Во первых строках спешу поздравить Ёжкино туристическое общество с пришедшим Новым 2024 годом!
"Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?"
( Николай Заболоцкий )
Что такое есть - красота?
"Как известно, подавляющее большинство людей, в отличие от животных, обладают развитым эстетическим чувством и эстетическими потребностями, которые невозможно логически объяснить в рамках натурализма или эволюционной теории. Эти переживания столь важны для человека, что ради них он готов пойти на многое. Например, проводить многие часы и дни (или даже годы) за отработкой какой-нибудь музыкальной техники. Или расходовать огромные средства на приобретение произведений искусства, тратиться на дизайнерскую отделку жилья, уникальную мебель, освещение интерьера и т.д.
Между тем, какие-либо биологически осмысленные причины подобного поведения полностью отсутствуют. С точки зрения дарвинизма, человек, рассматривающий какую-нибудь картину, или просто любующийся природным пейзажем – просто "теряет время", которое он мог бы потратить на поиск еды, размножение, самосохранение или доминирование. В рамках подобных представлений, совершенно необъяснимы человеческие увлечения:
1) Музыкой, живописью, природными пейзажами и т.п.
2) Непонятно, почему подавляющему большинству людей так нравятся цветы (которые для нас совершенно бесполезны). Причем людям нравится как внешний вид цветов, так и цветочные ароматы (почти каждый из которых является специфичным, не похожим ни на какой другой аромат, например, запахи: сирени, жасмина, ландыша, розы и т.п.).
3) Непонятно, почему мы столь неравнодушны к внешнему виду разных животных? Например, почему нам нравятся мордочки разных миловидных зверьков?
а) Или почему нам нравится внешний вид какой-нибудь шиншиллы? И почему мордочка мыши нам нравится больше, чем мордочка крысы? Хотя перечисленные животные относятся к одному и тому же биологическому таксону (грызуны).
б) Почему нам нравится внешний вид крупных хищников? Например, медведей или волков? Хотя и те, и другие – явно не полезны для нашего выживания.
в) Особенно странно выглядит наша эстетическая любовь к крупным кошкам (из рода Пантера). Которые, во-первых, очень опасны для человека, а во-вторых, некоторые виды (например, леопард) профессионально охотятся на обезьян. То есть, на наших предполагаемых «эволюционных предков». В связи с чем, вид леопарда вызывает у обезьян сильную панику. В то время как человек, наоборот, любуется этими кошками.
4) В результате целого ряда исследований (уже сравнительно давно) выяснилось, что подавляющее большинство людей имеют весьма сходные эстетические предпочтения в области физической привлекательности человека. Например, большинству людей нравятся примерно одни и те же женские лица. В связи с этим, очень оживленными в своё время стали научные исследования, посвященные вопросу — почему нам нравятся определенные человеческие лица?
Например, почему нам нравятся одни женские лица, в то время как другие женские лица — не нравятся? Было предположено, что привлекательные черты человеческого лица служат индикатором, которые указывают на какие-то биологически полезные признаки возможного полового партнера. Например, на его плодовитость, хорошее здоровье, или на какие-то другие признаки, полезные для продолжения рода.
Однако, несмотря на многолетнее научное внимание к этой теме, в конечном итоге, так и не удалось связать эстетически привлекательную внешность ни с одним биологически полезным качеством человека!
Получается, что эстетическая привлекательность, например, человеческого лица, играет в человеческом обществе воистину огромную роль. Но при этом никаких причин, которые придавали бы биологический смысл предпочтению эстетически привлекательных лиц (менее эстетически привлекательным) так и не установлено. Более того, это приносит биологический вред, так как заставляет тратить дополнительные ресурсы и время на конкуренцию за внимание эстетически привлекательных половых партнеров.
Следовательно, важно определить «критерий красоты», ведь зачастую мы подсознательно воспринимаем, как "красоту", навязанные нам "стандарты", принятые за эталон в той или иной социальной среде. Таким критерием, на мой взгляд, может выступать желание, как можно чаще соприкасаться с ее источником - неизъяснимая, иррациональная тяга к прекрасному.
Ещё одно уникальное свойство красоты состоит в том, что "красивыми" для человека могут быть не только внешние атрибуты и пропорции объектов или субъектов, но и присущие им внутренние качества и свойства, данные нам в чувственном созерцании - процессы, явления или события. Поэтому мы часто называем «красивыми» мысли, поступки, слова, решения, критерии оценки и даже математические формулы.
Например, в результате способности к созерцанию внутренней красоты конкретной личности, с высокой вероятностью может возникнуть любовь, как естественная реакция индивида на качества, не всегда заметные для окружающих, но весьма осязаемые для того, кто столкнулся с их проявлениями. Поэтому бывает так, что обыватели недоуменно задаются детскими вопросами в адрес своих, более успешных собратьев, типа: "что он в ней нашел, как такого человека могла увлечь эта серая мышь?"
Где же лежит первоисточник красоты, пленяющей нас своей необычностью и притягательной непознаваемостью? Вероятно - это неизъяснимая способность нашего сознания отражать смысл и частично даже истину - самую суть нашего мира, природы, человека, его поступка, материального объекта, феномена или образа. Ведь, как сказал мудрец: «Истину не доказывают – истину являют»!
В христианстве Бог есть любовь, «реально существующий и неизменный, личностный идеал добра, истины и красоты и конечная цель духовных устремлений человека».
Парадоксальность этих Божественных качеств состоит в том, что никто, даже атеисты или иноверцы не сумеют обоснованно утверждать, что перечисленные феномены отсутствуют в реальном мире. Но при этом невозможно назвать ни одного смертного, который бы совокупно воплощал их в себе. Мало того, ничто из перечисленного, так и не сумел исчерпывающе выразить словами ни один мыслитель, учёный или поэт.
Например, искусственный интеллект кардинально отличен от своего естественного эталона именно тем, что даже самый гениальный программист не в состоянии перевести на язык формальной логики эти уникальные свойства бытия, где одно следует из другого, а друг без друга вообще "не работает". Отсюда тщетность всех страшилок о "сильном" искусственном интеллекте, якобы способном пройти тест Тьюринга на человечность.
Поэтому логика и хронология видятся примерно так: совершить добрый поступок невозможно, не имея в себе толику любви к ближнему, которая может родиться из способности отражать в подсознании истину, данную нам в ощущениях, как «красота» — гармония формы и содержания".
Автор статьи на КОНТЕ и блога "Иваныч"
https://cont.ws/@Jurasik
В ленте его блога подобные, около сотни интересных философски-жизненных кратких рассуждений...
Аристократы рождаются только на войне... Вечность - это отсутствие времени... Загробная жизнь - немного теории... Лукавство Эйнштейна... Идеология - это целеполагание... Исторический процесс - это эволюция хаоса...
Просят иногда - Не говори красиво, общайся простым быдлячим языком.
Но...
Слово всего в начале... Красота - стимул, причина слова.
Карабкается человек в горы и ведёт его туда, скорее всего, именно красота, которая родится, откроет себя лишь только там, с вершины.
- Аххх, как красиво... Вот слово-то и родилось.