Над названием этого моего фоторассказа об очередном путешествии долго думать не пришлось. Основная часть маршрута уже давно имеет свое название, ибо является одним из звеньев одного из самых успешных проектов в области развивающейся отечественной тур-индустрии – Большой Байкальской тропы. Цель этого проекта – опоясать уникальное озеро участками обустроенных троп, по которым люди, не готовые совершать сложные спортивные путешествия, могли бы побывать в уникальных по красоте местах. Мы имели возможность убедиться , что силами работников национального парка и волонтеров проводится очень большая работа по расчистке и маркировке троп, оборудованию стоянок, наведению мостов в местах переправ, поддержанию жилого состояния избушек и т.п. Можно много рассуждать о том, нужна ли такая работа. Ведь количество людей, приезжающих сюда увеличивается в разы, а значит и растет экологическая нагрузка на район. Уверен, что нужна. В такие места люди все равно будут стремиться. И если этому явлению не пытаться придать организованное направление – ущерб для Природы будет гораздо больший. Примеров тому немало, к сожалению, на том же Байкале.
Организационные моменты.
Желание побывать на Байкале возникло давно. Можно даже сказать, что оно было всегда с того времени, как я увлекся туризмом. Байкал для русского человека, особенно сибиряка, это как Мекка для мусульманина – здесь надо побывать хотя бы один раз в жизни. Но все предыдущие свидания с Байкалом были как бы мимоходом, при остановках на заброске или при возвращении с маршрута. Лишь в 2008 году удалось провести несколько дней в районе бухты Песчаная опять же при возвращении из большого путешествия по Вост.Саяну. Впечатления от тех дней попытался выразить в коротком видеоролике.
И вот при планировании сезона 2017 года решил поступить в соответствии со своим девизом последних лет – «Если не сейчас, то когда?!...». При множестве других заманчивых вариантов приоритет был отдан пешему путешествию вдоль Байкала. Но Байкал велик, надо выбрать конкретный район. Изначально был замысел пройти от пос.Бугульдейка до пос.Листвянка маршрутом, описанным в отчете polovicd (http://egiki.ru/viewtopic.php?f=33&t=2752) Но по мере изучения материалов по району выяснилось, что Приморский хребет сильно пострадал от пожаров в 2015 году, и больше всего - изюминка маршрута, бухта Песчаная. Очень заманчивый район – Баргузинский хребет. Но в техническом плане район не простой и идти туда надо спортивной командой. Не намного проще Байкальский хребет и район мыса Котельникова. А группа у нас вырисовывалась очень немногочисленная и очень возрастная – два пенсионера. Вполне по силам нам было совершить путешествие в районе Хамар-Дабана. Но там основной маршрут проходил бы в стороне от озера…
Вот так, путем исключений, мы вышли на вариант с Забайкальским национальным парком и маршрутом в районе Чивыркуйского залива и полуострова Святой Нос. Над конкретной ниткой маршрута уже думать было не надо. Надо лишь последовательно пройти три участка Большой Байкальской тропы – «Путь к чистому Байкалу», « От Монахово к бухте Змеиная» и «Тропою испытаний».
По срокам определиться тоже было несложно. Во второй половине июля уже наметилась поездка на источники Чойган в Вост.Саян, уже формируется кампания. Значит, едем на Байкал в конце июня – начале июля. Надо отметить, что это не самые оптимальные сроки для путешествий в районе Байкала. Как и в большинстве районов Сибири, по погодным условиям предпочтительнее вторая половина июля-начало августа. Но нас больше беспокоили среднестатистические данные по активности клещей в конце июня. Поэтому о профилактических прививках побеспокоились заранее.
За пребывание на территории Забайкальского национального парка надо платить. Цена вопроса – 100 рублей с человека в день. Школьникам скидка 50%, а пенсионерам – бесплатно! Пустяк, а приятно, ведь мы намечаем путешествие на 15 дней. Пропуск приобретается на КПП при въезде на территорию парка за поселком Усть-Баргузин или непосредственно в офисе администрации в самом поселке.
Нам этот вариант был неудобен, поскольку мы планировали начать маршрут на подъездах к пос.Баргузин. Заезжать в пос.Усть-Баргузин для оформления – терять минимум половину дня. Поэтому побеспокоились о пропуске заранее через сайт парка zapovednoe-podlemorye.ru
И вот, когда подготовка к путешествию вышла на финишную прямую, за неделю до выезда на сайте парка читаю информацию, что вся Бурятия объявлена зоной ЧС по пожарной обстановке. Доступ граждан в лесную зону закрыт повсеместно! Звоню в администрацию парка – так и есть! Разрешено пребывание только на территории баз отдыха и кемпингов. По маршрутам можно идти только в составе коммерческих групп. Как назло, под наши сроки ни одна из турфирм нам ничего предложить не смогла. Попытка договориться с отделом охраны парка дистанционно успеха не имела. Все, с кем мы общались, говорили, что вопрос можно решить только в индивидуальном порядке с директором Баргузинского заповедника.
Делать нечего. Утопающий хватается за соломинку. Сочиняю обстоятельное письмо на имя директора заповедника Овдина Михаила Евгеньевича. Упор делаю на то, что мы туристы с многолетним стажем, понимающие особенности нахождения в лесу в пожароопасный период. Берем на себя обязательство пройти маршрут без костров на газе и турбопечке-щепочнице. Выразили даже готовность выполнить какое-либо волонтерское задание. Надо ли говорить, с какой радостью мы получили ответ с положительным решением за два дня до выезда!
Даже не знаю, в случае отказа решились бы мы «партизанить» или нет. Пропуск на территорию парка нам пришлось показать лишь один раз на кордоне в бухте Змеиная. Кстати, там же можно «узаконить» свое пребывание на территории парка, если до этого у вас по какой-либо причине не было такой возможности. На выезде через КПП под Усть-Баргузином пропуск может тоже понадобиться. Мы возвращались на местной машине и у нас его не спрашивали.
Описание подъезда на маршрут и выезда.
Поездом прибыли в Улан-Удэ. Специально из нескольких вариантов выбрали с прибытием рано утром, чтобы успеть на первый рейс автобуса в сторону пос. Баргузин. По расписанию за день три рейса микроавтобуса на 13 мест. Мы купили билеты заранее через Интернет и рекомендуем поступать именно так – количество желающих уехать нашим рейсом превышало количество мест. Следует отметить, что автовокзал в Улан-Удэ очень тесный и неудобный для длительного ожидания, особенно если группа многочисленная. Отправление в 8.30. Время в пути около 6 часов. Водителя нужно предупредить, что вам нужно выйти на 314 километре за мостом через р.Гремячая.
Уже через пару часов пути дорога выходит на берег Байкала. Остановка на перекус делается, как правило, на выезде из поселка Турка. Живописное место сразу у крыльца кафе.
На маршруте есть один проблемный момент, связанный с транспортом. Из бухты Крохалиная надо переправиться через Чивыркуйский залив в бухту Змеиная или Крестовая. В Крохалиной есть ведомственная база отдыха на основе списанной баржи. Но они услуг по переправе не оказывают. Надеяться приходится на случайных попутчиков, прибывших в бухту на катере. Другой вариант – договориться с перевозчиками об индивидуальном рейсе. Мы сумели предварительно договориться с перевозчиком из пос.Катунь по имени Андрей. Цена вопроса для нас составила 5000 рублей. Тел. 8-924-351-9879. В районе бухты Крохалиная найболее устйчивую (но не гарантированную!) связь дает оператор Мегафон. У нас был спутниковый телефон и проблем со связью мы не имели.
На побережье полуострова Святой Нос первые авто обычной проходимости нам встретились в районе бухты Окуневая. Автокемпинги с охраняемой парковкой и выделенными зонами размещения есть в бухте Сорожья и пос.Монахово. От пос. Монахово до урочища Глинки идет 18 км хорошей грунтовки. Идти по ней, уворачиваясь от многочисленных машин, не имеет смысла. Мы без проблем договорились с одной из попуток.
Вдоль берега Баргузинского залива в сторону Усть-Баргузина по песчаной косе можно и прогуляться. Но все та же дорога идет совсем рядом, и мы решили тоже воспользоваться попуткой на этом этапе.
В районе урочища Глинки уверенную связь обеспечивает Билайн и МТС. Имеет смысл сразу забронировать место в маршрутке на удобный рейс из Усть-Баргузина до Улан-Удэ. Телефон диспетчера 8-924-654-55-89 Прикол еще в том, что в поселке нет автостанции вообще. Водитель автобуса при заявке уточняет место, в котором нужно будет быть в нужное время.
Техническое описание маршрута.
Скорее это будет, в соответствии с традициями форума, рассказ о том, как мы прошли этот маршрут с максимальной информацией о технических моментах.
Нитка маршрута: пос. Баргузин – р. Гремячая – пер.Плато н/к – руч.Хожалый – р.Бол.Чивыркуй – бухта Крохалиная – бухта Крестовая – ист.Змеевые(рад.) – пос.Курбулик – пос.Катунь – т/б Монахово – ур.Глинки – п/ов Святой Нос (рад.) – пос. Усть-Баргузин.
Расстояние: пешком – 78 км.
катер – 15 км
авто – 42км
Сроки проведения: с 23 июня по 7 июля.
Состав группы: Хмелинин Владимир – 62 года.
Палкина Людмила – ... старше 55
Обзорная карта района путешествия (кликабельно)
Подробные треки нашего движения на пеших участках можно посмотреть здесь:
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=uwvojjrqoqfjzpvl
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=bdsebeicinfdapfz
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=xwelouduaatargln
Участок пос.Баргузин – бухта Крохалиная.
23 – 27 июня. 42 км.
Маршрутка останавливается в оговоренном месте. Чувствуется, что водителю это место старта многих групп знакомо.
Выше моста дороги вверх по реке есть и по правому и по левому берегу. До просеки с ЛЭП идем по левому берегу. Далее нам показалось, что по правому берегу идет более комфортная тропа. Без проблем переходим речку вброд и продолжаем двигаться по тропе, плавно идущей на подъем. Однако довольно быстро мы поняли, что не надо было уходить с левого берега. Тропа разбилась на тропки и вскоре пропала вообще. Зато мы набрели на развалины интересного объекта – ГЭС местного значения.
Грандиозность этого сооружения как-то не вяжется с текущим вблизи ручьем. Возможно, много лет назад все было по-другому.
По бревнышку перебираемся обратно на правильный берег. Организуем первый маршрутный обеденный привал. Заодно проводим внимательный противоклещевой осмотр. С удовлетворением отмечаем, что клещей нет. Забегая вперед, скажу, что где-то на третий день маршрута мы окончательно расслабились по этой проблеме. Клещей мы не встречали до конца маршрута, не смотря на напрягающие прогнозы. Скорее всего, дело в сухой и жаркой погоде, которая сопровождала нас почти на всем маршруте. А вот пожароопасность была реально на очень высоком уровне. Поэтому с огнем мы были предельно внимательны и честно прошли маршрут без костров.
Далее уже по лесной дороге продолжаем движение на подъем.
Планировали дойти в этот день до помеченной на карте избушки. Но сказалась усталость первого дня. Из-за жары и туч всякого гнуса передвигаться получалось лишь в режиме 20 + 10. Да и рюкзаки были тяжелее, чем мы надеялись при подготовке – у меня под 30 кг. Под давлением этих обстоятельств уже в 18:00 мы разбиваем лагерь на полянке между ручьем и дорогой.
На следующий день продолжаем движение по лесной дороге. Жара с самого утра и тучи комаров делают наше продвижение весьма неспешным - держим марку «неторопливых ежиков». Тем не менее, за один переход достигаем роскошного информационного стенда .
Дорога уходит куда-то далее вверх по склону, а нам через символические ворота по тропе влево в сторону перевала.
Тропа просто замечательная. Расчищена от бурелома, с покинутыми бревнышками в заболоченных местах и даже со скамеечками для отдыха в тенечке у ручья.
Тем не менее, ни одного свежего следа пока не наблюдаем. Неужели мы открываем сезон этого года? Скорее всего, работает запрет на выход в лес в связи с пожарной опасностью.
Через пару переходов выходим на полянку с избушкой, отмеченной на карте. Вид у нее совсем уж не жилой. Но сама полянка очень удобна для стоянки, вода в ручье неподалеку.
Еще через пару переходов выходим на границу зоны леса. Тропа петляет между кустами кедрового стланика и чего-то лиственного. Появляется возможность взглянуть на пройденный путь.
Ручьи ушли куда-то в сторону, и имеющиеся запасы воды приходится экономить. Поэтому у встретившегося на пути источника организуем обеденный перекус в тени кедрового куста. В такую сушь ситуация с водой на самом перевале может быть самой неблагоприятной.
Тропа выходит на открытое пространство под самым перевалом. Ближе к перевалу склон даже выполаживается. Опасения по поводу проблем с водой оказались напрасными. Под перевалом приличный по размерам снежник, из-под которого струится ручеек талой воды.
Но тут стало напрягать другое обстоятельство. На склоне множество совсем свежих медвежьих следов. Зато на открытом пространстве стал чувствоваться ветерок, который сдувал изрядно донимавших нас комаров.
Поднимаемся на седловину перевала. Место называется «Плато». И действительно, наблюдаем перед собой идеально ровную площадку с отдельными кустами кедрового стланика, да еще посыпанную мелкой крошкой какого-то белого минерала, похожего на мрамор.
Перевал является хорошей обзорной точкой. Вид в сторону долины р.Баргузин
А это вид в сторону верховьев р. Большой Чивыркуй и основной части Баргузинского хребта. Там горы покруче!
Не смотря на то, что до вечера еще далеко, решаем остановиться на ночлег именно здесь. Не спеша оборудуем лагерь. Начинаем с того, что растягиваем на трекинговых палках тент для защиты от палящего солнца. Хорошо, что внутренняя часть палатки из сетки!
С дровами для полноценного костра здесь может и проблемно. Но для турбопечки хватает просто подножного мусора.
Ближе к вечеру у нас все же случился эпизод, связанный с истинным хозяином здешних мест. Мы начали подготовку к ужину, как вдруг невдалеке, на склоне заросшем стлаником, услышали сильный шум. Судя но раскачивающимся вершинкам кустов, прямо на нашу стоянку надвигался крупный зверь. Уже стало слышно его урчание и сопение. Но к счастью для нас, ветер был от нашей стороны. Метров за десять до выхода на полянку с нашей палаткой зверь нас почуял, шумно втянул в себя пару раз воздух и … ломанулся обратно вверх по склону. Мы его так и не увидели, наблюдали только волну по кустам стланика. Оставшуюся часть дня мы убеждали друг друга, что медведи здесь совсем не хотят встречаться с человеком и что сам медведь напугался не меньше нашего.
Вечером надеялся поснимать закат с открытого места на плато. Но солнце садилось в какое-то марево и получилось не очень…
Утром в 9 часов начинаем спускаться с перевала по хорошо заметной тропе. Склон в сторону долины р,Большой Чивыркуй более пологий. Отличная погода, тропа под горку – что еще нужно для счастья двум странствующим пенсионерам! К тому же по мере спуска в зону леса по пути стали встречаться симпатичные ручьи с водопадиками и поляны цветов.
В 4-х километрах от перевала тропа выводит нас к стоянке «Таежный великан», расположенной среди группы вековых кедров. Здесь в непогоду гораздо уютнее, чем на открытом плато перевала. Тем более, что рядом кострище с остатками дров видимо еще с прошлого сезона. Ну а мы после короткого привала продолжаем движение.
Спускаемся вдоль ручья Хожалый, несколько раз пересекаем его по мосткам. Тропа хорошая, в одном месте правда общую радужную картину нарушает участок горелой тайги. Но и здесь жизнь берет свое – молодая хвойная и лиственная поросль уверенно тянется к небу среди обгорелого бурелома. Очередное спасибо тем, кто поработал на расчистке тропы!
Тропа постоянно идет вниз по берегу ручья Хожалый, несколько раз пересекая его. Проблем с бродами не возникает – всюду в проблемных местах проброшены параллельные бревнышки. В районе впадения ручья в Бол.Чивыркуй тропа мосле очередного мостика уходит резко вправо и выводит на роскошную стоянку с избой.
Стоянка представляет из себя ровную площадку на высоком левом берегу реки Большой Чивыркуй в метрах 30-50-ти от воды. Старый вариант маршрута предполагал в этом месте переходить вброд Чивыркуй и далее идти по тропе правым берегом. Поэтому стоянка так и называется-«Переправа»
Стол, лавки, кострище, бревна у костра, много мест для палаток. Здесь же добротный, сухой зимник, в котором есть печь, небольшой столик, нары человека на четыре. На столике лежит тетрадь-журнал, где все проходящие могут зарегистрировать свое присутствие в этом замечательном месте. Отмечаемся и мы, обратив внимание, что в этом сезоне мы действительно первыми идем по этому маршруту
Дело как раз идет к обеду, так что лучшего места для перекуса трудно желать.
Место, конечно, достойно того, чтобы здесь задержаться хотя бы на полудневку. Но мы после некоторых колебаний решаем не нарушать нашего намеченного графика и продолжить путь. Все же наша основная цель – озеро Байкал.
Из старых описаний маршрута следовало, что в этом месте надо бродить через Чивыркуй. Но из более свежих отчетов мы знаем, что тремя километрами ниже по реке сооружен подвесной мост. Поэтому идем по левому берегу с надеждой, что мост на месте. Большой Чивыркуй на этом участке уже довольно приличная река, и с ходу его бродить – задача не простая.
Мост оказался на месте и представляет из себя вполне надежное сооружение.
Теперь можем уверенно шагать к намеченной точке стоянки на правом притоке р.Дубари. Тем более, что до нее по хорошей тропе не более двух километров.
Приток Дубари – вполне себе приличная речушка среди крупных валунов.
Мостик через него тоже есть, но вот он уже требует капитального ремонта. Плахи, его образующие, основательно подгнили и идти по ним приходится предельно осторожно.
Одноименная стоянка находится на высокой террасе правого берега притока. Кострище, стол со скамейками из толстенных плах, удобные площадки под палатки. Удобство и обустроенность этого места позволили забыть о сомнениях при покидании предыдущей стоянки у избы. Безусловно, таким выводам способствует великолепная погода, которая продолжает нам сопутствовать на маршруте.