Отчет о лыжном походе в районе Байкала

Ответить
Александр
первый раз в лесу
Reactions:
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 07.06.2007 1:39

Отчет о лыжном походе в районе Байкала

Сообщение Александр » 07.06.2007 1:57

Маршрут: ст. Кунерма - р. Кунерма - пер. Байкальских партизан - р. Слюдянка - р. Рель - оз. Байкал - р. Томпуда - с. Байкальское


Введение

Данный отчет составлен по результатам лыжного путешествия в районе оз. Байкал в феврале-марте 2000 года группой туристов МГЦТК. Маршрут проходил по заявленной нитке, но в результате снижения скорости движения, а также по другим причинам полностью был не пройден, поэтому категория похода ниже заявленной. Тем не менее материалы, собранные в походе и представленные в отчете, могут представлять интерес для групп, планирующих проведение лыжных походов в данном районе.

Состав группы

№ п/п Фамилия, имя Возраст Опыт Обязанности в группе
1. Жуков Кирилл 47 Vp Руководитель, медик
2. Крылов Алексей 26 IVy Реммастер
3. Фетисов Сергей 22 IVy Фотограф
4. Крылова Адиля 27 IVy Завхоз
5. Гаврилица Ирина 19 IIIy Хронометрист

График движения

Участок маршрута Расстояние (по карте) Ходовое время Примечание
Старый БАМ 8 км 3.00 Дорога
Долина Кунермы 10 км 8.40 Глубокий снег, тропежка челноком
Перевал Байкальских партизан 5 км 2.15 Набор высоты 500 м
Долина Слюдянки 25 км 14.40 Буреломный лес, на реке наледи, камни; с середины участка - извилистая лыжня
Долина Рели 30 км 13.30 Лыжня по косогорам, набор высоты 150 м; траверс прижима; снегоходный след, дорога, шоссе
Байкал 70 км 17.40 Лед, торосы, 5 часов в темноте
Долина Томпуды 30 км 13.40 Извилистая лыжня
-"- (обратно) 30 км 13.00 Тропежка по реке
Итого 208 км 86.25 Без учета коэф.

Метеоусловия

Дата Температура,°С Облачность, баллы Осадки. Примечание
7.00 13.00 19.00
23.2. -22
24.2. -14 -10 -15 10 —
25.2. -18 -11 -20 10 снег
26.2. -34 -20 -38 0 —
27.2. -30 -15 -20 4 —
28.2. -14 -6 -20 6 —
29.2. -11 -8 -19 10 метель
1.3. -27 -6 -20 0 —
2.3. -20 -9 -21 0 —
3.3. -13 — — 0 — Полудневка
4.3. -10 -6 -27 10 пурга
5.3. -20 -15 -34 0 —
6.3. -18 -10 -20 0 — Полудневка
7.3. -18 -8 -24 0 —
8.3. -18 -6 -25 0 —
9.3. -22 -4 -19 2 —
10.3. -17 -8 -20 2 —
11.3. -16 -4 -19 2 —

Техническое описание маршрута

Старый БАМ

Начало маршрута было выбрано на трассе БАМа у последней перед Байкальским хребтом станции. Первоначально была выбрана ст. Кунерма, но в пути следования оказалось, что поезд имеет короткую остановку на ст. Дельбичинда, что на 18 км ближе к хребту. Так как этот промежуток предполагалось идти по шоссе, технически мы ничего не потеряли, проехав его на поезде. К тому же, на этом участке движение автотранспорта довольно оживленное для тех мест (примерно 2 машины в час).

Дельбичинда (фото 1) - маленький полустанок, где расположены маленькое здание станции (только одна комната дежурного), служебный барак, барак метеорологов и хозпостройки. Если договориться с путейцами, то в служебном бараке можно переночевать. Утром на служебном поезде приезжает метеонаблюдатель ("лавинщик"), у которого можно получить ценную информацию о состоянии снежного покрова на Байкальском хребте и прогнозе погоды.

От станции путь ведет по шоссе, которое через 3 км пересекает старую насыпь. Раньше БАМ серпантином поднимался на хребет, но после сооружения тоннеля со старого пути сняли рельсы и остались насыпь, столбы и мосты. Можно идти по насыпи, это ровнее, но глубокий снег пришлось бы тропить, поэтому мы пошли по шоссе. Перед хребтом трасса БАМ повернула налево, к тоннелю (у поворота памятный знак строителям тоннеля), а шоссе серпантином стало подниматься по правому берегу Кунермы. Первый же вираж серпантина находится чуть ниже старой трассы. В этом месте перемычкой служит лесная дорога, по которой мы поднялись на насыпь (подъем метров 30) и по старой трассе спустились к мосту (фото 2).

Долина Кунермы

Дальше надо было подниматься по правому берегу Кунермы к ее истоку. Левый берег более крутой, больше изрезан оврагами и насыщен прижимами. К тому же в месте, где относительно пологая терраса переходит в безлесный подъем на хребет не исключена охотничья лыжня (мы на нее потом вышли), ведущая от перевала Дабан к зимовьям в верховьях Кунермы.

Лес на террасе хорошо проходим, но часто попадаются буреломные завалы. Открытых мест мало. С дровами проблем нет.

По мере приближения к истокам Кунермы чаще попадаются открытые места, овраги боковых притоков. Здесь лучше спуститься к реке и идти по берегу до зимовья у первого правого притока Кунермы. Здесь река имеет характерный изгиб к западу (фото 3).

Перевал Байкальских партизан

Подъем на перевал начинается прямо от зимовья серпантином на лыжах. Подъем некрутой, и через 1,5 км склон выполаживается в широкую ровную седловину, поросшую редким лесом (фото 5). От реки до перевала около 6 км. Саму перевальную точку даже трудно определить. Затем начинается еще более плавный спуск к Слюдянке. Через полтора-два километра лес становится более густым, где можно уже становиться на ночлег. В лавинном отношении перевал Байкальских партизан абсолютно безопасен.

Долина Слюдянки

По характеру склонов Слюдянка похожа на Кунерму, но она более полноводная и через 5-6 км начинают появляться наледи. У Слюдянки правый берег также более пологий, и двигаться по нему предпочтительнее, если не идти по руслу. После первого крупного правого притока появилась охотничья лыжня, которая, сильно петляя от ловушки к ловушке, ведет по правому берегу до зимовья на седловине между Слюдянкой и Релью.

У самого крупного правого притока, берущего начало под в. 2193, большая наледь, над ней, на берегу широкая полоса крупного курумника. Лыжня здесь спускается на лед, но идти лучше по краю обрыва и потом, после наледи, спуститься вниз и выйти на лыжню.

Вообще, это спорный вопрос, где лучше идти - по руслу или по лыжне. Лыжня гарантирует минимум тропежки, но сильное петляние и бесконечные "шлагбаумы" из деревьев сводит на нет все плюсы. Если нет участков открытой воды, то идти все-таки лучше по реке. К тому же у охотников другие задачи и другая нагрузка, поэтому минимум суммарного набора высот здесь не соблюдается и можно идти по лыжне с постоянным подъемами на склон и спусками. К сожалению, ведущий не имел большого тактического опыта, а руководителю, выполнявшему еще и обязанности медика, приходилось идти сзади и он не мог корректировать ведущего, у которого и скорость движения была больше и он постоянно отрывался от группы.

Подъем на седловину был почти незаметен, так как лыжня шла траверсом по берегу Кунермы, а ориентироваться из-за густоты леса было сложно. Только по появившимся болотам и небольшим озерцам мы определили, что сейчас начнется спуск к Рели. На берегу одного из озерков стояло зимовье, от которого вниз, по Рели шла лыжня.

Долина Рели

Лыжня вела по левому берегу Рели с большим (около 150 м) набором высоты. Наверно, лучше было бы разведать прибрежный участок, где мог быть след от "Бурана" (мы на него вышли ниже) к зимовью, да и правый берег Рели значительно ниже и положе. Мы же "влетели" на прижим, который пришлось обходить пешком (около 600 м). После прижима мы увидели след "Бурана" с левого берега на правый, а вскоре незаметно образовалась лесная дорога, выведшая через 5 км к лесному кордону, от которого шла уже настоящая дорога в сторону шоссе "Северобайкальск - Байкальское".

По дороге можно было идти и в темноте, поэтому шли, пока не вышли на шоссе, преодолев за один день около 35 км.

Байкал

Переход через Байкал в течение одного дня является сложной задачей. Основные проблемы, которые необходимо решать, заключаются в следующем:

ориентирование при отсутствии видимости противоположного берега;
преодоление торосов;
две предыдущие проблемы при наступлении темноты;
ветрозащита
Кроме того необходимо предусмотреть ночевку на льду при задержке группы по различным причинам. При установке палатки или иного укрытия задача ветрозащиты становится главной. На Байкале сила ветра достигает 20-25 м/сек.

От Байкальского в южном направлении по льду озера проложен зимник, по которому с января до середины апреля осуществляется довольно интенсивное автомобильное движение. По зимнику есть смысл двигаться, пока он не выходит на середину озера. Это немного удлиняет путь, но избавляет от мороки преодоления торосов, высота которых в иные годы достигает 3 метров.

Азимут от Байкальского до метеостанции в устье Томпуды составляет 135°. При ясной видимости долина Томпуды четко вырисовывается на общем фоне Баргузинского хребта; она наиболее глубокая, и ее можно спутать лишь с долиной Ширильды, которая расположена в 15 километрах левее.

Наша группа первые 5 километров шла по зимнику, затем мы повернули по азимуту 120° (азимут был взят по карте, т.к. магнитное склонение в данном районе не было известно). Азимут помогало выдерживать Солнце, которое просвечивало сквозь пелену облаков. Восточного берега не было видно.

Идти по льду довольно легко. Лед был припорошен тонким слоем снега, и только при переходе через торосы попадались наметы свежего снега до 15-20 см толщиной. В таких условиях легче идти пешком, соорудив из лыж нарты и положив на них рюкзак. Скорость движения при этом составляет около 5 км/час. Движение на лыжах быстрее, но утомительнее.

Примерно на середине озера облачность увеличилась, Солнце скрылось, поднялся ветер, началась пурга. Скорость ветра составляла примерно 10-12 м/сек. Спасало то, что ветер дул слева со спины (здесь это основное направление розы ветров). Все же дующий сбоку ветер постоянно сбивал с курса и приходилось постоянно корректировать курс по компасу.

Временами попадались полосы торосов шириной несколько десятков метров. Высота торосов не превышала 50-70 см, между ними приходилось лавировать, что, естественно, тормозило движение. В общей сумме таких участков попалось немногим меньше километра, т.е. основная часть пути шла по гладкому льду.

Пурга стихла перед заходом Солнца; когда стемнело, показался противоположный берег, слева сзади были видны огни Северобайкальска, до которого было около 70 км. Когда прояснилось, мы были примерно в 15 км от восточного берега напротив устья Ширильды. Долины Томпуды уже не было видно за мысом, поэтому мы приняли за нее Ширильду и направились к ее правому берегу, желая скорее достичь леса, т.к. мы были в пути уже 15 часов. Перед берегом была сплошная полоса торосов шириной около 200 метров, а сам берег представлял собой скопление каменных глыб, за которыми примерно на пятиметровой террасе находился горизонтальный участок леса, где и решено было ночевать.

Утром мы определили, что вошли в устье Ширильды и нам предстоит еще примерно 20 км пройти на юг вдоль берега, до метеостанции. Там надо было отремонтировать крепления у одного участника (почти одновременно развалились щечки).

Долина Томпуды

Ремонт крепления занял вечер и почти всю ночь. Утром группа вышла вверх по Томпуде, к Баргузинскому хребту. Первый километр шли по следу снегохода, затем по охотничьей лыжне. Так же, как и вдоль Слюдянки, лыжня сильно петляла, приходилось преодолевать упавшие деревья, подниматься на бугры, пересекать овраги.

