Добавлено: 04.07.2010 19:00
о безопасности, всеми так любимой)
"Сложившаяся практика анализа информации о ЧП неявным образом направлена на решение вопроса "кто виноват?" даже на уровне мышления отдельного человека. Проблема же заключается в том, как перевести обработку информации в плоскость вопроса "что делать?".
...
Вероятностный характер ЧП
ПРЕДОТВРАТИТЬ АВАРИЮ НЕВОЗМОЖНО
Аварии при сплаве по бурной воде происходили и будут происходить. Данное положение следует принять как один из главных постулатов концепции безопасности. Поскольку он позволяет сконцентрировать свои усилия на действительно важном вопросе - на ВЕРОЯТНОСТИ ЧП. При этом вопрос сразу распадается на два:
1) вероятность аварии (переворота судна) при сплаве
2) способность к выживанию в аварийной ситуации.
Первый из указанных пунктов определяется тактикой группы на маршруте и выходит за рамки концепции личной безопасности. Второй пункт и является предметом нашего рассмотрения.
Как уже ясно, исключить источник опасности нельзя в принципе - это убило бы саму природу спортивного сплава. Более того, любые знания и умения (снаряжение, тактика действий группы) будут периодически давать осечку - и тогда возникает аварийная ситуация, когда текущий уровень опасности резко превышает запланированный.
Вот с этого момента и вступает в действие комплекс факторов, определяющий тяжесть последствий аварии. По самой сути возникновения аварийной ситуации на воде, при этом резко возрастает роль личной подготовки и психических качеств. Реально, они зачастую куда важнее традиционных групповых мер по обеспечению безопасности.
С определенной вероятностью, возникновение аварийной ситуации неизбежно согласно самой сути сплава по бурной воде.
Как правило, сама по себе авария при сплаве не предопределяет тяжелых последствий либо трагического исхода. Она лишь многократно увеличивает их вероятность.
Возможный выход из аварийной ситуации (от безболезненного до самых тяжелых последствий) в основном определяется персональными знаниями и умениями. Именно их набор и определяет реальный уровень безопасности при сплаве.
Трудно вести предметный разговор о безопасности без какой-либо количественной оценки. Практикуемая методика оценки степени подготовленности туриста даже не пытается выделить вопросы "выживаемости" как-то особо. Предполагается, что все это приходит с опытом, каковой и оценивается (достаточно формально) справками о походах. Однако, наличие туристского опыта вовсе не эквивалентно высокой степени готовности к борьбе за собственную жизнь! Например, даже десяток сложных походов в осторожно действующей, уравновешенной и тактически грамотной группе не дадут того опыта по действиям в условиях аварии, который можно приобрести, волей случая попав в слабоуправляемую авантюрную компанию. Я вовсе не агитирую за подобный стиль! Однако, следует четко понимать, что опыт участия в походах и опыт действий в аварийной ситуации - это существенно разные вещи. Несомненно, каждой категории сложности соответствует некоторый характерный уровень умений, весьма полезных для обеспечения собственной безопасности. Но и это весьма индивидуально! Распространенный пример - новичок, взятый в сложный поход матросом ката-четверки. Чем в более слаженную и опытную группу он попал, тем менее его ощущения (и самооценка!) будут соответствовать реальному уровню опасности.
Само по себе вычисление ИВ приносит не больше пользы, чем любая статистика. Как уже говорилось выше, задача состоит в том, чтобы каждый отдельно взятый турист смотрел на проблему безопасности взглядом прагматика. А именно, вместо самоуспокоительного, но бесполезного "со мной этого не случится" должно быть "когда со мной это случится, что я смогу сделать?" - при твердой уверенности, что "это" однажды случится!
Ключ к реальному повышению уровня собственной безопасности - в изменении психологии вопроса. Считая, что ситуация, когда нужно будет выбираться собственными силами, случится неизбежно, нужно к этому планомерно готовиться.
Простейшая стратегия и тактика такой подготовки - один за другим "закрывать" пункты из таблицы подсчета ИВ."(с)Д.Э.Постнов "Концепция личной безопасности при сплаве по бурной воде."
