фольклор пещерников

про пещерных людей
Ответить
Аватара пользователя
Грудинова Людмила
Ёжик-тётка
Reactions:
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 24.06.2013 16:50
Откуда: Красноярск

фольклор пещерников

Сообщение Грудинова Людмила » 12.12.2013 15:23

Привет, пещерники! На вынужденном лежачем досуге добыла в интернете «Сибирскую жуть» профессора Андрея Буровского (2001 г.). Лежу, почитываю…, писать лежа тяжело. А он тут, оказывается, таких страшилок понаписал про фольклор и столбистов, и альпинистов, археологов, спелеологов. Много обидного для туристов-походников, хоть и «городских, а не экспедиционников». Сам-то Буровский в археологических экспедициях ведь жил в стационарных лагерях не на 600 граммах еды, а лопал настоящие тушенку и сгущенку (целый месяц, ах, бедняга).
С 1968 года я в пещерах, и мы никогда серьезно никого не пугали. Видимо потому еще, что не для развлечения искали пещеры с заводскими туристами, а с 1982 года с воспитанниками клуба мальчишками. Хотя вспоминается: в полной снаряге запускали новичков в маленькие горизонтальные пещерки и ворчали потом, почему парень не спускался вниз.
А один раз все же напугали парнишку, пришлось серьезно успокаивать. Это было в марте или ноябре (лежал небольшой снег) где-то в середине 1980-х. Нашли пещеру Охотничью в Хакасии, на Ефремкинском участке, разожгли костер, вдвоем с 16-летним помощником Андреем снарядились на вертикалку, спрыгнули по веревке в просторный провал, метров 5. В углу увидели обледеневший узкий вертикальный ход вниз, а в нем вмерзшую в ледник тросиковую лестницу. С моей страховкой Андрей спустился метра на 3, исчез из виду, потом кричит: пошел на верх! Оказывается, ход вниз - это метров 20 - полностью заплыл льдом. Времени свободного навалом, раз с пещерой обломились. Решили пошутить немного. Из провала я покричала на верх ребятам у костра, что Андрей уже внизу на дне пещеры, чтобы следующий одевал снарягу и спускался в провал. Андрей спрятался за изгибом стены провала, а я стала страховать на спуске по ледяной лестнице следующего участника команды. Громко повозившись внизу, мальчишка стал кричать: некуда дальше спускаться! - Я отвечаю: как это некуда, а Андрей-то там, внизу!- Через некоторое время разрешаем парню подняться наверх, в провал. Ставим его тоже за угол к Андрею. Приглашаю следующего в пещеру. Процедура повторяется. У меня начали замерзать ноги и я вылезла на поверхность к костру. А в это время моим ребяткам пришла самостоятельная идея. Один из них залез на дно ледяного колодца и там присел. В провал спустился «молодой»(13-14 лет), новичок Кабанец (фамилия не требовала дополнительного прозвища). Он стал на страховке спускаться по ледяному отвесу, а друг-товарищ снизу дернул его за ногу. С криком ужаса Сашка вылетел наверх к костру. Бледного, в слезах, отпаивали горячим чаем мальчишонку. Не помню, наподдавала ли я «артистам» вибрамом по заду, но достойного наказания помощнички заслужили. Сашке сейчас 40, здоровенный как кабан, семья, есть дитя.

Я где-то здесь, на форуме, уже писала, что если бы услышала страшилки про Кошкулакскую пещеру до ее посещения, то почти наверняка тоже что-нибудь привиделось бы. А жить (ночевать) в пещерах приходилось достаточно много раз. Там теплее зимой, чем на улице.
После чтива у меня создалось мнение о тов. Буровском, что это он застрял в Караулке… И 25 лет назад я его не видела стройным пронырливым пещерником.
Итак, извлечения из спелео-страшилок от Буровского.

Фольклор пещерников

О «черном альпинисте» говорят не только в Красноярске, но и везде, где существует сообщество альпинистов. А у спелеологов Красноярского края есть своя версия «черного существа» – «черный спелеолог».
О чем же рассказывают спелеологи-пещерники? Необходимо учесть, что традиции пугания новичков и вообще всех непещерников очень сильны у спелеологов. Решительно о любой пещере вам непременно расскажут несколько кошмарных историй, типа: «Да Караульная – это что! Это разве пещера?! Там ребенок пройдет, и только в одном месте тесно, где московский турист один погиб… Фамилии не помню, но можно и поднять фамилию. Он в узости застрял, и никуда: толстый был. Его и за голову тянули, и за ноги… Так и помер. Теперь чтобы через узость идти, надо через его грудную клетку протискиваться. Все остальное потом унесли, похоронили, а это вот… грудную клетку – никуда! Встала на распор – и ни в какую сторону! Через нее сегодня и пойдешь».
2. Очень своеобразен эффект, который спелеологи назвали не менее своеобразно: «дядя Вася в медных триконях». Эффект состоит в том, что во вполне определенном пещерном коридоре раздается знакомый звук: лязгает металлическая амуниция, стучат по каменному полу трикони, подбитые медными шипами. Незнакомец приближается, звуки позволяют даже знать, где именно бронзовый карабин чиркнул о скалу, на каком расстоянии он идет. Но не видно абсолютно ничего. Невидимка проходит буквально мимо стоящих людей, чуть ли не проходит сквозь них, и удаляется. При этом иногда слышен звук стесненного дыхания, иногда – нет. Постепенно шаги и звон амуниции удаляются, затихают в темных коридорах.
Легче всего сказать, что такого не бывает, но автор лично слышал «дядю Васю». Надо сказать, что появляется «дядя Вася» нерегулярно, предсказать его появление невозможно. Ходят слушать «дядю Васю» всегда по нескольку человек, и стоять в полуосвещенном коридоре, курить и слушать удивительные звуки даже в компании жутко, но в несравненно большей степени – интересно.
Бывает, что группа, в которую входит новичок, дружно гасит свечи и фонари, тогда уже рассказывается нечто необходимое для «воспитания». Или напарник, с которым новичок идет вдвоем, замогильным голосом заводит что-то в духе: «Его надо ждать, он придет… Хе-хе-хе… Главное – это его ждать. Мы его ждем, он придет…». И так до тех пор, пока на новичка не начнет действовать мрак и темнота, удаленность от поверхности и от входа, ползущий в темноте противный шепот.
От пугания новичков спелеологи получают больше садистского удовольствия, чем другие туристы.
В целом же более серьезный пещерный фольклор, выходящий за пределы пугания, имеет несколько основных сюжетов: 1. Оскаленные страшные рожи, которые внезапно возникают прямо на стенах пещер. Трещинки вдруг складываются вместе, натеки и выпуклости стен приобретают другую форму – и перед одиноким спелеологом вдруг возникает огромное, от метра до трех высотой, получеловеческое лицо. Происходит это мгновенно, и сама неожиданность пугает. А лицо иногда ведет себя довольно агрессивно, вплоть до открывания огромной пасти, усаженной коническими зубами, и попыток схватить человека.
Другой вариант – когда из стены вырастает голова неведомого зверя или морда монстра и тоже пытается схватить проходящего.
От тётки
Страшилки страшилками, а к «Хозяину» каждой пещеры с каждым годом отношусь уважительнее. Прежде, чем закинуть веревку в вертикальную пещеру или отвес, всегда кричу: Внизу! Веревка! Молча здороваюсь, прощаюсь с ним, извиняюсь.

Ответить

Вернуться в «Спелео»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей