Воспоминания Командора
Добавлено: 04.10.2017 19:51
Воспоминания Командора
1. Прелюдия
Если я не за себя, то кто за меня?
Но если я только за себя, то зачем я?
Все умные мысли давно сказаны, но человечество - плохой ученик.
Жизнь – это постепенное горькое освобождение от иллюзий юности.
Не Бог создал человека, а человек выдумал Бога.
Страшась смерти, человечество придумало бессмертную душу, реинкарнацию и прочие уловки. Это – лишь иллюзии, утешения для обычных не очень образованных людей. На этом основана религия. Атомы нашего тела пришли из космоса и рано или поздно туда канут!
Правила - как быть счастливым:
- быть здоровым, слушать свое тело и не вредить ему;
- не завидовать;
- довольствоваться малым, что имеешь;
- быть аскетом;
- быть самодостаточным, опираясь на себя самого;
- духовность ставить выше материального;
- проводить жизнь в размышлениях над загадками окружающего мира;
- смысл жизни - познание законов окружающего нас мира;
- любить истину, искать ее;
- не переоценивать достоинств людей, человек не совершенен.
Быть мудрым - не создавать самому себе искусственных проблем, избегать их.
Смерть - логическое завершение жизни человека, ее итоговая точка. Материалист знает, что атомы его тела бессмертны и не уничтожаемы. Умирая, мы освобождаем место для других. Избегай только преждевременной, насильственной смерти. Жизнь – тяжела, но быстро проходит. Жить надо так, чтобы не страшно было умирать.
Умирают все, даже самые великие и тираны – в этом заключается высшая справедливость – все равны перед лицом смерти.
2
Счастье – это пребывание человека в состоянии положительных эмоций и отсутствии отрицательных! Делай то, что приносит приятные эмоции. Не делай того, что приносит негативные эмоции.
Большая удача для мужчины – это обладание способностью к творчеству, неважно, в какой области. Творчество – это создание, сотворение нового. Для математика – доказательство теоремы, математической модели определенного процесса, в этом высшее духовное наслаждение – осознавать, что до тебя никто ничего подобного не придумал, не открыл. Это подтверждение твоего интеллектуального превосходства над заурядностью. Это круче, чем взойти на Эверест.
Кажется, Шекспир сказал:
- Если человек не боится смеха над собой, посмеяться над собой, то он ничего не боится!
Живи - не боясь смеха.
Мужчины, женщины, любовь
Женская логика – логика эмоций, чувств. Отсюда – ее иррациональность.
Мужская логика – логика рационального, которая проистекает от разума. Это результат эволюции и разделения половых ролей мужчин и женщин.
Женщина живет чувствами, для нее счастье – в любви. Мужчина, выходя за рамки чувственного бытия, - более счастлив в самоутверждении, в делах, в творчестве.
Ограниченность женщин и большинства мужчин в том, что для них высшая ценность – любовь. Вот и кочуют мужчины и женщины от одной любви к другой. Однако есть более высокое, порождаемое интеллектом наслаждение, – жажда, процесс и плоды познания. Любовь – это тоже познание, но зачастую она не продолжительна и, как правило, ведет к смене партнера. Вскоре выясняется, что наш партнер, да и мы, не идеальны и чувственное ослепление вскоре проходит. Гормоны выполняют заказ природы – продолжение человеческого рода.
Материнство и воспитание детей - великая миссия женщины, которая делает абсурдным утверждение об ее ограниченности и более низким существом по сравнению с мужчиной. Мать тоже творит и познает и воспитывает дитя, что не доступно мужчине. Наконец и гениев способна родить только женщина.
Большая ошибка женщины, когда она пытается конкурировать с мужчиной в мужских делах. В женских делах она вне конкуренции.
Мужчина не должен позволять женщине заслонять собой весь остальной мир, если он хочет оставаться творцом. Женщина есть всего лишь малая часть всего Мира. А как они этого возжелают! Все мы и мужчины и женщины – немного эгоисты. А раз женщина любит ушами, то мужчины этим частенько пользуются и, добиваясь своего, услаждают их своими комплиментами.
В любви реализуется высшее проявление эгоизма человека, ибо в любви каждый, в конечном счете, старается для себя. Однако, любовь – стимул, мощная поддержка для человека в его саморазвитии.
Счастливая женщина – добрейшее существо. Несчастная женщина – кусающая змея. Есть женщины – солнце, они греют. Есть женщины – черные дыры, они поглощают и пожирают. Понимая это, разумный мужчины способен не поддаться на женские уловки. Ибо Женщина – это вечно сладкая биологическая ловушка для Мужчины. Она подстерегает мужчину, чтобы человеческий род не пресекся.
Если оценивать женщин по мужским критериям, то они глупы. И обратно – с точки зрения женщин – мы мужчины тоже глупы. Каждому – свое.
Обладая женщиной, мужчина, испытывая оргазм, счастлив. Но как быть счастливым в иные моменты жизни – ответ для меня ясен – в творчестве, в созидании нового, в познании, совершенствовании своих знаний. Чем шире круг интересов, тем богаче интереснее жизнь
Хемингуэй о настоящей любви
Любовь — единый творец человека и мира. Любовь — это всеобщий инстинкт. Она умудряет любящих, обостряет их ум и освежает чувства, порождает окрыленность. Любовь живет и крепнет, отдавая. Ее призвание в том, чтобы делиться всем, чем она обладает, делиться самой любовью. Любовь подразумевает взаимность. Понять другого — чуть ли не самое большое счастье, а быть понятым другим — быть может, наиприятнейший и приносящий наибольшее удовлетворение дар любви. Любовь дает, не собираясь получить что-либо взамен. Любовь терпелива и честна даже в окружении буйства, обмана и бесчестья. Она не признает ни времени, ни пространства, ни внешних обстоятельств, разделяющих влюбленных. Любовь дарит радость, приносит согласие вместо разлада и трений, не судит по внешности. Любовь — высшая цель существования, воплощение братства, сущность высоких моральных принципов, основа содружества. Любовь ищет хорошее всюду и при всех обстоятельствах и находит это хорошее. Любовь с одного взгляда открывает для себя строение вселенной и характер человека.
Должен отметить, что папа Хем сам был женат 4 раза и имел трех сыновей от первых двух жен. Это доказывает, что теория любви – это одно, а суровая правда жизни – это другое. Любить можно не единожды. Но идеальная любовь – одна на всю жизнь и очень редко встречается.
2. Самые первые воспоминания
Первое детское воспоминание
Когда мне было около года, мать втайне от отца решила меня окрестить. Она была верующим человеком. К вере человека приводят тягости жизни и воспитание, среда. Помню только себя на руках батюшки, он пронес меня мимо иконостаса. Вокруг все сверкало, блестело, переливалось. Это запечатлелось, ничего более. Но это не сделало меня верующим.
Второе воспоминание
Запертая дверь в избе, в пригороде Кемерово, горящая лампа на столе, я - вдвоем с бабушкой, мне 5 лет. Поздний вечер. Кто - то громко, молча, не подавая голоса, стучится в запертую дверь. Бабушка испуганно прижимает меня к груди, молится, ей страшно. Дверь не открывает, на стук не отзывается. После нескольких попыток достучаться лихой человек, молча, удаляется. Кто это был, что ему было нужно? Это было в голодный послевоенный год, когда люди бедствовали и нередко происходили убийства.
Третье воспоминание
Мне 6-7 лет. Меня привели на новогодний детский утренник с ёлкой. Дед Мороз руководил детским праздником. Вокруг ёлки хороводом кружились дети. Меня попытались вовлечь в детский хоровод и другие детские представления, но я уперся. Забился под вешалку и из-за пальто только смотрел на происходящее. Все попытки вовлечь в общее действие ни к чему не приводили. Не пожелал стать участником детского праздника и не подчинялся воле взрослых. Что это – упрямство, нежелание подчиняться внешней воле, проявление силы характера…
Видимо - нежелание быть покорной пешкой в общей игре, в которую меня насильно, против моей воли вовлекали. Черта характера, которая формировалась уже в детстве.
3. Учеба в школе, детство
В пятом классе, учась в элитной школе в Кемерово, я был оставлен на второй год из-за 2 за диктант. В те сталинские годы школьники каждый год сдавали
экзамены. В течение учебного года всегда писал диктанты на 3-4. Был оставлен на осень на дополнительные занятия. И в обычной обстановке снова писал учебные диктанты на 3-4. А на окончательном экзамене опять написал на 2. Все дело в моей неординарной психике – экзамен для меня сильный стресс, как бы необходимость доказывать свою состоятельность – а в ней сомневаются. И в дальнейшем, в университете на первом курсе это проявлялось. Зная материал лучше других, зачастую получал меньшую оценку, чем товарищи, чему они удивлялись. Мне не хватало здоровой самоуверенности. Я робел.
Позднее я довел свою грамотность до хорошего уровня следующим способом – читая художественную литературу, я осмысленно обращал внимание на знаки препинания и написания слов. Но, как человеку с аналитическим мышлением, мне и сейчас не понятно, почему писать какао правильно, а кокао неправильно? Так принято и нужно просто запомнить и знать.
Я был упрям. Однажды на перемене мальчишки в классе расшалились, бросались друг в друга тряпками. Я метнул тряпку, и она случайно повисла на портрете Сталина, который висел над доской в классе. И в этот момент вошла учительница.
- Кто это сделал? – спросила она.
Молчание.
- Я не буду продолжать урок, если виновный не признается.
Я встал и признался.
- Выйди из класса.
- Нет.
И я продолжал стоять столбом у парты. Несколько раз словами учительница пыталась мене выпроводить из класса, но без результата. Наконец она
продолжила урок, а я до его конца так и простоял монументом. На следующий день вызвали мать в школу, что там было, не ведаю.
Но я уже в 12 лет мог проявить характер. Однако.
Однажды с матерью зашел разговор о боге, она была верующим человеком и вера, как и всем верующим, облегчала ей тяготы жизни. Я в юношеском запале сказал, что бога нет. Она в гневе,
- Замолчи! Я тебя прокляну!
- Проклинай. Если Бог есть, то пусть докажет, что он есть, например, немедленно убьет меня.
Уже в детско-юношеские годы слепая вера во что-либо меня не устраивала, мой разум бунтовал, а главным личным императивом было стремление к знанию. Это привело меня к пониманию того, что наука является высшей ценностью и главным продуктом духовной жизнедеятельности человечества.
Не случайно позднее я выбрал девиз Рене Декарта – De omnibus dubitandum – Подвергай всё сомнению.
Этим девизом всю свою жизнь руководствовался и Карл Маркс.
После я старался не касаться в ее присутствии темы бога. Вера – полезное изобретение людей (определенный и преходящий этап в развитии человечества), которое помогает многим простым людям выживать. Вера в бога была изобретена слабым человеком в том или ином виде задолго до христианства или мусульманства для того, чтобы помочь ему в жизни. И не надо рассказывать сказки о Духовности верующего человека. Вера в святой дух, религиозные “чудеса” – это еще не духовность. Это слепая духовность низшего, первичного порядка. И вера в бога будет до тех пор, пока в обществе не возобладает научное знание, материалистическое мировоззрение, которое и предопределит высшую, истинную Духовность. А жизнь большинства людей пока проходить в борьбе за выживание.
А многие ли люди получают высшее материалистическое образование? И когда жизнь всех людей станет благополучной?
Заповеди, изложенные в нагорной проповеди, носят гуманистический, общечеловеческий характер. Религия здесь не причем. Носители религии в свое время умело приватизировали, заявили права на них. Следование заповедям не означает быть религиозным. Моральный кодекс коммунистов тоже включал и включает сейчас в себя большинство заповедей. Так, например, китайские коммунисты сформулировали восемь добродетелей и восемь пороков:
Люби Родину; не делай Ей вреда.
Служи народу; никогда не предавай его.
Следуй за наукой; не будь невеждой.
Будь прилежным; а не ленивым.
Будь отзывчивым, помогай каждому; не наживайся за счёт других.
Будь честным и порядочным; не поступайся принципами ради наживы.
Будь дисциплинированным и законопослушным; нет — хаосу и беззаконию.
Живи просто, трудись усердно; не валяйся в роскоши и наслаждениях.
Есть и обратная черная сторона религиозности, которой умело, и цинично пользуются кукловоды. Фанатикам исламского джихада внушают, что в борьбе с неверными (читай сторонниками других религий) они, мол, непременно попадут в рай, где их будут ублажать десятки красивых девственниц и т. д. В итоге они ради мнимого попадания в рай идут на акты террора, убийства, на самоподрыв и прочие мерзости. Бедные овцы, которых пастухи ведут на убой.
Наша семья была многодетной, отец инвалид – во время войны лишился правой руки, все много трудились, чтобы выжить – сажали и копали картошку, держали корову, косили сено, содержали огород, строили дом - тогда я и получил простейшие трудовые навыки, которые сильно облегчали всю последующую жизнь.
Когда наступало время сенокоса, приходилось ночевать в лесу в шалаше. Научился косить. Метать стога. Для успешной косьбы желательно было встать как можно раньше и с рассветом, по росе начинать косить, пока не жарко и трава мягче косится. Прогуливаясь по лугу, нередко вспугивал журавлей и косуль. Ставил с отцом сеть в ближайшем озере, попадались щуки – все это привило мне любовь к природе, а позднее к туризму.
Помнится поездка с отцом на велосипедах, на озеро, недалеко от ст. Промышленной в пойме реки Иня за карасями. Шел непрерывный клёв, и я в возбуждении кричал,
- Папка, поймал!
А отец в это время самостоятельно одной рукой насаживал червя на крючок, для чего зажимал шило между колен, а крючок прилаживал на шило. После моих первых трех карасей отец, наконец, поймал своего первого. Иногда он подзывал меня, чтобы я вынул глубоко заглоченный крючок. Поймали около ведра карасей. Мать пожарила карасей со сметаной. Такого клева испытать больше не пришлось. Лет через 30, вспоминая детство, я наведался на озеро. Озеро исчезло, и вместо него простиралась луговая заболоченная низина – вот так время меняет ландшафт…
Почему и как отец во время войны лишился правой руки?
Жили в Омске, зимой дома отапливались лишь так, чтобы не разморозить трубы. Однажды зимой, в метель отец с двумя товарищами офицерами решили на санках привезти бревно, чтобы его, распилив, обогреть квартиры. Тащили бревно через путь, идущий к элеватору. Когда пересекали путь, на них тихо наехал паровоз. Товарищей вместе с бревном отбросило, а отец оказался между рельсами. И его поволокло, зацепив крюком за пояс комбинезона. В итоге руку колесо переехало ниже плеча, и как бы образовался новый искусственный “сустав”. Отец в шоке, не чувствуя боли, перекинул руку за спину и побежал в санчасть. Руку ампутировали – нижняя ее часть висела на коже. Так закончилась его карьера военного летчика.
Впереди неизвестность и новый этап жизни. Даже научиться писать отцу пришлось левой рукой.
Мать рассказывала….
Отец регулярно приносил для меня, младенца, из офицерской столовой свою порцию компота, переливая его в маленькую бутылочку, – так он заботился о сыне.
Уходя получать продуктовый офицерский семейный паек… или на рынок, чтобы обменять часть продуктов для детей, мама надевала на меня всю одежду (в квартире было 8-10 градусов). Везде были очереди. Возвращалась через 2-3 часа, она видела, как я голый лежал в кроватке, энергично болтая руками и ногами, - так закалялся мой организм. Шла война, и в тылу тоже всем было не сладко.
В возрасте 12-13 лет я два лета подряд проводил у деда Захара Петровича и бабушки Василисы Семеновки в деревне Пинигино, в 30-ти км от Кемерово. Занимался в основном рыбалкой в речке Сев. Уньга. Речка тогда была чистая, заросшая кувшинками, и рыбная. Прихватив кусок деревенского хлеба (а бабушка его замечательно вкусным выпекала), червей и удочку, уходил вверх или вниз по течению реки на целый день. Когда припекало, купался в реке. Тогда я полюбил одиночество, которое и по сей день меня не тяготит. Скорее наоборот – я люблю одиночество, которое дает мне довольно времени для размышлений. Наловленную рыбу бабушка жарила, и дед с удовольствием ее поглощал, приговаривая, – Лови, внучек, еще! Еда для него была одним из главных удовольствий всей его трудной жизни. Тогда в послевоенные годы жизнь в деревне почти у всех была трудной – трудодни, хлеб, квас, суп с крапивой или лебедой. Спасало лишь личное подсобное хозяйство.
Как все мальчишки в детстве, я совершал весьма рискованные поступки. Однажды решил прокатиться на проезжающей мимо бричке, для чего лихо вскочил на неё позади кучера. На повороте бричка перевернулась, и моя правая нога попала под заднюю ось. Икра была разворочена, но кость к счастью осталась целой. Вернувшись, дома, я сел на лавку никому ничего не сказав. Через некоторое время пришла бабушка и увидела, что из-под стола вытекает ручеёк крови. А я молчком сижу на лавке. Помню, меня лечил сосед, дедушка с белой, как у деда мороза, бородой. Рану промыли раствором марганцовки, было ужасно больно, рану забинтовали. Рану не зашивали – в деревне не было хирурга - и до сих пор я ношу эту отметину на ноге. Я был терпелив к боли.
В это время я впервые воочию увидел, как умирает старый, больной человек. Это был прадедушка (отец бабушки) дед Семен. Почти все время он лежал на деревянной койке, изредка молился, время от времени сплевывая в баночку, как сплевывают туберкулезники. Бабушка, как могла, ухаживала за ним. В последнюю минуту своей жизни он захрипел, вытянулся, судорожно приподнял голову, лицо его исказилось, глаза как бы прощались с миром и затем отвалился вниз и затих навеки с покойным лицом.
Дед Захар Петрович и два его брата - Арсей и Максим - до реформы Столыпина проживали на востоке Белоруссии в Могилевской губернии. Бабушка Василиса Семеновна – в Орловской губернии. Они с семьями в 1907-1908 г переселились в Кемеровскую область, деревню Пинигино, где и занялись крестьянским трудом, хлебопашеством. Земли было вдоволь – только работай.
Мама родилась в селе Дебёсы (Удмуртия) и позднее семья переселилась в город Новая Ляля, который расположен на реке Ляля, в 282 км от Екатеринбурга. Вся многодетная семья перед революцией занималась мелким ремесленничеством, шила на продажу головные уборы. После революции, боясь раскулачивания и продав дом, семья переехала в
деревню Плешки, пригорода Кемерово. Семья бедствовала и испытывала лишения в период гражданской войны.
Отец - уже офицер, летчик - приехал в отпуск к родителям в деревню Пинигино. Там он, на деревенской вечеринке и познакомился с матерью, которая работала учительницей начальных классов. Уже на третий день знакомства он предложил ей выйти за него замуж и в конце отпуска увез её с собой.
Вот так быстро, почти случайно и как, оказалось позднее, счастливо была создана семья.
А у меня мог быть младший брат, но видно не судьба. Он родился мертвый - пуповина обвила его горло, и он был задушен ею при родах. Мать хотела его назвать Сергеем. Когда привезли его из роддома, он лежал покойно, словно спал, полненький, здоровенький младенец, только не дышал и не шевелился. Что-то сжалось у меня в груди, я, молча, смотрел, меня успокаивали, но я был недвижен, словно в оцепенении. Не плакал. Похоронили его в маленьком игрушечном гробике, оббитом кружевами.
А как бы изменилась вся моя последующая жизнь, если бы у меня был брат моложе меня на 10 лет? А какую жизнь он бы мог прожить – об этом можно лишь фантазировать. Увы, это фатально несбыточно. Пишу, а слезы капают из глаз.
Такие две разные смерти. Общее одно – уход в небытие.
Два года наша семья прожила в Кемерово, пока отец учился в партийной школе. Там он повышал свою партийную квалификацию, чтобы продолжать работу в отделе агитации и пропаганды райкома КПСС. Позднее его направили парторгом в совхоз. Понятно, что основным орудием труда его последующей жизни были голова, голос, чтение лекций, в частности, о международном положении …
А что еще мог делать инвалид третьей группы без руки?
Но я никогда не ощущал, что мой отец инвалид, практически он все умел делать. И даже охотился на зайцев и птицу, для чего, держа ружье левой рукой, клал ствол на правое плечо, чтобы вернее стрелять навскидку.
Однажды зимой на лыжах, а он был неплохой спортсмен, отец на Новый год из Кемерово решил наведаться к семье – мы временно жили в деревне Пинигино у родителей отца, а он учился в партийной школе. Уже ночью недалеко от деревни он решил спрямить путь и пошел напрямик, и в логу провалился под лед небольшой речки. Вымок. Спасло его то, что при нем были спички. Он зажег ближайший зарод сена, обогрелся, высушился. Не без приключений под утро явился справлять Новый год. Через полгода мать настояла, чтобы семья воссоединилась, для чего сняли половину частного дома на улице Мичурина. Сейчас там выстроены многоэтажные дома.
Мать говорила – нельзя надолго оставлять мужа без семьи. Жена должна находиться рядом с мужем. Она была мудрой женщиной. И еще она поставила целью всей своей жизни, чтобы все дети получили высшее образование, и она добилась этого.
Практически все годы моего детства-отрочества родители держали корову-кормилицу, и я, пока два года жили в Кемерово, каждое лето утром на веревке выводил корову на выпас за город в окрестности поселка Южный. Прихватив книгу и немного еды на обед (обычно бутылку молока и кусок хлеба), я привязывал веревкой корову к ноге и на травке погружался в чтение. С тех пор чтение для меня - одно из средств самообразования и удовольствия. Запомнилась книга о полярных экспедициях. Книги и одиночество способствовали моим размышлениям обо всем на свете. И это одно из удовольствий моей жизни.
Одиночество – это умение беззвучно поговорить и наладить диалог с самим собой. Одиночество – это тихое счастье размышлять, наедине с вечностью,
космосом. Этой способностью, как правило, наделены люди научного склада ума, ибо решая проблему, учёный ведет бесконечный диалог с самим собой на заданную тему. Задал вопрос – ищешь ответ и так до бесконечности. Одиночество – это частью монашество, отшельничество, это определенная степень свободы от всего. И еще - мы приходим в этот мир в одиночестве и уходим одинокими.
Хемингуэй об одиночестве
Иногда я пишу целыми днями из-за того, что совсем один.
Но люди мужественные нередко употребляли вынужденное одиночество себе на пользу, чтобы завершить важнейшую работу. Именно в уединении рождается стремление к совершенству. В одиночестве душа беседует сама с собой, и часто ее энергия обретает действенность. Поэтому, если человек стремится стать счастливым, ему нужно оставлять больше времени для себя.
Но принесет ли одиночество пользу или вред, во многом зависит от темперамента, образования и личных качеств человека. Если чистое сердце широких натур в одиночестве становится еще чище, то грубое сердце людей мелких делается под его влиянием еще грубее. Потому что, хотя одиночество и может воспитать сильных духом, для слабых душ оно пытка.
Я всегда интересовался в первую очередь живыми людьми, мужчинами и женщинами, а не идеями. Кино, телевидение и театр нагоняют на меня скуку. И хотя одаренные рассказчики бывают плохими писателями, я предпочитаю беседовать с кем-либо или слушать кого-нибудь.
Пока вы способны многое дать, друзей у вас будет предостаточно. Когда же потребуется что-то вам, их количество поубавится; но те, кто останутся, будут настоящими друзьями.
1. Прелюдия
Если я не за себя, то кто за меня?
Но если я только за себя, то зачем я?
Все умные мысли давно сказаны, но человечество - плохой ученик.
Жизнь – это постепенное горькое освобождение от иллюзий юности.
Не Бог создал человека, а человек выдумал Бога.
Страшась смерти, человечество придумало бессмертную душу, реинкарнацию и прочие уловки. Это – лишь иллюзии, утешения для обычных не очень образованных людей. На этом основана религия. Атомы нашего тела пришли из космоса и рано или поздно туда канут!
Правила - как быть счастливым:
- быть здоровым, слушать свое тело и не вредить ему;
- не завидовать;
- довольствоваться малым, что имеешь;
- быть аскетом;
- быть самодостаточным, опираясь на себя самого;
- духовность ставить выше материального;
- проводить жизнь в размышлениях над загадками окружающего мира;
- смысл жизни - познание законов окружающего нас мира;
- любить истину, искать ее;
- не переоценивать достоинств людей, человек не совершенен.
Быть мудрым - не создавать самому себе искусственных проблем, избегать их.
Смерть - логическое завершение жизни человека, ее итоговая точка. Материалист знает, что атомы его тела бессмертны и не уничтожаемы. Умирая, мы освобождаем место для других. Избегай только преждевременной, насильственной смерти. Жизнь – тяжела, но быстро проходит. Жить надо так, чтобы не страшно было умирать.
Умирают все, даже самые великие и тираны – в этом заключается высшая справедливость – все равны перед лицом смерти.
2
Счастье – это пребывание человека в состоянии положительных эмоций и отсутствии отрицательных! Делай то, что приносит приятные эмоции. Не делай того, что приносит негативные эмоции.
Большая удача для мужчины – это обладание способностью к творчеству, неважно, в какой области. Творчество – это создание, сотворение нового. Для математика – доказательство теоремы, математической модели определенного процесса, в этом высшее духовное наслаждение – осознавать, что до тебя никто ничего подобного не придумал, не открыл. Это подтверждение твоего интеллектуального превосходства над заурядностью. Это круче, чем взойти на Эверест.
Кажется, Шекспир сказал:
- Если человек не боится смеха над собой, посмеяться над собой, то он ничего не боится!
Живи - не боясь смеха.
Мужчины, женщины, любовь
Женская логика – логика эмоций, чувств. Отсюда – ее иррациональность.
Мужская логика – логика рационального, которая проистекает от разума. Это результат эволюции и разделения половых ролей мужчин и женщин.
Женщина живет чувствами, для нее счастье – в любви. Мужчина, выходя за рамки чувственного бытия, - более счастлив в самоутверждении, в делах, в творчестве.
Ограниченность женщин и большинства мужчин в том, что для них высшая ценность – любовь. Вот и кочуют мужчины и женщины от одной любви к другой. Однако есть более высокое, порождаемое интеллектом наслаждение, – жажда, процесс и плоды познания. Любовь – это тоже познание, но зачастую она не продолжительна и, как правило, ведет к смене партнера. Вскоре выясняется, что наш партнер, да и мы, не идеальны и чувственное ослепление вскоре проходит. Гормоны выполняют заказ природы – продолжение человеческого рода.
Материнство и воспитание детей - великая миссия женщины, которая делает абсурдным утверждение об ее ограниченности и более низким существом по сравнению с мужчиной. Мать тоже творит и познает и воспитывает дитя, что не доступно мужчине. Наконец и гениев способна родить только женщина.
Большая ошибка женщины, когда она пытается конкурировать с мужчиной в мужских делах. В женских делах она вне конкуренции.
Мужчина не должен позволять женщине заслонять собой весь остальной мир, если он хочет оставаться творцом. Женщина есть всего лишь малая часть всего Мира. А как они этого возжелают! Все мы и мужчины и женщины – немного эгоисты. А раз женщина любит ушами, то мужчины этим частенько пользуются и, добиваясь своего, услаждают их своими комплиментами.
В любви реализуется высшее проявление эгоизма человека, ибо в любви каждый, в конечном счете, старается для себя. Однако, любовь – стимул, мощная поддержка для человека в его саморазвитии.
Счастливая женщина – добрейшее существо. Несчастная женщина – кусающая змея. Есть женщины – солнце, они греют. Есть женщины – черные дыры, они поглощают и пожирают. Понимая это, разумный мужчины способен не поддаться на женские уловки. Ибо Женщина – это вечно сладкая биологическая ловушка для Мужчины. Она подстерегает мужчину, чтобы человеческий род не пресекся.
Если оценивать женщин по мужским критериям, то они глупы. И обратно – с точки зрения женщин – мы мужчины тоже глупы. Каждому – свое.
Обладая женщиной, мужчина, испытывая оргазм, счастлив. Но как быть счастливым в иные моменты жизни – ответ для меня ясен – в творчестве, в созидании нового, в познании, совершенствовании своих знаний. Чем шире круг интересов, тем богаче интереснее жизнь
Хемингуэй о настоящей любви
Любовь — единый творец человека и мира. Любовь — это всеобщий инстинкт. Она умудряет любящих, обостряет их ум и освежает чувства, порождает окрыленность. Любовь живет и крепнет, отдавая. Ее призвание в том, чтобы делиться всем, чем она обладает, делиться самой любовью. Любовь подразумевает взаимность. Понять другого — чуть ли не самое большое счастье, а быть понятым другим — быть может, наиприятнейший и приносящий наибольшее удовлетворение дар любви. Любовь дает, не собираясь получить что-либо взамен. Любовь терпелива и честна даже в окружении буйства, обмана и бесчестья. Она не признает ни времени, ни пространства, ни внешних обстоятельств, разделяющих влюбленных. Любовь дарит радость, приносит согласие вместо разлада и трений, не судит по внешности. Любовь — высшая цель существования, воплощение братства, сущность высоких моральных принципов, основа содружества. Любовь ищет хорошее всюду и при всех обстоятельствах и находит это хорошее. Любовь с одного взгляда открывает для себя строение вселенной и характер человека.
