Точки ветвления на дереве выбора событий
========================================
1. Погода - первая точка выбора - выбрали идти - это поворот дерева событий в направлении возможной аварии.
2. Время выхода - вторая точка ветвления. В альпинизме принято выходить рано, на рассвете или еще раньше, типичное время - 5 часов утра. Бывает, что инструктор снимает курсантов с маршрута за 5-минутное опоздание.. Выход в 8 утра - второй поворот дерева событий в направлении, пока еще "возможной", аварии.
3. Возвращаться или продолжать? (примерно в 14 часов) - третья точка ветвления. Погода резко ухудшилась, резко упала температура, на горы сели облака, видимости нет, ураганный ветер, все уже промокли, начали замерзать. Обычно, в таких случаях, группу альпинистов заворачивают (или инструктор, или ОБ, или старший тренер, или старший в группе - руководитель выхода) командой "Все вниз!".
Почему не повернули??? Надеялись проскочить??? - это третий поворот дерева событий, уже конкретно в аварию..
Ну, и добавились субъективные факторы - один из участников (№2) был одет чуть легче, чем другие, как я понял из доклада на собрании ТАКТа - ничего теплого под штанами влаговетрозащитного костюма не было - соответственно, он начал замерзать первым, видимо, терпел.. но группа продолжала движение.. кто был старший в группе? (участник №1 - с рацией?) он был в курсе?
Здесь требуется уточнение информации: в "перечислении фактов" указано, что у всех четверых было пододето термобелье, но на собрании прозвучало (насколько я помню), что у участника №2 внизу были только непромокаемые штаны и все.. прошу дополнить информацию - термобелье и верх и низ? или только верх? у кого как? - это вопрос к комиссии ТАКТа.
Второй субъективный фактор - где фонари??? их не нашли у группы. Я считаю, что без фонарей, ночью, в непогоду, туман(в облаках), невозможно работать на леднике, - спуск труднее и опаснее подъема. Ночь наступила в 20 часов, или даже раньше, учитывая пасмурную погоду. Значит последние 2 часа группа пыталась спускаться в темноте. Если потеряли или уронили (сразу 3 фонаря???) - должны быть запасные. Новичков учат: без фонаря - ни шагу, даже в лагере, по нужде!
Третье субъективное (как уже неоднократно было сказано в обсуждениях) - в аварийной ситуации, при достаточном количестве снаряжения, можно и нужно, не делая самовывертов, бросать снаряжение (буры с карабинами и оттяжками), валить вниз - жизнь дороже.. Как? Как отработать такой навык до автоматизма, чтоб срабатывал на уровне подсознания, когда сознание уже отключается от холода? - Кто знает..
Четветое субъективное - накануне засиделись допоздна, значит не успели достаточно отдохнуть и восстановить силы.
4. Последняя точка ветвления - когда вызывать спасателей? Или потерпеть еще? Группа терпела до последнего, не вызывала спасателей до 22 часов, хотя уже к 20 часам было очевидно, что авария уже произошла, и спасатели уже начали сбор в 19 часов. Вызови они спасателей в 17:30 и могли успеть получить помощь и спасение. 90%. Терпеть - последний выбор событий - это привело к потере контроля за развитием аварии.
Теперь про спасателей. На собрании в ТАКТе было рассказано, что спасработы было проводить некому.. только один человек из спасателей имел квалификацию альпиниста, остальные понятия не имели, ни о снаряжении, ни о работе с ним. Ущелье было почти пустое, опытных людей не было..
Вот такие грустные размышления по имеющимся материалам разбора.. мне очень жаль.. я уходил в горы 24 августа, тяжело было на душе.. Ребят уже не вернуть.. но, нам, живым, нужно понять, - что? - что приводит к таким авариям?, и как? - как этого избежать?
Немного поискав в сети, я пришел к выводу, что такие аварии (замерзание) - типичны и случаются регулярно, холод убивает так же быстро, как и огонь, пожар.. вот, например, очень похожая авария:
http://www.mountain.ru/people/Buyanov/2 ... brus.shtml
и еще..
http://www.mountain.ru/people/Buyanov/2 ... hkov.shtml
и еще..
http://www.mountain.ru/article/article_ ... le_id=3873
Вот цитата про группу Клочкова, Памир, 1989 г., пропали без вести: "..группа была "затянута" в ситуационную ловушку, возникшую в результате ... промахов (частично заложенных в плане похода), не слишком сильного состава группы, объективных факторов непогоды и тех тактических и технических ошибок уже на маршруте, о которых пока ничего неизвестно. Чем труднее ситуация и больше давление внешних обстоятельств, тем проще совершаются эти ошибки... Если вовремя не отступить, не спасут ни самые высокие чемпионские звания, ни самый большой походный опыт. Расплата в данном случае была роковой .."