_ _ _ _
я пошла в марию-ра за булочками.
"Сложившаяся практика анализа информации о ЧП неявным образом направлена на решение вопроса "кто виноват?" даже на уровне мышления отдельного человека. Проблема же заключается в том, как перевести обработку информации в плоскость вопроса "что делать?".
...
Вероятностный характер ЧП
ПРЕДОТВРАТИТЬ АВАРИЮ НЕВОЗМОЖНО
Аварии при сплаве по бурной воде происходили и будут происходить. Данное положение следует принять как один из главных постулатов концепции безопасности. Поскольку он позволяет сконцентрировать свои усилия на действительно важном вопросе - на ВЕРОЯТНОСТИ ЧП. При этом вопрос сразу распадается на два:
1) вероятность аварии (переворота судна) при сплаве
2) способность к выживанию в аварийной ситуации.
Первый из указанных пунктов определяется тактикой группы на маршруте и выходит за рамки концепции личной безопасности. Второй пункт и является предметом нашего рассмотрения.
Как уже ясно, исключить источник опасности нельзя в принципе - это убило бы саму природу спортивного сплава. Более того, любые знания и умения (снаряжение, тактика действий группы) будут периодически давать осечку - и тогда возникает аварийная ситуация, когда текущий уровень опасности резко превышает запланированный.
Вот с этого момента и вступает в действие комплекс факторов, определяющий тяжесть последствий аварии. По самой сути возникновения аварийной ситуации на воде, при этом резко возрастает роль личной подготовки и психических качеств. Реально, они зачастую куда важнее традиционных групповых мер по обеспечению безопасности.
С определенной вероятностью, возникновение аварийной ситуации неизбежно согласно самой сути сплава по бурной воде.
Как правило, сама по себе авария при сплаве не предопределяет тяжелых последствий либо трагического исхода. Она лишь многократно увеличивает их вероятность.
Возможный выход из аварийной ситуации (от безболезненного до самых тяжелых последствий) в основном определяется персональными знаниями и умениями. Именно их набор и определяет реальный уровень безопасности при сплаве.
Трудно вести предметный разговор о безопасности без какой-либо количественной оценки. Практикуемая методика оценки степени подготовленности туриста даже не пытается выделить вопросы "выживаемости" как-то особо. Предполагается, что все это приходит с опытом, каковой и оценивается (достаточно формально) справками о походах. Однако, наличие туристского опыта вовсе не эквивалентно высокой степени готовности к борьбе за собственную жизнь! Например, даже десяток сложных походов в осторожно действующей, уравновешенной и тактически грамотной группе не дадут того опыта по действиям в условиях аварии, который можно приобрести, волей случая попав в слабоуправляемую авантюрную компанию. Я вовсе не агитирую за подобный стиль! Однако, следует четко понимать, что опыт участия в походах и опыт действий в аварийной ситуации - это существенно разные вещи. Несомненно, каждой категории сложности соответствует некоторый характерный уровень умений, весьма полезных для обеспечения собственной безопасности. Но и это весьма индивидуально! Распространенный пример - новичок, взятый в сложный поход матросом ката-четверки. Чем в более слаженную и опытную группу он попал, тем менее его ощущения (и самооценка!) будут соответствовать реальному уровню опасности.
Само по себе вычисление ИВ приносит не больше пользы, чем любая статистика. Как уже говорилось выше, задача состоит в том, чтобы каждый отдельно взятый турист смотрел на проблему безопасности взглядом прагматика. А именно, вместо самоуспокоительного, но бесполезного "со мной этого не случится" должно быть "когда со мной это случится, что я смогу сделать?" - при твердой уверенности, что "это" однажды случится!
Ключ к реальному повышению уровня собственной безопасности - в изменении психологии вопроса. Считая, что ситуация, когда нужно будет выбираться собственными силами, случится неизбежно, нужно к этому планомерно готовиться.
Простейшая стратегия и тактика такой подготовки - один за другим "закрывать" пункты из таблицы подсчета ИВ."(с)Д.Э.Постнов "Концепция личной безопасности при сплаве по бурной воде."
_ _ _ _
я пошла в марию-ра за булочками.