Должен отметить, что папа Хем сам был женат 4 раза и имел трех сыновей от первых двух жен. Это доказывает, что теория любви – это одно, а суровая правда жизни – это другое. Любить можно не единожды. Но идеальная любовь – одна на всю жизнь и очень редко встречается.
2. Самые первые воспоминания
Первое детское воспоминание
Когда мне было около года, мать втайне от отца решила меня окрестить. Она была верующим человеком. К вере человека приводят тягости жизни и воспитание, среда. Помню только себя на руках батюшки, он пронес меня мимо иконостаса. Вокруг все сверкало, блестело, переливалось. Это запечатлелось, ничего более. Но это не сделало меня верующим.
Второе воспоминание
Запертая дверь в избе, в пригороде Кемерово, горящая лампа на столе, я - вдвоем с бабушкой, мне 5 лет. Поздний вечер. Кто - то громко, молча, не подавая голоса, стучится в запертую дверь. Бабушка испуганно прижимает меня к груди, молится, ей страшно. Дверь не открывает, на стук не отзывается. После нескольких попыток достучаться лихой человек, молча, удаляется. Кто это был, что ему было нужно? Это было в голодный послевоенный год, когда люди бедствовали и нередко происходили убийства.
Третье воспоминание
Мне 6-7 лет. Меня привели на новогодний детский утренник с ёлкой. Дед Мороз руководил детским праздником. Вокруг ёлки хороводом кружились дети. Меня попытались вовлечь в детский хоровод и другие детские представления, но я уперся. Забился под вешалку и из-за пальто только смотрел на происходящее. Все попытки вовлечь в общее действие ни к чему не приводили. Не пожелал стать участником детского праздника и не подчинялся воле взрослых. Что это – упрямство, нежелание подчиняться внешней воле, проявление силы характера…
Видимо - нежелание быть покорной пешкой в общей игре, в которую меня насильно, против моей воли вовлекали. Черта характера, которая формировалась уже в детстве.
3. Учеба в школе, детство
В пятом классе, учась в элитной школе в Кемерово, я был оставлен на второй год из-за 2 за диктант. В те сталинские годы школьники каждый год сдавали
экзамены. В течение учебного года всегда писал диктанты на 3-4. Был оставлен на осень на дополнительные занятия. И в обычной обстановке снова писал учебные диктанты на 3-4. А на окончательном экзамене опять написал на 2. Все дело в моей неординарной психике – экзамен для меня сильный стресс, как бы необходимость доказывать свою состоятельность – а в ней сомневаются. И в дальнейшем, в университете на первом курсе это проявлялось. Зная материал лучше других, зачастую получал меньшую оценку, чем товарищи, чему они удивлялись. Мне не хватало здоровой самоуверенности. Я робел.
Позднее я довел свою грамотность до хорошего уровня следующим способом – читая художественную литературу, я осмысленно обращал внимание на знаки препинания и написания слов. Но, как человеку с аналитическим мышлением, мне и сейчас не понятно, почему писать какао правильно, а кокао неправильно? Так принято и нужно просто запомнить и знать.
Я был упрям. Однажды на перемене мальчишки в классе расшалились, бросались друг в друга тряпками. Я метнул тряпку, и она случайно повисла на портрете Сталина, который висел над доской в классе. И в этот момент вошла учительница.
- Кто это сделал? – спросила она.
Молчание.
- Я не буду продолжать урок, если виновный не признается.
Я встал и признался.
- Выйди из класса.
- Нет.
И я продолжал стоять столбом у парты. Несколько раз словами учительница пыталась мене выпроводить из класса, но без результата. Наконец она
продолжила урок, а я до его конца так и простоял монументом. На следующий день вызвали мать в школу, что там было, не ведаю.
Но я уже в 12 лет мог проявить характер. Однако.
Однажды с матерью зашел разговор о боге, она была верующим человеком и вера, как и всем верующим, облегчала ей тяготы жизни. Я в юношеском запале сказал, что бога нет. Она в гневе,
- Замолчи! Я тебя прокляну!
- Проклинай. Если Бог есть, то пусть докажет, что он есть, например, немедленно убьет меня.
Уже в детско-юношеские годы слепая вера во что-либо меня не устраивала, мой разум бунтовал, а главным личным императивом было стремление к знанию. Это привело меня к пониманию того, что наука является высшей ценностью и главным продуктом духовной жизнедеятельности человечества.
Не случайно позднее я выбрал девиз Рене Декарта – De omnibus dubitandum – Подвергай всё сомнению.
Этим девизом всю свою жизнь руководствовался и Карл Маркс.
После я старался не касаться в ее присутствии темы бога. Вера – полезное изобретение людей (определенный и преходящий этап в развитии человечества), которое помогает многим простым людям выживать. Вера в бога была изобретена слабым человеком в том или ином виде задолго до христианства или мусульманства для того, чтобы помочь ему в жизни. И не надо рассказывать сказки о Духовности верующего человека. Вера в святой дух, религиозные “чудеса” – это еще не духовность. Это слепая духовность низшего, первичного порядка. И вера в бога будет до тех пор, пока в обществе не возобладает научное знание, материалистическое мировоззрение, которое и предопределит высшую, истинную Духовность. А жизнь большинства людей пока проходить в борьбе за выживание.
А многие ли люди получают высшее материалистическое образование? И когда жизнь всех людей станет благополучной?
Заповеди, изложенные в нагорной проповеди, носят гуманистический, общечеловеческий характер. Религия здесь не причем. Носители религии в свое время умело приватизировали, заявили права на них. Следование заповедям не означает быть религиозным. Моральный кодекс коммунистов тоже включал и включает сейчас в себя большинство заповедей. Так, например, китайские коммунисты сформулировали восемь добродетелей и восемь пороков:
Люби Родину; не делай Ей вреда.
Служи народу; никогда не предавай его.
Следуй за наукой; не будь невеждой.
Будь прилежным; а не ленивым.
Будь отзывчивым, помогай каждому; не наживайся за счёт других.
Будь честным и порядочным; не поступайся принципами ради наживы.
Будь дисциплинированным и законопослушным; нет — хаосу и беззаконию.
Живи просто, трудись усердно; не валяйся в роскоши и наслаждениях.
Есть и обратная черная сторона религиозности, которой умело, и цинично пользуются кукловоды. Фанатикам исламского джихада внушают, что в борьбе с неверными (читай сторонниками других религий) они, мол, непременно попадут в рай, где их будут ублажать десятки красивых девственниц и т. д. В итоге они ради мнимого попадания в рай идут на акты террора, убийства, на самоподрыв и прочие мерзости. Бедные овцы, которых пастухи ведут на убой.
Наша семья была многодетной, отец инвалид – во время войны лишился правой руки, все много трудились, чтобы выжить – сажали и копали картошку, держали корову, косили сено, содержали огород, строили дом - тогда я и получил простейшие трудовые навыки, которые сильно облегчали всю последующую жизнь.
Когда наступало время сенокоса, приходилось ночевать в лесу в шалаше. Научился косить. Метать стога. Для успешной косьбы желательно было встать как можно раньше и с рассветом, по росе начинать косить, пока не жарко и трава мягче косится. Прогуливаясь по лугу, нередко вспугивал журавлей и косуль. Ставил с отцом сеть в ближайшем озере, попадались щуки – все это привило мне любовь к природе, а позднее к туризму.
Помнится поездка с отцом на велосипедах, на озеро, недалеко от ст. Промышленной в пойме реки Иня за карасями. Шел непрерывный клёв, и я в возбуждении кричал,
- Папка, поймал!
А отец в это время самостоятельно одной рукой насаживал червя на крючок, для чего зажимал шило между колен, а крючок прилаживал на шило. После моих первых трех карасей отец, наконец, поймал своего первого. Иногда он подзывал меня, чтобы я вынул глубоко заглоченный крючок. Поймали около ведра карасей. Мать пожарила карасей со сметаной. Такого клева испытать больше не пришлось. Лет через 30, вспоминая детство, я наведался на озеро. Озеро исчезло, и вместо него простиралась луговая заболоченная низина – вот так время меняет ландшафт…
Почему и как отец во время войны лишился правой руки?
Жили в Омске, зимой дома отапливались лишь так, чтобы не разморозить трубы. Однажды зимой, в метель отец с двумя товарищами офицерами решили на санках привезти бревно, чтобы его, распилив, обогреть квартиры. Тащили бревно через путь, идущий к элеватору. Когда пересекали путь, на них тихо наехал паровоз. Товарищей вместе с бревном отбросило, а отец оказался между рельсами. И его поволокло, зацепив крюком за пояс комбинезона. В итоге руку колесо переехало ниже плеча, и как бы образовался новый искусственный “сустав”. Отец в шоке, не чувствуя боли, перекинул руку за спину и побежал в санчасть. Руку ампутировали – нижняя ее часть висела на коже. Так закончилась его карьера военного летчика.
Впереди неизвестность и новый этап жизни. Даже научиться писать отцу пришлось левой рукой.
Мать рассказывала….
Отец регулярно приносил для меня, младенца, из офицерской столовой свою порцию компота, переливая его в маленькую бутылочку, – так он заботился о сыне.
Уходя получать продуктовый офицерский семейный паек… или на рынок, чтобы обменять часть продуктов для детей, мама надевала на меня всю одежду (в квартире было 8-10 градусов). Везде были очереди. Возвращалась через 2-3 часа, она видела, как я голый лежал в кроватке, энергично болтая руками и ногами, - так закалялся мой организм. Шла война, и в тылу тоже всем было не сладко.
В возрасте 12-13 лет я два лета подряд проводил у деда Захара Петровича и бабушки Василисы Семеновки в деревне Пинигино, в 30-ти км от Кемерово. Занимался в основном рыбалкой в речке Сев. Уньга. Речка тогда была чистая, заросшая кувшинками, и рыбная. Прихватив кусок деревенского хлеба (а бабушка его замечательно вкусным выпекала), червей и удочку, уходил вверх или вниз по течению реки на целый день. Когда припекало, купался в реке. Тогда я полюбил одиночество, которое и по сей день меня не тяготит. Скорее наоборот – я люблю одиночество, которое дает мне довольно времени для размышлений. Наловленную рыбу бабушка жарила, и дед с удовольствием ее поглощал, приговаривая, – Лови, внучек, еще! Еда для него была одним из главных удовольствий всей его трудной жизни. Тогда в послевоенные годы жизнь в деревне почти у всех была трудной – трудодни, хлеб, квас, суп с крапивой или лебедой. Спасало лишь личное подсобное хозяйство.
Как все мальчишки в детстве, я совершал весьма рискованные поступки. Однажды решил прокатиться на проезжающей мимо бричке, для чего лихо вскочил на неё позади кучера. На повороте бричка перевернулась, и моя правая нога попала под заднюю ось. Икра была разворочена, но кость к счастью осталась целой. Вернувшись, дома, я сел на лавку никому ничего не сказав. Через некоторое время пришла бабушка и увидела, что из-под стола вытекает ручеёк крови. А я молчком сижу на лавке. Помню, меня лечил сосед, дедушка с белой, как у деда мороза, бородой. Рану промыли раствором марганцовки, было ужасно больно, рану забинтовали. Рану не зашивали – в деревне не было хирурга - и до сих пор я ношу эту отметину на ноге. Я был терпелив к боли.
В это время я впервые воочию увидел, как умирает старый, больной человек. Это был прадедушка (отец бабушки) дед Семен. Почти все время он лежал на деревянной койке, изредка молился, время от времени сплевывая в баночку, как сплевывают туберкулезники. Бабушка, как могла, ухаживала за ним. В последнюю минуту своей жизни он захрипел, вытянулся, судорожно приподнял голову, лицо его исказилось, глаза как бы прощались с миром и затем отвалился вниз и затих навеки с покойным лицом.
Дед Захар Петрович и два его брата - Арсей и Максим - до реформы Столыпина проживали на востоке Белоруссии в Могилевской губернии. Бабушка Василиса Семеновна – в Орловской губернии. Они с семьями в 1907-1908 г переселились в Кемеровскую область, деревню Пинигино, где и занялись крестьянским трудом, хлебопашеством. Земли было вдоволь – только работай.
Мама родилась в селе Дебёсы (Удмуртия) и позднее семья переселилась в город Новая Ляля, который расположен на реке Ляля, в 282 км от Екатеринбурга. Вся многодетная семья перед революцией занималась мелким ремесленничеством, шила на продажу головные уборы. После революции, боясь раскулачивания и продав дом, семья переехала в
деревню Плешки, пригорода Кемерово. Семья бедствовала и испытывала лишения в период гражданской войны.
Отец - уже офицер, летчик - приехал в отпуск к родителям в деревню Пинигино. Там он, на деревенской вечеринке и познакомился с матерью, которая работала учительницей начальных классов. Уже на третий день знакомства он предложил ей выйти за него замуж и в конце отпуска увез её с собой.
Вот так быстро, почти случайно и как, оказалось позднее, счастливо была создана семья.
А у меня мог быть младший брат, но видно не судьба. Он родился мертвый - пуповина обвила его горло, и он был задушен ею при родах. Мать хотела его назвать Сергеем. Когда привезли его из роддома, он лежал покойно, словно спал, полненький, здоровенький младенец, только не дышал и не шевелился. Что-то сжалось у меня в груди, я, молча, смотрел, меня успокаивали, но я был недвижен, словно в оцепенении. Не плакал. Похоронили его в маленьком игрушечном гробике, оббитом кружевами.
А как бы изменилась вся моя последующая жизнь, если бы у меня был брат моложе меня на 10 лет? А какую жизнь он бы мог прожить – об этом можно лишь фантазировать. Увы, это фатально несбыточно. Пишу, а слезы капают из глаз.
Такие две разные смерти. Общее одно – уход в небытие.
Два года наша семья прожила в Кемерово, пока отец учился в партийной школе. Там он повышал свою партийную квалификацию, чтобы продолжать работу в отделе агитации и пропаганды райкома КПСС. Позднее его направили парторгом в совхоз. Понятно, что основным орудием труда его последующей жизни были голова, голос, чтение лекций, в частности, о международном положении …
А что еще мог делать инвалид третьей группы без руки?
Но я никогда не ощущал, что мой отец инвалид, практически он все умел делать. И даже охотился на зайцев и птицу, для чего, держа ружье левой рукой, клал ствол на правое плечо, чтобы вернее стрелять навскидку.
Однажды зимой на лыжах, а он был неплохой спортсмен, отец на Новый год из Кемерово решил наведаться к семье – мы временно жили в деревне Пинигино у родителей отца, а он учился в партийной школе. Уже ночью недалеко от деревни он решил спрямить путь и пошел напрямик, и в логу провалился под лед небольшой речки. Вымок. Спасло его то, что при нем были спички. Он зажег ближайший зарод сена, обогрелся, высушился. Не без приключений под утро явился справлять Новый год. Через полгода мать настояла, чтобы семья воссоединилась, для чего сняли половину частного дома на улице Мичурина. Сейчас там выстроены многоэтажные дома.
Мать говорила – нельзя надолго оставлять мужа без семьи. Жена должна находиться рядом с мужем. Она была мудрой женщиной. И еще она поставила целью всей своей жизни, чтобы все дети получили высшее образование, и она добилась этого.
Практически все годы моего детства-отрочества родители держали корову-кормилицу, и я, пока два года жили в Кемерово, каждое лето утром на веревке выводил корову на выпас за город в окрестности поселка Южный. Прихватив книгу и немного еды на обед (обычно бутылку молока и кусок хлеба), я привязывал веревкой корову к ноге и на травке погружался в чтение. С тех пор чтение для меня - одно из средств самообразования и удовольствия. Запомнилась книга о полярных экспедициях. Книги и одиночество способствовали моим размышлениям обо всем на свете. И это одно из удовольствий моей жизни.
Одиночество – это умение беззвучно поговорить и наладить диалог с самим собой. Одиночество – это тихое счастье размышлять, наедине с вечностью,
космосом. Этой способностью, как правило, наделены люди научного склада ума, ибо решая проблему, учёный ведет бесконечный диалог с самим собой на заданную тему. Задал вопрос – ищешь ответ и так до бесконечности. Одиночество – это частью монашество, отшельничество, это определенная степень свободы от всего. И еще - мы приходим в этот мир в одиночестве и уходим одинокими.
Хемингуэй об одиночестве
Иногда я пишу целыми днями из-за того, что совсем один.
Но люди мужественные нередко употребляли вынужденное одиночество себе на пользу, чтобы завершить важнейшую работу. Именно в уединении рождается стремление к совершенству. В одиночестве душа беседует сама с собой, и часто ее энергия обретает действенность. Поэтому, если человек стремится стать счастливым, ему нужно оставлять больше времени для себя.
Но принесет ли одиночество пользу или вред, во многом зависит от темперамента, образования и личных качеств человека. Если чистое сердце широких натур в одиночестве становится еще чище, то грубое сердце людей мелких делается под его влиянием еще грубее. Потому что, хотя одиночество и может воспитать сильных духом, для слабых душ оно пытка.
Я всегда интересовался в первую очередь живыми людьми, мужчинами и женщинами, а не идеями. Кино, телевидение и театр нагоняют на меня скуку. И хотя одаренные рассказчики бывают плохими писателями, я предпочитаю беседовать с кем-либо или слушать кого-нибудь.
Пока вы способны многое дать, друзей у вас будет предостаточно. Когда же потребуется что-то вам, их количество поубавится; но те, кто останутся, будут настоящими друзьями.