В давние советские времена и еще в первые годы после развала СССР, когда еще существовали отголоски старой системы КССи и КСП и без загранпаспортов можно было сходить на Тянь-Шань, я будучи студенткой ходила в официальный категорийный поход. Как щас помю, была это горная "единичка" на Заилийский Алатау. Поскольку я в то время еще не была "диким" туристом, как сейчас, а ходила в студенческий турклуб, мы ходили во все походы официально: выпускались в гортурклубе и первое, что сделали, когда прибыли на место выхода на маршрут - зарегистрировались в КСС, отдали им копию плана маршрута, его описание и сказали - сколько дней будем в пути. Дело в том, что для того, чтобы потом защитить в гортурклубе этот маршрут, получить соответствующую справку, что мол ты такой-сякой прошел маршрут такой-то категории на него должно полагаться определенное количество дней, нужно пройти определенный километраж и взять определенное количество перевалов опять же определенной категории.
С этой же целью - предъявить комиссии свой отчет - мы на каждом перевале фотографировались и забирали из туриков записки и оставляли свои. Из разговора на этой ветке форума узнала (через 14 (!) лет), что, оказывается записки оставляются еще и для того, чтобы вас по ним в случае возникновения ЧС спасатели могли найти.
Так вот, когда мы вышли с маршрута, первое, что сделала наша руколь - побежала искать ближайшее почтовое отделение, дабы отправить в КСС Алма-Аты телеграмму, что мы благополучно добрались до места (сотовых телефонов тогда не было...) Иначе, если бы она эту телеграмму не отправила, через день за нами бы уже вызвали спасателей, так как мы в определенное время не вышли на связь...
Но... это было 14 лет назад и опять же в таком серьезном горном районе как Тянь-Шань. На Зубьях со службой спасения все, увы, не так строго - сама 4 года назад, когда с ледника слетела убедилась - на Рамазине в то время даже рации не было, чтобы с Лужбой связаться. А когда (я думаю, что как раз после той историей со мной (извините за нескромность)
) рация на Рамазине появилась, все равно "достучаться" по ней до "Кузбасского" было практически невозможно - слабовата для такого расстояния.
А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи...