Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Алтай глазами туристов.
Ответить
Аватара пользователя
Ermichel
Ёжик
Reactions:
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 23.09.2010 16:15
Откуда: Красноярск

Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Сообщение Ermichel » 17.02.2016 20:40

Это путешествие случилось у меня не запланированно. Было у меня две недели неиспользованного отпуска, которые я планировал потратить на поход по Кутурчину и вылазку на Борус. На Кутурчин я собирался идти с Сашей Куприяновым, но к моменту похода у него появилась срочная работа, от которой он не мог отказаться. Одному идти на Кутурчин мне как-то не очень хотелось, я немного загрустил и тут узнаю, что у компании моих друзей, собирающихся в поездку по Алтаю, есть свободное место в машине и они могут взять меня с собой. Был один нюанс, что у них уже были оборудованы спальные места в машинах, а мне нужно было спать в палатке. Меня это не пугало нисколько, я собрался и поехал.
Всего нас было 5 человек на трх машинах — Алексей и Маша (Toyota LandCruiser), Андрей (Land Rover Discovery), Сегрей и я (Mitsubishi Delica).
Поездка специально планировалась на вторую половину сентября. Причин этому несколько:
в это время на Алтае как правило уже наступает золотая осень и, соответственно, красивые виды;
спадает уровень воды в реках и можно попасть в те места, куда летом проблематично, Голубые озера возле Катуни становятся именно озерами, оседает муть и Катунь становится действительно бирюзовой;
поскольку уже прохладно, то людей меньше, соответственно проще найти место для стоянки, меньше шумных компаний;
летом любой мало-мальский красивый участок возле реки кем-нибудь взят в аренду и можно встать платно, а осенью много таких мест брошено и можно останавливаться бесплатно.
Алексей с Машей и Андрей выехали на день раньше — по плану они хотели проехать по правому берегу Катуни через Чемал до Ороктойского моста, а потом через Ороктой выехать на Чуйский тракт в район Онгудая, где мы с Сергеем должны были их догнать. Сергей мог выехать только в субботу, соответсвенно и в субботу выехал и я.
12 сентября — в 9 утра выехали с дачи Сергея в деревне Еловка возле Красноярского аэропорта. В 20:20 остановились на ночлег возле деревни Боровиха под Барнаулом. За день проехали около 900 км. Чего-либо интересного на этом участке на мой взгляд нет — просто технический прогон. В этот раз не объезжали Мариинск, а проехали сквозь него — оказался довольно красивый городок. Наверное следует отметить, что на трассе «Алтай-Кузбасс» ( 200 км участок дороги примерно от Белово до трассы Новосибирск-Бийск) есть лишь одна заправка приблизительно посередине участка и в 2010 году она не работала (хорошо я взял тогда с собой канистру с бензином). А в целом состояние дорог в Кемеровской области, Алтайском крае и республике Алтай оказалось лучше, чем у нас в Красноярском крае (хотя возможно и у нас к осени подлатали). По цене на бензин в этот раз лучше всего ситуация была в Алтайском крае — были вполне приличные заправки с ценой 29 руб за 1л 92. На удивление высокими были цены на Газпроме и Роснефти 33-34 руб за литр (в Красноярске цены у них были такие же, но у остальных еще дороже).
13 сентября — встали в 7 утра, выехали в 8. Остановились возле часовни, установленной на месте гибели Михаила Евдокимова:
Изображение

Бийск объехали по объездной дороге — возможно имеет смысл ехать через город, там не нужно петлять, как в Кемерово — все время прямо. На объездной дороге вроде как можно разогнаться, но есть несколько участков, на которых скорость по непонятым причинам ограничена до 60 км/час. На каком-то из этих участков Сергея и сфотографировали за 500 руб. В прошлые годы мы всегда на обратной дороге покупали в Бийске мед в «Пчелоцентре» - дешевле, чем на трассах и неплохой.
При наличии времени можно было посетить музей Шукшина в Сростках, но во-первых было неизвестно, работает ли он по воскресеньям и нам нужно было догонять своих.
На границе Алтайского края и республики Алтай традиционно сфотографировался у стеллы.
Изображение

Теперь здесь есть еще и памятник туристу.
Изображение

Около 12 часов были в Усть-Семе возле памятника герою фильма «Живет такой парень».
Изображение

Опять же при наличии времени можно было сходить на Камышлинский водопад или подняться на канатке до Манжерокского озера. Созвонились со своими — они доехали до Ороктоя, но двигаться в сторону Чуйского тракта не решились. Договорились, что встречаемся в Чемале.
В Чемале посетили часовню на острове Патмос. Часовня расположена на скалистом острове.
Изображение

Попасть на остров можно по подвесному мосту — проход бесплатный.
Изображение

Возле часовни есть наскальная икона (вертеп).
Изображение

Напротив острова красивая небольшая бухта с песчанным пляжем.
Изображение

Бирюзовая Катунь:
Изображение

На обед остановились в селе Элекмонар возле «Зубьев Дракона» (второе название - «Хребет динозавра») - красивой гряды скал посреди Катуни.
Изображение

Через «Зубы Дракона» проходит автомобильный мост, через который можно попасть в палаточный городок Рублевка (проезд — 100 руб., проход бесплатно).
Изображение

Городок расположен возле озера. Есть там и аквапарк. Про цены ничего не знаю.
Пообедав, поехали в деревню мастеров — Аскат. Называют ее так, потому что там живет несколько семей, занимающихся изготовлением различных поделок, экзотических музыкальных инструментов, написанием картин. После моста через Катунь на въезде в деревню расположена несколько избушек и юрт, в которых можно купить-пощупать различые сувениры-обереги-куклы-дудки и прочие штучки ручной работы. А так же можно за 200 руб самому научиться слепить какой-нибудь горшок или сделать куклу-оберег, в-общем различные экспресс мастер-классы.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Нам туристам может это и не очень интересно, но жен-детей можно порадовать. Наибольший интерес вызвала изба «Галерея «Стрела Сартакпая».
Изображение

В основном в ней представлены различные экзотические музыкальные инструменты, причем не только алтайские, и картины. За просмотр денег не берут. Вроде бы как там предлагается экскурсия за 50 руб., но нам девушка все показывала и рассказывала бесплатно. В общем, если время позволяет, то имеет смысл заехать туда — столько интересных вещиц в одном месте я еще не видел. Цены конечно не малые, но и вещи довольно уникальные. Описать словами сложно — лучше живьем посмотреть.
В Аскат мы приехали к вечеру, так что мастер-классы уже закрылись, но в «Галерее Стреле» мы побывали.

На ночевку мы остановились на Семинских(Катунских) ванночках. Это место на Катуни чуть выше устья Семы. В этом месте после весеннего половодья образуется несколько озер разной величины. Соответственно они различаются и по температуре воды — каждый найдет себе свою:
Изображение

Возле Катунских ванночек находится Семинский порог.
Изображение

Летом здесь куча народу, много беседок-столиков, туалеты, но сейчас никого не было. Денег за стоянку с нас никто не взял — некому было собирать. На пеньках возле беседок и столиков выросли опята. Мы собрали полведерка и пожарили с картошкой.
14 сентября — примерно в 9:30 двинулись по Чуйскому тракту на юг. Хочу отметить, что меня поразила чистота и обустроенность в районах, посещаемых туристами. Вроде и сезон уже закончился, но нигде никаких бумажек, окурков, бутылок и прочего мусора. В местах стоянок и кемпингов много всяческих инсталяций и фишек, для создания которых и не нужно каких-либо бешеных денег — главное желание и фантазия.
Изображение

Ценнники на услуги такие же, либо ниже, чем в Бурятии и главное, люди рвутся работать. Про Туву я вообще промолчу. Видимо здесь давно поняли, что туристов выгодно не грабить, а зарабатывать на них. Так же эти места более приспособлены для иностранных туристов — много указателей на английском языке и чаще находятся люди, говорящие на английском. На Байкале иностранных туристов тоже не мало, но обычно они там тыкались как бараны, ну или это мне такие попадались — как правило приходилось помочь сориентироваться им в пространстве и времени.
К часам 12 неспешно доехали до Семинского перевала (1717 м).
Там выпал снежок — высота какая-никая все-таки.
Изображение

На перевале установлена стелла в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России.
Изображение

Примерно час потусовались на перевале и двинули дальше. Через пару часов были на перевале Чике-Таман (примерно 1300м):
Изображение

Перевал конечно не такой высокий, как Семинский, но куда более красивый.
Панорамы с перевала Чике-Таман:
Изображение

Изображение

Протолкались мы там часа два, а потом двинули дальше. После перевала пошли очень красивые места — просто раздолье для фотографа при хорошей погоде — долина Чуи, речные террасы, бомы (скалистые прижимы).
Изображение

Изображение

Речные террасы Чуи и Катуни:
Изображение

Понравилась горка перед селом Малый Яломан:
Изображение

Андрей решил сфоторграфировать её выше, чем с трассы и поехал на горку напротив. Поднявшись на несколько пригорков он наткнулся на группу «черных» копателей. Как оказалось здесь находится часть Яломанского городища — довольно большого поселения, существовавщего в 8-9 веке н.э. и разрушенного бульдозерами в советское время. Копатели похвастались своими находками и были удивлены, что мы ничего не слышали про городище. После беседы с ними мы решили купить путеводитель по Чуйскому тракту, чтобы по возможности не проезжать мимо таких мест.
Двигались мы разрозненно, договорились, что встречаемся в селе Иня.
В Ине две достопримечательности:
- памятник Ленину («Ленин с хвостом»):
Изображение

Первый памятник Ленину на Горном Алтае (1936г.) Ленин стоит на спиральном постаменте (специалисты находят в нем сходство с Татлинской башней). В основании — пятиконечная звезда. Въедливые люди отмечают, что Ленин обращен лицом к Монголии, спиной к России. Так же он наклонен к дороге, видимо от этого и «хвост».
- первый в мире висячий двухтросовый мост. Построен в 1936 году силами заключенных и местных жителей под руководством студента Цаплина. Называют его еще Дембельским, так как часть заключенных амнистировали после постройки моста. Но по дороге домой одна из машин упала с обрыва и 27 человек погибли. С 1970 года этот мост не эксплуатируется, а просто стоит как памятник архитектуры. К сожалению, я не уговорил своих компаньонов подъехать к нему.
Так же за Иней расположен археологический комплекс — так называемые «оленные камни», стеллы с символическим изображением человека (примерный возраст — 5000 лет).
Изображение

Раньше мы любили останавливаться напротив места впадения Чуи в Катунь.
Место впадения Чуи в Катунь:
Изображение

Проехать туда можно было через висячий мост за селом Иня, но после наводнения 2014 года его смыло. Однако оказалось, что к моменту нашего приезда построили два капитальных моста (на 60 тонн) через Чую и через Катунь.
Новый мост через Чую:
Изображение

Новый мост через Катунь:
Изображение

Думаю, что это не ради одного Инегеня сделано. Похоже через пару лет до Тюнгура будет куда проще добраться. Однако теперь, чтобы попасть на наше любимое место, пришлось ехать через бом Комдош — довольно неприятный, узкий прижим с крутым обрывом.
Бом Комдош:
Изображение

Изображение

Изображение

Раньше там регулярно кто-нибудь падал — мы туда только пешком прогуляться ходили. Сложного там вроде ничего, но если кто-то идет навстречу, то разъехаться не реально. Сейчас этот участок тупиковый и движения там практически нет. За бомом находится родовое поместье алтайской семьи. Раньше там была хорошая оборудованная стоянка, куда еще и тяжело попасть было. Сейчас все смыло, народу не было и из всего семейства был лишь наемный работник. Есть подозрение, что еще года два-три и туда на машине уже не проедешь. За въезд на территорию с нас взяли по 300 руб с машины, как и в старые добрые времена. Можно было уехать от туда, но решили не отступать от традиций, да и дело к вечеру уже было.
15 сентября — с утра (я точнее почти с обеда) двинули по Чуйскому тракту. На обед решили заехать в кафе «Чуй-Оозы», находящееся дальше по Чуйскому тракту, недалеко от места впадения Чуй в Катунь. Кафе вроде бы славится разнообразием блюд алтайской кухни, но в этот раз из национальных блюд был только лагман. Ну и вообще отзывы в интернете об этом кафе не очень хорошие, так что сильно зацикливаться на нем не нужно. Кстати хочу отметить, что на Алтае с национальной кухней похуже, чем в Бурятии. Во всех кафе, где мы были, кроме лагмана и мант, других национальных блюд не предлагают. В кафе «Чуй-Оозы» мы купили путеводитель по Чуйскому тракту, благодаря которому посетили несколько мест, расположенных близко к тракту, про которые мы и знать не знали.
Первыми такими местами стали:
Порог "Турклуб "Горизонт" на р. Чуя:
Изображение

Порог "Турбинный" на р. Чуя:
Изображение

Следующим пунктом нашей программы на этот день стала экскурсия по комплексу наскальных рисунков «Калбак-Таш» - древнему святилищу, в котором имеется несколько тысяч наскальных рисунков, относящихся к разным эпохам. Сильно поразил алтарь с различными рисунками сцен из жизни людей и животных — чем то напомнил триптих «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха. По крайней мере действующих лиц и сюжетов там не меньше. Экскурсия стоила 60 руб с человека. Длится минут сорок, потом можно ходить самостоятельно. Рекомендую побывать в этом месте, причем воспользоваться услугами экскурсовода. К сожалению у меня к этому времени села батарейка в фотоаппарате, поэтому фотографий практически нет.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Далее мы переехали в село Белый Бом, где поужинали в кафе. Возле кафе сооружен интересный фонтан — вода идет из родника, бьющего на пригорке за кафе.
Изображение

Изображение

После ужина мы двинули на гору, называемую «Ретранслятор» (2331м). Называется она так, потому что на ней расположен действующий узел связи с Акташем.:
Изображение

Возле Акташа тоже есть гора, называемая «Ретранслятор». С нее открываются хорошие виды на Северо-Чуйский и Катунский хребты. Дорога туда пригодна лишь для полноприводных машин с высоким просветом. Так же пониженная передача желательна, поскольку подъем довольно крут. Наша Делика подняться не смогла. На мой взгляд, наверное не стоит мучить свои машины, а нанять Уазик в Белом Боме. На верху мы встретили фотографа, который так и сделал. Говорил, что ему это стоило 2000 руб.
Виды здесь шикарные, особенно на закате:
Северо-Чуйский хребет с "Ретранслятора":
Изображение

Белуха с "Ретранслятора":
Изображение

Перевал Ачик и долина р. Шавла (самой Шавлы не видно - внизу приток):
Изображение

Изображение

На вершине было довольно морозно и ветренно.
Изображение

Пока занимались фотосъемкой, мимо пробежало стадо маралов.
Изображение

Панорама Северо-Чуйского хребта:
Изображение

После заката двинули вниз. Пока спускались пробили колесо на Крузере. Заночевали на берегу Чуи недалеко от Белого Бома.

16 сентября — с утра Андрей пробовал порыбачить, поймал трех небольших харюзков, которых отпустил. Позавтракали и двинули дальше.
По дороге посетили:
-водопад «Девичьи слезы:
Изображение

-Порог "Бегемот" на р. Чуя:
Изображение

Порог 5-ой категории сложности. Как сказано в описании - «Вопрос о прохождении решается после тщательного просмотра самого порога и 7 мемориальных табличек на разных ступенях.»

-Водопад «Чибитский»:
Изображение

-Водопад Вучарах:
Изображение

Водопады «Чибитский» и «Вучарах» расположены на левых притоках Чуи Верхний и Нижний КараСуу соответственно. Чтобы попасть к ним, нужно переехать мост через Чую примерно два километра не доезжая Чибита,
Изображение

и затем ехать по грунтовке в обратном направлении. На каждый из водопадов есть отворот — до них метров 300-400, причем можно подъехать почти к самим водопадам.
Недалеко от Чибита находится большое село Акташ. Много магазинов, супермаркет «Мария Ра», несколько заправок и автосервисов. Здесь мы заправились и поужинали в кафе «М-52».
Заехали на «Гейзеровое» озеро:
Изображение

Озеро это довольно забавное — на его дне голубая глина и немного ила. Периодически на дне начинают бить ключи разной интенсивности и картинка начинает меняться на глазах. Лучше попадать на это озеро с утра — тогда оно и освещено правильно и вроде бы ключи бьют чаще. Находится это озеро возле базы «Мёны» - метров 300 от базы. Пройти можно через базу по деревянным мосткам за 20 руб с человека или в сапогах через болотце бесплатно. На мой взгляд лучше 20 руб отдать.
В этом районе есть еще одна достопримечательность — недостроенная Чуйская ГЭС, но мы её проехали. В народе её называют «плотина дураков (стройка дураков)» - так как после ее постройки оказалось, что из-за особенностей грунта вода просачивалась под плотиной. Проект пришлось свернуть.
Когда подъехали к Курайской степи, уже стемнело, поэтому хороших фотографий Северо-Чуйского хребта в этом месте у меня не получилось.
Панорама Курайской степи:
Изображение

В Чаган-Узуне мы свернули с Чуйского тракта направо и двинули в сторону «Марса». Так туристы назвали песчаные холмы в долине притока р. Чаган-Узун — Кызылчина. Из-за большого содержания ртути холмы имеют яркий красный цвет, плюс пратически отсутствует растительность — пейзажи обалденные. Фотографировать лучше всего на восходе, когда первые лучи солнца освещают долину.
Весной Кызылчин сильно разливается, а во второй половине лета и осенью сюда можно проехать на любой легковушке.
На ночлег встали на берегу Кызылчина, примерно в пяти километрах от Чуйского тракта.
Наш табор на Кызылчине:
Изображение

17 сентября — восход я поспал, точнее проснулся с восходом, но пока собирался, солнце уже выглянуло. Соответстсвенно фотографии получились не такие выразительные, как мне хотелось. Ночью был небольшой морозец — на Кызылчине появился ледок.
Изображение

Долина р. Кызыл-чин ("Марс"):
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Неподалеку от нас встала группа туристов на Уазике-буханке. Они были на плато Укок и по их словам там выпало снега по колено. Тогда мы не очень им поверили.
После завтрака отправились в прогулку по окрестностям. На всех окрестных холмах видны следы геологических изысканий — стобики, шурфы и даже штольня.
Изображение

Судя по надписям на столбиках велись они в 1955 году.
Изображение

Взошли на горку (2080 м), с которой открылась панорама Южно-Чуйского хребта.
Изображение

Под горкой обнаружились курганы.
Изображение

Много курганов было и в самой долине Кызылчина.
После обеда мои компаньоны поехали по окрестностям, а я остался караулить табор.
С собой мы брали баню «Мобиба». В этот вечер мы решили ей воспользоваться.
Заночевали на этом же месте.
18 сентября — на этот раз я не проспал, но восхода почти не было из-за сильных туч. С утра немного пофотографировали и выехали в Кош-Агач — райцентр и довольно большой населенный пункт. Живет в нем порядка 10 000 человек, половина из них — алтайские казахи. Здесь мы пытались купить баранину, но безуспешно. От Кош-Агача до границы с Монголией остается порядка 70 км.
Кош-Агач довольно интересный населенный пункт. Расположен он на высоте 1780 м. Летом там бывает до +40 градусов, зимой до -60. По статистике в районе Кош-Агача 300 солнечных дней в году. Потому там очень много солнечных батарей. Их можно увидеть в очень удаленных кошарах. Вроде бы есть федеральная программа на эти цели.
Заправились и поехали обратно. В Ортолыке свернули с тракта в сторону Бельтира. С пригорка перед Бельтиром открывается вид на Южно-Чуйский хребет.
Изображение

Наша задача — подъехать как можно ближе к Талдуринскому леднику — вроде самому большому на Алтае, если я не ошибаюсь. Бельтир находится примерно в 15 км от тракта. В 2003 году он сильно пострадал при землятрясении.
Изображение

Школьный стадион провалился ступеньками на 5м и несколько лет на его месте было небольшое озеро.
Изображение

Жителей переселили в специально построенный поселок Новый Бельтир возле Кош-Агача, но старшее поколение там не прижилось и вернулось обратно. Сейчас Бельтир потихоньку начинает оживать.
Сразу за Бельтиром начинается долина р. Талдура.
В зарослях облепихи пасутся стада верблюдов.:
Изображение

Перезжаем мост через Талдуру и практически сразу наша Delica цепляет камень и мы задираем защиту. Вдобавок сорвались болты крепления и их пришлось срезать болгаркой. До брода через р. Джело можно доехать на каком-нибудь паркетнике. Чтобы проехать дальше, нужна машина с большим просветом, так как много участков с высокими камнями.
Периодически по дороге встречаются кошары. Похоже, что хозяева у них одни и те же, просто перегоняют стада от одной к другой. Неприменный атрибут каждой кошары — штабеля кизяка.
Изображение

Такие штабеля можно увидеть во многих дворах в Кош-Агаче. А что делать — деревьев то мало. Плюс алтайцы говорят, что кизяки дают более равномерный жар.
Постепенно темнеет. Пора бы и остановиться, но какой-то бес гонит нас вперед. Подъезжаем к заболоченному участку, который дорога огибает с двух сторон. Андрей на Лендровере пытется проехать по одной стороне — в итоге едва не ложит машину набок и застревает в камнях. Алексей на Ландкрузере по другой стороне пытается проехать ему на помощь, но в темноте заезжает в болото и садится на брюхо. Примерно час освобождаем Андрея, а потом с его помощью выдергиваем Крузер.
Здесь чуть не завалился набок Лендровер:
Изображение

Здесь Крузер сел на брюхо:
Изображение

Проходим вперед, видим что дальше опять болото и решаем вернуться метров на 300 назад. Здесь кошара и рядом с ней поляна, на которой мы и заночевали.
Изображение


До Тадуринского ледника осталось порядка 10 км.

19 сентября — сегодня у нас запланирован радиальный выход к Талдуринскому леднику. Планировалось, что мы встанем неподалеку от ледника, но не получилось доехать. Поскольку кроме меня никто не собирался спать в палатках, то на прогулку по самому леднику времени не хватает. Ну и для первого раза достаточно. Завтракаем и идем. Сергей простыл и решил остаться на таборе.
Я обул сапоги и нисколько не пожалел об этом, так как буквально через километр был брод через реку, а потом река начала петлять.
Изображение

Моим приятелям пришлось идти траверсом по крутому склону, а я шел прямо по долине. Через 8 км от нашей стоянки я вышел к последней кошаре.
Изображение

Если присмотреться, то за кошарой можно увидеть свежеосыпавшийся склон. Кажется совсем немного, и её бы засыпало, но вроде пронесло. Это все следы землетрясения 2003 года.
Метров через 500 после кошары начинается морена. Автомобильная дорога перед ней заканчивается, но доехать сюда можно видимо на Урале, либо на Шишиге. Туда мы шли по морене по правому берегу — она вроде бы не сложная, но лучше пройти левым берегом, морены там почти нет и тропа получше. С морены открывается вид на Талдуринский ледник.
Изображение

Протяженность морены километра полтора и мы возле ледника. Природа здесь постаралась на славу — тут и ледяной тоннель:
Изображение

и «Око Саурона»:
Изображение

и ледяной грот:
Изображение

Открывается вид на высочайшую вершину в этом районе — пик Иикту:
Изображение

Немного фотосъемки и двигаемся обратно.
В лагере Сергей поделился с нами своими приключениями. Он сидел в шатре какое-то время, а потом решил выйти на улицу. Метрах в ста от табора он увидел в камнях мохнатую черную спину и чуть «личинку не отложил» - думал медведь пришел. Пока он соображал, что делать, показались рога — это был як, который видимо отбился от стада. Як хоть и шугался от нас, но от табора не убегал — утром возле палатки моей топтался, видимо понимал, что около людей нужно быть.
Наш "сосед":
Изображение

Иикту на закате:
Изображение

20 сентября — Завтракаем и движемся обратно. Долина Талдуры радует глаз:
Изображение

Брод на реке Талдура:
Изображение

Брод на реке Джело:
Изображение

Перед устьем Джело сворачиваем в сторону Карагемского перевала. Дорога вроде бы неплохая, но крутая — желательна пониженная передача.
Долина реки Джело:
Изображение

Доезжаем до озер под перевалом — высота около 2600 м.
Изображение

Можно было заехать и на сам перевал, но оттуда шла снеговая туча — решили возвращаться обратно.
Возле устья река Джело течет через узкий, красивый каньон::
Изображение

Обедаем на устье Джело и едем дальше. Снова Бельтир, Чуйский тракт, Акташ.
В Акташе сворачиваем в сторону Улагана.
Проезжаем «Красные ворота» (опять ртуть):
Изображение

Останавливаемся немного не доехав до перевала на красивом озере Киделю:
Изображение

На озере стоянки платные, но поскольку сезон уже кончился, то плату никто не собирал.
В озерах на Улаганском перевале есть рыба — хариус и пелядь, которую специально разводят.
Изображение

21 сентября - Ночью выпал снежок:
Изображение

но озеро не стало менее красивым:
Изображение

Однако нужно было ехать дальше. Скоро подъехали к райцентру — Улагану. В нём есть музей, но похоже он всегда закрыт. По крайней мере мои друзья, которые были здесь уже в третий раз, ни разу туда не попали.
Неподалеку от Улагана находятся знаменитые Позарыкские курганы, но мы почему-то их проскочили. В районе Улагана много красивых озер — не зря его сравнивают с Шотландией. Часам к 12 подъезжаем к перевалу Кату-Ярык.
Изображение

До 1989 года из Улагана в долину Чулышмана был лишь конный путь. В 1987 году председатель колхоза озадачился постройкой дороги. Несколько человек за два года её построили и она просуществовала практически без изменений 20 лет. В 2011 году какие- то проходимцы вымутили денег и попытались проложить альтернативную дорогу. Их ума хвататило лишь на то, чтобы отсыпать дорогу , которая и была там до этого и кончалась тупиком. Мои друзья в первой своей поездке по Алтаю как раз по ней и проезжали. В то время Кату-Ярык был очень опасным, они побоялись спускаться вниз — заночевали наверху. Через два года этот проект забросили — теперь его называют «стройка дураков2». В итоге занялись модернизацией существующей дороги, и на мой взгляд неплохо. По крайней мере дорогу расширили, теперь здесь можно разъехаться. На разворотах есть отбойники. Остался довольно коварный нижний участок, но легковушки там разъедутся. Нужно помнить, что подъем здесь очень крутой — переднеприводным машинам там делать нечего, заднеприводные жучки кряхтят, пердят, но лезут. Полноприводные поднимаются легко. Если не сможешь заехать, то на базе под перевалом помогут, правда с парой тысяч придется расстаться.
С перевала открываются красивые виды на долину Чулышмана:
Изображение

Спускаемся с перевала и едем в сторону Телецкого озера. Подъезжаем к подвесному мосту, построенному по инициативе все того же председателя колхоза («Вот было время (с)»).
Изображение

