть.
«…После Тискоса Койва круто поворачивает. Будьте осторожны, здесь через реку переброшено сразу два моста. Первый старый, разрушенный, второй действующий. Проходить нужно по центру. Ниже моста Койва то пытается сходу пробить себе дорогу на север, то отступает и делает резкий поворот на юг, потом снова на север. Скорость течения везде хорошая. Слева Койва принимает речку Вогулка, ниже ее увидите несколько живописных скал. За поворотом в Койву слева впадает крупный приток река Кырма, затем речка Большая Воронка. От нее Койва круто поворачивает на север. На этом участке много перекатов, есть небольшие острова. По правому берегу тянутся скалы. За очередным поворотом большой остров Ольховский, потом перекаты и - поселок Бисер. В весеннюю воду плот без остановки проходит от Теплой Горы до Бисера не более чем за 6 часов.
Поселок Бисер возник в 1786 г. в связи с постройкой чугунолитейного завода. Через поселок протекает речка Бисер, почти в устье ее плотина, которая создала обширный пруд Бисерского завода. Речка Бисер небольшая, длиной всего 15 км. Вода в ней кристально чистая. Знакомство с поселком начинайте с посещения музея в средней школе. В нем есть интересные экспонаты, повествующие о революционной борьбе бисерских рабочих в 1905-1907 гг. В годы гражданской войны более 300 рабочих завода ушли на защиту Советской республики. Об этом го-ворят материалы музея и памятник на братской могиле. На стендах музея собраны также материалы о земляках, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны в знаменитой батарее "катюш" капитана И. А. Флерова. Побывайте у камня Корчажки. Путь к нему лежит по улицам поселка. С камня далеко видно окрест. Здесь когда-то собирались рабочие Бисера на политические митинги. На одном из них выступал посланец Ленина Артем (Федор Андреевич Сергеев) - активный организатор революционно-го движения в Прикамье. В окрестностях поселка разбросаны старые выработки. На отвалах Графского рудника можно найти друзы гор-ного хрусталя, а в кварцевых жилах - кубики пирита. Побывайте на разработках мрамора. Еще в ХIХ в. добывали здесь мрамор для украшения домов и набережных Петербурга. В наше время бисерский мрамор используют для облицовки подземных станций метро, Дворцов культуры. Цвет мрамора бело-голубой и розовый. До постройки Горнозаводской уральской железной до-роги в 1879 г. всю готовую продукцию заводов Бисера, а также Теплой Горы, Кусье-Александровска сплавляли на барках по Койне и Чусовой в Каму.
пос. БИСЕР-пос. УСТЬ-КОЙВА. 102 км.
От поселка Койва делает две излучины, а затем течет прямо. После правых притоков Большой и Малой Саранки, Малой Урайки и левого притока Большая Урайка нужно быть внимательным. Скоро начнутся Федотовские пороги. Койва выписывает здесь почти замкнутую петлю. Длина перешейка всего 100 м. На выходе из петли слева впадает речка Подпорожная. Около нее пристаньте к берегу и осмотрите русло. Справа каменистым гребнем в реку уходит камень. Вода стремительно перекатывается через него. От правого берега пересекайте косую струю, идущую от переката, и сразу правьте к левому берегу, оставив опасные камни справа. Далее река течет прямо через перекат, за ним - второй порог. Слева в реку опускается большая каменная плита. Чтобы не наскочить на нее, держитесь пра-вого берега. Перекат в этом месте проходить легко.
Скорость реки после перекатов почти не снижается. Справа в Койву вливаются ручьи. На южном повороте впадает речка Сплавная, за ней прямое русло с семью перекатами и островами. Проходить их можно с любой стороны. За островами слева впадает речка Тырым, в устье ее поселок Усть-Тырым. Около него мост через Койву. В поселке есть магазины, столовая.
После левого притока речки Кринки начинаются перекаты и острова вплоть до поселка Кусье-Алексаидровский. У последнего поворота перед поселком справа увидите 70-метровую скалу Шайтан с небольшой пещерой. Попасть в нее можно только с помощью веревки.
В месте слияния Кусьи и Койвы расположен поселок Кусье-Александровский. Здесь в 1751 г. был построен чугуноделательный завод. Работая на местной руде, завод выпускал полосовое железо, чугун. Для защиты Отечества во время войны 1812 года завод отлил 8952 пуда чугунных ядер. В поселке в 1941-1942 гг. жил пролетарский поэт Аркадий Яковлевич Коц. В конце XIX в. студент А. Я. Коц жил в Париже. Здесь он написал несколько революционных стихов-песен, а также сделал вольный перевод знаменитого "Интернационала". По возвращении в Россию А. Я. Коц принимал активное участие в революционной борьбе. В поселке жили академик Петербургской, Неаполитанской и Парижской академий Иван Михеевич Первушин, писатель-драматург Николай Федорович Новиков-Черешнев, который правдиво описал жизнь дореволюционных рабо-чих на заводе. В годы гражданской войны во время колчаковской оккупации завод был полностью разрушен, шахты рудника затоплены. После окончания войны восстановить завод полностью было невозможно, поэтому на базе его сейчас работает крупный деревообделочный завод. Есть в поселке и трикотажная фабрика.
Сразу от поселка начинаются острова, которые остались после работы драги. Рулевые должны следить, куда идет больший сток воды. Перекаты тянутся непрерывно один за другим вплоть до устья Койвы. В узких протоках могут встретиться завалы, будьте осторожны. До устья Койва делает большие и малые излучины. В поселке Усть-Койва отдохните перед дальнейшим плаванием по Чусовой.»
Вот, как-то вот так. Ну конечно этой инфой мы не ограничили свое знакомство с рекой. Но так как из близких и знакомых никто толком в последнее время на реке не был, пришлось вылавливать остальные сведения по крупицам, отделяя зерна от плевел. Так как, похоже, многие отчеты писались по прошествии некоторого времени после сплава. Часто по памяти. И в основном кроме Тороповской информации содержали большей частью эмоции. Пришлось порыскать и по форумам и в гугл мап заглянуть. Правда и там встречались некоторые ляпы. Кстати, недавно стало известно, что должна выйти книга Александра Котельникова о Койве и Чусовой (пока есть только про Усьву и ее скалы) вот там вроде бы все будет подробно описано. А пока, если и мы приврем, то не обессудьте. А если есть что по существу, то поправьте. И да, если есть данные о том как называются скалы не упомянутые в этом описании и откуда пошли названия любых Койвинских скал, или какие-нибудь легенды с ними связанные, то пишите.
Кстати в конце для желающих будет дан кое-какой фактологический материал по некоторым из встретившихся нам объектов.
А теперь ответим на вопрос почему Койва. Ну во первых это пожалуй наряду с Вижаем одна из наиболее доступных рек в округе. Если конечно не считать реки Тагил, но там гемор с выходом, а тут и вход и выход с маршрута не доставляют проблем.
Для пояснения воспользуемся информацией с Персонального сайта Меллера А.Л.
www.aha.ru/~meller с поправкой на 2002 год, так что уточняйте заранее.
Подъезд к началу маршрута
Железнодорожный транспорт
Севернее реки на расстоянии 15-25 километров от неё проходит железная дорога Чусовская - Нижний Тагил. По ней проходят поезда Свердловск - Соликамск, Москва - Нижний Тагил и другие, а также электропоезда из Чусовской и Нижнего Тагила (3 - 4 пары электричек в сутки).
Расстояния от железнодорожных станций до реки (или до посёлка, стоящего на берегу):
ст. Тёплая Гора - 1 км
ст. Усть-Тискос (до реки по рельсам) - 2,5 км
ст. Бисер - пос. Старый Бисер - 13 км, автобус
ст. Пашия (г. Горнозаводск) - пос. Кусье-Александровский - 15 км, автобус
ст. Чусовская (г. Чусовой) - 0,3 км
На станции Усть-Тискос поезд Свердловск - Соликамск теперь, возможно, не останавливается. Следует уточнить при покупке билетов. Другие поезда дальнего следования останавливаются только в Пашии и в Чусовской (может быть ещё в Тёплой Горе).
Автотранспорт
Автодорожная сеть развита очень слабо, дороги в плохом состоянии. Топографические карты и атласы автомобильных дорог не соответствуют реальному состоянию дорожной сети. Вследствие разрушения промышленности и сельского хозяйства некоторые дороги стали ненужными, а на ремонт остальных нет денег. Дороги разрушаются и зарастают лесом, мосты не ремонтируются. Следует быть очень осторожным при планировании заезда или отъезда на автотранспорте.
Дорога Горнозаводск - станция Бисер - посёлок Старый Бисер существует. Автобусное сообщение.
Дорога Старый Бисер - посёлок Тёплая Гора существует, но, возможно, проходима только для тяжёлых грузовиков, а дорога Старый Бисер - посёлок Усть-Тискос, показанная на карте, видимо, уже непроходима.
Дорог на восток через хребет в этом районе нет.
Автобусы ходят редко, нерегулярно и в основном по коротким маршрутам. Грузовые автомобили в июле заняты перевозкой местных жителей на покосы и сена с покосов, водители редко соглашаются на перевозку туристов, а, если соглашаются, то назначают довольно высокие цены.
Населённые пункты
Посёлок Тёплая Гора. Магазины. От станции до реки 1 км.
Станция Усть-Тискос. Здания станции нет. Негде укрыться от дождя. Если приехали ночью, следует сразу же идти на реку. Рельсы приведут к мосту. Магазина нет, хлеб привозят 2 раза в неделю по заказу (сведения 1995 года). Картошку купить так и не смогли ни в 1991 году, ни в 1995 году. А за хлебом в 1991 году пришлось ехать на электричках на восток (станции Европейская, Хребет Уральский, Азиатская...).
Станция Бисер. Есть здание станции (зал ожидания на ночь не запирается). 3 продуктовых магазина. В один из них хлеб привозят ежедневно в 10 часов (находится в здании станции), в другой магазин (метров 100 от станции) - не каждый день. Почта. Автобусы до посёлка Старый Бисер (на реке) и до Горнозаводска. В Старый Бисер автобусы ходят 1-2 раза в день, стоимость билета 25 руб. Расписание автобусов приведено в конце этого отчёта.
Посёлок Старый Бисер (на реке). 2 продуктовых магазина. Хлеб привозят из Горнозаводска 1 - 2 раза в неделю.
Посёлок Усть-Тырым.
Посёлок Кусье-Александровский. Посёлок большой, должны быть магазины. Автобусы на станцию Пашия (город Горнозаводск) ходят 4-6 раз в день, последний автобус идёт в 19 часов.
Посёлок Усть-Койва. Посёлок маленький. Есть магазин. Хлеб завозится один раз в неделю. Дорога в Кусье-Александровский (проходима для легкового автотранспорта).
Станция Чусовская (город Чусовой). Большой город. От реки до вокзала метров 300 - 500. От места разборки плавсредств до ближайшего магазина 20 метров (1999 г.).
Мы решили начать маршрут из Усть-Тискоса, но не сразу по Койве, а сначала по речке Тискос. Весной она проходима, а нести вещи значительно ближе.
Во вторых речка чистая и нескучная, хотя и излишними препятствиями не перегружена. Кое где встречается мысль, что не лишку скал и достопримечательностей. Не согласен. Вот вам пример. Иногда приятно посидеть за столом, ломящимся от яств. Но если нет хорошей компании, то впечатления от такого застолья останутся пестрые и не слишком отчетливые. Трудно будет выделить за общей яркостью и разноцветьем вкусов что либо конкретное. Гораздо приятнее зачастую неспешная трапеза с кульминацией на каком-нибудь особенном блюде, да еще в кругу друзей. И Койва, по моему, как раз дает всего в меру, и от того как-то западает в душу. Так что на будущий год, пожалуй, освежим впечатления и закончим все недоделанное, недосмотренное, недолазанное, недопосещенное из нашего списка, ну или хотя бы большинство из этого. По этому поводу хорошо высказался пользователь Ramm с форума teron. www.teron.ru
пользователь Ramm
В самом Кусье- развалины Алмазно-сортировочного узла предприятия "Уралалмаз" по отвалам можно погулять. Это на левом берегу, Чуть выше поселка. Затем по висячке к водопаду, затем вдоль берега вниз грот в скале и скала имени падшей женщины. Ниже Кусья в километре камень Малый Шайтан, тоже с пещерой. Там у вогулов идол стоял (как и в Большом Шайтане, что на 2-3 км выше Кусьи по правому берегу). Есть тропа на верх. Ниже по левому берегу камень Стрельный, затем омутной, затем арочный, затем возьмите описание. На Лотари можно подняться. на красный, в усть-койве дыроватый, филин, красный.
добавлено в [mergetime]1244537244[/mergetime].
Из опасностей: перепитие и многобухие. Самогон, если не знаете у кого - не берите. Запаситесь обилием спиртного. Пиво можно с собой не волочь, а купить в Кусье или в усть-койве. В усть-койве продавец живет рядом с магазином, зовут тётя Вера. У неё молоко можно купить. Фельдшер живет у реки (у пристани) как её зовут не помню, муж Андрей, они раньше яйца продавали, творог, сейчас не знаю. сметану кто продает спросите у тети Веры, она может знает. Зелень где угодно купить можно. Из примечательностей в Усть-Койве есть дядя Вася Суворов. Живет на слиянии Койвы и Чусовой. Интересный дядька, только не вздумайте ему наливать. Он не откажется, а переносит алкоголь очень плохо-ноги отказывают у него много фото да и рассказать может много интересного. очень общительный. хлеб в усть-койве купить скорее всего не получится, так что везите с собой, а консервы и ништяки докупить вроде можно. у Ячменева (база с бочками) можно посмотреть фото пещеры Чудесница. Если пойдете до Чуса можно туда зайти. Вход в основную часть найти не очень просто, обычно он "завален". Еще Створ бывший лагерь там Мемориаловцы устроили музей под открытым небом.
добавлено в [mergetime]1244537807[/mergetime].
эта ащо. на чусовой карстовая арка на плакуне, голубое озеро, если погода хорошая, глухие камни, на малых глухих - большая ледяная пещера (семеновская) гротстоянкадревнегочеловекаокудаупалаиразбиласьмаленькаядевочка. ну и будьте осторожны не вступите в гамно, ибо везде засрано (тоже кстати нехилая опастность)
Пунктуация и орфография сохранены. Кроме этого пара строк из работы «водопады Урала» – Есть небольшой водопад на реке Койва. В поселке Старый Бисер с живописной скалы Корчажки каждую весну стекает живописный ручеек.
В поселке Усть-Койва есть своеобразный, живописный летом и зимой, памятник природы. В районе поселка в Чусовую впадает река Мельничная. В 200 метрах выше устья она пропилила в скалах узкий и глубокий каньон. Зимой все замерзает и образует многометровые ледяные колонны до полуметра толщиной. Переливаясь в лучах солнца, они напоминают Замок Снежной Королевы.
Ну и в третьих. Когда меня взяли на первый сплав (не считая Чусовой конечно), то по дороге на Вижай мы проезжали Койву с большим количеством групп на берегах в районе жд моста. И это так меня впечатлило, что захотелось и самому там побывать, да все как-то не складывалось до сих пор и вот он случай.