Примерно через каждые 10 километров попадались охотничьи избушки; мы в них не останавливались, т.к. знали, что где-то выше по реке работала бригада охотников и к избушке кто-нибудь из них мог в любой момент подойти.

Почти на всем продолжении пути по берегу Томпуды попадались участки горелого леса. С дровами проблем не было. Пытались идти по реке, но под снегом часто попадалась вода, приходилось останавливаться и очищать лыжи. Все это сильно задерживало группу, и при всем желании пройти до устья Топо за два дня мы не смогли. К тому же примерно за 10 километров до Топо у одного участника сломалась лыжа, и полдня ушло на ее ремонт. И еще некстати заболел один из участников - появились боли в спине.

Таким образом, на оставшиеся 100 километров у нас было только 6 дней, включая резервные. Этот путь можно было бы пройти, не случись далее никакой задержки. Произойди какое-либо незначительное происшествие (травма, болезнь, поломка, непогода), возникли бы проблемы и с контрольными сроками, и с питанием.

Взвесив все "за" и "против", руководитель принял решение сойти с маршрута и возвращаться в Байкальское.

Обратный путь занял 3 дня. Из них 2 дня спускались к озеру, причем теперь шли по руслу почти с такой же скоростью, как по лыжне, и затем воспользовались попутной машиной, на которой доехали до Байкальского. В Байкальском переночевали и утром также на попутной (автобус ходит два раза в неделю) доехали до Северобайкальска, где без проблем взяли билеты на скорый "Тында - Москва".

Выводы и рекомендации

За 17 дней (включая 3 полудневки) группой в количестве 5 человек (3 мужчины и 2 женщины) пройден маршрут протяженностью немногим более 200 км. Из локальных препятствий пройден перевал Байкальских партизан (н/к), из протяженных - оз. Байкал (полоса торосов около километра). Треть пути составляла тропежка по глубокому снегу и треть - по лыжне через буреломы и овраги.

Серьезных травм и заболеваний не было. Пищевой рацион составлен грамотно, перебоев с питанием не было. Снаряжение, за исключением лыж, не подводило.

При проведении лыжных маршрутов, включающих пересечение Байкала, следует учесть длинные подходы к техническим участкам с тяжелыми условиями передвижения (глубокий рыхлый снег, буреломы, овраги). Более рационально начинать маршрут на менее снежном восточном берегу (Баргузинский, Икатский хребты), а прохождение озера оставить на завершающий этап.

При достаточной численности группы (7 человек и более) более рационально двигаться по рекам, соблюдая меры предосторожности. Пользоваться охотничьей лыжней есть смысл при отсутствии саней-волокуш и с достаточно легкими рюкзаками.

Переход через Байкал за один день возможен при условии ясной погоды, достаточно ровного ледостава, высокой скорости движения. Рекомендуется двигаться с небольшим смещением к югу из-за почти постоянно дующего северного ветра. Перед переходом через озеро полезно получить информацию о состоянии ледовой поверхности у местных жителей, причем именно у тех, кто ходил или ездил через озеро, а не у водителей, пользующихся зимником (те знают только о самой трассе)

Полосы торосов нет смысла обходить из-за их большой протяженности. Пересекать их лучше пешком, лавируя между глыбами.

В устьях крупных рек, впадающих в озеро, возможно образование наледей, что необходимо учитывать при выходе на берег.

На всех участках маршрута проблем с дровами нет, за исключением мест около поселков, избушек и других, часто посещаемых людьми.

В поселке Байкальское большой ассортимент продуктов, нет проблем с ночевкой в частном секторе (20 руб. с человека - хозяева очень довольны), но местная молодежь весьма агрессивна. Попутный транспорт найти можно, но дороже, чем на автобусе, примерно в два раза. Автобус почти всегда заполняется битком.