Тут и обедаем. На ночевку останавливаемся на базе «Каменные грибы»:
Изображение

Называется она так, потому что на противоположном берегу находится местная достопримечательность - «Каменные грибы Чулышмана» - как говорится в описании - «необычные формы рельефа, образовавшиеся в результате избирательного вымывания (по-научному — денудации) неоднородных горных пород. Шляпки "грибов" образованы плотными плитами конгломерата, а "ножки" - более рыхлыми отложениями, которые быстрее "шляпок" подвергались разрушению, в основном, водой, стекающей со склонов.» Но лучше видеть все это живьем.
Берем трех местный отапливаемый домик (500 руб. с человека) и баню на два часа (600 руб/час).
22 сентября — идем на «Каменные грибы». Чтобы попасть туда, нужно переправиться через Чулышман. Лодка стоит 500 руб «туда-обратно». Максимум — 5 человек. После переправы до грибов идти примерно полчаса (меньше километра и подъем метров 150). Но фотосъемку правильнее вести на восходе — потом в сторону Чулышмана встречный свет, в обратную сторону — тень от горы. Мы опоздали, поэтому есть то, что есть.
"Каменные грибы" в долине Чулышмана:
Изображение

Изображение

Часа два тусуемся на грибах, потом я предлагаю сходить на водопад Учар (Чульчинский), так как понимаю, что завтра мы уже туда не попадаем. Сергей и Андрей решают составить мне компанию. Спускаемся вниз и натыкаемся на суровые предупреждения:
Изображение

Изображение

Оказывается внизу родовое поместье и его желательно обойти, что добавляет к нашему маршруту не менее 5 км. Ситуация усугубляется тем, что с нами увязалясь собака с базы, так что обход был неизбежен.
Доходим до Чульчи и начинем идти по тропе вдоль нее.
Изображение

Проходим два каскада водопадиков:
Изображение

Изображение

и видим водопад Учар:
Изображение

Но чтобы подойти к нему нужно еще пройти по скальной полке
Изображение

— для туристов это наверное экстрим, но я такие полки ходил с рюкзаком более 30 кг и без веревок, правда не совсем неудачно (см. мой отчет Тофалария 2014). Здесь позируем перед фотоапаратом, изображая некие потуги (собака просто по низу пробежала).
В итоге попадаем к водопаду — зрелище завораживающее.
Изображение

Можно только представить, как это выглядит по большой воде.
Фотографируем и идем обратно.
Ночуем на той же базе.
23 сентября — с утра выезжаем с базы и едем в на юг Телецкого озера. До него порядка 100км по хреновенькой грунтовой гребенке. Перезжаем через Башакаус, проезжаем Балыкчу и к обеду мы на юге Телецкого озера (мыс Кырсай)::
Изображение

Пару часов толкемся и едем обратно.
Вечером встаем на ночлег на базе «Кату-Ярык», что под перевалом. Мы взяли двухместный домик с баней за 1700 руб. Он не востребован и по-моему зря. Там без проблем разместятся 5-7 человек — при условии, что будут спать в спальниках на полу, так как кровать там одна двухспальная. Можно и больше народу там разместить, но боюсь, что адмнистрация возмутится. Баня маленькая — 3-4 человека, но на всю ночь. Дрова тоже бесплатно — только сам руби (колун есть). Бухаем до 4 часов утра.
Следует сказать, о том как организовано водоснабжение базы, а сделано оно на мой взгляд довольно оригинально — вода берется с водопада напротив базы, над Чулышманом на тросу протянут шланг, через который чистая вода попадает в базу и распределяется по домикам. Отдельный отвод идет к воротам перед базой и летом там струится источник «Вкус водопада». Но в наше присутствие он был перекрыт:
Изображение

24 сентября — хочу сходить на водопад Куркуре. Компанию готов составить лишь Андрей. Водопад на противоположном берегу и 4 км ходу до него. Ценник стандартный - 500 руб. лодка, 5 человек максимум. Идем с Андреем.
Водопад Куркуре:
Изображение

Изображение

Сад камней по дороге к водопаду:
Изображение

Водопад напротив базы «Кату-Ярык»:
Изображение

После обеда выезжаем с базы. Перед выездом подкачиваем колеса грузовичку, который возит дрова на базу. Алтайцы пугают нас снегом, а мы пока расслаблены. Поднимаемся на перевал — здесь уже снежок, но пока он нас не пугает. Фотографируем и едем дальше. Проезжаем Улаган, а снег все сильнее и сильнее..
Метель на Улаганском перевале:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Перед Улганским перевалом натыкаемся на кучу машин — все на летней резине , буксуют, а с перевала грузовики едут в свободном полете, надеюсь что никто не пострадал. У нас резина тоже летняя, но пожирнее. Хорошо себя повел Лендровер — Андрей включил программу «Снег», я думал, что это все фигня, но оказалось неправда — управление каждым приводом было раздельное, один мог тормозить, другой на этой же оси наоборот подкручивать. Так что Андрей проскочил всю жопу без проблем. Мы с Сергеем вроде бы тоже проехали, правда не так быстро. А вот Алексей, чуть не грохнулся — после «Красных ворот» он расслабился, даванул на газ, потом на повороте пытался тормозить, но не удачно — машина тяжелая и его несло, остановился в см 10-15 от обрыва. Только дух перевел, а на встречу алтаец на девятке несется — кое-как обрулил. В общем в Акташе мы были в 8 вечера. Здесь также были видны следы снегопада. Маша посмотрела прогноз погоды — обещали ночью -10 в Акташе.
Мы поужинали в кафе «М-52» и решии ехать до перевала Чике-Таман, пока есть возможность. После Белого Бома снега по краям дороги не стало и перед селом Йодро мы решили заночевать.
25 сентября — с утра мы с Андреем решаем проехать обратно по Чуйскому тракту, чтобы запечатлеть последствия снегопада. Ну и на мой взгляд, не зря:
Изображение

Изображение

Изображение

База "Кочевник" возле с. Чибит:
Изображение

Памятник шоферам Чуйского тракта:
Изображение

Потом едем обратно. На Семинском перевале догоняем своих. К обеду мы в районе Манжерока - здесь конечный этап нашей поездки — бард-фестиваль «Манжерок-занавес лета», но это уже другая история.
Есть точки мест наших стоянок и достопримечательностей. Могу отправить кому нужно.
Последний раз редактировалось Ermichel 20.02.2016 12:48, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
DomNK
Ёжик
Reactions:
Сообщения: 16607
Зарегистрирован: 24.04.2007 16:11
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Сообщение DomNK » 17.02.2016 23:25

Отличный отчет! Спасибо!
Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Но не каждый человек правильно понимает смысл этого правила.

Аватара пользователя
sanches-nk
Неуловимый Ёжик
Reactions:
Сообщения: 2965
Зарегистрирован: 14.05.2007 13:32
Откуда: Новокузнецк
Контактная информация:

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Сообщение sanches-nk » 18.02.2016 10:03

Здорово! С удовольствием прочитал!
Мир неизмерим. Как и мы, как и каждое существо, которое есть в этом мире. (c)

Аватара пользователя
Макс
Ёжик с избушкой
Reactions:
Сообщения: 7597
Зарегистрирован: 03.05.2008 19:52
Откуда: Барнаул
Контактная информация:

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Сообщение Макс » 18.02.2016 10:26

Приятно увидеть любимые места.
Мой финиш - горизонт....

Максим Пономарев
Значкист
Reactions:
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 21.01.2016 0:57

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Сообщение Максим Пономарев » 18.02.2016 16:09

Спасибо от души!

Аватара пользователя
Аккемыч
Ёжик
Reactions:
Сообщения: 3752
Зарегистрирован: 07.12.2011 2:51
Откуда: из Советского Союза

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Сообщение Аккемыч » 19.02.2016 2:19

Молодцы, много охватили.
Некоторые места интересно было увидеть в непривычной окраске, припорошенными снежком :) . К ретранслятору тоже мечтаю пробраться, виды Белухи оттуда классные.

Аватара пользователя
komandor
Ёжик
Reactions:
Сообщения: 6402
Зарегистрирован: 23.01.2012 18:31
Откуда: Новосибирск

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Сообщение komandor » 19.02.2016 12:08

А у меня фото не показывает. :roll:
Все проходит
.

Аватара пользователя
natallli
первый раз в лесу
Reactions:
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09.07.2015 17:18
Откуда: Новосибирск

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Сообщение natallli » 19.02.2016 12:12

Последняя Осень отличилась))
Конец сентября в Горном Алтае порадовал снегом и ветрами по верхам.
Гроты в Талдуринском леднике понравились.
А снежным лесам отдельный плюс))

Аватара пользователя
Ermichel
Ёжик
Reactions:
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 23.09.2010 16:15
Откуда: Красноярск

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Сообщение Ermichel » 19.02.2016 12:38

Аккемыч писал(а):Молодцы, много охватили.
Некоторые места интересно было увидеть в непривычной окраске, припорошенными снежком :) . К ретранслятору тоже мечтаю пробраться, виды Белухи оттуда классные.
До ретранслятора возят из Белого Бома - там есть несколько баз и посто на воротах некторых объявления висят. Лучше конечно свою машину не бить, а Уазик нанять. Но с другой стороны, я бы под ретранслятором и заночевал, если бы время было.
Встретили мы там фотографа - он на нанятом Уазике приехал закат поснимать, сказал что за 2000 руб, но мне что-то мало верится - я бы по такой дороге за 2000 не поехал, да и по остальным алтайским расценкам это как-то дешево.

PbICb
Ёжик
Reactions:
Сообщения: 2982
Зарегистрирован: 02.03.2015 18:40

Re: Автопутешествие по Алтаю, сентябрь 2015

Сообщение PbICb » 20.02.2016 18:05

Спасибо, было интересно. Давненько там бывать не доводилось.

Ответить

Вернуться в «Алтай»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 29 гостей