А теперь по существу.
Кто мы: семья Сизовых. Владимир (папа) - начальник и оператор, Ирина (мама) - номинально зам и зав, реально теневой лидер, Михаил (сын) - хронометрист, фотограф, эй кто-нибудь, куда пошлют и летописец (хреновый летописец), Мурзик (самый младший сынок и по совместительству кот) - сам по себе, верхолаз, носовая скульптура, мини экскаватор и т.д.
Маршрут: Усть-Тискос – река Тискос – река Койва (Старый Бисер – Усть-Тырым – Кусье-Александровский – Усть-Койва) – река Чусовая – г. Чусовой.
Протяженность: 172 км из них примерно 165 по воде и 7 пешком.
Категория: 1 с элементами 2.
Сроки: 29.04 – 3.05 2010 года.
29.04.10. Пролог.
Вообще-то нас должно было быть шестеро. 2 семьи. Наша и соседская, обе без старших детей. Но в последний момент все начало разваливаться. Соседи пойти не смогли. Вариант 2006 года, когда мы в такой же ситуации за пару дней до сплава пригласили папиных друзей дядю Юру с тетей Аллой и они согласились, не сработал. Оставалось либо проигнорировать весенний сплав, либо пойти одним. Боязно как-то, да и кота не с кем оставить. Прикинули и так, и сяк, и решили все же поехать. А кота взять с собой, в воспитательных целях (чтоб научился дом любить).
Мы собрались, выложив перед этим лишние продукты, и вышли из дома. Папа договорился с водителем маршрутки на остановке и тот подогнал машину к нам. Погрузились быстро и отправились на вокзал. Но отъехали недалеко, потому, что вспомнили, что оставили дома мамин спасжилет. Естественно мне пришлось за всех отдуваться. Сами они вместе с котом поехали дальше, а меня высадили и, дав денег на проезд, отправили за спасиком.
Я спешил как мог, и вскоре, все мы собрались на вокзале. Папа купил билеты на электричку которая отправлялась в 14:45 (кстати, билеты продают только до границы свердловской области – станции Хребет Уральский, а дальше надо в электричке покупать). Пока было время, оставив маму с Мурзиком сторожить вещи, успели с папой сбегать на рынок и купить радиоприемник.
И тут подошла электричка. Сели и поехали. Мурзик немного нервничал, но, в общем, вел себя хорошо. Дорога петляла между склонов пологих гор и, наконец, привела нас к границе Европы и Азии. Осталось немного. Ну, вот и Тискос. Нам выходить.
С мамой и котом (кот в красной сумке) ждем, пока папа найдет место для ночевки и дорогу к нему.
Наконец он вернулся, и мы в два этапа переносим вещи к стоянке. Она метрах в 200 ниже по течению от поселка, на прибрежной поляне речки Тискос.
Начинаем заниматься обычными походными делами. Ломаем лапник под палатку и ставим ее, дрова носим, собираем катамаран. И тут папа сказал: «ой, кажется, мы лягушку забыли». Главное, мы. А катамаран сам укладывал. Я чего-то запаниковал и предложил сбегать в деревню за насосом. Но папа сказал, чтоб мы не волновались, и что он надует кат старым индейским способом. Взял гермомешок и начал набирать им воздух а потом, зажав горловину вокруг входного шланга перекачивать воздух в гондолы. Но так получилось наполнить их только до половины, а дальше пришлось ртом надувать. Причем долго. А тут еще Мурзик почуяв свободу, сбежал ото всех и, поносившись по снегу как заяц, прямо таки белкой взлетел на дерево
и жалобно мяучил оттуда. Пришлось папе лезть за ним.
Но, в конце концов, все как-то утряслось. Сготовился ужин и мы, с чувством выполненного долга, предварительно привязав кота веревкой к дереву, уселись есть А привязанный Мурзик спрятался в нору.
Вечер был удивительно спокойным, только изредка лаяли деревенские собаки. Да всплескивала иногда речка. Мурзика, выгуляв, засунули в палатку, а потом и сами полезли спать.
Чистая вода Койвы.
Или Трое на катамаране не считая кота.
Вместо предисловия: Для тех кто случайно еще не знает самые цитируемые во всех отчетах про Койву строки из книги С. Торопова «По голубым дорогам Прикамья». Кстати при организации сплава мы также использовали этот материал. Так что чем получать перелицованный текст, лучше познакомиться с оригиналом.
«Река Койва берет начало в урочище Синее болото, что расположено в северо-восточных отрогах горы Большая Хмелиха. Половину пути Койва течет на юг, вторую половину на юго-запад. На 180-м км впадает в Чусовую справа.
Название реки, очевидно, коми-пермяцкое: "кой" - брызги, "ва" - вода. Название свое река оправдывает. Весной она многоводна, сильна и стремительна, вырывает с корнем деревья. Скорость течения в это время местами достигает 2 м/сек. Летом Койва смирная, скорость падает до 0,5-0,7 м/сек, в русле много выступающих камней, перекаты мелкие. В Койву впадает более 50 притоков. Вода чистая, водится много рыбы.
