Иэх, разбавлю всеобщий восторг и своими замечаниями по ТБ вдогонку дяде Саше. Из анализа имеющихся фоток. Пусть для некоторых это и покажется занудством, но это безопасность и чья-то кровь в прошлом и к сожалению будущем. Речь пойдёт о технических моментах пешки на высоте, которые можно уловить по фоткам. Да, форум в первую очередь туристический, и большинство такие вещи пропускает. Покритикую немного, поскольку некоторые, насмотрятся отчётов и начинают повторять чужие ошибки. А те, кто не пользовался альпснарягой и точно никогда не будет - будет очень-очень скучно, можно не читать.
asovetov писал(а):Кто про что, а я про безопасность.
Обрати внимание как вы дружно все идёте по снежнику и держите палки-держите как альпенштоки, тольки при падении эти палки вес вашего тела не выдерживают, они ломаются или гнутся....
ну и на всем маршруте так...
Greenworm писал(а):
Катюха зарубилась после падения.
Хорошо, что "зарубилась" ,конечно же опасно!!! против альпенштока. Спускались без связки, а инструмент похоже брал только Ростислав. Впрочем, маршрутом это оправдано.
В пластике да на жёстких кошках там было б как в танке, хошь танцуй, хошь беги "вприпрыжку" вниз. Но ради этого места тащить месяц на себе всё это - жирно. Рюкзаки и так недетские были на такую-то автономку. Так что с обувкой тоже нормуль.
Александр Ватолин писал(а):Где нашли такие древние кошки?
Greenworm писал(а):
Обуваемся перед снежником
В муравьёвках у меня были первые шаги на Северо-Чуйском, а эти похоже ещё бОльшая достопримечательность
Greenworm писал(а):После оставалось только мне вернуться за рюкзаком, и тут я совершил большую глупость, налегке спрыгал дюльфером ровно вниз и стащил перила с пройденного пути на отвес, обратно шел на ти-блоке, но с рюкзаком это оказалось очень-очень тяжело, проклял всё, из сил выбился напрочь.
Помираю
Действительно глупость. Помираешь заслуженно. Кто не учит матчасть, тот пыжит. Эта фотка особенно сильно резанула по глазам. Здесь разобью на три замечания и надолго остановлюсь: 1) выбор самого физически невыгодного метода подъёма, учитывая тот минимум снаряги, что есть даже не в группе, а с собой, тяжёлый рюкзак и особенности рельефа и его крутизну; 2) иремель на тиблоке; 3) самостраховка
1) Техника.
Конечно пыжить в отвес в слабоопорном или безопорном пространстве, да с рюком, да на одном тиблоке на усу, даже если полочки-зацепки-ступенечки под ноги и попадаются - упыхаться-помереть при продолжительных подъёмах при крутых углах. Высокая точка присоединения самостраховки к полной системе (а у тебя именно она, это отлично видно на "суровой фотке" на переправе) в данном случае скорее минус - физически тяжелее, короче шаг, чем плюс - опрокидывающий момент от тяжёлого рюкзака.
Сколь я ни высматривал, на фотках никаких других зажимов нигде не обнаружил. Может они и были. Но ладно, дюльфернул ты на восьмёрке же. На ней родимой. Ну ладно, унесло на стену. Ну ладно рюкзак не хотим бросить висеть и потом вытянуть, а хотим непременно на себе из-за особенностей рельефа. Тандем тиблок-восьмёрка религия не позволяет? С педалью, без педали об рельеф. На выбор сразу три варианта: просто восьмёрка и ведущий тиблок, миниполик через неё с использованием ведущего тиблока, подъём методом ларокко на восьмёрке через ведущий тиблок (шаг вперёд - полшага назад). Это первое, и самое напрашивающееся при имеющейся с собой снаряге и тяжёлом грузе.
Здесь же он без зажима, но отдыхает на восьмёрке. Хотя идёт в кошках, идёт по склону:
Greenworm писал(а):
Игорь Викторович пошел
Далее.
А петли из репа наверное с собой были. Даже если б не было ни репа ни восьмёрки (допустим ты на карабине съехал туда и у тебя один тиблок и евонный ус. Но километр свободного верья под тобой - это ж такое богатство! мути схватывающие, педали из этой же основы,
да и тиблок может не только ведущим быть, и реп самостраховки может быть задейстован иначе и тд и тд. По схватывающим тут не буду. Какие именно? это зависит от выбора конкретной техники подъёма. А их даже при таком дефиците универсальной снаряги и остсутствии штатной подъёмной (оправдано маршрутом) с собой предостаточно. Тут словами только воздух сотрясать, будет сложно объяснять, а на деле просто. Короче учим матчасть, дома отрабатываем на чистом отвесе соло подъём любимой в качестве спасуемой, в разных вариантах и с разным набором снаряги, там некогда отрабатывать, в боевых условиях без этого лучше уж пердячим паром. Я вот примерно в то же время, что и вы, самовыкрутки ледобуров не стал мудрить, не имея соответствующей отработки.
2) иремель на тиблоке.
Либо не читал, либо забил на инструкцию производителя. Берёшь девайс с собой, а соответствующий карабин к нему штатно приписать - да нах. Да ерунда. Универсальными трапециями обойдёмся.
Пусть меня закидывают помидорами, но буду бубнить то, что должно быть известно каждому, кто пользует девайсы со сдвоенным отверстием и что есть в инструкциям к ним (каталки, гриши, риги - не в счёт, как раз нормально можно с любым): например, асап, жумары-бэйсики в верхние дырки, блочки с фиксированными разнесёнными щёчками (тандемы, фиксы и им подобные), тиблоки; также некоторых других девайсов: протрэкшенов, невесомых аварийных пластиковых роликов (который просто ролик без щёчек) для высокогорного лайта -
необходимо использовать
ОВАЛЬНЫЙ КАРАБИН. Для корректной передачи нагрузки на сам карабин, девайс, оплётку. Для тиблока до кучи не просто овальный, а ещё и с круглым или овальным сечением. Хотя иремель с круглым сечением, но сам он не овальный. А инструкция пишется не просто так.
3) самостраховка. Чтобы не пыжить, а спокойно и быстро лезть в стену или подыматься по склону с использованием верёвки длина усов должна быть отрегулирована и подогнана индивидуально под себя, НО зависит от того, где она на теле закреплена, градуса рельефа. В двух словах: вытяните руку горизонтально и потом вертикально и сравните. Т.е. меньше градус рельефа - короче самостраховка и наоборот больше градус - длиньше ус, шаг при подъёме больше (особенно при заниженной точке на системе) . Можно регулируемые мутить например с блэйкнотом, с узлом Егорова (блэйкнот+) или иначе. Можно иметь два фиксированных штатных полууска разной длины. Кому что нравится.
Распространённая ошибка - лишние узлы. Заячьи ушки, проводники и т.д. в данном контексте. Мол ветви будут независимы. Да они будут, но они будут ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО независимы, а никак не одновременное равное распределение нагрузки, одна будет нагружена всё равно больше другой. Худщий прогноз: рвётся одна ветвь, потом рвётся вторая.
http://promalp.ru/viewtopic.php?f=3&t=18872&start=0
На фото: петля из красный репа, связанного в кольцо единственным соответствующим узлом (там грейпвайн). Всё. Этого более чем достаточно. Сдвоенный реп (сравните два квадрата сечений с квадратом сечения одинарной верёвки). Ну для удобства можно полусхватом или удавкой на полувосьмёрке прямо в систему, тогда будет быстросъёмная, но на конце узел - явно лишний. Ну бог с ними с потерями в лишнем узлу. Но идеально выровнять нагрузку в ветвях, имея три узла не получится, как бы ни старался. Узел образующий кольцо подзатянется. Тогда получается - одинарный реп.
Другое возражение: узел на конце не для независимости, а для ограничения подвижности карабина в петле и корретности нагрузки на него, по типу резиновых стрингов на закольцованных слингах из стропы.
Возражение не принято. Для верёвок соответстующие прибамбаски тоже продаются. Альтернатива - изолента у карабина.
Весьма желательно мотнуть пару раз вокруг ветвей петли самостраховки из репа (стропы) не только у карабина, но и подальше.
Если ветви не независимы, а так и должно быть, но они не сдвоены изолентой в нескольких местах, то
существует небольшая вероятность самопроизвольного выстёгивания при частых перестёжкахна автопилоте, если одна из ветвей случайно зажатая рукой попадёт внутрь карабина. Наглядную последовательную картинку как это может произойти долго искал, к сожалению забыл где именно видел. Последствия вплоть до самых фатальных: ничего не понимая КАК это случилось, человек ощущает свободный полёт
Greenworm писал(а):
Катюха боится
И правильно делает. Если ты сам считаешь правильным встёгивать в себя самостраховку обычным карабином, то это не есть гуд, не учи этому девчонок и не показывай публично. Правильно ввязывать, либо встёгивать двумя обычными встречно, либо одним МR-подковой (MR-дельтой) затянутым на ключ. Щас опять прибежит
verchiklib и снова (когда сынишку показывала) попросит: мол, достал, мы это всё знаем, зануда, успокойся, не шуми.
А я не устану твердить. И не для неё и тебя, которые знают и забивают болт это говорю. Нет на высоте мелочей. Это первые азбучные аксиомы, и их несложно соблюдать.
Люди! Так делать не правильно! Не надо! Не привыкайте!
Потому что даже те, кто это знают, мало кто делает такие очевидные вещи, но показывают новичкам и в Сети и в боевых условиях. Не видели вырванные муфты и разогнутые карабины? Штырьки защёлки - 10% заявленной нагрузки по главной оси.
Ну да, в данном случае всё нормуль, на переправе карабин будет всегда стоять по главной оси. При спуске с Ледового страховка в неё встёгнута так же, фотку не буду выдёргивать. Да конечно она подгружена. И что?
Просто это культура и грамотность в мелочах, причём элементарных!! привычка делать так всегда, в любой ситуации, а потом ещё показывать другим, не задумываясь, что многие ж неопытные копировать будут. А следовательно безопасность не только своя.
Не путать с проводником поперёк муфты на станции при спуске с Ледового. Проводник там, как я понял вообще не нагружаемый - просто конец верёвки, идущей от страхующего через себя.
Ещё. Центральный узел похож на семёрку (боковой), но при внимательном рассмотрении - банальная восьмёрка на разрыв. Это ещё один минус. Хотя 90% так делают и не считают это неправильным. Строго говоря, узел не предназначен для таких вещей!
Greenworm писал(а):Организовали мы всё наверняка, забили 3 крюка, провесили перила и страховку, спускались на восьмерках. Все бы ничего, но с рюкзаками не очень удобно, тяжеловато.
Крючья
Паша уходит, я на страховке
Ещё. Коль уж третий крюк замутил отдельным почему-то, ну на одном бы и шли все, а страховал бы через станцию на двух. В данном случае
теоретически при достаточной нагрузке на страховку тебя срывает вместе с этим (допустим) ненадёжно забитым единственным крюком, и гибнут оба при полёте достаточной глубины, потому что страховал не руками через крюк (этого там более чем достаточно), а через себя и крюк.
Чё-т я докапываюсь. Почти нереальная ситуация. В целом для спуска в выверенном направлении достаточно надёжно. Контрольный там лишний. Радует что не ленились здесь и на алкисе вторую линию прокидывать для большинства участников, учитывая ещё и рюкзаки.
Ну а вообщем понравилось. По отчёту чувствуется, что в целом народ с головой дружит. Бывалый. Вобщем красивый сильный поход и интересная нитка! И рассказ отличный!