Продовольственная раскладка

Продовольственная раскладка
Меню на 7 чел.
День первый День второй День третий
"Малютка" 175 г "Малютка" 175 г "Малютка" 175 г
Рис 630 г Вермишель -502 г Пшено 502 г
Сухари бел. 126 г Сухари бел. 126 г Сухари бел. 126 г
Масло слив. 105 г Масло слив 105 г Масло слив. 105 г
Печенье 140 г Печенье 140 г Печенье 140 г
Кофе 21 г Кофе 21 г Кофе 21 г
Сахар 210 г Сахар 210 г Сахар 210 г
Борщ 378 г Суп горох. 378 г Суп пикант. 378 г
Колбаса 190 г Грудинка 190 г Шпиг 190 г
Сухари чер. 126 г Сухари чер. 126 г Сухари чер. 126 г
Халва 230 г Шербет 230 г Кос-хал ва 230 г
Карамель 190 г Карамель 190 г Карамель 190 г
Сухофрукты 190 г Сухофрукты 190 г Сухофрукты 190 г
Сахар 154 г Сахар 154 г Сахар 154 г
Чай 21 г Чай 21 г Чай 21 г
Гречка 630 г Рис 630 г Кар. пюре 490 г
Мясо соевое 200 г Мясо соевое 150 г Мясо соевое 200 г
Печенье 150 г Вафли 150 г Пряники 150 г
Лук (чеснок) 70 г Лук (чеснок) 70 г
Лук (чеснок 70 г
Сахар 154 г Сахар 154 г Сахар 154 г
Чай 21 г Чай 21 г Чай 21 г
Итого 4111 г Итого 3983 г Итого 3843 г
Итого на 7 чел. на 20 дней (82716 г):

Список продуктов
"Малютка" 3500 Халва 1610
Рис 8820 Шербет 1610
Вермишель 3514 Кос-хал ва 1380
Пшено 3012 Карамель 3800
Сухари бел. 2520 Сухофрукты 3800
Сухари чер. 2520 Чай 840
Масло слив. 2100 Гречка 4410
Печенье 2800 Кар. пюре 2940
Кофе 420 Мясо соевое 4000
Сахар 10360 Печенье 1050
Борщ 2646 Вафли 1050
Суп горох. 2646 Пряники 900 г
Суп пикант. 2268 Лук (чеснок) 1400 г
Колбаса 1330 Шоколад 1000 г
Грудинка 1330 Спиртное 1000 г
Шпиг 1140 Сюрприз на 8 Марта 1000 г

Состав медаптечки

Мед. оборудование: Бинты широкиеузкие 3 шт.3 шт
Лейкопластырь 8 см 3 шт 1 шт.
Лейкопластырь бактер. 4x6 см 5 шт.
Лейкопластырь перцовый 5 шт.
Вата 100 г
Бинт эластичный 2 шт.
Трубчатый бинт 2-3 шт.
Ножницы 1 шт.
Скальпель 1 шт.
Пипетка 1 шт.
Термометр 1 шт.
Шприц одноразовый 10 шт.
Шовный материал 5 компл.
Воздуховод 1 шт.
Зонд желудочный 1 шт.
Дезинфецирующие средства: Йод 30 г
Спирт 70° 500 мл
Растирочное средство: Бальзам "Золотая звезда" 1 шт
Сердечные средства: Корвалол 1 флакон
Валидол 10 табл.
Нитроглицерин 10 капе.
Гипотензивные средства: Дибазол 2 амп.
Успокаивающие средства: Седуксен 20 табл.
Элениум 10 табл.
Реланиум 2 амп.
Болеутоляющие средства: Анальгин 20 табл.
Анальгин 5 амп.
Амидопирин 10 табл.
Баралгин 20 табл.
Баралгин 2 амп.
Антибактер. средства: Бисептол 40 табл.
Сульфадиметоксин 40 табл.
Антибиотики: Ампицилин 40 табл.
Гентамицин 10 амп.
Возбуждающие средства: Кофеин 4 амп.
Кордиамин 4 амп.
Преднизолон 4 амп.
Противоаллергическое средство: Супрастин 2 амп.
Димедрол 10 табл.
Сосудорасширяющие средства Но-шпа 20 табл.
Средства при обморожениях: Компламин 2 амп.
Глазные средства: Альбуцид 2 шт.
Солкосерил желе 1 шт.
Средства при желудочно-кишечных болезнях: Энтеросептол 20 табл.
Эрцефурил 10 капсул
Поливитамины 8 табл. в день
Аскорбиновая к-та 4 г в день
Вес аптечки в упаковке 4 кг.