Берега Койвы необыкновенно привлекательны. Как и на других притоках Чусовой, здесь много прибрежных скал и камней. Любители геологии смогут собрать интересную коллекцию. На берегах попадаются барит, пьезокварц, фосфориты, цветной мрамор, каолин, свинец, цинк и другие полезные ископаемые.
Для сплава по Койве весной нужна хорошая предварительная подготовка. При быстром течении и частых поворотах серьезную опасность представляют прижимы, а также места, где с подмытых водой берегов низко нависают деревья. В прибрежных лесах обитают представители всего животного мира Среднего Урала. Здесь можно встретить и косулю, которая заходит сюда с восточных склонов Уральского хребта. В окрестностях Койвы много грибов и ягод, по логам и берегам притоков растет красная и черная смородина, на болотах - клюква, брусника, морошка, голубика, княженика.»
Так как мы сплавлялись от Тискоса, часть текста пропущу. Желающие могут у Торопова посмотреть.
«…После Тискоса Койва круто поворачивает. Будьте осторожны, здесь через реку переброшено сразу два моста. Первый старый, разрушенный, второй действующий. Проходить нужно по центру. Ниже моста Койва то пытается сходу пробить себе дорогу на север, то отступает и делает резкий поворот на юг, потом снова на север. Скорость течения везде хорошая. Слева Койва принимает речку Вогулка, ниже ее увидите несколько живописных скал. За поворотом в Койву слева впадает крупный приток река Кырма, затем речка Большая Воронка. От нее Койва круто поворачивает на север. На этом участке много перекатов, есть небольшие острова. По правому берегу тянутся скалы. За очередным поворотом большой остров Ольховский, потом перекаты и - поселок Бисер. В весеннюю воду плот без остановки проходит от Теплой Горы до Бисера не более чем за 6 часов.
Поселок Бисер возник в 1786 г. в связи с постройкой чугунолитейного завода. Через поселок протекает речка Бисер, почти в устье ее плотина, которая создала обширный пруд Бисерского завода. Речка Бисер небольшая, длиной всего 15 км. Вода в ней кристально чистая. Знакомство с поселком начинайте с посещения музея в средней школе. В нем есть интересные экспонаты, повествующие о революционной борьбе бисерских рабочих в 1905-1907 гг. В годы гражданской войны более 300 рабочих завода ушли на защиту Советской республики. Об этом го-ворят материалы музея и памятник на братской могиле. На стендах музея собраны также материалы о земляках, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны в знаменитой батарее "катюш" капитана И. А. Флерова. Побывайте у камня Корчажки. Путь к нему лежит по улицам поселка. С камня далеко видно окрест. Здесь когда-то собирались рабочие Бисера на политические митинги. На одном из них выступал посланец Ленина Артем (Федор Андреевич Сергеев) - активный организатор революционно-го движения в Прикамье. В окрестностях поселка разбросаны старые выработки. На отвалах Графского рудника можно найти друзы гор-ного хрусталя, а в кварцевых жилах - кубики пирита. Побывайте на разработках мрамора. Еще в ХIХ в. добывали здесь мрамор для украшения домов и набережных Петербурга. В наше время бисерский мрамор используют для облицовки подземных станций метро, Дворцов культуры. Цвет мрамора бело-голубой и розовый. До постройки Горнозаводской уральской железной до-роги в 1879 г. всю готовую продукцию заводов Бисера, а также Теплой Горы, Кусье-Александровска сплавляли на барках по Койне и Чусовой в Каму.
пос. БИСЕР-пос. УСТЬ-КОЙВА. 102 км.
От поселка Койва делает две излучины, а затем течет прямо. После правых притоков Большой и Малой Саранки, Малой Урайки и левого притока Большая Урайка нужно быть внимательным. Скоро начнутся Федотовские пороги. Койва выписывает здесь почти замкнутую петлю. Длина перешейка всего 100 м. На выходе из петли слева впадает речка Подпорожная. Около нее пристаньте к берегу и осмотрите русло. Справа каменистым гребнем в реку уходит камень. Вода стремительно перекатывается через него. От правого берега пересекайте косую струю, идущую от переката, и сразу правьте к левому берегу, оставив опасные камни справа. Далее река течет прямо через перекат, за ним - второй порог. Слева в реку опускается большая каменная плита. Чтобы не наскочить на нее, держитесь пра-вого берега. Перекат в этом месте проходить легко.
Скорость реки после перекатов почти не снижается. Справа в Койву вливаются ручьи. На южном повороте впадает речка Сплавная, за ней прямое русло с семью перекатами и островами. Проходить их можно с любой стороны. За островами слева впадает речка Тырым, в устье ее поселок Усть-Тырым. Около него мост через Койву. В поселке есть магазины, столовая.
После левого притока речки Кринки начинаются перекаты и острова вплоть до поселка Кусье-Алексаидровский. У последнего поворота перед поселком справа увидите 70-метровую скалу Шайтан с небольшой пещерой. Попасть в нее можно только с помощью веревки.
В месте слияния Кусьи и Койвы расположен поселок Кусье-Александровский. Здесь в 1751 г. был построен чугуноделательный завод. Работая на местной руде, завод выпускал полосовое железо, чугун. Для защиты Отечества во время войны 1812 года завод отлил 8952 пуда чугунных ядер. В поселке в 1941-1942 гг. жил пролетарский поэт Аркадий Яковлевич Коц. В конце XIX в. студент А. Я. Коц жил в Париже. Здесь он написал несколько революционных стихов-песен, а также сделал вольный перевод знаменитого "Интернационала". По возвращении в Россию А. Я. Коц принимал активное участие в революционной борьбе. В поселке жили академик Петербургской, Неаполитанской и Парижской академий Иван Михеевич Первушин, писатель-драматург Николай Федорович Новиков-Черешнев, который правдиво описал жизнь дореволюционных рабо-чих на заводе. В годы гражданской войны во время колчаковской оккупации завод был полностью разрушен, шахты рудника затоплены. После окончания войны восстановить завод полностью было невозможно, поэтому на базе его сейчас работает крупный деревообделочный завод. Есть в поселке и трикотажная фабрика.
Сразу от поселка начинаются острова, которые остались после работы драги. Рулевые должны следить, куда идет больший сток воды. Перекаты тянутся непрерывно один за другим вплоть до устья Койвы. В узких протоках могут встретиться завалы, будьте осторожны. До устья Койва делает большие и малые излучины. В поселке Усть-Койва отдохните перед дальнейшим плаванием по Чусовой.»
Вот, как-то вот так. Ну конечно этой инфой мы не ограничили свое знакомство с рекой. Но так как из близких и знакомых никто толком в последнее время на реке не был, пришлось вылавливать остальные сведения по крупицам, отделяя зерна от плевел. Так как, похоже, многие отчеты писались по прошествии некоторого времени после сплава. Часто по памяти. И в основном кроме Тороповской информации содержали большей частью эмоции. Пришлось порыскать и по форумам и в гугл мап заглянуть. Правда и там встречались некоторые ляпы. Кстати, недавно стало известно, что должна выйти книга Александра Котельникова о Койве и Чусовой (пока есть только про Усьву и ее скалы) вот там вроде бы все будет подробно описано. А пока, если и мы приврем, то не обессудьте. А если есть что по существу, то поправьте. И да, если есть данные о том как называются скалы не упомянутые в этом описании и откуда пошли названия любых Койвинских скал, или какие-нибудь легенды с ними связанные, то пишите.
Кстати в конце для желающих будет дан кое-какой фактологический материал по некоторым из встретившихся нам объектов.
А теперь ответим на вопрос почему Койва. Ну во первых это пожалуй наряду с Вижаем одна из наиболее доступных рек в округе. Если конечно не считать реки Тагил, но там гемор с выходом, а тут и вход и выход с маршрута не доставляют проблем.
Для пояснения воспользуемся информацией с Персонального сайта Меллера А.Л.
www.aha.ru/~meller с поправкой на 2002 год, так что уточняйте заранее.
Подъезд к началу маршрута
Железнодорожный транспорт
Севернее реки на расстоянии 15-25 километров от неё проходит железная дорога Чусовская - Нижний Тагил. По ней проходят поезда Свердловск - Соликамск, Москва - Нижний Тагил и другие, а также электропоезда из Чусовской и Нижнего Тагила (3 - 4 пары электричек в сутки).
Расстояния от железнодорожных станций до реки (или до посёлка, стоящего на берегу):
ст. Тёплая Гора - 1 км
ст. Усть-Тискос (до реки по рельсам) - 2,5 км
ст. Бисер - пос. Старый Бисер - 13 км, автобус
ст. Пашия (г. Горнозаводск) - пос. Кусье-Александровский - 15 км, автобус
ст. Чусовская (г. Чусовой) - 0,3 км
На станции Усть-Тискос поезд Свердловск - Соликамск теперь, возможно, не останавливается. Следует уточнить при покупке билетов. Другие поезда дальнего следования останавливаются только в Пашии и в Чусовской (может быть ещё в Тёплой Горе).
Автотранспорт
Автодорожная сеть развита очень слабо, дороги в плохом состоянии. Топографические карты и атласы автомобильных дорог не соответствуют реальному состоянию дорожной сети. Вследствие разрушения промышленности и сельского хозяйства некоторые дороги стали ненужными, а на ремонт остальных нет денег. Дороги разрушаются и зарастают лесом, мосты не ремонтируются. Следует быть очень осторожным при планировании заезда или отъезда на автотранспорте.
Дорога Горнозаводск - станция Бисер - посёлок Старый Бисер существует. Автобусное сообщение.
Дорога Старый Бисер - посёлок Тёплая Гора существует, но, возможно, проходима только для тяжёлых грузовиков, а дорога Старый Бисер - посёлок Усть-Тискос, показанная на карте, видимо, уже непроходима.
Дорог на восток через хребет в этом районе нет.
Автобусы ходят редко, нерегулярно и в основном по коротким маршрутам. Грузовые автомобили в июле заняты перевозкой местных жителей на покосы и сена с покосов, водители редко соглашаются на перевозку туристов, а, если соглашаются, то назначают довольно высокие цены.
Населённые пункты
Посёлок Тёплая Гора. Магазины. От станции до реки 1 км.
Станция Усть-Тискос. Здания станции нет. Негде укрыться от дождя. Если приехали ночью, следует сразу же идти на реку. Рельсы приведут к мосту. Магазина нет, хлеб привозят 2 раза в неделю по заказу (сведения 1995 года). Картошку купить так и не смогли ни в 1991 году, ни в 1995 году. А за хлебом в 1991 году пришлось ехать на электричках на восток (станции Европейская, Хребет Уральский, Азиатская...).
Станция Бисер. Есть здание станции (зал ожидания на ночь не запирается). 3 продуктовых магазина. В один из них хлеб привозят ежедневно в 10 часов (находится в здании станции), в другой магазин (метров 100 от станции) - не каждый день. Почта. Автобусы до посёлка Старый Бисер (на реке) и до Горнозаводска. В Старый Бисер автобусы ходят 1-2 раза в день, стоимость билета 25 руб. Расписание автобусов приведено в конце этого отчёта.
Посёлок Старый Бисер (на реке). 2 продуктовых магазина. Хлеб привозят из Горнозаводска 1 - 2 раза в неделю.
Посёлок Усть-Тырым.
Посёлок Кусье-Александровский. Посёлок большой, должны быть магазины. Автобусы на станцию Пашия (город Горнозаводск) ходят 4-6 раз в день, последний автобус идёт в 19 часов.
Посёлок Усть-Койва. Посёлок маленький. Есть магазин. Хлеб завозится один раз в неделю. Дорога в Кусье-Александровский (проходима для легкового автотранспорта).
Станция Чусовская (город Чусовой). Большой город. От реки до вокзала метров 300 - 500. От места разборки плавсредств до ближайшего магазина 20 метров (1999 г.).
Мы решили начать маршрут из Усть-Тискоса, но не сразу по Койве, а сначала по речке Тискос. Весной она проходима, а нести вещи значительно ближе.
Во вторых речка чистая и нескучная, хотя и излишними препятствиями не перегружена. Кое где встречается мысль, что не лишку скал и достопримечательностей. Не согласен. Вот вам пример. Иногда приятно посидеть за столом, ломящимся от яств. Но если нет хорошей компании, то впечатления от такого застолья останутся пестрые и не слишком отчетливые. Трудно будет выделить за общей яркостью и разноцветьем вкусов что либо конкретное. Гораздо приятнее зачастую неспешная трапеза с кульминацией на каком-нибудь особенном блюде, да еще в кругу друзей. И Койва, по моему, как раз дает всего в меру, и от того как-то западает в душу. Так что на будущий год, пожалуй, освежим впечатления и закончим все недоделанное, недосмотренное, недолазанное, недопосещенное из нашего списка, ну или хотя бы большинство из этого. По этому поводу хорошо высказался пользователь Ramm с форума teron. www.teron.ru
пользователь Ramm
В самом Кусье- развалины Алмазно-сортировочного узла предприятия "Уралалмаз" по отвалам можно погулять. Это на левом берегу, Чуть выше поселка. Затем по висячке к водопаду, затем вдоль берега вниз грот в скале и скала имени падшей женщины. Ниже Кусья в километре камень Малый Шайтан, тоже с пещерой. Там у вогулов идол стоял (как и в Большом Шайтане, что на 2-3 км выше Кусьи по правому берегу). Есть тропа на верх. Ниже по левому берегу камень Стрельный, затем омутной, затем арочный, затем возьмите описание. На Лотари можно подняться. на красный, в усть-койве дыроватый, филин, красный.
добавлено в [mergetime]1244537244[/mergetime].
Из опасностей: перепитие и многобухие. Самогон, если не знаете у кого - не берите. Запаситесь обилием спиртного. Пиво можно с собой не волочь, а купить в Кусье или в усть-койве. В усть-койве продавец живет рядом с магазином, зовут тётя Вера. У неё молоко можно купить. Фельдшер живет у реки (у пристани) как её зовут не помню, муж Андрей, они раньше яйца продавали, творог, сейчас не знаю. сметану кто продает спросите у тети Веры, она может знает. Зелень где угодно купить можно. Из примечательностей в Усть-Койве есть дядя Вася Суворов. Живет на слиянии Койвы и Чусовой. Интересный дядька, только не вздумайте ему наливать. Он не откажется, а переносит алкоголь очень плохо-ноги отказывают у него много фото да и рассказать может много интересного. очень общительный. хлеб в усть-койве купить скорее всего не получится, так что везите с собой, а консервы и ништяки докупить вроде можно. у Ячменева (база с бочками) можно посмотреть фото пещеры Чудесница. Если пойдете до Чуса можно туда зайти. Вход в основную часть найти не очень просто, обычно он "завален". Еще Створ бывший лагерь там Мемориаловцы устроили музей под открытым небом.
добавлено в [mergetime]1244537807[/mergetime].
эта ащо. на чусовой карстовая арка на плакуне, голубое озеро, если погода хорошая, глухие камни, на малых глухих - большая ледяная пещера (семеновская) гротстоянкадревнегочеловекаокудаупалаиразбиласьмаленькаядевочка. ну и будьте осторожны не вступите в гамно, ибо везде засрано (тоже кстати нехилая опастность)
Пунктуация и орфография сохранены. Кроме этого пара строк из работы «водопады Урала» – Есть небольшой водопад на реке Койва. В поселке Старый Бисер с живописной скалы Корчажки каждую весну стекает живописный ручеек.
В поселке Усть-Койва есть своеобразный, живописный летом и зимой, памятник природы. В районе поселка в Чусовую впадает река Мельничная. В 200 метрах выше устья она пропилила в скалах узкий и глубокий каньон. Зимой все замерзает и образует многометровые ледяные колонны до полуметра толщиной. Переливаясь в лучах солнца, они напоминают Замок Снежной Королевы.
Ну и в третьих. Когда меня взяли на первый сплав (не считая Чусовой конечно), то по дороге на Вижай мы проезжали Койву с большим количеством групп на берегах в районе жд моста. И это так меня впечатлило, что захотелось и самому там побывать, да все как-то не складывалось до сих пор и вот он случай.
А теперь по существу.
Кто мы: семья Сизовых. Владимир (папа) - начальник и оператор, Ирина (мама) - номинально зам и зав, реально теневой лидер, Михаил (сын) - хронометрист, фотограф, эй кто-нибудь, куда пошлют и летописец (хреновый летописец), Мурзик (самый младший сынок и по совместительству кот) - сам по себе, верхолаз, носовая скульптура, мини экскаватор и т.д.
Маршрут: Усть-Тискос – река Тискос – река Койва (Старый Бисер – Усть-Тырым – Кусье-Александровский – Усть-Койва) – река Чусовая – г. Чусовой.
Протяженность: 172 км из них примерно 165 по воде и 7 пешком.
Категория: 1 с элементами 2.
Сроки: 29.04 – 3.05 2010 года.
29.04.10. Пролог.
Вообще-то нас должно было быть шестеро. 2 семьи. Наша и соседская, обе без старших детей. Но в последний момент все начало разваливаться. Соседи пойти не смогли. Вариант 2006 года, когда мы в такой же ситуации за пару дней до сплава пригласили папиных друзей дядю Юру с тетей Аллой и они согласились, не сработал. Оставалось либо проигнорировать весенний сплав, либо пойти одним. Боязно как-то, да и кота не с кем оставить. Прикинули и так, и сяк, и решили все же поехать. А кота взять с собой, в воспитательных целях (чтоб научился дом любить).
Мы собрались, выложив перед этим лишние продукты, и вышли из дома. Папа договорился с водителем маршрутки на остановке и тот подогнал машину к нам. Погрузились быстро и отправились на вокзал. Но отъехали недалеко, потому, что вспомнили, что оставили дома мамин спасжилет. Естественно мне пришлось за всех отдуваться. Сами они вместе с котом поехали дальше, а меня высадили и, дав денег на проезд, отправили за спасиком.
Я спешил как мог, и вскоре, все мы собрались на вокзале. Папа купил билеты на электричку которая отправлялась в 14:45 (кстати, билеты продают только до границы свердловской области – станции Хребет Уральский, а дальше надо в электричке покупать). Пока было время, оставив маму с Мурзиком сторожить вещи, успели с папой сбегать на рынок и купить радиоприемник.
И тут подошла электричка. Сели и поехали. Мурзик немного нервничал, но, в общем, вел себя хорошо. Дорога петляла между склонов пологих гор и, наконец, привела нас к границе Европы и Азии. Осталось немного. Ну, вот и Тискос. Нам выходить.
С мамой и котом (кот в красной сумке) ждем, пока папа найдет место для ночевки и дорогу к нему.
Наконец он вернулся, и мы в два этапа переносим вещи к стоянке. Она метрах в 200 ниже по течению от поселка, на прибрежной поляне речки Тискос.
Начинаем заниматься обычными походными делами. Ломаем лапник под палатку и ставим ее, дрова носим, собираем катамаран. И тут папа сказал: «ой, кажется, мы лягушку забыли». Главное, мы. А катамаран сам укладывал. Я чего-то запаниковал и предложил сбегать в деревню за насосом. Но папа сказал, чтоб мы не волновались, и что он надует кат старым индейским способом. Взял гермомешок и начал набирать им воздух а потом, зажав горловину вокруг входного шланга перекачивать воздух в гондолы. Но так получилось наполнить их только до половины, а дальше пришлось ртом надувать. Причем долго. А тут еще Мурзик почуяв свободу, сбежал ото всех и, поносившись по снегу как заяц, прямо таки белкой взлетел на дерево
и жалобно мяучил оттуда. Пришлось папе лезть за ним.
Но, в конце концов, все как-то утряслось. Сготовился ужин и мы, с чувством выполненного долга, предварительно привязав кота веревкой к дереву, уселись есть А привязанный Мурзик спрятался в нору.
Вечер был удивительно спокойным, только изредка лаяли деревенские собаки. Да всплескивала иногда речка. Мурзика, выгуляв, засунули в палатку, а потом и сами полезли спать.