Состав ремнабора

Надфиль полукруглый.
Надфиль трехгранный.
Пассатижи.
Шило.
Отвертка большая.
Отвертка малая.
Отвертка крестообразная.
Сверла (2; 3; 4; 5 мм).
Цанговый зажим.
Оселок.
Швейный ремнабор:
Иглы швейные с нормальным ушком - 8 шт.
Иглы швейные с большим ушком - 10 шт.
Иглы хирургические - 2 шт.
Булавки английские - 30 шт.
Крючки, кнопки платяные - по 15 шт.
Наперсток.
Нитки швейные х/б (№ 10) - 2 кат.
Нитки капроновые тонкие - 1 кат.
Нитки капроновые толстые - 200 м.
Штопка- 1 клуб.
Нитки суровые - 100 м.
Пуговицы разные 20 шт.
Лента киперная 20 м.
Лента изоляционная.
Лента капроновая (20мм) -5 м.
Лента капроновая (10 мм) -5 м.
Лента капроновая (50 мм) - 1 м.
Пластина титановая 200x80x0.8мм - 2 шт.
Проволока медная толстая -2 м.
Проволока стальная мягкая -4 м.
Шайбы разные - 20 шт.
Шурупы разные - 30 шт.
Болты с гайками МЗ, М4 - 20 шт.
Гвозди мелкие (до 10 мм) - 30 шт.
Ранты запасные - 10 шт.
Шурупы к рантам - 20 шт.
Тросик запасной - 1 шт.
Крепления универсальные (щечки, "собачка") - 1 компл.
Заклепки алюминиевые 2; 3 мм - 20 шт.
Кольца для палок - 2 шт.
Носок лыжи съемный.
Клей "Суперцемент".
Зажигалка.
Куски капрона, брезента, кожи.
Ножницы.
Свечка.
Спички - 2 кор.
Ложка.
Шкурка наждачная - 20 см2.
Лейкопластырь 2х500см.
Общий вес ремнабора 2,5 кг.

Общественное снаряжение

Наименование Кол-во Вес (ориентировочно)
*Палатка "Мегатест" 1 шт. 8,6
Тент 1 шт. 0,85
Спальник 2 шт. 9,0
Конденсатник 1 шт. 0,5
Пила 1 шт. 0,2
Ножовка 1 шт. 0,5
Топор 1 шт. 0,7
"Костровой набор 1 компл. 0,35
*Кан с крышкой 7 л 1 шт. 0,9
Жан без крышки 5 л 1 шт 0,7
Сухое горючее 30 шт 0,5
*Рукавицы кухонные 1 пара 0,2
Лавинные листы (лопаты) 2 шт. 0,6
*Щетка для мытья посуды 1 шт., 0,1
*Щетка-сметка 1 шт. 0,3
*Половник 1 шт. 0,12
Безмен 1 шт. 0,04
Термометр наружный 1 шт. 0,1
Будильник 1 шт. 0,1
Фонари, батарейки 3 компл. 1.5
Свечи 20 шт. 1,4
Подсвечник 1 шт. 0,05
Аптечка 1 компл. 4,0
Ремнабор 1 компл. 2,3
Ружье, патроны 1 компл. 3,0
Карты, описания 2 компл. 0,5
Фотоаппарат 2 шт. 1,0
Рации с комплектом батарей 2 шт 0,9
*Веревка основная 30 м 2 шт 6,0
*Веревка вспом. 35 м 0,4
Карабины 5 шт 0,35
Ракетница 1 шт 0,065
Ракеты 20 шт 0,2
*Волокуша с мешком 1 шт. 0,9
Итого 46,925 кг

Ответить

Вернуться в «Байкал и Забайкалье»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя